ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА

Муллагалиев А.Р. 1
1МБОУ СОШ с.Субханкулово
Муллагалиева А.Ф. 1
1МБОУ СОШ с.Субханкулово
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Цель исследования: Изучение истории рода, народа, родного края.

Задачи: 1. Проследить родственные связи в семье Субханкуловых .

2. Сохранение преемственности поколений.

3. Восстановить утраченные цепи.

4. Выявить происхождение названия села Субханкулово.

2.Практическая значимость.

Шежере – поистине ценнейшие исторические источники. Их сущностное предназначение – осмыслить нашу жизнь в более широких временных изменениях, прочувствовать свое место в общем историческом процессе. Гордость за свою Родину неразрывно взаимосвязана с гордостью за ее прошлое, за свои корни, за предков, достойных нашей благодарной памяти. Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего.

3.Структура исследования:

- выбор темы и методов исследования,

- сбор информации,

- обобщение информации, выводы.

4.База исследования: МБОУ СОШ с. Субханкулово, семья Субханкуловых

5.Методы исследования:

-изучение историко-краеведческой литературы, архивов сельских поселений;

-в изучении семейных архивов, интервью с людьми старшего поколения.

Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………………..…3-4

2.Методика исследования……………………………………………………..5-8

3. Заключение…………………………………………………………………….9

4. Использованная литература…………………………………………………10

5. Приложение……………………………………………………………………11

Введение

«Для башкира важно знать три вещи: свое

собственное происхождение, поименное

звание и объяснение звезд, знание придании

и легенд о великих ханах» (М. Уметбаев)

Шежере – родословная, генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в

которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались

сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые

атрибуты: тамга, птицы, дерево. Согласно обычаям башкиры должны были

запоминать имена своих предков до 10-15 колена. В связи с тем, что шежере

каждого рода, записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло

собой большую ценность. Этими шежере башкиры очень дорожили и с особым

пристрастием их хранили. Хранителями шежере обычно были мулла или один из

наиболее авторитетных аксакалов рода. Они записывали в шежере события и

имена людей, современниками которых являлись сами. Перед смертью аксакал

или мулла передавал шежере своему преемнику, который нередко заново его

копировал. Потерять шежере рода считалось большим позором и истосковалось

как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое

шежере строго охранялось, редко, кому показывалось, за пределами рода его

местонахождения почти никому не было известно (2,3).

Тема актуальна, т.к. « познать свои корни, по сути, познать себя». Совсем недавно я узнал, что название нашего села и фамилии отца Игнатьевой Г.О. Субханкула одинаковы совсем не случайно. Почему наше село так назвали? Кем был Субханкул? Почему в Туймазинском районе и в Бурзянском районе есть одинаковые географические названия село Субханкулово, река Нугуш. В своей исследовательской работе я попытаюсь найти ответы на эти важные для меня вопросы. Поэтому целью моей работы стало изучение рода Субханкул.

Задачи:

  1. Проследить родственные связи рода Субханкул.

  2. Сохранение преемственности поколений.

  3. Восстановить утраченные цепи.

  4. Выявить происхождение названия села Субханкулово.

Методика исследования.

  1. Изучение историко-краеведческой литературы.

Здравствуйте, меня зовут Муллагалиев Альмир. Я учусь в 8классе. Тема моего исследования: «История моего села». Меня давно интересовала данная тема. И когда я начал исследовать родословную, я обратил внимание на то, что имя прапрапрапрапрадедушки Гузель Октябрисовны совпадает с названием нашего села. Я обратился к учителю с вопросом, откуда произошло название нашего села Субханкулово. И вместе мы обратились к книге профессора исторических наук БГУ Асфандиярова Анвара Закировича «История сел и деревень Башкортостана», где выяснили следующие факты. По словам сельчан, аднагуловцы основали новое поселение под названием Субханкулово(1). Бывший его житель, ныне уфимец Хабибулла Муллазалялович Муллазалялов,1909 года рождения, подполковник в отставке, на основании записей по истории родного села, составленных его отцом, утверждает, что первопоселенцем был его далекий предок Субханкул Мансуров. Вместе с ним открываем дело о материалах 5 ревизии 1795 года, где и находим этого Субханкула Мансурова, которому исполнилось 56 лет, т. е он был 1739 года рождения. Нас заинтересовал факт, что эту информацию предоставил Хабибулла Муллазалялович Муллазалялов. Мы нашли его статьи в журналах «Агидель» №8 1982 года, №2 1991 года, «Ватандаш» №3 1997 года, где мы получили более подробную информацию. Из поколения в поколение передавалось, что в наших родных краях раньше шумели леса на бескрайних равнинах(6). Вдоль гор, протянутых с запада на восток, текут реки Усень, Нугуш. На берегах этих рек возникли деревни Аднагулово, Зигитяк и Агиртамак. Среди них самая большая Аднагулово, которая стала административным центром. В этой деревне самыми уважаемыми, почетными людьми были Аднагул указной мулла и мулла Мансур. Они увлекались не только религией, но и образованием. Мансур для деревенских детей открыл несколько школ. Название деревни пошло от имени Аднагула. Позже деревня выросла, в ней открылись три медресе, еще семилетняя русская школа. Таким образом, Аднагул стал волостью, позже-центром района. Семьи Аднагула и Мансура жили дружно между собой. Потом они породнились. Сын Мансура Субханкул женился на дочери Аднагула Малике. И Аднагул отдает часть земель своих Субханкулу. Ему тогда было 20 лет. Парень был крепкого телосложения, никого не боялся. Ровесники считали его своим атаманом. Собрав группу друзей, он ходил на охоту в дремучие леса. Домой возвращались с богатой добычей. Субханкул с малых лет интересовался сельским хозяйством. Его отец хотел чтобы он увлекся наукой. Но Субханкул хотел заниматься руководящей деятельностью. Когда ему исполнилось 22 года он переезжает на равнинное место возле деревни Исмай. Субханкул оказался очень строгим, жестким хозяином и поэтому его выбирают старшиной. На новом месте он устанавливает порядок. Это все происходило в 18 веке. Хоть Субханкул и был злым, он был справедливым. Он интересовался жизнью людей, бытом в первую очередь, какое хозяйство, какую скотину держат. Так как башкиры вели полукочевую жизнь, основным богатством были лошади, крупнорогатый скот. Молодой старшина обращал внимание и на это. Уважение к нему росло. Вдобавок на башкирские земли нападали с запада татары, уводили стадами скотину. Поэтому между соседями постоянно возникали раздоры. Это происходило от Старых Туймазов до Белебея. Но какие бы случаи не происходили, Субханкул встречался с соседями, разговаривал, до кровопролития не доводил. Его сила была в дипломатии. А если бы он решился воевать, у него сил хватает: у него были 4-5 отряда, все верхом на лошадях, расположены на 4-х точках. Центр штаба – в своем имении, в Субханкулово. Отрядами командовали его друзья. Немало земли занимал Субханкул. Поэтому было большое влияние на власти. Был близким другом Алексеева, генералом Белебеевского наместника при царском государстве. Однажды Субханкул пригласил к себе в гости генерала. Большого гостя угощают башкирскими блюдами, кумысом. Показывают танцы и другие стороны своего мастерства, устраивают скачки лошадей. Генерал Алексеев с интересом смотрит на жизнь башкирского народа, быт; выражает благодарность за оказанное уважение, гостеприимство. Но вскоре все меняется. Российское государство усиливает захват башкирских земель. Проходят годы, отношения между царским государством и местным народом становятся сложнее. Они не только отнимали земли, но и собирали налоги. Дело шло к восстаниям. Под руководством Пугачева начинается Крестьянская вооруженную дружину из нескольких десятков человек, отправляет в Стерлитамак на помощь С. Юлаеву(4,5). Но эта весть доходит до Белебея Алексееву. Генерал вызывает Субханкула, освобождает его от всех обязанностей и угрожает тем, что его могут отправить на каторгу. Субханкула спасает то, что два чиновника очень хорошо друг друга знали и не раз спасали его от разных бед. Дела налаживаются после того, как он дарит своему русскому другу стадо лошадей. Но Алексеев не торопится возвращать Субханкула на прежнию должность. Наоборот, ему приходится сидеть в Белебеевской тюрьме, Алексеев в то время продолжает продавать башкирские земли. После Пугачевского восстания, царское государство раздает земли бывшим военным и их детям. Скоро у берегов Усень появляются первые русские деревни: Воздвиженка, Никитинка, Егоровка и другие. Проходят годы. Старый Субханкул руководство своими делами полностью передает Хаккетдину, десятому сыну от четвертой жены, который к этому времени был совсем зрелым парнем. Новый хозяин занимается скотоводством. За добрые дела Хаккетдина называли, «Хаккетдин мулла». У Хаккетдина было семеро детей. Сыновья Багаутдин, Хайретдин, Захретдин, Сагдетдин, Сазретдин- все трудолюбивые. Далее в этой статье идет полная информация о династии родословной Захретдина.(3).

2.Изучение архива сельских поселений.

Я не нашел в этой статье более подробную информацию прапрадедушки Гузель Октябрисовне Сагдетдине. И я обратился в архивную службу Туймазинского района. Там нашли информацию о сыне Хаккетдина Багаутдин. И выяснил, что продолжатели этого рода живут на Туймазинской земле. Об истории рода Субханкул архивных и историко - документальных источниках я не нашел. И основную информацию я получил от его внучки Игнатьевой Г.О. Сын Хаккетдина Сагдетдин. В 1885 году у Сагдетдина родился сын Ахматзаки. Ахматзаки учился в медресе деревни Аднагулово. Перед революцией он был назначен указным муллой в Шаранский район деревни Алпаево. В 1905 году появляется на свет его сын Махасим. Махасим также как и его отец учился в медресе деревни Аднагулово. Когда они вместе с семьей переехали в деревню Алпаево он окончил среднюю школу, а затем двухгодичный педагогический институт. Работал учителем в деревне Кармалке Туймазинского района. Женился на Кашифе. У них родилось 5 детей. Принимал участие в Великой Отечественной войне в освобождении Ржева, Твери, Курска. Под Курской дугой получил ранение и был в 1944 демобилизован домой. Продолжил работу учителем в Ильчимбетово. Был назначен директором Сарсазовской школы. Педагогический стаж 43 года. Мой отец Октябрис сын Махасима родился в 1938 году в деревне Кармалка. В 1945 году вся семья переезжает в деревню Буляк Шаранского района. Начальную школу Октябрис окончил в деревне Каракулово. Семилетнею школу в Сарсазово. Среднюю школу в Базгиево. В 1959-1962 году служил в Советской Армии. В 1962-1967 году учился в Башкирском Сельскохозяйственном институте. В 1967-1974 работал главным агрономом в Шаранском районе. В 1975 году перевели главным агрономом в Туймазинское управление сельского хозяйства. С 1989-2000работал главным инспектором охраны природы (советник 3 класса). Мой отец имеет много наград такие как: золотая медаль ВДЭНХ, командирские часы, похвальная грамота.

Заключение.

В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этими шежере башкиры очень дорожили и бережно хранили. Результаты проведения исследовательской родословной семьи Субханкула открыли мне тайны загадки их предков. Я выяснил, что существует несколько предположений о происхождении названия села Субханкулово. И одно из них связано с предками рода Субханкул. Вглядываясь в их лица на пожелтевших фотографиях, перебирая их удивительные в своей простоте письма или же намного более древние шежере, мы ощущаем свою сопричастность к бесконечной смене поколений, ответственность за сохранение и воспроизводство жизни, окружающей нас родной природы. Свою исследовательскую работу я считаю незавершенной, т. к мне хотелось бы изучить архивные данные в городе Уфе и найти более подробную информацию о роде Субханкул, а также о своем роде. Я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную. Ведь родословная – суть нашего прошлого, суть будущего.

Использованная литература.

1. А.З. Асфандияров. История сел и деревень Башкортостана – Уфа: Китап, 1993

2. Р.Т. Азнабаев, А.З. Асфандияров. «Знаешь ли ты свои корни?» Научно-методическое пособие по подготовки и проведению народного праздника «Шежере байрамы» - Уфа: «Белая река», 2006 год.

3. Туймазинский район, Республика Башкортостан. Национальный состав населенных пунктов по переписям 18-21 веков. Автор и составитель Г.В. Шаяхметов – Туймазы, «Туймазинский вестник», 2007 год.

4. Журнал «Агидель» №8, 1982 год.

5. Журнал «Агидель» №2, 1991 год.

6. Журнал «Ватандаш» №5, 1997 год

Приложение

Кол-во (об. пола)

1783

1795

1816

1858

1870

1895

1917

1920

башкир

тептярей

122

37

6

155

272

565

292

40

597

84

674

119

666

130

 

15

 

Просмотров работы: 687