Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Моя малая Родина. Имена на карте. Сретенье…………………………..4
Заключение………………………………………………………….……..9
Список использованной литературы………………………….………..10
Введение.
Для человека названия городов и деревень - не просто географическая
номенклатура, а близкая, дорогая сердцу история жизни. В этом селе он
родился, а в этом ходил в школу, здесь родина его родителей, а здесь живет
его самый лучший друг.
Каждое село, город имеет свою историю, свое, не похожее на других, лицо.
Те из них, которые существуют по сей день, могут рассказать о себе сами. Но сколько на Руси заброшенных сел и деревень?! Их имена уже не встретишь на карте. Нет в живых их жителей — некому хранить о них память. А ведь эти села сыграли не последнюю роль в истории России.
Деревня Михайловка, в которой находится наша школа, в народе делится на две части: Старую и Новую. «Старая» Михайловка имеет свою
многовековую историю, а вот «Новая» - молода. Основная часть жителей
этой деревни — выходцы из сел Сретенье, Любаново, Будиловка, Ветровка,
Хутора. Села эти готовились под затопление при постройке Рыбнинского
водохранилища. Данное строительство (так и не завершенное) стало
последней точкой в истории и без того уже приходящих в упадок деревень.
Меняются поколения, и внуки уже почти ничего не знают о родине своих
дедов, о своих исторических корнях.
В МБОУ «Михайловская СОШ» с 2003 года действует этнографический музей. Помимо сбора старинных предметов быта большое внимание в работе музея уделяется изучению истории родного края. Основной целью работы музея является ознакомление учащихся школы и местных жителей с историей родного края, сохранение культурного наследия.
На это же ориентировано и данное краеведческое исследование.
Моя малая Родина. Имена на карте. Сретенье.
Я живу в деревне Михайловка, и мне часто приходится слышать имена соседних деревень, поселков, хуторов. Некоторых из них уже нет. Они живы в памяти людской, и их названия будоражат что-то в глубине души: Стиж, Ступино, Будиловка, Ветровка, Любаново, Сретенье.
Согласитесь, какое красивое имя – Сретенье.
Берег р.Рыбница, где располагалось село Сретенье.1
С родителями я ездил летом на реку Рыбница и часто слышал от них это название, но для меня оно ничего не значило до недавнего времени.
В 2014 году нашему классу было поручено собрать материал для школьного этнографического музея. Чтобы написать летопись деревни Михайловка, было решено воспользоваться материалами орловского областного архива. В огромных старых книгах, предоставленных сотрудниками архива, мы встретили названия многих сел и деревень Орловской области. И вот в рукописной книге «Ведомость церквей Орловского уезда 1755 года» мелькнуло знакомое – «Сретенье». Там говорится о церкви села Сретенье-на-Рыбнице, именно так называлось это село в 17-18 веках. Заселено оно было в начале 17 века однодворцами, «служивыми», военными людьми с семьями. Фамилии некоторых из них сохранились в названиях близлежащих хуторов и деревенек ( Сырцевка, Ветровка, Ступино, Каменка).
Лишь оставшиеся деревья напоминают о том, что здесь когда- то были населенные пункты.
Из архивных данных мы узнали, что построена церковь села Сретенье была на средства прихожан и священника Михаила Семова.
В 1755 году в селе было 45 домов.
В 1841-1862 годах церковь капитально перестроил священник Иванов. ( Из-за ветхого состояния архивного документа, не смогли правильно понять имя священника.) Вот как описывается местоположение церкви: «.. расположенная на высоком берегу Рыбницы, недалеко от впадения в нее оврага».2 Именно в то время к церкви пристроили два престола: во имя Николая Чудотворца и во имя Мученицы Параскевы.
Найденная нами информация внесла ясность в празднование престольного праздника в деревне Михайловка.
Каждое село, деревня имеет свой престольный праздник. В деревне Михайловка он отмечается 11 ноября и называется Временная. В церковных календарях такой праздник не упоминается. Рассматривая разные версии происхождения этого праздника, предлагаемые местными жителями, мы решили обратиться к наиболее достоверному источнику и попросили разъяснения у секретаря Орловско-Ливенской епархии о.Игоря.
Нам объяснили, что Временными на Руси назывались особые 12 пятниц. А именно: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я пятница – перед Благовещением; 3-я – на Вербной неделе; 4-я пятница – перед Вознесением; 5-я – перед Троицыным днем; 6-я – перед Иваном-Купалой; 7-я – перед Ильей Пророком; 8-я – перед Успеньем; 9-я перед Архангелом Михаилом; 10-я- перед Кузьмой-Демьяном; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением.
В эти Великие пятницы женщинам нельзя заниматься рукоделием. И посвящены пятницы Святой Параскеве Пятнице. Именно 11 ноября православная церковь чтит память Святой Параскевы Пятницы.
Параскева Пятница, великомученица, жила в 3 веке от Рождества Христова. Родители ее особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних- пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами – язычниками. Приведенная за это под суд к военноначальнику, посланному для истребления христиан, отвергла соблазнительные предложения и не стала поклоняться идолам. Тогда после зверских мучений ее повесили на дереве. Параскева Пятница пользовалась большим уважение на Руси у простого народа. Ей молились о сохранении домашних животных, об исцелении от недугов. Считали. Что она сохраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле и воде. До начала 20 века иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. Иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста со Свитком и крестом в руках.
Что касается церкви села Сретенье ( а историю села мы смогли восстановить только благодаря информации о церкви), то в 1883 году храм был расписан внутри живописью. Тогда же в селе была открыта земская школа на средства священника Василия (Свиридова). В 1894 году вместо этого здания священником отцом Александром (Свиридовым), на его средства построено новое здание школы. В конце 19 века в школе обучалось 40 мальчиков и 25 девочек. А рядом с селом Сретенье тот же священник построил церковно-приходскую школу, где обучалось 22 мальчика и 16 девочек.
Вот еще некоторые сведения, почерпнутые в архиве. В книге «Орловская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года» читаем: « Сретенье (Сретенское) – село казенное при реке Рыбница. 51 двор. 160 жителей мужского пола, 157- женского пола. Церковь православная -1».
А вот сведения из «Списка населенных пунктов Орловской губернии по Орловскому уезду за 1927 год»: « Сретенье – село Сретенского сельского Совета. Река Рыбница. Количество хозяйств 107, в том числе крестьянского типа 107. Жителей обоего пола 526 человек.» Значит Сретенье, пройдя через революцию и гражданскую войну, не только уцелело и расцвело. Тогда здесь располагалось здание сельского Совета, школа 1 ступени, пункт по ликвидации неграмотности, церковь.
Фото руин храма в селе Дубовец. Сретенский храм был расположен в 10 км выше по течению р.Рыбница
А вот последнее официальное печатное упоминание о селе встречается в книге «Орловская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1965 года». Там говорится, что село Сретенье входит в состав Сретенского сельского Совета, но центр уже расположен в деревне Любаново.
Церковь закрыли в 1938 году, как тогда писали, « по ходатайству местных жителей».
В годы Великой Отечественной войны из Сретенья ушло на фронт 80 человек, а вернулось – только двое. Среди погибших был и последний священник храма Сретенье Господне Свиридов Митрофан Александрович.
А в конце 80-х годов 20 века постройки в селе Сретенье, в том числе и храм, были разобраны: освобождали место для Рыбницкого водохранилица.
Так перестал существовать памятник архитектуры- церковь Сретенье Господне и закончилась история села Сретенье.
Но для меня и моих одноклассников имя Сретенье никогда уже не будет чужим. Я говорю «имя», потому что судьба этого села так похожа на человеческую жизнь. Оно знало и рассвет, и старость, и..
Мы помним о тебе, Сретенье…
Прощай, Сретенье и прости.
Заключение.
Сегодня мы живем во время больших скоростей. События мелькают как картинки в калейдоскопе. Не хватает времени остановиться, задуматься о том, что вокруг нас, что было до нас. События 20-летней давности нам кажутся «преданиями старины глубокой».
Из жизни уходят не только поколения людей, но и целые села, деревни. А ведь когда-то там бурлила жизнь: рождались дети, играли свадьбы, радовались и грустили. Люди тех мест и не предполагали, что когда-то их родное село станет всего лишь упоминанием в архивных книгах. Когда представишь, сколько таких сел «умерло» по всей России, это пугает.
Моя родина – деревня Михайловка – маленькая. Я с содроганием думаю: а не ждет ли ее та же участь, что и Сретенье. Я гоню от себя эти мысли. Живи, Михайловка. Мы что-нибудь придумаем, и ты не станешь «заброшенной деревней», а останешься любимым уголком моего детства.
Список использованной литературы.
Ведомость церквей орловского уезда за 1755 год.
Века над Окой. Книга-альбом. – Орел: издательство ОГТРК, 1998 -790с, ил.
Воробьев А. Прощай, Сретенье//Наша жизнь – 2001 – 8 сентября – с.11.
Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566-2000 годы – Орел: издательство ОРАГС,2003 – с.528, ил.
Орловская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года.
Орловская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1965 года. – Орел, 1965 – 134 с.
1 Все фотографии сделаны школьниками МБОУ «Михайловская СОШ»
2 «Орловская губерния. Список населенных мест по сведениям1866 года»