ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Русаков А.И. 1
1Архангельская область, Северодвинск, МБОУ "СОШ №5"
Выползова Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №52
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Мы живем на древней земле, ходим по сокровищам, которым нет цены. Совсем рядом с Северодвинском палеонтологи всего мира изучают уникальные местонахождения организмов, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Найти уникальные окаменелости с отпечатками могут не только ученые, но и обычные жители, так как они находятся буквально у нас «под ногами».

Иностранцев, которые специально приезжают в Архангельск увидеть древние отпечатки, удивляет, что в России, также в Архангельской области знают о геологическом прошлом своей страны, о древних уникальных палеонтологических находках только узкие специалисты. / 1, с. 11/. Как такое возможно? На все эти вопросы мы и решили найти ответы в своей работе.

Изучением геологического прошлого Архангельской области я занялся с 1 класса. Выступал по данной теме на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» (2009-2010 у.г.), участвовал в городском конкурсе проектов «Моя коллекция окаменелостей» (2010-2011 у.г.), опубликовал работу в журнале «Юный краевед» (2012).

Объект исследования: Архангельская область.

Цель работы: изучение геологического прошлого Архангельской области.

Поставленная цель требовала решения следующих задач:

1. Углубленное изучение литературы по данной теме.

2. Выяснение геологического прошлого Архангельской области (посещение краеведческого музея Северодвинска, Архангельска; сравнение экспозиций).

3. Пополнение коллекции окаменелостей с отпечатками и сравнение с книжными образцами.

4. Познакомиться с трудами М.В. Ломоносова – как основоположника геологии в России.

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. С чего все началось?

Началось все с урока в 1 классе (2008-2009 учебный год). «Окружающий мир», когда мы изучали тему «Что у нас под ногами». /6,С.8 /.

Потом мама показала две статьи из газеты «Северный рабочий». Первая статья «Черные копатели на Солзе» (16 октября, 2009) и «Ископаемое с грядки» (29 октября, 2009). / 9, с. 1; 8, с. 3 / Из этих статей я узнал, что много миллионов лет назад на территории Архангельской области, где мы живем, было теплое море и что, любой человек, даже дачник, копая грядки, может у себя на огороде найти окаменелости с отпечатками древних существ. У меня возник вопрос, неужели окаменелости с древними отпечатками действительно лежат у нас под ногами?

1.2. Моя коллекция.

Я решил собрать свою собственную коллекцию камней с отпечаткамиразных существ. Во время прогулок на территории МОУ «СОШ № 5» за 2 года мне удалось найти 28 камней сразличными отпечатками. Я их мыл, сушил для того, чтобы очистить от песка и земли, внимательно рассматривал их с помощью лупы, сравнивал с книжными образцами и образцами, представленными в Интернете. Некоторое сходство, к моему удивлению, я обнаружил.

1.3. Северодвинский краеведческий музей.

В каждом городе существует краеведческий музей, основным назначением которого является просвещение населения, ознакомление с природой и историей родного города. Посетив Северодвинский городской краеведческий музей зал «Природа Северной тайги», обнаружили карту Архангельской области с обозначением различных месторождений и 21 образец горных пород и минералов. Дата открытия музея - 4 марта 1970г.

5

1.4. Архангельский областной краеведческий музей (АОКМ).

Мы съездили в Архангельский областной краеведческий музей и посмотреть, что есть там по данной теме. Архангельскому областному краеведческому музею 160 лет. Я узнал, что в фондах его хранятся более 1600 образцов горных пород и минералов и свыше 530 палеонтологических экспонатов.

1.4.1. Зал «Природа Архангельской области».

Экспозиция посвящена «Эволюции органического мира» (развитие жизни на земле изображается в виде спирали). Я узнал, что 5 млрд. лет – происхождение Земли. Жизнь на Земле появилась в водной среде более 4 млрд. тому назад. Почти 3 млрд. лет существовали только одноклеточные формы. Первый геологический период - Вендский (600 мл. лет назад).

Каждому геологическому периоду посвящен стенд (10 стендов). Нашему вниманию были представлены карты, информация и палеонтологические экспонаты каждого из периодов, найденные на территории области.

1.4.2. Карта древнего мира (начало вендского периода).

Планета Земля много миллионов лет назад выглядела совершенно по-другому. Было 2 материка: Северная Гондвана (Индия, Антарктида, Австралия) и Южная Гондвана (Африка, Америка, Азия). На территории современной Африки были льды, на территории нашей страны было теплое море.

1.4.3. Вендский период.

600 миллионов лет назад территория Архангельской области была дном теплого моря, где обитали разнообразные многоклеточные организмы. За 40 миллионов лет появилась, достигла расцвета и полностью исчезла своеобразная флора и фауна. Эти существа древнее динозавров на 300 миллионов лет. /4, с. 98; 5, с. 100/.

6

1.4.4. Международная конференция.

В 2009 году в Архангельске состоялась международная конференция, посвященная Вендскому периоду. В выставочном зале представлены 3 плиты с отпечатками вендских существ. Для вендских существ характерно то, что они не имеют ни панциря, ни скелета - они были мягкотелыми. Наши отпечатки признаны лучшими в мире. Основания:

  • мелкозернистый песок, по которому они двигались и впоследствии который превратился в камень, отразил все мельчайшие складочки тел этих существ;

  • отсутствие хищников;

  • труднодоступность мест нахождения отпечатков (отсутствие жилья, хозяйственной деятельности человека, дорог).

Этим обстоятельством пользуются браконьеры, которые ведут незаконные раскопки. /4, с. 98; 5, с.100/.

1.4.5. В музейных архивах.

Смотритель зала вендского периода, узнав о том, что я интересуюсь данной темой, показала мне редкую литературу, которой нет в библиотеках города и свою коллекцию экспонатов. Экспонаты присылают благодарные посетители, жители Архангельской области, которые когда-то побывали в Архангельском областном краеведческом музее. В руках у меня окаменелый трилобит. Трилобиты похожи на больших мокриц, при опасности сворачивались в бронированный шар, защищая мягкое брюшко. Размеры: от 1 мм до 1м. При линьке сбрасывали шкурки. Время распространения: кембрий, ордовик и силур (около 500 миллионов лет тому назад).

1.4.6. Подарок музейного работника.

Смотритель музея подарила на память мне о встрече два «камешка». Это оказался белемнит. Белемниты - полностью вымерший отряд головоногих моллюсков. Иногда их называют "чертов палец". Родственны современным

7

осьминогам и кальмарам, обладали мощной внутренней раковиной - ростром. Именно ростр вы можете видеть на фотографиях. Ростр белемнита находился

на конце мягкого тела и служил балластом для того, чтобы животное не переворачивалось и не виляло во время движения (быстрое реактивное движение осуществлялось задним концом вперёд за счёт выбрасывания воды). Активные хищники. Охотились стаями. Время распространения - карбон – мел (около 200 миллионов лет назад).

1.4.7. Итоги посещения АОКМ.

В АОКМ мы нашли информацию и материальные доказательства того, что на территории Архангельской области много миллионов лет назад было теплое море, и жили древние существа, отпечатки которых признаны лучшими в мире.

1.5. Анкетирование учащихся и педагогов.

Материалов по данной теме было найдено очень много, но они практически не известны широкому кругу людей. Мы разработали анкету для учителей и учащихся с целью выявления уровня осведомленности по данной теме. Задавали вопрос: «Знаете ли Вы, что на территории Архангельской области много миллионов лет назад было теплое море?», предлагали варианты ответов «Да», «Нет», «Что-то слышал по этому поводу». Через анкетирование 2009-2010 у.г. опросили 123 ученика (6 классов) и 21 педагога. В 2011-2012 у.г. 133 ученика (7 классов) и 22 педагога. Вывод был сделан следующий: как 3 года назад, так и сейчас больше 50% опрошенных этого не знали, что подтвердило мысль о малой распространенности и известности среди широкого круга людей данной информации. /Приложение № 2/.

1.6. М.В. Ломоносов о геологическом прошлом Севера.

В ходе работы я узнал, что наш великий земляк М.В. Ломоносов еще в 18 веке в своей работе «О слоях земных» писал о том, что «Следы теплолюбивых

8

растений и животных (например, «индейских») в земных слоях Севера указывают на то, что там был жаркий климат». / 2, с. 41 /. Главным средством познания земли он считал изучение обнажений на поверхности.

Обнажения поверхности земли бывают естественные (деятельность природы) и искусственные (деятельность человека). Естественные обнажения – те места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). Естественные обнажения являются результатом деятельности природы: неживой (солнечный свет, температура, влажность, местные факторы) и живой (влияние живых организмов друг на друга). / 2, с. 169 /.

Изучение искусственных обнажений. М.В. Ломоносов под изучением искусственных обнажений понимал:

  • те, которые образуются на рудниках и в каменоломнях, копях;

  • в различных подкопах: колодцах, погребах, рвах, бороздах, могилах;

  • и даже пашнях, так как последние, если не глубоко вскрывают недра, зато простираются далеко. / 2, с. 181 /.

1.7. На берегу Северной Двины.

Летом я езжу в деревню Нижние Хаврогоры, она находится на правом берегу Северной Двины. Переправиться на другой берег реки можно только на пароме. Иногда приходится ждать его очень долго. В ожидании переправы я исследую берега реки, собираю и рассматриваю камни. Белые пористые глыбы, как потом я выяснил - это гипс. Нашел несколько камней с отпечатками раковин, следы, камни с вкраплениями, окаменевшее растение или животное. Пытаюсь определить, что это или кто это, ищу информацию в литературе и Интернете.

Если следовать определению М.В. Ломоносова, то я использовал главное средство познания земли – изучение естественные обнажений земли (в данном случае - это берег реки Северной Двины).

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель работы была: изучение геологического прошлого Архангельской области.

Данная тема хорошо разработана и представлена в литературе разного плана. Много написано научных книг и статей, защищены научные диссертации, широко отражена она в разных уровня периодических печатных изданиях, большое количество материалов в Интернете. Удивительно, что при таком большом разнообразии печатных материалов информация по данной теме не распространена среди широкого круга жителей Архангельской области.

Информацию и материальные доказательства по нашей теме можно найти только в Архангельском областном краеведческом музее, в Северодвинском музее такой информации нет. Получается, что для жителей города Северодвинска получение данной информации затруднено.

Подтверждением тому стали и результаты анкетирования учащихся и педагогов нашей школы. Ситуация за 6 лет не чуть не изменилась: когда рассказываешь взрослым или детям, видишь удивление и чувствуешь недоверие к словам.

В 5-9 классе я перестал активно заниматься этой темой, но интереса не потерял.

Что я узнал нового за эти 5 лет?

  1. На территории Архангельской области образован в 1998 году Беломорский государственный природный заказник. Цель - сохранение и восстановление редких северных животных и птиц в местах концентрации на путях пролета, обитания и размножения в бассейне реки Северной Двины; сохранение прибрежных лесов у дельты Северной Двины и Белого моря.

10

  1. Начата работа по организации геологического заказника «Солзенское местоположение многоклеточных животных поздневендского периода» в районе выхода на поверхность окаменелостей на реке Солза вблизи Северодвинска. Статус особо охраняемой территории позволит проводить целенаправленную деятельность по сохранению уникальных окаменелостей, а также геологической и палеонтологической информации, имеющую неоспоримую научную ценность в мировом масштабе; вести борьбу с так называемыми «черными копателями», варварски снимающими бесценные пласты почвы и продающими за рубеж.

За эти 9 лет мне удалось без особого труда на территории своей школы № 5 и берегу Северной Двины, в районе Нижних Хаврагор собрать собственную коллекцию окаменелостей с отпечатками древних существ. Пополняю ее каждый год. Это является доказательством того, что привычное, часто находящееся у нас под ногами, является «живым» свидетельством многолетней истории нашей земли.

Возможные направления работы для заинтересованных ребят:

  1. Наш земляк М.В. Ломоносов - основоположник теоретической и практической геологии, геохимии и горной науки в России.

  2. Сбор собственных коллекций окаменелостей с отпечатками на берегу реки Солза, Северной Двины, Белого моря. Изучение. Попытка определить, как называется, животное или растение, к какому геологическому периоду относится, современные виды.

Общие рекомендации:

  1. Северодвинскому краеведческому музею расширить и дополнить экспозицию «Природа Северного края».

  2. Необходимо популяризировать данную тему среди жителей нашей области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Дернова С. Следы невиданных существ // Российская газета. 2007. - №188.- с.11.

  2. Ломоносов М.В. – основоположник геологической науки. Д.И. Гордеев. Московский университет, 1953.

  3. Надель-Червинская М.А, Червинский П.П. Большой толковый словарь иностранных слов, в 3-х томах, г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г.С.544.

  4. Очерки по геологии и полезным ископаемым Арх. Обл. Отв.ред. Р.М. Галимзянов, сост. А.Ф. Станковский.-Архангельск: Поморский госуниверситет, 2000. – 192с.

  5. Поморская энциклопедия: в 5т./гл. ред.Н.П. Лаверов. Архангельск, 2001-. Т.2: Природа Архангельского Севера/гл.ред. Брызова; Поморский гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова, Ломоносовский фонд. – Архангельск. Поморский университет, 2007.-603с.:ил.

  6. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. /А.А. Плешаков.- 8-е изд.-М. : Просвещение, 2006.-127с.:ил. – (зеленый дом).

  7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 /А.А. Плешаков.-10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009- 143с.: ил. - (Школа России).

  8. Романова М. Ископаемое с грядки // Северный рабочий. 2008.- 29 окт.- с. 3.

  9. Романова М. Черные копатели на Солзе // Северный рабочий. 2008. – 16 окт. – с. 1-2.

  10. Я познаю мир: палеонтология: Энцикл. / С.В. Наугольных; Худож. С. В. Наугольных. – М.:ООО»Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак»: 2004. – 399,с.:ил.

12

Приложение № 1Словарь

Археолог - ученый, специалист в археологии.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, укреплениям), основным способом открытия и изучения являются раскопки.

Геолог - специалист, ученый в области геологии.

Геология - наука о строении, составе, закономерностях развития и истории Земли; изучает последовательное во времени образование осадочных и других пород, месторождений полезных ископаемых, смену физико-географических условий, историю органической жизни.

Геохронология - геологическое летоисчисление - время и последовательность процессов образования горных пород различного возраста, выявляет относительную древность осадочных пород по заключенным в них остаткам организмов.

Палеонтолог - специалист в области палеонтологии.

Палеонтология - наука об историческом развитии живой природы в течение всего геологического прошлого Земли; наука об ископаемых животных и растениях.

Популяризация - изложение научного или вообще сложного вопроса в общепонятной форме.

Популяризировать - излагать в общепонятной форме; распространять среди широких масс, делать что-либо широко известным.

Фауна — совокупность всех видов животных какой - либо местности, страны или геологического периода.

Флора - совокупность всех видов растений какой - либо местности или геологического периода.

Экспозиция - показ произведений искусства, исторических (музейных) материалов, подобранных и выставленных по определенной системе.

13

Приложение № 2

Сводные результаты анкетирования

Анкетирование учащихся и педагогов.

Динамика результатов за 3 года (ученики)

 

Вопросы

Да

Нет

Что-то слышал

   

Колво

%

Колво

%

Колво

%

2009-2010

Ученики

123

46

37 %

64

52%

13

11%

2011-2012

Ученики

133

33

25%

61

46%

39

29%

 

Динамика

 

- 12%

 

- 6%

 

+ 18%

Динамика результатов за 3 года (педагоги)

 

Вопросы

Да

Нет

Что-то слышал

   

Колво

%

Колво

%

Колво

%

2009-2010

Педагоги

21

4

19%

13

62%

4

19%

2011-2012

Педагоги

22

5

23%

16

73%

1

5%

 

Динамика

 

+ 4%

 

+ 11%

 

- 14 %

Просмотров работы: 1775