ЭТНОПЕДАГОГИКА В НЕНЕЦКОЙ СКАЗКЕ «ВЕДЬМИЩЕ» (ПАРНЫКУ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭТНОПЕДАГОГИКА В НЕНЕЦКОЙ СКАЗКЕ «ВЕДЬМИЩЕ» (ПАРНЫКУ)

Айваседо В.А. 1
1
Докучаева О.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Устное народное творчество является одним из главных источников развития национального искусства и основной частью духовной культуры народов мира. Разнообразен и богат содержанием ненецкий фольклор, сохранившийся на просторах тундры Ямала.

Духовная культура ненцев впитала в себя традиции и обычаи многих поколений. Волшебный мир мудрых народных сказок не только развлекает, но и многому может научить. Сказки помогают глубже узнать жизнь народа, её организацию традиции, обычаи, промыслы, легенды, принципы воспитания.

Нормы морали, принятые у того или иного народа, всегда отражаются в произведениях фольклора (песнях, сказках, легендах.), них основаны обычаи, обряды, игры. Именно сказки, песни и пословицы учат ребенка распознавать добро и зло, ум и глупость, храбрость и трусость, уважение и грубость. Народная мудрость Народная мудрость нашла отражение и в устном творчестве.

В данном же исследовании ряд вопросов народной педагогики ненцев будет рассмотрен на примере сказки Ведьмище» («Парныку»). Выявление этнопедагогического, эстетического содержания сказки помогает лучше узнать народ, понять её значимость как жанра в жизни ненцев.

Цель исследования: раскрыть нормы морали в ненецкой народной сказке «Парныку» («Ведьмище»), изучение нравственных ценностей, заключённых в ней.

Задачи данного исследования: выявление этнопедагогического, этического содержания сказки.

Практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования:

  1. Раскрыта роль народной сказки в воспитании девочек в семье.

  2. Данное научное исследование может быть использовано на уроках по изучению культуры народов Севера, во внеклассных мероприятиях, а также для широкого круга читателей.

Методы исследования:

  1. Анализ ненецкой народной сказки «Парныку».

  2. Беседа с людьми старшего поколения, сохранившими сказания, предания ненцев.

Основная часть

Сказка, которая стала объектом данного исследования, на протяжении многих веков является, по мнению профессора А.В. Головнева, своеобразной «азбукой поведение ненецкой девочки», нравоучением на тему, что такое «женщина наоборот». Кроме этого, познакомившись с содержанием сказки, вдумчивый и любознательный читатель может узнать о представлении ненцев о красивом и безобразном, белого и черного цветов, числа «семь», о роли огня и пепла…

С их помощью дети узнают, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать, как стать хорошим человеком.

Парныку является весьма древним персонажем, представление о котором в повседневной жизни утратили или изменили свое значение: она не рассматривается как дух. Она считалось вполне материальным существом, хотя и с определенными сверхъестественными способностями.

Это ведьма, «пепельная женщина», как называют её ненцы. Ведьма может быть страшной и смешной, могущественной и жалкой.

И в русских, и в ненецких народных сказках есть свои сказочные персонажи. В ненецких сказках встречаются две ведьмы - «Лысавэй» и «Сысавэй». Наиболее страшная – Лысавэй. Кто же эта женщина - оборотень, медведица, русалка? Ростом она немного выше людей. Своими длинными когтями она царапает людей. Она людоедка: может, съесть человека или ребенка, для неё это не проблема. Ходит Лысавэй на четвереньках и не может сидеть, так как у неё сзади торчит кость в виде хвоста. Живет в земляной норе, одета она всегда неряшливо. Сысавэй – другая ведьма - по сравнению Лысавэй не такая уж и страшная, и даже добрая. Это женщина воровка, и самые распространённые её названия - «шершавая» и «хватающая». Живет Сысавэй, как и все люди тундры, в чуме. Она ведет домашнее хозяйство, и время от времени делает маленькие гадости людям. Часто Сысавэй помогает людям в борьбе против Лысавэй. Между собой эти ведьмы не встречаются и отношений не поддерживают.

Ненецкая девочка, слушая сказку, звучащую из уст бабушки, матери, сопоставляла внешний облик, поведение и поступки Ненэйне (настоящей женщины) внешним обликом, поведением, поступками ведьмы. Выводы, которые делала девочка, были не в пользу последней.

Сказки «Парныку» девочкам обычно рассказывали в возрасте 10-12 лет, чтобы они восприняли не только сюжет сказки, но и её смысл, поняли, какой нужно быть, что нужно делать, чтобы не походить на женщину «наоборот». Этот факт, на мой взгляд, не случаен. В более раннем возрасте девочка - ребенок восприняла бы, прежде всего, сюжет сказки, а не её смысл; какой нужно быть, что нужно делать, чтобы не походить на женщину «наоборот». Этот своеобразный и очень действенный прием присутствует в сказке. Мудрая старость, избегая нотаций и нравоучений, посредством сказки учила девочку важности и значимости быть настоящей женщиной.

В сказке Ненэйне погибает от рук ведьмы, и дети, которым грозит опасность, решили бежать. С собою они берут огниво, доску для кройки шкур и скребок. Выбор этих предметов домашнего обихода не случаен. Они являются оберегами.

В русском фольклоре в роли оберега выступает материнский платок, полотенце, гребень, игла, кольцо, горсть родной земли в тряпице.

В сказке «Ведьмище» в качестве оберегов выступают предметы, которые являются частью домашнего быта женщины – рукодельницы. Предметы, о которых идет речь в сказке, являются материнскими оберегами. У ненцев оберегом может служить и уголёк родного чумовище.

В сказке обереги помогли детям убежать от ведьмы, но на их пути появляется река. На дальнем берегу реки виден одинокий чум, около чума сидит старуха. Дети просят старуху:

- Бабушка, перевези нас через реку.

Та отвечает:

- Скажите сначала, красиво ли моё лицо?

- Твоё лицо краше солнце,- говорят дети.

- А хороша ли моя осанка?

- Хороша, как селезёнка оленя…

В этом диалоге из сказки показано представление ненцев о прекрасном. Вслед за разговором старухи (это Сысавэй) с детьми происходит диалог двух ведьм. Лысавэй также просит старуху перевезти её на другой берег:

- - Бабушка, перевези меня.

- А красиво ли моё лицо? - спрашивает та.

- Твоё лицо рябое, будто щербатый камень.

- А хороша ли моя осанка?

- Она похожа на сноп травы.

Такая оценка красоты стоила другой ведьме жизни.

Слушая эту сказку, где противопоставляется безобразное и красивое, ненецкая девочка в доступной и, главное, ненавязчивой форме получает своеобразный урок на тему: «Что значит быть красивой». И она будет стремиться к этому.

Среди ненецких детей очень популярна игра, представляющая некий аналог русской игры в «дочки – матери». Называется она, как и сказка – «Ведьмище». Участники делятся на «Мать», «Детей», «Ведьму». Задача «Ведьмы» украсть ребенка, «Матери» - защитить детей, «Детям» - избежать участи и не быть пойманными «Ведьмой. В некоторых вариантах игры существует и диалог, в котором девочка - мать и девочка – ведьма состязаются в представлении своего видения прекрасного и безобразного.

Внимательно прочитав и проанализировав сказку, я пришла к выводу, что представление народа о прекрасном – это некий образец. Этот нежный, хрупкий образец бережно хранится в сердце человека и передается из поколения в поколение, а сказка помогает этому процессу. Здесь удалось показать далеко не все проблемы ненецкой этнопедагогики, выявленные в сказке «Парныку». Много интересного может дать исследование символики цвета, числа, значение символа огня и пепла в жизни ненцев.

Весьма характерно в описаниях Ведьмы подчёркивание двойственности её внешнего вида. «Если с одной стороны посмотреть, она красивая, с другой – страшная: одним глазом косит, – хромая».

Ненцы до настоящего времени сохраняют подобные представления и избегают посещать места предполагаемого обитания ведьмы. Ведьмище является весьма древним персонажем, представления о котором в повседневной жизни утратили или изменили своё значение, она не рассматривается как дух. Она считалась вполне материальным существом, хотя и с определенными сверхъестественными способностями.

Заключения

В завершение своего труда я хотела бы отметить, что в сказке «Парныку» и некоторых других сказках, в повседневных представлениях ведьмище так и не приобрела статус злого существа и скорее считалась достойной насмешки, чем боязни.

Это сказка сохранила свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Таким образом, фольклор лесных ненцев, неплохо сохранившийся до настоящего времени, способен пролить свет на некоторые вопросы этнической истории этих народов. Выявление этнопедагогического, содержания сказки помогает лучше узнать народ, понять значимость сказки как жанра в жизни ненцев.

Сказка, которая стала объектом данного исследования, на протяжении многих веков является своеобразной «азбукой поведения» ненецкой девочки.

Я думаю, детям, молодёжи нужно знать устное народное творчество, которое знакомит с обычаями, обрядами ненецкого народа.

Список использованной литературы:

  1. Информанты: собирательница и хранительница фольклора лесных ненцев Турутина полина Гилевна.

  2. Историко – культурный научно – популярный журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2004.

  3. 2. Лагунова О. Космос севера. Тюмень: «Софт – Дизайн», 1996.

  4. 3. М.С. Приходько, О.Б. Приходько «Хомани» Санкт – Петербург изд-ва «Светлячок», 2002.

  5. 4. «Северные просторы», № 2, март - апрель 1994.

  6. 5.Сусой Е.Г. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера. СОРАН. Тюмень, 1994.

Просмотров работы: 564