ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ № 48» ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РОДНОГО УРАЛА (Г. НОВОУРАЛЬСК)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ № 48» ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РОДНОГО УРАЛА (Г. НОВОУРАЛЬСК)

Курин М.В. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Мезенина Н.В. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей среды представляет собой одну из важнейших функций любого государства и является главным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Городское население, особенно дети, все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования позитивных ощущений, восприятий, представлений. Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности. Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших грязных улиц, вытоптанных газонов, поломанных деревьев и кустарников. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познания природы, формирования экологически направленного поведения в природном окружении. История организации экологических маршрутов в окружающей природной среде насчитывает уже более полувека. В разных странах они называются no-разному; тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Как правило, их маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Протяжённость познавательных троп рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней. В России впервые такие маршруты начали создавать в Прибалтике. Большую популярность они получили в Эстонии.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, поэтому основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Сохранение природы для потомков является важной задачей, поэтому велика роль экологического образования и воспитания населения страны, в котором немаловажная роль принадлежит организации экологических троп.

Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.

Назначение экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, дли формирования культуры поведения человека в окружающей среде. Причем здесь в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодежь, и особенно школьного возраста.

Экологическая тропа рассчитана на многие категории посетителей. Кроме педагогов, воспитателей, учащихся школ, ее посещают и студенты, и дети старших групп дошкольных учреждений, и отдыхающие (туристы).

Большое значение имеет тропа для учащихся средних школ. Они овладевают на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии), а также:

1) изучают объекты и явления природы;

2) познают виды природопользования;

3) приобретают опыт взаимодействия человека и природы;

4) пропагандируют идеи охраны природы среди населения.

По сути, экологическая тропа - это учебно-просветительный кабинет в природных условиях.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время, в том числе и для местного управления.

Школа – это не только бесконечные уроки и домашние задания, но еще и экскурсии....

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.

Обеспечение органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды является одним из направлений деятельности Администрации г. Новоуральска.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Привлечение внимания учащихся МАОУ «СОШ №48» и населения района к экологическим проблемам территории, вовлечение населения в социально-значимую природоохранную деятельность. Создание единого культурно-экологического пространства школы, района и города через различные модели взаимодействия местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.

3 РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Описание экологической тропы «Зеленое Кольцо»

Город Новоуральск расположен в 67 км к северу от центра Свердловской области Екатеринбурга в верховьях реки Нейва, на берегу Верх-Нейвинского пруда.

Новоуральск находится в зоне умеренно-континентального климата с характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными сезонами года. Уральские горы, несмотря на их незначительную высоту, преграждают путь массам воздуха, поступающим с запада, из европейской части России. В результате Средний Урал оказывается открытым для вторжения холодного арктического воздуха и сильно выхоложенного континентального воздуха Западно-Сибирской равнины; в то же время с юга сюда могут беспрепятственно проникать тёплые воздушные массы Прикаспия и пустынь Средней Азии. Поэтому для Новоуральска и характерны резкие колебания температур и формирование погодных аномалий: зимой — от суровых морозов до оттепелей и дождей, летом — от жары выше +35 °C до заморозков.

Экологическая тропа «Зеленое Кольцо» рассчитана на следующие категории посетителей:

1. Педагогов, учащихся, студентов;

2. Детей разного возраста + их родители;

3. Прочих граждан (пенсионеры, инвалиды).

Общая протяженность экологической тропы соответствует возможности ее прохождении за 3 часа экскурсионного времени. Ориентировочно это маршрут длиной 1200-2000 м. Это самый продолжительный маршрут, рассчитанный на взрослое население. Для учащихся старших классов он должен быть не более 2 часов, а для детой младшего возраста 40-60 минут.

Важнейшим условием создания тропы является обеспечение ее информацией (составом экскурсионных объектов).

Маршрут экологической тропы выбран таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

При выборе маршрута тропы учитывались не только уникальные (полянки с цветами «венерин башмачок», внесенными в Красную книгу на левом берегу р. Бунарка по ходу большого маршрута «Зеленого кольца»), но и типичные объекты местной природы -формы рельефа – лесистые холмы, водоемы – р. Бунарка , ручьи, впадающие в р.Бунарка, ключи, типичные лесные и луговые растительные сообщества.

Буна́рка — река в России, протекает по территории города Новоуральска Свердловской области. Устье реки находится в 276 км р. Нейва (Верх-Нейвинский пруд). Длина реки составляет 10 км.

По данным государственного водного реестра России относится к Иртышскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Нейва от истока до Невьянского гидроузла, речной подбассейн реки — Тобол. Речной бассейн реки — Иртыш.

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов.

Код водного объекта в государственном водном реестре — 14010501612111200006336

Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111200633

Код бассейна — 14.01.05.016

Номер тома по ГИ — 11

Выпуск по ГИ — 2

Наша экологическая тропа будет проложена от нулевой точки на берегу р. Бунарка и пройдет по живописным холмам лесного массива в пределах городской территории г. Новоуральска. Это познавательно-прогулочная тропа, имеющая протяженность в среднем 800-200 км. Одиночных посетителей волонтеры –экскурсоводы объединяют в группы, и в сопровождении проводника они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой.

Цель экскурсии по экологической тропе:

- поднять вопросы взаимоотношений природной среды и человека;

- показать влияние хозяйственной деятельности на природу;

- дать представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.

Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

Живописность пейзажа и отдельных объектов, в районе которых пройдет маршрут, учитывалась при составлении проекта тропы.

Своеобразие тропы достигается тем, что она проложена рядом с особо привлекательными природными объектами (вековыми деревьями или деревьями с причудливо изогнутыми стволами, интересными обнажениями горных пород). На тропе есть чередование открытых и закрытых пространств.

Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нами были соблюдены природоохранные требования. Маршрут обходит стороной те места, где встречаются редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу России и нашего региона.

Доступность для посетителей – одно из главных требований при проектировании тропы, в значительной степени определяющее выбор трассы.

Для более полной информации в качестве зрительного образа используются все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта (дороги, трубопроводы, сельхозугодия и др.)

Информацию дают также прикрепленные за раннее на тропе знаки (на формате А4, А3).

Количество стоянок:

1. «Сказочная лесная поляна». Здесь экскурсовод рассказывает сказки о природе, разные истории, проводят спортивные конкурсы и др. Детская площадка и детская экологическая тропа дает возможность детям до 10 лет наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом делиться своими впечатления от взаимодействия с природой с родителями.

2. Река Бунарка. Особенности водных объектов. Направление «Реке Бунарке - полноводность и чистоту» Экологическая тропа для детей старше 10 лет и для взрослых проходит по берегу реки Бунарка. В рамках этой подпрограммы волонтеры и участники кружка «Юный исследователь» в МАОУ «СОШ №48» организовывают «голубой патруль», следящий и контролирующий деятельность посетителей как экологической тропы, так и мест организованного отдыха на реке Бунарка во время экскурсий, а так же наши волонтеры учатся сами проводить экскурсии и готовят самостоятельно темы.

3. Холмистая лесистая местность. Рельеф. Растительное разнообразие. Флора. Направление «Растения – посредники между небом и землей». Учащиеся и волонтеры, работающие в этой подпрограмме, проводят наблюдения и исследования леса.

Девиз подпрограммы: «Смотри на цветы, любуйся ими, но не рви» (так же устанавливается на формате А3 при каждой экскурсии на переносном щите). Рост растений во многом зависит от нас с вами. Ребята, увлеченные практической и исследовательской работой, систематически проводят наблюдение, сравнение, обнаруживают закономерности в росте и развитие растений.

4. Разнообразие животного мира и мира птиц. Фауна. Направление «Изучения видового разнообразия птиц». Постоянное присутствие людей, шум автомобилей, бродячие собаки – также являются серьезными факторами беспокойства птиц. Учащиеся и волонтеры смогут проводить орнитологические наблюдения за поведением и повадками птиц.

5. Сохраним природу. Участие в природоохранных мероприятиях

Проводится обустройство дорожек-настилов в местах природоохранных территорий.

В рамках природоохранных мероприятий предлагаем установить контейнеры для раздельного сбора мусора как на нулевой точке экологической тропы, так и в местах оборудованного отдыха.

Преимущества экологической тропы

1. Доминирование практики способствует эффективному формированию экологически грамотного поведения в природе.

2. Активизирует социальную деятельность населения.

3. Позволяет моделировать разные жизненные ситуации.

4. Позволяет раскрыть творческие, интеллектуальные, организаторские, коммуникационные и лидерские способности населения.

5. Обеспечивает взаимосвязь знаний, полученных ранее, в школе, с практическими занятиями.

6. Информация, полученная в ходе прохождения экологической тропы, лучше воспринимается.

7. Служит площадкой для выполнения экологических проектов и научно-исследовательских работ учащихся.

Учитывает возрастные особенности каждой группы экскурсантов:

воспитанников детского сада и начальной школы:

- длина маршрута 0.6 км,

- время работы на тропе не более 2 часов,

- значима ценностная структура контекста,

- склонность к ролевой игре (воспитанники детского сада) и учебно-теоретической деятельности (ученики начальных классов),

- высокий познавательный интерес.

учащихся среднего и старшего звена:

- длина маршрута 1600 м,

- время работы на тропе не более 3 часов,

- значима практическая структура контекста,

- преобладает интимно-личностное социальное общение,

- склонность к творчеству и исследовательской деятельности,

- самостоятельность.

для взрослых:

- длина маршрута 2000 м,

-время работы на тропе не более 3 часов,

-значима информационно-практическая структура контекста,

-преобладает социальное общение,

-склонность к творчеству.

Состоит из эффективных форм работы:

- с дошкольным и младшим школьным возрастом: игра, путешествие, прогулка, мини-урок, агитбригада;

- со средним и старшим школьным звеном: экскурсии, поисковая, исследовательская, природоохранная деятельность;

- со взрослым населением города Новоуральска и его гостями: познавательная, эколого-просветительская экскурсия, агитация.

Просветительская и воспитательная работа на экологической тропе основывается на четырёх принципах экологического гуманизма:

- не навреди природе;

- не навреди своему здоровью;

- не навреди своему интеллекту и способностям;

- не навреди людям.

Образовательный процесс строится в соответствии с технологией развивающего обучения, где ребёнок с его интересами, опытом и знаниями занимает главенствующую позицию. Поэтому все детские идеи легли в основу программы: «Оставить добрый след потомкам», «Не навреди», «Всё в твоих руках», «Не согласен - возражай, возражая - предлагай».

Виды использования экологической тропы

1. Пешие прогулки, тропа здоровья

2. Отдых в благоустроенных местах с чаепитием на природе

3. Обзорная экскурсия по экологической тропе

4. Тематические экскурсии

5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

6. Природоохранные экологические акции

Запрещается: заезд автомашин, выпас скота, отдых с разведением костров, сбор природного материала, грибов, ягод, лекарственных трав.

3.2 Отношение жителей Новоуральска к организации экологической тропы

В рамках разработки проекта экологической был проведен экспресс – опрос жителей Новоуральска для выяснения следующих вопросов:

1. Вы положительно относитесь к экологическим проектам?

2. Вы согласны помочь в реализации проекта экологическая тропа «Зеленый круг»?

3.Что Вы знаете об экологическом воспитании и просвещении населения?

4.Что Вы знаете об экологических проектах в нашем городе?

5.Укажите места вероятного устройства экологической тропы

6.Перечислите группы населения, для которых необходимо организовать экологическую тропу.

7.Как вы считаете, посещение экологической тропы должно быть платным?

Участниками кружка «Юный исследователь» в МАОУ «СОШ №48» добровольные помощники-исполнители провели исследование отношения населения Новоуральска к организации экологической тропы. В экспресс-опросе приняли участие жители города (проживающие в районе улицы Октябрьской), посетители торгового центра «Мегамарт» (ул. Октябрьская,6А), педагоги и учащиеся МАОУ «СОШ № 48».

Характеристика выборки:

1. Выборка случайная, бесповторная.

2. Размер выборки 100 чел.

3. Метод-экспресс-опрос

4. Инструменты – опросные листы

5. Период исследования – 2 дня 22-23 сентября (2015г.)

6. Социально-демографические характеристики выборки

Распределение выборки по возрасту

Средний возраст опрошенных – 36,5 лет.

Распределение выборки по полу

В числе опрошенных 24 %мужчины, 76%женщины. Распределение выборки по социально-профессиональному статусу. Все опрошенные постоянно проживают в Новоуральске. По результатам экспресс-опроса были получены следующие ответы.

Распределение ответов на вопрос: «Вы положительно относитесь к экологическим проектам?»

89 % опрошенных согласны участвовать в реализации проекта экологической тропы. Почти у всех респондентов имеется свое видение экологии. В основном люди считают, что экология - это охрана окружающей среды (24 %). Всего лишь 13 % знают, что экология - это прежде всего наука. Хотя 5 % из них дали вполне точное определение экологии («Экология - это наука о взаимосвязи природы и живых организмов»).

Очень многие позиционируют экологию как нашу окружающую среду, делят на хорошую и плохую, рассматривают как то, что им насильно навязывают. Но мало кто при этом может взглянуть на нее не только как на науку, но и что-то непосредственное. Большинство людей даже не понимает сущности проблем, считая какой должна быть экология под натиском СМИ, не желая в это время осознать как могло бы быть, как мог бы измениться наш мир, если бы каждый из них приложил к этому усилия и свое личное понимание. Многие рассматривают экологические проблемы только в глобальном плане. Поэтому одной из приоритетных задач природного парка должно стать экологическое просвещение и убеждение туристов в необходимости каждого из нас. В законодательной сфере многие (56 %) остаются несведущими. Лишь 10 % знают ФЗ «Об ООС», по одному человеку знают различные кодексы (лесной, водный, земельный). Эти законы знают те люди, которые тем или иным образом сталкивались с ними по работе. Основная же масса туристов считает, что законы экологии это не мусорить, вести здоровый образ жизни и др. Зато на вопрос «Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы?» 84 % ответили утвердительно, объясняя это тем, что природа - это жизнь; что сохранить природу необходимо для будущих поколений. Такое отношение к природе может послужить фундаментов для перевоспитания нашего населения, может помочь научить его экологически мыслить. Это подтверждается и тем, что на вопрос «Интересуетесь ли Вы экологическими проблемами?» 61 % ответили положительно. Большинство из них начинают с малого - не мусорят. Хотя всего 2 % отметили, что принимают участие в субботниках. Странно при этом то, что на один из вопросов 34 % респондентов ответили, что природа не имеет для них никакой ценности. Наряду с этим 12 % считают, что ценность природы заключается в нашем здоровье. Среди основных проблем в области экологии более половины опрошенных (56%) признают низкий уровень экологической культуры населения. На предложение провести свое мероприятие экологической тематики почти половина опрошенных (48 %) затруднилась ответить. 12 % предложили провести субботник. Большая часть туристов (78%) проявляют интерес к экологической информации, которую черпают из СМИ и интернета. Большинство опрошенных считают, что проект «экологическая тропа» должны включать экскурсии по экотропе (42%) и наблюдение за животными в естественной среде обитания (37%). 34% хотят активных занятий (сплавы, велопрогулки, катание на лошадях и т.д.). 35% опрошенных согласились поучаствовать в благоустройстве экологической тропы и в раздельном сборе мусора. 7% ответили, что необходимо больше рекламировать проект экологическая тропа «Зеленое кольцо». Что еще раз подтверждает недостаток информации об экологической тропе среди широких масс населения Новоуральска.

Распределение ответов на вопрос: «Перечислите группы населения, для которых необходимо организовать экологическую тропу»

Большинство опрошенных считает, что экологическая тропа должна быть ориентирована прежде всего, на детей и молодежь, а так же наиболее подходящее место для обустройства экологической тропы – лесной массив на ул.Октябрьской.

На основе собственного исследования выделим следующие направления стратегического развития проекта:

1. организационно-технологическое оборудование маршрута экологической тропы «Зеленое Кольцо»;

2. развитие экологического просвещения населения;

3. оборудование специальных мест селективного отбора ТБО;

4. стимулирование населения и учреждений к участию в проекте экологическая тропа «Зеленое Кольцо».

Проект должен проводиться с участием Администрации г. Новоуральск, учреждений образования, населения города, экологических организаций.

4 НОВИЗНА ПРОЕКТА

Комплекс мероприятий по организации экологической тропы на территории всего ЗАТО г. Новоуральск не реализовывался.

Новизна проекта. Расширение виртуального информационно-экологического пространства района и города; Стимулирование потребности разных социально-демографических групп населения в самореализации через творческую общественно-значимую деятельность; Продвижение научного и образовательного туризма и тематические экспедиций, пополнение базы краеведческого характера уникальными объектами природного ландшафта и историко-краеведческого культурного наследия; Реализация принципа сотворчества детей и взрослых через объединение коллективных и индивидуальных подходов; Уникальность проекта заключается: в возможности более углубленно и целенаправленно работать с населением по экологическому просвещению; В аккумулировании источников информации и предоставление доступа к ней

5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта

1-й этап подготовительный - сентябрь 2015 году - март 2016 года

2-й этап технологический - апрель 2016 - 2016 май

3-й этап организационно-экскурсионный - 2016 июль - 2016 ноябрь

Начало организации экологической тропы определяется выбором маршрута.

Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

- красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;

- каждая тропа не похожа на другие;

- тропа не монотонная;

2. Доступность:

- тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и к ее началу ведут хорошие подъездные дороги: посетитель не ощущащает физической и нервной усталости к моменту, как он сделает первый шаг по тропе;

- трасса тропы не представляет большой опасности или сложности прохождения. Поэтому физическая усталость не сможет уничтожить у посетителей экологической тропы способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

Экологическая тропа располагается на прямых и низкохолмистых участках лесного массива (см.схему рельефа) в черте г. Новоуральска с обустройством маршрутного коридора.

Выбранный уклон поверхности до 5%. Это оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

При более 20 % (на участке маршрута «рельеф» - «флора» чередуется с горизонтальными площадками, как это показано на схеме.

Проектные продольные уклоны пешеходных дорожек1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Уклоны более 20% необходимо в дальнейшем оборудовать лестницами-дорожками пошаговыми.

Пошаговая дорожка-лестница. Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

3. Информативность:

- способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.

Принципами выбора маршрута являются:

1) доступность;

2) посещаемость,

3) эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

До нулевой точки экологического маршрута «Зеленое кольцо» можно добраться на городском транспорте, на личном автотранспорте, пешком (от ближайшей селитебной зоны расстояние 120-200 м).

Подъезд к нулевой точке маршрута оборудован стоянкой автотранспорта.

Паспорт на экологическую тропу «Зеленое кольцо» (краткий)

1. Местонахождение

- г. Новоуральск, река Бунарка. Смешанный лес

2. Проезд-проход:

- г. Новоуральск, река Бунарка. Смешанный лес

3. Землепользователь:

- администрация города Новоуральска.

4. Ландшафтная приуроченность тропы:

- проложена через холмистую местность по лесному массиву, включая берег реки Бунарка.

5. Назначение тропы:

- специально организованный маршрут для проведения учебных занятий и экологических экскурсий для населения с целью их экологического обучения и воспитания.

6. Протяженность тропы: 2000 м.

7. Тропа проложена участниками кружка «Юный исследователь», волонтерами и педагогами МАОУ «СОШ №48».

Примерное содержание работы участниками «Юный исследователь» по созданию экологической тропы.

Поисковики – в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, выбранной руководителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.

Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой.

Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.

Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты.

Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, волонтеров, участников «Юный исследователь» МАОУ «СОШ №48».

В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.

Необходимое оборудование для проведения экскурсий по экологической тропе:

- аншлаги,

- пакеты и контейнеры для селективного сбора мусора, защитные перчатки – для проведения трудового десанта,

- определители, простейшие методики полевых исследований, лабораторный инструментарий, полевые дневники наблюдений – для проведения простейших исследований,

- иллюстрации, фотографии.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

Можно сделать вывод, что понятие «экологическая экскурсия», определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость) и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования.

А так же мы придаем огромное значение социально-психологической составляющей наших экскурсий. При тренингах, играх в лесу с детьми мы преследуем цель - развитие самоисследования и самосознания участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

7 РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭКО-ТРОПЫ «ЗЕЛЕНОЕ КОЛЬЦО»

За время организации и внедрения эко-тропы «Зеленое кольцо» участниками кружка «Юный исследователь» были проведены и запланированы следующие мероприятия:

Название мероприятия

Участники

Срок проведения

Ответственные

1.

Тропа здоровья

8-9 классы

Сентябрь, май

Участники кружка «Юный исследователь», волонтеры, классные руководители МАОУ «СОШ №48»

2.

Сказочная поляна в лесу

4 классы

Сентябрь, апрель

 

Экскурсия-сказка «О муравьишке, который пошел в школу»

4 классы

Сентябрь

3.

Социально-психологический тренинг «Природное начало»

6 классы

Сентябрь, апрель-май

4.

Тренинг-игра «Переправа»

6-7 классы

Сентябрь, май

5.

Акция «ЖИВИ.ЛЕС»

5,6 классы

Сентябрь

6.

Экскурсия «Природа Урала»

7-8 классы

Сентябрь, апрель-май

7.

Экскурсия «Сказочный мир леса»

2 классы

Сентябрь, апрель-май

8.

Тренинг «Дружба природы с человеком»

8 классы

Сентябрь, май

9.

Социально-психологический тренинг-беседа «Право на чистый воздух» (профилактика табакокурения)

7-8 классы

Сентябрь, май

10.

Экскурсия «Осенний лес»

6-8 класс

Сентябрь, октябрь

11.

Социально-психологический тренинг «Природа человека»

8 класс

Сентябрь, октябрь

12.

Наблюдательно-исследовательские работы «Юный исследователь»

4-11 классы (участники кружка)

Июль-ноябрь

13.

Фотоохота

5-9 классы

Сентябрь-ноябрь, апрель-май

14.

Конкурс поделок «Дары природы»

5-6 классы

Сентябрь-октябрь

8 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Управление и контроль за реализацией проекта осуществляет МАОУ «СОШ № 48».

Дополнительные условия

Максимальная экскурсионная нагрузка приходится на май-октябрь. В остальное время нагрузка невелика, и природа отдыхает от антропогенного пресса. Заранее весьма трудно точно предвидеть, как отразится та или иная нагрузка на состоянии природных комплексов экологической тропы.

Если при постепенном повышении нагрузки становится ясным, что ее значения превышают критический порог, то есть если изменения в зоне тропы входят в противоречие, а затем и вовсе становятся несовместимыми с задачами сохранения заповедной природы, следует рассмотреть возможность применения одного из двух способов:

а) временно или надолго снизить нагрузку (возможно, перенести часть ее на другую тропу);

б) помочь природе выдержать существующую нагрузку без разрушения ее главных достоинств. Это возможно за счет повышения устойчивости тропы путем фитомелиорации или благоустройства с условием: чтобы благоустройство было благом как для людей, так и для природы

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2.Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»;

3. Постановление Главы Новоуральского городского округа от18.04.2013 № 58 «Об утверждении Плана мероприятий Новоуральского городского округа по проведению Года охраны окружающей среды».

27

Просмотров работы: 529