История родных мест всегда близка нашему сердцу. Но все ли достаточно о ней знают? Я живу в станице Вознесенской относительно недавно. И мне очень хотелось узнать у одноклассников, какой была раньше их малая родина? Чем славилась? Чем можем гордиться мы, живущие здесь сейчас? К сожалению, ребята, которые родились и растут в станице Вознесенской, смогли рассказать мне не так много. Задавшись вопросом о местной истории, я пошла в школьную, а затем – и в детскую библиотеку. И вскоре поняла, что смогу не только сама узнать много интересного о станице, в которой теперь живу. Но и рассказать об этом своим родным, близким и друзьям.
Особенно заинтересовала меня история школ и техникума, работающего в станице Вознесенской. В первую очередь – средней школы №28, где учимся мы с друзьями. Кроме этого – школы искусств, занятия которой посещают многие мои одноклассники. И, наконец, техникума пищевых производств, куда по традиции поступают многие выпускники девятых классов нашей школы. Думаю, что и многие мои одноклассники тоже захотят там учиться. Есть в станице и другие образовательные учреждения. Но их история – это уже тема наших будущих работ.
Актуальность нашего проекта состоит в том, что пока ещё не существует исследования, которое обобщало бы страницы истории станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края в ХХ веке. И первые попытки такого обобщения мы стремимся предпринять в этой работе. В этом случае жители станицы смогут больше узнать об основных учреждениях, где учится большинство станичных детей и молодёжи. И эти знания станут предметом гордости для каждого станичника. Ему захочется сделать для родной станицы как можно больше доброго и светлого. А гости Вознесенской полюбят станицу так, как любим её мы. Захотят чаще сюда приезжать, и будут нести славу о станице Вознесенской во всех местах, где они живут.
Цель проекта – исследовать страницы истории трёх образовательных учреждений, работавших на территории станицы ВознесенскойЛабинского района Краснодарского края в ХХ веке, составив развёрнутое представление о характере развития образования в станице.
Задачи проекта:
Сформировать общее представление о станице Вознесенской, в которой работают заинтересовавшие нас образовательные учреждения.
Исследовать, когда была основана, где размещалась и как развивалась средняя общеобразовательная школа №28 на протяжении ХХ столетия.
Исследовать, когда была основана и как развивалась Вознесенская школа искусств в ХХ веке.
Исследовать, когда был основан и как развивался Вознесенский техникум пищевых производств в период с 1900 по 2000 годы.
Литература и источники, используемые в данном проекте, подразделяются на печатные (бумажные) и виртуальные (интернет-сайты, порталы, веб-энциклопедии и т.д.). Полный их перечень находится в конце нашей исследовательской работы.
Основная часть исследовательской работы
К моменту наступления ХХ века, который интересует нас в данном случае, станица Вознесенская развивалась уже шестой десяток лет. Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. утверждают, что она была «основана в 1841 году, наряду со станицами Лабинская, Чамлыкская и Урупская, при переселении кордонной линии с реки Кубани на реку Лабу»1.
В большинстве своём здесь жили казаки Кубанского полка. Сюда на поселение прибыло из полка сто семьдесят семей. Станица Вознесенская входила в Лабинский отдел Кубанской области.
Поначалу число станичников ежегодно росло. Если в 1890 году здесь проживало 9529 человек2, то к 1913 году – уже почти вдвое больше - 16 1583. Побывав на сайте Вознесенского сельского поселения, я нашла историческую справку, также включающую материал о жизни станицы в ХХ веке. Здесь говорится о том, что «уже в 1901 году в станице проживало 11476 человек. Это объяснялось тем, что Россия была, прежде всего, аграрной страной. Земельные угодья станицы составляли 32965 десятин4». Но в ХХ веке жители многих станиц, сёл и деревень стремились переехать в города, получить лучшее образование, более удобные жилища, чаще бывать в очагах культуры. Поэтому к концу ХХ века число жителей станицы Вознесенской уменьшилось вновь. Как показала Всероссийская перепись населения, проведённая в 2002 году, здесь осталось жить всего 6920 человек. Большинство населения - русские (88,5 % в 2002 году), также в станице проживают армяне, грузины, украинцы, турки и др.5. Сейчас это крупнейшая станица Лабинского района. А в 1924—1929 годах станица была центром Вознесенского района, пока в СССР не началось укрупнение областей и районов.
Но как же развивалось образование в станице начала ХХ столетия, до революции? Вновь обратимся к исторической справке, помещённой на сайте Вознесенского сельского поселения. «В 1911 году в станице Вознесенской была открыта женская прогимназия. Чтобы устроить своего ребенка на учебу, нужно было обращаться к попу Алексею за метрикой. Позже в его доме находился сельсовет. Беднякам поп обычно отказывал, говорил, что не местно шантрапе в учебных заведениях. Иногородние и казаки обучались отдельно. Позже школ стало больше, но они все были частные»6.
История школы, в которой я сейчас учусь
Я учусь в 4 «б» классе средней школы №28. Но в ХХ веке, о котором рассказывается в этой исследовательской работе, она была средней школой №11. Посетив сайт моей родной школы, я узнала о том, что только «в мае 2005 года средняя общеобразовательная школа №11 была переименована в МОУ СОШ №28»7.
Средняя школа №11 была открыта за два года до начала Великой Отечественной войны. Дети начали учиться в ней 1939 году. А в дни войны, до изгнания из станицы немецко-фашистских оккупантов в 1943 году, в Вознесенской действовали юные подпольщики. В их числе - Олег Ливанов и Сергей Белоконев8. А в это время на полях Великой Отечественной сражались их учителя. Сайт Вознесенского сельского поселения повествует о том, что «за героические действия звание Героя Советского Союза было присвоено Соснову Алексею Андреевичу. Всю войну прошла по ее тяжелым дорогам учительница Янченко Александра Викторовна. На фронте она была связистом. Вернувшись в родную станицу, снова учила детей. Пенчук Мария Григорьевна до войны была учительницей. Добровольно ушла на фронт, попала в авиационный полк, готовила самолеты к боевым вылетам. Женихова Лидия Федоровна - тоже учительница - прошла по дорогам войны.
Начальником штаба полка закончил войну Белоусов Тимофей Григорьевич. Награжден орденом Боевого Красного Знамени, 2-мя орденами Великой Отечественной войны. В послевоенное время работал учителем. Комаров Федор Иванович, который рядовым солдатом в 1941 году защищал Москву. В 1943 году был тяжело ранен и уволен в запас. По его инициативе и благодаря огромной многолетней работе создан музей станицы Вознесенской»9.
По окончании войны и учителя, и их ученики доблестно трудились в колхозе, восстанавливали хозяйство. Чувствовался недостаток мужских рук. Поэтому на место своим отцам и старшим братьям, погибшим на фронтах Второй Мировой войны, приходили их сыновья и младшие братья. Большой и нелёгкий труд выпал на их долю.
До 1973 года наша школа располагалась в самом центре станицы, в двух корпусах постройки 1913 года по улице Первомайской, на месте нынешней поликлиники, где и была открыта за два года до войны. А в 1973 году у школы появилось новое здание на улице 50-летия Октября, дом №117. И уже только 30 лет спустя начались занятия в пристроенном к основному зданию учебном корпусе из трёх этажей.
Сайт школы сообщает, что «в 2005 году сдана в эксплуатацию 2 очередь пристройки, куда вошли спортивный зал размером 24х12 м., столовая на 90 посадочных мест и актовый зал на 200 мест. 29 февраля 2008 года решением Совета муниципального образования Лабинский район №330 средней школе №28 присвоено имя её выпускника, Героя России Сергея Николаевича Богданченко, погибшего в Дагестане при исполнении воинского долга» 10.
Как указано на страницах крупнейшей в мире научной социальной сети, «муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 имени Героя России С.Н. Богданченко станицы Вознесенской муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на протяжении уже второго десятка дет принимает активное участие в Федеральных и Международных экспериментах по вопросам социализации школьников средствами педагогики казачества. Коллектив данного учреждения работает под руководством отличника народного просвещения, победителя конкурса «Лучший директор школы» Лилии Васильевны Елисеевой»11.
Эти и другие знаменательные события в жизни нашей школы мы будем рассматривать уже в нашем новом проекте, посвящённом её истории в двадцать первом веке.
История школы искусств станицы Вознесенской в ХХ веке
Детская школа искусств станицы Вознесенской появилась только в последней четверти века. Как говорится на сайте этой школы, она была «открыта 9 сентября 1981 года по решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Лабинского района. Для занятий творчеством школе было отведено здание Дома пионеров. Первый набор учащихся на музыкальное, художественное и хореографическое отделения собрал талантливых детей из станиц Вознесенской и Ереминской, поселков Розового и Сладкого Лабинского района. Всего 90 учащихся. Первым директором школы был назначен Крючков Александр Тихонович. Совместно с отделом культуры набран преподавательский штат, организован учебный процесс школы»12.
Пройдёт всего один год, и директором школы искусств станет нынешний руководитель студии, в которой занимаются будущие художники, Нина Николаевна Опацкая. Она была инициатором открытия в фойе школьного здания выставочного зала. Здесь и сейчас можно увидеть постоянно сменяющие друг друга экспозиции детского художественного творчества. В них принимают участие ученики школы, лучше справившиеся со сложными, но интересными учительскими заданиями. Также под руководством Нины Николаевны в школе появился свой библиотечный фонд. Достойные, красиво оформленные книги по истории искусства и методики художественного творчества на долгие годы стали общим достоянием юных художников и их мудрых наставников. А для отчётных и праздничных концертов, конкурсов и фестивалей в центре школьного здания появился актовый зал. В этот же период у школы искусств возникли и первые филиалы - в станицах Упорной и Владимирской.
В 1986 году на пост директора школы искусств пришёл Александр Емельянович Заболотний. Он вместе с сотрудниками школы создал ансамбль народных инструментов преподавателей. Штат сотрудников был расширен. Не замедлил появиться и третий школьный филиал. На этот раз - в станице Каладжинской. Александр Емельянович многого ожидал и по праву требовал от детей. Каждое утро с троими своими сыновьями – Максимом, Геной и Толей – совершал физкультурную оздоровительную пробежку, играл в шахматы. А ансамбль народных музыкальных инструментов был также и в их семье. Гена Заболотний в 1998 году стал призёром Международного конкурса в Москве. О чём вскоре сообщила газета «Пионерская правда». Успехи учеников школы становятся всё более значимыми. Среди них - призовые места на краевых, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.
Алексей Михайлович Трунов становится директором школы искусств уже почти в конце ХХ века - 1999 году. Именно при нём в школе появляется компьютерная техника, аудио-оборудование, свой хор, собственно хоровое отделение, а в станице Зассовской открывается четвёртый филиал Вознесенской школы искусств. Последующие события в жизни школы охватывают уже начало двадцать первого века. Это, хочется надеяться, уже темы наших будущих исследовательских работ. Теперь же позвольте вкратце рассмотреть вековой фрагмент истории Вознесенского техникума пищевых производств - одного из старейших профессиональных образовательных учреждений на территории Краснодарского края.
Вознесенский техникум пищевых производств. История в ХХ веке
Наш станичный техникум вступил в ХХ как «Вознесенская школа садоводства, огородничества и пчеловодства». В «Кубанском календаре на 1915 год» она упоминается как школа 1 разряда13. На сайте техникума приводится достаточно подробная история преобразования школы в техникум ща протяжении двадцатого столетия. «В соответствии с уставом школа помещается на усадебном месте С.И. Болтенкова и имеет в своём распоряжении принадлежащие ему сады, питомники плодовых деревьев, пасеки, как на собственной земле, так и на арендуемой. Под школу были также переданы добротные здания фабриканта Василия Николаевича Разутова (принадлежащий ему пивоваренный завод экспортировал пиво во Францию). В школу принимаются ученики всех сословий, здорового телосложения и привыкшие к физическому труду. Обучение продолжалось 3 года. Учебный процесс состоял из теоретических и практических занятий. Преподавалось плодоводство, овощеводство, пчеловодство»14.
В 1930 году Вознесенская школа садоводства, огородничества и пчеловодства была реорганизована в Вознесенский сельскохозяйственный техникум эфиромасличных культур, который начинает готовить специалистов в области отечественной парфюмерии и косметики. Его директором становится Т.Я. Лещук. В 1933 году состоялся первый выпуск агротехников. В 1930-х годах у нашей страны появилась высокая потребность в специалистах по переработке молока, и Вознесенский техникум начал выполнять этот социальный заказ. Для этого техникум эфиромасличных культур в 1938 году вновь преобразовали. Теперь уже - в Вознесенский техникум маслодельно-сыроваренной промышленности.
Как повествует официальный сайт Вознесенского техникума пищевых производств, «первый выпуск техников-технологов состоялся в апреле 1941, второй – в июне 1941. Прямо с торжественной линейки почти все выпускники ушли на фронт вместе с директором Марченко Яковом Федоровичем и преподавателями. С начала Великой Отечественной войны техникум вопреки всему продолжает подготовку специалистов силами эвакуированных из Полтавы преподавателей под руководством директора Улашкевича Василия Ильича. С 1942 по 1943 годы станица Вознесенская была оккупирована немцами. На территории техникума был госпиталь. При отступлении оккупантами был разрушен и сожжен клуб техникума, уничтожено оборудование, инвентарь кабинетов и лабораторий. Не было воды, электроэнергии, тепла, и все же силами студентов и преподавателей в 1942 году учебное заведение начали восстанавливать. После войны были построены: двухэтажное общежитие, технологическая лаборатория, электростанция, баня, водопровод. Продолжало развиваться подсобное хозяйство. В техникуме на достаточно высоком уровне развивалась художественная самодеятельность, причём заслуженных специалистов и не было, энтузиастами были сами учащиеся - комсомольцы. Ещё в довоенное время в техникуме звучал духовой оркестр, который завоевал сердца всей станицы. Им руководил Евдокимов Устин Федорович. Действовал драматический театр»15.
Рассказывая выше о нашей родной школе №28, мы уделили внимание тому, сколько зданий и в какие годы было построено для школьных нужд. Параллельно строились и основные здания Вознесенского техникума пищевых производств. Заслугой этого следует признать слаженный труд коллектива техникума под руководством Павла Александровича Городова. Это происходило в 1950-е годы. «Эстафетную палочку» строительных хлопот принял у него следующий директор техникума - Николай Васильевич Урюпин.
Итак, вот какая картина при этом вырисовалась:
1958 – построен главный трехэтажный корпус.
1970 – построено пятиэтажное общежитие.
1973 – построен двухэтажный корпус со студенческой столовой и актовым залом.
1977 – завершено строительство огромного учебно-лабораторного корпуса.
Теперь комплекс зданий техникума позволял принять на учёбу студентов уже из самых разных, подчас уже очень далёких уголков нашей страны. В 1980-х годах у него уже был свой сыродельный завод и предприятие сельскохозяйственного производства. Студенты, проходившие здесь учебную производственную практику, становились затем высококлассными специалистами. Их с большой радостью принимали на работу наиболее престижные предприятия отрасли по всей стране. В 1990-х годах коллектив техникума возглавлял Евгений Михайлович Шадрин. В 1992 году это учебное заведение преобразуется в «Вознесенский колледж молочной промышленности», выпуская механиков, наладчиков компрессоров холодильного оборудования и технологов молочной промышленности. Последующие страницы истории нынешнего техникума пищевых производств, в котором сейчас обучается более 750-и студентов, относятся уже к первым десятилетиям двадцать первого века. А значит – и к направлениям наших новых исследований.
Сейчас же нам остаётся подвести итоги данного проекта, сделав соответствующие выводы и наметить пути последующих работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая поставленные в начале проекта задачи, мы можем сделать следующие выводы:
У нас сложилось общее представление о станице Вознесенской, в которой работают заинтересовавшие исследователя образовательные учреждения, как о населённом пункте, где возможности получения образования достаточно широки. Охвачены циклы общего основного и дополнительного профессионального образования. Они органично дополнены перспективами, связанными со средним специальным образованием, получаемым в аудиториях и лабораториях техникума..
Читая интересные и полезные книги, а также посещая официальные сайты, мы узнали, когда была основана, где размещалась и как развивалась средняя общеобразовательная школа №28 на протяжении ХХ столетия. Она предстаёт перед нами как базовое общеобразовательное учреждение с широкими экспериментальными возможностями.
Используя вышеупомянутые типы источников, мы определили, когда была основана и как развивалась Вознесенская школа искусств в ХХ веке. Это учреждение дополнительного профессионального образования создаёт прекрасные возможности для развития эстетических чувств и художественных навыков не только юных жителей нашей станицы, но и ещё четырёх станиц Лабинского района.
Ранее испробованным путём мы поняли, когда был основан и как развивался Вознесенский техникум пищевых производств в период с 1900 по 2000 годы. Мы осознали, что на протяжении двадцатого столетия это учреждение стало лучшим в отрасли, гордостью станицы и всей страны.
Всё сказанное выше позволяет нам сделать общий вывод о том, что в данный момент нами достигнута цель проекта – исследовать страницы истории трёх образовательных учреждений, работавших на территории станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края в ХХ веке, составив развёрнутое представление о характере развития образования в станице. Образование, которое можно получить, не выезжая из станицы Вознесенской, может стать предметом особой гордости и путём становления настоящего гражданина.
Мы собрали и систематизировали исследовательский материал, имеющий непосредственное отношение к истории образовательных учреждений станицы в начале двадцать первого века. Соответственно, мы готовы к участию в новых конкурсах, разработке новых исследовательских проектов и горячим дискуссиям с заинтересованной аудиторией исследователей.
Список литературы и источников
↑ Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986. — С. 245. — 395 с.
↑Вознесенская станица Кубанской области // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
↑Всесоюзная перепись населения 1979 года. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
↑ Кубанскій календарь на 1913 годъ.
↑Лабинский район 200
↑Численность населения СССР по переписи на 15 января 1959 года по республикам, краям, областям, национальным округам, районам, городам, поселкам городского типа, районным центрам и крупным сельским населенным местам (по административно-территориальному делению на 1 января 1960 г.). Москва: Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (1960). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
Вознесенская станица Кубанской области // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Всемирнаянаучнаясоциальнаясеть ResearchGate https://www.researchgate.net/publication/301693221_PEDAGOGIKA_KAZACESTVA_SFERA_MEZDUNARODNOGO_SOTRUDNICESTVA?ev=prf_pub
Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1, таблица 4. Численность городского и сельского населения по полу по Краснодарскому краю. Проверено 2 января 2015. Архивировано из первоисточника 2 января 2015.
Кубанский календарь на 1915 год.
Кубанскій календарь на 1913 годъ.
Официальный сайт Вознесенского сельского поселения http://spvozn.ru/istoriya-poseleniya/20-istoriya-poseleniya
Официальный сайт Вознесенского техникума пищевых производств http://vtpp-spo.ru/o-nas/histori#20ve
Официальный сайт Вознесенской школы искусств http://dshivoznesenskay.ru/istoriya-shkoly
Официальный сайт МОБУ СОШ №28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края http://school28-labins.ucoz.ru/index/0-4
1 Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986. — С. 245. — 395 с.
2 Вознесенская станица Кубанской области // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3 Кубанскій календарь на 1913 годъ.
4 Официальный сайт Вознесенского сельского поселения http://spvozn.ru/istoriya-poseleniya/20-istoriya-poseleniya
5 Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более.
6 Официальный сайт Вознесенского сельского поселения http://spvozn.ru/istoriya-poseleniya/20-istoriya-poseleniya
7 Официальный сайт МОБУ СОШ №28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края http://school28-labins.ucoz.ru/index/0-4
8 Официальный сайт Вознесенского сельского поселения http://spvozn.ru/istoriya-poseleniya/20-istoriya-poseleniya
9 Официальный сайт Вознесенского сельского поселения http://spvozn.ru/istoriya-poseleniya/20-istoriya-poseleniya
10 Официальный сайт МОБУ СОШ №28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края http://school28-labins.ucoz.ru/index/0-4
11https://www.researchgate.net/publication/301693221_PEDAGOGIKA_KAZACESTVA_SFERA_MEZDUNARODNOGO_SOTRUDNICESTVA?ev=prf_pub
12 http://dshivoznesenskay.ru/istoriya-shkoly
13 Кубанский календарь на 1915 год.
14 Официальный сайт Вознесенского техникума пищевых производств http://vtpp-spo.ru/o-nas/histori#20vek
15 Официальный сайт Вознесенского техникума пищевых производств http://vtpp-spo.ru/o-nas/histori#20ve