НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "АЛЛЕЯ ПОБЕДЫ"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "АЛЛЕЯ ПОБЕДЫ"

Скобелина Н.Е. 1
1МБОУ ООШ с.Никольское, Кузнецкий район, Пензенская область
Мохрова В.П. 1
1МБОУ ООШ с.Никольское, Кузнецкого района, Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 1. ВВЕДЕНИЕ

Более семидесяти лет назад, 22 июня 1941 года, начался самый крупный и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются.

Нам, родившимся в 2000-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.

Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Цель исследования: увековечивание памяти учителей-фронтовиков – участников Великой Отечественной войны. Укрепить связи между поколениями.

Задачи проекта:

- Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность учащихся через проектную деятельность.

- Расширить знания о Великой Отечественной войне;

- Рассмотреть вклад учителей-фронтовиков Никольской школы в Победу;

- Содействовать озеленению и благоустройству школьной территории: посадить «Аллею Победы», в честь учителей-фронтовиков, работавших в Никольской средней школе.

Предмет исследования: вклад учителей-фронтовиков Никольской школы в Великую Победу.

Объект исследования: наши земляки – учителя-фронтовики, работавшие в Никольской средней школе, участники ВОВ.

В процессе выполнения работы авторы использовали следующие источники: музейный материал при МБОУ ООШ с.Никольское, данные интернет архива ВКО, «Мемориал», «Подвиг народа», сайт Министерства обороны Российской Федерации, Всероссийская Книга Памяти. Память Пензенская область,1995 г.

Новизна исследования: заключается в том, что гласность, открытие современных архивов, ранее недо­ступных исследователям, породили сегодня совершенно противоречивые оценки, значения и итогов войны. У этого спора, который в другой исторической обстановке и в других формах продолжается и сейчас - глубокие корни. Например, вместо 6 погибших школьников-добровольцев, участников ВОВ, числящихся в уже существующей летописи села, мы нашли 7 участников ВОВ. Поэтому особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.

Методологическую основу исследования составляет общефилософский подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнительно-исторического, конкретно-исторического, структурно-функционального методов.

Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках

школьного курса истории, Великой отечественной войне отводится совсем немного времени и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, также создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении

уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.

Образовательный продукт данного исследовательского проекта – посадка фруктовых деревьев «Аллеи Победы» на территории школы в честь учителей-фронтовиков.

2. ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

«Они сражались за Родину».

С каждым годом все дальше уходят в прошлое события воины, все выборочной выхватывает память ее эпизоды, образы фронтовиков и тех, кто трудился в тылу. Но, пожалуй, есть то единственное, что мы забыть не вправе. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у советского народа неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность. Это было время, когда героизм стал нормой поведения миллионов людей.

22 июня 1941 года фашистская Германия по-разбойничьи, внезапно, без объявления войны вторглась в пределы Советского Союза, поставив перед собой изуверские цели: уничтожение государственности нашей страны, расчленение и колонизация ее, захват материальных богатств, порабощение народов СССР, физическое истребление миллионов из них, установление мирового господства. Так началась Великая Отечественная война. Длилась она 1418 дней и ночей. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная война не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне. И потому в ней участвовали все нации и народности от мала и до велика, живущие в нашей стране, и даже дети становились героями.

С первых же дней войны все народы Советского Союза, нашей республики поднялись на защиту Отечества. Был выдвинут лозунг "Все для фронта, все для Победы!"

Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагом в партизанских отрядах, в подполье.

Наши односельчане принимали активное участие в этой войне.

За период Великой Отечественной войны из села Никольское Кузнецкого района ушли на фронт 571 человек. 375 – пали смертью храбрых. 196 вернулись с победой домой. В настоящее время в нашем сельском округе не осталось ни одного живого ветерана ВОВ. Но остались жить здесь их семьи, остались родственники, документы, фотографии, письма, осталась память.

География подвигов односельчан на фронтах Великой Отечественной войны очень широка: они участвовали в сражениях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на территории Прибалтики, Украины, Польши, Германии, Франции, Китая; участвовали в боевых действиях, в партизанском движении, движении Сопротивления.

Среди односельчан в боевых сражениях принимали участие учителя, которые работали в нашей Никольской школе и добровольцами ушли на фронт директор школы Челноков И.Г., учитель физики Силкин Н.О., учитель математики Сарайкин Ф.О., учитель физической культуры Коптилин П.Г., учитель истории Седов А.Г., учитель русского языка и литературы Попков Н.И., учитель истории Блохинцев Г.Г., учитель начальных классов Сорокин Я.И.,. Вместе с ними добровольцами уходят школьники: Кирьянов В.И., Лебедев Г.А., Умнов П.Т., Садков П.У.. Смирнов В.И., Попков М.К.

Нами составлена информационная карта проекта. Согласно которой в проекте принимают участие все классы нашей школы.

Информационная карта проекта «Аллея Победы»

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

1.

Найти учителя-фронтовика, работавшего в Никольской школе.

Февраль

2.

Провести классные часы, часы общения по истории Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами или родственниками ветеранов-учителей

Март – май

3.

Сбор материала об учителе-фронтовике и оформление проекта

Март - апрель

4.

Школьный этап конкурса Проектов «Сад Победы»

24.04.2015 г.

5.

Принять участие в акции по посадке «Аллеи Победы»

Апрель – май

6.

Осуществление ухода за «Аллеей Победы»

Май – октябрь

7.

Размещение информации о проведении акции по посадке «Аллеи Победы»

Май

Каждый класс собрали информацию о выбранном учителе-фронтовике, были проведены уроки мужества, на которые были приглашены дети учителей-фронтовиков: Седов Валентин Алексеевич и Попков Вячеслав Николаевич. Они очень много интересного рассказали о военной жизни своих отцов. 25 апреля на территории пришкольного участка была посажена «Аллея Победы». Каждый класс посадил в честь учителя-фронтовика свое именное яблоневое дерево, и будут осуществлять за ним уход. В этой акции также принимали участие дети и внуки учителей-фронтовиков.

Сарайкин Федор Осипович родился 29 мая 1923 года в с.Никольское. После окончания 9 классов Никольской средней школы был призван в армию и направлен на обучение в Пензенское артиллерийское училище, по окончании которого в звании лейтенанта был направлен на юго-западный фронт. В декабре 1941 года был ранен и направлен на излечение в госпиталь, где находился до мая 1942 года. Потом был направлен в военкомат г.Китаб УССР, где демобилизовался в 1946г. Заочно окончил Сызранский педагогический институт. Работал учителем математики в Никольской средней школе до 1979 года.(Фото приложение)

Коптилин Петр Григорьевич родился 28 июня 1923 года в с.Никольское. В 1930 году пошел в 1-й класс. В 1942 году закончил Сызранский техникум тракторной промышленности. Получил диплом техника-технолога тракторной промышленности. В этом же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на Калиниский фронт. Участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков. До января 1943 года служил в 120 миллиметровой минометной батареи наводчиком. После ранения в 1942 году был направлен в 699 противотанковый артиллерийский полк. В дальнейшем стал командиром оружия. За активное участие в боевых действиях и мужество награжден двумя Орденами «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другие. В мае 1944 года был направлен в артучилище в г.Ирбат и закончил в 1945 году., получив воинское звание – младший лейтенант.. В июне 1945 года демобилизовался и вернулся домой, работал в колхозе.. Работал в РК ВЛКСМ. В 1954 году стал работать учителем физкультуры в Никольской средней школе. В 1957 году закончил заочно Саранское педучилище по специальности физвоспитание. До 1983 года вел уроки начальной военной подготовки и физкультуры. В июне 1983 года вышел на пенсию, но затем еще долгое время работал в школе. (Фото приложение)

Седов Алексей Георгиевич родился в15.08.1923 года. В 1941 году закончил среднюю школу №1 г.Кузнецка и призван в ряды Красной Армии. С 1941г. по 1945 год находился на действительной военной службе. Было присвоено звание капитана. Штурман авиации. Награжден Орденами Великой Отечественной войны, Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды. Данные из архивных документов о награждении: дисциплинированный, вежливый, общительный офицер. В борьбе с немецким захватчиком зарекомендовал себя смелым, бесстрашным в бою штурманом. Летает хорошо, не имеет ни одной потери ориентации. За хорошую боевую работу имеет две благодарности от командира и штурмана. Материальную часть стрелкового и бомбардировочного вооружения самолета ПО-2 знает хорошо. На выполнение боевых заданий идет с большим рвением. Смело идет на врага и метко поражает его. На фронте Отечественной войны совершил 62 успешных ночных боевых вылета на бомбардировку живой силы и техники противника. С 1946года по 1959год работает учителем в Бутурлинской начальной школе Кузнецкого района. С 1960 по 1962 год заканчивает высшую партийную школу в г.Куйбышеве и г.Саратове. С1962 по 1964 год преподает историю и географию в Евлашевской средней школе Кузнецкого района. С 1964 по 1972 год является директором Никольской средней школы. Алексей Георгиевич в центре вместе с педагогическим коллективом Никольской средней школы. Будучи директором, преподавал историю и обществоведение. Большой вклад внес в благоустройство школьной территории и самой школы. По его инициативе на пришкольном участке был разбит сад: посажены яблони, вишни. Алексей Георгиевич был очень добрым, чутким, отзывчивым человеком. Его ценили и уважали коллеги. Ученики его любили за доброту, справедливость. Награжден Грамотами Кузнецкого района, райкома и обкома партии. Умер 30.03.1984г. (Фото приложение)

Попков Николай Иванович – учитель русского языка и литературы. Родился 17 мая 1916 года в с.Никольское, Кузнецкого района. С 28 февраля 1940 года по 21 декабря 1945 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР. Принимал участие в военных действиях с Японией. С 1941 года по 1945 год воевал на Забайкальском фронте, в должности старшины штабной батареи. Награжден медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» в 1946 году, «За победу над Японией» в 1947 году. С 1946 года преподавал русский язык и литературу в Никольской школе. В 1950 году с отличием закончил заочно полный курс Сызранского Государственного Учительского института по специальности русский язык и литература. Второе высшее образование по этой же специальности получил в 1956 году. Закончил Пензенский Государственный педагогический институт имени В.Г. Белинского. В 1976 году вышел на пенсию. Награжден Грамотами Кузнецкого района, райкома и обкома партии. Умер 02.08.1987г. (Фото приложение)

Блохинцев Г.Г.- с 1939 года преподавал историю в Никольской средней школе. В 1941 году ушел на фронт. За годы войны был дважды ранен. Было присвоено звание старшего лейтенанта. Награжден Орденом Отечественной войны 2 степени. Записи из архивных документов: «Товарищ Блохинцев со своей батареей, в боях в окружении с 14 по 28 января проявил исключительную стойкость и храбрость. 15 января в районе деревни Ризино с направления деревни Богва противник бросил на нашу оборону 7 танков и 3 самоходных орудия. В ожесточенной борьбе батареей было подбито 2 танка противника и уничтожено до 21 солдат и офицеров. 21 января в деревне Шубенной став с направления деревни Кучковка противник начал наступление силою на батарею. На этот раз товарищ Блохинцев подпустил противника на 100-150 метров, а потом внезапно стал расстреливать картечью. На поле боя осталось не менее 70 трупов немецких солдат и офицеров. Два солдата были взяты в плен. Атака противника захлебнулась в его же крови». (Фото приложение)

Сорокин Я.И. – учитель математики. С марта 1942 года по 1945 год воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Яков Иванович был взят в плен, в плену был недолго, ему удалось сбежать, после чего он продолжал воевать. Был ранен. Есть награды. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Записи из архивных документов: «Медаль за отвагу получил за то, что в бою 7.02.1944 в районе поселка Волчий Днепропетровской области примером личной храбрости уводил за собой бойцов своего отделения и в этом бою он из винтовки уничтожил3-х немецких солдат. За период январских и февральских боев 1944 года он имеет на своем счету 9 уничтоженных фрицев. Медалью «За боевые заслуги» гвардии сержант Сорокин Яков Иванович награжден за то, что в боевой обстановке, не смотря на трудные условия горно-лесистой местности, он всегда точно и в срок производил учет потерь личного состава и вооружения. Своевременное оформление суточной ведомости в сложной боевой обстановке давала возможность командованию правильно давать боевые задания роте. Второй медалью «За боевые заслуги» Яков Иванович награжден за то, что 6.01.43г в боях за населенный пункт Н-Стрельцовка работал наводчиком, вел ураганный огонь по вражеской силе из миномета, уничтожил до 20 гитлеровцев, тем самым дал возможность продвигаться вперед пехоте и овладеть высотой. (Фото приложение).

На этом наши исследования не закончены. Фруктовые деревья посажены также Челнокову Ивану Григорьевичу, Силкину Николаю Осиповичу. В дальнейшем мы о них и о школьниках-добровольцах будем продолжать собирать информацию, которой будет пополняться школьный музей.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна!

Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой.

Несмотря на то, что наше село находилось далеко от боевых действий, фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.

Нашему поколению становится всё сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому наших ветеранов нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием, как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками. Это многотомная неизданная книга, «эпохальная быль» - послание нам, сегодняшним, которую мы должны сохранить и передать потомкам.

Подвиги наших земляков и самоотверженный труд в тылу являются прекрасным примером для молодежи.

Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.

Мы хотим, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.

Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.

Результаты нашей работы:

1. Мы убедилась, какой великий и могучий наш народ! Мужественный, гордый, свободолюбивый и героический!

Победа досталась ценой огромных жертв, материальных потерь. Но наш доблестный народ проявил массовый героизм не только на фронте, но и в тылу. И учителя-фронтовики Никольской школы – тому яркое подтверждение!

2. Мы поняли, что Победа, ее история, героические люди живут в народной памяти, живут в воспоминаниях родных, в памяти наших прадедушек, прабабушек и передаются по наследству. Главное – все это сохранить, записать. Память должна простираться далеко во времени, она – вечна!

3. Наше поколение знает о войне со страниц учебников. Все меньше остается живых ветеранов войны, тыла. Мы должны уважительно относиться к этим людям и помогать им, окружать заботой и вниманием и учиться их героическому примеру.

4. Мы провели акцию по посадке фруктовых деревьев «Аллеи Победы», по увековечению имен учителей-фронтовиков, работавших в Никольской средней школе, на школьной территории. (Приложение)

Выводы:

1. Учителя-фронтовики – это героические люди, внесли огромный вклад в великую Победу. Тыл и фронт – были едины – это один из главных источников Победы.

2. Героизм, храбрость и трудолюбие – прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться!

3. Цена Победы – велика! Нам есть что беречь, охранять и помнить!

4. Будем верны заветам предков!

Список используемой литературы:

  1. Данилов А.А, История России, 2013г.

  2. Интернет сайт «Мемориал», «Подвиг народа»

  3. Летопись села Никольское, Кузнецкого района, Пензенской области

  4. Материалы школьного Музея.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Учителя-фронтовики.

Коптилин Петр Григорьевич Сарайкин Федор Осипович

Седов Алексей Георгиевич Попков Николай Иванович

Блохинцев Григорий Григорьевич Сорокин Яков Иванович

Акция «Аллея Победы», по увековечиванию имен учителей, работавших в Никольской средней школе, которые принимали участие в Великой Отечественной войне

Мемориальный комплекс в селе Никольское, погибшим воинам - односельчанам

17

Просмотров работы: 2101