Оглавление
Введение 3 - 4
Основная часть 5 - 10
Глава 1. Биография художника – земляка 5 - 8
Глава 2. Творчество Василия Николаевича Силина 9 - 10
Заключение 11
Список источников и литературы 12
Приложение 13 - 19
Введение
Без прошлого нет настоящего,
без настоящего нет будущего.
Тема моей исследовательской работы: «Жизнь и творчество художника – земляка Силина Василия Николаевича». Наверное, любой человек гордится местом, где он родился и живет. Особую гордость испытывают люди, если в их городе или селе жили или живут известные люди. Вот и мне захотелось узнать, кто из моих земляков не только внес свой вклад в развитие села, но и стал известным за его пределами. Сейчас много говорят о любви к «малой родине», но для того чтобы ее любить, нужно прежде ее узнать.
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого подростка, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край. Например, в моём родном селе Абрамовка родился художник, картины которого находятся в нашем сельском доме культуры. Я провела анкетирование среди старшеклассников на тему: « Знакомы ли вы с творчеством Василия Николаевича Силина?» В результате проведённого анкетирования я определила проблему: отсутствие интереса к культуре родного края у современных подростков. Из 30 опрошенных старшеклассников только 3 человека знакомы с творчеством художника. Поэтому я поставила перед собой цель – собрать материал о земляке – художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека.
Основные задачи: 1. Познакомиться с биографией и творчеством художника-земляка.
2. Выявить истоки основной тематики его художественных полотен.
3. Составить картинную галерею из работ В. Н. Силина.
Актуальность исследования обосновывается не только моим личным интересом к творчеству художника-земляка, но и тем, что сегодня возникла необходимость обратить пристальное внимание на общечеловеческие ценности. Это доброту, чувство любви к родному краю, красоту Земли, к ее необъятным просторам, на умение понимать прекрасное и видеть его рядом как в природе, так и в художественном творчестве. А проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.1
Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только одного земляка - художника нашего села. Поэтому обобщено информацииотносительно немного. В своей работе я использовала воспоминания односельчан, материалы, накопленные в школьном музее. Документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.
Практическая направленность работы состоит в следующем: пропаганда творчества талантливого человека села, пополнение материалов школьного музея.
Основная часть
Глава I
Биография художника - земляка
Василий Николаевич Силин родился 27 сентября 1918 года в селе Абрамовка Воронежской области. ( Рис. 1) Благодаря воспоминаниям старожил и картин художника, я узнала, что Василий Николаевич родился и рос на улице Камышинка. Это он изобразил свой дом. (Рис. 2) После раскулачивания семья переселилась в город Эртиль, микрорайон Соколовка, здесь прошли детство и юность Василия. Родители сумели воспитать в своем сыне любовь к Родине, природе, людям, жизни. Способность к художественному творчеству проявилась у него ещё в раннем детстве. Он осознавал, что должен начать с азов, нисколько не уповал на талант, а только на упорство и бесконечный труд. Василий Силин окончил Пензенское художественное училище, а затем художественный институт имени И. Е. Репина. После окончания учебы работал школьным учителем рисования, в 1939 году был уволен за опоздание на десять минут. Первые свои работы Василий развешивал у себя дома на саманных стенах. Жаль, что большинство из тех многочисленных рисунков, что скрашивали убогость жизни в саманном домике на Соколовке, потерялись в круговерти событий жестокого двадцатого века. Но некоторые из первых полотен художника, после многих поздних доработок, всё - таки уцелели и теперь хранятся в выставочном зале Эртильского краеведческого музея. Это «Поминовение усопших», «Туман (Соколовский пруд)», «Ручеек старого парка», «Милая саманка», «Соколовский куст»», «Старый парк. Танцплощадка». Всё это – любимые, милые сердцу уголки его родного края. В этом же ряду – и картина «Раздумья природы». Сколько добрых и тёплых чувств она рождает!
В своих письмах уже на склоне лет Василий Николаевич вновь и вновь возвращается в юность. Особенно ему памятна была последняя встреча с отцом на перроне станции «Оборона». Он, новобранец, отправился на службу в армию. Ещё не началась Великая Отечественная, но то, что война неизбежна, было понятно уже всем.
- Отец меня на прощание крепко-крепко обнял, - вспоминал Василий Николаевич, - и негромко произнёс: «Ты, сынок, гляди, не отказывайся ни от какой работы. Армейская служба – это сейчас твоя работа. Тяжёлая работа…»
А вскоре ворвалась война. Отец проводил на фронт ещё двоих сыновей и дочь. Сам же от тоски и боли душевной слёг и – больше не поднялся.
В сентябре 41-го артиллеристу Василию Силину дали краткосрочный отпуск домой. Времени хватило лишь на то, чтобы обложить могилку дёрном да помянуть с матерью отца. И – прямиком туда, где разворачивалась битва за Москву.
…Сознание то возвращалось к нему, то он словно уплывал на свинцовых волнах какого-то фантастического океана. Очнулся оттого, что кто-то тормошил его: «Товарищ, товарищ… - как сквозь сон услышал Василий. - Ты жив?» – «Жив он, жив, - ответил другой голос. - Разве не видишь? Давай его сюда…» То были бойцы кавалерийского корпуса легендарного генерала Льва Доватора. А наткнулись они на Василия Силина на опушке леса – уже почти безжизненного, лежавшего навзничь, с заброшенными за голову руками. Его, попавшего в окружение, схватили фашисты, но помогли случай и добрая женщина. Он бежал и окольными путями, через чащобы и болота пробирался к линии фронта и, вконец обессиленный, полуживой, свалился с ног. Вот они, картины, – словно всполохи его фронтовой памяти: «Воспоминание», «Нас оставалось только трое», «Разведка Л. М. Доватора», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Маршал Жуков».
Тогда, на фронте, он чуть было не потерял зрение. Мучительные дни и недели тянулись в госпитале сплошной чёрной полосой. Ни на минуту его не покидала страшная мысль: «Неужели полная слепота? Господи, как же я буду рисовать?!» Тогда же в госпиталь стала наведываться к раненым и помогать им девушка, которую звали Лена. Ободрила, поддержала, укрепила и помогла она вернуться и к жизни Василию. Постепенно и зрение у него стало возвращаться. Прошло какое-то время, и милая девушка, день и ночь, дежурившая у госпитальной койки, стала его женой. Потом, через много лет, он напишет «Портрет жены», который станет для него признанием в любви самому близкому человеку.
- Помню, когда впервые услышал в исполнении Людмилы Зыкиной песню «Растёт в Волгограде березка», - рассказывал Василий Николаевич, - я не мог сдержаться, и слезы сами собой выступили на глазах.
И он поехал в Волгоград. Там и родилась его картина, которую он так и назвал – «Растёт в Волгограде березка». Сюжет её прост: на фоне силуэта скульптуры «Родина-мать» - трепещущая на ветру березка, которую в память о четверых погибших братьях посадил уцелевший в боях Федор Рыкунов.
А в послевоенном сорок восьмом он праздновал своё возвращение к жизни. И этот праздник ложился на холсты многоцветьем красок – буйных, шальных, словно кричащих: «А жизнь – хороша, и жить – хорошо!» Всё, что изображал художник, шло в унисон послевоенному оптимистичному настрою людей. К гораздо поздней работе послевоенного времени относится картина «Цветы ветеранам».
В послевоенные годы Василий Николаевич решил со всем семейством перебраться в Эртиль. Его уже утвердили заведующим районным отделом культуры, но первому секретарю райкома партии не ко двору пришелся деятельный, самостоятельный, имеющий свою точку зрения руководитель. И, как это обычно бывает, от неугодного руководителя нашли повод избавиться. Но Василий Николаевич никогда обиды на сей счёт не держал.
Последние годы жизни провел в городе Липецк. Василий Силин в старости начал терять зрение (сказались военные годы), но писать картины не бросил. Каждый раз, наведываясь в родные края, Василий Николаевич привозил в дар землякам свои картины. Так собралась целая коллекция – 47 полотен, - которая и послужила основой выставочного зала Эртильского краеведческого музея. (Рис. 3) В книге отзывов – множество добрых слов, обращенных к художнику. Вот, например, таких, сказанных молодыми эртильцами: «Мы не раз бывали в нашем музее, и всякий раз заново открывали для себя удивительный мир, созданный художником Василием Силиным.2 Глядя на его картины, видишь всю прелесть нашей земли. Так и хочется ступить на берег ручья в старом парке, ощутить запах цветов с картины «Букет ветеранам», пробежать по улицам Абрамовки…» Картины Василия Силина – словно широко распахнутое настежь окно. А там – родина и родные ему лица. Скончался и похоронен в городе Липецк.3
Глава II
Творчество Василия Николаевича Силина
А теперь рассмотрим основные темы художника. В связи с его огромной любовью к природе родного края, основной тематикой картин Василия Николаевича стало изображение красоты родного края, той красоты, которой мы порой не замечаем. Где же брал темы для своих картин художник? Он часто гулял у реки Елань, на восходе, на закате наблюдал за природой. И все, что встречал на своем пути художник, становилось предметом его изображения. И действительно, глядя на его картины, мы с легкостью можем узнать те места, где мы и сами не раз бывали. И невольно удивляешься: как это можно было раньше не замечать такой красоты. Вот некоторые картины, которые мне удалось найти: «Деревня Абрамовка», «На лугу», «Тихая заводь», «Подсолнухи». (Рис. 4)
А вот самая удивительная работа В. Н. Силина – это Александр Сергеевич Пушкин на краю нашего леса. Силин назвал свою картину «Пушкин на песчаном броду». (Рис. 5) Глядя на это полотно, мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где, кажется все случайно и беспорядочно. Каждой линией, каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша художник бережно и точно выявляет натуру. Особенно поражает изящество, гибкость коротких штрихов, определяющих направление, фактуру, объемную форму листвы, стволов, веток, кареты и самого Александра. Вместе с тем все его работы выполнены свободно и легко, что возможно только в момент вдохновения.
Война, она затронула много жизней и не прошла мимо Силина. Огромный отпечаток в сердце художника оставили эти страшные военные годы. Не мог художник не запечатлеть лицо войны на своих картинах. Он прошел всю войну, был ранен и никогда не расставался с карандашом. Вторая тема работ художника – это полотна, посвященные Великой Отечественной войне.
(Рис. 6) «Стою на огненной черте», «Солдаты в бою».
Василий Николаевич пробовал себя и в сюжетных работах. Он изображал своих родственников, передавал их чувства и переживания. (Рис. 7) «Сёстры», «Тётя»
Самая выдающаяся картина В. Н. Силина показывала борьбу за мир, оптимизм народа, счастье мирной жизни. Его «Голубь – символ мира» на республиканской выставке в Молдавии был отмечен первой премией. Это заслуженная награда моего земляка.4
Всю любовь к родному краю, свою страсть поэтической души, весь жар сердец, весь огромный талант художник вкладывает в одну тему, которую с полным правом можно назвать «Песнью о Родине». И эта песня звучит громко и торжественно на весь край, пробуждая в людях с новой силой трепетное чувство любви к Родине, родному краю. И это не означает, что картины Василия Николаевича однообразны, напротив, его творчество показывает, что внутри одной темы можно найти бесконечное богатство содержания. Василий Николаевич Силин человек, который своим талантом озаряет души людей. Он – яркая творческая личность со своим неповторимым способом выражения мира на холсте. Своеобразное видение природы, обаяние, искренность делают произведения нашего земляка интересными. Картины Силина несут заряд бодрости, оптимизма, способны затронуть душу человека. Главным источником вдохновения для художника была, конечно же, Родина.
Заключение
Изучая историю Родины, родного края, не обязательно выискивать в ней одни лишь славные страницы. Не менее любопытными, чем боевые сражения или древние замки, являются "мелочи" самой обыкновенной жизни, самых обыкновенных людей: их быт, помыслы, чувства. Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.5
Наш край известен богатой историей. Историю, как известно, создают люди. А люди - главное богатство нашего села: и те, кто здесь родился, вырос, возмужал, трудился и творил, приумножая его славу, и те, кто трудился и трудится за его пределами, при этом, никогда не забывая о своей малой родине. Сегодня мы с гордостью называем имена замечательных людей, выходцев из нашего маленького живописного села. Среди них замечательный художник Василий Николаевич Силин. Я очень рада, что смогла собрать материал и донести его до своих сверстников. Мне удалось собрать галерею из 11 полотен. Считаю, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков. Я поняла, что могу гордиться своим селом и его достойными людьми. Безусловно, путешествие и открытие чего-либо нового – это тот волнующий опыт, которым хочется поделиться. Исследовательский интерес пробуждает во мне патриота. Не потребителя, а жителя, гражданина моего маленького села, название которого Абрамовка. В будущем я продолжу работу по изучению известных людей, так как еще много интересного хранит мой край. Моё исследование – это всего лишь небольшая лепта в это нужное и полезное дело. Мне хотелось бы завершить свое исследование словами В. Шукшина: ”Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!“
Список источников и литературы
Детская энциклопедия Москва, ООО «Издательство Артель», ООО «Издательство АСТ», 2003г
Кравченко Т.Ю. «Я познаю мир: Искусство», 1998 с. 201
Источники и справочная литература по истории и административно-территориальному делению Воронежского края Акиньшин А.Н. «Малая родина» в книжно-журнальном формате / А.Н. Акиньшин // «Край родной»: развитие школьного краеведения в Воронежской области (методическое пособие). Воронеж, 2013. С.4-27.
Материалы школьного музея /История села Абрамовки/
Приложение 1
Фото Силина Василия Николаевича
Приложение 2
Улица Камышинка, дом художника
Приложение 3
Эртильский музей и зал с работами художника В. Н. Силина
Приложение 4
Тема природы в картинах Силина
Деревня Абрамовка
Приложение 5
Александр Сергеевич Пушкин на броду
Приложение 6
Война в творчестве художника
Приложение 7
Изображение близких людей
1 2.Кравченко Т.Ю. «Я познаю мир: Искусство», 1998 с. 201
2 Источники и справочная литература по истории и административно-территориальному делению Воронежского края Акиньшин А.Н. «Малая родина» в формате / А.Н. Акиньшин // «Край родной»: развитие школьного краеведения в Воронежской области (методическое пособие). Воронеж, 2013. С.4-27.
3 Материалы школьного музея /История села Абрамовки/
4 Материалы школьного музея /История села Абрамовки/
5 Детская энциклопедия Москва, ООО «Издательство Артель», ООО «Издательство АСТ», 2003г