ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ"

Иванова Е.Н. 1
1МБОУ Гремячевская школа №1
Гусева Н.В. 1
1МБОУ Гремячевская школа №1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. 

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» И, рассматривая фотографии в старом семейном альбоме, обращает внимание на выцветшие черно-белые фотографии незнакомых людей. Очень хорошо, если многие из нас задумаются о том, кто эти люди, которые занимают достойное место на первых страницах «верного хранителя семейных тайн». Но многие из моих ровесников чаще всего могут просто безразлично перевернуть на следующую страницу, не вникая в важную память своей семьи. А ведь это наши предки, их кровь течет в наших жилах, и многие из них были славными людьми.

События, которые заставили затронуть меня эту тему, связаны со школьным конкурсом «Моя семья в истории страны». Одним из заданий к этому празднику было описание семейной реликвии. Родители поддержали мое желание и поделились со мной воспоминаниями. О, как же увлекло меня это дело! В какую пучину жизненных историй о моей семье погрузилась я.

Вся жизнь моих предков была связана с селом – казалось бы, ничего захватывающего и интересного. Но на примере своей прабабушки я убедилась, что быть достойным гражданином и человеком, нужным своей земле и родине, можно в любом месте, независимо от того, где ты живешь, в городе или деревне.

Главная цель написания работы – актуализация и пропаганда такого нового направления исторических исследований, каким является историческая антропология, особенно история семьи и рода, поскольку знание своих корней может стать важным фактором социализации современной молодежи. Как писал историк Ключевский О.В.: «Изучая предков, узнаем самих себя. Как потеря памяти ведет к деградации личности, так и забвение прошлого ведет к разрушению исторического самосознания человека и общества в целом. Вспоминая прошлое, оценивая сделанное, важно критически проанализировать былые решения и действия, извлечь уроки для настоящего и будущего».

Задачи проекта:

1. Сохранять семейные традиции, бережно относится к вещам, принадлежащим семье.

  1. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

  2. Больше узнать о своей семье, познакомиться с традициями, реликвиями семьи.

  3. Формировать нравственный долг детей перед семьей.

  4. Воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть свой семейный архив - реликвия. Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них.

Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по

наследству родными людьми. Семейная реликвия – это лицо семьи или целого рода. В своей работе я хотела бы рассказать о реликвии нашей семьи, которая осталась на память от наших предков.

Реликвией может быть любая вещь, от обычной фотографии до драгоценного камня. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.

Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам как память о наших родных. Порой семейные реликвии могут рассказать об истории семьи больше самых подробных родословных.

Главной ценностью нашей семьи навсегда стала – икона «Спас Вседержитель».

История этой реликвии зародилась в тридцатые годы двадцатого столетия.

2.Основная часть:

  1.  
    1. С приходом советской власти начались гонения на Русскую

Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. семидесяти лет.

К весне 1938 года власти сочли, что Русская Православная Церковь физически уничтожена и отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за Церковью и проведению в жизнь репрессивных распоряжений. 16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета ССР постановил ликвидировать комиссию Президиума ЦИК ССР по вопросам культов. Из 25 тысяч церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов и 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Можно с уверенностью сказать, что гонения, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории.

В 1938 году советская власть завершила двадцатилетний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до положения необратимости. Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения. Причем власти и дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался и неизвестно, до чего бы дошел, если бы не Великая Отечественная война.

Всюду разрушены храмы,

Лики святых под дождем –

Злостные эти программы

С «центра» внушались вождем.

Свергли кресты золотые.

Книги служебные жгли.

Ризы и мощи святые

Люди спасти не смогли.

Грабили утварь, иконы,

Всю проявив свою страсть.

Где же благие законы?

Где их народная власть?

Дерзко восстали на Бога

Жалкие случи врага.

Пастырям в ссылку дорога:

Северный край и тайга.

Сонмы монахов, монашек

В дальние гнали места,

Снег им был вместо рубашек,

Пищею – слово Христа.

Многие смертью почили,

Дерзкой убиты рукой,

Божьи венцы получили,

В вечность уйдя на покой…

Игумен Виссарион

Сколько боли в словах – в каждой строчке стихотворения о, казалось бы, давно ушедших временах, которые сейчас без обиняков называют «красным террором»! Сколько невыплаканных слез в безутешном горе о тех. Кто пропал без вести или сгинул вовсе в этой кровавой «мясорубке»; сколько недоумения: почему так легко попирали их жизнь и судьбу?..

  1.  
    1. В страшные годы богоборчества, когда повсеместно закрывались

храмы и монастыри, а верующие люди гонимы, жители нашего Гремячева на себе испытали все ужасы того, Богом попущенного времени. Аресты, допросы, расстрелы…

Люди жили в страхе и томящемся ожидании бедствий. Аресты производились в основном ночами: меньше глаз, меньше шума. Прийти могли в любой дом, поэтому люди стали настороженными, более замкнутыми, немногословными.

Боялись гремячевцы не только представителей районного ОГПУ, но и своих же односельчан. Бывали случаи доносов. Слабые грешные люди сводили таким образом счеты с неугодными им единоверцами. По доносу были осуждены Венедикт Чернов, Евдокия Большова и др. А обвинения чаще всего звучали одни и те же: верующий, высказывался против власти, пытался организовать заговор. Кто-то верил клевете, кто-то нет, поэтому и отношения к арестованным были разные.

И нет тех слов, чтобы передать состояние всех безвинно пострадавших за веру. Можно только в глубоком молчании низко им поклониться. Кто – то из них был арестован и осужден уже в возрасте, а ведь были и совсем молодые, так и не успевшие стать взрослыми. Страдали осужденные, страдали близкие им люди. И только вера в Бога и преданность матери – церкви придавала им силы перенести ужасы страшного, смутного времени. Много пострадало за веру православную, только у нас в Гремячеве этот скорбный список составляют тридцать девять имен и фамилий наших односельчан. (Список составлен на основании сведений из Епархиальной Комиссии по канонизации и «Книги памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области»)

  1.  
    1. Вот в это страшное время и появилась в нашей семье икона,

которая чтима нами, как семейная реликвия. В 12 километрах от Гремячева в лесу располагался Кутузовский монастырь. Как и многие другие монастыри его не обошел огонь «красного террора». Жители окрестных сел и деревень отстаивали не только свои храмы, но и пытались спасти святыни монастыря, спрятав от грабежа большевиков любую малость, чтобы сохранить их для будущих поколений.

Сестра моего прадеда, монахиня София (в миру Ильичева Наталья Васильевна, родившаяся 09.03.1911г.), была послушницей Кутузовского монастыря. Она несла икону «Спаса Вседержителя» на своей спине, по ночам, чтобы не попасть в руки тех, кто сжег бы ее в кострах, пылающих рядом со святыми местами, в руки тех, кто бы отправил ее на поселение в Казахстан или на Север, где были уже родные односельчане. Так икона появилась в доме моих прадедушки Ильи и прабабушки Евдокии. Они хранили эту икону, несмотря ни на что. Они ее прятали, переживали, чтобы не нашли и не забрали, потому что очень дорожили ею. Сама же монахиня София была отправлена в тюрьму под Карагандой, где должна была нести послушание - пасти овец, которые разбегались и справиться с ними одной было не легко. Затем её отправили стеречь больных овец. Она никогда не забывала молитв, веря, что Бог обязательно вступится. Однажды она насобирала кусочки овечьей шерсти, спряла нити и связала носки начальнику тюрьмы. Он был удивлен её поступку. Многие стали просить связать кому носки, кому шаль. После этого её освободили от пастушеской должности и создали условия для труда. Затем начальник тюрьмы взял монахиню нянчиться со своими детьми. Она очень понравилась его жене, за тихий спокойный характер, и она попросила мужа посодействовать её дальнейшей судьбе. Начальник тюрьмы написал прошение и 1939 году мать София вернулась в родное Гремячево. До конца своей жизни она руководила певчими левого клироса храма. А в день смерти велела положить себя на лавку под образа, в таком положении и умерла 02.02.1969 года. Наша семья и по сей день заботится о могилке, облагораживает её.

  1.  
    1. На вид икона не очень старая, но красивая. Это икона Спасителя

Иисуса Христа «Спас Вседержитель». Она написана на деревянной доске. Несмотря на то, что прошло столько лет, она хорошо сохранилась. Лик Иисуса Христа словно живой, особенно выразительны глаза. Они смотрят, излучая свет и доброту. Сколько лет этой иконе остается только догадываться. «Спас Вседержитель» - центральный образ в иконографии Христа. Этот образ показывает нам Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке. Бог не только создал мир, но каждую секунду, всегда присутствует в мире, подобно тому как источник, постоянно порождая реку, присутствует в этой реке, Бог творит мир каждую минуту.

Икона «Спас Вседержитель» относится к поясным образам Господа Иисуса Христа, где Он изображается с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. В России невозможно найти хоть одну церковь, где бы не было иконы Спаса Вседержителя. Трудно представить себе не только церковь, но и дом православного человека, где бы не было иконы Спасителя.

В лике Христа чувствуется бесконечное могущество доброты – сострадающей и всепрощающей, Он и властитель Вселенной и кроткий Спаситель. Внимательному, мудрому, величавому и любящему взору Спаса открыты все сердца, чувства и помыслы.

В иконописи красный и синий цвета его одежд соответствуют канону и означают соединение в Спасителе земного и небесного, человека и Бога, жертвенного страдания и бесконечности Божественного мира.

  1.  
    1. Как молиться перед иконой

Перед иконой Иисуса Христа «Спас Вседержитель» молятся, чтобы исцелиться от телесных недугов и душевных ран, чтобы укрепиться в вере и избавиться от греховных помыслов. Нет такой болезни, перед которой оказался бы бессильным Врачеватель тел и душ, а потому к Иисусу Христу взывают даже с самыми страшными диагнозами. И коли вера просящего крепка, искренна и горяча, получит он избавление от любой напасти, будь то излечение от смертельной болезни или страшной депрессии.

Взывают к Спасителю перед Его иконой «Спас Вседержитель» и для того, чтобы испросить здоровья и счастья для своих близких. Его просят о том, чтобы уберечь дорогих людей от горя, случайной смерти, разочарований, обманов, подлости и жестокости.

Икона эта также составляет Венчальную пару – чаще всего именно «Спасом Вседержителем» родители жениха благословляют его на долгий, крепкий и счастливый брак.

Важно отметить, что перед образом этим надлежит молиться не только о своих печалях, но и о своей радости. Ибо счастливые события нашей жизни есть не что иное, как светлое Божественное провидение. А потому обращаются к Иисусу Христу перед Его иконой «Спас Вседержитель» и с благодарственными молитвами тоже.

Отец наш, Сущий на небесах! Да прославится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем согрешивших против нас; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Многомилостивый и ко всем милостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе, по великой любви к людям Ты сошел на землю и облекся в плоть, чтобы спасти всех. И вновь, Спаситель, молю Тебя: спаси меня по милости. Ведь если бы Ты за дела мог спасти меня, то это не было бы милостью и даром, а скорее долгом. Так, имеющий великую щедрость и несказанную милость! Ты сказал, о, Христе мой: "Верующий в Меня будет жив и не увидит смерти вовеки". Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, то вот - я верую, спаси меня, ибо Ты - Бог мой и Создатель. Вера моя да зачтется мне вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но да будет достаточно этой веры моей вместо их всех, да говорит она в мою защиту, да оправдает меня, да сделает причастным Твоей вечной славе. Да не похитит меня сатана и да не похвалиться тем, что отторг меня от Твоей, Слово Божие, руки и ограды. Но хочу ли, или не хочу - спаси меня, Христе Спасе мой, скоро приди ко мне на помощь, поспеши, я погибаю, ибо Ты - Бог мой от чрева матери моей. Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я возлюбил когда-то тот самый грех, и вновь послужить Тебе без лености, усердно, как я прежде поработал на обманщика-сатану. Буду же постоянно служить Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу во все дни жизни моей, ныне, и всегда, и в вечные века. Аминь.

  1.  
    1. Прабабушка Евдокия передала икону моему дедушке Виктору и

моей бабушке Людмиле. Когда прабабушка была очень старенькая, она строго наказывала своим детям сохранять традицию: передавать икону по наследству своим детям, чтобы в семьях было спокойствие и благополучие.

Мой дед решил ее немного обновить и сделать ей рамку, чтобы наша реликвия хранилась еще много лет. Эта икона висит в зале у моей бабушки. Может быть, когда-то она передаст её моей маме, а мама передаст эту икону мне, а я своим детям, и они тоже будут свято хранить эту реликвию.

Православное вероучение называет семью малой Церковью, где все члены семьи представляют собой единое целое, а порознь — каждый несет свои обязанности. По подобию Церкви Христовой, которая есть одно тело Христово, с главою - Господом Иисусом Христом. Соответственно семейная икона являет собой образ особого духовного единения и покровительства небесных наставников для всех домочадцев. Именно семейная икона помогает объединиться членам семьи для совместной молитвы, когда все молятся единым духом о семейном благополучии.

Семейные иконы знаменуют собой духовное родство. Ведь на ней изображены святые, которых в земной жизни могли разделять многие тысячелетия, культурные и национальные различия, но теперь в Царстве Небесном, они пребывают в любви, в единстве, и Божественном сиянии.

По слову Спасителя, прочный дом может быть основан только на духовном камне — христианской вере. Семейные связи делаются крепче и глубже, когда подкреплены духовной близостью — единой верой, единым взглядом на важные аспекты жизни. Порой, одного взгляда на икону достаточно для того, чтобы в душе утихло раздражение, чтобы прошла без следа вспыхнувшая ссора, без которых не обходится семейный быт даже у любящих друг друга людей.

Наша семейная реликвия, передаваемая из рода в род, это святыня, это духовная связь поколений. Перед иконой мы молимся и просим благословения на дела, детей благословляем на учебу, взрослых на службу, на брак, как и наши верующие предки ни одного дела не начинали без молитвы и без Божьего благословения.

  1. Заключение:

Завершая свою работу, я на многое стала смотреть по-новому: на историю, на веру православную, на семейные ценности и традиции. Считаю, мое исследование может стать небольшой экскурсией для нашего школьного музея в исторические события 30-х годов XX столетия. Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках истории, краеведения, а также в воспитательной работе.

Да, для нас, потомков живущих в XXI веке, еще много «дивных тайн» сокрыто в истории родного края, родного поселка. А вот как стараемся мы на самом деле, да и стремимся ли познать эту историю? Так ли часто обращаемся к наследию и к урокам наших прародителей?

Стало уже привычным, говоря о прошлом, произносить со вздохом «давно это было…». Но что значит «давно» или «недавно» применительно к многовековой бытности того или иного селения? Что скрывается за давностью веков? Как тогда – в разные периоды истории – жили наши предки? Как блюли обычаи и традиции, передавали из поколения в поколение самое лучшее, достойное памяти и почитания?

Традиции – великое дело. Соблюдая и развивая их, мы набираемся мудрости, опыта, проникаемся чувством благодарности к старшим. Вековые традиции оказывают большое и благотворное воспитательное воздействие на всех людей, способствуют более глубокому осмыслению духовных начал в человеке.

Воистину, не стоит село без праведника… Фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше отражает состояние духа людей того поколения, которое нам, современникам, кажется давно отжившим. В приземленности нашего бытия, в утрате элементарных человеческих ценностей мы порой оказываемся не способными увидеть и понять состояние тех, кто жил в очень сложные времена, кто умел любить и радоваться, кто с детства познал цену труда – труда не только физического, но и духовного, кто верил в Бога и верою жил. Кто, «увидев благодать Божию», по слову Св. Писания, «возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11. 23).

Список литературы:

  1. Беседа с бабушкой Ильичевой Людмилой Васильевной.

  1. Клопова М.Н. Православное Гремячево. XYII - XXI столетия. Историко - документальный очерк с иллюстрациями./ Клопова М.Н., Шекуров В.А. Арзамас. 2011г. – 193.

  1. http://otvet.mail.ru/question/30816966

  1. http://www.docme.ru/doc/24988/sochinenie-semejnaya-relikviya

  1. http://pobeda2.ru/luchshie-materialy/item/492-semejnaja-relikvija.html

Просмотров работы: 5635