«У меня растут года,
будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда,
чем заниматься?»
В. Маяковский
Введение.
В школе на уроках нам очень часто рассказывают о людях труда, о профессиях, которые они выбрали. Я узнал, что мир профессий очень велик, и задумался, ведь мне тоже, когда-то придется выбирать профессию, какой она будет? Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне придется встретиться на выбранном пути? Каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха?
Некоторые профессии меня уже интересуют. А желание узнать, кем работают мои папа и мама, бабушка, дедушка и многочисленные родственники, натолкнуло на мысль, узнать нравятся ли им выбранные профессии, каких успехов они достигли на профессиональном поприще?
Думаю, что здесь главное – не растеряться и сделать правильный выбор. Чтобы работа приносила удовлетворение самому себе, а люди говорили, что «человек на своем месте» и что «у него золотые руки», необходимо уже сейчас задуматься над тем, какую профессию выбрать.
Эти вопросы определили актуальность и содержание данной работы.
Обозначилась цель моего исследования – узнать больше о мире профессий, чтобы сделать правильный выбор.
Объект исследования – трудовая биография моих родственников.
Предмет исследования – трудовая биография.
Для решения поставленной цели в нашем исследовании потребовалось решение следующих задач:
Дать определение понятию «профессия» и узнать историю профессий.
2. Выяснить, какие способности нужны для выбора будущей профессии и, наоборот, какие требования предъявляет профессия к человеку.
3. Выяснить, кем работают мои родственники, и нравится ли им их профессиональный выбор.
4. Узнать, задумываются ли о выборе будущей профессии мои одноклассники.
Приступив к изучению темы исследования, мы выдвинули гипотезу – если человек выбрал профессию по душе, то он состоится как профессионал, его труд принесет пользу людям.
Методы исследования:
- анализ;
- беседа;
- анкетирование.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
- данную работу можно использовать для проведения классных мероприятий по профориентации.
ГЛАВА 1
1.1 Что такое профессия.Историческое прошлое профессии.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой»?Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. Все не так просто, если подумать на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы!.. А что если сапожником стать? Или портным?
Но в те стародавние времена не было никаких мастеров и тем более профессий. Люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Они просто надевали на себя шкуры, чтобы было тепло, украшали свои жилища, чтобы было красиво, готовили пищу, чтобы не умереть с голоду. Но делали они это умело, мастерски. Первые упоминания о профессиях появились на Руси лишь 600 лет назад при царе Иване III. Это были такие профессии как: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник. Упоминались в старинных книгах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер с помощником. Такие интересные названия произошли от той работы, какую выполнял определенный человек. Чем занимались представители этих профессий — понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают, потому что таких профессий уже нет в настоящее время.
В старину люди гордились своими мастерами. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей.
Мастеровые люди совершенствовали свое мастерство, превращаясь в профессионалов.
С помощью мамы узнал, что профессионал – это человек, который в совершенстве владеет своим мастерством. Отсюда и слово профессия означает род занятий, вид трудовой деятельности, которой человек посвящает свою взрослую жизнь [3].
Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику — самолет, капитану — корабль, ученому — компьютер. Поэтому и знания им нужны прочные. А для этого необходимо учиться.
Несмотря на то, что обучение мастерству и выбор профессии уходит в далекое прошлое, я думаю, что это всегда современный и очень важный вопрос. У человека всегда остается желание заглянуть в будущее, чтобы понять, кем ему быть и что для этого нужно сделать сейчас. Вопросы для выбора профессии с ходу не решить. К ним нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотренных фильмов, бесед с учителями, родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
1.2 Прекрасных профессий на свете не счесть
Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, не знаешь, откуда можно почерпнуть необходимую информацию? Из самых разных источников. А лучше всего обратить внимание на профессии своих родителей и родственников.
Глядя на их труд, мы получаем самую первую информацию о профессиях. Из рассказов мамы и папы я узнал, что в нашей семье есть медицинские работники, учителя, продавцы.
Особенность их труда состоит в том, что они внимательны и благожелательны к людям, обладают терпением и выдержкой, умеют хорошо владеть собой. Они всегда рядом с теми, кому нужна душевная теплота и чуткость. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию – качества, которые хочется видеть в каждом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно выполнять свои профессиональные обязанности. Ученики, больные, покупатели нуждаются во внимании к себе со стороны этих специалистов. Я выяснил, что есть учителя – 3, медицинских работника – 2 , продавца – 2 (Приложение № 1)
1.2.1 Профессия – учитель
Моя бабушка Раиса Михайловна, проработала учителем в школе п. Эворон более двадцати лет. Она всю свою жизнь посвятила детям, учила и воспитывала ребят, которые сейчас стали настоящими профессионалами и мастерами своего дела. Учителями работают в нашей школе моя мама и тётя. Они формируют у ребят потребность в знаниях, стремятся развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Их уважают ученики, родители и коллеги. (Приложение 2)
Я провёл беседу не только со своим классным руководителем Людмилой Петровной, но и другими учителями и узнал, какие, по их мнению качества нужны людям, которые работают в этой профессии. Было опрошено 12 человек, из которых 6 человек (52%) считают, что главным качеством является справедливость, 4 человека (37%) - доброта и 2 человека (11%) - ответственность. (Приложение 3)
1.2.2 Профессия - фельдшер
Моя бабушка Пономарёва Ольга Фёдоровна проработала в больнице нашего посёлка более двадцати пяти лет. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Я часто разговариваю с ней о том, как она лечила людей, и захотел узнать, что по этому поводу думают её коллеги. Я со своей бабушкой сходил в больницу и спросил их : «Какие качества нужны для этой профессии?». Медицинских работников было опрошено 8 человек. Из них 4 (48%) человека сказали , что самое главное качество – чуткость, 2 человека (26%)- это тактичность и ещё 2 человека (26%) сказали , что это самообладание. (Приложение 4)
1.2.3 Рабочие профессии
В нашей семье есть немало представителей и рабочих профессий. Их - 20 человек: крановщики, точковщики, автослесари, штабелёвщики, машинисты котельной, железнодорожники. Они составляют основной костяк профессионалов нашего посёлка.
Но больше всего меня привлекли профессии моего деда Пономарёва Александра Ивановича (тракторист) и моего дяди Пономарёва Максима Александровича (крановщик), которые работали в леспромхозе много лет. (Приложение 5). У них и у других родственников я тоже спросил, какими качествами должны обладать люди всех рабочих профессий. Из 14 человек 2 человека (14%) сказали, что нужна выносливость, 8 человек (57%) – любовь к технике и 4 человека (29%)- старательность. (Приложение 6)
Подлинные их клады мастерства составляют знания, умение, трудолюбие. Об этом свидетельствуют достижения моих родственников: грамоты, поощрения, повышение квалификации, заметки в газету о трудовых успехах. (Приложение № 7). Они любят свою работу и гордятся ею.
Все мои родственники представители разных профессий, но самое главное я понял, что профессионал своего дела это человек ответственный и любящий свою профессию. Пока мне сложно определиться, но я твердо знаю, что мне есть с кого брать пример. Я буду стараться вырабатывать такие качества как у них, а может быть ещё и лучше.
ГЛАВА 2. Взгляд в будущее или профессия, о которой мечтаю с детства.
Сегодня мы сидим за партой и это тоже труд. И очень не простой. Потому что мы понимаем, надо найти себя в мире профессий, чтобы получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. А для этого нам надо уже с детства задумываться о выборе профессии. Я решил узнать, что по этому поводу думают мои одноклассники, и провел среди них анкетирование. В процессе исследования, с помощью мамы, была разработана анкета «Профессия, о которой я мечтаю с детства». (Приложение 8) Большая часть опрошенных одноклассников выбрали профессию: железнодорожника, полицейского, пожарника, учителя, врача. Два одноклассника ответили, что хотят стать бульдозеристом, один – пекарем и один одноклассник ответил, что хочет стать бизнесменом и ещё один – ветеринаром. Результаты анкетирования представлены в диаграмме. (Приложение № 9)
Проанализировав ответы ребят, я понял, что вопрос о важности наших будущих профессий, интересует не только меня, но и моих одноклассников. Мы понимаем, что в будущем нашей стране, нашему поселку нужны будут хорошие специалисты, профессионалы своего дела.
Заключение
В ходе исследования я выяснил:
1. Профессия – это трудовая деятельность человека, которой он посвящает свою взрослую жизнь.
2. Чтобы стать профессионалом, человек учился с давних времен. Учится сейчас и будет учиться в будущем.
3. Мои многочисленные родственники, довольны своими профессиями, они успешны в работе, в их труде нуждаются жители поселка.
4. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что вопрос о важности будущих профессий, интересует не только меня, но и моих одноклассников.
Выполняя данную работу, я понял, что у меня и у моих одноклассников ещё есть время для выбора профессии. Только для этого нам надо быть упорными, трудолюбивыми и хорошо учиться в школе. По-моему, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. И тогда он станет счастливым, потому что занимается любимым делом и приносит пользу людям. Выдвинутая мной гипотеза полное подтверждение этому.
Список источников
1. Большая советская энциклопедия. 2000.- М., 458 с.
2. Грецов А.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков./ А.В.Грецов - СПб., 2004.
3. Современный толковый словарь русского языка. ,М:Ридерз Дайджест, 2004. - 960с.
Интернет – источники
1. ru.wikipedia.org›
2. profi.ua›prof/view/185/
3. ru.wikipedia.org›
4. ru.wikipedia.org› Учитель
12