АРХИТЕКТУРНЫЙ КЛАССИЦИЗМ В ХРАМАХ ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АРХИТЕКТУРНЫЙ КЛАССИЦИЗМ В ХРАМАХ ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА

Савельева Л.Д. 1
1МОУ СОШ № 11
Орлова А.В. 1
1МОУ СОШ № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


В контексте формирования и реализации государственной культурной политики понятие «культурное наследие народов Российской Федерации» должно трактоваться в максимально широком значении. Оно включает в себя все виды материального наследия- здания и сооружения, имеющие историческую и архитектурную ценность.

В работе «Классицизм в храмовой архитектуре Павлово-Посадского района» Савельева Лилия исследует храмовые сооружения Павлово-Посадского района: церкви, выполненные в стиле классицизм. Автор выявляет место рождения классицизма, как архитектурного направления в искусстве, определяет его периодизацию применительно к истории храмов, выполненных в данном стиле, Павлово-Посадского района.

В своей работе Лилия использует архитектурные термины, проводит сравнительную характеристику элементов декора, находит общее и различие в постройках церковных зданий конца XVIII- начала XX века. В своей работе автор доказывает, что классицизм в храмовом строительстве - это не только воплощение простоты и строгости, но и гармоничности и изысканности.

В процессе работы была изучена литература, связанная с архитектурной терминологией, работы, посвященные различным видам классицизма, а также литература об устройстве и символике православного храма.

Оглавление

Аннотация……………………………………………………………………….2

Введение ………………………………………………………………………...4

Цели, задачи, методы, ………………………. ..……………............................4

Объект исследования…………………………………………………………...5

Классицизм как направление в архитектуре……………………….…………5-7

Развитие классицизма в храмовой архитектуре на территории Павлово-Посадского района.…………………………………………………………….7-10

Сравнительный анализ храмовой архитектуры Павлово-Посадского района, выполненной в стиле классицизм....................................................................10-13

Выводы ……………………………………………………………………….....13

Заключение………………………………………………………………………14

Приложение…………………………………………………………………...15-18

Список использованной литературы………………………………………… 19

Введение.

На нашей планете много разных городов. Каждый город имеет свой неповторимый облик, свою историю. Своя неповторимая история есть и у Павлово-Посадского района. Как известно город Павловский Посад был учреждён решением императора Николая I 2 июня 1844 год на месте сёл Павлово (оно же Вохна), давшего название городу, Захарово, Усово, Дуброво и Меленки. Впоследствии в состав города вошли также деревни Городок, Корнево, Прокунино, Филимоново, Степурино.

Архитектурными доминантами исторического Павловского Посада являются главным образом православные храмы XVIII – XIX вв. В этот период истории нашей страны религия была важной частью жизни общества. Храмы должны были служить не просто местом для молитвы, но и внешним обликом прославлять славу Божью, вселять в прихожан чувство благоговения. Именно в период XVIII – XIX вв. появляются православные храмы, являющиеся гордостью и культурным наследием нашего района. Главенствующим типом архитектурных церковных построек стал классицизм.

Новая архитектура в России начинается со строительства новой столицы. Приехавшие в страну специалисты-архитекторы знакомят русских строителей с популярным в Западной Европе стилем классицизмом. Русская культура осваивает незнакомые ей прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного, а затем и культового назначения. Получив распространение в столице, классицизм пускает свои ростки и в провинциях. Не избежал этой «участи» и юный тогда ещё Павловский Посад.

Цели и задачи исследования:

Исходя из вышесказанного, я определила следующую цель своей работы: изучение классицизма в русской храмовой архитектуре на территории Павлово-Посадского района. Актуальность данной темы связана с сохранением достояний архитектурных сокровищниц России, в том числе Павлово-Посадского района. Практическая значимость данной работы состоит в возможном использовании исследования на уроках истории, краеведения, искусства.

Задачами работы являются:

- рассмотреть этапы эволюции классицизма на примере храмовой архитектуры в Павлово-Посадском районе;

- охарактеризовать особенности классицизма в культовой архитектуре XVIII – начала XX века в Павлово-Посадском районе;

- определить своеобразие русской церковной архитектуры классицизма на территории Павлово-Посадского района.

Объектами исследования моей работы стали:

  • Никольская церковь в д. Васютино;

  • Церковь Живоначальной Троицы в д. Чижи;

  • Храм Рождества Христова в д. Заозерье;

  • Храм Рождества Богородицы в д.Саурово;

  • Воскресенский собор (колокольня) г.Павловский Посад;

  • Храм Святого великомученика Никиты в д. Бывалино;

  • Никольская школа-церковь в Филимоново.

Основные методы исследования:

Аналитический, библиографический метод, работа с краеведческой литературой; поиск информации в Интернете, метод сравнительного анализа.

Классицизм как направление в искусстве.

Классицизм (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу1.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.2

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов (Приложение, рис.1).

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия. Произведениям классицизма свойственны строго организованные, ясные, логичные и гармоничные образы.

Архитектуре классицизма присуща правильная и четкая планировка, симметричность всех пространственных форм, мягкость цвета, единение зданий с элементами природы, монументальность, геометризм интерьеров.3 С классицизмом связан небывалый расцвет не только светской, но и церковной культуры.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.

Ордер архитектурный - один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей. В Древней Греции была впервые выработана строгая система, основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания. В древнегреческой архитектуре сложились четыре классических ордера, которые продолжают применяться и поныне: дорический, ионический, тосканский и коринфский.

Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Андреа Палладио и его последователем Скамоцци.

К середине XVIII века пресыщение поздним барокко и рококо стало накапливаться в Европе (Приложение, рис.2). Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже во Франции при Людовике XV (1715-1774) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе. При Людовике XVI (1774-1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.4 В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, — это подражать древним»5. Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Распространился классицизм и в России (Приложение, рис.3).

Развитие классицизма в храмовой архитектуре на территории Павлово-Посадского района.

В нашей исследовательской работе, посвященной изучению классицизма как архитектурного направления, мы решили подробно рассмотреть все храмовые сооружения, выполненные в данном стиле на территории Павлово-Посадского района. Поэтому нам показалось интересным провести классификацию храмов, построенных в классическом стиле, проанализировать причину популярности данного направления на территории Павлово-Посадского района, проследить развития классицизма в культовой архитектуре. Согласно проведенному исследованию мы получили следующие результаты по изучению стиля классицизм в церковном строительстве на территории Павлово-Посадского района. Из 17 храмов (включая старообрядческие), находящихся на территории Павлово-Посадского района:

  1. 7 храмов, построенные в стиле классицизм (41%);

  2. 3 храма возведены в псевдорусском стиле (18%);

  3. 3 храма выполнены в русско-византийской технике (18%);

  4. 1 храм - в стиле модерн (6%);

  5. 1 церковь построена в стиле эклектика (6%);

  6. 2 церкви выполнены в домовой технике (11%). (Приложение, рис.4)

Данная классификация позволяет утверждать о популярности в церковной архитектуре классицизма, т.к. большинство храмов выполнено в этом стиле.

Из 7 храмов, построенных в стиле классицизм:

  1. 2 храма построены в технике провинциальный классицизм (28,3%);

  2. 1 храм выполнен в строгом классическом стиле (14,3%);

  3. 2 храма построено в стиле ампир (поздний классицизм)(28,3%);

  4. 1 храм характеризуется сочетанием классического стиля с псевдорусскими элементами(14,3%);

  5. Строительство 1 храма связано с зарождением так называемого неоклассицизма (14,3%).(Приложение, рис.5)

Церковный архитектурный классицизм на территории Павлово-Посадского района имеет давнюю историю, которая прошла несколько этапов:

- Ранний классицизм на территории Павлово-Посадского района связан со строительством Никольской церкви в деревне Васютино в 1783-1787 гг. и Троицкой церковью в Чижах в 1789 году (Приложение, рис.6,7).Появление классицизма в России, пришедшего на смену вычурному барокко начинается со строительства новой столицы. Приехавшие в страну специалисты-архитекторы знакомят русских строителей с популярным в Западной Европе стилем классицизмом. Русская культура осваивает незнакомые ей прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, культового назначения. Классицизм практически полностью охватил Москву. На протяжении второй половины XVIII столетия здесь стали появляться прекрасные архитектурные сооружения. Новые веяния распространились на периферию. Строения, в том числе церковные, стали строиться в быстро набирающем популярность классическом стиле. Данное направление получило название провинциальный классицизм.

Примером переходного этапа от барокко к классицизму является Никольская церковь в деревне Васютино. Композиционная схема храма варьирует сформировавшуюся барочную систему ярусного храма - четырехчастного в плане, с одним яру­сом восьмериков на четверике. Купол храма имеет восьмичастное деление, что также является барочным элементом в церковном строительстве. Для сравнения такое композиционное решение как «восьмерик на четверике» и купольное деление можно встретить на церкви Покрова в Филях, выполненном в стиле «нарышкинское барокко».

В очень строго- скромном фасадном декоре барочные мотивы сочетаются с элементами классицизма. В целом постройка знаменует угасание барокко и переход к новому стилю.

- Второй этап - строгий, или зрелый классицизм– стиль обрел чистоту, ясность и ярче всего проявился в строительстве Христорождественского храма села Заозерье. Церковь построена в 1806-1809 гг (Приложение, рис.8);

- Поздний классицизм проявился на территории Павлово-Посадского района в строительстве Храма Рождества Богородицы в деревне Саурово (на Уползах), годы строительства 1824-1830 и Воскресенского собора или как более правильно охарактеризовать эту постройку сейчас - Колокольни Воскресенского собора. Постройка датируется 1838-1841 годом (Приложение, рис. 9). Война 1812 г. и патриотический подъем, последовавший за победой над Наполеоном, выразились в усилении определенных художественных средств, их довольно ярком своеобразии. Это позволяет говорить об особом стилистическом направлении – ампире.

Вторая половина XIX века ознаменована интересом к древнерусским мотивам. И хотя классицизм по-прежнему является доминантным направлением в церковной архитектуре, в храмовых постройках этого периода можно наблюдать смешение стилей. Наиболее ярко подобное явление воплотилось в архитектурном ансамбле церкви Святого вмч. Никиты в деревне Бывалино, построенной в 1862 году(Приложение, рис. 10). Стиль храмовой постройки можно охарактеризовать как сочетание классицизма с так называемом псевдорусским стилем. Завершение храмовой постройки напоминает пирамиду или крышу дома. Отсюда сочетание классицизма с древнерусскими элементами.

В начале же XX века, в 1913 году на территории Павлово-Посадского района появился храм-школа, построенные в стиле неоклассицизм. Это Никольский храм в Филимоново (Приложение, рис. 11).Неоклассицизмом в России называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов»6

Сравнительный анализ храмовой архитектуры Павлово-Посадского района, выполненной в стиле классицизм.

Русский классицизм не был явлением однородным. Каждый мастер вносил в свои сооружения оттенки индивидуально понимаемого стиля. Тем не менее можно выделить характерные особенности классицизма, свойственные в той или иной степени всем периодам его развития. Несмотря на кажущееся однообразие классицизм сумел воплотить в себя множество элементов архитектурного декора. Проанализировав исследуемые объекты, мы пришли к следующим заключениям.

Все исследуемые нами объекты выполнены из камня, как более стойкого к природным стихиям материала. Все храмовые постройки оштукатурены. Поверхности стен оставлены гладкими. Как правило, все изученные нами постройки имеют бледные, пастельные тона, в то же время контрастирующие с белыми архитектурным орнаментом (пилястрами, колоннами, фронтонами, наличниками). Спокойная, умиротворенная палитра - явный признак стиля классицизм. Исключением является храм вмч. Никиты в Бывалино, стиль которого мы определили как сочетание классицизма с псевдорусским. Первым непременным атрибутом классицизма как стиля в архитектуре являются колонны, придающие зданиям силу. Они были обнаружены нами у двух храмов, выполненных в стиле ампир. Это храм Рождества Богородицы в д.Саурово и Воскресенский собор (колокольня) (Приложение, рис. 12). Данные колонны выполнены в греческим стиле и принадлежат к тосканскому типу. В остальных храмах колонны заменены их плоскими аналогами- пилястрами (Приложение, рис. 13). Вторым обязательным архитектурным элементом классицизма являются фронтоны, что придает храмам некую возвышенность (Приложение, рис. 14). Их мы увидели на всех храмах, построенных в данном стиле.

Простота классицизма характеризуется правильными геометрическими формами, поэтому окна исследуемых церквей имеют правильные прямоугольные, круглые или полукруглые формы. Плоские рамочные наличники полуциркульных окон имеют криволинейные очертания. С внешней стороны наличники окон, как известно, несут символический смысл, поэтому они имеют завершения, сходные по очертанию с кокошниками – треугольные, пламеневидные (Приложение, рис. 16). Наличники иной формы, вернее их часть, замечена в орнаменте окон храма Никиты мученика в Бывалино, и скорее это элемент древнерусской архитектуры, а также в Никольской школы-церкви, построенной в стиле неоклассицизм в начале XX века как символ совмещения образовательной и духовной функции храма.

Практически минимальный набор украшений присущ для всех рассмотренных нами объектов, а именно: на нижних ярусах колоколен, основных частей храмов можно встретить рустовку правильной прямоугольной или квадратной формы, усиливающие мощь и придающие монолитность постройкам. Рустовочный орнамент практически полностью опоясывает церкви, выполненные в стиле ампир (Приложение, рис. 15). В классицизме элементы декора можно встретить в минимальном количестве. Главное отличие заключается в следующем: в классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы.

Правильность форм - также один из главных признаков классицизма.

Большинство храмов опоясывает так называемы поребрик, являющимся наверное самым «вычурным» элементом, смело закравшимся в строгий классицизм.

Купола церквей, построенных в классическом стиле, имеют цельную луковичную форму. Восьмичастное деление присутствует только у Никольской церкви в Васютино, являющейся самой ранней культовой постройкой, сохранившей элементы барокко. Луковичная форма куполов - одна из самых распространенных форм, символизирует пламя свечи. «Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся»7, - писал Е.Н. Трубецкой.

Цветовая гамма куполов также символична. У большинства исследуемых нами храмов самым распространенным цветом куполов является золотой (купол колокольни церкви Рождества Христова в Заозерье, на колокольне Воскресенского собора, на храме Никиты мученика в д.Бывалино, на Никольской школы-церкви в Филимоново, Никольской церкви в д. Васютино). Золото - символ небесной славы. Золочение куполов — исключительно православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото8(Приложение, рис. 17).

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Подобные купола замечены нами на храме Рождества Христова в д. Заозерье(Приложение, рис. 18). Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Зеленые купола присутствуют на церкви Рождества Богородицы в д. Саурово.

Согласно архитектурным правилам постройки, купола христианских храмов располагаются на так называемом барабане. Барабаны, являющиеся основой, своеобразным держателем для купола, бывают двух видов:барабан световой - грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами и глухой барабан, оконных проемов не имеющих9. Глухие барабаны, практически без орнамента, обнаружены на большинстве церквей, построенных в стиле классицизм. Световой барабан замечен нами на единственном храме Рождества Богородицы в д.Саурово. Все барабаны имеют, как правило, узкую цилиндрическую форму. Такой барабан называют шеей10(Приложение, рис. 19).

Выводы:

Изучив особенности классицизма в храмовой архитектуре Павлово-Посадского района можно сделать следующие выводы.

Для русского классицизма, как и для западноевропейского, характерно стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства. Основные черты классицизма в храмовых постройках на территории Павлово-Посадского района – это:

1. Строгая симметрия;

2. Четкая соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу;

3. Простые и ясные формы;

4. Спокойная гармония пропорций;

5. Прямые линии;

6. Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета;

7. Простота и благородство отделки;

8. Практичность и целесообразность.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что русский классицизм в архитектуре Павлово-Посадского района явление замечательное. Он начал развиваться в 80-х годах XVIII века, достиг кульминации в середине XIX века в так называемом русском ампире, напоминал о себе вплоть до начала XX века.

Стиль классицизм с его крупнейшими архитектурными шедеврами прочно вошел в историю искусств России и нашей малой родины - Павловского Посада, а храмовые постройки, созданные в тот период, безусловно, являются одними из главных достопримечательностей нашего города.

Приложение

Рис.1 Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6 Рис.7

Рис.8 Рис.9 Рис.10

Рис.11 Рис.12

Рис.13 Рис.14 Рис.15

Рис.16 Рис.17 Рис.18

Рис.19

Список использованной литературы

  1. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. Издательство: Ленинградская галерея, 1994 г.

  2. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М.: Искусство,1977 г.

  3. А. Дамиров. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. – 4-е изд.- СПб.: Корона принт, 2008 г.

  4. Бабанов И.Е. Иоганн Иоахим Винкельман История искусства древности., Алетейя – 2000 г.

  5. Г.И. Ревзин. Неоклассицизм в архитектуре века, М.: Просвещение, 1992 г.

  6. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011 г.

  7. К. Календарев. Православный храм, М.: Русское слово, 2009 г.

1 Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. Издательство: Ленинградская галерея, 1994 г., с. 168

2 Кантор А.М. Искусство XVIII века. М.: Искусство,1977 г., с.23

3 Кантор А.М. Искусство XVIII века. М.: Искусство,1977 г., с.44

4 Санкт-Петербург. Архитектурные стили. – 4-е изд.- СПб.: Корона принт, 2008, с. 127

5 Бабанов И.Е. Иоганн Иоахим Винкельман История искусства древности., Алетейя – 2000 г., с. 355

6 Г.И. Ревзин. Неоклассицизм в архитектуре века, М.: Просвещение, 1992, с.133

7 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011 г., с.227

8 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011 г., с.230

9 К.Календарев. Православный храм, М.: Русское слово, 2009 г., с.89

10 К.Календарев. Православный храм, М.: Русское слово, 2009 г., с.91

19

Просмотров работы: 939