ИКОНЫ ХРАМОВ ДИМИТРОВГРАДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИКОНЫ ХРАМОВ ДИМИТРОВГРАДА

Фадеев И.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 2 города Димитровграда Ульяновской области"
Фадеева Е.Г. 1
1МБОУ СШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литера­туры по теме исследования

Вот и закончились зимние каникулы, во время которых мы отмечали самые любимые праздники - Новый год и Рождество Христово. Если о Новогодних праздниках мы, дети, знаем много, то о церковном празднике мало. 7 января я с родителями посетил Свято-Никольскую церковь и обратил внимание на то, что здание храма снаружи и внутри было празднично украшены. Служба в церкви проходила очень торжественно, а люди светились от радости и счастья. А как же не радоваться! Мы все вместе отмечаем День рождения Иисуса Христа!

Образы Иисуса Христа на стенах Свято-Никольской церкви исполнены по-разному: Он выглядит и добрым и суровым, с людьми и в одиночестве, исполняя свои чудесные исцеления и страдающим за наши грехи на кресте. Рядом с изображениями Иисуса Христа можно увидеть много других святых людей.

Для меня, подростка встал вопрос: кого чаще изображают на иконах и кто этим занимается.

Дома родители показали мне книги, в которых можно узнать о каждом святом, о его образе, библейской истории. Там же можно прочитать об иконописцах - так называют художников, которые пишут лики святых людей.

Вот какие книги имеются у меня дома:

  • Коллекция книг по русскому искусству «Русская икона: образы и символы»;

  • Сокровища мировой цивилизации «Русские храмы» Мир энциклопедий Аванта+;

  • Репринтное издание «Закон Божий» в пяти книгах переизданное в 1991 г к столетию выхода книги;

  • Исторический роман Александра Ларина «Не принимай крещения дважды».

Цель работы: изучить иконы и изображения в храмах нашего города.

Гипотеза: предполагаю, что в наши дни тоже создают иконы, а рядом с нами живут художники, которые создают современные изображения святых людей.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленной цели я сначала изучил книги домашней библиотеки.

Сокровища мировой цивилизации «Русские храмы» Мир энциклопедий Аванта+ - это очень интересное и красивое издание.

Книга рассказывает о самых знаменитых, почитаемых и красивых русских православных храмах и монастырях. Традиционно православные церкви и обители возводили в лучших (порой – уникальных!) уголках земли Русской самые талантливые зодчие, а расписывали, создавали внутренний интерьер признанные иконописцы и мастера. Неудивительно, что русские храмы стали эталонами красоты и соразмерности, образом Божественной славы и творения, собраниями шедевров мирового искусства.

Статьи этой книги, написанные известными искусствоведами, этнографами и историками, рассказывают об истории наиболее известных храмов и их святынь; особенностях внешнего облика и внутреннего убранства самых знаменитых соборов. Также излагаются самые интересные предания и факты, связанные с тем или иным храмом или обителью.

В коллекции книг по русскому искусству «Русская икона: образы и символы» можно найти и прочитать, а так же рассмотреть самые значимые образы христианской религии.

«Закон Божий» в пяти книгах предназначался для учеников школ и ремесленных училищ еще в далеком 1891 году. В то время все дети, не зависимости от возраста, должны были изучать законы Бога. Репринтное издание «Закон Божий» в пяти книгах переизданное в 1991 г к столетию выхода книги состоит из разделов по Ветхому и Новому Заветам. Особенностью этой книги является попытка научить детей не только читать и изучать книгу, но и самим работать над нею.

В историческом романе «Не принимай крещения дважды» Александр Ларин подробно описывает подготовительную работу по изготовлению икон в 15 веке.

Для исследования икон наших храмов мне придется обратиться к книжным изданиям, Интернет ресурсам, лично посетить храмы Димитровграда, побеседовать с настоятелями церквей, взять интервью у служителей церкви, постараться разыскать иконописцев и художников.

Родители крестили меня в небольшой церкви Иконы Казанской Божьей Матери, которая находится на Площади Советов 2003 году. Вот с неё я и начну свои исследования.

Церковь построена на месте, где в 1939 году была снесена Свято-Никольский храм, называемая в народе Белой Церковью. В советский период на месте разрушенного храма устроили городской парк и танцевальную площадку. В 2000 году, когда святое место было решено вернуть церкви, на месте, где хотели воздвигнуть крест, выкопали яму. В ней обнаружили икону Казанской Божьей Матери, которая вероятно сохранилась в земле во время разрушения Белой церкви. В 2002 году соорудили первая постройку комплекса строящегося Преображенского собора. Это была деревянное строение, прямоугольного плана, перекрытого двускатной кровлей, на которой установили небольшую звонницу. В первые, годы церковь имела скромные интерьеры, но на почетном месте до сих пор храниться вновь обретенная икона Казанской Божьей Матери. В Димитровграде в 1986 году на народные пожертвования церковный приход для будущего храма приобрел у частных лиц четыре дома. На прилегающих к ним участках началось строительство. В 1988 г. (28 апреля) – владыка Иоанн (Снычев), временно управляющий Ульяновской епархией (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), освятил церковь в честь Святителя Николая Мирликийского. Архитектор М. Мокрополов, 1986 г. Наш собор хранит большое количество икон и росписей по стенам – фресок. Все иконы располагаются в строгом порядке. Центральное место для икон называется иконостасом, под ним находятся Царские втара. Фрески на стенах написаны по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов. Большой купол собора поддерживается опорами столбами, которые украшены образами ангелов. Ангелы – воины Бога, на них держится Царствие Божье. Собор хранит мощи Архимандрита Гавриила – небесного покровителя нашего города.

Строительство церкви в 1996-1997 гг. было инициировано светским лицом – политическим деятелем местного масштаба. Было получено благословение правящего архиерея и зарегистрировано юридическое лицо – Местная православная религиозная организация прихода церкви Кирилла и Мефодия. Началась разработка проекта храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. В 2003 году, на 5 седмице Великого Поста в церкви св. вмч. Георгия Победоносца было совершено первое богослужение. Фасадные работы и работы по благоустройству храма продолжались все последующие годы. В наши дни территория храма благоустраивается. Иконы в храме посвящены Иисус Христу, Богоматери и много икон Георгия Победоносца.

На месте Спасо-Преображенского храма, где находился каменный Свято-Никольский храм, за 2,5 года на пожертвования горожан и городских предприятий возвели новое здание. Открытие состоялось в 2007 году. Проект разработан АПЧ ЧП С.А.Кангро.

По дороге в город Тольятти мы заехали в село Верхний Мелекесс и посетили церковь Архангела Михаила.

Согласно Архивной справке, выданной ГУСО «ЦГАСО» деревянная церковь вместе с колокольней во имя Архистратига Божия Михаила вместимостью до 250 чел. была освящена 2.10.1901г. на средства прихожан. Церковь строилась на средства прихожан. С 1901г. при церкви в собственном здании была открыта церковно-приходская школа. В 1900-1902 гг. на усадебной земле были построены дома для священно и церковнослужителей. В церкви служили поочередно следующие священники: с 1905г. - Владимир Константинович Константинов, с 1908г. - Даниил Никифорович Никифоров, с 1910г. - Федоров Петрович Петров. Согласно ходатайству Мелекесского райисполкома постановлением Президиума крайисполкома от 15.08.1936г. церковь была закрыта и «назначена под дом соцкультуры». В 90-ых гг. в связи с возрождением церковной жизни в стране встал вопрос о строительстве в селе храма. Тщанием и по инициативе Веры Петровны Евстифеевой осенью 2006г. было начато строительство кирпичного храма в честь Архистратига Божия Михаила. Приход был официально зарегистрирован в 2008г. Регулярно по праздникам стали совершаться богослужения священниками из г. Димитровграда. Также духовно окормлял общину протоиерей Владимир Зерюкин из соседнего п. Новая Майна. В будние дни члены приходской общины постоянно собирались для молитвы в храме: пели акафисты, читали псалтирь. Одновременно продолжалось строительство. В марте 2010г. в храм был назначен настоятелем иерей Роман Кузьмин. В настоящее время на Приходе совершается регулярно богослужение и жителя села приобщаются к церковной жизни.

В этой церкви помогает проводить службы наш бывший ученик школы - Тимофей Эзеков. (Сейчас он является кадетом ПУ № 11 и учится на втором курсе.) По окончании службы, Тимофей рассказал мне об иконах, которые украшают стены этого храма.

Я обратил внимание на богатое убранство интерьеров, особенно мне понравилась резьба по дереву. На этот вопрос «Кто так искусно режет по дереву?», мне ответила матушка Серафима:

Все работы по оформлению икон в рамы, узоры, выполненные в технике резьба по дереву, а так же сам сруб здания были созданы мастером и художником Юрием Трофимовым. Сейчас он живет в городе Новосибирске, и мы часто вспоминаем его добрым словом.

Внешнее оформление здания церкви тоже очень красивое. Особенно величественно оно смотрится зимой, покрытой слоем снега. Арочные проемы окон украшены изображениями ангелов. Оказывается, эти живописные картины были созданы жительницей нашего города Н.Ю.Петровой. Наталья Юрьевна профессиональный художник, учитель общеобразовательной школы по изобразительному искусству. При встрече с ней, я спросил её: «Как Вы так замечательно написали этих ангелов? Что или кто Вами руководил?»

Во-первых, писать образы ангелов или святых – это великая честь. Это, если можно сказать, порыв души, стремление сделать доброе дело, прикоснуться к святому. Во-вторых, когда я писала лики ангелов, я изменилась, так сказать успокоилась и очистилась душой. Работала над изображениями с любовью и почитанием, слушая своё сердце. Мои работы получились светлыми и искренними.

Итак, каждый из ангелов имеет своё значение, свою миссию.

А́нгел (др. - греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается, как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Впрочем, имя духа — не то же, что имя человека. Бог — Дух, и как Дух — называет существо не по преходящему, но по Славе. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысел Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

В церкви Архангела Михаила ангелы изображены на фасаде здания. Во внутреннем убранстве имеются иконы Архангела Михаила, такая же икона встречает нас у главного входа в церковь. А в Свято-Никольском храме ангелы изображены на столбах, которые поддерживают купол. Это символично, так как считается, что Царствие небесное держится на ангелах.

Изображения ангелов в верхнемелекесском храме с южной стороны немного выгорели, краски стали бледными. С северной стороны – остались без изменения, образы яркие и четкие.

Результаты исследования

За время исследования, я узнал об иконах, которые украшают наши храмы, о библейских персонажах. Выяснил, что самыми почитаемыми иконами в нашем городе являются образы Иисуса – нашего Господа и Богородицы – Дева Марии. Так же в городских церквях находятся именные иконы: в честь Святого Николая Миркилинийского, церковного праздника Преображения Господня, Святого Георгия Победоносца, Казанской Богоматери и в селе Верхний Мелекесс – архангела Михаила.

Кроме вышеперечисленных икон, в каждом храме хранятся иконы покровителя нашего города Архимандрита Гавриила. А в Свято-Никольском храме покоятся его мощи.

Все иконы в храмах располагаются в строгом порядке, как на центральном иконостасе, так и на стенах, опорах-столбах зданий.

Иконы создаются особыми людьми – художниками-иконописцами. Чтобы стать иконописцем, мало знать Библию и правила рисования, нужно жить по заповедям Бога, быть добрым и искренним человеком, совершать благие поступки и дела.

Обсуждение полученных результатов исследования

Мои исследования выявили следующие результаты:

Число прихожан в церквях стало увеличиваться, особенно это заметно в праздничные церковные дни. Это я выяснил из разговора с Тимофеем Эзековым.

Всё чаще жители города приобретают церковные принадлежности: иконы, книги, свечи и другое. На вопрос, «Какие иконы покупают чаще», служители церкви точного ответа не дали. В наши дни приобретают иконы разных видов: именные, житийные, иконы Спасителя и Богородицы, мерные на крещение и венчальные на бракосочетание. Так же можно обратить внимание на внешнее оформление икон. Оно может быть простым и состоять из деревянной рамки или обложенным в прозрачную пленку. А может быть и оформлено в оклад из благородных металлов и украшены драгоценными каменьями.

Выводы

В скором будущем в нашем городе обретет свой дом еще одна святыня – икона Дмитрия Солунского. Наш город посетил известный певец и актер. Вот что было напечатано в газете «Димитровград»: «Визит Дмитрия Певцова в Димитровград был связан со строительством храма святого великомученика Димитрия Солунского, артист стал первым попечителем строящегося храма».

Каким бы не было оформление икон в наших храмах, люди, посетившие их не останутся равнодушными к страдающим, не пройдут мимо бедствующего и возрадуются за своих ближних в их успехах. Так, может быть иконы создаются для того, что бы напомнить нам о человеческом подвиге, которые ранее свершались во имя добра, любви, как это сделал наш Господь Иисус Христос? Поэтому для нас важно, что иконы создаются и сегодня нашими современниками. Важно, что и сегодня среди нас есть люди, которые служат Богу и несут нам слово Божье.

Литература и источники

  1. http://arh-ulynovsk.info/Old_pam.html

  2. http://boris-mavlyutov.livejournal.com/

  3. http://community.livejournal.com/arch_heritage/11343.html

  4. http://simbir-archeo.narod.ru

  5. old.simbirsk.eparhia.rueparhy/rasr_hram

  6. sobory.ru

  7. Коллекция книг по русскому искусству «Русская икона: образы и символы»;

  8. Сокровища мировой цивилизации «Русские храмы» Мир энциклопедий Аванта+;

  9. Репринтное издание «Закон Божий» в пяти книгах переизданное в 1991 г к столетию выхода книги; изд. «Терра», Москва, 1991 г

  10. Александр Ларин. Роман «Не принимай крещения дважды».

Приложение

Свято-Никольский собор в г.Димитровграде

Церковь иконы Казанской Божьей Матери в г.Димитровграде

Свято-Георгиевский храм в г.Димитровграде

Спасо-Преображенский храм в г.Димитровграде

Церковь Архангела Михаила в селе Верхний Мелекесс Ульяновской области

Столбы-опоры в Свято-Никольском соборе

Икона «Богородица» конца 18 века находится в церкви иконы Божьей Матери

Живописные изображения ангелов на фасадах церкви Архангела Михаила в с.Верхний Мелекесс

Просмотров работы: 352