ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ: ЦИФРЫ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ: ЦИФРЫ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»)

Григорьева В.И. 1
1
Соснина Л.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Образование в Пермской губернии: цифры, факты, события

(по материалам газеты «Пермские губернские ведомости»)

Выполнил(а):

Григорьева Валерия Ивановна,

учащий(ая)ся __7___ класса

Чекменёвской основной общеобразовательной школы

Руководитель:

Соснина Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Чекменёвской основной общеобразовательной школы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3

Об образовании в Российской империи………………………………………4

Глава I. О чем поведала статья «Изъ уЂздовъ» (№26)………………………6

Глава II. Отчет«ЗЂмская хроника. Осинскiй уЂзд»(№№28,30)…………..11

Глава III. Очерк «Народное развитiе и грамотность въ пермяцкихъ волостяхъ Соликамскаго уЂезда». И.Ф.Грацинский…………………………………...13

Глава IV. Отчет «МЂстный отдЂлъ. Народное образование»……………..14

Заключение…………………………………………………………………….16

Приложения……………………………………………………………………17

Введение

Газеты– ценный источник для получения самой разнообразной информации. В них, как в зеркале, отражается история России, история родного края. Сейчас существуют десятки тысяч различных печатных и электронных изданий: общероссийских, краевых, районных. И в нашей небольшой сельской школе тоже есть своя газета.

В XIX столетии, конечно, такого разнообразия периодических изданий в Российской империи не было. Только с 1838 года в Пермской губернии начинается выпуск газеты «Пермские губернские ведомости.

Листая подшивки газет, читая тексты XIX века, мы обнаружили очень много интересных сообщений: репортажи о значении северного морского пути, вести из уездов Пермской губернии, криминальную хронику и даже рекламные объявления. Но наше внимание привлекли материалы, посвященные развитию образования в Пермской губернии.Считаем, что исследование актуально, поскольку указанная тема привлекала общественный интерес в позапрошлом веке и вызывает споры и дискуссии в наше время.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: система образования в современной школе значительно отличается от системы, существовавшей в XIX веке.

Объектом исследования стали статьи и заметки об образовании, опубликованные в номерах газеты «Пермские губернские ведомости» за 1863,1879 годы.

Предмет исследования- 72 номера газеты «Пермские губернские ведомости».

Цель работы – собрать и систематизировать материалы газеты «Пермские губернские ведомости» за 1863,1879 годы, имеющие отношение к теме образования в Пермской губернии, а также всесторонне (по возможности) проанализировать их.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

1)проанализировать 72 номера газеты за 1863 и 1879 годы и систематизировать полученную информацию;

2)найти сведения об авторах учебников, по которым учились дети XIX века;

3)сравнить задачники и учебники XIX столетия с современными учебными пособиями;

4)отразить полученные сведения в форме сравнительных таблиц, схем, графиков.

В работе были применены различные методы исследования: сопоставительный, интервью, работа со справочной литературой, а также метод счета.

Начнем наше исследование с небольшой исторической справки о том, как развивалось образование в России.

Образование – приобретение общих и специальных знаний, процесс их получения, а также система учреждений для этого. В допетровский период образование было случайным и приобреталось почти исключительно частным образом, хотя есть сведенья о существовании монастырским школ для подготовки духовенства. Интенсивные попытки постановки образования предпринимаются с начала XVIII в., однако, серьезным препятствием являлось отсутствие учителей и нежелание людей из всех сословий учиться, особенно светским наукам. В течении XVIII в. Система образования ограничилась в дворянстве довольно поверхностной домашней подготовкой у случайных и не слишком компетентных учителей: дьячков и других духовных лиц, случайных иностранцев и пр., у аристократии дополнявшейся путешествиями за границу и иногда посещением лекций в заграничных университетах. В конце XVIII в. сделана была не вполне удавшаяся попытка Бецкого при поддержке Императрицы Екатерины II провести серьезную школьную реформу, которая в основном осталось на бумаге. В итоге система образовательных учреждений ограничивалась тремя шляхетскими корпусами для дворянских детей, духовными академиями и семинариями, солдатскими школами и Московским университетом, в котором по-прежнему не хватало учащих и учащихся. В начале XIX в. на основе устава 1803 г. начинает создаваться сеть гражданских начальных, средних и высших учебных заведений с принципом преемственности между ними, а значит, и бессословной, а также значительное количество военно-учебных заведений, военизированных специальных институтов, специальных гражданских училищ, закрытых учебных заведений для дворян и значительное количество частных или благотворительных учебных заведений для лиц разных сословий: дворянских институтов, пансионов, институтов благородных девиц и т.д., в том числе и женских. Таким образом, в системе образования сосуществовали принципы сословности и бессословности, правда, иногда нарушавшиеся. Дворянство, предпочитавшее военную службу как «благородную», а на худой конец – государственную гражданскую службу, по возможности давало детям домашнее начальное образование, затем дополнявшееся университетским, или отдавало их в военно-учебные заведения и лицеи; в этой среде обучение в гражданских учебных заведениях не всегда заканчивалось получением диплома, поскольку ценилось само образование, а не документ о нем. Гражданские учебные заведения наполовину, если не более, особенно низшие и средние, заполнялись разночинцами, а затем и представителями дворянства с их привилегиями.

Несколько слов нужно сказать о системе народных училищ в Российской империи.

Народное училище – начальное учебное заведение. Первоначально бессословное, но преимущественно заполнявшееся выходцами из податных сословий, с 1882 г. – исключительно для податных, с 1863 г. – бессословное. Несколько народных училищ учреждено в 1782 г. Предполагалось открыть училища малые: 2-классные, средние 3-классные и главные с 4 классами и 5 годами обучения; в малых училищах рекомендовалось преподавать Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики, в средних добавлять катехизис, священную историю, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметику, грамматику, всеобщую и русскую историю и краткую географию, а в главных присоединять к ним геометрию, архитектуру, механику, физику, натуральную историю, немецкий язык. В 1786 г. народные училища были разделены на следующие группы: главные 4-классные в губернских городах, малые 2-классные в уездных и одноклассные училища в селениях. Фактически малые народные училища не были открыты, а немногочисленные главные народные училища влачили жалкое существование за неимением средств и учителей. Положение улучшилось во втор. пол. XIX в., особенно в связи с передачей народного образованиям земствам и изданием в 1871 г. положения о народных училищах. Надзор за народными училищами принадлежал Министерству народного просвещения в лице инспекторов народных училищ; в губернские училищные советы включались губернатор епархиальный архиерей, в уездные – предводитель дворянства, а с 1895 г. – земский начальник, имевший право закрывать народные училища и изгонять со службы учителей. Были открыты «образцовые» народные училища Министерства народного просвещения, одно- и двухклассные с преподаванием Закона Божия, русского языка, чистописания, арифметики, истории, географии, естествоведения, церковного пения и черчения, а по возможности и гимнастики, ремесел для мальчиков, рукоделия для девочек, садоводство, огородничества и пчеловодства. В народные училища принимали детей с 7 до 12 лет, в одноклассных учились три года, в 2-классных – пять лет. Начальные народные училища открывались также земствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами; учебный курс включал Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, арифметику, церковное пение, могли включать ремесла и рукоделие.

Как следует из данных статьи, дети разных сословий должны были получать достаточно разнообразные знания, умения и навыки.

Глава 1. О чем поведала статья «Изъ уЂздовъ»

Итак, что же узнали об образовании в Пермской губернии, изучая газетные статьи? Из 72 проанализированных номеров газеты материалы, имеющие отношение к теме образования, содержатся только в 15.К сожалению, мы не нашли ни одной статьи, в которой бы упоминались учебные заведения Оханского уезда (современный Нытвенский р-он был его частью). Первую заметку «Изъ уЂздовъ» мы обнаружили в № 26 за 1878 год. В ней представлена информация о Сергинском училище Пермского уезда (см.приложение). Вашему вниманию предлагается таблица, в которой отражены данные о количестве учащихся в учебном учреждении.

Таблица№1

Год

Мальчики

Девочки

% от общего количества

1871

59(100%)

____(0 %)

7,67%

1872

42(100%)

____(0%)

5,46%

1873

49(100%)

____(0%)

6.37%

1874

71(100%)

____(0%)

9,23%

1875

73(100%)

____(0%)

9,49%

1876

115(94,26%)

7(5,74%)

14,56%

1877

116(89,23%)

14(10,77%)

16,91%

1878

84(82,35%)

18(17,65%)

13.26%

1879

103(85,12%)

18(14,88%)

15,73%

Всего учащихся за указанное время- 769 человек

Из этой же статьи нам стало известно, сколько получали школьные учителя. Отметим, что размер зарплаты колебался от 60 до 300 рублей в год. Также в заметке указывается, что предоставил помещение для занятий совершенно бескорыстно местный зажиточный крестьянин Вострецов.

Особое внимание в исследовании мы уделили изучению учебной литературы. В статье сообщается, что в училище преподавались различные предметы: священная история, Закон Божий, русский язык, чтение (см.приложение). Предлагаем познакомиться с информацией, касающейся учебных пособий и их авторов.

Таблица№2

Предмет. Название учебника

Автор учебника

Художник-иллюстратор

Священная история

протоирей Александр Соколов

Картины Шнорра

(см.приложение)

Закон Божий

К.А.Чемена (переводчик молитв)

-

Русский язык. «Родное слово»

К.Д.Ушинский

(см.приложение)

Не указан

Русский язык. «Наш друг» (дополнение к учебнику К.Д.Ушинского)

Н.А.Корф

Не указан

Чтение. «Книга для первоначального чтения»

В.И.Водовозов

(см.приложение)

Не указан

Арифметика. «Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного и систематического курса»

Арифметика. «Собрание арифметических задач»

В.А.Евтушевский

(см.приложение)

А.Ф.Малинин

-

Отметим, что «Книга для первоначального чтения» В.И.Водовозова (см.приложение) знакомила детей не только с художественными произведениями русских поэтов и писателей (А.Кольцов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.А.Крылов), но и давала представления об окружающем мире, отечественной истории, первоначальные сведения по физике и географии. Это утверждение наглядно демонстрирует таблица №3

Сравнительная таблица№3

Всего

Художественные

тексты

Научно-популярные

тексты

Пословицы и поговорки

Загадки

157

80

77

90

44

 

1)А.Кольцов «Урожай»

2)И.А.Крылов «Две бочки»

3)Н.А.Некрасов 4)Сказка «Старик Годовик»

1) «Средние полосы России»

2) «Минералы и металлы» 3) «Однодомные и двудомные

растения»

4) «Тепломер»

5) «Расширение тел от теплоты»

5) «Огонь»

Не родит верба груши.

Не спеши, коза, все волки будут.

Лиса и во сне кур считает.

Семь деревень, а лошадка одна.

У двух матерей по пяти сыновей.

Иду я по грядам, рву без счета, а все цело.

Деревяшка везет, костяшка сечет, мокрый Мартын подкладывает.

Как видно из данных, отраженных в таблице № 3, очень большое внимание автор-составитель уделил изучению фольклора. Мы провели эксперимент: загадали загадки, включенные в пособие, ученикам нашей школы. Из 44 представленных загадок отгадки были найдены только на 16 метафорических вопросов.

К сожалению, сейчас многие пословицы, поговорки и загадки уже основательно забыты. Современные дети уже с большим трудом представляют, что такое матица, ботвинья, плошки.

Заметим, что учебный материал в книге В.И. Водовозова расположен очень необычно: рассказы, басни, стихи чередуется с научно-популярными. текстами. Представляем вашему вниманию несколько примеров.

Басня «Свинья под Дубом»

«Свинья» (перечислены рост, вес размер, особенности)

Басня «Две собаки»

«Какая разница между кошкой и собакой»

Стихотворение «Зимняя дорога»

«Ничего не пропадет» (текст о дороге)

Сказка «Лиса, волк и медведь»

«Как охотятся звери»

Стихотворение «Летний вечер»

«Ледовитое море»

Горбунова Алина Геннадьевна, учитель биологии и химии нашей школы, проанализировав ряд материалов, включенных в пособие («Свинья», «Строение лошади», «Скелет собаки)», в своем отзыве написала: « Рассказ о свинье самобытен, но, в то же время, в нем излагаются научные факты. Так, например, говорится не только об образе жизни свиньи, но и описаны морфологические признаки животного, его строение. Говорится даже об использовании свиной щетины и о многом другом. Если сравнивать пособие В.И.Водовозова с современными учебниками по биологии, то можно точно сказать, что знания ученики XIX века получали больше, и эти знания более глубокие, т.к. в современных учебниках рассматриваются основные признаки отделов (классов), и по каждому животному нет такого полного описания.

На рисунках достаточно подробно отражено строение многих животных и человека, подписаны обозначения – этого материала точно нет в современных школьных учебниках. Скорее, такое описание мы можем увидеть в университетских учебниках по медицине и биологии.

Тексты давали детям знания не только о строении одного животного, но и учили проводить параллели между несколькими видами животных. Рассмотрев представленные фрагменты из старых учебников, могу сказать, что дети того времени имели более глубокие знания».

Мы проанализировали список произведений в первой части пособия В.И.Водовозова и сравнили их с текстами, включенными в современные программы по литературному чтению и литературе. Нам удалось выяснить, какие из них до сих пор изучаются в школах России. Выводы были отражены в таблице.

Сравнительная таблица №4

В.И.Водовозов

Л.Ф.Климанова

Т.Ф.Курдюмова

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

 

+

А.Н.Майков «Колыбельная»

+

 

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

+

 

Сказка «Лиса и журавль»

+

 

Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» (из стихотворения «Крестьянские дети»)

 

+

Сказка «Морозко»

+

 

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

+

+

А.Кольцов «Косарь»

 

+

И.А.Крылов «Свинья» («Свинья под Дубом»)

 

+

Былина «Микула Селянинович»

+

 

А.С.Пушкин «Бесы»

 

+

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (фрагменты)

 

+

Отдельно стоит сказать об учебниках по арифметике. В процессе исследования мы взяли интервью у нашего учителя математики Григорьевой Людмилы Ивановны, которая сообщила, что по сложности материала учебники XIX века ничуть не уступают современным. Темы расположены и систематизированы так же, как в нынешних пособиях: приведены задачи на скорость, время, расстояние, вводятся понятия «цена», «количество», «стоимость». Вероятно, так сохраняется отечественная традиция в преподавании точных дисциплин.

В учебных книгах отдельно отмечены примеры для устного счета и письменные задачи. В учебнике В.А.Евтушевского представлены отдельным блоком задания «На тройное правило», в современных задачниках они «разбросаны» по разным разделам и темам. Особо нужно сказать о разделе, который называется «Правило товарищества», в нем представлены задачи на совместную деятельность. Оба пособия можно смело назвать метапредметными.

Некоторые примеры и задачи Людмила Ивановна предложила решить на уроках математики ученикам 5 и 6 классов. Отметим, что не все обучающиеся справились с этими заданиями. Кроме того, у многих ребят вызвали затруднения задачи, где использована старинная система мер (вершки, сажени, фунты).

Для сравнения мы взяли упомянутые в газетной заметке два учебных пособия. В таблице приведены наиболее интересные, с нашей точки зрения, примеры и задачи.

Таблица№5

 

Учебник В.А.Евтушевского

Задачник А.Ф.Малинина

Примеры и

задачи

2 плотника сделали в квартире пол и за эту работу получили 14 руб.79 коп. Сколько денег придется получить каждому плотнику, если один работал 5 дней по 9 часов ежедневно, а другой 6 дней по 7 часов?

2. У разносчика 2 сорта пряников; первого сорта пряников на фунт идет 12, а второго – 8. Один мальчик купил 3 пряника первого сорта, а другой – 2 второго. Чьи пряники весят больше?

3. на заводе всю медь употребили на 4 колокола: на один пошло 3/10 всей меди, на другой – 4/15, на третий - 3/20 и на четвертый – остальные 36 пуд. 29 фун. Сколько меди употребили на второй колокол?

4.Класс имеет в ширину 3 2/3 саж.; я прошел уже от стены 1/3 саж., и для того, чтобы дойти до другой стены, должен сделать еще 7 шагов. Как велик мой шаг?

1.Всемирный потоп был за 3266 лет до рождества нашего Спасителя; сколько же лет прошло с того времени до 1868 г.?

2. Некто вступил в брак на 25 году: 6 лет спустя родился у него сын, который жил 28 лет. На котором году от роду он умер, если пережил сына 9-ю годами?

3.Во всей Российской Империи в течение 1828 года родилось младенцев: Греко-российского вероисповедания 8877850 женского рода, а мужского – 70422 более; Римско-Католического, Евангелического и Грекоуниатского, женского пола – 111705, а мужского – 7162 более. Сколько младенцев всех вероисповеданий родилось в России в 1828 году?

4. Знаменитый математик Ньютон родился в 1642 году и умер в 1727. Сколько лет он прожил?

5. Христианская вера введена в России В. К. Владимиром в 988 году по Р. Х. Через сколько лет исполнится тысячелетие?

Рискнем предположить, что в Чекменёвском училище, образованном в 1875 году, ученики занимались по этим же учебникам.

Глава II. Отчет «ЗЂмская хроника. Осинскiй уЂезд»

В 28 и 30 номерах газеты «Пермские губернские ведомости» узнаем о том, как развивалась система образования в Осинском уезде. Мы систематизировали полученные сведения в виде таблиц.

Таблица № 6

Всего училищ

в уезде

Кол-во мальчиков

Кол-во

девочек

Законо-учителей

Учителей

Учитель-ниц

49+2 школы

1876

409

2

35

14

В отчете указывается, что Осинское земство прикладывает большие усилия для того, чтобы в училищах работали самые лучшие учителя: было увеличено жалованье педагогам, в Осе открыта библиотека, чтобы преподаватели могли заниматься самообразованием, поскольку квалификация у всех была разная. Лучшим учителям выплачивалась премия до 1000 рублей в год. Из заметки узнаем, что все училища снабжены нужными учебными пособиями и классными принадлежностями, но в библиотеках при училищах очень мало «книг для детского чтения».

В №30 газеты за 1878 год сообщается, что земство тратит 40000 рублей в год на развитие системы образования. Но, несмотря на все положительные моменты, проблем в образовательной системе было очень много. Так, инспектор народных училищ все учебные заведения Осинского уезда разделил на 4 группы. Представляем вашему вниманию таблицу №7. Отметим, что в скобках указано количество детей, посещавших училища.

Таблица№7

I группа

(раскольниче-

ская местность)

II группа

(школы плохие)

III группа

(школы посредственные)

IV группа

(школы удовлетворительные)

Зипуновское

(30/ 6)

Рождественс-кое -

Крыловское (44 уч.)

Шермяитское (17)

Альняшевское

(26)

Комаровское

(27)

Степановское (92)

Югокнауфское (170)

 

Рябковское -

Бизярское (78)

Бымовское (104)

   

Уинское(35)

Аннинское (не указано)

     

Воскресенское (67)

     

Сайгатское (38)

Всего

 

21

15

13

Более наглядно эти сведения отражены в диаграмме №1

По словам инспектора, «училища посредственные составляют нечто среднее между удовлетворительными и плохими, но большинство из них приближается к плохим, чем к удовлетворительным». Следовательно, можно сделать вывод, что в деле обучения подрастающего поколения проблем очень много. В местностях, где жили раскольники, население с большим предубеждением относилось к школам. В отдаленных деревнях не хватало грамотных, образованных и, самое главное, заинтересованных в результате преподавателей. Во многих населенных пунктах училища располагались в неприспособленных помещениях.

Глава III. Очерк «Народное развитiе и грамотность въ пермяцкихъ волостяхъ Соликамскаго уЂезда». И.Ф.Грацинский

Из очерка (см.приложение),написанного учителем Пермского уезда М.Поповым, мы получили очень много сведений. Оказывается, в 60-е годы XIX века грамотность среди коми-пермяцкого населения практически сводилась к нулю. Но еще до 1870 (до открытия земств) в 8 волостях, где жили пермяки (коми-пермяки), уже были открыты 7 мужских училищ, а в некоторых - и женские.

И.Ф.Грацинский, директор училищ, почетный гражданин г. Перми, посетив в 1868 году местные училища, очень лестно отзывался о стремлении коренного населения к грамотности. По его инициативе лучшие ученики были отправлены на учебу в Пермь, чтобы после окончания учебного заведения они могли вернуться домой в качестве учителей.

В 14 номере газеты за 1863 год (см.приложение) мы находим еще одно подтверждение тому, что И.Ф.Грацинский был человеком, безгранично преданным своему делу, он проявлял искреннюю заботу и заинтересованность в развитии образования в Пермской губернии. Вот что он пишет в газете о посещении им Суксунского приходского училища: «В Суксунском приходском училище в настоящее время учеников: мужского пола 62 и женского 12. При всех ревизиях со стороны учебного начальства это учебное заведение было находимо в совершенно удовлетворительном положении во всех отношениях, в таком же положении оно найдено и во время ревизии 18 числа марта сего 1863 года» (см.приложение).

Глава IV. Отчет «МЂстный отдЂлъ. Народное образование»

В 44 номере газеты был опубликован отчет секретаря Статистического Комитета за 1878 год (см.приложение). Проанализировав данные, мы решили оформить полученные сведения в виде таблиц.

Таблица № 8. Учебные заведения Пермской губернии

Название

учреждения

Классические гимназии

Реальные училища

Женские гимназии

Женские прогимназии

Количество

2

3

2

3

К-во учащихся

607

465

771

395

Всего

учащихся

1172

 

1166

 
         

Название

Духовные семинарии

Духовные училища

Количество

1

4

К-во учащихся

286

553

Таблица № 9.Учебные заведения, находящиеся в ведении Пермской дирекции народных училищ

Название

4-классные городские уч.

Уездные училища

Двуклассные

приходские

Одноклассные

приходские

Сельская

воскрес-ная школа

Количество

учреждений

2

8

28

512

1

Отметим, что существовали в Пермской губернии и частные учебные заведения: 2 разряда-4 школы и 3 разряда-5. Соответственно, в 1878 году на территории губернии существовало 560 училищ.

Представляем вашему вниманию диаграмму №2

Диаграмма № 3

Диаграмма № 3 наглядно показывает, что большое внимание Пермская дирекция народных училищ уделяла обучению сельских детей. Совершенно очевидно, что в конце XIX века в обществе созрело понимание важности обучения людей всех сословий.

Отметим, что количество учеников во всех одноклассных училищах по сравнению с данными за 1877 год увеличилось: мальчиков – на 7,4% (1692 человека) и девочек - на 4,6% (336 человек).

Заключение

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

1)в середине XIX века учебные учреждения активно открывались в самых отдаленных уголках губернии;

2) учебные пособия, разработанные в XIX веке, достаточно хорошо развивали учеников;

3)количество училищ, гимназий и учеников (особенно в сельской местности) в них с каждым годом увеличивалось;

4)процент занимающихся в училищах девочек постоянно возрастал

5) особенное внимание уделялось обучению детей из местностей, где проживали коми-пермяки;

6) несмотря на увеличивающееся финансирование, во многих училищах наблюдалась острая нехватка детской литературы (учебниками и задачниками учебные заведения полностью обеспечены);

7) в проанализированных нами статьях довольно часто поднимается проблема педагогических кадров (слабая подготовка, нехватка учителей);

8) Мы предполагали, система образования в XIX веке значительно отличалась от существующей сейчас, но наша гипотеза подтвердилась частично.

Отметим, что наше исследование не закончено: осталось достаточно много материалов, которые еще предстоит проанализировать и привести в систему.

Использованные источники

1.Беловинский Л.В.Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.,2003.

2.Водовозов В.И..Книга для первоначального чтения в народных школах.

Часть I.С-Петербург,1896

3.Водовозов В.И. Книга для учителей. С-Петербург,1871

4.Евтушевский В.А.Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного и систематического курса.С-Петербург,1905

5.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Том 6,Родное слово. Книга для детей. М.Л.,1949

http://huntersclub.com.ua/showthread.php?5285-%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B

http://barnascha.narod.ru/pict/schnorr/01.htm

http://retrogorod.com/article.php?id=19

http://matematika.gym075.edusite.ru/evtushevskiy.html

http://pravkrug.ru/o-semie/obrazovanie/item/197-?-&-&-&.html-о

https://www.litres.ru/raznoe/sobranie-arifmeticheskih-zadach/

http://www.klex.ru/g1l

http://www.liveinternet.ru/users/mif3000/post150273927

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Страница из учебника В.А. Евтушевского

Страница из учебника В.И.Водовозов

Просмотров работы: 582