Введение
Издавна Архангельский Север славился памятниками книжной культуры. Стоит отметить, что значение северной книжной культуры в деле сохранения памятников письменности огромно. На протяжении столетий Русский Север являлся богатейшей кладовой памятников книжной культуры. Первые книги появились здесь в IX-XI веке вместе с новгородской колонизацией. Архангельское Евангелие 1092 г. - сокровище древнерусской культуры - четвёртая по древности, сохранившаяся от славян рукописная книга с точной датой ее написания. Первая славянская инкунабула - Октоих 1491 г., известна миру лишь в восьми экземплярах, один из которых был обнаружен на территории Архангельской области. Сохранилось всего два экземпляра Евангелия Василия Тяпинского, изданного в 80-е годы XVI в. в Тяпино, и один из них находится в Архангельском областном краеведческом музее. Цельногравированные Святцы, напечатанные в Антониево-Сийском монастыре в настоящее время известны лишь в шести экземплярах. Все они - неотъемлемая часть национального достояния России.
Сегодня на территории нашего края обнаружено двадцать экземпляров изданий XVI века. Все они напечатаны кириллицей и хранятся в фондах государственных учреждений Архангельской области. Часть этих изданий вышла из стен типографии основателя книгопечатания в России Ивана Фёдорова, автора первой печатной книги в России, которая называлась «Апостол».
Покинув Москву и Львов, Иван Федоров поселился на Украине, где в 1577 г. организовал четвёртую по счету типографию. Здесь в г. Остроге (ныне Ровенская обл., Украина) Иваном Фёдоровым была напечатана первая полная славянская Библия. Она стала известна под названием Острожской. Сегодня эта книга занимает достойное место в ряду книг второй половины XVI века. Это первый полный печатный свод на церковнославянском языке, который был издан на средства православного князя Василия-Константина Константиновича Острожского и его сподвижников. Издание стало вершиной славянской традиции Священного Писания и основанием для всех последующих изданий Библии. В этом году ей исполняется 435 лет. Этим и обосновывается актуальность нашей работы.
Цель работы – изучить историю Острожской Библии и оценить её важность для книжной мировой культуры.
Задачи работы:
1. Выяснить историю создания монастырских библиотек и книгописных школ Русского Севера.
2. Изучить историю бытования Острожской Библии.
3. Выяснить особенности издания Острожской Библии.
Книжность издавна являлась важным компонентом крестьянской культуры Севера. Государственные крестьяне северных уездов были наиболее грамотными среди российского крестьянства. В их библиотеках собраны плоды труда многих людей, создавших книжно-письменную традицию на Русском Севере.
1 Книгохранилища монастырей русского Севера
1.1 Монастырские книжные собрания и библиотеки на русском Севере
С появлением в Архангельской области монастырей появились и первые монастырские книгохранилища - это старейшие русские библиотеки. В старину их называли «книгохранительными палатами». На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны. Составлялись эти библиотеки в течение длительного времени, постепенно, подобно тому, как строились на Руси сами монастыри.
«Книжные собрания Соловецкого и Антониево-Сийского, Красногорского и Николо-Корельского монастырей являются составной частью духовной культуры и, прежде всего, книжной культуры севернорусского средневековья»1.
История создания монастырских библиотек и книгописных школ при монастырях, где наладилось сочинение и переписка книг, формирование фондов этих книгохранилищ и анализ его состава позволяют сделать вывод о высокой степени интеллектуального и художественного развития северных монахов.
В настоящее время библиотеки северных монастырей находятся в Российской национальной библиотеке, Библиотеки академии наук Российской Федерации, отдельные экземпляры рукописей и печатных изданий хранятся в Государственном историческом музее, в Российской государственной библиотеке, музеях Кремля, Институте русской литературы (Пушкинский Дом) и других крупных книгохранилищах России, в которых занимаются их исследованиями.
Но не только книжными монастырскими собраниями славился Русский Север. Хорошо известны библиотеки северных книгочеев, создателей частных библиотек: солепромышленника Аники Строганова, архиепископа Афанасия Холмогорского, важского краеведа Матвея Мясникова, церкогорских крестьян с Пинежья Поповых, крестьян-старообрядцев из Борка Амосовых.
Древние рукописи и первопечатные книги хранились в семейных библиотеках старообрядцев, переписывались и переплетались в скитах и общинах. Северные книжники создавали новые произведения, основанные на местном колорите, в то же время тесно связанные с общерусской культурой.
До настоящего времени в крестьянских семьях хранились издания Ивана Фёдорова (Часовник 1565, Евангелие учительное 1569 г., львовский Апостол 1574 г., Острожская Библия 1581 г., Острожский Новый завет с Псалтырью 1581г.), а также московские издания XVI века: Псалтырь 1568 г., Апостол 1597 г. печатника Андроника Тимофеева Невежи, книги типографов Мамоничей из Вильно, а также старопечатные издания XVII-XVIII веков.
Немаловажную роль играла книга и в период появления и становления гражданского шрифта (1708-1830 гг.). Уже в 1723 году на Архангельском Севере была открыта славянская школа, ставшая позднее Архангельской духовной семинарией, где с самого начала её существования формировалась библиотека. Сначала в ней были книги духовного содержания, но чем больше появлялось предметов, которые преподавались в семинарии, тем больше появлялось светских книг по истории, математике, физике, литературе, географии.
1.2 Работа и проекты Архангельской областной научной библиотеки
имени Н.А. Добролюбова
Не одно десятилетие на Архангельский Север снаряжались археографические экспедиции. Руководили ими известные учёные и исследователи древнерусской книжности: В. И. Крестинин, П. М. Строев, Я. И. Бердников, А. Е. Викторов, И. М. Сибирцев, В. И. Малышев, А. А. Амосов, В. П. Бударагин, М. В. Кукушкина, принимали участие Ю. Н. Бубнов, А. Х Горфункель, А. А. Савельев, Н. В. Савельева и другие.
В 2004 года Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова инициировала и в настоящее время координирует проект по созданию Свода книжных памятников Архангельской области и созданию Базы данных на книжные памятники Архангельской области.
Сегодня на территории Архангельского Севера хранятся около 5000 экземпляров книжных памятников федерального значения. Это рукописи, книги кирилловского шрифта и книги гражданской печати с 1708 по 1830 годы. В Базе данных «Книжные памятники Архангельской области» зарегистрировано около 2000 рукописей, книг кирилловского и гражданского шрифтов из более чем двадцати учреждений-фондодержателей.
Среди них есть очень редкие экземпляры, которые сохранились либо в одном-двух экземплярах, либо вообще неизвестные в библиографии. Ярким примером этому может послужить Часовник конца 1590 годов, изданный Мамоничами и до 2007 г. известный лишь в одном экземпляре, который хранился в Великобритании в Бодлеанской библиотеке. Второй экземпляр был обнаружен в Архангельской области. Есть также первый том сочинения Адама Смита «Исследование свойства и причин богатства народов» с датой выхода 1801 г., не обозначенного в библиографии. Все остальные экземпляры этого тома были датированы 1802 г.
Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера».
За поддержкой по осуществлению данного проекта библиотека обратилась в Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и получила грант Президента на его реализацию. Этот проект посвящён книге как историческому, культурному и материальному объекту и адресован современному поколению. Основной целью проекта является введение в современную культурную, научную и образовательную среду исторического образа книг, некогда созданных и бытовавших на территории Архангельской области.
2 Острожская Библия
2.1 Богатство книги – её шрифт
Библия, опубликованная в Остроге русским первопечатником Иваном Фёдоровым в 1580-1581 г. с помощью православного белорусского князя Константина Острожского, по благословению Дубенского игумена Иова, состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета.
В основу Острожской Библии был положен церковно-славянский перевод библейских книг, выполненный к концу XV века в Новгороде под руководством архиепископа Геннадия, сверявшегося при работе с еврейскими и греческими рукописями, а также чешскими и польскими переводами.
Тираж первой полной церковнославянской Библии для того времени был поражающе велик – 1000-1200 экземпляров. Она насчитывает 1256 страниц и завершается издательским знаком и колофоном2 Федорова (Приложение 3). Любопытен факт: в одних экземплярах колофон указывает 1580 год, а в других – 1581 год. Это объясняется, по-видимому, тем, что Новый Завет был напечатан раньше.
В Острожской Библии применён мелкий, но удобный для чтения так называемый «острожский» шрифт; набор текста выполнен в два столбца. Книги Библии разделены заставками, вязью, концовками – основными средствами украшения древнерусской книги. Обращают на себя внимание мелкие наборные украшения – звездочки, листочки, ягодки. Они не встречаются в прежних изданиях Ивана Фёдорова.
2.2 История бытования Острожской Библии
Сегодня в мире известно более 400 экземпляров Острожской Библии. Ни одно другое издание, напечатанное кириллическим шрифтом в XVI в., не сохранилось в таком количестве. Она широко известна на Украине, в России, Белоруссии и многих других странах. Так, в Британской библиотеке имеется экземпляр с записью 1581 года Джерома Горсея (английский дворянин, дипломат, в 1573-1591 гг. жил в России) о получении книги из библиотеки царя Ивана IV, экземпляр в Бодлианской библиотеке при университете в Осксфорде подарен в 1602 году писателем Ричардом Ли. Также её экземплярами владели шведский король Густав Адольф, кардинал Барберини, многие учёные и общественные деятели того времени.
История Библии неразрывно связана с Русским Севером. В Российской Типографский знак Ивана Федорова в Острожской Библии государственной библиотеке (г. Москва) хранится экземпляр с многочисленными записями и комментариями к тексту анонимного автора – «холмогорца», о котором известно, что он писал их «…на Севере, близ студенаго моря акиана, земли Двинские, града Холмогорскаго»3. Рукописные добавления сделаны в 30-е годы XVII века.
Острожская Библия часто упоминается в рукописных описях монастырских библиотек Русского Севера. Так, в описях Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей 1597 г. упоминается по два экземпляра данной Библии. Старопечатные книги Соловецкого монастыря сегодня хранятся в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург). Местонахождение двух книг из библиотеки Антониево-Сийского монастыря на сегодняшний день не установлено. Вероятно, один из экземпляров хранится в Библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге с записью второй половины XVII в. архимандрита Феодосия. В описи Соловецкого монастыря, составленной в 1675 г., учтены уже восемь Библий Ивана Фёдорова. Острожская Библия была в библиотеке первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, о чём упоминает доктор церковной истории В. Верюжский.
2.3 Острожская Библия в Архангельской области
Сегодня Острожская Библия достойна того, чтобы все её экземпляры были подробно и тщательно описаны. Два экземпляра, известные в настоящий момент в Архангельской области и хранящиеся в Северодвинском городском краеведческом музее (инв.: КП 16859) и Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова (инв.: РК 105), не учтены в сводных каталогах книг XVI века (см. Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века: сводный каталог. Москва, 2003).
Интересна история приобретения Острожской Библии Северодвинским краеведческим музеем в 2003 г.
Житель деревни Новое Лукино Архангельской области старообрядец Иван Михайлович Мамонов в 2002 г. принёс в музей несколько семейных реликвий, которые передавались из поколения в поколение по наследству. Одной из них оказалась Библия Ивана Фёдорова, изданная в Остроге в 1581 г. На экземпляре Библии есть записи, сделанные в XX в. шариковой ручкой о важном историческом событии России – полёте Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года в космос (Приложение 2). Библия снабжена высокохудожественными гравюрами, на каждой странице встречаются водяные знаки на двух языках - греческом и церковнославянском.Научный сотрудник музея Татьяна Поздеева сообщила, что «подлинность Библии подтверждена экспертами архангельской областной библиотеки им. Добролюбова. Экспертов поразило, что в книге не было найдено ни одной орфографической ошибки или опечатки»4.
В Архангельской областной библиотеке имени Н. А. Добролюбова сохранился небольшой фрагмент Библии Ивана Фёдорова (Апокалипсис) – всего восемь листов, из которых четыре заменены рукописными (Приложение 1).
Письмо рукописного текста точно воспроизводит текст печатный. Инициалы украшены стилизованным растительным орнаментом. Когда фрагмент попал в библиотеку, сегодня сказать сложно. О его происхождении, к сожалению, никаких достоверных сведений нет. Известно одно: по сей день Библия – самое обширное издание Ивана Фёдорова – объект тщательного собирания и исследования.
14 марта отмечается праздник Русской православной церкви – День православной книги, когда можно не только вспомнить о событии издания первого печатного свода библейских книг на церковнославянском языке, но и обратить внимание на значение Библии для нашей культуры.
Заключение
Библия, напечатанная Иваном Фёдоровым в Остроге, сегодня занимает достойное место в ряду книг второй половины XVI в.
Сам выход Острожской Библии был крупным событием церковной и культурной жизни восточной Европы. Это первая печатная Библия, данная русскими всему православному славянскому миру и живущая у нас до сего дня. Значение Острожской Библии было очень важным для православного образования, которое было вынуждено противостоять сильному католическому давлению.
Острожская Библия свято почитается старообрядцами, это и есть «старообрядческая Библия», так как она имела «хождение» в Русской Православной Церкви до Раскола. Сегодня старообрядцы переиздают её с оригинала. Благодаря им Библия стала доступна для всех людей.
Острожская Библия - святая память наших предков. Дошедшая до нас с тех времен, она напоминает нам, что мы - носители обрядов и культуры предыдущих поколений.
Список использованных источников
1 Зёрнова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. — М.: Издательство Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, 1947.
2 Лихачёва Н. Луцковская Е. Необыкновенная книга: к 435-летию Острожской Библии Ивана Федорова // Русского Севера слово, выпуск 1. -Северодвинск, 2016.
3 Немировский Е. Л., Острожская Библия // В сб. «Федоровские чтения. 2005». — М.: Наука, 2005, стр. 89—166.
4 Тарабаева И. Старинные загадки Острожской Библии // Тюменские известия, №143, 18.08.2011.
5 Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917. – Архангельск, 2004.
Приложение 1
Библия, 1581 г. Из фонда Архангельской областной научной библиотеки
им. Н. А. Добролюбова
Приложение 2
Библия. Из фонда Северодвинского городского краеведческого музея
Приложение 3
Типографский знак Ивана Федорова в Острожской Библии
1 Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917. – Архангельск, 2004, С.368.
2 Колофон - текст на последней странице, в котором сообщаются данные об авторе, времени и месте создания книги.
3 Немировский Е. Л., Острожская Библия // В сб. «Федоровские чтения. 2005». — М.: Наука, 2005, стр. 101.
4 Лихачёва Н. Луцковская Е. Необыкновенная книга: к 435-летию Острожской Библии Ивана Федорова // Русского Севера слово, выпуск 1. - Северодвинск, 2016, С. 80.
21