Введение
Земля родимая – Родина моя. Стоят на ней города, села, растут леса, расстилаются луга, текут реки, ширятся поля…
И – хлеба колосятся. В ней, в Земле вся сила наша. От нее всё – сытость и голод, богатство и нищета, мир, покой, война.
- А отчего она, сила эта?
- Да от могучих лесов, от многоводных извилистых рек, от молодых стройных березок, что растут на Руси испокон веков. Все это наша святыня.
У каждого народа есть свои святыни. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее. Листается книга истории. С ее страниц окончательно исчезает временное, сиюминутное, и остаются ценности нетленные, истинные, не подлежащие пересмотру, высвечивающие подлинный лик России, - это подвиг ее народа и в строительстве, и в ратном деле, это русская душа, на всю свою глубину пропитанная русским потом и русской кровью до самых ее материковых основ. Оттого и явилась, и вызрела на этой земле великая культура и невиданная еще в истории человеческая цивилизация, в основу которой положена самая высшая в этом мире ценность – святость и цельность души человека и ее неразделимая спаянность с удивительным и прекрасным Божьим миром природы и разумом вечного космоса. Такой святыней для меня стала Земля Белгородская.
Белгородский край напоминает умудренного опытом человека, прожившего долгую и насыщенную жизнь, в которой было многое – отечественные воины и сражения, горечь невосполнимых утрат и радость созидательного труда. Сегодня мы по – настоящему начали учиться бережному отношению ко всему, что осталось и что есть в крае.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы,молодое поколение, оказывается, знаем поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились и отдыхали, о чем мечтали, что сажали, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Вот этому и посвящено мое исследование, тема которого затрагивает жизненный путь помещика села Вознесенское Константина Николаевича Устимовича. Ведь его жизнь – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Поставив задачу глубже познакомиться с историей происхождения родного села, жизни своего знаменитого земляка, я хорошо понимал, что это знакомство связано с объективными законами красоты, с важной частью прошлого моих прадедов. Осуществляя принцип комплексного подхода, старался соблюдать систематичность и непрерывность организации изучения материала. В основу работы включил описательный и картографичесий методы исследования, позволившие воссоздать модель территории и деятельности на ней основного действующего лица.
По моему мнению, актуальность выбранной темы и объекта исследования неоспоримы, потому что каждый здравомыслящий человек обязан знать историю своей малой Родины, собирать по крупинкам затерянные факты, и самое главное – брать пример с таких людей как К.Н.Устимович, потому как вся жизнь нашего помещика переплетается со многими жизнями знаменитых людей не только столицы, но и выходит за пределы России.
Новизна исследования заключается в том, что восстанавливаются звенья в цепи истории, благодаря которым мои современники узнают и сформируют свое собственное мнение о вкладе Константина Николаевича в развитие Белгородчины и России в целом.
Первые упоминания о селе
Удивительно прекрасно старинное поселение, удобно расположившееся вдоль речки Солотинки, впадающей в реку Псел. Многочисленные роднички, расположенные на территории, обширные пастбища, березовые рощи, леса – все это моя земля Вознесеновская.
Первые упоминания о селе встречаются в писцовой книге Обоянского уезда Земского стана в 1658 году как стрелецкая пустошь, тогда ее название было Верховая Солотина. Более полное упоминание Вознесенского встречается в «Сказах однодворцев, пушкарской, стрелецкой, казачий, городовой, солдатской служб города Обояни, Солотинского стана Обоянского уезда 1719 года» [8; 3].
Село Вознесенское в 1719 году было однодворческим и помещичьим. В 1748 году было переписано 264 однодворца и девять крестьян. В 1789 году построили деревянную церковь Вознесения, к которой относились 4 округа с одним престолом и количеством православных 987 человек.
В 1812 году Вознесенское переименовали в Устимовку. А причиной коренных изменений в селе послужили военные события с Наполеоном. За участие в войне и успешное завершение этих событий, Александр 1 наградил усадьбой генерала царской армии, статского советника Андриана Прокопьевича Устимовича. Так и поселился этом красивом уголке генерал царской армии, статский советник А. П.Устимович (1796-1851гг.).
В усадебный комплекс его входили села Вознесенское, Владимировка, Богдановка. Ему также принадлежало 3000 десятин пашни, 540 десятин леса, луговые угодья, река Солотинка и 2000 крестьянских душ (Прил.1; фото1).
Всего в усадьбе насчитывалось более трех десятков строений: 22 деревянных, 13 каменных и одно плетёное. Недолго прожил Адриан Прокофьевич в поместье, и после его смерти в 1851 году усадьба перешла в руки племянника Константина.
Жизненный путь К.Н.Устимовича
Родился Константин Николаевич в 1837 году в Обоянском уезде Курской губернии с. Вознесенском. Детство и юность мальчика прошли среди роскошной природы. Ласковый мальчик был не только любимцем семьи, но и всей дворовой прислуги, а особенно крестьянской ребятни.
Константин рано пристрастился к чтению, любил бегать по окрестным полям, лугам и лесам. Среднее образование получил в частном пансионе Эннесе. По окончании пансиона в 1854 году поступил в Московский университет на медицинский факультет [1; 402].
В 1860 1865 годы ознаменовались подъемом работоспособности физиолога и выезда за границу для работы в санатории профессора Людвига в Лейпциге.
С 1874 по 1878 годы возглавлял кафедру физиологии ветеренарного отделения Медико – хирургической академии (Прил.1; фото 2).
С 1875 года помощником Устимовича стал будущий великий ученый И.П.Павлов. Более десяти научных работ физиолога, доктора медицины связано с физиологией человеческого организма [1; 402].
В течение всего времени молодой барин посещал родное имение. Общительность, простота и непринужденность, «умная веселость», природная широта души, делали его любимцем всех жителей усадьбы. Барин много врачевал. Лечил он всех нуждающихся: и богатых, и бедных [2; 7].
Дом Устимовичей содержался в идеальном порядке. Вокруг него барин посадил экзотические растения и кустарники, которые завез из Крыма.
В барском поместье, с западной стороны, красовалась беседка. Она была расположена поодаль от дома, но близко к водоему. В ней любил отдыхать Константин Николаевич, размышлять о проблемах. Жители села рассказывали, что «в беседке часто можно было увидеть любимого барина, читающего книги по медицине и рассматривающего сорванные лекарственные растения для лечения крестьян» (Прил.1; фото 3).
Подолгу сидела в беседке и жена барина Юлия - сестра Мотильды Кшесинской – в прошлом известной певицы. В теплую погоду она с детьми, а их было пятеро: Мария, Ольга, Инна, Любовь и Юрий играли вокруг беседки, а мама весело напевала Вознесенские фольклорные песни [2; 9].
Константин Николаевич всегда мечтал развести сад. И поэтому по своему проекту засадил липы в строго определенном порядке. Барин любил свой сад, который славился не только по всей округе, но поражал своей красотой гостей из–за границы (Прил. 1; фото 4).
Знатоки природы любовались сортовыми яблонями, грушами. В восторг и недоумение приходили от ярко – красного барбариса, боярышника и обилия лекарственных трав.
Крестьяне собирали яблоки на зиму, которые хранили в хозяйских амбарах.
Барбарис и терн использовали в качестве варенья.
После того, как основную часть фруктов собирали, помещик разрешал садовнику пускать крестьян в сад за остатком яблок и груш, но брал обещание, что никто не сломает ни одной веточки» [4;2]. Устимович был добр к крестьянам и все давал бесплатно.
Крестьянские дети могли приходить летом за ягодами, садовнику было приказано не наказывать их.
Часто младшая дочка Константина Николаевича приводила крестьянских детей за ромашками. Дети плели веночки и играли в прятки [3; 5].
Семья Устимовича большую часть времени проводила в саду, потому что липовые аллеи не могли не очаровывать своим ароматом (Прил. 1; фото5).
Садовник был из крепостных крестьян. Он был хорошим знатоком по прививкам и обрезке деревьев. Из крестьян был также объездчик, который следил за Беловодским и Моргуновским лесами, расположившимися на 400 десятинах земли. Строевой лес занимал 281 десятину, дровяной 119, а заросли кустарника 31 десятину. С самого начала весны и до поздней осени вывозили в лес пасеку, состоящую из 100 ульев.
Очень занимала барина охота на волка ( Прил.1;фото 6).
В живописных местах сел Вознесеновка и Владимировка, а особенно на хуторе Горки, зверя было видимо-невидимо: волки, кабаны, лоси, косули. На болотах водились куропатки, дикие утки и гуси. Чтобы поохотиться в поместье Устимовичей, приезжали богатые друзья из соседних поместий, из столицы, и даже из-за границы.
В усадьбе Константина Николаевича располагались две конюшни, в которых насчитывалось 17 лошадей, 5 из них были рабочими, а 12 упряжными. На них вся семья Устимовичей выезжали на прогулку, на ярмарки или в гости. Любил барин выезжать верхом на лошади и подолгу скакать по своему поместью (Прил.2; фото 7).
Кучер Устимовича участвовал в Петербурге на соревнованиях и занимал призовые места (Прил.2; фото 8).
Неподалеку от конюшен красовался замечательный колодезь. Он был отделан умельцами-крестьянами на совесть. Все строилось по-хозяйски, с любовью, потому что барин поощрял за добросовестный труд всех.
В усадебный комплекс входила мельница, стоящая на дамбе-запруде. На ней молотили зерно барина, ведь главное место занимала пшеница, под которую отводили 232 десятины земли (Прил.2; фото 9).
Благодаря огромным лугам, каждый год во время сенокоса крестьянам удавалось поставить до 12 стогов душистого сена. Ведь Устимович имел 11 коров, 19 телят, за которыми ухаживали крестьяне.
Во время жатвы применяли паровик, молотилки [3; 18].
У Константина Николаевича имелась в наличии маслобойка, сукновальня и крупорушка(Прил.2; фото 10,11).
Гордостью Константина Николаевича был бассейн, вырытый собственноручно им вместе с крестьянами, обложенный кафелем. Вокруг росли декоративные растения. Бассейн сообщался каналом с речкой Солотинкой, за ним ухаживали специальные люди, которые постоянно охраняли усадебный комплекс.
Между поместьем Устимовича и соседним селом, которое принадлежало графу Клейнмихелю, был возведен дубовый мост. На нем часто останавливалась барыня во время прогулок и любовалась просторами родного края (Прил. 2; фото12).
Все свои преобразования Константин Николаевич нацеливал на то, чтобы людям в поместье жилось лучше. Он, подобно Владимиру Мономаху, прожил жизнь не зря, потому что жил для людей.
Так продолжалось до 1918 года. Пришла революция. Новые власти разрушили богатую усадьбу, а сад стал колхозным достоянием.
Константин Николаевич не покинул родного имения, только сын Юрий, чьими руками сделаны все фотографии, уехал за границу [3; 27].
Богатую и красивую усадьбу Устимовичей преобразовали: была сожжена большая часть библиотеки, в которой находились книги, написанные профессором К.Н.Устимовичем, здание отдали под школу, а самого барина выселили в церковную сторожку, где он в бедности скончался. Похоронили жители села своего земляка на месте усадьбы у церковной ограды.
Позднее, к 1930 – м годам, с одной стороны сада его выросла улица с жителями по фамилии Жуковы, которые сторожили сад и ухаживали за ним. Сад стал Жуков. Вокруг сада земля была распахана, колхозники сажали капусту, картошку. Возвели теплицы. Несколько лет сад охранялся, но такого ухода, как у помещика, конечно же, не было. Постепенно огород забросили, саду не уделяли должного внимания (Прил 2; фото 13).
В 1948 году была разорена церковь, расположенная неподалеку усадьбы. От усадьбы оставался заросший бассейн, превратившийся в грязную лужу, каштан, росший возле церкви, да старый заросший кустарником сад, который получил название «Жуков сад».
И только в 1966 году на территории сада построили детский садик. Это был райский уголок, о котором можно было только мечтать. Дети с удовольствием бежали на лоно природы, собирали ягоды, цветы, веселились.
Но недолго просуществовал садик – до 1978 года (Прил.3; фото14). Из–за бездорожья родители не могли приводить детей и грязными идти на работу. Садик перенесли в село, не слышно стало детского голоса, сад опустел.
Но нельзя сказать, что селяне бросили свой райский уголок. Нет!
Не было такого дня, чтобы жители окрестных сел не приходили отдохнуть на лоно природы(Прил.3; фото 15).
Сад Устимовича – это энциклопедия природы, где собраны практически все виды лекарственных трав (Прил.3; фото 16).
Бродя по саду, часто видишь жука – оленя, сидящего на дереве. Он как боец вооружен ветвистыми «рогами» - разросшимися верхними челюстями, которые служат грозным оружием при защите и в борьбе с врагом.
Как можно не увидеть бабочку - Репейницу, летающую над светло-лиловыми цветами чертополоха и крапивы, откладывающую яйца, из которых появляются прожорливые гусеницы.
Как можно не услышать в траве стрекотания кузнечика, исполняющего свою песню.
Только в Жуковом саду можно встретить такое количество ос, пчел, шмелей, муравьев, приносящим пользу природе. А как поют соловьи!
Завремя существования сада жители села пользовались его благами постоянно: краснобокие яблоки собирали для сушки, Антоновку мочили в бочки, Белый налив закрывали в компоты, из Семеринки и груш варили варенье и повидло (Прил.3; фото 17).
Осенью местные жители и гости собирают орехи, грибы, а плоды шиповника и барбариса приходится собирать быстро - на них спрос большой.
Жуков сад перенес многое: и революцию, и в войну его бомбили: у входа в одну из аллей сохранилась воронка, где упала бомба, а за садом - следы от окопов.
Но красоту свою он не утратил, а наоборот, летом высокие стройные липы, заслоняющие солнечные лучи, укрывают путников от зноя и жажды, а разнотравье влечет своим ароматом животных на выпас. Обилие ягод и грибов позволяет собрать не только жителей, но и мелких зверюшек и птиц.
Но красота не может исчезнуть! Историю невозможно стереть!
Когда ступаешь на дорожку, липы начинают шелестеть листвой, как бы говоря: « Люди, что же вы наделали! Почему не сберегли красу и богатство родного края – Усадьбу, равной которой не было в округе!»
«Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, - говорил М.М.Пришвин,- их надо открывать и показывать» [9; 3].
К счастью, находятся земляки, которые помнят славное имя нашего мудрого гения -Константина Николаевича Устимовича. Они восстановили заброшенный бассейн, возвели беседку, зону отдыха в старинном стиле.
Сегодня здесь проходит православный праздник Крещение, где каждый желающий наш земляк и гость сможет пройти обряд омывания в освященной воде ( Прил.3;фото 18).
Жители с удовольствием празднуют крестины детей, дни рождения, а для школьников устраивают соревнования по футболу, волейболу, прыжкам в длину.(Прил.3 фото 19).
Выпускники традиционно в день последнего звонка 25 мая приходят в сад попрощаться с детством, прикоснуться к вековым липам, набираясь терпения, мудрости и удачи, какими обладал наш мудрый барин – славный гений.
Заключение
Проведя тщательное исследование, можно сделать вывод, что жизнь такого гениального человека, замечательного хозяйственника - помещика К.Н.Устимовича, посвятившего свою жизнь людям, прожита не зря.
Память о земляке жива в каждом сердце каждого жителя нашей малой Родины. Поэтому и создан в МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» музей, большую часть вещей которого составляют принадлежности из усадьбы помещика, а Жуков сад – составляющая культурно – духовной сферы Белгородчины, а значит, всего российского общества (Прил. 4; фото 20, 21).
Таким образом, актуальность и ценность моей работы еще и в том, что именно мне последнему выпала возможность услышать об Устимовиче от человека, который ребенком пас гусей у помещика и все видел своими глазами.Это недавно ушедший из жизни старожило села Чернявский Кирилл Фёдорович.
Большую поддержку в исследовательской деятельности оказал директор Ивнянского историко – краеведческого музея Шаповалов С.Е., который занимался архивными сборами информации, имея доступ в Курском и Белгородских архивах (Прил.4; фото 22).
Как настоящий патриот своей необъятной Родины, являясь жителем улицы Юдино, я, как никто другой, хочу продолжить дело своих предков – возродить заброшенный участок сада и превратить его в парк, который станет не только культурным центром села Вознесеновка, но и сыграет немаловажную роль в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь не зря народ говорил: «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто старое забудет, тому два вон!» (Прил.4; фото 23).
Список литературы:
Белгородская энциклопедия.- Белгород,2000.- 500 с.
Былые годы//Воспоминание старожилы села Чернявского К.Ф., записанные со слов Рудникова Я. -Вознесеновка, 2012-2013, 10 с.
Косов Н.С. Рукопись: История села Вознесеновка.- Вознесеновка,1985. 36 с.
Парки в поселениях/ Родина, № 99, 2008,4 с.
Сергеева. Н Знатный земляк,//Родина, №4, 1997.
Сергеева Н. Знатный земляк// Родина, № 5, 1997
7.. Сергеева. Н Знатный земляк.// Родина, № 7 1999
8. Шаповалов С.Е. Записи из Архивных документов: писцовой книги Обоянского уезда,// Рукопись.- Вознесеновка, 1998,2001,2009, 2013 гг. 21 с.
9.Экологический вестник, Мария Литвинова/ Комсомольская, правда. № 4, 2007, С.3
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4