ВТОРОГО ДОМА МИЛЫЕ СТУПЕНЬКИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВТОРОГО ДОМА МИЛЫЕ СТУПЕНЬКИ

Каткалева Т.Г. 1
1МБОУ "Корликовская ОСШ"
Плотникова К.Н. 1
1МБОУ "Корликовская ОСШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Аннотация

Работа посвящена истории пришкольного интерната, в которой рассматриваются воспоминания прошлых лет, для многих жителей села, он стал вторым домом на период обучения в школе. Это часть истории нашего образовательного учреждения. Наверное, поэтому важно не только восстановить всю киноленту прошлых событий, но и сохранить эти исторические ценности. Эта тема актуальна в наше время, подрастающее поколение должно знать все об истории своей школы, а в данном случае об интернате, в котором проживали родители многих наших ребят, в котором мы живем сейчас.

Введение

2016 год объявлен Годом детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра с целью мобилизации сил и ресурсов автономного округа для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого поколения новых югорчан. Для многих югорчан 30-х годов пришкольный интернат становился домом на годы.

Детство и Интернат… Эти два понятия неразделимы для ребят Корликовской школы, чьи родители постоянно находятся на родовых угодиях. Я учусь в Корликовской средней общеобразовательной школе восьмой год, и все эти годы проживаю в пришкольном интернате, в это время мои родители занимаются традиционными видами промысла на своем родовом угодии. Это примерно в 55 километрах от села Корлики, на реке Кулын-Игл.

Интернат играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь, потому что интернат – это место, где мы открываем для себя мир, находим друзей, учимся жить. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они становятся ветхими. Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы-интерната, где отразится не только прошлая, но и настоящая её жизнь.

В 2016 году у нашей школы юбилей — 85-летие со дня основания, в 2017 году исполняется 20 лет со дня открытия третьего здания интерната. Это уютное, благоустроенное здание. А еще мне стало интересно, когда появился пришкольный интернат? Каким он был много лет назад? Как и в каких условиях жили в нём дети прошлых лет? Именно эти вопросы стали значимым стимулом для написания истории интерната.

Чтобы найти ответ на эти и многие другие вопросы я решила выполнить исследовательскую работу «Второго дома милые ступеньки».

Проблема: Не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории интерната.

Цель работы: восстановить страницы истории пришкольного интерната в селе Корлики.

Задачи: 1) восстановить историю Корликовского пришкольного интерната;

2) побеседовать с людьми, проживающими в интернате в разные годы его существования;

3) выяснить, какими были условия проживания детей в пришкольном интернате много лет назад, и сравнить их с условиями в наши дни;

4) пополнить фонд школьного музея «Истоки»;

5) начать сотрудничество с бывшими воспитанниками интерната для подготовки к юбилею.

Объект: история пришкольного интерната при Корликовской средней школе.

Предмет: этапы развития пришкольного интерната.

Гипотеза: на протяжении всей истории существования пришкольного интерната он был родным домом для своих воспитанников, условия жизни детей в нём совершенствовались в зависимости от времени и уровня развития общества.

Основными источниками информации для написания работы были беседы с воспитанниками и работниками интерната; документы и фотографии семейных и школьных архивов, материалы школьного музея «Истоки».

В ходе работы использованы следующие методы и приемы: беседа; анкетирование, поиск архивных документов в школьном музее и архиве школы; поиск материала в интернете; анализ и систематизация собранного материала; применение информационных технологий.

Первым шагом в моей работе было изучение архивных документов образовательного учреждения и школьного музея «Истоки».Первые источники, из которых я брала информацию, были копии документов из государственного архива Ханты-мансийского автономного округа – Югра. Из архивной справки (ксерокопии паспорта начальной школы на 1946/47-1949/50 гг.) узнала дату открытия первого здания интерната.

Побеседовав со старожилами села, выяснила, что помещения для интерната в селе Корлики строились трижды: первое здание функционировало в период с 1935 года по 1974 год; второе здание – в период с 1978 года по 1997 год; третье здание – в период с 1997 года по настоящее время.

Изучая, Положения о приеме детей в интернат, выяснила, что произошли изменения в порядке приема детей в интернат. С 1935 года в основном в интернат принимались дети из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на родовых угодьях. В 2014 году внесены изменения в Положение об интернате. В интернат в первую очередь принимаются дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети коренных народов Севера, чьи родители постоянно проживают на родовых угодьях.

Изучив списки воспитанников интерната с 1997 по 2016 годы, пришла к выводу, что в интернате с 1997 по 2004 проживало более 30 воспитанников, с 2005 года в течение учебного года проживает около 20 детей. До 2010 года детей принимали по приказу директора школы на основании заявления родителей. С 2010 года для проживания в пришкольном интернате выдаются путевки Управлением образования Нижневартовского района.

Чтобы собрать материал об истории интерната, об условиях проживания в разные годы были составлены две анкеты «Я и годы жизни в интернате» и «Мой интернат» (приложение 1).

Систематизировав данные анкет, стала собирать материал о воспитанниках интерната (приложение 2) и о воспитателях (приложение 3).

Данная работа передана на хранение в музей школы «Истоки». Учителя образовательного учреждения могут использовать данную работу на уроках истории ХМАО, классные руководители на классных часах.

Страницы истории интерната

Из истории интерната в период с 1935 года по 1974 год

В 1930 году образовался Ларьякский район и вопрос о культуре и образования местного поселения встал со всей актуальностью. В этом важном вопросе большое место было отведено открытию школ и интернатов при них. Так в 1930 году принято решение начать строительство сразу нескольких школ, и среди них Корликовскую начальную школу.

В 1935 году была открыта школа - интернат на 30 посадочных мест (согласно ксерокопии паспорта начальной школы на 1946/47-1949/50 гг.)

Здание было деревянным, в виде буквы «П». В одной части здания были 4 классные комнаты, в другой - для проживания воспитанников интерната 3 комнаты: 1 большая и 2 небольших, небольшая комната для проживания учителя, столовая и небольшая кухня. Отопление печное, туалет на улице.

В 1949-1950 учебном году обучалось 49 школьников, занятия проходили в 2 смены: 1-ая смена ─ 22 ученика; 2-ая смена ─ 27 учеников.

В 1964 году с закрытием колхозов «Искра», «Передовик», юрты «Комсомолец», Юрты «Вахкатапухол» людей переселили в соседние юрты Корлики. Здание школы-интернат становится тесным, к началу 70 – х. годов численность интерната доходит до 70 человек. Учиться продолжали в две смены, столовая стала служить и классом, в большой комнате жили и проводили уроки.

Из воспоминаний Каткалевой Татьяны Федоровны «В 1966 году я окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, вернулась в родные края и стала работать воспитателем в Корликовском интернате. В то время на 66 воспитанников работал один воспитатель. Заведующей работала Тимофеева Людмила Анатольевна. Жили трудно, но весело. Девочки вечерами сидели у керосиновых ламп и мастерили: шили себе рукавицы, нырики и куклы. Мальчики делали себе нарточки, оленей из щепы, у каждого был свой ножичек». Проработав воспитателем 2 года, Татьяна Федоровна переходит работать учителем начальных классов.

В 1967 году здание было капитально отремонтировано, построены отдельно кухня-столовая и двухквартирный дом для учителей.

Позднее было принято решение о строительстве новой школы и нового здания интерната.

После введения нового здания интерната, старое перебрали и построили для учителей трехквартирный дом.

В этот период в пришкольном интернате работали: Николаева Клавдия Васильевна (директор и заведующая), Куклина Светлана Иосифовна (воспитатель), Савинова Валентина Ивановна (воспитатель), Малданова Елена Михайловна (воспитатель), Токарева Тамара Сергеевна (заведующая), Тимофеева Людмила Анатольевна (заведующая), Колмакова Мария Николаевна (повар), Каткалева Татьяна Федоровна (воспитатель), Кривцов Алексей Федорович (воспитатель), Кривцова Людмила Ивановна (воспитатель), Токарева Анна Ивановна (воспитатель), Прасина Людмила Иванована (Повар) и другие.

Из истории интерната в период с 1978 года по 1997 год

Начало 70 – х годов – очень замечательный период в работе сельских школ района. Это переход на новые программы, значительное улучшение материальной базы школы и интерната и резкое улучшение жилищно – бытовых условий учителей и воспитателей.

В 1974 году в поселке открылась новая школа, она стала иметь статус восьмилетней. Нашим родителям уже не нужно было после окончания начальной школы уезжать в другой интернат, чтобы получить образование 2-ой ступени. Это означало, что с каждым годом численность детей увеличивалась. Встала острая необходимость в построении нового здания интерната.

В 1978 году началось строительство нового здания пришкольного интерната. Проектом и подбором строительных бригад, занимался Комитет по делам народов севера администрации Нижневартовского района под руководством Кауртаева Анатолия Прокопьевича. Был построен большой и вместительный интернат, который состоял из двух блоков: первый спальный корпус; во втором были комнаты для самоподготовки, хозяйственные, гигиенические. Комнаты рассчитаны на совместное проживание 10 детей. Помещение интерната согревали печками-голландками (круглыми), обогреть большой интернат только этими печами было просто невозможно! Зимой воспитатели и дети ходили в верхней одежде.

Колмакова Ольга Алексеевна (директор 1977-1985) вспоминает: «Новый интернат построен был зимой, и нужно было срочно его сдавать в эксплуатацию. Кирпич привозили на самолетах, внутренняя отделка производилась при работающих калориферах. Здание было большим, но, к сожалению, не таким теплым как старое».

Колмаков Валерий Викторович, работал истопником 1982-1997 гг, вспоминает: « В интернате было 16 круглых печек, в каждой комнаты по печке и 1 с плитой в кубовой для нагревания воды. Я колол дрова, дети разносили их по печкам. Так было каждый день».

Долгих Виктория Борисовна проживала в интернате 1981-1990 гг. вспоминает, что комнаты были большие, круглые печки быстро остывали, и в комнатах было прохладно, особенно утром в морозные дни не хотелось вылезать из-под одеяла. А еще нужно было бежать по длинному коридору, чтобы умыться. Туалет находился на улице.

Сигильетов Андрей Викторович проживал в интернате с 1983-1992 гг. вспоминает: «Осенью мы собирали ягоду, потом в течение года нам варили компот и пекли пироги из ягод. В столовой часто была в меню уха из щуки, окуней. Сейчас дети не собирают ягоду и запретили употреблять местную рыбу».

Ахметов Сагидулла Тыныштыкбаевич (воспитатель1982-1985 гг.) вспоминает: «Представьте: актированный день, на занятия идти нельзя, и ребятам приходится сидеть в таком холодильнике весь день. Сколько печки не топи, по – настоящему тепла не будет. В такие дни мы с ребятами мечтали о новом теплом интернате».

Действительно, интернат представлял собой довольно – таки неприглядное зрелище. Длинный темный коридор и большие холодные комнаты. Это осевшее мрачное здание, в котором не хотелось снимать верхнюю одежду.

В этот период в пришкольном интернате работали: Гайдукевич Елена Александровна (заведующая), Ахметов Сагидулла Тыныштыкбаевич (заведующий, завхоз, воспитатель), Токарева Ирина Владимировна (воспитатель), Чехомова Виталия Леонидовна (воспитатель), Шишкова Ольга Ивановна (воспитатель), Карпенко Зинаида Александровна (воспитатель), Семенова Галина Ивановна (завхоз), Зверев Владимир Георгиевич (завхоз), Кавтазеева Галина Владимировна (повар), Прасина Людмила Ивановна (повар), Колмаков Валерий Викторович (истопник), Калмыкова Антонина Константиновна (воспитатель) и другие.

Из истории интерната в период с 1997 года по настоящее время

В 1995 году Ахметов С.Т. (директор школы) приступает к осуществлению мечты, начинает проектироваться здание интерната. Проект выполняли по его предложениям, так как в селе не было постоянного электрического освещения, то крышу проектировали так, чтобы много было света. Интернат строился на средства районного комитета по образованию, строителями был трест «Мегион – геологстрой». Ахметов С.Т. сам забивает первый колышек на строительной площадке, под его руководством начинается строиться новое здание интерната. В 1996 году меняется руководитель учреждения.

Под руководством Колмаковой О.А. (директор 1996-1998) строительство интерната завершилось и состоялось его праздничное открытие в марте 1997 года.

После старого интернат новый действительно похож на дворец. Уютные спальные и игровые комнаты, устланные коврами, с новой красивой мебелью. Но, к сожалению, и в новом здании были недостатки. Все удобства находились на улице, хотя в интернате были и туалеты, и умывальники, но они не работали из-за отсутствия воды. Воду возили в бочках, зимой на снегоходе, весной и осенью на мотоцикле. Чтобы решить эту проблему, было необходимо установить водонапорную башню.

В 2001 году в селе была установлена водонапорная башня, и проблема с удобствами в пришкольном интернате была решена.

Сейчас новое здание заметно отличается от предыдущих: оно благоустроенное, отапливается автономной котельной на дровах, имеются система канализации и централизованное водоснабжение. Пожалуй, из немногих достопримечательностей села Корлики можно назвать наш интернат. Прекрасное современное здание, построенное по оригинальному проекту.

Педагогический коллектив старается компенсировать нехватку родительского внимания воспитанников. В интернате традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, День пожилых людей, День матери, встреча Нового года, субботники, походы. Ведется работа с уклоном на профориентацию и правовую грамотность воспитанников. Часто проводятся конкурсы, викторины, познавательные игры с целью расширения знаний и кругозора детей. Дети всегда активно участвуют в таких мероприятиях. Иногда сами организуют и проводят конкурсы, викторины, игры.

В этот период в пришкольном интернате работали: Марданов Тимур Ирекович (заведующий), Хромова Лариса Михайловна (заведующий), Атульшин Роберт Анварович (воспитатель), Недорубова Рита Хайруловна (заведующая), Юткин Николай Иванович (воспитатель), Токарева Ирина Владимировна (воспитатель), Чехомова Виталия Леонидовна (воспитатель), Шишкова Ольга Ивановна (воспитатель), Шимченко Анна Васильевна (воспитатель) и другие.

Сейчас коллектив интерната состоит из 8 человек. С нами работают добрые, отзывчивые воспитатели: Прасина Светлана Федоровна, Чехомова Любовь Леонидовна, Федюнин Руслан Викторович под чутким руководством старшего воспитателя Плотниковой Клавдии Николаевны. Младшие воспитатели: Кузнецова Татьяна Ивановна и Каткалева Раиса Федоровна охраняют наш сон. Кунина Наталья Сидоровна балует нас вкусными блюдами, Каткалева Екатерина Александровна следит за чистотой помещений нашего интерната.

Заключение

В ходе выполненной работы я познакомилась с историей пришкольного интерната в Корликах. Собрала материал и систематизировала его для всех, кто интересуется историей села, так как интернат – это частичка жизни школы, а жизнь школы – часть всей истории села.

Изучая архивные документы образовательного учреждения и музея «Истоки», узнала, что

– Интернат при общеобразовательных учреждениях открывается в соответствии с действующими законодательствами РФ и ХМАО-Югры.

– Со времени открытия интерната в селе прошло более 80 лет. Помещения для интерната в селе Корлики строились трижды, с каждым разом условия проживания детей улучшались.

– Нельзя не отметить, что на протяжении всей истории существования интерната совершенствовались условия жизни детей, формировались его традиции. Жизнь воспитанников насыщена: это и организация быта проживания, досуговые и спортивные мероприятия. Благодаря усилиям руководства региона, района, школы, много внимания уделяется совершенствованию материально-технических условий образовательных учреждений, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, решаются кадровые вопросы, вопросы отдыха несовершеннолетних, их безопасности.

Воспоминания воспитанников интерната говорят нам о том, что, не смотря на холодные помещения, жизнь в интернате была интересной, содержательной, для многих пришкольный интернат стал вторым домом, по-домашнему уютным, гостеприимным. Таким образом, это подтверждает мою гипотезу.

Список использованных источников и литературы

Литература

  • Выход в свет: Становление национальной школы в Ларьякском районе .-Нижневартовск: Издательство Нижневарт. Пед.ин-та, 1998. 112с.

Источники

  • Архив школьного музея «Истоки»

  • Сайт МБОУ «Корликовская ОСШ»: 86nvr-korliki

  • Школьный архив

Приложение 1

Анкета №1 « Я и годы жизни в интернате»

В анкетирование приняли участие 40 бывших воспитанников интерната

  1. В каком интернате проживали

« на берегу» ─ 8 чел. ─ 20%

«возле школы» ─ 22 чел. ─ 55%

«в новом здании» ─ 10 чел ─ 25 %

  1. Сколько человек проживало в комнате

« на берегу» ─ по 15 чел.

«возле школы» ─ по 8-12 чел.

«в новом здании» ─ по 2-3 чел.

  1. Кто работал воспитателем?

Все 100% назвали воспитателей, которые работали в годы проживания данных респондентов.

  1. Кто был заведующим интерната?

Все 100% написали фамилии, имена и отчества заведующих

  1. Опишите условия проживания.

« на берегу» ─ 100% отметили, что здание было теплым, приходилось колоть и носить дрова, воду; туалет был на улице;

«возле школы» ─ 100% отметили, что здание было холодным, приходилось колоть и носить дрова, воду; туалет был на улице;

«в новом здании» ─ 100% отметили, что комфортные условия проживания: работает душ, туалет в блоках.

  1. Как проводили свободное время?

Все 100% описали, как проводили свободное время и о своих любимых занятиях.

Подведя итоги анкетирования, я пришла к следующему выводу:

что, проживая в первых двух зданиях интерната, дети много делали сами: кололи и заносили дрова для отопления интерната; носили воду с речки; поддерживали чистоту и порядок не только в комнатах, но и в столовой, и в целом в интернате. Сажали и ухаживали за картошкой. По осени всегда собирали ягоду, которую сдавали в столовую и в течение года им готовили морсы.

Анкета №2 «Мой интернат ─ мой дом»

В анкетирование приняли участие 17 воспитанников, проживающих в настоящее время в интернате

  1. Сколько лет проживает в интернате?

1 год ─ 4 чел. ─ 24%

2 года ─ 3чел. ─ 17%

3года ─ 4 чел. ─ 24 %

Более 5 лет ─ 6 чел. ─ 35%

  1. Есть ли у тебя любимые места в интернате?

моя комната ─ 9 чел ─ 52%

холл ─ 100%

компьютерная комната ─ 10чел ─ 58%

  1. Охотно ли ты выполняешь поручения воспитателей?

да ─ 8чел. ─ 47%

не всегда ─ 7 чел. ─ 41%

не ответили ─ 2 чел. ─ 12%

  1. Нравится ли тебе участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий интерната?

да ─ 14чел. ─ 82%

не всегда ─ 2 чел. ─ 12%

нет ─ 1 чел. ─ 6%

  1. Нравится ли тебе жить в интернате

да ─ 15чел. ─ 88%

не очень─ 2 чел.─ 12%

  1. Хочешь ли ты сделать свой интернат лучше, красивее? Что конкретно ты можешь предложить по улучшению того, что окружает тебя в интернате?

живой уголок─ 9чел.─ 52%

разрисовать стены в комнатах─ 3чел. ─ 24%

купить еще телевизор ─ 3 чел. ─ 24%

Вывод: Из анкетирования и своего наблюдения я могу сказать, что детям нравится проживать в интернате и многие не хотят уходить из интерната на осенние, зимние и весенние каникулы. Интернат не закрывает свои двери на время этих каникул. Потому что в нашем интернате хорошие условия проживания и работают чуткие воспитатели.

Приложение 2

История интерната в истории судеб воспитанников – прошлых лет.

Логомына Анфиза Александровна

родилась 1951 году 26 апреля. Поступила в интернат в 1958 году, пошла в «0» класс. В Корликах окончила четыре класса. Заведующей интернатом и директором школы в то время была Николаева Клавдия Васильевна.

Воспитателями работали: Куклина Светлана Иосифовна, Савинова Валентина Ивановна, Малданова Елена Михайловна. В интернате проживало около 60 человек. В свободной от учебы время мы трудились в интернате, тогда мы все делали сами: заготавливали дрова, носили воду с речки, поддерживали чистоту и порядок не только в комнатах, но и в столовой, и в целом в интернате. Картошку сажали и ухаживали за ней тоже сами. По осени всегда собирали ягоду, которую сдавали в столовую. В субботу и воскресенье готовили завтрак, обед и ужин. Поваром работала в то время Клюшкина Екатерина, под ее руководством пекли пироги, жарили пирожки, лепили пельмени и многое другое.

Наш досуг тоже был интересен. Мальчики занимались в мастерской. В интернате были баяны и желающие учились на них играть, были и самоучки.

Девочки занимались вязанием салфеток, полотенец, вышиванием, рукоделием. Николаева Клавдия Васильевна давала нам списанные вещи, которые мы раскраивали, распарывали и шили из них носки, вязали варежки и другие вещи. Весной всегда ходили в походы, жгли костры.

Концерты на праздники мы тоже всегда организовывали сами.

Не нравилось только то, что домой нас не отпускали в интернатской одежде, и не разрешали разговаривать на родном языке.

Интересный случай: помню, когда я пошла в 0 класс, я почти не умела разговаривать на русском языке. Было первое сентября, нас привезли в класс, кстати, классов всем не хватало, занимались там, где было свободное место. Мы проводили, какое - то время с учительницей, затем нас кормили и отпускали домой. И после этого я подумала, что так и должно быть: пришла, покушала и домой. Так я ходила в школу целых три дня, а на четвертый меня поймали и поставили в угол в учительской. А я и не пойму за что, ведь русский я не знала. Спасибо одной девочке, которая объяснила мне, зачем ходят в школу. Вот какая история!

Затем поехали в Ларьяк, там закончила 9 классов, по окончанию устроилась на работу. В 1969 поступила в Ханты-мансийское медицинское училище.

Сейчас работаю фельдшером в Корликовской больнице. Общий стаж работы 41 год.

Каткалев Анатолий Петрович 1963 года рождении, пошел в школу в 1970 году. Интернат стоял на берегу реки. Заведующим интернатом была Токарева Тамара Сергеевна, а воспитателями Кривцов Алексей Федорович, Кривцова Людмила Ивановна, Токарева Анна Ивановна. Детей в интернате было около 100 человек. В интернате было 6 комнат. В каждой комнате проживало около 20 детей. Кормили нас хорошо. Всегда была рыба, мясо, ягода. Дети ягоду собирали сами. В 1976— 1978 гг. сами выращивали картофель, под руководством Молькина Ивана Дмитриевича. Огород тогда был на территории нынешнего банно-прачечного комбината. Молькин Иван Дмитриевич был ветераном Великой Отечественной Войны. Его все уважали и слушались, потому что он был добрый.

Директором школы была Колмакова Ольга Алексеевна, также она преподавала физику. Вместе с воспитателями и учителями мы ходили в походы, катались на коньках и лыжах, играли в различные игры. Помню, как-то на 23 февраля в школе был парад войск, строем с песней прошли маршируя. Играли в игру «Зарница».

В интернате жили дружно, серьезных нарушений не было. В интернате и в школе трудились все вместе: кололи дрова, носили воду, мыли посуду в столовой. У малышей отбой был в 20.30., а старшие ложились спать в 21.00.

Осенью собирали ягоды, грибы. Половину дикоросов сдавали в ПОХ, а остальное оставляли для себя.

Жили весело и интересно. Устраивали субботники, укладывали дрова, убирали территорию. Нас принимали в октябрята, в пионеры, в комсомольскую организацию. 19 мая зажигали пионерский костер. Школу окончил в 1978 г.

Могульчина Елена Викторовна.

Дата рождения 29 октября 1969 год.

Пошла в нулевой класс и интернат в 7 лет. Старый интернат стоял на берегу речки, по форме интернат напоминал букву «П». Комнаты были большие и просторные. Жило в них много детей. Воспитателями были: Токарева Тамара Сергеевна, Токарева Анна Ивановна, завхозом интерната был Зверев Владимир Георгиевич. В столовой работали Терещенко Людмила Ивановна, Колмакова Мария Николаевна.

В новый интернат перешли, когда училась во 2 классе, примерно в 1978 году. В интернате был узкий, длинный коридор и много комнат. Дети сами носили дрова, потому что отопление было печное. В обязанность старших мальчиков входило носить воду с речки в столовую. Под руководством Кривцова Алексея Федоровича был организован детский хор. Дети принимали активное участие в каждом праздничном концерте. Воспитателями в новом интернате работали Кривцова Людмила Ивановна, Сафонов Виктор Дмитриевич. Старшие дети шефствовали над младшими.

Во время учебы в начальной школе я была принята в октябрята, потом стала пионеркой. 19 мая ежегодно отмечали день Пионерии, в честь этого праздника жгли пионерские костры, пели песни, рассказывали стихи.

В 14 лет вступила в комсомольскую организацию. В новом интернате дети сами выбирали старосту интерната, старост комнат, которые следили за порядком, а также работали разные комиссии: санитарная, культмассовая, спортивная и трудовая.

Школу закончила в 1985 году. Поступила в педучилище, где проучилась 2 года. В 2004 году закончила училище искусств и

культуры в г. Тобольске. В настоящее время работаю в музее.

Приложение 3

Частичка сердца отдана детям интерната.

Чехомова Виталия Леонидовна

начала свою педагогическую деятельность в 1990 году, продолжая семейную педагогическую династию, моя мама – Чехомова Валентина Александровна работала раньше в этом интернате. С 1990 по 1996 г. проработала воспитателем в пришкольном интернате. Затем 4 года – заведующей интернатом. Начинала свою работу с Калмыковой Антониной Константиновной, которая стала моей первой наставницей. Я вспоминаю с благодарностью о своей наставнице, умевшей вовремя помочь в трудные моменты правильным советом или делом.

Детей было 35 - 37 человек. Несмотря на то, что детей было много, с ними было легче работать, общаться, сотрудничать. Дети уважительно относились к коллективу работников интерната. Хорошо была налажена шефская работа. За каждым старшим воспитанником закреплялся младший. Старшие воспитанники стирали, гладили, подшивали одежду младших детей, помогали им делать уроки, читали книги малышам. Жили дружно.

Да и в самом коллективе работников интерната были дружные отношения, никогда между собой не ссорились, всегда помогали друг другу. Дети брали с нас пример.

Дети охотно участвовали в процессе самообслуживания: носили воду, мыли полы в интернате, кололи, складывали дрова, следили за чистотой на территории интерната. Все это делалось для того, чтобы дети почувствовали, что интернат – это их родной дом. Девочек обучали тому, что им понадобиться в семейной жизни. Учили шить, вязать, готовить еду. В столовой в выходные дни, под руководством повара или воспитателя девочки учились готовить разнообразные блюда, выпечки. Пекли пироги из брусники, которую дети сами собирали осенью. Варили из ягоды компоты, морсы.

Были, конечно, и трудности в работе. Иногда дети убегали к родителям, которые останавливались вместе с оленями возле поселка. Приходилось искать их на временных стоянках родителей в лесу.

Настоящий праздник наступал для всех детей, когда их родители приезжали из леса. Сразу, по приезду из леса, родители спешили встретиться со своими детьми, забрать их домой. Привозили из леса гостинцы: мясо варенное, рыбу на палочке, хантыйский хлеб, пирожки с разной начинкой, ягоды, кедровые орешки. Дети угощали гостинцами друг друга и работников интерната. Многие родители привозили вязаные рукавицы, носки. У некоторых детей были шапки и верхняя одежда, пошитые родителями из меха.

В интернате традиционными были такие мероприятия, как День именинника, субботники, походы. Я проводила мероприятия с уклоном на профориентацию и правовую грамотность воспитанников. Часто проводила конкурсы, викторины, познавательные игры с целью расширения знаний и кругозора детей. Дети всегда активно участвовали в таких мероприятиях. Иногда сами организовывали и проводили конкурсы, викторины, игры.

Шишкова Ольга Ивановна

приехала в Корлики студенткой в 1992 году для похождения преддипломной практики в Нижневартовский КЗПХ. Поселок очаровал ее отдаленностью цивилизации, первозданной природой, дружелюбием односельчан. Получив диплом по специальности биолог – охотовед, Кировского сельхоз института, Ольга Ивановна возвращается в Корлики. В 1993 году председатель Комитета по образованию Нижневартовского района Ниязов И.К. назначает Ольгу Ивановну заведующей интернатом, так началась ее педагогическая деятельность. С первого марта 1994 года стала работать воспитателем интерната. Не имея опыта работы с детьми, постоянно повышала уровень образования через методическую литературу. Написала работу по теме: «Эстетическое воспитание детей в пришкольном интернате». Участвовала на конкурсе «Воспитатель года», заняла II место. Имея музыкальное образование, способности к рисованию Ольга Ивановна с первых дней взяла работу по привитию детям любви к прекрасному. Часто оформляла выставки рисунков, стенды с детской документацией, разрабатывала интересные сценарии. Вела видеотеку с мероприятиями, которые проводились в интернате с 1996-2001 года.

Особенно запоминались детям дни именинников. Дети ждали этого праздника, приглашали школьных друзей, родителей, учителей и просто желающих. Ольга Ивановна часто задерживалась после смены, чтобы помочь сделать уроки, поделиться дельным советом, подготовиться к мероприятию. Дети в интернате были активными, заинтересованные жизнью интерната. Педагогический коллектив как мог, старался компенсировать нехватку родительского внимания. Коллектив интерната понимал друг друга с полуслова, что помогало в работе, в проведении мероприятий. Ольга Ивановна считает, что ей повезло в том, что она работала с дружным, сплоченным, единым, задорным коллективом.

Ольга Ивановна человек необычный, добрая и мягкая по натуре, отзывчивая, трудолюбивая, обязательная, аккуратная в работе. Она до сих пор поддерживает связь с выпускниками интерната, интересуется их судьбой.

Постепенно Ольга Ивановна перешла работать в школу учителем биологии и химии.

Токарева Ирина Владимировна родилась 8 апреля 1969 года в селе Тулугановка Астраханской области. После окончания Пойменской школы Ирина Владимировна поступает учиться в ПТУ-4 г. Астрахани и получает профессию портного верхней одежды.

В 1988 приезжает в село Корлики, выходит замуж за Токарева Олега Ивановича. Трудовую деятельность начинает в качестве рыбака-охотника. С мужем уезжает в лес, начинает познавать жизнь на стойбище. А дети подрастали и должны были идти в школу. Ирине Владимировне пришлось оставить мужа в лесу, а с детьми переехать жить в поселок.

В 1995 поступает учиться в Нижневартовский Государственный педагогический институт на факультет ПИМНО и в этом же году переходит работать в интернат в качестве заведующего.

Свою работу начала с воспитателями: Чехомовой В.Л., Шишковой О.И., Юткиным Н.И., Прасиной Н.Т., помощниками воспитателями работали Колмакова М.Н. и Аликина И.П.. Опыт проживания в интернате, богатый творческий потенциал и любовь к детям помогали Ирине Владимировне в работе. Заведующая интернатом смогла организовать коллектив воспитателей, стремящихся к постоянному усовершенствованию своего мастерства. В интернате воспитанники стали проявлять активность через самоуправление. Детский коллектив превращался в корабль «Улыбка», капитан Немирова Ирина, боцман Кайкалесов Яша, остальные воспитанники матросы.

В интернате организовали работу с детьми по направлениям: культурно-массовое (отв. Шишкова О.И.), трудовое (отв. Токарева И.В.), учебная (отв. Чехомова В.Л.), спортивная (отв. Юткин Н.И), возрождение национальных традиций народа ханты (отв. Прасина Н.Т.), имея за плечами профессию портного верхней одежды, Ирина Владимировна учила детей шить. Дети полюбили Ирину Владимировну, делились с ней секретами, просили совета называли ее «Большой мамой».

Работа заведующего требовало много времени, а у Ирины Владимировны подрастали трое детей, которым мама нужна была больше дома, поэтому она в 1997 году переходит работать воспитателем. С 2004 года и по настоящее время работает воспитателем детского сада.

Хромова Лариса Михайловна

родилась 17 июня 1963 года в с. Корлики. Окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище в 1983 году по специальности учитель начальных классов. В 2002 году Санкт-Петербургский педагогический университет имени А.И. Герцена по специальности культуролог с дополнительной специальностью истории. Начала работать в посёлке Синегорье Алданского района Якутской АССР с 1989 по 1996 год воспитателем детского сада.

В 1997 году переехала в Корлики и устроилась на работу в интернат воспитателем. С 1998 по 2004 г. работала учителем родного языка; с 01.09.2000 по 01.09 2002 гг. — заведующая интернатом.

Начала работать в новом интернате, который был сдан в эксплуатацию в марте 1997 г, то есть накануне моего приезда. Поразило меня очень то, какой был это интернат ковры, игрушки, игровые, отдельные блоки для девочек, мальчиков. В каждом блоке картины, цветы. Детей в то время было 25-27. Помимо проживающих в интернате были и приходящие воспитанники. Воспитателями работали Юткин Николай Иванович, Прасина Нэля Тимофеевна, Прасина Виталия Леонидовна и Шишкова Ольга Ивановна

Часто с воспитанниками ходили в походы, проводили дни именинника. В интернате работал кружок ДПИ, который вела Нэля Тимофеевна.

С Прасиной Нэлей Тимофеевной сами выросли в интернате, только на много раньше, то есть в 70-е годы. Корлики в те времена были глухой деревушкой: ни телефонов, ни холодильников. Условия проживания в интернате были другими: воду носили, посуду мыли, кололи дрова. Беседуя с детьми, часто рассказывали им о том, как мы жили в интернате в своё время, как нужно бережно относится к тому, что они имеют. Запомнилось то, что в те годы, когда я работала в интернате, там не было своей бани. Мы ходили в сельскую баню. Баня была холодная, воду закачивали с реки. Потом та баня сгорела. Где мы только не мыли детей и не стирали им бельё после этого: топили маленькую баньку по улице Центральной. После того как построили прачечную, стали купать детей там. Очень часто в интернате перемерзала и засорялась канализация.

Удивительно, но в помощи ни кто никто, ни отказывал. Это и покойный Сильченко Вячеслав, это и Труфанов Валерий Геннадьевич. Затем стараниями Плотниковой Клавдии Николаевны в интернате был произведен капитальный ремонт. Сейчас условия проживания в интернате прекрасные.

25

Просмотров работы: 867