Нас заинтересовала История развития станции Богданович, как крупного железнодорожного узла Транссибирской магистрали, так как именно со строительства Транссибирской магистрали зародился наш город. В основу исследовательского проекта вошли материалы встреч с начальников станции В.Л. Герусу, старшим электромехаником И.А. Дудоровым, работником железной дороги Г.Г. Прохоровым, членом городского совета ветеранов А.С. Мудрицкая. Мы располагаем достаточно обширным материалом для исследования (литературой и различными источниками).
В 1883-1885 годах была построена железная дорога, связавшая столицу Среднего Урала Екатеринбург с Тюменью. Евгений Васильевич Богданович (1832-1914) - один из инициаторов и авторов проекта строительства Транссибирской магистрали и носит наш город.
Перед нами была поставлена следующая цель: познакомиться с историей создания станции Богданович, как крупного железнодорожного узла Транссибирской магистрали.
Целью определяются задачи исследования:
анализ литературы по проблеме;
познакомиться с личностью Евгения Васильевича Богдановича; узнать о его роли в создании Великой Транссибирской магистрали;
взять эксклюзивное интервью у работников станции Богданович.
Глава I. История создания станции Богданович.
В 1883-1885 годах была построена железная дорога, связавшая столицу Среднего Урала Екатеринбург с Тюменью. В 1875 году "Московские ведомости" писали: "В четверг, 17 декабря, разрешился наконец весьма важный для государства нашего вопрос о направлении Сибирской железной дороги, который более десяти лет поддерживал внимание всего русского общества. Вопрос разрешен, к общему и неподдельному удовольствию, в пользу южного направления дороги". Далее автор корреспонденции подробно излагает историю этого вопроса.
В 1864-1865 годах в Вятской и Пермской губерниях был неурожай. 15 января 1866 года министр внутренних дел России П.А. Валуев дал письменное предписание чиновнику особых поручений при министре полковнику Е.В. Богдановичу "...немедленно отправиться в помянутые губернии и, по предварительному совещанию с местными губернаторами, посетить уезды, жители коих терпят нужду в продовольствии. Я надеюсь, что Вы примете, с надлежащею предусмотрительностью, все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий..."
Уже 23 марта 1866 года Евгений Васильевич Богданович в телеграмме из Екатеринбурга на имя министра внутренних дел сообщает: "...единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Сибирь к китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение".
В апреле 1868 года Богданович получает высочайшее разрешение от царя и во главе небольшой экспедиции отправляется в район будущей трассы. Через год он возвращается в Петербург с проектом. Начинаются годы борьбы за проект в кабинетах, на страницах газет и журналов. И вот- победа!
11 декабря 1885 года "Екатеринбургская неделя" сообщала: "Днём празднования открытия Екатеринбургско-Тюменской дороги был избран Николин день. Этим самым строитель дороги Петр Эрнестович Гетте как бы передал плоды своих трудов под покровительство этого святого, который, по преданию, не раз являлся спасителем гибнущих в пути на суше и на море. По отзывам лиц компетентных, дорога построена образцово и обошлась дешевле всех дорог, построенных казенным способом".
"Хлопоты господина Богдановича,- сообщала "Неделя" в "Хронике",-пока увенчались лишь тем, что узловая станция Оверино Екатеринбургско-Тюменской линии названа его именем: станция Богданович".
Евгений Васильевич Богданович был избран почетным гражданином Екатеринбурга, Камышлова, Тюмени, Сарапула. В 1897 году уездное земское собрание Камышлова, отмечая заслуги члена совета министра внутренних дел тайного советника Е.В. Богдановича, учредило стипендию его имени при Камышловской женской прогимназии. Стипендия его имени была учреждена и в первом Сибирском (Томском) университете.
Отметив, как скоро и легко было забыто имя Е.В. Богдановича, двадцать с лишним лет не сходившее со страниц газет и журналов, авторы путевых очерков пишут: "...И только один автограф истории остается сегодня тем же, что и вчера. Станция Богданович, почти посредине между Свердловском- бывшим Екатеринбургом- и Камышловом, на одном из старейших участков великой Транссибирской магистрали".
13 сентября 1914 года в "Иллюстрированном приложении" к газете "Уральская жизнь" №35 был опубликован портрет с подписью: "Генерал от инфантерии Евгений Васильевич Богданович, почетный гражданин г. Екатеринбурга, скончавшийся 1 сентября 1914 года в Ялте".
Имя Евгения Васильевича Богдановича (1832-1914)- одного из инициаторов и авторов проекта строительства Транссибирской магистрали и носит наш город.
Глава II. Станция в вашей судьбе.
2.1. Мечты и реальность старшего электромеханика И.А. Дудорова
« Я с детства мечтал о железной дороге»,- признаётся друзьям И.А.Дудоров.
Кто, стоя на перроне в ожидании поезда, не посматривал с надеждой на огоньки светофора, подмигивающего красным или зелёным глазком? Загорелся зелёный - значит, скоро твой «паровоз» появится. За то, чтобы светофоры, релейные шкафы, коробки и дроссели, то есть устройства сигнализации, централизации и блокировки действовали исправно и обеспечивали своевременный пропуск поездов, несёт непосредственную ответственность Игорь Александрович Дудоров, старший электромеханик бригады № 1 станции Богданович.
Свою нынешнюю должность Игорь Александрович заслужил в результате длительного процесса, стартом которому явилось неосознанное стремление работать на железной дороге. Эта тяга возникла в школьные годы, когда старшекласснику Игорю Дудорову приходилось жить на два дома. Главным из них был домик дедушки с бабушкой, расположенный в селе Чусовском Шалинского района, а на учебное время его место занимала тетушкина квартира в Верхнем Тагиле.
- Мне очень нравились переезды по железной дороге,- вспоминает Игорь Александрович, и его лицо неожиданно светлеет.- Под перестук вагонных колёс я не раз давал себе слово, что сделаю все для того, чтобы разобраться в этом сложном хозяйстве, стать в нем своим человеком. Поэтому после окончания средней школы, без колебаний поступил в Свердловский техникум транспортного строительства на отделение автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте.
« Кочевая» судьба и здесь не оставила в покое нашего героя: после первого курса он загремел на срочную службу в славные ряды группы советских войск в Германии. Служил командиром танка, научившись не только подчиняться, но и руководить. Вернулся в техникум, закончил учебу и по распределению попал в строительно-монтажный поезд № 805 электромонтажником. Будучи в командировке, на берегах Дуная познакомился со своей будущей женой Марией Константиновной. В 1986 году родилась дочка Яна, а через два года – сын Денис. В это время Игорь Александрович уже во всю строил железную дорогу на 20 – километровом перегоне «Богданович-Сосновка».
За период строительства он хорошо зарекомендовал себя, и руководство Каменск - Уральской дистанции СЦБ и связи предложило электромонтажнику Дудорову перейти на работу в их подразделение. Дали квартиру в Богдановиче. На этом кочевая жизнь нашего героя завершилась благополучнейшим образом.
Оседлую трудовую жизнь Игорь Александрович начал электромонтёром, однако буквально через несколько месяцев был повышен до электромеханика, потом был назначен старшим электромехаником. У него в подчинении сегодня находятся три электромеханика и два электромонтёра. За этой бригадой закреплена нечетная горловина и Северный парк – ветка, ведущая в сторону Егоршино. В обслуживании находятся 60 стрелок и 30 светофоров.
Ответственность за безаварийность работы станции у бригады СЦБ и связи предельно высока, даже после официального завершения рабочего дня и в выходные работники этой службы обязаны находиться в сфере досягаемости телефонного звонка. Именно поэтому в людях Игорь Александрович ценит в первую очередь два качества – честность и трудолюбие.
Непосредственный руководитель Дудорова, начальник участка МРЦ Алексей Николаевич Шангин в своём подчиненном выделяет одно определяющее характер свойство-надежность.
-Работы он не боится, - говорит В.Л.Герус, начальник станции.- С такими, как Дудоров, мы можем обеспечить безопасность работы станции.
- Многое в части безаварийности работы зависит от сплоченности и профессионализма бригады,- дополняет Игорь Александрович. – Моя бригада меня пока не подводит.
2.2. Позади – год юбилейный. Что впереди? – интервью с начальником станции Богданович В.Л. Герусу.
Старейшим предприятием Богдановича, безусловно, является железнодорожная станция, отметившая в прошлом году 120-летие. Как прошёл юбилейный год, какие задачи стоят перед нашими железнодорожниками – с этими вопросами отправимся к В.Л. Герусу, начальнику станции.
-Владимир Леонидович, в обыденном понимании человека, не знакомого с тонкостями работы железнодорожного транспорта, слово «станция» означает несколько путей, пассажирский вокзал и перрон, от которого туда и сюда отправляются поезда. Что такое железнодорожная станция на самом деле?
- В принципе, мы сознательно не пропагандируем весь технологический процесс нашей работы. Вокзал – это ворота города, так сложилось исторически. В данный момент Т.Г. Кулябина, начальник вокзала, улучшает работу с пассажирами - это касается повышения комфортабельности внутривокзальных помещений и оперативности в продаже билетов. Организацию движения поездов на узле выполняют работники цеха движения: дежурные по станции, маневровые диспетчеры, составители и регулировщики поездов. В цехе грузовой и коммерческой работы идёт приемка грузов и от градообразующих предприятий, и от частных лиц. Свой вклад в работу станции вносят специалисты участка Баженовской дистанции пути, дистанции энергоснабжения, дистанции водоснабжения, участка погрузочно-разгрузочных работ. И так далее. В общем, каждое звено выполняет свою работу, без которой мы не сможем выполнить общую задачу.
- Какие изменения произошли в коллективе станции в прошедшем году?
- Главной политикой последних лет на железной дороге стал ввод новых технических средств. В связи с этим мы вынуждены проводить оптимизацию трудовых ресурсов. Технический прогресс идёт параллельно тс отказом от ручного труда и людей, занятых им. Мы постарались решить эту проблему путём естественного оттока кадров – за счет людей, уходящих на отдых.
3.3. Станция в вашей судьбе.
А.С. Мудрицкая, член городского совета ветеранов:
- Лично мне ваша станция давала возможность бывать у родственников, живущих в разных уголках страны. В детстве, помню, не единожды родители отправляли меня одну в Москву. С нашей станции проводят, а там родственники встречают. Много впечатлений я привозила из таких поездок.
Есть среди моих близких и тех, кто работал на станции. К примеру, Таисия Александровна Мудрицкая, моя свекровь. Она была кассиром на железнодорожном вокзале.
Г.Г. Прохорова, работник железной дороги:
- Станция в моей судьбе играет значительную роль. Во-первых, я работаю там уже более 10 лет. А у нас говорят, если проработал на железной дороге 5 лет, то никуда не уйдёшь. Значит, судьба мне здесь трудиться до самой пенсии…
Несмотря на то, что я не хотела туда идти работать, так случилось, что станция даёт мне средства к существованию. Многим станция дала возможность получить высшее образование.
Получается, что наша станция не только в моей жизни, но и в судьбах значительной части богдановичцев играет значительную роль.
А.С. Нестеренко, домохозяйка:
- На нашей станции я познакомилась со своим будущим мужем. Мы тогда были студентами, ездили в Екатеринбург на электричке. Поэтому станция в моей судьбе сыграла судьбоносную роль. Первое время мы с ним и встречались только на станции, когда ждали прибытия электрички, специально приходили пораньше на вокзал. Сейчас мы давно не ездим на электричках, но я часто вспоминаю те наши вокзальные встречи.
Заключение.
В ходе исследовательской деятельности мы пришли к выводу, что станция имеет огромное значение в жизни многих людей, благодаря ей возник и сам город.
Станция-это не только вокзал.
Для многих из нас железнодорожная станция ассоциируется, прежде всего, с вокзалом.
Однако пассажирский цех, обслуживающий пассажиров поездов, электричек, занимающийся продажей билетов, отправлением багажа, составляет, в общем, в объёме перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, малую, но тем не менее, важную часть. Остальную часть, а это более 90%, грузоперевозки.
Это разветвлённая сеть подразделений.
Железнодорожная станция включает в свою структуру такие подразделения как цех движения, путейский участок, пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо и многие другие.
Основная задача всех работников станции - безопасность движения по железнодорожным путям, обеспечение потребностей клиентов в перевозке грузов и своевременная доставка грузов до получателя. Этот труд требует ежедневного напряжения сил. В среднем каждые сутки на станции грузятся 80 вагонов, 30 из них ежесуточно выгружаются. Днём и ночью составы расформировываются и формируются для доставки грузов к месту назначения. Коллектив железнодорожной станции делает то, что мы чаще всего не видим, только слышим скрежет «башмаков».
Список литературы
Винников Е., Гербачевский В. Магистраль. М.: Знание, 1975.
Климов В.К., Клепиков В.Н. « Кто в имени твоём» Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002
Климов В.К. Богданович: 50-летию города посвящается.- Екатеринбург: Сред.- Урал. Кн. Изд-во, 1998.
«Народное слово» 9 июля 2002 г.
«Народное слово» 17 ноября 2005г.
«Народное слово» 6 декабря 2005г.
«Народное слово» 18 февраля 2006г.