ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ НАРОДА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ НАРОДА.

Яруллин А.Ю. 1Яруллин С.Ю. 1
1
Миниярова Р.Ф. 1Яруллина Р.К. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В нашей деревне каждый год проводится праздник «Шежере байрам». От мамы мы узнали, что слово «шежере» переводится с арабского языка как «родословное дерево». Оно считается у башкир ценным документом и по нему можно узнать много интересного. Своим шежере люди всегда дорожили, оно хранилось у самых уважаемых старожилов аула и передавалось из поколения в поколение.

Родословное, илигенеалогическое древо — схематичное представлениеродственных связей,родословной росписив виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указываетсяродоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные егопотомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными)

Проблема исследования: если каждый из нас будет хранить в памяти и передаст другому поколению историю своей родословной, значит мы будем бессмертны, ведь история семьи – это частица истории страны.

Объект исследования: особенности связи истории семьи с историей народа.

Предмет исследования: история семьи – история народа.

Цель моего исследования: изучение страниц жизни семьи.

Гипотеза исследования: если каждый учащийся изучит шежере, то будет знать не только историю своей семьи, но и историю своего народа и страны.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Собрать информации о жизни своих предков, по которой можно увидеть историю семьи, почувствовать их мир, в котором существовали родственники.

2. Работа с семейным архивом.

3.Провести интервьюирование по интересующим вопросам родственников.

4.На основе исследований углубить знания по родословной семьи Каймирасовых.

Методы исследования: анализ документов и письменных воспоминаний, интервьюирование.

  1. Наша семья

Мы, Яруллин Арслан Юлаевич, Яруллин Салават Юлаевич, ученики 3В и 1В класса «Башкирского лицея №136 имени М.Искужина». Родились в Уфе, Республика Башкортостан, но своей родиной считаем родину Салавата Юлаева, Салаватский район, где живут наши дедушка и бабушка. Там родилась наша мама Яруллина Рима Кимовна.

  1.  
    1. Каждый должен знать семь поколений своего рода

В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Наиболее древними были, например, племена Бурзян, Кипчак, Усерген, Юрматы, Табын, Мин, Катай и другие. У башкир существовал обычай писать историю своего рода. Она называлась родословной. В родословной указывались все члены рода по мужской линии: точно и полностью обозначалась родственная связь поколений одного рода. По родословной записи можно было узнать о предках и о потомках любого человека из данного рода. И по сей день бытует мнение, что каждый должен знать историю своего народа, помнить имена своих предков до семи поколений.

Наш интерес к шежере (родословной)

Каждое дерево питается подпочвенными водами родной земли. Они невидимы, эти соки. Порою кажется, что их вовсе нет. Просто растет себе дерево и растет. Зеленеет, покачивается на ветру его широкая крона. Но попробуйте подрубить корни. Дерево зачахнет, погибнет. Так и человек. Народ в целом. Люди должны знать свое прошлое, свои корни, свои истоки.

В последние годы люди снова стали интересоваться своим прошлым. Еще когда мы ходили в садик, составляли маленькое генеалогическое древо. Там мы указывали маму, папу, бабушек и дедушек. При составлении этого древа нам было интересно посмотреть у кого сколько было детей, кого как звали, кто где работал. Мама сказала, что позже попробуем это сделать. В летние каникулы мы ездили в деревню Идельбай (Салаватский район, Республика Башкортостан) к бабушке и дедушке. Там каждый год проходит праздник «Шежере байрам»(«Праздник родословной или семьи»). Каждая семья делает свою родословную, у нашей семьи тоже есть родословная, которую сделали мама и карттай (дедушка). Эта родословная начинается с имени Идельбай (1630г.р.), первого переселенца деревни Идельбай (деревня основалась 1685г.) Салаватского района. Эти сведения получены из государственого архива города Уфы. На этом дереве мы нашли дедушку, маму и себя. Было очень интересно узнать, что мы в этой родословной - 12-е поколение. Оказывается у нас так много родственников. Еще карттай сказал, что каждый из нас должен знать 7 поколений. Именно поэтому мы решили провести работу и изучить свой род, попробовать собрать информацию о 7 поколениях.

Мы с мамой вместе составили родословную со стороны бабушки. К большому сожалению, бабушка знает только свое 5 поколений, а мы получается 7-е поколение. Предки со стороны дедушки были безграмотными крестьянами, а со стороны бабушки - образованными людьми.

  1. История рода Каймирасовых

Мы хотим рассказать о роде Каймирасовых, где есть известные люди не только в Башкортостане, но по всем городам и республикам бывшей СССР.

Каймырас Янышев (1822г.р.) был муллой в деревне. От его имени пошла фамилия Каймирасовых, которая очень редко встречается. Его сыновья Хуснутдин, Камалетдин, Хисаметдин и остальные дочери.

От Камалетдина родились Салахетдин, Агалетдин, Нажметдин, Гирфан. Нажметдин был муфтеем в деревне.

Сыновья Нажметдина: Ғималетдин, Ямалетдин, Низаметдин. Ғималетдин и Ямалетдин погибли в Великой Отечественной войне.

Низаметдин (1903г.р.) закончил три высших учебных заведения: общественное отделение Уфимского рабфака, Саратовский финансово-экономический институт (на красный диплом), Ленинградский сельхоз институт (тоже на красный диплом). Таким образом, в свои 27 лет получил профессию “Экономист высшего ранга” и вернулся на родину. Работу начал в Народном комиссариате по финансам, потом его повысили помощником управляющего Государственного банка Башкортосана. В 1934 году в возрасте 31 год он был убит, предположительно из-за занимаемой должности.

Ямалетдин – дедушка мамы, наш прадедушка, у него остались семеро детей, но в тяжелые годы войны 6 из них умерли от голода. Осталась только наша бабушка Сиражетдинова (Каймирасова) Сания Ямалетдиновна. Бабушка всегда говорит: “Мы – дети войны. У нас детство не было, мы сразу повзрослели. Сейчас жизнь прекрасна, только надо правильно жить”. Ей в этом году исполнилось 80 лет.

У Ғималетдина остались 6 детей: Тансылу, Айсылу, Сулпан, Урал, Узян и Марс. Самая старшая Тансылу в 1938 году окончив 8 классов, поступила на второй курс Педрабфака в Уфе, но в том же году рабфак был ликвидирован, и она поступила в Уфимский геологоразведочный техникум на геофизическое отделение. 1943 году окончила техникум и была направлена в Алма-Ату, в геологическое управление Казахской ССР. Через год к себе забрала мать, сестренку Айсылу и маленьких братьев: Урал, Узян, Марс. А 17-летний Сулпан, старший из братьев, в 1942 году ушел на фронт. Из воспоминаний автобиографического мемуара“Годы и дороги”, опубликованной в журнале Литературный Башкортостан (2003г.,№2,3, 2004г.,№2): “В 1944 году, в Атасуйской геофизической партии, нас – Каймирасовых работало 5 человек: я, в качестве начальника отряда, сестра Айсылу – оператором, Урал – помощником топографа, Узян – любивший лошадей, был конюхом, возчиком, мама – поварила.»

Каймирасова Тансылу Гималовна участвовала в открытии и разведке новой минерально-сырьевой базы в Центральном Казахстане, основой которого является Жайремская и Ушкатынская группа месторождений. В 1958 году окончила Казахский горно-металлургический институт. Она кандидат геолого-минералогических наук, работала в Институте Геологических Наук АН КазССР.

В 1977 году за открытие и разработку полиметаллического месторождения Жайрем, в числе других геологов Каймирасовой Т.Г. была присуждена Государственная премия СССР.

Решением коллегии Министерства Геологии СССР от 22.03.79г. за открытие полиметаллического месторождения Каймирасова Т.Г. награждена дипломом и нагрудным знаком «Первооткрыватель». Диплом №1262. 29-го апреля.

Автор около 50 научных работ. Воспоминания о семье, работе напечатала в журнале «Литературный Башкортостан», №2,3 за 2003г. и в №2 за 2004г.

Каймирасова Айсылу Гималовна также участвовала в открытии и разведке новой минерально-сырьевой базы в Центральном Казахстане, основой которого является Жайремская и Ушкатынская группа месторождений. В 1961 году Айсылу окончила Политехнический институт в качестве горного инженера-геолога, после окончания института была приглашена в сектор литологии Института геологических наук АН КазССР.

Она первая в институте стала осваивать исследовательскую работу. На электронном микроскопе Айсылу стала разрабатывать методику исследований золотоносных сульфидов с невидимым золотом.

Устанавливала форму нахождения золота в пиритах и арсенопиритах, механизмы их образования, которые необходимы для нахождения способов извлечения золота из пород. Она впервые в Союзе устанавливала, что основная масса золота в сульфидах находится в самородном состоянии, в виде мельчайших включений. Её научные труды публиковались в научных журналах, сборниках. Автор около 30 научных работ. На основе всех своих научных материалов она 29.04.1976 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Тонкодисперсное золото в сульфидах»

Каймирасов Сулпан Гималович вернулся с фронта и начал работать сестрами вместе. В Казахстане именем Сулпан называли девочек, поэтому он поменял свое имя на Дмитрий. В 1961 году успешно окончил Политехнический Институт и был зачислен по конкурсу в НИИ минерального сырья, при Министерстве геологии КазССР (КазИМС). Кандидат геолого-минералогических наук.

Каймирасов Урал Гималович закончил Казахский Государственный Университет в качестве журналиста и работал корреспондентом в газете «Ленинская Смена»

Каймирасов Узян Гималович окончил механический факультет Сельхозинститута и работал в НИИ автотранспорта.

Каймирасов Марс Гималович поступил на геолого-географический факультет Казахского Государственного Университета. После окончания ВУЗа работал в Институте гидрогеологии. Он тоже успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В трудные военные годы выходцев из глубокой башкирской деревни, всех членов семьи Каймирасовых, щедрые казахские степи встретили хорошо. Там все они нашли своё счастье. Каймирасовы, шесть человек, получили высшее образование, а четверо из них стали кандидатами наук.

Они не только занимались наукой и экспедициями, а были очень культурными, эрудированными людьми. Сохранилитесную связь с Родиной, переписывались, приезжали в гости. Несколько писем хранятся у бабушки до сих пор. Есть фотографии с мамой, бабушкой, где мама была маленькой. Интересовались национальной культурой, хорошо пели башкирские народные песни, играли на музыкальных инструментах.

Из воспоминаний: “В октябре 1976 года прошли дни литературы Башкортостана в Казахстане. Наш Урал, как журналист, встречал и провожал по городу гостей из Уфы. Приехали: Сэйфи Кудаш, Мостай Карим, Зэйнэп Биишева, Г. Рамазанов, Р. Хакимов, М. Гали, Р. Сафин, Я. Хамматов, Ш. Биккол, А. Атнабаев, А. Филиппов, М. Карамов. Мы с Айсылу получили развёрнутые автографы от каждого из них, а Уралу Сэйфи Кудаш подарил банку башкирского мёда. В те дни в Алма-Ате стояла прекрасная погода: было тепло, солнечно. В «Вечерней Алма-Ате» (16.10.76) вышла большая статья нашего Урала о торжественном открытии Дней башкирской литературы в Казахстане, под названием «Когда сливаются души народов»”

Хорошо были знакомы с народным поэтом Башкортостана Рами Гариповым, народным артистом Башкортостана и РСФСР Хамитом Яруллиным, инженер-нефтяником Акрамом Закировым. Когда очередной раз приезжали на Родину, по инициативе Акрама Закирова встретились с известным писателем, поэтом Рашитом Шакуровым. Он расспрашивал у них о жизни.

Позже он написал им письмо: «Наша встреча с вами оставила в моей душе незабываемый след. Вы, как пять пальцев на руке – пять родных людей. Я обрадовался тому, что на свете есть такие прекрасные люди, как вы, такие красивые башкиры – мои родичи». Рашит Шакур опубликовал в журнале “Башҡортостан ҡыҙы” статью “Таңһылыу һәм Айһылыу”.

С 14 по 15 июня 2002 года в г. Уфе состоялся II Всемирный курултай башкир, среди приглашенных гостей была Айсылу Каймирасова и она выступила на этом съезде. Ее выступление опубликовали на районной газете “Йүрүҙән”.

Практически всю жизнь жили вдалеке от Родины, но родной – башкирский язык не забыли. “Когда приезжали, разговаривали только на башкирском и письма писали тоже только на башкирском языке”, говорит наша бабушка Сания, единственная родственница Каймирасовых.

Когда мы с мамой начали эту работу разобрали много материалов: рассмотрели фотоархив бабушки, перечитывали письма, ознакомились статьями, опубликованными в разных газетах и журналах, а также изучали информации через интернет. В википедии нашли материал только о Тансылу Каймирасовой.

Каймирасова, Танслу Гималовна

Род деятельности:

геология

Дата рождения:

4 ноября 1923 (92 года)

Место рождения:

д. АркауловоМесягутовского кантона БАССР (Салаватский район РБ)

Гражданство:

СССР → Россия

Награды и премии:

 

В интернете также обнаружили ошибку, там пишется: «Семья: муж, сын Урал, внуки, правнуки». Но Тансылу и Айсылу замужем не были, Урал -их родной брат, внуки, правнуки – это дети родных братьев.

В Энцеклопедии Башкортосана также есть информация.

Каймирасова Танслу Гималовна [р.4.11.1923, д.Аркаулово Месягутовского кантона БАССР (Салаватский р-н РБ)], горный инженер-геолог. Канд. геол.-минералогич. наук (1972). Окончила Казах. горно-металлургич. ин-т (1958). С 1943 работала в г.Алма-Ата в Казах. геофиз. тресте: нач. магниторазведочного отряда, с 1949 нач. геофиз. партии, с 1958 геолог Атасуйской геофиз. эксп.; с 1960 в Ин-те геол. наук им. К.И.Сатпаева АН Казах. ССР (с 1975 ст. науч. сотр.). Науч.-производств. деят сть связана с поиском и разведкой районов железомарганцевого и свинцово-цинкового оруденения Центр. Казахстана, изучением связи металлогении с составом и глубинным строением земной коры и верхней мантии. Автор ок. 50 науч. работ. Лауреат Гос. пр. СССР (1977).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БАШКИРИИ → ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ СССР, РФ

ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ СССР, РФ— ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ СССР, РФ, лица, награжденные за выдающиеся достижения в обл. науки и техники, лит-ры и иск-ва, за достижения в труде. Премии присуждались ежегодно с 1967 в годовщину Окт. рев-ции с вручением диплома и нагрудного знака. Л.г.п. являются также лица, к-рым в 1941-52 присуждена Сталинская премия (установлена пост. СНК СССР 20.12.1939).

1977Каймирасова Танслу Гималовна.

Также ее статья была выдвинута на Бунинскую премию.

Бунинская премия

 

Учредитель

Московский гуманитарный университет, Общество любителей российской словесности, Национальный союз негосударственных вузов, Национальный институт бизнеса, Институт современного искусства

Основание

2005

Сайт

Официальный сайт

СПИСОК АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ВЫДВИНУТЫХ НА БУНИНСКУЮ ПРЕМИЮ 2008

25.Каймирасова Танслу Гималовна.Годы дороги // Литературный Башкортостан. 2003. №2. С. 54-62. (номинатор: доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Шакуров Рашит Закирович).

Заключение

В ходе исследований мы поняли, что у поколения мамы рождалось по 2 детей. Иногда рождалось 3 детей, но очень редко. А вот поколения наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и выше по родословной уже по 5-7 детей. Так что очень интересно посмотреть, сколько детей будет в нашем поколении.

Еще мы поняли, что фамилия раньше менялась от поколения к поколению. То есть фамилия зависела от имени предка.

Итак, посмотрим в научной точке зрения, что такое шежере. Шежере (шэжэрэ, шежире) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир и казахов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью. Изначально шежере существовали в устной форме и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде. Шежере служат источником исторической информации. У многих народов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своих предков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным для жителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что такое шежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как "генеалогическая летопись".

Знакомясь и изучая краткую и первую летопись нашего рода, мы многое узнали о своих корнях. Судьбы наших родственников тесно переплетаются с судьбами других людей. Это история не только нашей семьи, но и нашей страны. В будущем мы хотим подробнее изучать эти документы, внести новые данные. Все родственники Каймирасовы живут в Казахстане. Связь с ними была только через Тансылу Каймирасовой, которая умерла в апреле 2016 года, ей было 93 года. Сейчас мы с мамой через интернет ищем других родственников Каймирасовых. Надеемся, у нас все получится. Молодое поколение, то есть мы, должно знать своих предков, жизнь своих родителей и родственников

Литература

  1. Каймирасова Т.Г. Годы и дороги/ «Литературный Башкортостан», №2,3 за 2003г. и в №2 за 2004г.

2. Кузеев Р.Г. Родословная башкир/ Р.Г Кузеев. – М.Наука,1974.

Глава I.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа/ Р.Г.Кузеев. – М.Наука,1974

4. Янгужин Р.Г. Из истории башкирских племён/ Р.Г.Янгужин. - Уфа, «Китап»1995.

Просмотров работы: 709