ЖИТЬ НЕ НАЗЛО ВРАГУ, А НА РАДОСТЬ ДРУГУ: МОТИВЫ ЛИРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ДУДИНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИТЬ НЕ НАЗЛО ВРАГУ, А НА РАДОСТЬ ДРУГУ: МОТИВЫ ЛИРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ДУДИНА

Торыгин Е.С. 1
1ОГБПОУ "Шуйский технологический колледж"
Мальцева Л.Д. 1
1Шуйский технологический колледж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

А.С. Пушкин.

Культура России – явление широчайшее. Она создаётся не только в крупных городах, но и в маленьких провинциальных. Значение последних в сознании исторического прошлого огромно, а изучение биографии любого населённого пункта всегда вызывает огромный интерес. Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже пополняется духовным содержанием. Преобразуется город, чью историю мы познаём. «Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир, который … позволяет по-новому увидеть и оценить современность», - отмечал академик Д.С. Лихачёв. Моя работа посвящена жизни и творчеству замечательного поэта, участника двух войн (Финской и Великой Отечественной), Михаила Дудина. Разведчик полковой батареи, участник знаменитой обороны Гангута, защитник Ленинграда, он знал и радость побед, и горечь поражений.

Для написания работы мною была определена следующая цель: изучить духовное наследие местного поэта Михаила Дудина, так как считаю, что это бесценное достояние, это, то чем можем мы гордиться.

Если сделать анализ стихотворений поэта, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, о войне.

Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:

  1. Познакомить с биографией и творчеством поэта-земляка М. Дудина, создав подборку стихов.

  2. Проанализировать выбранные стихотворения, выявить систему духовно-нравственных ценностей поэта.

  3. Помочь сверстникам на основе творчества М. Дудина приобщиться к духовным ценностям.

  4. Приобрести умение исследовательской деятельности.

Дудин всегда гордился тем, что он ивановец. Куда бы его ни бросала судьба, он всегда возвращался к своим истокам. Любовь это взаимна. Ивановцы берегут память о поэте. Михаил Александрович Дудин является Почетным гражданином города Иваново. Здесь проводится ежегодный фестиваль его имени, конкурсы чтецов. Есть и областная Дудинская премия за изучение наследия поэта. В Литературном музее Ивановского университета есть мемориальная комната-музей поэта, создана библиотека-музей им. М. Дудина в селе Широково.

  1. Детство и юность М. А. Дудина.

Изучение личности известного человека всегда начинается с его биографии. Михаил Дудин родился 7 (20) ноября 1916 в деревне Клевнево ныне Фурмановского района в семье крестьянина. История появления на земле Середского края деревни Клевнево и истории происхождения названия её очень интересны.

Оказывается, дед поэта придумал для барина новый состав шлихты, то есть крахмального клея для склеивания нитей полотна. Она оказалась, видимо, так хороша, что хозяин дал своему крепостному вольную, да ещё деньжонок на обустройство подбросил. Вот тогда купил дед будущего поэта землю на берегу Молохты, в живописном месте.

Перво-наперво поставили хлевы для скотины, надо было поставить на зиму скот, чтобы тепло было, и запасти корма. За этой работой времени на рубку домов не хватило. Так и жили первую зиму переселенцы в хлевах вместе с лошадьми и бурёнками. Ничего, пережили, в другое лето отстроились. Собрал глава рода вокруг себя всю родню, так и появились в деревне 6 домов с фамилией Дудин. А Клевневом назвали деревню люди из ближайших деревень, видимо, потому, что переселенцы жили первое время в клевах. «Вот там, на этой земле и есть точка отсчёта моего времени, начало моей связи с Родиной, с её историей и песней», - утверждал М.А. Дудин. В этой деревне он узнал упругость вожжей идущего в упряжке Воронка и через ручки плуга почувствовал податливый шелест переворачиваемого отвалом суглинка. Здесь он услышал музыку лихо свистящей в разнотравье заливного луга косы и пронзительный скрип убегающего дергача. Здесь, на этой земле, начало его мира и его характера. Здесь слёзы первой обиды и первая клятва верности, здесь первое прочитанное слово – чудо восторга одушевлённости собранных воедино знаков.

Дед писателя, Павел Иванович, выйдя из крепостных крестьян, знал грамоту, имел дома старопечатные книги, книги великих писателей - Пушкина, Гоголя, Некрасова. Именно дед выучил начальной грамоте маленького Мишу, познакомил внука с великой русской поэзией. И мир запел перед ним в трубы восторга. «И ярмарка познания разноцветным ветром своих каруселей ослепила глаза и спутала волосы», - говорил Дудин.

Мать Дудина, Елена Васильевна, работала ткачихой, а отец – раклистом (ситцепечатником). Мама Михаила Александровича была красивой и кроткой женщиной. Она всем сердцем любила своего мужа, была прекрасной женой и матерью. Невзгоды подкосили её здоровье. Миша остался сиротой в 12 лет.

Ушёл я из родительского дома

Мальчишкою 11 лет.

Осенний дождь, как серая солома,

Прошёл за мной и смыл горючий след.

(Дорогой крови по дороге к богу «Материнский крест»)

Сначала Дудин учился в Бибиревской школе, затем - в Каликинской сельскохозяйственной школе, потом судьба распорядилась закончить рабфак в Иванове.

Вот тогда жизнелюбивый и озорной паренёк начал сочинять стихи, публиковать их в молодёжной газете «Ленинец» и учиться на литературном факультете Ивановского педагогического института. Жизнь студента была бедной, но яркой и интересной.

Свернётся пыльный подорожник.

Притихнет опустелый сад.

Придёт отчаянный картёжник,

Растратчик щедрый – листопад.

(«Листопад», 1935)

На извилистом и трудном жизненном пути Михаила Александровича попадалось очень много хороших людей и прекрасных книг, и они-то помогли ему наполнить жизнь высоким чувством товарищества, и убеждение в том, что чужого горя нет и не может быть, возникло в его душе само по себе очень рано, как защита от отчуждения.

2.Своеобразие военной лирики М. А. Дудина

Наступил 1939 год. Началась война с белофиннами. Михаила Дудина, 23-летнего мужчину, призывают в армию. Уже на фронте он получает несколько экземпляров своего первого поэтического сборника «Ливень», вышедшего в Ивановском издательстве. Там, на этой войне, к нему пришли стихи как спасение от одиночества и страха. Поэзия стала судьбой Михаила Александровича, школой мужества, железной необходимостью перед товарищами, перед жизнью и смертью.

«…Во имя тебя, отчизна,

Суровая, нежная мать,

Мы пронесли наши жизни,

Чтоб полностью их отдать…»

(Н. Озерову, 1940)

Серьёзная поэтическая работа Дудина началась чуть позже, в Великую Отечественную войну. Сам Дудин писал: «Поэтом меня сделала армия. Она заставила меня быть поэтом, переиначила и проявила мою судьбу, наполнив её смыслом». Там жизнь и поэзия учили его жить по высшей категории человеческого доверия, то есть быть готовым в любую минуту умереть за товарища. Суровость солдата и лиризм мягкого, доброго человека пронизывают Дудинские стихи военных лет. Лучшая книга его фронтовых стихов «Переправа», где были такие шедевры как «Соловьи» и «Жаворонок», появилась сразу после войны Мотивы лирики поэта-фронтовика М.Дудина

С первого до последнего дня войны он был на полуострове Гангут. Великую Отечественную войну он встретил там же.

В душе моей живут два крика

И душу мне на части рвут.

Я встретил день войны великой

На полуострове Гангут.

Я жил в редакции под башней

И слушать каждый день привык

Непрекращающийся, страшный

Войны грохочущий язык.

(Б.И. Пророкову, 1959)

М. Дудин ведёт лирическую летопись войны, передаёт её героику, честно запечатлевает горькое и трагическое. Но в эту летопись входит и то, что было источником духовной силы и стойкости: природа. Фронтовые эпизоды становились сюжетами лирики.

Конечно не забавы ради,

Не ради отдыха в бою

Я заносил в свои тетради

Живую летопись твою…

(«Конечно, не забавы ради», 1947)

С 1942 года Михаил Дудин работал во фронтовых газетах на фронте, в том числе в осаждённом фашистами Ленинграде. Он геройски защищал этот город и остался жив, чтобы потом написать свои лучшие стихи о Великом солдатском подвиге!

Солдаты в окопах шалели

И падали в смертном бою,

Но жизни своей не жалели

За горькую землю свою.

В родимую землю зарыты,

Там самые храбрые спят.

Глаза их Победой закрыты,

Их подвиг прекрасен и свят.

(«И нет безымянных солдат», 1969)

"Песня Вороньей горе" Дудина - это реквием, в котором слышны голоса тех, кто навсегда остался там, на ближних подступах к Ленинграду, и кто выжил, чтобы нести солдатскую службу в современном мире и за погибших тоже. Их голоса сливаются:

Мы - редкая роща

На круче,

Шумевшая лесом вчера.

Хлестал нас огонь артобстрела,

И танки утюжили нас,

И роща моя

Поредела.

Но роща моя

Не сдалась.

Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет (1942).

Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.

«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.

В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Мы нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил наш однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».

О мёртвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Трёхсотпятидесятый день войны.

Ещё рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулемёты...

Сам Дудин об этом рассказывал так: «Я писал их («Соловьи») на берегу одного кавголовских озёр. Всюду заливались соловьи. Мне казалось, что соловьиные перекаты заглушают доносящийся глухой рокот артиллерийской дуэли. Настроение у меня было не важное, накануне погиб мой дружок Витя Чухлин, а за день до этого я получил письмо из Иваново, в котором сообщалось о гибели моего земляка, поэта Коли Майорова. И я стал писать, слыша грохот войны и соловьиные перекаты одновременно. К вечеру стихотворение было готово».

На войне ненависть рождала только ненависть. Кровь требовала расплаты только кровью. Но поэт видел, как цвела дикая земляника на минном поле и как трясогузка высиживала птенцов в гнезде, устроенном над амбразурой артиллерийского капонира. И Михаил Александрович понял одну великую мудрость жизни, что надо жить не назло врагу, а на радость другу. Эта мудрость помогла найти ему и понять поэзию.

Дудинское слово складно и певуче, поэтому неудивительно, что многие его стихотворения стали песнями, где соединяются горечь и гордость, героика и лирика. Широко известна песня «Снегири» в исполнении Ю.Антонова.

Это память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы.

И мне снятся всю ночь на снегу снегири,

В белом инее красные птицы.

Белый полдень стоит над Вороньей горой,

Где оглохла зима от обстрела,

Где на рваную землю, на снег голубой,

Снегириная стая слетела.

От переднего края раскаты гремят.

Похоронки доходят до тыла.

Над Вороньей горою погибших солдат

Снегириная стая накрыла.

Мне всё снятся военной поры пустыри,

Где судьба нашей юности спета.

И летят снегири, и летят снегири

Через память мою до рассвета.

М. Дудин является автором надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище и на монументе героическим защитникам Ленинграда. Его стихи высечены на обелиске на могиле неизвестного солдата, при входе в Михайловские рощи.

Здесь воин похоронен неизвестный,

Освободивший Родины святыню.

Бессмертной славы Мужество достойно.

Идущий мимо, голову склони.

  1. Послевоенная жизнь Михаила Дудина.

После войны М.Дудин жил и работал в Ленинграде. В послевоенных произведениях Дудин по-прежнему обращается к своим истокам, к родному Ивановскому краю. Теперь родная земля и всё, что с ней связано, представляется поэту основой, без опоры на которую, без памяти о ней невозможно дальнейшее развитие человека .

Зима не в мае умирает -

Она до осени живёт.

В июне – колос наливает

А жито в августе даёт.

И рассуждать приятно людям,

Зерном засыпав закрома:

«Богаты будем, сыты будем -

Была хорошая зима».

(1955г)Почти четверть века М.А. Дудин возглавлял Ленинградский комитет защиты мира. Создание Зеленого пояса Славы с целью увековечить память героических защитников Ленинграда – проект Михаила Александровича. Этот пояс Славы тянулся по всей линии обороны Ленинграда: зеленые насаждения, памятные знаки, орудия, танки – всего около 30 памятников.

Скончался М. Дудин 31 декабря 1993 года в Петербурге. В соответствии с завещанием похоронен в селе Вязовском Фурмановского района рядом с матерью

Заключение.

Знакомство с жизнью и творчеством М.Дудина помогает лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Лирика Михаила Дудина раскрывают красоту окружающей природы. Близость к природе убеждает нас беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Мы нацеливаемся на познание истории и культурных объектов своей малой родины.

Д.С.Лихачев писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».

В стихах Михаила Александровича есть одна удивительная особенность. Он так любит жизнь, Землю, что замечает на этой земле каждую мелочь, которая для поэта не является мелочью. Для него всё очень важно. Ведь вся красота жизни и состоит из этих, на первый взгляд, мелочей. К сожалению, многие их просто не замечают. А он видел! И это видение нёс, дарил нам через свои поэтические строки.

Список литературы

  1. Михаил Дудин. Стихи.- Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках.// Москва: Художественная литература, 1967.

  2. Советская поэзия. В 2-х томах. - Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм.// Москва: Художественная литература, 1977.

  3. Источник - ДУДИН, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ | Онлайн Энциклопедия Кругосвет; //http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/DUDIN_MIHAIL_ALEKSANDROVICH.html)

  4. Стихи: Михаил Дудин: Останется любовь... //http:ouc.ru›Михаил Дудин›ostanetsia-liybov.html

5. Гражданская и любовная лирика в стихах поэтов..//http:creatores.kz›index.php/sochineniya/46-lirikavov

Просмотров работы: 1383