Введение
В связи с изменениями, произошедшими в нашем обществе в XX веке, потерей нравственных ценностей и ориентиров, и восстановление их в 90-е и начале XXI века, особую значимость приобретает воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, бережного отношения к культурному и историческому наследию. В маленьких населенных пунктах: посёлках, сёлах, деревнях всегда было трепетное отношение к церквям. Они являлись показателем человечности, любви, памяти к прошлому, а также центрами образования и культуры.
Увидев подготовительные строительные работы около церкви нашего поселка, узнали, что старую церковь будут сносить, так как она не подлежит капитальному ремонту, на ее месте будет построена новая церковь. Значит, скоро данное здание исчезнет безвозвратно, и последующие поколения не будут знать, как выглядела церковь прежде. Было решено сохранить память о первой церкви нашего поселка, написав данную работу. Нам стало интересно: а как появилась церковь в нашем поселке?
Источниками для нашего исследования стали:
«Летопись церкви Александра Невского», написание которой началось в 1995 году, когда была открыта церковь и продолжается по сей день. Фотографии из фотоархива церкви.
Но этого было мало. В данных источниках ничего не было сказано о том, когда было построено здание, какие функции оно выполняло прежде, летопись начали писать с момента открытия церкви в 1995 году и о прежней истории здания, в котором ее окрыли, никто не знал. Пришлось обратиться к старейшим жителям села, которые стояли у истоков открытия церкви.
Побеседовав с членом первого церковного совета Гамаюновой В.Е., мы узнали о том, что прежде было в данном здании. Особенно заинтересовала нас необычная версия Валентины Егоровны о том, что здание было построено из бревен, которые прежде уже были церковью.
Мы решили найти информацию об этом. Обратились к Козейкиной Любовь Васильевне, которая прежде работала заведующей районным потребительским обществом и это здание находилось под ее руководством. Нам повезло. Она оказалась служителем церкви Александра Невского и человеком, увлекающимся историей, и поведала нам, что ей довелось встретиться с человеком, который рассказал ей о том, что в их селе прежде была церковь, которую разобрали и перевезли на ст. Падунская и построили здание конторы. Она записала его историю. Так появилось интервью со старейшим жителем села Калтышина Башкатавым А. Н. (92 г.)
Так же нам пришлось сделать фотографии церкви снаружи и изнутри, так как современных фото не было в церковном архиве.
Изучая данный вопрос, мы узнали удивительную историю о возрождении церкви, которую хотим рассказать всем.
Целью настоящей работы является развитие интереса к истории своей малой Родины, культуры.
Она решается через следующие задачи:
- формировать интерес к истории своей малой Родины на примере истории церкви;
- развивать желание охранять памятники истории и культуры;
- воспитывать чувство нравственности и патриотизма у молодого поколения.
Глава 1. Возникновение церквиПо толковому словарю, церковь – это объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община. Слово используется также для обозначения культового здания, храма.
У нас, на станции Падунская, тоже есть церковь (приложение 1,2). И у нее удивительная история. Организована и открыта она была в 1995 году. Это очень символично, так как в постсоветское время повсюду шло восстановление или открытие новых церквей по всей стране. Как не старалась советская власть превратить советских людей в атеистов, ничего не вышло. Вера всегда жила в народе, помогала во время войн, поддерживала людей в трудные времена. И вот пришло время возрождения. Февраль 1995 года. В Падунском ДК собрались
жители станции Падунская, сел Васьково и Абышево (в нем была церковь до революции, но была снесена большевиками). Свободных мест не было. Решался вопрос об организации церкви. Все были согласны с тем, что такой большой сельской территории, как наша, нужна церковь.
В постсоветское время закрыли много предприятий, раньше принадлежавших районному потребительскому ообществу (контора, столовая, магазины). Решено было под церковь определить здание бывшей столовой, здание было первоночально построено, как контора. Почему выбор пал именно на это здание, оно ведь было не в очень хорошем состоянии? Другие здания были более современные, из камня или кирпича.
Мы были очень удивлены, когда узнали, в чем тут дело. Оказывается, что здание конторы было построено из материала, который первоначально был уже ранее существовавшей церковью. Это была старая, но очень добротная церковь в селе Калтышино, построенная еще до революции. По свидетельству одного из старейших жителей нашего района, Башкатова Александра Никифоровича, детство которого прошло в этом селе, церковь была большая, с хорошим церковным убранством, с высокой колокольней, на которую вела лестница и настоящим церковным колоколом. Он и его сверстники еще детьми постоянно играли около церкви. Он помнит, как в конце 20-х годов большевики закрыли церковь и устроили в ней сначала мучной склад, а затем телятник. Это типичная судьба храмов и церквей в то время. Вскоре здание пришло в негодность и в ее развалинах играли местные ребятишки.
Строительного материала после войны не хватало. В 1948 году то, что осталось от церкви, было разобрано и перевезено на ст. Падунская, где строили здание конторы для сельского потребительского общества. Так бревна, которые прежде были стенами церкви, превратились в здание конторы. Шли годы. Потребительская кооперация развивалась. Было построено новое двухэтажное здание конторы. Бывшую контору оборудовали под магазин, а затем в столовую с кухней и большим обеденным залом. В начале 90-х годов потребительская кооперация пришла в упадок, столовая, впрочем, как и другие объекты, была закрыта и стояла невостребованной.
Это удивительная история, как нам кажется, очень символичная, показывающая нам чудесное возрождение духовности в России на примере только одной церкви. А сколько их было превращено в коровники и склады по всей стране?! В СМИ постоянно показывают и пишут о восстановлении храмов и церквей в 90-е годы. И наша церковь тому чудесный пример.
Глава 2. Название церкви
Для новой церкви было выбрано название церковь Великого князя Александра Невского, так как церковь была преемницей Невской церкви из Калтышина. Александр Невский, князь и защитник земли русской, был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года (приложение 3).
Глава 3 . Из истории церкви
Итак, решение об открытии церкви было принято. Её открытие благословили благословенный благочинный отец Петр Гутович и настоятель Покровской церкви Геннадий Богданов. Исполняющим обязанности настоятеля стал отец Геннадий.
Церковь еще не функционировала, а первый церковный совет был избран:
Пирогов Д.Н. – староста, Косневич Г.Ф.- заместитель, ревизионная комиссия: Гамаюнова В., Кузнецова Е., Кривенко М.
И начались хлопоты по благоустройству церкви. Силами церковного совета и прихожан проходила реконструкция, побелка, покраска. Деньги собирали всем миром, жители всех окрестных деревень. Люди помогали, чем могли. Приносили и старые иконы, кто-то их продавал, а кто то жертвовал безвозмездно.
К Пасхе 1995 года церковь была готова. В субботу она была освящена батюшкой Александром Гоковым. С этого времени в церкви стали проходить службы.
Но реконструкция продолжалась. Председатель колхоза «Ленинский путь» (с. Васьково) Пятов Л.А. помог сделать электропроводку. Председатель колхоза «Мир» (с. Абышево) Дробышев С.А. помог застеклить окна, колхоз «Колос» выделил трубы для отопления. Вскоре появились и церковные товары: иконы, крестики, литература, стали проводиться церковные обряды. Часть вырученных средств вкладывали в ремонт церкви.
В 1997 году местный умелец и прихожанин церкви Н. Просеков сделал церковный купол, который засиял под солнечными лучами, колокола, которые зазвучали на всю округу, здание стало похоже на настоящую церковь. В 1998 году была сделана купель, отремонтирован пол.
В июле 1997 года в церкви прошел первый обряд венчания (супруги Федоровы). В сентябре 1998 года отец Геннадий стал настоятелем церкви.
Церковь стала играть большую роль в жизни поселка и близлежащих деревень и сел. Проводятся церковные обряды : крещение, венчание, отпевание покойных. В 1998 году состоялся первый крестный ход на Рождество, затем на Пасху. Ежегодно проходит Великое освещение воды на Крещение (приложение 4).
В 2001 году исполнять обязанности настоятеля стал отец Иоанн, затем пост настоятеля занял Александр Гоков (приложение 5).
Глава 4. Великое чудо обновления
В 1997 году церковью была приобретена старинная икона «Успение Пресвятой Богородицы». Она была темной, закопченной, виден только кусочек одеяния Иисуса Христа. Но стало происходить чудо: икона стала обновляться. К 2000 году она обновилась полностью, теперь сияет, как новая (приложение 6).
Вторая и третья старинные иконы с изображением трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустога, а также с образом святого пророка Исаия были найдены в сарае жителя Падунской Лесничего Анатолия. Иконы была в ужасном состоянии: грязные, рассохшиеся, в зазубринах, оставленных не то топором, не то ножом (видимо, их использовали как кухонные доски). Мыть иконы не стали, слегка обтерли, и поместили на алтарную стену. Но, выглядели они неприглядно, их поместили на противоположную стену. Вскоре прихожане стали замечать, что иконы начали шелушиться, а затем на них появились капельки воды. Иконы оживали. Стали исчезать насечки, трещины. На иконах засветились глаза, в начале в центре, а затем справа и слева на одной из икон. Примерно в течение месяца появились лица святых. Постепенно проявились предметы, которые были в руках святых: чаша, крест и Евангелие. Постепенно, день за днем, появлялось все больше деталей, ярче становились цвета. К 2012 году иконы вселенских учителей и святого пророка Исаия обновились. Возможно, процесс обновления еще не закончен, но сегодня мы видим, как выглядят святые, во что одеты. Цвета стали чистыми и яркими (приложение 7).
В нашу церковь приезжают паломники со всей России, чтобы прикоснуться к чудесным иконам и попросить о сокровенном и важном у бога.
Заключение
Исходя из выше изложенного, можно отметить, что церковь – это не просто красивое здание, а возрожденный чудом и нашими односельчанами центр духовной жизни нашего сельского поселения.
Материалы по истории церкви будут помещены в школьный музей. Хочется верить, что, зная историю создания церкви, молодое поколение будет беречь ее, охранять и не останется безучастным к такому понятию как «охрана памятников истории и культуры», которое является одной из конституционных обязанностей граждан Российской Федерации, зафиксированной в Конституции РФ.
Наша работа может быть использована учителями истории при изучении регионального компонента на уроках истории, мировой художественной культуры, во внеурочной деятельности и классными руководителями при проведении различных мероприятий. Также данная работа будет интересна всем, кто интересуется историей своей малой Родины.
Список источников
Летопись церкви Александра Невского. Начало написания 1995 г.
Интервью с Башкатовым А. Н. (92 г.) (взяла и записала регистратор церкви Козейкина Л.В. (март 2000 г.)
Интервью с членом первого церковного совета Гамаюновой В.Е.(78 лет), (взял автор, февраль 2016 г.).
Фотографии из фотоархива церкви.
Фотографии (сделаны автором февраль 2016 г.).
Приложение 1
Церковь Александра Невского. 2016 г. Фото автора.
Приложение 2.
Внутреннее убранство церкви. 2016 г. Фото автора.
Приложение 3
Икона Святого благоверного князя Александра Невского. 2016 г. Фото автора.
Приложение 4
Освящение воды на Крещение в церкви Александра Невского. 2005 год. Фото из архива церкви.
Приложение 5
Настоятель церкви иерей Александр Гоков. 2005 г. Фото из архива церкви
Приложение 6.
Обновленная икона «Успение Пресвятой Богородицы». 2016 г. Фото автора.
Приложение 7
Обновленные иконы святого пророка Исаия и Вселенских учителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустога). 2016 г. Фото автора.
15