«ПО СЛЕДАМ ЗАБЫТЫХ ДЕРЕВЕНЬ". ИСТОРИЯ МОЕГО РОДНОГО СЕЛА ПОСПЕЛОВО»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ПО СЛЕДАМ ЗАБЫТЫХ ДЕРЕВЕНЬ". ИСТОРИЯ МОЕГО РОДНОГО СЕЛА ПОСПЕЛОВО»

Милонова А.Д. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение "Поспеловская средняя школа" Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Коловская Т.А. 1
1МБОУ №Поспеловская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление стр.

Вступление____________________________________________3-5

Основная часть:

Гусевка_______________________________________________5-11

Моркваши_____________________________________________11-14

Ключевка______________________________________________14

Заключение____________________________________________15-16

Список литературы______________________________________17

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

А.С.Пушкин.

Вступление

Краеведение – полезное и увлекательное занятие. Не первый год мы изучаем историю заброшенных и забытых деревень, расположенных вблизи села Поспелово Елабужского района. Временной период исследования в основном ограничивается 40-70 годами 20 века.

Численность населения в данный период в этих деревнях катастрофически сокращается. Одной из причин явилась Великая Отечественная война. Другая – переезд, эвакуация людей. Уходят люди, и вместе с ними уходит язык, обычаи, обряды, элементы культуры, народные способы ведения хозяйства. Покрываются бурьяном улицы деревень и сёл, зарастают травой некогда проезжие дороги в деревни, где кипела жизнь, где люди трудились в поте лица, радовались и огорчались, верили в светлое будущее.

Период времени, исследуемый нами, имеет свою особенность: многие люди, родившиеся в прошлом веке, перенесли огромное горе на своих плечах - это время Великой Отечественной войны - и хорошо её помнят.

Сохранение памяти о жизни маленьких деревень – главный мотив в нашей работе, и надеемся, что скромная доля сведений пополнит историю нашего села и района. В настоящее время, например, нет уже деревни Гусевки, Моркваш, Ключевки… Нельзя допустить, чтобы кануло в Лету всё, что было, что составляет основу дня сегодняшнего.

Думается, велико и практическое значение подобного материала. Пособий по краеведению отдельных населённых пунктов нет или очень мало, а необходимость в таких сведениях имеется. Ими могут воспользоваться те, кто изучает наши места, например, историки; ведь в жизни каждой отдельной деревни отражается история страны. Кроме того, Елабуга – край, где возможен расцвет туристического бизнеса, и данные по краеведению, возможно, будут необходимы экскурсоводам.

Целью нашей работы было изучение жизни населения в бывших окрестностях села Поспелово.

Для достижения её мы решали следующие задачи:

-записать рассказы старожилов села о жизни в 40-70 годы,

-сделать фотографии объектов,

-изучить некоторые архивные материалы,

-оформить результаты исследования,

-выступить перед учениками нашей школы,

-выступить на районной конференции в городе Елабуга.

Объектами исследования были полузаброшенные деревни Гусевка, Моркваши, Ключевка.

Предметом изучения являлись бытовые, хозяйственные отношения, элементы культуры.

В преддверии 70-летия Великой Победы, мы уделили особое внимание рассказам старожилов об их военном детстве, которое многим пришлось провести в этих деревнях, в эвакуации.

Каким образом нам удалось собрать материал? Проводились встречи со старожилами, подробно записывались их сообщения; изучалась краеведческая и архивная литература; осуществлялся поиск в Интернете.

Жила-была Гусевка…

Деревня Гусевка – центральное село среди маленьких деревень, которые мы изучали, поэтому нельзя о нём не сказать несколько слов.

Историю деревни мы узнавали , в основном, из бесед со старожилами нашего села : Маевой Александры Васильевны, Русаковой Александры Васильевны, Потаниной Марии Тимофеевны, Русаковой Екатерины Андреевны, Гусевой Варвары Дмитриевны, Согориной Евдокии Ивановны.

Из воспоминаний Маевой Александры Васильевны:

«…Родилась в Гусевке, там и жили до переезда в Поспелово. Жила в Гусевке с 1927 года. Название «Гусевка» -по воспоминаниям Александры Васильевны и других женщин, произошло от пруда, который был в деревне. Пруд был большой, паслись у пруда и купались в нем гуси. Отсюда, как говорят сторожилы, и прозвали деревню – Гусевкой.

Гусевка, откоторой теперь одно название осталось, перед войной без малого 40-50 дворов насчитывала. Это был колхоз «Восход». Председателем в Гусевке был сначала Русаков Андрей Васильевич. А после него – колхоз возглавлял Иван Михайлович Молов. (в 1940-е годы)

Дисциплина в Гусевке была строгая: никто не пил, не прогуливал, от работы не отлынивал. Родом Молов Иван Михайлович был из Мурзихи. Состоял в партии. Любили его сельчане. Когда женился, уважением на селе прониклись и к его жене – Шуре.

Затем председателем в Гусевке был - Пупышев Николай Павлович. Жил Николай Павлович в Морквашах.

Парторгом была Сорвина Александра Михайловна. Жила она в Поспелово. Была строгая, требовательная, выполняла добросовестно свою работу.

Председатели в войну часто менялись: Иван Михайлович Малов, Кузьма Григорьевич Сибиряков, даже женщина одно время командовала – Матрена Гусева.

Основной вид деятельности – растениеводство, животноводство, птицеводство. Но преимущество отдавалось занятию растениеводством. Весь урожай отправляли в Елабугу. В Гусевке был большой конный двор, коровник, птичий двор (курятник). Работали полеводческие бригады. Выращивали в основном – помидоры, огурцы, морковь, лук, было много рассадников. Урожай осенью сдавали центнерами.

Осенью большую часть урожая и семян сдавали в зернофонд, в г. Елабугу, и на овощебазу.

Основной доход колхоза состоял больше от огородничества, чем от земледелия.

В Гусевке была своя кузница. Кузнецом работал Кирилл Елисеевич Потанин. Кузница работала в полную силу: ковали лошадей, ремонтировали технику и т.д.

А дальше – война. Во время войны нужно было за лето с семьи сдать 200 литров молока, яиц – 100 штук, шерсти, мясо – 40 кг. Работала дояркой, телятницей и конюхом. Платы за трудодни никакой не было. Иногда выдавали немного зерна или еще реже – ржи. Основной вид транспорта – конный. Хотя в Елабуге была своя МТС. Работали каждый день. С работы отпускали только на полдня, если отпрашивались по уважительным причинам. Во всех колхозах были ясли. В Гусевке школу построили где-то в 1948 году. Обучение было вначале 4-летним. Учились дети из Гусевки и Ключевки. Учительницей была Штягина Анастасия Георгиевна. После 4-летки дети продолжали учиться в с. Тихоново. В 1969 году в Тихоново был открыт интернат, где проживали дети из Гусевки и других соседних деревень. Там уже была открыта 8-летняя школа. Позже, в Гусевке откроется своя 8-летняя школа.

Семьи создавали с парнями и девушками из других деревень. На уборочной страде познакомилась со своим Александром, будущим мужем. Он был родом из Ключевки. Свадьбу играли в Ключевке.

Мужиков на фронт проводили, но поля и фермы не бросили, на стариковских и девчоночьих плечах выстояли они., не считая пареньков – подростков, что уже с 12 лет (впрочем, как и их сверстники тоже) должны были по 60 трудодней за сезон выработать.

Малолетние, даже грудные дети помехой не были, они в яслях день-деньской находились.

Из воспоминаний Русаковой Екатерины Андреевны:

«…В ноябре 1941 года я ребенка ждала, а родила сразу двух девчонок. В работе от других не отставала. Как и все роженицы в то время отсидела дома положенные пять дней и на колхозную работу пошла. Карточку близнецов послала своему Павлу Тимофеевичу на фронт. Носил их фото солдат на груди, да только не спас этот амулет его от смерти: в самом последнем бою 1945 года погиб он, так и не увидев кровинушек своих. Товарищи сообщили в Гусевку эту страшную весть…»

Не забывали в военную пору мы песни. Какие пели ? Всякие. Какие к сердцу придуться. Мы и сейчас их поем. «Вот кто-то с горочки спустился…», «Расцвела под окошком белоснежная вишня…», «На горе колхоз…».

У нас, в Гусевке, был престольный праздник (а это был Петров день) и жители Тихоново, бывало, специально выходили на бугор, чтобы послушать как мы поем…

- 9 мая мы культивировали на лошадях поле, что возле лугов, - вспоминает Александра Васильевна, - Вдруг видим: бежит председатель сельсовета Петр Гаврилович Фаломьев (он из Ленинграда был, тогда в деревню много эвакуированных понаехало) и о Победе кричит. Бросили работу и праздник устроили. Собрали на столы у кого что было и давай пировать ! Смеемся, ревем, - все было. Потом вскоре подарки за работу получили . Кто в юбку новую нарядился, кто в кофту. Тогда дружно жили мы, не так, как теперь. Жалко, мужиков много не вернулось с фронта, а из тех, что пришли, теперь тоже уже многих нет в живых, потому как от ран, от старости умерли.

Муж ушел на фронт из Ключевки и вернулся с фронта туда же. Пришлось переехать к мужу в Ключевку. В Гусевке жилось лучше, чем в Ключевке….

В 1978 году всех перевели в центральную усадьбу – Поспелово. В Поспелово переезжать не хотелось, но заставили. Дома в Гусевке продавали, но очень дешево. Многие свои дома пускали на дрова…»

Из воспоминаний Русаковой Александры Васильевны (85 лет)

«…Родилась в 1925 году в д. Гусевке, откуда родом была и ее мама. Затем мама выходит замуж в Комарово (Удмуртия). Очень рано умирает отец и семья вынуждена была вернуться обратно в Гусевку, поближе к родным. В семье было три дочери: Надежда, Настя (умерла в раннем детстве), и Александра (б. Шура).

Александра закончила в Гусевке 4-летнюю школу, а в Тихоново – 7-летнюю школу. Учительницей в Гусевке была Перечнова Анна Федоровна. Муж у нее умер, а в семье было трое детей. Так они и росли, учительские дети, вместе с семьей Александры.

Будучи молодой девчонкой, Шура работала дояркой, пасла овец. В Гусевке был большой свинарник, овчарник, коровник.

В годы Великой Отечественной войны жили тяжело, весь урожай сдавали в Елабугу на склад «Сортсемяовощи».

В годы войны, по направлению, Александра направляется с подругами из Гусевки на курсы трактористок. Направили всего семь девчонок. Курсы были организованы на базе Елабужской МТС. Руководителем МТС был Разживин Михаил Григорьевич. За три зимних месяца юные девчонки овладели навыками вождения тракторов. Весной получили дипломы об окончании курсов и сразу были направлены на работу в поля. Распределили всех по соседним деревням: в Моркваши, в Бехтерево (Сарали), в Ключевку. Александра попала по распределению в Моркваши. Два сезона, два лета, она работала на морквашинских полях. Там же она повстречала свою судьбу – своего Ивана, который также работал трактористом после возвращения с войны.

Александра вышла замуж за вернувшегося с фронта Ивана Андреевича Русакова. Вместе с ним они учились в школьные годы. Давно заприметил Иван трудолюбивую красавицу Александру, или, как он ее чаще называл «Шурочку». С фронта он вернулся контуженным, но она об этом ничего не знала. До войны Иван тоже работал трактористом, комбайнером. Служил в войну в Ленинграде. Был ранен, долго лечился в госпитале. После войны его направляют на курсы бухгалтеров в г. Набережные Челны. Окончив курсы, Иван работает бухгалтером. Но большую часть бухгалтерского стажа он отработал уже в Поспелово после укрупнения колхозов. Работал вместе с Сухаревым М.С. Жили в Гусевке, в доме родителей Ивана. В семье было восемь детей. Постепенно все дети, получив образование, разъезжаются по всей стране: В Киев, Петербург, березняки, Елабугу, Казань. Иван с Александрой остаются в доме с родителями.

В Гусевке Александра продолжала работать вместе со своей подругой, Потаниной Марией Тимофеевной, в поле, на лобогрейках. Муж у Марии работал шофером в местной МТС. Работать на лобогрейках было очень тяжело: одна была на лошадях, другая – жнет на жатках. По мере накопления жнивья, приходилось на ходу его сбрасывать и жать дальше. И так весь день, меняя друг друга, работали молодые девчонки в поле на уборке урожая. Сжатый урожай отвозили на свой зерноток в Гусевку. Подменяла подруг на лобогрейках Безгускова Мария.

Вечерами молодежь проводила свой досуг в заброшенном доме-пятистеннике, который переделали под клубное помещение. Отдельного здания клуба в Гусевке не было. Но веселье от этого не было малым. Были достойные гармонисты на селе и были не менее достойные певуньи. Веселились до рассвета, несмотря на усталость, недоедание. А с рассветом – снова на работу. И никто не жаловался, не роптал на тяжелую долю. Очень весело отмечали календарные, сезонные праздники. Собирались семейными парами поочереди в доме у каждого. Приносил каждый что мог, вместе готовили угощение к столу. С горечью, с тоской вспоминает баба Шура момент переезда из Гусевки в Поспелово. Люди уезжали, оставив нажитое имущество на произвол. Бросали плодородные сады возле домов, пасеки… Редко кто перевозили дома в Поспелово: в основном продавали за полцены на дрова. Но Русаковы свой пятистенник не оставили в Гусевке, продали его в Мунайку, где он до сих пор стоит, в нем проживают и по сей день, а значит жива и память.

Баба Шура славится на всю округу, да и за ее пределами, своими чудесными, целительными способностями. Она – как это принято называть, целитель. Дар у нее, как она говорит, - от Бога. С молодых лет лечила сама в поле всех, у кого случится беда: вывихи, сотрясения, растяжения. Помогала женщинам обрести счастье материнства. Все это подкрепляется и сопровождается по сей день, молитвами, обращением за помощью и за благословением к Всевышнему. И Бог не оставляет ее обращения безответными. А баба Шура и по сей день принимает у себя в небольшой квартирке всех, кто обратится к ней за помощью. Она ходит в церковь, молится в доме. Больше она занималась излечением в Поспелово, после переезда из Гусевки. О ней, о ее даре исцеления, неоднократно писались статьи в районных газетах, после чего посетителей у нее прибавилось в несколько раз. Но она не ропщет, не отказывает в приеме. «Бог помогает! Бог научил! А я не имею права отказать никому!» - часто она отвечает на вопрос : «А не трудно ли в преклонном возрасте вам заниматься лечением?». Она даже ведет некую статистику важной для нее информации. Она сама мать, а поэтому главное назначение женщины – стать матерью, считает наиглавнейшим предназначением. И благодаря ей, ее усилиям, ее лечению, с Божьей помощью и благословением, на свет появилось 82 ребенка у женщин, которым был поставлен страшный диагноз – бесплодие. Прожив трудную, но интересную жизнь, баба Шура дает шанс другим родителям, а конкретнее – их детям – родиться и жить, радовать и радоваться жизни. Вот уж, воистину, пути Господни неисповедимы….»

Труд в годы тяжелых испытаний бабы Шуры оценили: она имеет грамоты за высокие показатели в соц. Труде, медали за труд в колхозе. Награды хранятся в домашних архивах детей.

Прожили Александра с Иваном в браке – 40 с лишним лет, а точнее - 48. Вырастили двух дочерей – Раису и Надежду и сына Юрия. Все стали – достойными людьми: Раиса – закончила медицинский техникум, Надежда – медицинский институт, а Юрий – работает в нефтяной промышленности. Дожили до 7 внуков, и 9 правнуков!

Моркваши

В целях реорганизации, укрупнения колхозов, в 1950 году Гусевку объединяют с Морквашами. Моркваши становятся центральной усадьбой. А председателем остается Пупышев Николай Павлович.

Из воспоминаний Осиповой Анастасии:

«…В Морквашах у нас когда-то 120 дворов было. Колхоз «Трудовиком» назывался. Клуб, школа, магазин, медпункт, мельница, водокачка, даже водопровод – словом, все, что для жизни нормальной надо, было. Сад был большой яблоневый, осенью от яблок доход имели.Была в Морквашах свиноферма, овцеферма, работали полеводческие бригады на полях. Была своя школа – вначале – 4-летка, а затем – 7-летка. После 7-летки дети из Моркваш продолжали учебу в Елабуге. Разорили все. А земля, луга какие были! Для скотины приволье! Наша деревня могла и центральной усадьбой совхоза быть, а теперь полуразвалившийся дом стоит там.

Военное лихолетье Моркваши, понятно, не обошло стороной. Хватили женщины горя, полной чашей его измерили. Лен растили, рожь жали серпами на 20 сотках (такая норма была) за день, а горох и гречу – на 50. Лобогрейка, самосброска – эта «техника» нам хорошо знакома. Целыми ночами хлеб на току молотили. Дома же картошку для фронта сушили, предварительно отварив ее слегка. Такая «соломка» довольно долго хранилась. Картошка, она всегда нас выручала. Пойдем в половодье за семенами на станцию – ее, родимую, вместо хлеба за пазуху сунем и то хорошо, силы есть тяжелые мешки тащить аж за 70 киллометров.

- От работы не отказывались, время такое было, понимали, что к чему…. Затем Моркваши и Гусевку , в 1978 году, переводят в совхоз Поспелово, где также председателем остается Пупышев Николай Павлович. Овечью ферму переводят в Мальцевскую сельхозартель, которая относилась к Поспеловскому поселению. Коровник и свинарник в последующем из Гусевки также переведут в Мальцево…»

Из воспоминаний Петра Сергеевича Сафронова, Героя Советского Союза:

«…Я родился в 1925 году в д. Моркваши Елабужского района ТАССР. Русский, член КПСС. В январе 1943 года был призван в армию. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 января 1944 года.

Детство я провел в деревне, учился в семилетней школе. Как все сверстники любил природу, всегда принимал участие в посильном общественном труде. Был спокойным, общительным, увлекался чтением книг о гражданской обороне.

Перед Великой Отечественной войной семья переезжает в рабочий поселок Бондюжский ( ныне г. Менделеевск). Я продолжил учебу в средней школе № 1, а затем в школе ФЗО. До ухода в армию работал слесарем в одном их цехов химического завода имени Л.Я. Карпова.

В январе 1943 года был призван в армию. Пришло время, и меня вместе с моими товарищами отправили на фронт.

В боях при форсировании Днепра, мне пришлось заменить погибшего командира. Сражение было выиграно. В том бою я получил ранение в правую руку.

За этот бой на Днепре Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года мне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Об этом я узнал находясь на излечении в госпитале.

После демобилизации в 1948 году я руководил спортивной работой в районе, являлся членом бюро райкома комсомола, принимал активное участие в мобилизации комсомольцев и молодежи на выполнение заданий четвертой послевоенной пятилетки. Общение с молодежью побудило меня получить педагогическое образование. Я поступил в Елабужское педагогическое училище. Получив диплом учителя, я вернулся в родную школу, учил детей, воспитывает в них высокие чувства коллективизма. В начале 1960-х годов по патриотическому призыву уехал на Север, в Коми АССР….»

Это интервью мы брали у П.С. Сафронова, когда он был еще жив. Ученики нашей школы, которая носит имя героя, побывали в Сыктывкаре, встретились с Петром Сергеевичем.

Прожил он 70 лет. Умер в 1995 году. Его последним прижизненным желанием было – побывать в родных местах: Морквашах, Гусевке, Ключевке. Там, где прошло его беззаботное и счастливое детство. Ему хотелось посмотреть на нашу школу воочию. Но….увы, жизнь распорядилась иначе…..

Ключевка

По воспоминаниям старожилов села, название деревни Ключевка произошло от того, что в деревне много ключей из-под земли било. Колхоз назывался «Каменьщик», председателем был Маев А. Д.

Из воспоминаний Маевой Галины Михайловны:

«… В ключевке был свой птичник, коровник. Был большой смородиновый сад, который приносил немалый доход от сдачи собранных ягод. Школы своей в Ключевке не было, поэтому дети учились в соседней Гусевке.

По берегу реки Тоймы были разбиты шахты по добыванию известнякого камня. Отсюда – название колхоза – «Каменьщик». Работали в шахтах мужчины не только из Ключевки, но и из Гусевки. Труд был не легким. Но известняк пользовался спросом как строительный материал.

На 1964-1970 гг в Ключевке было всего 7 домов. Многие переезжали в соседние деревни, так как здесь не было никаких условий проживания. На телетнике и птичнике работали женщины из Гусевки. В холодную зимнюю стужу женщины не возвращались в Гусевку, а ночевали в Ключевке, так как дороги через реку были заметены. Воду возили на ферму из реки Тоймы в бочках, даже в сильные морозы. Водопровода в Ключевке своего не было.

После расформирования дома распродавали, перевозили, но были и мародеры, которые их просто разворовывали, растаскивали…»

Заключение

Вот такие истории о жизни простых деревенских людей мы услышали и записали. Эти люди на самом деле замечательные, потому что в беседах с ними наполняешься такой теплотой, которая словно окрыляет душу, и хочется идти к ним снова. Кроме того, перед нами открылась одна интересная вещь: чем дальше углубляешься в поиск, тем больше он увлекает тебя за собой.

Каковы итоги исследования?

Во-первых, все цели, поставленные перед нами в начале поиска, достигнуты. Проведено более 20 встреч с 15-ю информаторами, записаны их рассказы и сделаны фотографии. Изучены некоторые архивные и электронные материалы. Организованы выступления в школе и на районной конференции с презентациями о забытых деревнях. Весь материал оформлен в печатном виде.

Во-вторых, нами приобретены навыки исследовательской работы: умение собирать материал, систематизировать его, оформлять. Получены очень важные для жизни уроки общения с людьми.

Наконец, обогатились наши знания о селе Поспелово и его окрестностях. Видно, что история деревень, как в капле воды, отражает историю страны. В жизни деревень очень много общего, по-другому и быть не может, но в каждой есть нечто своё, неповторимое. И люди похожие, но каждый из них личность со своим взглядом на жизнь, взять, например, отношение к колхозам. Сравнение хозяйственной жизни исследуемого периода и наших дней не в пользу последних. Нас интересуют вопросы: «Почему так много выращивалось культур на полях, а сейчас даже картофель не сажают?», «Куда пропали коровы, лошади, свиньи – мы, деревенские дети, их скоро не будем узнавать?», «Почему деревни становятся пустыми и заброшенными?»… Возможно, и Поспелово ждёт участь забытой деревни?

Прилагаем иллюстративный материал в презентации о Гусевке, Морквашах, Ключевке и фотографии тех, кто рассказывал о своей родине, а также фрагменты документов. Исследование представляет материал в большей части о забытых и полузабытых деревнях, окружавших Поспелово. История самого села Поспелово подлежит отдельному изучению – это наша будущая цель.

Список литературы

  1. Архивная справка Государственного Архива Кировской области (от 18.02.97);

  2. Н.А. Шмонов «Ради жизни на земле», Елабуга, 1995 г;

  3. М.Д. Абзянов «Здравствуй, Елабуга», Казань, Татарское книжное издательство, 1980 г;

  4. Список населённых мест. (По материалам переписи 1933 года).

  5. Фольклористика Елабуги и Елабужского района, ЕГПИ, 1995 г.

  6. Интернет –источник : http://Elabuga.ru

  7. Материалы экспедиции школьников Поспеловской средней школы Елабужского района в г. Сыктывкар к Сафронову П.С. , 1991 ;

  8. Сообщения информаторов, бывших жителей деревень Гусевки, Моркваш, Ключевки - Маевой А.В., Русаковой А.В., Осиповой А., Сафронова П.С., Русаковой Е.А., Маевой Г. М., Потаниной М.Т.

Приложение

Русакова Екатерина Андреевна

Похоронка на мужа

Русакова Александра Васильевна (85 лет)

«…В годы войны, по направлению, Александра направляется с подругами из Гусевки на курсы трактористок. Направили всего семь девчонок. Курсы были организованы на базе Елабужской МТС….

Прожили Александра с Иваном в браке - 48 лет!!! Дожили до 7 внуков, и 9 правнуков!!!

Русаков Иван Адреевич

Сафронов Петр Сергеевич,

Герой Советского Союза

«…Я родился в 1925 году в д. Моркваши Елабужского района ТАССР. Детство я провел в деревне, учился в семилетней школе.

Перед Великой Отечественной войной семья переезжает в рабочий поселок Бондюжский ( ныне г. Менделеевск).

Наша школа носит имя Петра Сергеевича Сафронова

(переписка с Героем Совесткого Союза)

Одно из последних писем от П.С. Сафронова

Маева Галина Михайловна

«… В Ключевке был свой птичник, коровник. Был большой смородиновый сад, который приносил немалый доход от сдачи собранных ягод. Школы своей в Ключевке не было, поэтому дети учились в соседней Гусевке.

По берегу реки Тоймы были разбиты шахты по добыванию известнякого камня. Отсюда – название колхоза – «Каменьщик».

Потанина Мария Тимофеевна

Работала Мрия Тимофеевна в поле с подругами на лобогрейках.

Муж у Марии работал шофером в местной МТС. Работать на лобогрейках было очень тяжело: одна была на лошадях, другая – жнет на жатках. По мере накопления жнивья, приходилось на ходу его сбрасывать и жать дальше. И так весь день, меняя друг друга, работали молодые девчонки в поле на уборке урожая. Сжатый урожай отвозили на свой зерноток в Гусевку.

Восстановленная карта исчезнувших деревень…..

26

Просмотров работы: 1650