ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИРОДЫ В СЕЛЬКУПСКОМ ОРНАМЕНТЕ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИРОДЫ В СЕЛЬКУПСКОМ ОРНАМЕНТЕ.

Алешина В.С. 1
1МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево
Андреева Н.Н. 1
1МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тот, кто не помнит прошлого, не имеет никакого будущего.

Г. В. Хазанов

Введение.

На территории Колпашевского района люди жили еще 4 тысячи лет назад.

Селькуп – таёжный человек (сель - лес, тайга, куп – человек). По другому их еще называют остяко – самоеды.

Мы живем на одной земле с этим своеобразным народом, Культура селькупов, переплетаясь со славянской и хантыйской культурой, но сохранила свои особенности. Сегодня мы ещё можем многое узнать о селькупах от них самих: их жизни, их предках, традициях и обрядах. Но дошла ли до наших дней национальная одежда, предметы быта, посуда? Передается ли это из поколения в поколение или храниться только в музеях?

Пройдет немного времени, и селькупская культура растворится в культуре других народностей. И этот процесс не остановить. Возможно, наши потомки будут изучать селькупов, как несохранившуюся народность.

Многое можно сказать о культуре народа и даже проследить историю нации, изучая его орнамент. Орнамент-зеркало древней культуры. Он служит не только для украшения предметов, но и несет в себе информацию о человеке, его роде, принадлежности к нации или народности. Он охраняет и защищает, так как в нём закодирована коллективная память многих поколений, в которой как в зеркале отражаются их представления об окружающем мире, где живут духи и боги, люди и звери, рыбы и птицы, деревья.

Цель:

Изучение изображения элементов природы в смысловом орнаменте селькупов и использование его в наши дни.

Задачи 1года.

  1. Познакомиться с литературными источниками.

  2. Познакомиться с изображением элементов природы в орнаменте народностей севера и их смысловой нагрузкой.

  3. Сделать сравнительный анализ изображения элементов природы в орнаменте народностей севера.

  4. Сбор информации путем опроса представителей селькупов, проживающих на территории Колпашевского городского поселения.

5. Изобразить элементы селькупского орнамента на бумаге.

Задачи 2 года.

  1. Продолжить сбор информации путем встречи с носителями информации о селькупских традициях.

  2. Проанализировать насколько сохранилось и используется орнаментальное искусство селькупов в наши дни.

  3. Выполнить на различных материалах элементы селькупского орнамента.

  4. Донести до населения информацию о традиционном селькупском орнаменте через организацию выставки и СМИ.

Гипотеза

Мы предполагаем, что символическое изображение природы в традиционном орнаменте селькупов было достаточно распространено. В наше время селькупский орнамент используется редко.

1. Обзор литературы

В рамках данной исследовательской работы помимо информации, записанной нами от представителей селькупского этноса, были использованы опубликованные источники. Это статьи Н.А. Тучковой – доцента кафедры археологии и этнологии ТГПУ, кандидата исторических наук, организатора и участника нескольких этнографических экспедиций 1980-1990-х гг. в районы проживания южных селькупов и статьи и очерки известного томского этнографа профессора Г.И. Пелих.

Из них мы узнали, что круг орнаментированных предметов у селькупов не был широк. Украшалась главным образом берестяные изделия (Приложение 1, рис.1,2)) и одежда. Широко применялся орнамент на берестяной посуде. Заготовка, обработка бересты и нанесение на нее узоров были разработаны до мельчайших подробностей и закреплены в народных традициях. Орнамент на бересту наносили методами: выскабливания, теснения, проколом, нанесением рисунка и аппликации.

Также орнамент можно найти и на одежде.

Украшения на одежде селькупов были минимальными. В конце XIX –начале XXвека нашивками контрастной ткани окаймлялись обшлага, пройма рукавов, ворот, край правой полы, подол, подподольник. На подоле женской юбки или платья в нескольких сантиметрах от края пришивали две полосы красного цвета. Парка Тазовских селькупов-оленеводов иногда украшались широкой полосой ткани с орнаментом, с орнаментом в виде зигзагообразно расположенных треугольников. Селькупские узоры мозаики из меха и сукна можно встретить на голенище обуви.

Интересно, что в конце XIX – начала XX веков одежда селькупов состояла из верхней и нательной. Основной верхней одеждой была длинная шуба из шкур животных, крытая сверху тканью. Селькупские женщины славились изготовлением так называемого «сборного меха»: долгое время - несколько промысловых периодов – женщина копила лапки белок, соболя, мелкой шкуры горностаев. Затем меховые лоскутки выделывали и сшивали в меховое полотно. Из такого меха шили как женские, так и мужские длинные шубы. ( Приложение 1,рис.3)

Длинная шуба из сборного меха представляла собой значительную семейную ценность. В начале XX века такая шуба была обязательным свадебным подарком от семьи жениха невесте.

Зимой мужчины носили двойные штаны. Женщины вплоть до середины XX века поясной одежды не знали. У них бытовали длинные вязаные чулки, чаще всего из овечьей шерсти. Нарымские селькупки сохранили очень древний тип вязки - «на одной игле», когда-то заимствованный у русских поселенцев. Очень ценились рыбацкие чулки (для них придумана конская пряжа из гривы) их достоинство в том, что они пропускали воздух (значит «дышит» кожа), но практически не промокали, даже если попала вода в бахилы. Достаточно снять такие чулки, встряхнуть, и всё, сушить не надо. (Приложение1, рис4)Мужские рубахи и женские платья шили из покупного материала прямым покроем на кокетке.

Работая над литературными и интернет источниками, мы столкнулись с интересными фактами. "... В 1972 г. известный томский этнограф профессор Г.И. Пелих опубликовала монографию «Происхождение селькупов», где отмечает черты сходства в культуре Нарымских селькупов, а также обских хантов и енисейских кетов с культурой протошумерийцев В своей работе Галина Ивановна приводит четыре таблицы близко совпадающих селькупских и шумерийских орнаментов. Одна из этих таблиц воспроизводится.( Приложение 1,рис.5) .Г.И. Пелих отмечает, что в области изобразительного искусства у селькупов и у шумерийцев наблюдается сходство в манере изображения, своего рода штампы при передаче определенных понятий.

Из очерков Г.И. Пелих /Селькупы ХVII века/ мы узнали, что орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. Большое влияние оказывает проживающие по соседству народности. А соседство с хантами отразилось в схожести орнамента.

Из статьи Гребенникова М.К. «Пояснения к орнаментам, изображённым на сувенирах и изделиях народных художественных промыслов» нами рассмотрены образцы хантыйского орнамента. У многих образцов орнамента есть свое название: «Оленьи рога», «След медведя», «Щучьи зубы», «Лисий локоть» и т.д. Существуют орнаменты, которые наносятся только на мужскую или только на женскую или детскую одежду. Образцы предлагаемых орнаментов объединены по группам: небесные светила, птицы, животные, (Приложение 1,рис.6)

Из фондов музея нам было передана копия изображения орнамента селькупов, собранного в с. Иванкино Кудряшовой Тамарой Константиновной. Орнамент содержит изображения элементов природы (небесное светило-солнце и его лучи, птица-уточка, животные - медведь, лягушка, змея, человека - мужчины и женщины, большого человека начальника скопление людей) и явлений природы – течет речка ( движение), а так же элемент стойбище. (Приложение 1 ,рис7 )

Работая с музеем, мы получали консультативную помощь старшего научного сотрудника Колпашевского краеведческого музея Титовой О.М., возможность выполнения зарисовок орнамента с берестяных экспонатов музея, возможность сделать фотографии экспонатов фонда музея: селькупского платья и берестяные предметы.

2.Материалы и методики исследования.

Объектом исследования является орнамент, используемый в традиционной культуре селькупов, предметом исследования – изображения элементов природы в смысловом орнаменте. При проведении исследований нами использовались следующие материалы и методики:

  1. Работа с литературными и интернет источниками, с предметами музейного фонда – источниками, содержащими информацию об изображениях элементов природы в культуре селькупов.

  2. Метод опроса представителей селькупов через анкетирование и встречи.

  3. Провели сравнение изображения орнамента селькупов с. Иванкино, переданного Кудряшовой Тамарой Константиновной, и орнаментом хантов.

  4. Изучение селькупского орнамента на предметах быта найденных путем взаимодействие с различным социумом.

  5. Выполнение на различных материалах элементов селькупского орнамента.

  6. Работа с музеем.

3.Результаты исследований

  1. Результаты работы с литературными источниками и фондами музея (сравнение орнамента хантов и иванкинских селькупов):

Мы сравнили хантыйский орнамент с орнаментом селькупов с. Иванкино (собранного и переданного в музей Кудряшовой Т. К ) Ханты – близкие соседи селькупов, которых объединили не только природная среда, но и традиционные промыслы - охота и рыбалка. Поэтому у хантов и у некоторых групп селькупов в Нарымском крае орнамент имеет много общего.

Небесные светила.

Солнце - значение и у хантов и у селькупов одинаковое. Приносит удачу, радость, тепло. Оберегает от злых духов. В хантыйском орнаменте можно выделить круг и 20 (четное число) лучиков солнца, как бы находящихся внутри круга. (Приложение 2, Рис №1)В селькупском варианте количество лучиков не четное 9 или 5. Лучики находится, как внутри круга, так и снаружи. Кроме этого, само солнце состоит из 3 кругов. Возможно, в этом отражено мировоззрение селькуп. А именно деление мира на три сферы- небесную, земную и подземную. Еще у селькупов солнечные лучи выделены отдельным элементом. Лучи похожи на волны. Возможно это волны небесной реки, которую на земле видят как Млечный путь, как в поверье у Южных селькуп. (Приложение 2, Рис №2)

Птицы

Образ птицы один из центральных в искусстве народов Сибири. В нём сосредоточена связь трех частей Вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов

Глухарь у хантов – хранящий сон. В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов. По поверьям народа ханты изображение глухаря считается детским оберегом, он охраняет душу ребенка во время сна. Этот орнамент часто изображают на детских колыбелях.Изображение хантыйского глухаря можно отнести к стилизированному зооморфному орнаменту. (Приложение 2, Рис №3).

Уточка у селькупов. У селькупов утка покровительствовала женщине-матери. По поверьям при сложных родах у женщины, небесное божество посылало на землю утку. Чтобы облегчить (помочь) роды. Уточка у селькупов с. Иванкино изображена зигзагообразной линией в виде буквы Z и, обозначать уточку может только условно. Возможно это соединение верхнего (верхняя линия) и среднего (нижняя линия) мира душой ребенка Кроме этого мы видим , что «уточка» изображена как тройной элемент зигзагообразных линией. Возможно, это подчеркивает основное предназначение женщины, как продолжательницы рода, и наличие в семье не одного ребенка, а более. (Приложение 2. Рис №4)

Животные

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры. Это мужской орнамент. Орнамент у хантов , похож на медведя, в жертвенной позе (Приложение 2. Рис №5). К медведю у селькупов особое отношение. Он очень редко был промысловым животным. Селькупы боготворили медведя. Считалось, что медведь раньше был человеком и понимает человеческий язык. Мальчик и мужчина для медведя является - старшим братом, женщина – старшей сестрой. Он без причины не трогает человека. Медведя если и убивали, то в крайнем случае. И лини в изображение «медведя» у селькупов с. Иванкино мягкие и плавные, как будь-то не животное перед тобой на передних лапах, а уважаемый человек. (Приложение 2, Рис №6).В орнаменте «медвежий след» у хантов, квадраты расположены по кривой, и в своей совокупности образуют цепочку. (Приложение 2,Рис №7). А у селькупов четкие наклонные линии образуют, как бы след. А мы еще увидели в этом образ медведя, стоящего на четырех лапах. (Приложение 2, Рис №8).

Лягушка. Ее называют «Между кочек живущая женщина». Лягушка считается женским орнаментом. У хантов и селькупов - символ семейного, счастья. Символ лягушки дарит семейное счастье, определяет количество детей, облегчает роды и даже играет заметную роль при выборе брачного партнера. Изображение лягушки держали перед рожающей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь. У селькупов образ лягушки воплощает в себя детородную функцию.У хантоворнамент «лягушка» представлен как квадраты, расположены по кривой в форме двух Х образных фигур и ромба между ними. Верхняя часть Х образной фигуры больше и ассоциируется с поднятыми вверх руками. (Приложение 2, Рис №9) У селькупов лягушка представлена в двух видах. Один как бы изображает прекрасную девушку. Плавные изогнутые линии создали у нас образ женской фигуры. Другое изображение селькупской лягушки с. Иванкино представлено резкими, прямыми линиями в формах, которых можно увидеть лягушку. (Приложение 2, Рис №10)

Змея – у хантов защищает от недугов, является покровительницей духов. Считалось, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга. Во сне увидеть змею – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет. У селькупов змея считалась очень сильным помощником шамана. Дух змеи мог съесть болезнетворного духа в теле человека. У хантов змея изображена в виде запутанных прямых линий, образующих сложную фигуру. В этой фигуре можно увидеть и воинствующего человека и змею в ее многообразных и запутанных формах. (Приложение 2, Рис №11) У селькупов змея представлена в двух видах. Первый - это ломаные линии в форме змейки, с добавлением ромбов по краям. Другой образец состоит из двух фигур, расположенных навстречу друг другу. Фигура образуется извилистой линией, закрученной по краям, в разные стороны. (Приложение 2, Рис №12)

Человек

И у хантов и у селькупов много изображений связанных с человеком. Многообразие мотивов связанных с человеком объясняется тем, что человек является частью природы и неразрывно с ней связан. У хантов – половина мужчины, согнувшийся человек, сидящий человек, идущие друг за другом половины мужчин и др. мотивы. Все изображения человека групповые, составленные из квадратов расположенных под разными углами. В полученных изображениях действительно мы видим и согнувшихся и сидящих человечков. Также можно рассмотреть и половинку человечка - мужчины. Изображения женщины отсутствует. Множественное число людей представлено мотивом «друг за другом половины мужчин». А так как другие мотивы представлены, в последовательно повторяющихся изображений их тоже можно считать групповыми. (Приложение 2, Рис №13) У селькупов с. Иванкино мы рассмотрели орнаменты : мужчины – это треугольник, расположенный вершиной вниз и выходящей из неё линией(символизирующие мужское начало); женщина – два треугольника, у одного вершена в низ, у другого в верх. наложенные друг на друга и создают образ женщины- матери; большой человек (начальник) изображен в виде двух треугольников, слегка наложенных друг на друга, вершинами смотрящими вверх и линиями, изображающими руки, расположенными внутри большого треугольника, как бы держащие прямую вертикальную палку - жезл; много человек – расположенные в линию чередующиеся треугольники вершинами вверх и вниз. (Приложение 2, Рис №14)

Вывод:

Нами было проведено сравнение 6 видов орнамента: изображений солнца, птицы, медведя, лягушки, змеи и человека. Элементы орнамента у хантов и селькуп распределены по группам: небесные светила, птицы, животные, человек. Каждый орнамент имеет определенную смысловую нагрузку, и часто использовался в качестве оберега. Смысловое значение элементов орнамента очень похоже. Хантыйский орнамент представлен широко особенно на одежде. Он сложен в исполнении и идет полосой в большем своим исполнении. У селькупов с. Иванкино мы видим более простые линии, орнамент более упрощенный, элементы в большинстве одиночные. Орнамент прост в исполнении, может использоваться как на ткани, так и на бересте и дереве.

Изображение орнамента селькупов села Иванкино меняется в сторону упрощения.

  1. Опрос населения.

В ходе работы мы провели опрос 6 представителей селькупской национальности. Для опроса нами была разработана анкет (Приложение 3).

  1. Загуменных Ирина Валерьевна 1971г.р., метиска, продавец, родилась в с. Новогорное.

Мать – Мотышкина Тамара Ананьина – селькупка.

Отец-русский.

Предметы декоративно - прикладного искусства селькупов не сохранились.

Национальная одежда селькупов не сохранились.

Обычаи не соблюдаются.

Активная участница ансамбля национальной селькупской культуры «Каголика». Выезжала с выступлениями в национальной одежде, знакомящими с селькупской культуры по селам и деревням. Костюмы шились при содействии главы иванкинского поселения, используя литературные источники библиотеки. Так как ансамбль «Каголика» работал при ДК «Рыбник», мы обратились к ним, чтобы выяснить сохранились ли костюмы. Да в ДК «Рыбник» сохранилось 6 однотипных костюмов, 3 женских платья и 3 мужские рубахи. Мы их рассмотрели и изучили изображение селькупского орнамента. (Приложение 4,фото 1,2). На представленных нам образцах на подоле платья, обшлагов рукавов мы видим полоски ткани и широкую полосу ткани с орнаментом, в виде зигзагообразно расположенных треугольников, что в целом характерно для одежды селькупов. Но орнамента с элементами природы, а именно орнамента селькуп с. Иванкино, мы не нашли. У Ирины Валерьевны костюм не сохранился, но на фотографиях с этнического фестиваля «Легенды севера», рассматривая участников творческого коллектива «Коголика», можно рассмотреть ее костюм.На нагруднике у Ирины Валерьевны мы увидели женский элемент орнамента «лягушка».А на рукаве руководителя творческого коллектива «Коголика»Е. Ю. Ушаковой изображен орнамент «след медведя» (возможно, мы ошибаемся из-за нечеткости отражения этого элемента на снимке) (Приложение 4,фото 3).

  1. Медведева Анастасия Владимировна 1977г.р., метиска, продавец,

родилась в с. Тогур,

Отец – Медведев Владимир Евграфович 1954 г.р. – селькуп.

Мать – Медведева Наталья Петровна 1958– русская.

Предметы декоративно - прикладного искусства селькупов не сохранились.

Национальная одежда селькупов не сохранились.

Обычаи не соблюдаются.

Ее мама Наталья Петровна, занимаясь рукоделием и используя библиотечные литературные источники, воссоздала национальную одежду селькупов летний и зимний вариант. Проводя исследования орнамента на композиции кукол в национальной одежде селькупов, мы увидели красные полоски на подоле платья и обшлагов рукавов, что характерно для селькупов.

А вот орнамент представленный на куклах не характерен для Иванкинских селькупов, возможно это орнамент северных групп селькупов (Приложение 4,фото 5,6).

  1. Иженбина Наталья Платоновна 1958 г. р., селькупка, пенсионер,

родилась в с. Иванкино

Отец – Иженбин Платон Ильич 1931 г.р. – селькуп, с. Иванкино

Мать – Иженбина Устинья Васильевна1928 г.р. – селькуп, с. Иванкино

Родители в быту пользовались старинными национальными предметами украшенными орнаментом: прялки, туески, короба и т. д.

Обычаи и традиции соблюдались ее родителями частично.

Наталья Платоновна популизирует информацию об обычаях и традициях своего народа. Преподавала в с. Иванкино национальный язык. В данный момент она знакомит с информацией о селькупской культуре ребят в детском объединении «Тусайока» из г.Колпашево. Здесь можно научиться вязанию на одной игле (когда-то заимствованный у русских поселенцев, и хорошо сохранившихся у селькупов), изготовлению национальных кукол и оберегов. Наталья Платоновна встречалась с нами несколько раз, знакомила нас с информацией о селькупской культуре. Мы решили рассмотреть селькупское платье Натальи Платоновны. При близком и внимательном изучении мы не нашли на нем ни элементов природы, ни полосок ткани на рукавах. Форма костюма имеет современный вид. Кружки на вороте похожи на солнце, но не повторяют все его представленные элементы на орнаменте с. Иванкино. Предполагаем, что костюм популизирует селькупскую культуру, но не несет в себе никакой информации.

  1. Карпова Платонида Платоновна 1933 г. р., селькупка, пенсионер,

родилась в с.Иванкино

Отец – Сычин Платон Сергеевич – селькуп, с.Иванкино

Мать – Сычина Наталья Сергеевна – селькупка, п. Нарым.

Родители в быту пользовались старинными национальными предметами украшенными орнаментом: прялки, туески, короба и т. д.

Национальная одежда селькупов не сохранилась, но праздничная одежда с элементами национального орнамента была.

Обычаи и традиции соблюдались.

  1. Косачева Людмила Петровна 1948 г.р., метиска, пенсионер, родилась в д. Старо-Юдино, Каргасокского р-на.

Мать – Мурасова Таисия Архиповна – селькупка.

Отец-русский.

Предметы декоративно - прикладного искусства селькупов не сохранились.

Национальная одежда селькупов не сохранились.

Обычаи не соблюдаются.

  1. Кудряшова Тамара Константиновна – селькупка, преподаватель русского языка и литературы. К сожалению, из-за тяжелой болезни, мы не смогли с ней связаться и всю информацию получили от сотрудников краеведческого музея, а именно старшего научного сотрудника Колпашевского краеведческого музея Титовой О.М.

Кудряшова Тамара Константиновна собирала материалы об иванкинских селькупах, беседуя с пожилыми жителями села. Материалы собирались в течение многих лет, когда были живы старики, говорящие на родном языке и многое помнящие о «старой» жизни остяков. Часть материалов она передала в краеведческий музей, часть публиковала в местной газете и книге «Земля Колпашевская». А часть материала(3 толстые тетради) исчезло, вместе с лжеученом из столицы, обещавшим опубликовать и вернуть материалы, собранные многолетним трудом женщины. В краеведческом музее хранится родословная Тамары Константиновны, рисунки селькупского орнамента (на наличниках) села Иванкино, с их расшифровками обозначений и селькупское платье, сшитое Тамарой Константиновной по воспоминаниям своих тетушек. В музее можно познакомились с этим бесценным материалом. (Приложение 4,фото 6).На платье мы видим поясной карман, с изображением вышитого орнамента «солнце» с 5 лучами. (Приложение 4,фото 7) А на самом платье вышит орнамент движения (орнамент входа в жилище) ромбы наложенные друг на друга и идущие вверх. На обшлагах платья и подоле красная полоска ткани, характерные для селькупов. Еще на платье вышит орнамент в виде зубцов и не законченных в них треугольниках. Обозначение такого орнамента нам не знакомо.

  1. Работа с музеями.

3.1 Работа с Колпашевским краеведческим музеем.

Работая с Колпашевским краеведческим музеем, мы получали консультативную помощь старшего научного сотрудника Колпашевского краеведческого музея Титовой О.М.. Мы посетили 3 экскурсии посвященные культуре и быту коренных народностей. Изучение традиций селькупов помогало нам в дальнейшем при изучении орнамента. На экспонатах музея: платье, шаман, берестяные изделия мы рассматривали и изучали орнамент. Рассматривали и выполняли зарисовки орнамента на бересте с музейных экспонатов.

Из фондов музея мы получили селькупский орнамент с. Иванкино, собранный Кудряшовой Т.К.

Рассматривали и фотографировали фигуру селькупского шамана. (Приложение 4,фото8 ). Костюм шамана очень сложен, на нем изобилие различных символов и украшений, которые могут многое рассказать. По украшениям можно узнать даже о силе шамана. Многие символы нам не понятны, хотя все они несут определенное значение. Рассматривая одежду шамана мы увидели знакомые и понятные нам символы - это много треугольников (много человек ) и круги (солнце).

На бубне изображен тоже очень сложный и не понятный нам узор, напоминающий нам солнечный круг и медведя в жертвенной позе (возможно имеющий совсем другое значение).

3.2 Работа с музеем шк.№4 и его руководителем Вахрушева Т.Е.

Работая с музеем шк.№4 и его руководителем Вахрушева Т.Е., которая занималась также вопросами изучения селькупской культуры, из предыдущих работ мы узнали о существовании дома в г. Колпашево по легенде названного «Буяновский дом», наличники которого украшенного селькупским орнаментом. Мы в прошлом году побывали у этого дома и сделали снимок наличников, но он получился нечеткий. На сегодняшней день, дом уже подвергался ремонтным работам, и сделать более четкие снимки нам не удалось. Выяснить, кто делал наличники этого дома, нам тоже не удалось. Но на наличниках дома мы увидели селькупский орнамент в виде змей держащих солнце. Так как змея в селькупском орнаменте являлся оберегом, исцеляющим болезнетворный дух, символом благополучия, хозяева видимо хотели таким образом защитить дом от разных бед и привлечь в него достаток. (Приложение 4,фото9).

  1. Выполнение элементов природы селькупского орнамента на различных материалах.

Следующим этапом нашей деятельности было воссоздание селькупского орнамента из с. Иванкино на различных материалах.

На первом году нашей работы мы попытались восстановить орнамент в виде зарисовок и определить (описать), в каких целях, возможно, использовать подобные виды орнамента. (Приложение 5).

На втором году нашей работы мы попытались воссоздать селькупский орнамент с. Иванкино на различных материалах:

  • Создали коллекцию сумочек с селькупским орнаментом (Приложение 6) .

  • Платья из ткани с селькупским орнаментом. (Приложение 7).

  • Зарисовки платья на бумаге (Приложение8, фото 1) .

  • Зарисовки платья на бумаге песком (Приложение8, фото 2).

  • Попытались восстановить орнамент, работая с различными материалами (Приложение 9, фото 1 ,2)

  • Рисунок на бересте «письмо потомкам» (Приложение 10)

  1. Донесение информации до населения о традиционном селькупском орнаменте через организацию выставки и СМИ.

На первом году нашей работы мы провели выставку работ по зарисовкам орнамента в ДЭБЦ. И написали статью в « Газета Колпашевская» от 9мая 2014 №19«Рядом с удивительным народом» (Приложение 11)

В этом году мы проводим выставку своих лучших работ. В данный момент выставка проходит в библиотеке по ул. Победа. Вы можете посетить выставку, и ознакомится с нашими работами. Нами планируется провести ряд экскурсий по нашей выставке для 3-6 классов. Поэтому мы не можем представить свои работы, а только можем показать их фотографии.

4.Заключение.

Мы узнали об элементах природы в орнаменте северных народов. Рассмотрели и сравнили селькупский и хантыйский орнамент. Увидели, что элементы природного орнамента и смысловое значение элементов этих культур очень похожи. Элементы природы в селькупском орнаменте распределены по группам: животные, птицы, человек и небесные светила. Каждый орнамент имел определенную смысловую нагрузку. Изображение орнамента селькупов села Иванкино меняется в сторону упрощения. Селькупский орнамент в наши дни практически не сохранился. За редким исключением, образцы орнамента можно встретить в фондах музеев и они используется малым количеством людей.

.

5.Список информационных источников

  1. Гребенникова М.К. Пояснения к орнаментам, изображённым на сувенирах и изделиях народных художественных промыслов. Арт-центр, г. Салехард. 2014

  2. Кудряшова Т. К., Кудряшова Д. А., Ким А. А. Земля Колпашевская // Юрты Иванкина: взгляд в прошлое// С.186-205

  3. Кулемзин В. М..Лукина Н. В Знакомьтесь:ХАНТЫВО «Н А У К А» НОВОСИБИРСК 1992

  4. Связи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Т:Изд-во Том.ун-ва.2000.248с

  5. Тучков А.Г. История и культура народов Сибири;Т; 2003.

  6. Исследовательская работа «Буяновский дом – результат переплетения двух культур» » Выполнила:Лакшинская Дарья 8А кл.,шк.№4 г.Колпашего; Руководитель: Вахрушева

  7. http://www.rgo-sib.ru/book/kni

  8. http://www.kolpadm.ru/content/nacionalnoe_ivankinskoe_selskoe_poselenie

  9. Пелих Г.И. Селькупы ХVII века //«Происхождение селькупов»// Новосибирск, I98I

Приложение 1

Рис. 1, Берестяная посуда Рис. 2, Берестяные изделия

Рис.3 Орнамент на одежде северных селькупов. Рис. 4. Носки и варежки

Рис. 5 Сравнение изображений у селькупов и у шумерийцев у Г.И. Пелих

Рис. 6 Хантыйский орнамент

Рис. 7 Орнамент селькупов, собранный Кудряшовой Тамарой Константиновной из с. Иванкино

Приложение 2

солнце лучи солнца

Рис №1 Орнамент хантыйский Рис №2 Орнамент селькупский с. Иванкино»

Рис №3 Орнамент «глухарка» Рис №4 Орнамент «уточка» селькупский с Иванкино.

хантыйский

Рис №5 Орнамент хантыйский Рис №6 Орнамент «медведь» селькупский с Иванкино

Рис №7 Орнамент хантыйский Рис №8 Орнамент селькупский с Иванкино

Рис №9 Орнамент хантыйский Рис №10 Орнамент селькупский с Иванкино

Рис №11 Орнамент «змея» хантыйский Рис №12 Орнамент селькупский с Иванкино - половина мужчины

-согнувшийся человек

-сидящий человек

-друг за другом половины мужчин

Рис №13 Орнамент «Мотивы связанные с человеком» хантыйский

Рис №14 Орнамент, связанный с человеком (селькупский с Иванкино)

Приложение 3.

Анкета.

  1. Ф.И.О.

  2. Год рождения.

  3. Место работы.

  4. Родители:

-Ф.И.О.,

-г. рождения,

-место рождения,

-национальность

  1. Сохранились ли в семье старинные предметы национального быта селькуп.

  2. Сохранялась ли в семье родителей старинные предметы национального быта селькуп.

  3. Сохранились ли в семье национальная одежда селькуп.

  4. Сохранялась ли в семье родителей национальная одежда селькуп.

  5. Соблюдаются ли в семье традиции, праздники, обряды.

  6. Используется ли элементы национального орнамента в жизни селькупов в настоящее время.

Приложение 4.

Фото.1. Платье из ДК «Рыбник» Фото.2. Платье из ДК «Рыбник»

Участники коллектива «Коголика» на этническом фестивале:

«Легенды Севера»

Фото.3.И.В. Загуменных и Е. Ю. Ушакова ( руководитель творческого коллектива «Коголика»)

Фото 4. Куклы в национальной одежде селькупов Медведевой Натальи Петровны (зимний вариант)

Фото5.. Куклы в национальной одежде селькупов Медведевой Натальи Петровны (летний вариант)

Фото 6. Платье из фондов музея, предоставленное Фото 7. Платье из фондов музея, карман.

Кудрешовой Т

Фото 8. Селькупский шаман (фото из музея) Фото 9. «Буяновский дом»

Приложение 5.

Черных Сережа предлагает наличники дома и косяки дверей селькупских домов оформлять орнаментом-оберегом, а на одежде носить оберег «На удачу».

«Семейный оберег» Щучьи зубы выступают оберегом от болезни, оберегают вход в жилище (ромбы). Лягушка служит хранителем семейного счастья (очага).

«На удачу» Солнце и солнечные лучи приносят удачу в делах, наполняют радостью. Щучьи зубы оберегают от болезни.

Прохоренко Юля предлагает орнамент «Удача» для одежды любого члена семьи и женский орнамент-оберег.

  1. Щучьи зубы оберег от болезни. Солнечные лучи на удачу.

Лягушка- символ семейного счастья. Символ принесет семейное счастье, помогает найти мужа и родить детей.

Комарникова Карина выполнила орнамент наличника. Змеи (символ бытия) держат на своих хвостах солнце и охраняют селькупский род (стойбище)

Алешина Варя

  1. Селькупскому роду (племя,стойбище) приносит семейное счастье змея.

  2. «Орнамент для мужчин»- медведь символизирует мужество и силу. Помогает мужчине -Хозяину в работе.

  3. «Орнамент для женщин» Лягушка женское начало, символ семейного счастья.

Приложение 6.

Приложение 7

Приложение 8

Фото 1.Костюм (рисунок)

Фото 1.Костюм (песок)

Приложение 9

Фото1 Орнамент(блески)

Фото2.Орнамент (строительный материал)

Приложение 10

Приложение 11

Фото 1 « Газета Колпашевская» от 9мая 2014 №19«Рядом с удивительным народом»

39

Просмотров работы: 2097