В этом году я стала ученицей 1 класса! Радости не было предела. Радовало всё: и новая форма, и новый портфель, школьные принадлежности, и очень красивые школьные книги. А больше всего мне понравился букварь. Странно, но раньше, ещё до школы я видела много разных книг, похожие на мой школьный букварь. Некоторые из этих книг назывались Азбука.
Из словаря я узнала, что и азбука, и букварь служат для обучения детей чтению и письму. Я обратила внимание, что несмотря на то, что они похожи между собой, они всё-таки отличаются.
Мне стало интересно, и я решила создать свою азбуку, но так, чтобы она отличалась и была особенной, родной. Совсем недавно, наш округ праздновал своё 85-летие. И я подумала, что моя азбука будет о моём родном крае, о Югре. Через каждую букву рассказать об истории нашего края, о его коренных жителях, их традициях, верованиях, обрядах, о красоте родной природы, растительности и животном мире нашего края и о замечательных людях, которые делают нашу жизнь счастливой.
Цель: создать азбуку Югры.
Задачи:
Познакомится с историей Югры
Подобрать на каждую букву русского алфавита слово и картинку на заданную тему.
Создать азбуку Югры
Продукт проекта задуман в виде Азбуки Югры, которая будет предназначена для учеников начальной школы.
Изучить материал по данной теме.
Создать Азбуку Югры
Подготовить письменную часть проекта.
Подготовить выступление и презентацию к выступлению.
Знаем ли мы уголок России, в котором живем? Землю, по которой бегаем босиком? А земля эта носит название ХМАО – Югра. Территория ХМАО больше по размерам, чем другие государства:Великобритания, Швеция, Германия, Испания.На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. Для народов Севера природа не только место жительства, но и источник всех жизненных благ. Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды, украшения. Югорская земля – край богатый животным миром. И издавна народы Севера считались смелыми и ловкими охотниками и рыболовами. Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная - бор. Наиболее яркими представителями фауны нашего края являются:
звери: лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка
птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь.
насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки.
В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями. Один из них, Еремей Айпин является не только писателем, но и депутатом Ханты-Мансийского автономного округа. Другой, Юрий Вэлла, поэт и писатель, преподаватель одного из учебных заведений округа.
Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬПознакомившись с моим родным краем, я начала отбирать слова для моей азбуки. Для этого мне понадобился русский алфавит. Я записала все буквы и начала подбирать слова. В детском саду мы немного изучали свой край, поэтому третью часть работы я сделала легко. Но когда остались буквы «Й», «Ы», «Ц», «Ж» и некоторые другие, пришлось покопаться.
Мне помогла Красная книга Югры. Я узнала о многих неизвестных мне ранее птицах, растениях и насекомых. Когда мы искали слово на «Й», пришлось окунуться в эпос народов ханты и манси. У них своеобразные сказки, интересные названия духов. Работа над азбукой продолжается.
Недавно состоялась встреча в детской библиотеке с нашей писательницей Лилией Порфирьевной Такташевой. Я принимала участие во встрече и добавила Лилию Порфирьевну в свою азбуку.
Там же в библиотеке я узнала, что проходит конкурс по произведениям Анны Митрофановны Коньковой «Сказки бабушки Аннэ». Когда мы с бабушкой стали читать эти сказки, я узнала много слов на языке манси. Даже нашлось слово на букву «Ы»!
А |
Айпин Еремей Данилович – писатель ханты Акань - кукла |
Б |
БУРОВАЯ –там добывают нефть, главное богатство нашего края |
В |
ВАЖЕНКА-самка домашнего оленя, олениха Велла Юрий – писатель ненцы |
Г |
ГОЛУБИКА - северная ягода |
Д |
ДОБЫЧА нефти |
Е |
ЕЛЬ - растет в тайге. Если главное дерево ель, то такой лес называется ельник. |
Ё |
ЁГАН – река. У нас в округе есть реки Кульёган и Тормъёган |
Ж |
ЖУЖЕЛИЦА ЕРМАКА – насекомое из Красной книги Югры. Ермак – покоритель Сибири. |
З |
ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ – растение из Красной книги Югры. Очень полезное. |
И |
ИКИ – старик, мужчина |
Й |
ЙИНК – ИКИ – водяной царь |
К |
КИСЫ – обувь из оленьих шкур КОНЬКОВА АННА МИТРОФАНОВНА – писательница манси |
Л |
ЛАБАЗ – место для хранения еды и одежды |
М |
МАЛИЦА – меховая одежда для мужчин с капюшоном |
Н |
НЯНЬ – хлеб |
О |
ОБЛАС – лодка |
П |
ПАКИ – кукла |
Р |
РУЧЕЙНИК БАБОЧКОВИДНЫЙ – насекомое из Красной книги Югры |
С |
САКИ – женская одежда, расшитая бисером |
Т |
ТУТЧАНГ – сумочка для рукоделия ТАКТАШЕВА ЛИЛИЯ ПОРФИРЬЕВНА – наша поэтесса |
У |
УРАЛЬСКАЯ ОЛЯПКА – птица из красной книги Югры |
Ф |
ФИЛИН – птица из Красной книги Югры |
Х |
ХОР – вожак в оленьем стаде |
Ц |
ЦАПЛЯ |
Ч |
ЧУМ – дом. У ханты дом строит женщина. |
Ш |
ШАМАН – колдун, наделенный сверхъестественными силами посредник между людьми и божествами |
Щ |
ЩИТОВИДКА БОЛЬШАЯ – насекомое из Красной книги Югры |
Ъ |
|
Ы |
ЫНЬТИП-РОГАТЫЙ - лось |
Ь |
|
Э |
ЭМИТОР – озеро |
Ю |
ЮГРА – наша родина. В 2015 году нашему округу 85 лет. |
Я |
ЯГЕЛЬ –северный лишайник, основной олений корм |
Работая над проектом, япознакомилась с историей родного края, научилась подбирать слова на буквы русского алфавита,создала своюАзбуку Югры, которая никак не заканчивается, потому что каждый день приносит в неё новые слова.
В процессе работы было интересно знакомиться с эпосом ханты и манси, узнавать о жизни и быте этих народов в суровых условиях Севера.
Я считаю, что азбука получилась красочной, интересной и может быть полезна для учеников 1 класса. Держа в руках такую азбуку, любой взрослый может познакомить своего ребёнка с краем, в котором он живёт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВКонькова А.М. «Сказки бабушки Аннэ», 2005
Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
http://www.finugor.komiinform.ru/
http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp
http://skmuseum.ru/omusee/istorijamuzeja.html
http://www.slovopedia.com/2/210/265831.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагменты страниц из Азбуки Югры
Акань - кукла
Айпин Еремей Данилович
писатель ханты
А
Б
БУРОВАЯ –там добывают нефть, главное богатство нашего края
Велла Юрий – писатель ненцы
В
ВАЖЕНКА-самка домашнего
оленя, олениха
Велла Юрий – писатель ненцы
Велла Юрий – писатель ненцы
Велла Юрий – писатель ненцы