КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ДЕРЕВНЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ДЕРЕВНЕ

Каледа У.О. 1
1МОБУ Александровская сош
Петрунников А.А. 1
1МОБУ Александровская сош
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. Драматические события становления Советской власти в нашей стране наложили глубокий отпечаток на судьбы жителей двух деревень - Козылы и Александровки, которые для меня являются малой родиной.

Эти два села основаны в XIX веке и располагаются недалеко друг от друга. С приходом Советской власти деревни были объединены в Александровский сельский Совет. Поселения связаны между собой не только территориальными рамками, но и единой социальной и общественно-политической жизнью. Кроме того, на протяжении столетий складывались кровнородственные узы, которые не способно разделить время.

Однако на сегодняшний день не существует ни одного письменного источника, повествующего историю развития этих сел в Ирбейском районе Красноярского края. Молодое поколение должно знать не только историю своего села, но и его культурные традиции. Поэтому возникает противоречие, между необходимостью отражения исторического прошлого нашей малой родины и отсутствием доступных литературных источников по обозначенной теме. В связи с этим возникает проблема целенаправленного изучения процесса исторического развития села в контексте духовной деятельности общества и государства.

Указанные противоречия, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Культурная революция в деревне».

Объект исследования: история развития села в период становления и развития основ Советской власти.

Предмет исследования: процесс культурной революции в селе.

Цель исследования: изучение духовной жизни населения двух деревень в период культурной революции в СССР и идеологическое воздействие государства на процесс культурного развития села.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что исследование «культурной революции» в деревне в период становления и развития основ Советской власти возможно и будет успешным, если:

- определено содержание понятия «культурная революция»;

- изучено содержание доступных источников по истории двух сел;

- рассмотрено содержание процесса культурной революции на примере села Александровка и Козыла.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть содержание понятия «культурная революция»;

- изучить содержание письменных источников по истории двух сел и устных свидетельств очевидцев исторических событий;

- описать духовную жизнь населения деревень и раскрыть степень вмешательства государства в основу культурного развития села в процессе культурной революции.

В процессе исследования нам приходилось отбирать, анализировать и систематизировать информацию, делать выводы и обобщения, основываясь на фактах, выделять и анализировать наиболее существенные моменты, сопоставлять и сравнивать различные показатели, что будет являться основными методами исследования в данной работе, главным из которых был конкретно-исторический метод.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать данные исследования в изучении молодым поколением истории своей малой родины.

«Культурная революция» в деревне

В советской и современной исторической литературе понятие «культурная революция» представляется как коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным и озвучена в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы». Данный процесс был направлен на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Основной задачей культурной революции являлось просвещение советского общества. Нужно отметить, что до революционных событий 1917 года большая часть населения страны было неграмотным. По данным всеобщей переписи населения дореволюционной России неграмотные составляли 76% населения в возрасте 9 лет и старше, а среди женщин — 88%. В 1913 году В. И. Ленин отмечал, что такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,— такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. В первые годы существования Советской власти в советской стране была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности. Этот процесс не обошел и наши два села.

В связи с тем, что большая часть населения деревень была не образована (таковых по двум сёлам насчитывалось 840 человек) или малограмотна (I-ую ступень школьного образования закончили лишь 209 человек, II-ую – 4 человека) [8], в 1929 году в Александровке и Козыле открылись школы. Продолжительность школьного курса составляла 4 года (т.е. представляла собой начальную ступень образования). Занятия начинались с 1 октября.

В 1930-31 гг. начальное образование местным распоряжением было объявлено обязательным. Это обязанность распространялась на детей от 8-10 лет. Учет молодого поколения проводился по списку годов рождения.

В 1930 году в Козылинскую школу поступило 32 заявления о приеме в школу, и все дети были приняты. Иная ситуация сложилась в Александровской школе: из 145 поданных заявлений было принято всего 54, причиной тому явились недостаток мест и отсутствие преподавателей. В связи с этим нужно отметить, что Александровская школа располагалась в дряхлом помещении бывшей сборни, а Козылинская – в хлебном общественном амбаре. Классных комнат не было, занимались в одной комнате общей площадью 40 м2 в Александровке и 45 м2 в Козыле [8].

Учителя не имели педподготовки и преподавательской практики. Даже заведующие школами не получили педагогического образования.

Тем не менее, детей учили читать, писать и считать. В Александровской школе также был введен урок физкультуры. При школах находились участки, используемые для сельскохозяйственных и учебных целей [9].

В школах велись журналы (регистрация посещаемости учащихся). Занятия проводились в Александровке 5 дней в неделю, а в Козыле 4 дня.

В 1931-32 гг. появились II, III и IV группы обучения. Александровскую школу посещали 13 детей из бедных семей, школа снабжала и одеждой, и обувью. Образовательные учреждения находились на сельском бюджете. Стипендии учащимся не выплачивались.

На нужды школы выделялись следующие средства [10]:

Таблица 1

Финансовые средства на содержание образовательных учреждений Александровского сельского Совета (в рублях)

Всего на школу уходило (оборудование, ремонт, содержание)

В том числе отдельно

На содержание всего персонала

На оборудование школы

На ремонт

На прочие нужды

1420

1380

-

30

10

В 20-е годы в советском государстве зародилось и развивалось ленинское движение молодежи. Это явление не обошло и обе наши школы. В 1931 году в школах было 47 пионеров, 8 октябрят.

К 1937 году одним из итогов «Культурной революции» стали следующие данные [11]:

Таблица 2

Количественный состав обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях Александровского сельского Совета

Характеристики

Ш к о л ы

Александровская

Козылинская

Число преподавателей

3

3

Количество групп

3

4

Кол-во детей

I ст.

20

29

II ст.

13

28

III ст.

17

18

IV ст.

-

30

Всего

50

105

Однако проблема обучения остро стояла не только среди молодежи. В связи с этим государство пошло на радикальные меры – ликвидация безграмотности взрослого населения. Так 1 января 1938 года была открыта школа для неграмотных людей - «ЛИКБЕЗ». Обучение проходили семнадцать человек, с одним преподавателем.

Ключевая роль в процессе просветительской деятельности государства была у учителя. Он был своеобразным проводником идеологической линии партии. Подтверждением этих слов служит статья в газете «Ирбейская правда» от 26 января 1941 года «Каждый учитель должен быть общественником». Учитель А.Ф.Донцов в ней отмечает, что «никогда и нигде еще учитель не стоял на такой высоте как сейчас советский учитель…Учитель на селе является поистине лучшим культармейцем. Его святой долг – повседневно нести массово – разъяснительную работу среди населения: проводить читки, беседы на разные темы, вникать в жизнь своего колхоза, бороться с нарушениями устава сельхозартели. Учитель должен неустанно работать по поднятию культуры на селе» [4] . Как мы видим, функция сельского учителя выходила далеко за рамки его непосредственной деятельности.

«Партией и правительством на органы народного образования возложена большая ответственная задача – всех детей школьного возраста охватить учебой, мобилизовав для этого руководящий актив, широкую общественность и родителей»[1]. Эта задача широко обсуждалась в газете «Ирбейская Правда» в мае 1942г. Учиться должны были все. Данный факт даже не обсуждался, хотя в стране уже год полыхала страшная война, изменившая привычный уклад жизни.

По разным причинам (отсутствие одежды, обуви, колхозная работа) далеко не все дети посещали школу, хотя родителям, за подобное своеволие, грозил штраф.

В связи с этим вышло постановление райсовета и РОНО, адресованное председателям сельсоветов и колхозов и директорам школ - немедленно возвратить в школу учащихся, бросивших учебу. По всей видимости, это пришлось делать любым путем. Несмотря на это распоряжение, председатель Александровского колхоза Якимов отказался освободить учеников от работы и возвратить в школу.

Почему же он это сделал? Ведь дети должны учиться? Давайте станем на место председателя. Чтобы обеспечить фронт, люди работали день и ночь, но все-таки рабочей силы не хватало и поэтому приходилось привлекать к работе детей. В этой части примечательна статья районной газеты «Учащиеся вышли на поля», опубликованная 20 сентября 1942 года. В ней Р.Соламатов отмечает отставание колхоза «Заветы Ильича» с уборкой урожая. «…Ясно, что учащиеся нашей Козылинской начальной школы на такой факт не имеют право смотреть равнодушно. Недавно мы обсудили этот вопрос среди школьной детворы…Сейчас в воскресные дни и в свободное от учёбы время они выходят на колхозные поля. Силами учащихся уже убрано 2,5 гектара колхозного льна» [14].

В сельхозработах участвовали ученики с других школ района. Здесь можно было равняться на учащегося Ирбейской средней школы Клыченко Адольфа, работавшего в колхозе им. Ворошилова. За 1 рабочий день он выполнял нормы взрослого мужчины – 2,89 трудодня [14].

Не менее активно в этом процессе участвует и педагогическая общественность, своим примером организовывая учащихся на работу в поле, у молотилок, на отгрузке зерна, тесно это увязывая с повседневной работой по воспитанию молодого поколения. На учителей также ложилась вся работа по подготовке здания к учебному году и заготовка дров для школьных печей.

Война войной, но необходимо было учиться. На территории Александровского сельского совета числилось 2 школы (с.Александровка и Козыла). Это были начальные образовательные учреждения. Срок обучения был 4 года. Во время войны в школах работали 4 учителя: А.И. Колчанова, П.Е. Васькова, Е.М. Чуринова, А.С.. Горцова.

В основном, это были молодые девушки, закончившие училище и приехавшие к нам в села. В тяжелых военных условиях им приходилось организовывать учебный процесс. Из-за нехватки кадров классы вынуждены были соединять. В одной классной комнате занимались с одним учителем 1 и 3 кл.., с другими 2 и 4 кл.. «Бумаги было немного, поэтому писали на книжках, газетах и даже на бересте. Правда, были и тетрадки, но на них было невозможно писать (попадались опилки), чернил не было, вместо них разводили сажу и использовали семечки синего подсолнечника. В классе стояли парты, счеты в человеческий рост. Приходилось осваивать многие науки. В связи с военным временем в 3 классе вводилось «военное дело» (изучали винтовки и гранаты). Тогда почему-то учили, как правильно оформлять документы» [18].

После окончании 4 класса сдавали экзамены: историю, географию, математику, русский язык (письменно и устно). Для сдачи экзаменов собирались в Козыле учащиеся трех школ - Козылинской, Александровской и Первомайской. Лучшим учеником Александровской школы оказался Голобурдо Василий. Ему удалось освоить за один год обучения учебную программу за три класса.

«В Александровской школе учились пять эвакуированных детей из Ленинграда. Один учился со мной (Лебедев). Мать у них умерла в блокаде, а отец был на фронте. После войны он их нашел и забрал домой» [18].

Активно в школе детей привлекали к художественной самодеятельности: пели песни, читали стихи, ставили пьесы в основном на военную тему.

«Одеться особо было не во что, ходили кто в чем, некоторые в брезентушках, а другие в холстяной одежде. Если этого не было, все равно искали какой-то выход, ведь учиться надо было. Например, Тане Карповой сшили юбку и жилет из полотна, которое сняли с комбайна» [19]. «Хотя школа была далеко, добраться до нее было сложно, особенно в морозы. Даже на ноги надеть было нечего. Некоторые бежали до школы босяком, по пути забегут погреться к кому-нибудь в дом и дальше побегут на уроки» [6]. «Звонок уже гремит, а ты стоишь у голландки, коленки греешь, ведь тело практически голое. Придешь со школы и бежишь на поле, собирать мерзлую картошку, дома ее чистили, толкли и мать пекла лепешки. Еще собирали колоски. Раз на поле нашли два мешка, уже проросшей пшеницы, принесли в школу, сварили кутью и все наелись» [18].

Образование, как правило, ограничивалось начальной школой. После четырех классов, если была возможность, учились в с. Ирбейское, ходили пешком. Жили на квартирах, позже построили интернат. Вспоминает Шкудина Н.: «Однажды была страшная буря, это была суббота. После окончания уроков мы должны были идти домой, а вокруг не было видно «ни зги». Пацаны сделали факелы, и мы пошли по заметенной снегом дороге, нужно было идти по руслу Кана, а мы ушли на другую сторону реки. Шли на огоньки, мелькавшие впереди. Потом поняли, что заблудились, девчонки плакали, пацаны ругались, а некоторые смеялись. Было холодно, темно и страшно, думали, что все там замерзнем. Но собрались с силами и нашли дорогу домой. Когда я пришла домой, мать открыла дверь и заплакала. Отец поднялся и пошел топить баню, которую давно уже замело снегом. Меня кое-как отогрели» [19].

Государство всячески стремилось наладить учебный процесс в деревне. По сравнению с 30-ми годами даже появились специализированные «учебные корпуса». Оставалось только убедить ряд родителей и руководителей вернуть детей в школу и дать им достойное образование.

Конец 40-х – 50-е годы стали новым этапом развития советской трудовой школы. Прошла война, зарубцевались глубокие раны в душах людей, оставленных этим суровым временем. Начиналась новая страничка в истории наших сельских школ.

Несмотря на первые успехи советского культурного строительства в 20-30 годы XX века, в послевоенное время остаются актуальными проблемы образования и воспитания молодого поколения советских детей, а так же формирование коммунистического общества. Это можно было быстро и эффективно сделать, опираясь на учебные заведения.

В этом контексте интересна статья Э.А. Молочковой в газете Ирбейская правда, которая отмечает роль школы в строительстве коммунистического общества: «…бессмертный Ленин призывал молодежь - учиться, учиться т еще раз учиться. Великий вождь и учитель советского народа товарищ Сталин неустанно зовет нас овладеть знаниями: «Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее бесчисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять, во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни». Пионеры и школьники нашего района хорошо помнят замечательные сталинские слова. Они настойчиво учатся, чтобы стать культурными и образованными людьми, активными строителями коммунистического общества» [7].

В 50-е годы система образования делает новый шаг в своём развитии. В подтверждение наших слов можно привести ещё один отрывок из статьи районной газеты «Успешно закончить учебный год в школах района». «Наша школа - любимое детище народа, неуклонно идет вперед, добивается все новых и новых успехов. Невиданный размах строительства в нашей стране требует от школы дальнейшего повышения качества работы. Товарищ Сталин указывал: «Чтобы строить, надо знать… А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо». Страна ждет от молодежи, которая сейчас учиться в школах, участия в борьбе за дальнейшее укрепление могущества нашей Родины. Советская школа стремится так воспитывать молодежь, чтобы наши юноши и девушки имели широкий кругозор, хорошо знали основы наук. Умели применять их на практике, глубоко интересовались литературой и искусством» [16].

Перед педагогическими коллективами школ лежит большая ответственность за порученное им дело - непрерывно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, не забывая о его идеологической составляющей. И чтобы решить эти задачи Советское правительство делает все, чтобы школа, учительство могли дать детям глубокие прочные знания.

Успешно решались вопросы политехнического обучения, улучшилась внеклассная и внешкольная работа, работа с родителями, возросла роль школьных комсомольских и пионерских организаций. Укрепилась связь школ с колхозами и предприятиями района, многие учителя активно участвуют в общественной работе, что является необходимым требованием коммунистической партии. Но в работе школ также имели место и существенные недостатки. Это, прежде всего, низкая успеваемость по русскому языку и математике как прямой результат слабо поставленной индивидуальной работы с учащимися, что заметно по материалам районной газеты. В ряде школ закон о всеобщем обучении оказался не выполнен. Поэтому государство определяло ряд педагогических задач: следует всячески развивать самодеятельность в работе пионерских и комсомольских организаций, поднимать их роль и сделать настоящими коллективными вожаками, с большой непримиримостью относиться к пережиткам прошлого в сознании людей, больше общаться с людьми, занятыми материальным производством, чаще выступать с лекциями и докладами перед населением. Таковы были реалии коммунистического общества, которые непонятны, далеки от современной молодёжи.

Тем не менее, главная задача школы всё - таки дать качественное образование, результаты которого показывали государственные экзамены.

Учителям было необходимо со всей ответственностью провести проверку знаний учащихся и позаботиться о том, чтобы эта проверка проходила в спокойной, деловой обстановке, чтобы она вселяла в школьника бодрость и веру в свои силы.

И вот, 20 мая в школах страны начались переводные и выпускные экзамены - заключительный этап учебного года. Об этом вспоминает Филиппова Е. И.: «Сейчас мне очень сложно вспоминать о школе, экзаменах, ведь в послевоенное время было много бытовых проблем и забот. Но все же, школа-это молодость, а молодость не забывается!

Смутно помню, когда я впервые села за парту в своей родной школе. В руке непослушно держался карандаш, я не понимала букв, не умела читать. Сейчас это все как в сказке. Прошло 7 лет…и вот я стою на пороге окончания средней школы. Осталось самое важное для меня и моих одноклассников - сдать экзамены. Конечно, если сравнивать нас с нынешней молодежью, то можно найти много отличий относительно школы. Для нас она стояла на первом месте, была вторым домом, где проводили целые дни, упорно готовясь к первым испытаниям. И вот, наконец-то, настал этот долгожданный момент – пора экзамена. Мы шли на него, как на праздник: наряженные, красивые, в белых, выглаженных фартуках и бантах. В классе нас было примерно 25 человек. Всех посадили в кузов машины и повезли в школу. Не помню, чтобы волновалась в момент экзамена, потому что долго готовилась, все выучила. Вышла первая, долго ждала своих одноклассников, казалось, что они сидели там вечность.

На дворе было начало мая… Стояла жаркая погода. В этот момент хорошо запомнилась черемуха: белая, душистая. Пока ждали машину, чтоб вернуться домой, мальчишки сорвали нам ветки, мы плели венки и делились впечатлениями. Когда приехала машина, мы усталые, разморенные жарой поехали домой» [18].

Первые дни экзаменов свидетельствует о том, что учителя в течение года много работали с ребятами и прививали им необходимые навыки и знания, которые позволяли успешно продвигаться на жизненном пути.

Уверенность в завтрашнем дне была характерной чертой советского ученика, который с гордостью утверждал на школьном лозунге: «Мечты наши сбудутся - в это мы твердо верим потому, что наша Родина, коммунистическая партия и советское правительство широко открыли двери для советской молодёжи в средние и высшие учебные заведения. Учись, дерзай, становись в ряды строителей коммунизма - таков путь всех наших юношей и девушек».

Школы являлись в селах не единственным очагом культуры. Эту функцию выполняли ещё и избы-читальни. Таковая была организована в с. Александровке в 1937 году, где насчитывалось 50 книг и имелся один читальный зал. Это было новое веяние в культурной жизни, вновь имеющее не только просветительскую, но и идеологическую основу в жизни советского общества.

Изба-читальня действительно являлась культурным очагом колхозного села. В ней ежедневно собиралось большое количество молодёжи, что бы культурно отдохнуть, почитать газеты, журналы и другую художественную литературу. В советском обществе изба-читальня выступала не только просветительским учреждением, но и наряду с красными уголками, клубами выполняли повседневную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся масс.

Однако было не всё так хорошо, как позиционировала власть. Так в статье газеты Ирбейская правда за 1940 год «Работу культурных учреждений на селе поднять на должную высоту» [13] перечислены ряд проблем актуальных для работы изб - читален: литературы нет, бюджет, опущенный для избы-читальни, расходуется не по назначению. В ней грязно, холодно, портретов нет, открывается редко. Литература хранится у избача под замком. Некоторые не сознательные избачи на просьбу населения почитать газету или журнал отвечают: «кому нужно, тот сам почитает». Стенная газета, которая является организатором и воспитателем масс так же не выпускается. Такая ситуация была следствием безответственного, и даже нерадивого отношения к работе политпросветучреждений, не только избачей, но и некоторых глав сельского совета», хотя это был инструмент политической идеалогизации общества.

Большое внимание в стране уделялось не только просвещению, но и всестороннему физическому воспитанию молодого поколения. Эти функции были возложены на школу и семью. Данные социальные институты должны готовить здоровых, смелых, дисциплинированных, инициативных строителей коммунистического общества. По мнению государства, занятие спортом было наилучшим средством борьбы с уличными шалостями и оказывает благотворное влияние на здоровье. Большой популярностью пользовались зимние виды спорта: катание на санках, лыжи, коньки. Среди летних - были распространены лапта и волейбол. По этим дисциплинам часто проводились состязания или товарищеские встречи. В газете Ирбейская правда №54 за 1952 год заведующий Александровской избой – читальней М.Шкудин отмечал: «На-днях у молодёжи колхоза имени Ворошилова состоялась товарищеская встреча по волейболу с молодёжью колхоза «1-е Мая». Игра закончилась в пользу ворошиловцев, со счётом 4:0. Умение и ловкость в игре показали Ходык Иван Иванович и Чуринов Иннокентий Дмитриевич».

Важнейшую роль в культурной жизни села играли клубные учреждения, появившиеся в с. Александровка и Козыла в конце 30-х годов. Клубы в тот период времени выступали средством культурно-просветительной работы среди населения, как и избы-читальни. Там организовывались вечера художественной самодеятельности, театральные и хореографические представления. Однако молодёжь рассматривала клуб, в большей степени, как место проведений развлекательных мероприятий.

Даже в тяжелое военное время, хотелось отвлечься от мысли о войне и приятно провести досуг. По вечерам собирались у домов, ходили в клуб, пели песни, танцевали под гармошку. Одевали, конечно, самое лучшее, что могли найти. Всем хотелось выглядеть красиво. Если не хватало одежды и обуви, то старались все-таки найти выход из этой трудной ситуации. К примеру, Подгорных Г.Т. придумала оригинальный способ получить обновку. «Однажды собрались с подругами в клуб. Обуви у меня вообще не было. Как быть? Тогда я, намазала грязью наги до колен, получились прекрасные «сапожки». Однако во время танца, уже подсохшая грязь начала отваливаться и показались пальцы ног, пришлось быстро уйти домой» [12].

Большим событием в деревне было показ кино, особенно на первых порах. Народу было тогда в клубе множество - от мала до велика. Особенно этот вид искусства нравился детям, которые искали любой доступный способ заработать деньги на билет, стоимость которого составляла 5 копеек. Об этом рассказывает Н.И.Долбаненко: «Мы со старшем братом воровали куриные яйца в соседнем дворе и носили их в ларёк, где их и продавали. Продавщица часто ругала нас, что приносим грязные яйца, при этом, не интересуясь, откуда они взялись. Однажды продав яйца, билеты купить не удалось, поскольку кино не привезли. Тогда на эти деньги мы с братом купили конфет, персиковый компот и с успехом всё это тайком съели» [3]. Это далеко был не единственный способ заработать деньги на зрелищные мероприятия. По словам Троицкой.А.М. «Юноши подготавливали зал для просмотра фильма расставляя лавочки - это была своеобразная плата за просмотр. Мне же самой отец постоянно занимал деньги у соседей. Их нужно было не мало, поскольку за год я просмотрела 165 фильмов» [15]. Таким образом, бюджет семьи не досчитался как минимум 825 рублей. Большинство фильмов было на военную тематику, а также документальная хроника.

Не менее важным и значимым мероприятием в деревне было подготовка к смотру художественной самодеятельности, где жители могли показать свои таланты. Как отмечал корреспондент газеты Ирбейская правда, Донякин: «Искусство в нашей стране направлено на службу народа, его нужно развивать, поощрять способных талантливых людей. В новом молодом подрастающем поколении таятся огромные таланты» [5].

По художественной самодеятельности проводили даже районные олимпиады. Так с 25 по 27 марта 1952 года в районом клубе проходила олимпиада детской художественной самодеятельности. «Помещение районного клуба для проведения олимпиады ярко украшено лозунгами, плакатами, портретами вождей и руководителей партии и правительства. В эти три дня здание клуба было переполнено весёлой и жизнерадостной детворой. Свыше двухсот отличников учёбы, певцов, музыкантов, плясунов. Художников, вышивальщиц собрались на районный смотр юных дарований» [5].

Хочется вновь отметить, что не все, заведующие клубами относились к своей работе ответственно. Не всегда находились на рабочем месте, не выпускали стенгазеты и «боевые листки», не заполняется доска показателей, «чистки и беседы» не проводятся. Сегодня для нас это выглядит странным и смешным, но в тот период времени это воспринималось как нарушение генеральной линии коммунистической партии.

Кроме танцев и песен, были и другие развлечения: гадания и игры. Они никак не вписывались в советскую агитпропаганду, но, тем не менее, прочно укоренились в вековых традициях народа.

В свободное время, люди активно участвовали в различных играх, в том числе и взрослые, которыми игра воспринималась как альтернативное средство развлечения, коих было не так много в условиях советского дефицита. Самыми распространенными были: лапта, палочки-стукалочки, «бабки» (с применением костей, животных), городки. В среде молодежи были популярны «бутылочка» и игра с личными вещами. Свой предмет клади на разнос (в шапку) и, если голящий, отворачиваясь, называл твою вещь, значит, тому человеку приходилось петь, танцевать и т.д. Эти навыки использовали в художественной самодеятельности – ставили концерты.

Зимой строились ледяные горки, у которых в свободное время было много народу. Всем детям хотелось прокатиться на ней. «В нашей семье на всех не хватало обуви, отмечает Подгорных Г.Т., - но очень хотелось кататься. Приходилось быстро бежать до горки, благо была близко. Один раз скатиться и опять бежать домой греть ноги у печки» [12].

Очень популярными были святочные гадания среди девушек на «суженого-ряженого», как средство заглянуть в своё будущее. Некоторые истории гадания нам рассказала Троицкая А.М.. Основная часть гаданий приходилась на период с рождества под старый новый год. Девушки в вечернее время спешили к палисаднику соседей и нежно обнимали его. А далее считали количество штакетин, которые попали в их объятия, если выйдет чётное количество – выйдешь замуж в этом году. Был и более экстремальный способ гадания, когда из подноса у соседей под лай собаки необходимо было утащить дрова из поленницы, по их количеству определяли возможное замужество.

Интереснейший случай привел нам Горбаткин И.М. «Однажды во время гадания, девушки кинули валенок через забор, но, когда решили посмотреть на результаты гадания, валенка там не оказалось» [2]. По всей видимости, кому-то этот валенок оказался нужнее!

Несмотря на массовую антирелигиозную пропаганду, в том числе через средства массовой информации, в народе имели место быть и традиционные религиозные верования. Власть любыми доступными средствами пыталась противостоять чуждым идеям, которые считались «опиумом для народа». Так, например, в №№ 107- 110 газеты Ирбейская правда, в декабре 1958 года открылась рубрика бесед на атеистические темы, которая переросла в целую серию статей по этой тематике. Так в одной из статей газеты рассуждали о проблеме «рождения» Иисуса Христа, поскольку верующие крестьяне считают, что религия была основана богом, воплотившемся на земле в образе человека. Неизвестный автор статьи считает, что рождение от непорочной девы являлось не более чем красивой сказкой, поскольку боги не становятся людьми. «В действительности человека, которого называют Иисусом Христом никогда не существовало, что же касается христианства, то оно складывалось в течение столетий и всегда было подчинено интересам господствовавших эксплуататорских классов общества». С большим ожесточением власть набрасывалась на традиционные религиозные праздники, связанные с христианством, одним из таких праздников была пасха. «Христьянские попы говорят, что пасха установлена будто бы в память о страдании смерти и воскресении Христа». В дальнейшем праздник стал ассоциироваться «воскресением Христа». Интересное рассуждение власти о зарождении этого праздника. «Христианская религия зародилась в римской империи, имевшая многочисленных рабов задавленных непомерным гнетом. Они много раз, но безуспешно пытались свергнуть иго рабовладельцев. Бессилие сделать это породило ожидание пришествия «спасителя», который выведет на путь избавления угнетённые народы. Так родилась сказка о «спасителе» - Христе, о еге учении, страданиях и воскресении. Праздник пасхи прославляет страдания, терпение, пропагандирует идею «всепрощения», то есть как раз те идеи, которые в корне противоречат интересам трудящихся и всегда являлись для эксплуататоров средством затемнения сознания трудящихся масс. Наша страна находится в капиталистическом окружении и поэтому советский народ должен всегда быть в мобилизационной готовности. Попы же в дни пасхи проповедуют «воспрошение», любовь к врагам, пытаясь тем самым притупить классовую бдительность трудящихся». Таким образом, советская пропагандистская машина пыталась порушить вековую веру русского человека в божественное предопределение судьбы человека, его духовных основ, ведущую роль в котором обязано занимать государство, но отнюдь не церковь. Разрушая религиозные традиции, советская власть любой ценой пытается укрепить основы массовой культуры, опирающейся на пролетарские корни народа.

Заключение

При исследовании духовной жизни села, пришлось окунуться в прошлое и понять не понятное. Это был сложный исторический период, в котором шел процесс становления советской власти. Требовалось поднять страну на ноги после лихолетья десятых годов ХХ века! Новой власти нужно было решить не только политические и социально - экономические проблемы, но и что немало важно духовные.

Как показывают статистические данные источников, большая часть населения была безграмотна, что делало невыполнимой задачу индустриального развития страны. В связи с этим, государство берёт на себя ответственность за формирование новой системы образования и в целом массовой культуры на основе коммунистической идеологии. При этом власть взяла на себя и функцию контроля духовной жизни людей в каждом уголке страны.

Нужно отметить, что уважение к Советской власти необходимо было прививать с самого детства. Школа стала не только очагом просвещения общества, но и средством коммунистической пропаганды, наряду с общественными организациями, избами – читальнями, клубами и объектами массового искусства. Это стало дополнительным фактором развития культуры в селах и стране целом.

Опираясь на архивные документы, газетные статьи и свидетельства очевидцев, были изучены различные аспекты духовной жизни общества. На примере жизни двух населённых пунктов, рассмотрены средства реализации политики государства, называемой «культурной революцией». С одной стороны, как показала практика, государство сделало просвещение и искусство доступными для всех слоёв общества, с другой - разрушило традиции дореволюционного культурного наследия, предаваясь политическим мотивам. Правильный ли взят курс? Сейчас сложно давать оценку данным условиям развития культуры. Выросли несколько поколений людей, которые «воспитала» новая, «пролетарская культура», всецело использующая механизмы идеологизации. Несомненно то, что «культурная революция», творческая инициатива советского человека, принесла значительные достижения в духовном развитии страны, как и в отдельно взятых сёлах.

Библиографический список

  1. Всех детей школьного возраста охватить учебой // Ирбейская правда. 1942. N 34. С. 4

  2. Горбаткин И.М. Частное сообщение. 07. 11. 2007г.

  3. Долбаненко Н.И. Частное сообщение. 27. 05. 2012 г.

  4. Донцов А.Ф. Каждый учитель должен быть общественником // Ирбейская правда. 1941. N 4. С. 2

  5. Донякин М. Искусство на службе народа // Ирбейская правда. 1952. N 20. С. 1

  6. Малышев И. Частное сообщение. 16.08. 2007г.

  7. Молочкова Э.А. Перед нами стоит крепость // Ирбейская правда. 1952. N 21. С. 1

  8. Муниципальный архив Ирбейского района. Ф. Р -11. Д. 29.

  9. Муниципальный архив Ирбейского района. Ф. Р -87. Д. 14.

  10. Муниципальный архив Ирбейского района. Ф. Р -87. Д. 21.

  11. Муниципальный архив Ирбейского района. Ф. Р -87. Д. 4.

  12. Подгорных Г.Т. Частное сообщение. 20. 01. 2007 г.

  13. Работу культурных учреждений на селе поднять на должную высоту// Ирбейская правда. 1940. N 24. С. 3

  14. Соламатов Р. Учащиеся вышли на поля // Ирбейская правда. 1942. N 58. С. 2

  15. Троицкая А.М. Частное сообщение. 26. 02. 2012 г.

  16. Успешно закончить учебный год в школах района // Ирбейская правда. 1952. N 21. С. 2

  17. Филиппова Е. И. Частное сообщение. 23. 11. 2013 г.

  18. Шкудин М. Частное сообщение. 12.04. 2010г.

  19. Шкудина Н. Частное сообщение. 12.04. 2010г.

Просмотров работы: 503