Научно-исследовательская работа
Образование в Пермской губернии: цифры, факты, события
(по материалам газеты «Пермские губернские ведомости»)
Выполнил(а):
Григорьева Валерия Ивановна,
учащий(ая)ся __7___ класса
Чекменёвской основной общеобразовательной школы
Руководитель:
Соснина Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Чекменёвской основной общеобразовательной школы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 3
Об образовании в Российской империи………………………………………4
Глава I. О чем поведала статья «Изъ уЂздовъ» (№26)………………………6
Глава II. Отчет«ЗЂмская хроника. Осинскiй уЂзд»(№№28,30)…………..11
Глава III. Очерк «Народное развитiе и грамотность въ пермяцкихъ волостяхъ Соликамскаго уЂезда». И.Ф.Грацинский…………………………………...13
Глава IV. Отчет «МЂстный отдЂлъ. Народное образование»……………..14
Заключение…………………………………………………………………….16
Приложения……………………………………………………………………17
Введение
Газеты– ценный источник для получения самой разнообразной информации. В них, как в зеркале, отражается история России, история родного края. Сейчас существуют десятки тысяч различных печатных и электронных изданий: общероссийских, краевых, районных. И в нашей небольшой сельской школе тоже есть своя газета.
В XIX столетии, конечно, такого разнообразия периодических изданий в Российской империи не было. Только с 1838 года в Пермской губернии начинается выпуск газеты «Пермские губернские ведомости.
Листая подшивки газет, читая тексты XIX века, мы обнаружили очень много интересных сообщений: репортажи о значении северного морского пути, вести из уездов Пермской губернии, криминальную хронику и даже рекламные объявления. Но наше внимание привлекли материалы, посвященные развитию образования в Пермской губернии.Считаем, что исследование актуально, поскольку указанная тема привлекала общественный интерес в позапрошлом веке и вызывает споры и дискуссии в наше время.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: система образования в современной школе значительно отличается от системы, существовавшей в XIX веке.
Объектом исследования стали статьи и заметки об образовании, опубликованные в номерах газеты «Пермские губернские ведомости» за 1863,1879 годы.
Предмет исследования- 72 номера газеты «Пермские губернские ведомости».
Цель работы – собрать и систематизировать материалы газеты «Пермские губернские ведомости» за 1863,1879 годы, имеющие отношение к теме образования в Пермской губернии, а также всесторонне (по возможности) проанализировать их.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1)проанализировать 72 номера газеты за 1863 и 1879 годы и систематизировать полученную информацию;
2)найти сведения об авторах учебников, по которым учились дети XIX века;
3)сравнить задачники и учебники XIX столетия с современными учебными пособиями;
4)отразить полученные сведения в форме сравнительных таблиц, схем, графиков.
В работе были применены различные методы исследования: сопоставительный, интервью, работа со справочной литературой, а также метод счета.
Начнем наше исследование с небольшой исторической справки о том, как развивалось образование в России.
Образование – приобретение общих и специальных знаний, процесс их получения, а также система учреждений для этого. В допетровский период образование было случайным и приобреталось почти исключительно частным образом, хотя есть сведенья о существовании монастырским школ для подготовки духовенства. Интенсивные попытки постановки образования предпринимаются с начала XVIII в., однако, серьезным препятствием являлось отсутствие учителей и нежелание людей из всех сословий учиться, особенно светским наукам. В течении XVIII в. Система образования ограничилась в дворянстве довольно поверхностной домашней подготовкой у случайных и не слишком компетентных учителей: дьячков и других духовных лиц, случайных иностранцев и пр., у аристократии дополнявшейся путешествиями за границу и иногда посещением лекций в заграничных университетах. В конце XVIII в. сделана была не вполне удавшаяся попытка Бецкого при поддержке Императрицы Екатерины II провести серьезную школьную реформу, которая в основном осталось на бумаге. В итоге система образовательных учреждений ограничивалась тремя шляхетскими корпусами для дворянских детей, духовными академиями и семинариями, солдатскими школами и Московским университетом, в котором по-прежнему не хватало учащих и учащихся. В начале XIX в. на основе устава 1803 г. начинает создаваться сеть гражданских начальных, средних и высших учебных заведений с принципом преемственности между ними, а значит, и бессословной, а также значительное количество военно-учебных заведений, военизированных специальных институтов, специальных гражданских училищ, закрытых учебных заведений для дворян и значительное количество частных или благотворительных учебных заведений для лиц разных сословий: дворянских институтов, пансионов, институтов благородных девиц и т.д., в том числе и женских. Таким образом, в системе образования сосуществовали принципы сословности и бессословности, правда, иногда нарушавшиеся. Дворянство, предпочитавшее военную службу как «благородную», а на худой конец – государственную гражданскую службу, по возможности давало детям домашнее начальное образование, затем дополнявшееся университетским, или отдавало их в военно-учебные заведения и лицеи; в этой среде обучение в гражданских учебных заведениях не всегда заканчивалось получением диплома, поскольку ценилось само образование, а не документ о нем. Гражданские учебные заведения наполовину, если не более, особенно низшие и средние, заполнялись разночинцами, а затем и представителями дворянства с их привилегиями.
Несколько слов нужно сказать о системе народных училищ в Российской империи.
Народное училище – начальное учебное заведение. Первоначально бессословное, но преимущественно заполнявшееся выходцами из податных сословий, с 1882 г. – исключительно для податных, с 1863 г. – бессословное. Несколько народных училищ учреждено в 1782 г. Предполагалось открыть училища малые: 2-классные, средние 3-классные и главные с 4 классами и 5 годами обучения; в малых училищах рекомендовалось преподавать Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики, в средних добавлять катехизис, священную историю, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметику, грамматику, всеобщую и русскую историю и краткую географию, а в главных присоединять к ним геометрию, архитектуру, механику, физику, натуральную историю, немецкий язык. В 1786 г. народные училища были разделены на следующие группы: главные 4-классные в губернских городах, малые 2-классные в уездных и одноклассные училища в селениях. Фактически малые народные училища не были открыты, а немногочисленные главные народные училища влачили жалкое существование за неимением средств и учителей. Положение улучшилось во втор. пол. XIX в., особенно в связи с передачей народного образованиям земствам и изданием в 1871 г. положения о народных училищах. Надзор за народными училищами принадлежал Министерству народного просвещения в лице инспекторов народных училищ; в губернские училищные советы включались губернатор епархиальный архиерей, в уездные – предводитель дворянства, а с 1895 г. – земский начальник, имевший право закрывать народные училища и изгонять со службы учителей. Были открыты «образцовые» народные училища Министерства народного просвещения, одно- и двухклассные с преподаванием Закона Божия, русского языка, чистописания, арифметики, истории, географии, естествоведения, церковного пения и черчения, а по возможности и гимнастики, ремесел для мальчиков, рукоделия для девочек, садоводство, огородничества и пчеловодства. В народные училища принимали детей с 7 до 12 лет, в одноклассных учились три года, в 2-классных – пять лет. Начальные народные училища открывались также земствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами; учебный курс включал Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, арифметику, церковное пение, могли включать ремесла и рукоделие.
Как следует из данных статьи, дети разных сословий должны были получать достаточно разнообразные знания, умения и навыки.
Глава 1. О чем поведала статья «Изъ уЂздовъ»
Итак, что же узнали об образовании в Пермской губернии, изучая газетные статьи? Из 72 проанализированных номеров газеты материалы, имеющие отношение к теме образования, содержатся только в 15.К сожалению, мы не нашли ни одной статьи, в которой бы упоминались учебные заведения Оханского уезда (современный Нытвенский р-он был его частью). Первую заметку «Изъ уЂздовъ» мы обнаружили в № 26 за 1878 год. В ней представлена информация о Сергинском училище Пермского уезда (см.приложение). Вашему вниманию предлагается таблица, в которой отражены данные о количестве учащихся в учебном учреждении.
Таблица№1
Год | Мальчики | Девочки | % от общего количества |
1871 | 59(100%) | ____(0 %) | 7,67% |
1872 | 42(100%) | ____(0%) | 5,46% |
1873 | 49(100%) | ____(0%) | 6.37% |
1874 | 71(100%) | ____(0%) | 9,23% |
1875 | 73(100%) | ____(0%) | 9,49% |
1876 | 115(94,26%) | 7(5,74%) | 14,56% |
1877 | 116(89,23%) | 14(10,77%) | 16,91% |
1878 | 84(82,35%) | 18(17,65%) | 13.26% |
1879 | 103(85,12%) | 18(14,88%) | 15,73% |
Всего учащихся за указанное время- 769 человек
Из этой же статьи нам стало известно, сколько получали школьные учителя. Отметим, что размер зарплаты колебался от 60 до 300 рублей в год. Также в заметке указывается, что предоставил помещение для занятий совершенно бескорыстно местный зажиточный крестьянин Вострецов.
Особое внимание в исследовании мы уделили изучению учебной литературы. В статье сообщается, что в училище преподавались различные предметы: священная история, Закон Божий, русский язык, чтение (см.приложение). Предлагаем познакомиться с информацией, касающейся учебных пособий и их авторов.
Таблица№2
Предмет. Название учебника | Автор учебника | Художник-иллюстратор |
Священная история | протоирей Александр Соколов | Картины Шнорра (см.приложение) |
Закон Божий | К.А.Чемена (переводчик молитв) | - |
Русский язык. «Родное слово» | К.Д.Ушинский (см.приложение) | Не указан |
Русский язык. «Наш друг» (дополнение к учебнику К.Д.Ушинского) | Н.А.Корф | Не указан |
Чтение. «Книга для первоначального чтения» | В.И.Водовозов (см.приложение) | Не указан |
Арифметика. «Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного и систематического курса» Арифметика. «Собрание арифметических задач» | В.А.Евтушевский (см.приложение) А.Ф.Малинин | - |
Отметим, что «Книга для первоначального чтения» В.И.Водовозова (см.приложение) знакомила детей не только с художественными произведениями русских поэтов и писателей (А.Кольцов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.А.Крылов), но и давала представления об окружающем мире, отечественной истории, первоначальные сведения по физике и географии. Это утверждение наглядно демонстрирует таблица №3
Сравнительная таблица№3
Всего | Художественные тексты | Научно-популярные тексты | Пословицы и поговорки | Загадки |
157 | 80 | 77 | 90 | 44 |
1)А.Кольцов «Урожай» 2)И.А.Крылов «Две бочки» 3)Н.А.Некрасов 4)Сказка «Старик Годовик» | 1) «Средние полосы России» 2) «Минералы и металлы» 3) «Однодомные и двудомные растения» 4) «Тепломер» 5) «Расширение тел от теплоты» 5) «Огонь» | Не родит верба груши. Не спеши, коза, все волки будут. Лиса и во сне кур считает. Семь деревень, а лошадка одна. | У двух матерей по пяти сыновей. Иду я по грядам, рву без счета, а все цело. Деревяшка везет, костяшка сечет, мокрый Мартын подкладывает. |
Как видно из данных, отраженных в таблице № 3, очень большое внимание автор-составитель уделил изучению фольклора. Мы провели эксперимент: загадали загадки, включенные в пособие, ученикам нашей школы. Из 44 представленных загадок отгадки были найдены только на 16 метафорических вопросов.
К сожалению, сейчас многие пословицы, поговорки и загадки уже основательно забыты. Современные дети уже с большим трудом представляют, что такое матица, ботвинья, плошки.
Заметим, что учебный материал в книге В.И. Водовозова расположен очень необычно: рассказы, басни, стихи чередуется с научно-популярными. текстами. Представляем вашему вниманию несколько примеров.
Басня «Свинья под Дубом» | «Свинья» (перечислены рост, вес размер, особенности) |
Басня «Две собаки» | «Какая разница между кошкой и собакой» |
Стихотворение «Зимняя дорога» | «Ничего не пропадет» (текст о дороге) |
Сказка «Лиса, волк и медведь» | «Как охотятся звери» |
Стихотворение «Летний вечер» | «Ледовитое море» |
Горбунова Алина Геннадьевна, учитель биологии и химии нашей школы, проанализировав ряд материалов, включенных в пособие («Свинья», «Строение лошади», «Скелет собаки)», в своем отзыве написала: « Рассказ о свинье самобытен, но, в то же время, в нем излагаются научные факты. Так, например, говорится не только об образе жизни свиньи, но и описаны морфологические признаки животного, его строение. Говорится даже об использовании свиной щетины и о многом другом. Если сравнивать пособие В.И.Водовозова с современными учебниками по биологии, то можно точно сказать, что знания ученики XIX века получали больше, и эти знания более глубокие, т.к. в современных учебниках рассматриваются основные признаки отделов (классов), и по каждому животному нет такого полного описания.
На рисунках достаточно подробно отражено строение многих животных и человека, подписаны обозначения – этого материала точно нет в современных школьных учебниках. Скорее, такое описание мы можем увидеть в университетских учебниках по медицине и биологии.
Тексты давали детям знания не только о строении одного животного, но и учили проводить параллели между несколькими видами животных. Рассмотрев представленные фрагменты из старых учебников, могу сказать, что дети того времени имели более глубокие знания».
Мы проанализировали список произведений в первой части пособия В.И.Водовозова и сравнили их с текстами, включенными в современные программы по литературному чтению и литературе. Нам удалось выяснить, какие из них до сих пор изучаются в школах России. Выводы были отражены в таблице.
Сравнительная таблица №4
В.И.Водовозов | Л.Ф.Климанова | Т.Ф.Курдюмова |
А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | + | |
А.Н.Майков «Колыбельная» | + | |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (фрагменты) | + | |
Сказка «Лиса и журавль» | + | |
Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» (из стихотворения «Крестьянские дети») | + | |
Сказка «Морозко» | + | |
А.С.Пушкин «Зимний вечер» | + | + |
А.Кольцов «Косарь» | + | |
И.А.Крылов «Свинья» («Свинья под Дубом») | + | |
Былина «Микула Селянинович» | + | |
А.С.Пушкин «Бесы» | + | |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (фрагменты) | + |
Отдельно стоит сказать об учебниках по арифметике. В процессе исследования мы взяли интервью у нашего учителя математики Григорьевой Людмилы Ивановны, которая сообщила, что по сложности материала учебники XIX века ничуть не уступают современным. Темы расположены и систематизированы так же, как в нынешних пособиях: приведены задачи на скорость, время, расстояние, вводятся понятия «цена», «количество», «стоимость». Вероятно, так сохраняется отечественная традиция в преподавании точных дисциплин.
В учебных книгах отдельно отмечены примеры для устного счета и письменные задачи. В учебнике В.А.Евтушевского представлены отдельным блоком задания «На тройное правило», в современных задачниках они «разбросаны» по разным разделам и темам. Особо нужно сказать о разделе, который называется «Правило товарищества», в нем представлены задачи на совместную деятельность. Оба пособия можно смело назвать метапредметными.
Некоторые примеры и задачи Людмила Ивановна предложила решить на уроках математики ученикам 5 и 6 классов. Отметим, что не все обучающиеся справились с этими заданиями. Кроме того, у многих ребят вызвали затруднения задачи, где использована старинная система мер (вершки, сажени, фунты).
Для сравнения мы взяли упомянутые в газетной заметке два учебных пособия. В таблице приведены наиболее интересные, с нашей точки зрения, примеры и задачи.
Таблица№5
Учебник В.А.Евтушевского | Задачник А.Ф.Малинина | |
Примеры и задачи | 2 плотника сделали в квартире пол и за эту работу получили 14 руб.79 коп. Сколько денег придется получить каждому плотнику, если один работал 5 дней по 9 часов ежедневно, а другой 6 дней по 7 часов? 2. У разносчика 2 сорта пряников; первого сорта пряников на фунт идет 12, а второго – 8. Один мальчик купил 3 пряника первого сорта, а другой – 2 второго. Чьи пряники весят больше? 3. на заводе всю медь употребили на 4 колокола: на один пошло 3/10 всей меди, на другой – 4/15, на третий - 3/20 и на четвертый – остальные 36 пуд. 29 фун. Сколько меди употребили на второй колокол? 4.Класс имеет в ширину 3 2/3 саж.; я прошел уже от стены 1/3 саж., и для того, чтобы дойти до другой стены, должен сделать еще 7 шагов. Как велик мой шаг? | 1.Всемирный потоп был за 3266 лет до рождества нашего Спасителя; сколько же лет прошло с того времени до 1868 г.? 2. Некто вступил в брак на 25 году: 6 лет спустя родился у него сын, который жил 28 лет. На котором году от роду он умер, если пережил сына 9-ю годами? 3.Во всей Российской Империи в течение 1828 года родилось младенцев: Греко-российского вероисповедания 8877850 женского рода, а мужского – 70422 более; Римско-Католического, Евангелического и Грекоуниатского, женского пола – 111705, а мужского – 7162 более. Сколько младенцев всех вероисповеданий родилось в России в 1828 году? 4. Знаменитый математик Ньютон родился в 1642 году и умер в 1727. Сколько лет он прожил? 5. Христианская вера введена в России В. К. Владимиром в 988 году по Р. Х. Через сколько лет исполнится тысячелетие? |
Рискнем предположить, что в Чекменёвском училище, образованном в 1875 году, ученики занимались по этим же учебникам.
Глава II. Отчет «ЗЂмская хроника. Осинскiй уЂезд»
В 28 и 30 номерах газеты «Пермские губернские ведомости» узнаем о том, как развивалась система образования в Осинском уезде. Мы систематизировали полученные сведения в виде таблиц.
Таблица № 6
Всего училищ в уезде | Кол-во мальчиков | Кол-во девочек | Законо-учителей | Учителей | Учитель-ниц |
49+2 школы | 1876 | 409 | 2 | 35 | 14 |
В отчете указывается, что Осинское земство прикладывает большие усилия для того, чтобы в училищах работали самые лучшие учителя: было увеличено жалованье педагогам, в Осе открыта библиотека, чтобы преподаватели могли заниматься самообразованием, поскольку квалификация у всех была разная. Лучшим учителям выплачивалась премия до 1000 рублей в год. Из заметки узнаем, что все училища снабжены нужными учебными пособиями и классными принадлежностями, но в библиотеках при училищах очень мало «книг для детского чтения».
В №30 газеты за 1878 год сообщается, что земство тратит 40000 рублей в год на развитие системы образования. Но, несмотря на все положительные моменты, проблем в образовательной системе было очень много. Так, инспектор народных училищ все учебные заведения Осинского уезда разделил на 4 группы. Представляем вашему вниманию таблицу №7. Отметим, что в скобках указано количество детей, посещавших училища.
Таблица№7
I группа (раскольниче- ская местность) | II группа (школы плохие) | III группа (школы посредственные) | IV группа (школы удовлетворительные) |
Зипуновское (30/ 6) | Рождественс-кое - | Крыловское (44 уч.) | Шермяитское (17) |
Альняшевское (26) | Комаровское (27) | Степановское (92) | Югокнауфское (170) |
Рябковское - | Бизярское (78) | Бымовское (104) | |
Уинское(35) | Аннинское (не указано) | ||
Воскресенское (67) | |||
Сайгатское (38) | |||
Всего | 21 | 15 |
13
Более наглядно эти сведения отражены в диаграмме №1
По словам инспектора, «училища посредственные составляют нечто среднее между удовлетворительными и плохими, но большинство из них приближается к плохим, чем к удовлетворительным». Следовательно, можно сделать вывод, что в деле обучения подрастающего поколения проблем очень много. В местностях, где жили раскольники, население с большим предубеждением относилось к школам. В отдаленных деревнях не хватало грамотных, образованных и, самое главное, заинтересованных в результате преподавателей. Во многих населенных пунктах училища располагались в неприспособленных помещениях.
Глава III. Очерк «Народное развитiе и грамотность въ пермяцкихъ волостяхъ Соликамскаго уЂезда». И.Ф.Грацинский
Из очерка (см.приложение),написанного учителем Пермского уезда М.Поповым, мы получили очень много сведений. Оказывается, в 60-е годы XIX века грамотность среди коми-пермяцкого населения практически сводилась к нулю. Но еще до 1870 (до открытия земств) в 8 волостях, где жили пермяки (коми-пермяки), уже были открыты 7 мужских училищ, а в некоторых - и женские.
И.Ф.Грацинский, директор училищ, почетный гражданин г. Перми, посетив в 1868 году местные училища, очень лестно отзывался о стремлении коренного населения к грамотности. По его инициативе лучшие ученики были отправлены на учебу в Пермь, чтобы после окончания учебного заведения они могли вернуться домой в качестве учителей.
В 14 номере газеты за 1863 год (см.приложение) мы находим еще одно подтверждение тому, что И.Ф.Грацинский был человеком, безгранично преданным своему делу, он проявлял искреннюю заботу и заинтересованность в развитии образования в Пермской губернии. Вот что он пишет в газете о посещении им Суксунского приходского училища: «В Суксунском приходском училище в настоящее время учеников: мужского пола 62 и женского 12. При всех ревизиях со стороны учебного начальства это учебное заведение было находимо в совершенно удовлетворительном положении во всех отношениях, в таком же положении оно найдено и во время ревизии 18 числа марта сего 1863 года» (см.приложение).
Глава IV. Отчет «МЂстный отдЂлъ. Народное образование»
В 44 номере газеты был опубликован отчет секретаря Статистического Комитета за 1878 год (см.приложение). Проанализировав данные, мы решили оформить полученные сведения в виде таблиц.
Таблица № 8. Учебные заведения Пермской губернии
Название учреждения | Классические гимназии | Реальные училища | Женские гимназии | Женские прогимназии |
Количество | 2 | 3 | 2 | 3 |
К-во учащихся | 607 | 465 | 771 | 395 |
Всего учащихся |
1172 | 1166 | ||
Название | Духовные семинарии | Духовные училища | ||
Количество | 1 | 4 | ||
К-во учащихся | 286 | 553 |
Таблица № 9.Учебные заведения, находящиеся в ведении Пермской дирекции народных училищ
Название | 4-классные городские уч. | Уездные училища | Двуклассные приходские | Одноклассные приходские | Сельская воскрес-ная школа |
Количество учреждений | 2 | 8 | 28 | 512 | 1 |
Отметим, что существовали в Пермской губернии и частные учебные заведения: 2 разряда-4 школы и 3 разряда-5. Соответственно, в 1878 году на территории губернии существовало 560 училищ.
Представляем вашему вниманию диаграмму №2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 3 наглядно показывает, что большое внимание Пермская дирекция народных училищ уделяла обучению сельских детей. Совершенно очевидно, что в конце XIX века в обществе созрело понимание важности обучения людей всех сословий.
Отметим, что количество учеников во всех одноклассных училищах по сравнению с данными за 1877 год увеличилось: мальчиков – на 7,4% (1692 человека) и девочек - на 4,6% (336 человек).
Заключение
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:
1)в середине XIX века учебные учреждения активно открывались в самых отдаленных уголках губернии;
2) учебные пособия, разработанные в XIX веке, достаточно хорошо развивали учеников;
3)количество училищ, гимназий и учеников (особенно в сельской местности) в них с каждым годом увеличивалось;
4)процент занимающихся в училищах девочек постоянно возрастал
5) особенное внимание уделялось обучению детей из местностей, где проживали коми-пермяки;
6) несмотря на увеличивающееся финансирование, во многих училищах наблюдалась острая нехватка детской литературы (учебниками и задачниками учебные заведения полностью обеспечены);
7) в проанализированных нами статьях довольно часто поднимается проблема педагогических кадров (слабая подготовка, нехватка учителей);
8) Мы предполагали, система образования в XIX веке значительно отличалась от существующей сейчас, но наша гипотеза подтвердилась частично.
Отметим, что наше исследование не закончено: осталось достаточно много материалов, которые еще предстоит проанализировать и привести в систему.
Использованные источники
1.Беловинский Л.В.Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.,2003.
2.Водовозов В.И..Книга для первоначального чтения в народных школах.
Часть I.С-Петербург,1896
3.Водовозов В.И. Книга для учителей. С-Петербург,1871
4.Евтушевский В.А.Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного и систематического курса.С-Петербург,1905
5.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Том 6,Родное слово. Книга для детей. М.Л.,1949
http://huntersclub.com.ua/showthread.php?5285-%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B
http://barnascha.narod.ru/pict/schnorr/01.htm
http://retrogorod.com/article.php?id=19
http://matematika.gym075.edusite.ru/evtushevskiy.html
http://pravkrug.ru/o-semie/obrazovanie/item/197-?-&-&-&.html-о
https://www.litres.ru/raznoe/sobranie-arifmeticheskih-zadach/
http://www.klex.ru/g1l
http://www.liveinternet.ru/users/mif3000/post150273927
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Страница из учебника В.А. Евтушевского
Страница из учебника В.И.Водовозов