Туризм является одним из наиболее активных и интересных видов досуга, сочетающим одновременно увлекательную и познавательную деятельность. В походах, поездках, путешествиях воспитываются терпение, смелость, выносливость, любознательность; на экскурсиях поощряется познавательная активность; в клубах по интересам развиваются творческие способности.
Каждый человек, переходя в разряд туриста, в каком-то смысле меняется внутренне и ждёт от предстоящего отдыха не просто физического и психологического восстановления организма, но и еще чего-то особенного и необычного. Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Сектор развлечений, досуга и спорта играет важную роль в общей инфраструктуре индустрии гостеприимства и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, наполнение отдыха, развитие культуры людей и т.п.). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы. При исследовании индустрии гостеприимства важно осознавать, что она включает в себя различные области и сектора, кроме того, следует учитывать систему взаимоотношений, существующей между индустрией гостеприимства и другими сферами, во многом схожими с ней.
Анимация - сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.
С точки зрения системного подхода, туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении. Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл, а именно: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, для третьих - прогулка по лесу, для четвертых - рыбалка и т. д
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, во-первых, в современном мире постоянный стресс стал неизменным спутником человеческого существования. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека), по сути своей, формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовую единицу. При этом необходимо понимать, что современный турист — это опытный и требовательный покупатель услуг, источник конкурентной борьбы на рынке. Одним из направлений повышения конкурентоспособности туристского предприятия может стать активное развитие анимационной деятельности.
Зарубежные организаторы туризма вкладывают немалые деньги в создание туристских комплексов, включающих в себя кроме средств размещения и питания, досуговые центры, казино, спортивные площадки, бассейны и аттракционы. В индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей, параллельно идет серьезная подготовка квалифицированных кадров для самой отрасли досуга и развлечений.
Во-вторых, особенно актуальной в условиях туристских комплексов является проблема организации анимационной деятельности для детей, так как даже по самым скромным оценкам, российские и, в частности, региональные места отдыха туристов пока еще отстают по уровню организации анимации с данной категорией отдыхающих от зарубежных. На туристских предприятиях региона, за исключением немногих, нет специальной анимационной службы, в штате отсутствует педагог-аниматор, нет детских площадок и детских комнат, необходимого инвентаря для проведения анимационных мероприятий.
Объектом работы является – анимационный сервис в туризме.
Предметом – особенности, проблемы и перспективы региональной анимационной деятельности в туристской сфере.
Цель работы заключается в разработке игровой анимационной программы на основе лучно-арбалетного тира с учетом региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать сущность и содержание понятия «анимационная деятельность» применительно к сфере туризма.
Рассмотреть виды и технологию туристской анимационной деятельности.
Обозначить специфику и значимость игры в туристской анимационной деятельности.
Изучить опыт анимационного сервиса в российских и региональных туркомплексах, описать процесс организации тематического мероприятия.
Создать анимационную программу «Лукоморье» на базе лучно–арбалетного тира.
В работе был использован комплекс методов, среди которых организационные, общенаучные и частнонаучные.
Из числа организационных были использованы методы терминологического анализа и библиографического изучения документов. К общенаучным методам относятся общелогические (анализ, дедукция, обобщение, абстрагирование, моделирование), эмпирические (наблюдение, изучение документов) и теоретические (гипотетико-дедуктивный). Из частнонаучных использовались социологические методы (методы сбора информации (анкетирование), методы анализа и обработки данных (ранжирование, корреляция) и статистические (метод статистического анализа, статистического описания).
Новизна работы состоит в том, что подробно рассмотрена сущность, особенности и структура анимационной деятельности в туристской сфере и сделан вывод об эффективности игры в рамках анимационных программах;
Практическая значимость работы состоит в том, что:
1. Разработанный сценарий игровой анимационной программы может быть использован руководством ряда турбаз и туркомплексов, расположенных на изучаемой территории, для организации анимационной деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами. В конечном итоге, реализация предложенной программы в региональных туркомплексах будет способствовать привлечению новых клиентов, увеличению прибыли, укреплению имиджа туристских предприятий.
2. Кроме того, данная программа и предложенная игротека могут быть использованы в других туристских комплексах, расположенных за пределами изучаемого региона, и планирующих усовершенствовать анимационный сервис.
3. Представленные в работе данные о состоянии анимационного сервиса в туркомплексах СКФО могут быть использованы.
1. РАЗРАБОТКА АНИМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ЛУКОМОРЬЕ» НА БАЗЕ ЛУЧНО-АРБАЛЕТНОГО ТИРА
1.1 Этапы подготовки анимационной программы «Лукоморье»
Основная концепция анимационной программы – спортивно-познавательная игра «Лукоморье» на базе лучно-арбалетного тира.
Действие программы заключается в выполнении заданий-«подвигов», предлагаемых ведущим .
Компиляция различных видов заданий, с одной стороны, обеспечит определенную физическую нагрузку, а с другой, позволит реализовать познавательно-обучающую составляющую игры, поскольку по ходу программы экскурсовод рассказывает об истории стрельбы из лука и арбалета, а также персонажах, реальных и мифических, с ней связанных.
Действие будет проходить в специально отгороженном месте, которое перед игрой оформляется предметами по мотивам русских народных сказок.
Действующие лица:
Экскурсовод. Выполняет функции ведущего программы.
Инструктор. В обязанности инструктора входит консультация клиентов по представленным в аттракционе играм, оружию, технике стрельбы, технике безопасности, уходу за инвентарем.
Посетители – участники игры из числа отдыхающих. Посетители совершают подвиги, приближающие их к раскрытию тайны исчезновения Василисы Прекрасной. Выполнение каждого задания-подвига рассчитано на разную возрастную категорию, что позволит людям разных возрастов быть участниками игры, а не выступать в роли пассивных зрителей. Продолжительность программы: 1,5-2 часа.
1.2 Концепция идеи и определение продукта
Арбалетно-лучный тир относится к развлекательному виду деятельности, основывается на предоставлении условий для осуществления стрельбы из нескольких видов оружия в рамках закона и безопасности. Также он может позиционироваться как спортивная площадка.
Таким образом, продукт бизнеса – это оборудованный тир и арсенал оружия, которые предоставляются в индивидуальную аренду на определённую плату на ограниченное время или ограничиваются количеством выстрелов. Одновременно в тире могут стрелять 2-4 человека.
Основа деятельности – платные развлекательные услуги, а именно:
предоставление мишеней, оружия и тира для индивидуальной стрельбы;
предоставление призов и условий супер-игры (стрельба по мишеням с целью получить ценный приз);
организация и проведение платных соревнований между участниками/командами;
организация и проведение обучающих курсов стрельбы из лука и/или арбалета.
Cборно-разборный тир может размещаться как на открытых площадках, в лесу, возле пляжей, в парках, так и в торгово-развлекательном центре с высокой проходимостью. При необходимости тир может быть собран и перевезен для проведения различных мероприятий или соревнований в другое место. Монтаж-демонтаж осуществляется силами двух сотрудников.
Описание тира
Арбалетно-лучный тир – это специализированный крытый стенд с объемными мишенями, по которым и ведется прицельная стрельба безопасными затупленными стрелами из арбалета или лука. Сами мишени закрепляются специальными кронштейнами, которые опрокидывают мишень при попадании стрелы (от удара). После окончания стрельбы сотрудник тира легко устанавливает мишени на место. Такой принцип действия позволяет существенно продлевать срок службы как самих мишеней, которые мало подвержены повреждениям, так и стрел, благодаря специальному улавливающему материалу, который находится за мишенями. Стенд является сборно-разборным.
Тир «Лукоморье» – создан в этническом стиле и по мотивам русских народных сказок, главным героем которых является меткий лучник. Производитель предлагает ознакомиться с тиром на видео.
Всего в тире предлагается десяток видов игр с разным набором мишеней и несколько вариантов оформления авансцены, а также большой диапазон дополнительного оборудования и инвентаря.
Комплектация тира не зависит от электросетей и может функционировать в температурном диапазоне от -25 до + 40 градусов.
Целевая аудитория
Как уже говорилось выше, данный вид спорта не имеет возрастных ограничений, однако в силу гендерных интересов, в подавляющем большинстве будет интересен мужчинам. Средний возраст такого контингента составляет 24-28 лет (диапазон 12-36 лет). Уровень доходности не является ключевым определяющим фактором, поэтому социальное ядро можно охарактеризовать как среднее. В процентном соотношении девушек и мужчин, принимающих активное участие в соревнованиях и индивидуальных стрельбах, можно разделить на две неравные группы 25% и 75% соответственно. Арбалетно-лучный тир интересен детям и подросткам, которые посещают такие заведения в компании одного из родителей или в составе семьи. Также услугами таких тиров часто пользуются компании, организующие выездные корпоративные соревнования и отдых для сотрудников, так как благодаря сборно-разборной конструкции он может быть привезен и установлен в помещении предприятия (без павильона).
Таким образом, можно выделить три ключевых сегмента потребителей:
частные посетители – взрослые люди, чаще всего парами или компаниями по 4-6 человек;
дети и подростки в сопровождении родителей;
предприятия и организации.
Одна из наиболее привлекательных возможностей и характеристик данного вида бизнеса – это его всесезонность. Благодаря тому, что мы остановились на мобильной комплектации тира «Лукоморье», его можно использовать:
летом на открытых площадках, в парках отдыха, за городом, на территории автокемпингов и пляжей;
зимой и осенью – в торгово-развлекательных центрах, холлах кинотеатров, спортивных клубов.
Основные требования к помещению: общая площадь около 18 кв.м., длина не менее 4,5 метров, высота от 2,5 метров, хорошая освещенность, наличие электрических коммуникаций, хорошая вентиляция.
Оборудование
Тир представляет собой достаточно сложный набор составляющих. Однако удобство данной бизнес-идеи в том, что выбранное за основу предложение производителя содержит полный набор комплектующих, необходимых для организации деятельности на улице и внутри помещений.
Таблица 1-Список основного оборудования и составляющих
Наименование |
Назначение |
Авансцена и расходные материалы |
3 щита, баннер, кронштейны для мишеней, сами мишени, запасные мишени, комплектующие для стрел, стрелоулавливатели, тетивы – составляющие для прицельной тематической стрельбы |
Арбалеты Манкунг 150A (2 шт) и лук Самик Полярис (1 шт) |
арсенал орудия для стрельбы |
Стрелы для арбалета и лука Истон (по 10 шт) |
снаряды для стрельбы |
Детский лук и стрелы |
арсенал детского орудия для стрельбы |
Детский лук и стрелы |
арсенал детского орудия для стрельбы |
Комплект спецодежды для защиты лучника |
защитные крага, наплечник и напальчник, обеспечивающие более эффективную и безопасную стрельбу |
Палатки (3 шт) и столик для оружия |
оборудование для массовых мероприятий, которое позволяет упорядочить работу тира |
Специальная ткань для улавливания стрел и флажная лента для разграничения территорий, стилизованные флаги для стен (8 шт) |
Дополнительное оборудование, обеспечивающее массовую безопасность во время открытых и массовых мероприятий |
Павильон (металлокаркас, непромокаемая ПВХ ткань, 6 метров) |
Брезентовый павильон предназначен для уличного использования, но может устанавливаться также и внутри помещений. |
1.3Калькуляция расходов и доходов деятельности тира «Лукоморье»
Рассмотрим калькуляцию расходов и доходов деятельности тира «Лукоморье».
В таблице 2 - указаны усредненные первоначальные расходы на открытие тира (в руб.)
Начальные вложения |
Стоимость оборудования тира |
150 000 |
Дополнительные затраты на открытие тира* |
10 000 |
|
Регистрация в налоговой |
25 000 |
|
Первоначальная раскрутка, реклама** |
25 000 |
|
Итого, необходимые вложения: |
210 000 |
В данной таблице представлены ежемесячные расходы по тиру (в руб.)
Ежемесячные затраты |
Ежемесячные затраты на рекламу |
1 000 |
Аренда (30 кв. м.), стоимость 2500р./кв.м в месяц |
75 000 |
|
Расходные материалы (перья, наконечники, хвостовики) |
500 |
|
Заработная плата инструктору |
13 000 |
|
Количество операторов |
2 |
|
Содержание оружия, ТО, обновление |
300 |
|
Прочие ежемесячные платежи*** |
3 000 |
|
Итого, ежемесячные затраты: |
105 800 |
Здесь можно увидеть, как формируется доходная часть по стрельбе в тире за один день (в руб.)
Расчет доходной части (доход в день) |
Среднее время сеанса игры в тире, в минутах |
6 |
Максимальное количество сеансов в день на 2-х стрелковых дорожках (12ч. раб. день в торг. центре) |
240 |
|
Цена сеанса игры (от 50р. до 300р.), в среднем |
150 |
|
Коэффициент неполной загрузки по количеству сеансов (Пример: 1 - полный загруз; 0,5 - половина загруза) |
0,20 |
|
Количество сеансов в день на 2-х стрелковых дорожках (12ч. раб. день) с учетом коэфф. "недозагрузки" |
48 |
|
Доход с 2-х дорожек в день: |
7 200 |
В данной таблице показаны показатели прибыли в тире и в магазине, а так же прогнозы доходов на ближайшие годы.
Расчет рентабельности |
||
Расходная часть |
Первоначальные затраты, всего |
180 000 |
Ежемесячные затраты, всего |
137 800 |
|
Налоги (ЕНВД), всего |
6 552 |
|
Среднесуточные затраты |
4 812 |
|
Доходная часть |
Среднесуточная выручка |
9 333 |
Среднемесячная выручка |
280 000 |
|
Баланс |
Среднесуточный доход |
4 522 |
Среднемесячный доход |
135 648 |
|
Срок возврата вложений, мес. |
3,54 |
|
Прогноз по доходам |
||
Период |
Доход в 1 год работы (прим.: старт проекта - 01 января), с учетом первоначальных вложений |
1 147 776 |
Доход за 2 года работы (нарастающим итогом) |
2 775 552 |
|
Доход за 3 года работы (нарастающим итогом) |
4 403 328 |
|
Доход за 4 года работы (нарастающим итогом) |
6 031 104 |
* подключение к электросети, иные расходы |
** рекламные вывески, визитки, промоутеры |
*** например оплата уборщиков помещения, электроэнергия, билеты и др. |
Игровая программа легка в реализации, поскольку для ее проведения не требуются сложные декорации, большая техническая подготовка и большое количество исполнителей. Сценарий построен таким образом, что ее эпизоды – «подвиги» – можно было легко изменять в соответствии с количеством присутствующих, их возрастом, погодными условиями и другими факторами.
Большим конкурентным преимуществом данной программы является то, что ее возможно реализовать в условиях практически любого места отдыха, где в наличии имеется открытая площадка для спортивных игр или детская комната (на случай неблагоприятных погодных условий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном туристском обслуживании анимация стала неотъемлемой частью, особой оставляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых туристам для отдыха и развлечений. Однако эффективность туристской анимационной деятельности во многом зависит от профессиональной квалификации специалистов данной сферы. Число людей, обращающихся к туризму как виду досуга, постоянно растет. Вместе с тем, растет и количество предложений на рынке туристских услуг. Конкурентоспособность туристской организации обеспечивают инновационные технологии, к числу которых относится и анимация – вид деятельности по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, организацию занятий, входящие в сферу духовных интересов или хобби т.п.
Наиважнейшим квалификационным параметром анимационной туристской деятельности выступает творческая компонента труда анимационного менеджера. Режиссерская составляющая анимационно-туристской деятельности менеджера проявляется в творческой организации трех глобальных компонентов процесса: анимационной культурно-досуговой программы, ее исполнителей и участников. Каждый их этих компонентов, в свою очередь, требует решения огромного количества творческих организационных задач. Анимационный менеджер, выступая в роли режиссера, должен уметь проработать драматургический замысел будущей постановки, разработать режиссерскую постановочную концепцию, провести репетиции с исполнительским составом, разработать и реализовать действенный план по вовлечению туристов и отдыхающих в осуществление программы.
Роль игры велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли, и удовлетворении разнообразных потребностей человека – интеллектуальных, физических, рекреационных, эстетических, духовных. В этой связи вовлечение в познавательно-игровой процесс в время отдыха в качестве участников могло бы стать дополнительным формирующим характер и поведение фактором.
Игровая анимационная программа «Лукоморье», предложенная к реализации, имеет ряд конкурентных преимуществ. К ним относятся разновозрастная целевая аудитория, многожанровость, низкобюджетность, отсутствие требования специального образования ведущих, вариативность (возможность замены любого эпизода на другой без ущерба драматургическому замыслу) и быстрая адаптивность к условиям (количество присутствующих, их возраст, погодные условия, место и время проведения) практически любых туристских мест семейного и детского отдыха.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. / А.Ю. Андреева ; Тамбов. гос. ун-т. – Тамбов, 2009. – 22 с.
Анимация в эпоху инновационных трансформаций : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. – М.: ВГИК, 2008. – 358 с.
Анимация как феномен культуры : материалы первой всерос. науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. – М.: ВГИК, 2013. – 151 с.
Анимация как феномен культуры: материалы второй междунар. науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. – М.: ВГИК, 2014. – 230 с.