ДЕТИ ВОЙНЫ. ЖИЗНЬ И ВОСПОМИНАНИЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕТИ ВОЙНЫ. ЖИЗНЬ И ВОСПОМИНАНИЯ

Федотова Е.Ю. 1
1
Мельникова Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Более семидесяти лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны…

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941-1945гг.

Советский народ не хотел войны, стремился избежать её, но она ворвалась в каждый дом, унесла миллионы жизней. Враг был силен и беспощаден. Бедствия и разрушения, которые обрушились на нашу страну, неисчислимы.

На защиту Отечества встали миллионы. На фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем советские люди ковали Победу.

Неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалея своих жизней.

Письма с фронта, сухие строчки приказов и документов, фотографии военных лет доносят до нас свидетельства очевидцев и участников войны. Это они, преодолев огонь и смерть, спасли человечество от угрозы фашистского порабощения. Они победили!

С тех пор прошло более 70-ти лет… Их, ковавших Победу, остается все меньше и меньше… А мы - последнее поколение тех, кто может из первых уст услышать историю тех страшных дней.

Война ворвалась в каждый дом, в каждую семью. Мужчины ушли на фронт, женщины и старики трудились в тылу. А что же делали дети? Дети тех военных лет, им было страшно, голодно… Сколько им было? Три, пять, семь лет… Маленькие, казалось бы, несмышленые, но воспоминания тех страшных лет прочно засели в их исковерканных судьбах.

Тема данной работы «Дети войны. Жизнь и воспоминания».

Цель: знакомство с судьбами людей, которые имеют статус «Дети войны» через их воспоминания.

Задачи:

- Узнать кто такие «Дети войны»;

- Найти односельчан, которые имеют статус «Дети войны»;

- Собрать воспоминания «Детей войны», проживающих на территории Моховского поселения;

- Провести в начальной школе классный час на тему «Дети войны» и предложить школьникам участие в конкурсе рисунков «Была война»;

- Организовать в рамках «Месячника патриотического воспитания» для учащихся Моховской школы тематические встречи с «Детьми войны»;

Объект исследования – жители с. Моховое, имеющие статус «Дети войны».

Предмет исследования – воспоминания о годах ВОВ «Детей войны».

Считаю свою работу актуальной, так как время неумолимо движется вперед, тех, кто на себе испытал всю тягость военных лет остается среди нас все меньше и меньше. Мы, как благодарные потомки, должны чтить и помнить историю своей страны и своего народа и по крупицам собирать тот материал, который еще остается в памяти наших соотечественников.

Полученные знания найдут применение на уроках истории при рассмотрении темы «Война 1941…», а также станут ценным вкладом в Летопись нашего поселка.

Глава 1. Исследовательская часть

1.1. Методика исследования

На первом этапе исследования мы изучили литературу по данной теме, а затем обратились в Администрацию Моховского сельского поселения и выяснили, что на территории поселения проживает 10 человек, имеющих статус «Дети войны».

Для достижения цели данной работы было проведено анкетирование среди «Детей войны», проживающих на территории Моховского поселения «Какой вы запомнили войну?» (приложение 5); взято интервью у Денисовой Н.В.(статус «Дети войны) [5], Васёвой Т.Г. (статус «Дети войны) [8], Плотниковой Е.Ф. (статус «Дети войны»)[7], Новиковой З.С. (статус «Дети войны») [6], Рогожниковой Л.Л. (статус «Дети войны») [9]. Обратились за помощью в создании списочных материалов к председателю ветеранской организации «Память сердца» Денисовой Н.В. и председателю Совета ветеранов Моховского поселения Третьяковой Р.М, которые с радостью откликнулись на просьбу и предоставили списки участников вышеуказанных организаций.

Среди учащихся 5-9 классов Моховской школы было проведено анкетирование на тему «Что вы знаете о ВОВ?» (приложение 4), а также организованы тематические встречи с «Детьми войны» (приложение 2,рис.16, рис.17,рис.21, рис.23).

В начальной школе проведен тематический классный час на тему «Дети и война» (приложение 2, рис.25), а также конкурс рисунков «Мы против войны» (приложение 2, рис.24).

1.2. Результаты исследовательской работы

1.2.1. Сведения о людях, имеющих статус «Дети войны»,

проживающих на территории Моховского поселения

В 2011 году в г. Кунгуре был открыт филиал региональной общественной организации «Память сердца, дети - сироты Великой Отечественной войны». В Кунгуре и Кунгурском районе зарегистрировано более пятисот таких сирот Великой Отечественной войны, потерявших в годы войны своих родителей.

Целью создания общественной организации и ее филиалов во всем Пермском крае, является возрождение значимости погибших во время Великой Отечественной войны, увековечивание памяти о погибших, поддержка закона Пермского края «О мерах социальной поддержки детей погибших защитников Отечества в годы ВОВ» (приложение 3).

На территории Моховского поселения на данный момент проживает 10 человек, имеющих статус «Дети войны» (данные сведения отражены в табл.1). Из данной таблицы видно, что это люди с 1930 по 1941 год рождения. На момент начала ВОВ самому молодому из них было всего 2 года, а один человек родился спустя 4 дня после начала ВОВ. Все эти дети остались сиротами еще до завершения военных действий (данные сведенья отражены в табл.3). в разных местах Европы похоронены отцы детей войны, у некоторых вовсе пропали без вести. Тяжелые были годы, но все выдержали. Девять из них воспитывали родные матери, один ребенок остался на попечении мачехи. Несмотря на горькую судьбу, дети получили образование:

- высшее – 1 человек;

- средне-специальное – 1 человек;

- окончили основную восьмилетнюю школу – 1 человек;

- окончили 4-7 классов основной школы – 8 человек.

По окончании учебных заведений, дети освоили следующие профессии:

- учитель русского языка и литературы – 1 человек;

- рабочий в различных отраслях – 3 человека;

- доярка – 2 человека;

- мастер – технолог – 1 человек;

- зоотехник – 1 человек ;

- шофер – 1 человек;

- няня в детском учреждении – 1 человек.

Голод, лишения, раннее сиротство, отсутствие самого необходимого не сломили этих людей. Они выжили, получили образование и прошли с достоинством свой трудовой путь. Многие из них имеют почетные грамоты и благодарственные письма за добросовестный труд, знаки отличия и почетные звания.

Таблица 1. Сведения о «Детях войны», проживающих на территории Моховского поселения

ФИО

Дата, место рождения

Образование

Профессия, вид деятельности в послевоенный период

Награды

Возраст

1

Денисова

Нинель

Викторовна

03.07.1938

с. Юго-Осокино

Высшее.

Пермский педагогический институт,

учитель русского языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе. С 1971по 2005г - директор Моховской (Сылвенской) школы.

Правительственные награды «Отличник народного образования». Делегат 3-го Всесоюзного съезда Учителей в г Москве, гостья «Голубого огонька».

77

2

Груздева

Тамара

Ивановна

03.09.1938

Кишертский район

д.Соковиха

7 классов основной школы д.Соковиха

Рабочая на железной дороге.

Почетные грамоты за добросовестный труд, медаль

«Ветеран труда»

77

3

Зыкова

Антонида

Фёдоровна

07.03.1930

Уинский район

с.Усановка

4 класса Усановской начальной школы

Усановский колхоз,

доярка.

Юбилейные медали, Почетные грамоты за добросовестный труд.

85

4

Самарина Людмила

Александровна

16.05.1937Новосибирская область пос. Чулым

5 классов ФЗУ Кунгурского

кожевенного

комбината

Кунгурский

кожевенный

комбинат, мастер-технолог,

Кунгурский завод

ЖБИ начальник цеха.

Почетные грамоты и юбилейные медали,

имеет звание «Ветеран труда».

78

5

Новикова

Зоя Степановна

26.11.1939

Кунгурский район

д. Моховое Сылвинского ссовета

Сельскохозяйственный техникум г.Оса, зоотехник.

Моховской колхоз,

зоотехник.

Почетные грамоты за добросовестный труд.

76

6

Смоляков Геннадий Александрович

26.07.1941

Кунгурский район

с.Сылвинск

Сылвинская

восьмилетняя школа

8 классов

Кунгурский

кожевенный

комбинат,

рабочий.

 

74

7

Крапивин Сергей Владимирович

27.11.1931

Кунгурский район

д.Дейково

Сылвинская

восьмилетняя школа

7 классов

Моховской колхоз,

Шофёр.

Почетные грамоты и благодарственные письма за добросовестный труд,

медаль «Ветеран труда»,

юбилейная медаль к 100летию В.И. Ленина, присвоено звание «Отличник автомобильных перевозок»,

награжден знаком отличия «Победитель соц. соревнования».

84

8

Рогожникова

Любовь

Леонидовна

30.04.1932

Кунгурский район

с.Сылвинск

Сылвинская

восьмилетняя школа

7 классов

Дом ребенка г.Кунгур,

Няня.

Ясли №4, няня.

 

84

9

Плотникова Евдокия Федоровна

07.07.1930

Кишертский район

д.Черный Яр

4 класса начальной школы с.Кишерть

Моховской колхоз,

доярка.

Кунгурский завод

ЖБИ,рабочая.

 

85

10

Семенвова Тамара Александровна

1932г.

Кунгурский район

с.Жилино

Сылвинская

восьмилетняя школа

6 классов

Кунгурский кожевенный комбинат,

цех №4 работница- заготовщица верха обуви.

Кунгурский завод

ЖБИ, оператор.

 

84

Эти дети рано остались сиротами, они были лишены внимания отцов, а из-за тяжёлой работы и внимания матерей. Но, не смотря на это, они создали свои семьи и в данное время имеют внуков, правнуков и праправнуков.

Сведения об отцах «Детей войны», погибших в годы Великой Отечественной войны отражены в таблице 2.

Таблица 2. Сведения о родителях (отцах) «Детей войны» (проживающих на территории Моховского поселения), погибших в годы ВОВ

ФИО

Годы жизни

Дата призыва на фронт

Место несения службы

Звания, награды

Место захоронения

1

Зыков Федор Иванович

1908-1944г.

1941г.

Белоруссия.

Старший лейтенант.

Белоруссия

д. Нижевское.

2

Тюшев Леонид Васильевич

1909-1944г.

1941г.

Подмосковье.

Рядовой.

Пропал без вести 1942 году.

3

Смоляков Александр Петрович

1908-1941г.

22 июня 1941 года.

Воевал в 112 стрелковой дивизии.

Рядовой.

Погиб в первые дни войны, место захоронения неизвестно.

4

Шипиловских Виктор Нестерович

1915-1943г.

1943г.

Украина, фронт Курской дуги.

Рядовой.

д.Ямное

Великописаревского района Сумской области в братской могиле.

5

Плотников Степан Михайлович

1906-1941г.

21 июля

1941 года

Подмосковье.

Рядовой.

Пропал без вести в августе 1941 года.

6

Меньшиков Федор Васильевич

1910-1944г.

1942г.

Украина.

Рядовой.

с.Озерное Белоцерковский р-он, Киевская область.

7

Путилов Александр Иванович

1910-1943

Июнь 1941г.

Брянский фронт.

Сержант.

Пропал без вести в 1943г.

8

Посохин Александр Яковлевич

1903-1941г.

1941г.

 

Рядовой.

Погиб в бою 25.12.1941г., проявив геройство и мужество. Место захоронения неизвестно.

9

Желтышев Иван Иванович

1898-1943г.

Февраль 1942г.

Воевал под Харьковом.

Рядовой.

Пропал без вести в августе 1943г.

10

Крапивин Владимир Алексеевич

1897-1943г.

1941г.

Воевал под Ленинградом. 525стрелковый полк, 171 стрелковой дивизии.

Рядовой. Стрелок.

Погиб в бою 5 марта 1943 года. Похоронен в Ленинградской области в д.Брагино.

Работая над данной темой, мне было интересно узнать, что известно моим сверстникам о страничке нашей истории, посвященной годам ВОВ. Ведь время неумолимо движется вперед, а их ковавших победу, остается все меньше и меньше. Мы – последние поколение тех, кто может из первых уст услышать историю тех страшных дней. С этой целью мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов Моховской школы на тему «Что вы знаете о ВОВ?» (приложение 4).

В анкетировании принимали участия 30 человек. Было предложено 5 вопросов по основным датам ВОВ. У 25 человек не было допущено ошибок в ответах на вопросы по истории ВОВ, 3 человека допустили ошибки в определении даты месяца начала ВОВ, 1 человек не был уверен в стране противника, 2 из опрашиваемых ошиблись в определении даты окончания боевых действий.

В целом по итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы неплохо ориентируются в основных датах ВОВ. Несомненно, это способствуют уроки истории по данной теме, но немалую роль играют и внеклассные мероприятия. Частными гостями на таких мероприятиях стали именно «Дети войны». Они ведут активную общественную работу, с удовольствием откликаются на приглашения и посещают тематические встречи (приложение 2, рис.16, рис.17, ри.18, рис.21).

17 февраля в Моховской школе прошло торжественное награждение памятными медалями «Дети войны», приуроченное дню Советской Армии и Военно-Морского Флота. От имени МО КПРФ г. Кунгура и Кунгурского района ветеранов труда и тыла поздравили и наградили памятными медалями «Дети войны» депутат Кунгурской городской Думы, первый секретарь МО КПРФ С.А. Рынков и депутат Кунгурской городской Думы, член бюро МО КПРФ Е.А.Макарова (приложение 1, рис.). Школьники порадовали ветеранов и тружеников тыла праздничными номерами художественными самодеятельности, а Дети войны напомнили нынешнему поколению о незабываемых страницах военной истории нашей родины.

В преддверии новогоднего праздника второй год подряд в школе проводится акция «Дети 21 века – Детям войны» (приложения 2, рис.22).

Ребята из разных классов, подготовив новогодние подарки и теплые поздравления, отправляются в гости «Детям войны». Самарина Л.А., Смоляков Г.А., Новикова З.С., Рогожникова Л.Л., Плотникова Е.Ф., Крапивин С.В., Зыкова А.Ф. Денисова Н.Н., Васева Т.Г., Крапивин Е.В., Смирнова Л.Н., Семенова Т.А. с удовольствие приняли своих юных гостей и поделились с ребятами воспоминаниями о тех далеких днях.

Я представлю вам свидетельства людей, видевших эту войну своими детскими глазами, не только видевших, но и трудившихся на благо победы.

Воспоминания жителей с. Моховое, имеющих статус «Дети войны»

Воспоминания Денисовой Нинель Викторовны

Наша первая героиня – Денисова Нинель Викторовна (приложение 2, рис.1). Нинель Викторовне не было и трёх лет, когда началась эта ужаснувшая весь мир война. Конечно, в таком возрасте невозможно осознать, что случилось страшное. Но кое-что из этого времени всё-таки запомнилось. Потеря отца, слезы горя любимой мамы, ранняя разлука с ней, а затем несбывшиеся мечты.

«…Мы жили в Перми. Отец работал на военном заводе в Мотовилихе. Мама – учительницей в школе. Папа очень любил нас. Родители были очень музыкальными: папа любил музыку, неплохо играл на баяне, а у мамы от рождения был красивый (об этом говорили все!) сильный оперный голос, с ней в вокальном кружке занимались артисты и предсказывали большое сценическое будущее…». [5]

«Когда началась война, жили трудно, - рассказывает Нинель Викторовна, - Папа сутками пропадал на работе… Он был хорошим специалистом, и его на фронт не отправляли. Но однажды папа не вернулся с работы ни вечером, ни ночью, ни даже утром... На вопрос мамы, когда она обратилась на завод, ей ответили, что работников завода ночью погрузили на несколько грузовиков и срочно увезли в неизвестном направлении. Конечно, мама сразу поняла, что их отправили на фронт. Июль – 1943-го-жестокие бои на Курской дуге…Ушёл на фронт…».[5]

«В августе получили от него записку на обрывке газеты: «Родные мои, я вас очень люблю. Пишу на пеньке. Ночью в бой. Буду жив – сообщу». И это было его первое и последнее сообщение с фронта».[5]

«В августе 1943 года я помню внезапный истерический крик и плач моей мамочки. Я, конечно, не сразу поняла, что случилось. А это пришла похоронка о гибели папы. Так закончились наши ожидания 26-летнего папы Шипиловских Виктора Нектарьевича (приложение 2, рис.2).

Наша жизнь сразу же изменилась. Мама должна была в то время родить вторую девочку, сестрёнку мне. Чтобы прокормить нас, она была вынуждена из Перми уехать и начать работу в небольшой деревне Ординского района заведующей начальной школы. Одной с детьми было очень сложно, и меня мама оставила в многодетной семье бабушки и дедушки, которые жили в большом селе, где была средняя школа и где я могла продолжить образование. Мои детство и юность не были безоблачно счастливыми. И в этом тоже виновата война.[5]

Вспоминаются трудности жизни военного времени и первых послевоенных лет: «Дома у нас было круглое радио, и все сбегались (даже соседи приходили) к нему, чтобы услышать информацию о событиях на фронте. У дедушки с бабушкой, кроме меня, было еще двое несовершеннолетних детей, и все мы не знали ни настоящего хлеба, ни сладостей. Вместо хлеба – лепёшки из лебеды, крапивы с небольшим добавление муки. Похлёбку варили из мороженой картошки. Печку топили собранным нами хворостом – с заготовкой дров тоже были невероятные трудности. Весной ходили на колхозные поля собирать перезимовавшие колоски пшеницы, ржи. Многие односельчане, не сдержавшись от голода, перемалывали это зерно и пекли только из них, без всяких добавок, хлеб или варили кашу. А ведь перезимовавшее зерно ядовито, и были случаи смертельного исхода…». [5]

Детство и юность героини не были безоблачно счастливыми. «Пища была скудной, игрушек не было. Играли осколками посуды, кукол шили сами. Об одежде хорошей даже не мечтали – донашивали друг за другом» - рассказывает наша героиня (приложение 2, рис.5).

И уже в 13 лет началась самостоятельная жизнь. Педучилище, общежитие, и снова нечего есть… Чаще всего манная каша за 10 коп. и мочёные сухари. Каждую осень работа в подшефном совхозе «Жилинский» на уборке урожая в течение трёх-четырёх недель.

Переживали трудности, но цели добились. Нинель Викторовна закончила педучилище с отличием и сразу же поступила в институт.

«Я горжусь своим поколением. На нашу долю выпало много испытаний. Ведь именно на наше поколение легли тяготы восстановления разрушенного народного хозяйства, освоение целины, завоевание космоса… Мы вынесли и послевоенный дефицит продуктов, товаров. Потому что нам помогали дружба, бескорыстие, энтузиазм, вера в счастливое будущее».[5]

«Конечно, не всем удалось осуществить свои мечты. И, наверное, в этом в очень большой степени виновата проклятая война. Я, например, после окончания педучилища закончила пединститут, получила специальность «учитель русского языка и литературы», не стала, как мечталось, музыкантом, не поступила в аспирантуру, о чём так мечтала после окончания института. Проработала в школе 50 лет, из них 36 лет была завучем и директором. Посчастливилось быть делегатом III Всесоюзного съезда учителей, гостьей телевизионного «Голубого огонька» как представителя самой большой в Советском Союзе династии учителей, о которой Пермским телевидением был снят фильм «Шохрины».[5]

«Трудности закаляют человека, делают целеустремленными, преодоление их вселяет веру в будущее. И сейчас эта вера помогает нам жить и продолжать творить, испытывать счастье и удовлетворение от результатов своей работы. Я и сейчас не испытываю ощущения своей ненужности – продолжаю тесно общаться с учителями и учащимися нашей школы, стараюсь принимать активное участие в мероприятиях села, г. Кунгура и даже г. Перми.

Мы, дети войны, с особой благодарностью относимся к тем, кто возродил уже затухающую и часто искажаемую память о военных событиях 1941-1945 гг. Мы благодарны восстанавливающим и вновь создающим памятники, стелы и обелиски в часть тех, кто завоевал нам свободу и счастье ценой своей жизни. Мы рады, что и нашему поколению - детям войны - посвящаются митинги, краеведческие экспедиции, шествия, парады «полков бессмертия», уроки мужества».[5]

Она мечтала стать артисткой, а проработала в школе 50 лет, из них 36 лет была завучем и директором. Работая в с. Кыласово, мечтала о строительстве новойшколы, но мечту осуществила в с. Моховом. Труд Нинель Викторовны оценён правительственными наградами (приложение 2, рис.4).

Мы долго общались в маленькой уютной квартирке Нинель Викторовны. Глаза героини часто обволакивали слезы. Я понимала, что на долю этой хрупкой женщины выпало многое…Но она не сдалась, не обозлилась, а принесла обществу огромную пользу (приложение 2, рис.3).

Воспоминания Васёвой Тамары Галактионовны

Еще одна жительница нашего поселка также испытала на себе все тяготы и лишения военного и послевоенного времени. Васёва Тамара Галактионовна (приложение 2, рис.11).

Самые яркие воспоминания детства: холодный дом, голод и одиночество. Голод, снова голод. Вместо хлеба – крапива, в ней витамины, пеканы и другая трава. А все самое лучшее – на фронт, солдатам силы нужнее.

«Детство наше было какое-то недетское и голодное… Родилась я 15 августа 1941года в городе Перми. 16 числа папу забрали на фронт, а мама лежала со мной в роддоме. В то время было трудно очень в городе прожить, мама одна осталась, и переехала она со мной в село Ключи Суксунского района к своей маме. Там я и воспитывалась…». [8]

«…Мама, бабушка и я…». [8]

«Сколько себя я помню, сидела я дома все одна, - вспоминает Тамара Галактионовна. - Мама и бабушка работали, приходили поздно. У нас был дом на три окна, холодный такой. Я помню, как сидела я на окошке и ждала маму и бабушку. Бабушка приходила в шесть часов, затопляла печку, и становилось теплее. Утром печь они не топили, думали, что я угорею. Так и сидела я весь день в холодном доме… одна…Есть было нечего… Помню, ели мы крапиву, очень много…пеканы, пучки, горькую редьку. Молоко, яйца, шерсть - это все сдавали государству, для фронта, для победы. Хлеба не было... Нас как-то подкармливала улица. Мужчин вообще не было, старики да женщины. Мы, бывало, бегаем, они нам вынесут хлебушка, сахарку, мы и довольны».[8]

«Росли мы худенькие, небольшого роста, но крепкие и внутри, и снаружи…». [8]

«Еще помню, звали меня горох садить. Дадут мне в кружки горох, вот, дескать, Тамара, сади, за это мне давали несколько копеечек. Горох рассажу и в магазин бегу за конфетками. После войны это уж было… Любила я очень пить лимонад…». [8]

«В школу я пошла в 1949 году. Сумки как у вас, конечно, не было. Мама нашла на курорте, в Ключах, сумку-сеточку. И пошла я в первый класс с такой сумкой, маленькая, хрупкая, в глубоких калошах. В школу меня повела бабушка, мама на работе была. Учились мы с первого по десятый класс. Еще в Ключах у нас был детдом, жили и учились там дети погибших родителей на фронте. Одевали их конечно лучше и кормили тоже. Помню, мы учились в первом или во втором классе. Нам давали похлёбку: вода и картошка. Очень конечно было вкусно. В алюминиевых чашках приносили нам технички школьные и хлебушка нам маленько давали, а ели мы за партами…». [8]

Читать наша героиня научилась рано, часто ходила в библиотеку за книгами, так как для жителей деревни в то время книги были роскошью. Училась на «хорошо» и «отлично». Учась в школе, посещала драматический кружок, пела в хоре, увлекалась фотоискусством.

Тамара Галактионовна закончила Пермский педагогический институт, много лет проработала в школе учителем русского языка и литературы, была председателем Моховского сельского совета. Выйдя на пенсию, на протяжении 10 лет была председателем местного Совета ветеранов. В данное время продолжает активно сотрудничать с коллективом Моховской школы, организует встречи для учащихся с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, прививая подрастающему поколению любовь к истории своей страны и чувство патриотизма.

Воспоминания Плотниковой Евдокии Фёдоровны

«Мое детство прошло несладко!» – рассказывает наша следующая героиня, Плотникова Евдокия Федоровна (приложение 2, рис.7).

Когда началась война в 1941г. было ей десять лет. Мама умерла еще в 1933 году, в 1944 отец погиб на фронте (приложение 2, рис.8). И остались они с братом и сестрой сиротами (приложение 2, рис.9).

Мало рассказывает она о своем детстве, многое забылось, но о том, что есть нечего было, помнит хорошо. «Все отдавали государству: картошку сдай, овощи тоже, все государству, а нам что оставалось… а нам ничего, только палец сосать. Все равно ведь жили. Плохого я никому не желаю, детства у нас не было, мы сразу взрослыми какими-то стали,- говорит Евдокия Фёдоровна, - а вы ребятишки растите…». [7]

Училась Евдокия Федоровна мало, некогда было, нужно было мачехе с младшими помогать, да и работала с ранних лет. Работала в колхозе, а затем токарем на заводе железобетонных изделий. У Евдокии Федоровны была одна дочь, но из-за болезни она рано ушла из жизни, оставив сиротами трёх дочерей. Воспитала внуков Евдокия Фёдоровна. Сейчас ей 85 лет. Тётю Дусю, так называют её в поселке, все любят и уважают за оптимизм и особое чувство юмора, которое, не смотря на все тяготы жизни, сумела сохранить эта отважная женщина (приложение 2, рис10).

1.3. Выводы

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • Дети войны - это последние живые свидетели ужасов войны, перенесшие взрослые трудности и лишения.

  • На территории Моховского поселения на сегодняшний день проживает 10 человек, имеющих статус «Дети войны».

  • Тяготы, выпавшие на долю детей того времени, оставили неизгладимый след в их памяти, негативно отразились на здоровье, лишили многих возможностей.

  • Дети войны имеют большой культурный, научный и интеллектуальный потенциал и в настоящее время работают по передаче традиций патриотизма обществу в целом и молодежи в школах, не давая забыть историческую правду о народе-победителе. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

  • В школе проводится большая работа по патриотическому воспитанию, к которой активно привлекаются ветераны и труженики тыла, а также «Дети войны», проживающие на территории с. Моховое.

  • Когда я слушаю рассказы Детей войны, мне хочется становиться лучше.

Заключение

Война не щадила никого…Тяжёлые муки доставляла всем. Даже дети страдали…Дети войны – самые мужественные дети. Дети, почувствовавшие войну «на вкус». Я мечтаю, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. И я верю в светлое, мирное будущее. Низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы, и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.

К сожалению, с окончанием Великой Отечественной войны, не перестали страдать дети. В различных уголках нашей планеты вооруженные конфликты не прекращались не на минуту – войны продолжаются. Ежегодно тысячи детей во всем мире остаются без дома, теряют родителей, голодают и гибнут под обстрелами.

Война не делит детей на богатых и бедных, взрослых и маленьких, хороших и плохих, достойных жизни или смерти. Она врывается в жизнь ни в чем не повинных людей, меняя ее раз и навсегда…

А дети всего мира продолжают твердить: «Миру – мир! Мы не хотим войны»…

Список использованных источников

  1. Поколение победителей: (Книга Памяти города Кунгура и Кунгурского района). - Пермь: ООО «Раритет – Пермь», 2001.-101-409с.

  2. Здравие желаем: (Книга Памяти города Кунгура). – Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2000.-48-231с.

  3. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе: Военные мемуары. – М.: Воениздат, 1988. – 638с.

  4. Дети военной поры/Сост. Э.Максимова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 320с.

  5. Денисова Н.В. (3.07.1938). Воспоминания.06.11.2015г.

  6. Плотникова Е.Ф. (07.07.1930). Воспоминания. 3.12.2015г.

  7. Васёва Т.Г. (15.08.1940). Воспоминания. 10.02.2016г.

  8. Рогожникова Л.Л. (30.04.1932). Воспоминания. 10.02.2016г.

  9. Третьякова Р.М. Память сердца // Мысли вслух. – 2016. - № 5 - 3 марта. - С.2.

  10. Дети Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nnm.me/blogs/neo10002/foto_bodborka_deti_velikoy_otechestvennoy_voyny_1941-1945/.

  11. События Великой Отечественной войны [Электронный Ресурс]. – Режим доступа: http://nnm.me/blogs/neo10005/_ velikoy_otechestvennoy_voyny_1941-1945/.

  12. Сайт: WWW.obd memorial – «Мемориал» - электронный архив

  13. WWW.obd memorial – «Мемориал» - электронный архив

 

18

 

Просмотров работы: 4379