НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЛЕЗГИНЫ. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЛЕЗГИНЫ. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ.

Рагимова С.Я. 1
1МБОУ города Астрахани " СОШ№35"
Климешина И.В. 1
1МБОУ города Астрахани " СОШ№35"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Данный проект посвящается истории моего народа - лезгины. По данным переписи населения 2010 года численность населения Астраханской области составило 1 010 700 человек, из них лезгины 4246 (0,5 %).

Я, Рагимова Сенем, являюсь представительницей древнего рода лезгинов, выходцев из Дагестана, село Куруш.

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Эта непреложная истина стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России.

В своей работе мне бы хотелось обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Астраханской области на примере моего народа лезгины. А также мною преследуется цель внести свою лепту в подготовку материалов для книги «История лезгинского народа». Материал, который я изучу, соберу, будет представлен в Астраханский центр народной культуры для дальнейшей работы по изучению истории народа лезгинов, проживающих на территории Астраханской области и всей России. В нашей школе много раз проводились мероприятия на тему: «Астрахань – многонациональная», в котором мы, ученики, принимали участие вместе со своими родителями. Рассказывали о традициях, заложенных в своих семьях. Начиная работу над данным проектом, я поставила перед собой цель, как можно больше узнать о традициях своей семьи и своего народа лезгины.Вовремя работы над проектом я изучила различные литературно- документальные источники, которые помогли мне узнать много полезной информации. В словаре- справочнике Агеева, Р. А. «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы» изложен весь материал очень кратко, который помог мне в дальнейшем , опираясь на данные тезисы рассмотреть из других источников более подробно многие интересующие меня вопросы. Из материалов К. В. Тревер. «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э.-VII в. н.э.» я узнала историю культуры албанов с IV в до н э и о завоевание Закавказья арабами которое положило конец государственности Албании, но не ее культурной жизни Здесь же я узнала много информации об историческом становление государства Дагестан и борьбе моего народа за свободу.

Цель проекта: познакомиться с историей народа лезгины и исследовать особенности культурных традиций.

Задачи:

1.Узнать из различных источников историю развития древнего народа лезгины; исследовать основные этапы развития культурных традиций.

2.Рассказать сверстникам о своем народе (лезгины) и его культурных традициях.

3.Представить национальные промыслы и особенности кулинарных изделий домашнего приготовления.

4.Рассказать о национальных традициях своей семьи

Целью практической части работы:

является сбор материалов для мультимедийного пособия по теме «История лезгинского народа», которое можно будет использовать на уроках по краеведению Астраханской области и народов Кавказа; в дальнейшем предложить материалы для создания книги «Астраханские лезгины», методическому центру народной культуры.

Актуальность:

Сегодня очень остро стоит в мире вопрос о сохранение обычаев и культурных традиций малочисленных народов. Необходимо обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Астраханской области

Гипотеза: умение хранить и приумножать традиции и культуру своих предков, представителей разных народностей – это не только умение чтить прошлое, настоящее, но и умение воспитать культурное, толерантное общество будущего поколения нашей страны

Объект исследования:

члены моей семьи, сверстники, народ лезгины.

Предмет исследования:

история и культура народа лезгины.

Методы исследования:

1.сбор информации

2.исследование семейного архива

3.работа с Интернет-ресурсами

4.анализ полученных материалов

Этапы работы:

1.информационный: подбор материала из семейных архивов, интернет сайтов, документальных и литературных источников.

2.практический: работа с источниками, анализ, реферат, создание мультимедийного пособия к урокам краеведения.

3.участие в организации проекта по созданию книги «Астраханские лезгины»

Глава 1.

1.1.История лезгин

Итак, свое исследование я начала с изучения этнонима «лезгины». Вокруг вопроса о происхождении этнонима «лезгины» до сих пор идут споры. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи». В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. Нынешние лезгины сами себя называют лезги (ед.ч.), лезгияр (мн.ч.). Термин «лезги» в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». Персидский историк Рашид ад-Дин, живший в XIII веке, впервые употребил термин «Лезгистан» в общедагестанском значении. Этим же термином назывался Дагестан у восточных авторов. Применительно к нынешнему народу термин «лезгины» стал употребляться с конца XIX — начала XX века, используя экзоэтнонимические традиции азербайджанцев по отношению к дагестанцам и прежде всего к собственно лезгинам. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Лезгинский народ является одним из древнейших народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества .

Итак, я узнала, что лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена Дербентская крепость. На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории. В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

1.2.Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов. Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары. Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

1.3.Ремесло

Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Это называется ремеслом.А какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Стучат молоточками чеканщики, прядут ковры пряхи, расписывают вазы художники. У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство – традиции. Ремесло – это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.Я узнала, что у лезгинов самое широкое распространение имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14–15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.

В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники. А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик. Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.

С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом – дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы – чатухъан, которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!

В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы.

Глава 2.Культурные традиции народа лезгины.

2.1.Одежда

До трех лет детям надевали различные обереги – амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник – хириган. Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок – мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков – по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед. Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи. С конца XIX в. у лезгинок появились платья – булушка. Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Волосы женщины прятали под чутхой – плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки – шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками. Лезгинские женщины носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Красота женщин вместе с другими признаками (стройность, черные глаза и брови) определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу, было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй» («Чтоб ты с одной косой осталась»).

2.2.Пища

Из источников я узнала, что входило в рацион питания моих предков.В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом – больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное. Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба – хьар, тандыр или садж. Хлеб в основном пекли из пресного теста – он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили комба – вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей. Широко распространено было толокно (сав) – мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил – каша из пшеничной муки. Когда научились печь хлеб, хешил, как ритуальное блюдо,готовили при рождении ребенка. Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду – халву: Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей.Из напитков у лезгин был распространен тIач – приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами (теплыми овчинными шубами). Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Пили родниковую воду, молоко, кефир (маст).Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость – сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно.Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате – хзандин кIвал (семейная комната). На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос (сини) с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку. И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым. Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи. Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины – позже в хозяйственной. Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой. Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми. Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь.Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии.

2.3.Культура

Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка», который после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин. (1867 г.)В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар. Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

2.4.История танца лезгинка

Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Искусство - это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка - танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка отражает и сохраняет в себе все - прикладное искусство - костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку - богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми.

2.5.Обереги и праздники

Наряду с Исламом в лезгинской культуре сохранились элементы языческих верований. По сей день в быту у лезгин проявляются удивительные явления и предметы, обычаи и обряды, которые глубокими корнями уходят в далекую древность. В высокотехнологичный 21 век можно наблюдать удивительные причуды старины, отпечатки прошлого, и это еще раз показывает, насколько разнообразны и неповторимы уголки Земли, одним из которых является край лезгин. Еще в доисламские времена, когда человек не мог описать законов природы, он приписывал все божественным духам. Лезгины их называли джинами, которые чаще были злыми, чем добрыми. Поэтому естественно, чтобы уберечь себя и близких, делались всевозможные обереги. Например, если строился дом, то обязательно нужно было повесить на стену предметы посуды. Это должно было сулить новоселам счастье и благополучие. До сих пор на лезгинских домах можно встретить этот древний «адат».В качестве оберегов лезгины также использовали колючие растения. Возможно, это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы, злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. Дом могли украшать причудливые деревянные коряги, камни, рога животных, и даже, целые их головы. Очень красиво смотрелись предметы холодного оружия: шашки, кинжалы, ножи. А некоторые умельцы вырезали из дерева различных зверей и птиц. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания соли. Когда кто-либо заболел, то это приписывалась к «сглазу». Тогда вокруг головы больного проводили щепотку соли, читали молитву и просили отвести этот «сглаз». Далее точно также проводили солью над огнем, и это символизировало о том, что тот, кто наводит «сглаз» должен гореть в Аду. В те далекие времена, когда человек не мог описать природные явления, всякое аномальное явление воспринималось как что-то сверхъестественное. Например, причудливые деревья считались святым местом. Святые места у лезгин называются – пир. Такими «пирами» могли быть различные источники воды, огромные валуны и даже целые горы. В эти места совершались паломничества, туда приносили милостыню, просили о помощи, молились. В моей семье почитают традиции предков и отмечают обрядовый Ураза-Байрам. Ураза-Байрам-это один из самых главных праздников у мусульман. В нашей семье по традиции каждый год отмечается этот праздник. В этот день надо одевать самую лучшую одежду, готовят традиционные блюда долма, бешбармак, плов, а также много сладостей; накрывают праздничный стол, приглашают в гости соседей, родственников и друзей. В этот день дети ходят по домам, поздравляют и им раздают сладости. А взрослые навещают родителей, старых и больных, посещают кладбища, поминая усопших.

Глава 3. Практическая часть

1.Изготовление лезгинского хлеба.

Чтобы узнать, как готовить лезгинский хлеб, я перечитала различные источники и попросила маму мне рассказать об особенностях приготовления хлеба и национального блюда.

Хлеб «Чар- ава- фу»

Для приготовления мне понадобилось:

Мука пшеничная — 500 гр.

Масло топленное — 200 гр. соль по вкусу.

Главное — это замесить обычное тесто из муки, соли и воды. Дать отстояться полчаса. Разделить тесто на две части. Раскатать тонкий пласт и смазать его маслом, скатать в рулет, а сам рулет собрать по кругу. Тоже сделать и с другой частью. Для приготовления разогреть сковороду. Собранный по кругу рулет раскатать по форме сковороды, будущий лаваш хаотично потыкать вилкой. При жарке лаваш надо постоянно переворачивать. На готовый лаваш брызнуть немного воды.

2. Кавказские джурабы .

Также я решила попробовать себя в роли мастерицы. Мама рассказала мне, как раньше девушки вязали себе теплые вещи из шерстяных нитей. С помощью моей мамы я научилась изготовлять национальное изделие из шерсти (Кавказские джурабы).

А это блюдо называется хинкал. Его я тоже научилась готовить самостоятельно.

Итогом моей информационной работы над проектом стало выступление на уроке музыки, где я рассказала своим сверстникам о культурных традициях моего народа, мы послушали национальную музыку лезгинов. А на уроках технологии приготовили национальное блюдо.А еще в подшефном 4 в классе я показала детям мультимедийное приложение « История народа лезгины» и научила их танцевать лезгинку.

Заключение

Подводя итоги работы, хочу отметить, что сохранение многообразия национальных культур является важной задачей современного общества. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом. В своей работе я не исследовала тему борьбы народа лезгинов за свою свободу, но все-таки в заключении хотела отметить следующий факт, что в годы Великой Отечественной войны лезгины, наряду с другими народами Советского Союза, защищала общую родину в рядах Красной Армии. Некоторые из лезгин (А. М. Алиев Э. Б. Салихов) получили звание Герой Советского Союза. Кроме того, уроженец Азербайджана, лезгин Махмуд Абилов стал единственным боевым генералом из представителей дагестаноязычных народов и одним из двух в Азербайджане, получившим звание генерал-майора в годы Великой Отечественной войны.

Среди добровольцев был и мой прадедушка Вагабов Джумар Мурадханович. ( родился в 1921 году). Воевал в рядах Красной армии. Погиб 22 сентября 1944 года в хуторе Урзас Латвийской ССР. Похоронен в Братской могиле. Данная работа помогла мне узнать историю своего народа и рассказать о нем и его традициях своим сверстниках. Я считаю, чем больше мы будем знать о народах, живущих в нашей стране и за рубежом, тем меньше будет межнациональных конфликтов на нашей земле.

Подведем итоги.

1.Работая над проектом, я узнала историю своего народа, начиная с X века, узнала о первых поселениях, о том, как мой народ боролся за право жить, соблюдая традиции своих предков.Я прочитала много информации о развитии культуры народа лезгины.

2.Материалы, подобранные к проекту можно использовать в создании книги «Астраханские лезгины». Материал будет передан в копилку методического центра народной культуры.

3.Это будет следующий этап работы над проектом. Данный материал можно использовать на уроках краеведения по Астраханской области и народов Кавказа. Подготовленное мультимедийное приложение пополнит методическую копилку школы.

Литература

1. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э.-VII в. н.э. — Изд-во Академии наук СССР, 1959. — С. 47.

2.Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 487.

3. Л.И. Лавров Лезгины // Народы Дагестана: сборник статей / ред. М.О. Косвен, Х.-М.О. Хашаев. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 103.

4. Владилен Гадисович Гаджиев. Сочинение И. Гербера "Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся" как исторический источник по истории народов Кавказа. — Наука, 1979. — С. 148.

5.Амри Рзаевич Шихсаидов. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв., как исторический источник. — Наука, 1984. — С. 358.

6.Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 376.

7.Агеева, Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — Academia, 2000. — С. 197-199. — ISBN 5-87444-033-Х.

8.Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 378.

9.А. А. Бутаев «Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского/первая треть XVIII века». Махачкала-2006

10. Детская энциклопедия РОСМЕН. Народы России (Москва 2012)

19

Просмотров работы: 4300