1.Введение
Я живу в городе Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов России. В нем есть множество достопримечательностей и интересных мест. Туристы со всего мира приезжают к нам, чтобы полюбоваться нашим городом. А меня заинтересовал подземный мир Санкт- Петербурга, то есть о петербургский метрополитен.
В 2015году мы праздновали шестидесятилетие Ленинградского - Петербургского метрополитена.
Начиная свою работу над проектом я, прежде всего, познакомилась с книгами о метрополитене, выпущенными к юбилею. Посетила сайт http://metro.spb.ru/.
Кроме того я посетила станции первой исторической линии метро. Сделала совместно с родителями памятные фотографии. К сожалению, мне не удалось посетить музей метрополитена, открывшийся после реконструкции 7 ноября 2015 года.
Узнав много интересной информации, я задумалась, как же поделиться ею с моими сверстниками? И я подумала, а не отправиться ли нам в путешествие...
Цель моей работы:
На основе собранного материала создать виртуальное путешествие в формате PowerPoint (продукт проекта)
Задачи:
Изучить историю создания петербургского метрополитена
собрать информацию для её систематизации,
проанализировать и обработать информацию для создания виртуального путешествия.
Изучить общественное мнение (провести опрос учащихся 5-х классов по данному вопросу)
Актуальность моего проекта состоит в привлечении внимания учащихся историческому опыту развития транспорта, изучения истории родного края, через доступные для посещения объекты, в частности метрополитен, а также в связи с юбилеем петербургского метрополитена.
Форма представления результата – виртуальное путешествие в форме презентации в формате PowerPoint..
2.История создания Санкт-Петербургского метрополитена.
Идея создания в Санкт - Петербурге метрополитена имеет давнюю историю. Ещё в 1820 году инженер Торгованов обращался к Александру Первому с проектом устройства тоннеля под Невой. Но проект не был одобрен. Все дореволюционные проекты строительства метрополитена так же были отклонены из- за недостаточности средств.
Лишь в 1938 году вновь был поставлен вопрос о проектировании подземного метрополитена. Решение его осуществлялось стремительно. Практически сразу же началась разработка проектного задания первой линии от станции " Автово" до Бабурина переулка (ул. Смолячкова - за Финляндским вокзалом).
21 января 1941 года была создана головная организация, отвечающая за проектирование и строительство метро. И работа закипела. Строители столкнулись с большими трудностями: водоносный слой вмиг смывал временные крепления слой ленточной глины (очень липкий) не позволял долго стоять на месте уткнулись в русло древнего ледника (валун на валуне) встретились с метровым слоем песчаника, отбойные молотки отскакивали от него, как от гранита. Но метростроевцы преодолевали все трудности и шли дальше.
22 июня 1941 года война остановила все работы. Пройденные к этому времени стволы шахты и подземной выработки пришлось затопить, спасая от обрушений. Метростроевцы учувствовали в возведении линии защиты города Ленинграда и его пригородов.
После Великой Отечественной войны в 1946 году новый коллектив "Ленметропроект" продолжил строительство Ленинградского метрополитена. За период строительства было внесено около 2000 рационализаторских предложений и изобретений. Приняли проект сооружения станций "на горках", поезд на уклоне преодолевал половину пути при минимальном расходе энергии и по инерции проходил значительную часть подъёма (перегон ниже станции) разработали и изготовили механизированный щит для строительства тоннелей (вращающаяся на большой скорости гигантская фреза давала возможность снимать целые пласты пород, а не крошить отбойным молотком ) свежий грунт, не дожидаясь прокладки рельсов для вагонеток, подавали на транспортёр - это был настоящий прорыв, уменьшили диаметр тоннелей с 6 м до 5,5 м.
15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие метрополитена. Протяжённость первой трассы составила 10,8 км. На ней было 8 станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод 2», «Автово».
В 1961 году вступила в эксплуатацию вторая, Московско - Петроградская линия метро, где впервые была сооружена станция, так называемого закрытого типа, похожая на горизонтально расположенный лифт (эта система привлекала своей экономичностью).
3.Моя любимая станция.
Проехав с мамой по петербургскому метрополитену я видела много прекрасных архитектурных решений в оформлении вестибюлей и надземных станций.
Я поняла, что больше всего мне нравиться станция, рядом с которой я живу - Автово. О её внутреннем убранстве я расскажу подробнее. На мой взгляд, эта станция напоминает дворец. Потолочное перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них облицованы мрамором, а остальные 16 облицованы декоративным стеклом, смотрятся как хрустальные. При полном освещении они играют всеми цветами радуги. Крупные вентиляционные решетки, перила лестниц, множество декоративных деталей - гирлянд, венков, традиционных воинских символов - придают ей яркий, праздничный облик. Темой композиции стали героические усилия ленинградцев, отстоявших город во время 900-дневной блокады. Светлый мрамор стен и колонн, орнамент купола, хрустальные люстры - все убранство станции выражает радостное ощущение торжества великой победы нашего народа над фашизмом.
В самом конце зала стена украшена мозаичной картиной "Победа". Художники воплотили в образе женщины с младенцем благородную тему борьбы за мир. В здании наземного вестибюля высоко в куполе написаны слова "Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город - герой, слава веках!".
Недавно станция метро "Автово" была признана одной из самых красивых в мире
Так считаю и я.
4. Исследование
Моё путешествие стало очень интересным и увлекательным. Я научилась работать с разными источниками информации. Познакомилась с уникальными страницами прошлого моего города и одного из самых массовых видов общественного транспорта. А, самое, главное - я смогла познакомить своих одноклассников с удивительным подземным миром Санкт-Петербурга, показав им свою презентацию. После презентации я предложила ответить им на вопросы анкеты (приложение1). И вот, что получилось...
В опросе приняли участие 23 ученика 5 б класса. На первый вопрос анкеты «Как часто вы пользуетесь метрополитеном?» два человека ответили каждый день, не часто-22, не пользуюсь-1. Таким образом, видно, что два человека живут в удалении от школы, и ездят на метро часто. Большая часть класса пользуется метрополитеном время от времени. Одного одноклассника в школу мама возит на машине.
На второй вопрос «Я живу рядом со станцией метро: » девять человек ответили, что живут рядом с метро Автово, одиннадцать рядом с Кировским заводом, и трое рядом с метро пр. Ветеранов. Я предполагаю, что частота пользования метрополитеном напрямую связана с местом проживания моих одноклассников.
Третий и четвертый вопросы показали, что двадцать два моих одноклассника считают метрополитен самым удобным видом транспорта, но никто из них ранее не интересовался историей метрополитена.
Наше виртуальное путешествие «Моё любимое метро» помогло узнать много нового всем моим одноклассникам (воропрос5).
Двадцать ребят, из опрошенных, считают Автово, самой красивой станцией. Трое затруднились с ответом.
Таким образом, видно, что тема моей работы интересна ребятам моего возраста. Во многом мои взгляды совпадают с их точкой зрения. По итогам работы я написала синквейн.
Петербургское метро
Подземное, глубокое
Едет, везет, помогает
Красоту нашего города олицетворяет.
Горжусь!
Заключение.
Эта работа помогла мне расширить свои знания в области исторического строительства моего города, познакомиться с историей Санкт-Петербургского - Ленинградского метрополитена. Я поняла значимость метро, как вид транспорта, в котором нет пробок и можно очень быстро доехать в любую точку города. Но самый большой интерес у меня вызвало метро как исторический памятник культуры, героизма и труда людей нашего города. В Санкт-Петербурге много станций метро разных по стилю оформления. Есть исторические, есть современные. Теперь, когда я еду в метро, я больше внимания обращаю на архитектуру станций.
Список литературы:
Юлия Шавель «Метро Петербурга» 2015 Астрель
А. Ерофеев, Д. Ратников «Санкт-Петербургский метрополитен. Путеводитель по петербургской подземке» 2010
Интернет-ресурсы
http://mp3-pesnja.com/
http://metro.spb.ru/
http://www.mirmetro.net/spb/history/01_first
http://metroworld.ruz.net/
Приложение
Анкета
1.Как часто вы пользуетесь метрополитеном?
А. Каждый день
Б. Не часто
В Не пользуюсь
2.Я живу рядом со станцией метро:
А. Автово
Б.Кировский завод
В.Другая станция
3. Считаю метрополитен самым удобным видом транспорта
А. Да
Б.Нет
4.Ранее я уже интересовался историей Санкт-Петербургского метрополитена
А.Да
Б. Нет
5. Презентация-Путешествие «Мое любимое метро» помогла мене узнать много нового
А.Да
Б. Нет
6. Самой красивой станцией Санкт-Петербургского метрополитена я считаю: ...............
Станция метро Проспект Ветеранов
Станция метро Ленинский проспект
Станция метро Автово
станция метро Кировский завод