Введение
« Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С.Лихачев
Что такое культурное наследие? В это понятие входит большой срез жизни — музыкальное, изобразительное, архитектурное, духовное наследие. Но, прежде всего это память. Неотъемлемой частью культурно – исторического наследия Пензенской области являются памятники православной культовой архитектуры. В начале XX века в России действовало около 78 тысяч соборов, церквей, часовен, молелен Русской православной церкви. Среди них были и 27 храмов на территории Пензенской области.
К сожалению, к настоящему времени от былого великолепия Пензенских храмов практически ничего не осталось. Проблема изучения и сохранения объектов культурно – исторического наследия, тех памятников культовой архитектуры прошлого, в которых сосредоточены знания, опыт, мудрость десятков поколений, не потеряла актуальность и на сегодняшний день, так как помогает глубже изучить историю родного края, создать более полный образ её духовной культуры. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной.
Новизна работы состоит в выявлении, классификации и характеристике объектов культурно-исторического наследия Пензенской области для развития познавательного туризма, а также в разработке предложений по использованию объектов культуры региона.
Цель работы
Выявление и изучение памятников истории и культуры Пензенской областиобласти в качестве объекта культурно-познавательного туризма
Задачи
1. Выявить региональную специфику культурно - исторического наследия и
возможности его использования в познавательн туризме;
2. Разработать классификацию и типологию объектов культурно- исторического наследия, подходящих для использования в познавательном туризме на территории Пензенской области;
3. Провести методологический анализ проблемы использования памятников культурно – исторического наследия в развитии познавательного туризма;
4. Определить наиболее перспективные формы и методы организации и проведения индивидуального, группового и коллективного культурно-познавательного туризма;
5. Создать макет карты « Объекты культурно - познавательного туризма Пензенской области».
Объект исследования
Культурно – историческое наследие Пензенской области как феномен культуры
Предмет исследования
Познавательный туризм как способ освоения культурно – исторического наследия
Пензенской области
Методы исследования
1.Культурно – исторический подход.
2.Поисково-исследовательский.
3. Источниковедческий анализ.
4. Структурно-функциональный анализ.
5. Систематизация и обобщение полученных данных.
Территориальные и хронологические рамки работы
Географические рамки исследований ограничены современными административными границами Пензенской области. Временные рамки включают исторический и культурологический анализ православного культового зодчества с XVII века до начала XX века.
Источниковая база исследования
Работа основана на анализе как опубликованных, так и архивных источников. При подготовке были проведены источниковедческие изыскания в архивах, библиотеках, музеях города Пензы. Работа также базируется на результатах натурных обследований.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Полученные результаты могут служить теоретической основой для сотрудников туристских фирм и экскурсионных бюро при разработке новых туристических маршрутов. Организации, заинтересованные в развитии въездного и внутреннего туризма, могут применять рекомендации по созданию инфраструктуры вокруг конкретного памятника культуры.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке и изучении в школах учебных курсов «История родного края», «Культурология», «Основы мировых религий и светской этики».
I. Методологические проблемы использования культурно- исторического наследия в контексте познавательного туризма
1.1. Культурно-историческое наследие как основа познавательного туризма
По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), одним из самых стремительно развивающихся направлений XXI столетия, безусловно, будет выступать туризм.
Среди населения стран Европейского Союза был проведен социологический опрос, в ходе которого респонденты называли жизненные ценности. Опрос показал, что 60% европейцев на первый план ставят проблемы организации досуга. Проблемы семьи и работы заняли соответственно 2 и 3 места, а вопросы безопасности и, скажем, политики, вообще ушли на дальний план. Налицо проявляется определенная тенденция. Это говорит о том, что данные исследования предполагают активизацию использования памятников культурно - исторического наследия для развития познавательного туризма.
Анализируя результаты подобных соцопросов, следует учитывать, что Россия - это не западноевропейская страна ни по уровню развития экономики, ни по уровню развития социальных и общественных институтов. Для нас в этой связи, особый интерес представляет точка зрения на использование памятников культурно – истортческого наследия германского философа Петера Козловски. Идея П.Козловски о создании «центров искусства» предполагает, что памятники истории и культуры могут выполнять роль мини-музея, разумеется, предварительно повергнувшись реставрации. Создание некой инфраструктуры позволит им иметь статус одновременно и музеев, и театров, и залов для представлений и конференций.
1.2. Особенности культурно-исторического наследия Пензенской области
Пензенская область принадлежит к счастливому ряду российских регионов с богатыми культурно - историческими традициями, которые, по словам академика Д.С.Лихачёва, «делают её важнейшим центром культуры российской провинции». Здесь ещё с начала XVIII в. сложились крупные владения Шуваловых, Голицыных, Трубецких, Салтыковых, Долгоруких, Шереметевых, Араповых. Куракиных, Столыпиных, Сабуровых, Апраксиных, Шафировых, вошедших в историю российской государственности. Культурную атмосферу пензенского края определяли деятели российского масштаба: М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, К.А.Савицкий, а также местного уровня: А.В.Касторский, Ф.П.Вазерский, И.С.Горшюкин-Сорокопудов, К.А.Макаров, В.В.Галактионов, В.П.Быстренин и др.
В конце 1930-х гг. в Пензенской области было положено начало наиболее эффективному способу сохранения памятников – их музеефикации: в доме В.Г.Белинского и здании уездного училища в 1938 г. создан мемориальный музей «неистового Виссариона», в 1939 г. в с. Тарханы открыт музей М.Ю.Лермонтова, в 1945 г. в с. Верхнее Аблязово Кузнецкого района – музей А.Н.Радищева. В 1997 г. Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» включён в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Чувство радости и обретения вызывают отреставрированные Троицкий Сканов монастырь в Наровчате, Спасо-Преображенская и Покровская церкви в Пензе.
На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области.
Объекты культурно - исторического наследия, расположенные на территории Пензенской области являются частью национального достояния.
Природное и культурно-историческое разнообразие Пензенской области позволяет развивать многие виды туризма:
- рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений);
- культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический);
- деловой;
- спортивный, экстремальный;
- лечебно-оздоровительный;
- экологический;
- сельский;
- образовательный, научный и т.д.
II. Характеристика памятников культурно-исторического наследия культовой архитектуры как ресурсов для создания туристской инфраструктуры
2.1. Каменная архитектура
Культовая архитектура на территории области представлена в основном объектами, относящимися к православному вероисповеданию. Наиболее древними из сохранившихся объектов являются церкви, построенные в ХVII веке. Основу композиции составляют храм типа “восьмерик на четверике”1 и небольшая шатровая колокольня. Примером такой архитектуры являются церкви в селах Радищево (Спасо-Преображенская церковь, 1737г.) и Анненково (Кузнецкий район, 1743 г.).
Трансформация данного типа объектов шла по пути проникновения в декор элементов барочной архитектуры.
Если более поздние церкви, такие как Казанский храм, в селе Луначарском Лопатинского района (1765 г.) имеют такой же вид, то в некоторых из них (например, Знаменский храм в с. Долгорукове Сердобского района, 1766 г.) можно заметить в оформлении наличников отдельные элементы, характерные для стиля барокко.
В Казанском храме (с. Ахматовка Никольского района, 1760 г.) уже не только декор, но и объемная структура получила барочное развитие, увеличилась крутизна купола, покрывающего восьмерик храма, и на нем появились характерные для барокко оконные проемы, изменилась форма апсиды.
Влияние стиля барокко на интерьер проявилось в оформлении иконостасов, покрытии стен и сводов богатым лепным орнаментом (Покровский архиерейский собор г. Пенза, 1765г.).
Трансформация данного типа церквей шла по пути не только проникновения в декор западноевропейских ордерных элементов и изменения формы кровли, но и путем утраты колокольней шатра и превращения ее в столпообразную (Троицкая церковь Сердобского района, 1792 г.).
В интерьере стиль барокко отразился прежде всего в оформлении иконостасов, среди которых поистине выдающимся произведением, монументально - декоративного искусства второй половины ХVIII века является 5-ярусный иконостас нижнеаблязовской церкви, обильно украшенный высокохудожественной позолоченной резьбой и объемной скульптурой.
В следующий переходный период от барокко к классицизму продолжают строиться храмы типа “восьмерик на четверике”. В них широко используются портики2, фронтоны3.
К ним относятся:
- Введенский храм в селе Симбухово Лунининского района, 1780г.;
- Храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери в селе Суворово Лунининского района, 1793г.;
Классицизм оставил достаточно много церквей (часть из которых была впоследствии перестроена) для того чтобы проследить основные направления в культовом строительстве данного периода. Самую большую группу здесь занимают одноглавые церкви с традиционно продольно осевой композицией. Четверик храма у них увенчан купольной ротондой, а по бокам располагаются четырехколонные портики.
Примером такой архитектуры являются следующие церкви:
- Димитровский храм в селе Посёлки Кузнецкого района, 1826г.;
- Космодамиановский храм в селе Б. Вьяс Лунинского района, 1830г..
К этой же группе относится и церкви с двумя колокольнями, утратившие ротонду и трапезную:
- Казанский храм (ранее - Богоявленский храм) в cеле Обвал Тамалинского района, 1832 г.;
- Михайло-Архангельский храм в cеле Высоком Башмаковского района, 1827-40 гг.. В них портик отмечает не боковые, а главный западный фасад. Имеется несколько модификаций храмов с купольными ротондами4, c боковыми приделами:
- Троицкий храм с часовней в с.Ершово Белинского района, 1811
- Михайло-Архангельский храм в с.Лермонтово Белинского района, 1826-40 гг.;
- крестообразный в плане в селе Н. Кутля Лунинского района, 1809 г.
Отдельную немногочисленную группу составляют церкви, в которых ротондой является не только завершение, но и весь объем собственно храма. Прежде всего, это замечательный памятник периода строгого классицизма - церковь-ротонда в Преображенский храм (1796 г.) в селе Зубрилове Тамалинского района. В ней место колокольни занимает шестиколонный портик, а ротонду венчает изящный бельведер.
С середины XIX века в культовом строительстве наблюдается отход от классицизма, хотя его влияние порой еще сильно заметно в церквях более позднего времени:
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Засечное Мокшанского района, 1863-69 гг.;
- Храм во имя Божией Матери Живоносного Источника в селе Б.Валяевка Пензенского района, 1871г.
Следующий период в культовом строительстве - период эклектики. Наиболее заметный след оставила лишь псевдоготика. Примером такой архитектуры является Храм Стефана Савваита (1882 г.) в селе Владыкино Каменского района.
Официальный «русско-византийский стиль» оказал существенное влияние на храмостроение. Началось строительство монументальных пятикупольных храмов. Поиски стиля, наиболее отвечающего национальному духу, привели к появлению большого числа церквей, построенных в так называемом русском стиле, выразившемся в заимствовании форм и декора зодчества XVII века. Именно в таком стиле и выполнено большинство сохранившихся в Пензенской области храмов.
В конце XIX веке вновь начинают строиться церкви в «русско-византийском» стиле, на этот раз в переработанном варианте, в котором на передний план выступает собственно «Византийское» начало с мотивом в виде пояса аркад, охватывающего широкий барабан однокупольного храма:
- Богоявленский храм (1898г.) р.ц. Мокшан;
- Казанский кладбищенский храм (1890г.) р.ц. Кузнецк;
- Успенский кафедральный собор в г. Пензе.
2.2. Деревянное зодчество
В русской архитектуре параллельно с каменным, существовало и не имеющее аналогов в мире деревянное храмовое зодчество.
Церкви имеют, как правило, традиционную продольно-осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма. Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть которых покрыта куполом. Разновидностью таких церквей являются одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентированные на традиции каменного культового зодчества 17 века. Привнесение в их архитектуру барочных мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определенное изящество:
- Храм Рождества Христова в с. Верхозим Кузнецкого района;
- Храм во имя святителя и чудотворца Николая в с. Камзолка Сердобского района.
Современные архитекторы пытаются воссоздать традиционный стиль русского деревянного храмостроения. Примером являются Никольский храм в Ахунах и новый Благовещенский храм, построенный в 2010 году на Советской площади.
2.3. Современная культовая архитектура
Прерванная за годы советской власти преемственность в культовом строительстве начала восстанавливаться лишь в 1990-х гг., когда были построены Благовещенский храм-крестильня в г.Пенза (1994 г., «русско-византийский» стиль), храм - часовня Михаила Архангела в г.Пенза (1994 г., «древнерусский» стиль), Благовещенский храм (2010 г., «древнерусский» стиль).
В 1995 Лесном Вьясе Лунинского района возведена семиглавая церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, являющаяся главным компонентом задуманной композиции, включающей в себя, помимо церкви отдельно стоящую колокольню и церковно- приходскую школу. В ней отчетливо заметны ренсесансные и барочные мотивы и впервые в русском храмостроении использован прием перехода в четверик несущих столбов, развернутых к тому же по диагонали к плановой сетке храма.
Как и в других областях России в культовой архитектуре Пензенской области произошли значительные перемены. Распространение получили следующие основные стили православной культовой архитектуры: древнерусский стиль, барокко, классицизм, эклектика, русско-византийский, ново-русский, русское деревянное зодчество.
Глава III Систематизация результатов исследования культурно – исторического наследия как объектов познавательного туризма
В системе государственных приоритетов сегодня на первый план выдвигаются проблемы национальной самоидентификации, использование духовно-культурных ресурсов регионов, что требует обращения к культурно-историческому наследию нашего народа.
Основными задачами государственной программы Пензенской области «Развитие культуры и туризма Пензенской области» на 2014 – 2020 годы являются:
- сохранение культурного и исторического наследия Пензенской области, обеспечение доступа граждан к культурно – историческим ценностям и участию в культурной жизни региона;
- увеличение доли объектов культурно – исторического наследия;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и познавательного туризма.
Для решения указанных задач предусматривается выполнение подпрограммы «Туризм», в которой основным направлением являются мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития культурно – просветительского туризма на территории Пензенской области.
Проведённый анализ православной культовой архитектуры позволил определить объекты культурно-исторического наследия, представляющие культовое архитектурное наследие Пензенской области XVIII - первой половины XIX века.
« Объекты культурно – исторического наследия Пензенской области»
Таблица 1
Наименование |
Год постройки |
Местонахождение |
||||
Древнерусский стиль (Храмы типа “восмерик на четверике”) |
||||||
1 |
Спасо-Преображенская церковь |
1737 |
с. Радищево, Кузнецкий район |
|||
2 |
Казанский храм |
1743 |
c. Анненково Кузнецкого района |
|||
Переход к барочной архитектуре |
||||||
3 |
Храм Рождества Пресвятой Богородицы |
1765 |
c. Луначарское Лопатинского района |
|||
4 |
Казанский храм |
1760 |
с. Ахматовка Никольского района |
|||
5 |
Знаменский храм |
1766 |
с. Долгоруково Сердобского района |
|||
6 |
Троицкая церковь |
1792 |
с. Соколка Сердобского района |
|||
Барочная архитектура |
||||||
7 |
Покровский архиерейский собор |
1765 |
г. Пенза |
|||
Переходный период от барокко к классицизму |
||||||
8 |
Введенский храм |
1780 |
с. Симбухово Лунининского района |
|||
9 |
Храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери |
1793 |
с. Суворово Лунининского района |
|||
10 |
Наровчатский Троице - Сканов женский монастырь |
Основан в ХVI в. |
Наровчатский район |
|||
Классицизм |
||||||
11 |
Космодамиановский храм |
1830 |
с. Большой Вьяс Лунинского района |
|||
12 |
Михайло-Архангельский храм |
1826 |
с. Лермонтово Белинского района |
|||
13 |
Димитровский храм |
1826 |
с. Посёлки Кузнецкого района |
|||
14 |
Троицкий храм с часовней |
1811 |
с. Ершово Белинского района |
|||
15 |
Казанский храм (ранее - Богоявленский храм) |
1832 |
с. Обвал Тамалинского района |
|||
16 |
Михайло-Архангельский храм |
1827 |
с. Высокое Башмаковского района |
|||
17 |
Космодамиановский храм |
1830 |
с. Казаковка |
|||
18 |
Преображенский храм |
1796 |
с. Зубрилово Тамалинского района |
|||
Отход от классицизма (середина XIX века ) |
||||||
19 |
Храм во имя Божией Матери Живоносного Источника (1871г.) |
1871 |
с. Большая Валяевка Пензенского района |
|||
20 |
Храм Покрова Пресвятой Богородицы |
1869 |
с. Засечное Мокшанского района |
|||
Период эклектики |
||||||
21 |
Храм Стефана Савваита |
1882 |
с. Владыкино Каменского района |
|||
Русско-византийский стиль (конец XIX в) |
||||||
22 |
Богоявленский храм |
1898 |
р.ц. Мокшан |
|||
23 |
Казанский кладбищенский храм |
1890 |
р.ц. Кузнецк |
|||
24 |
Покровский храм |
1891 |
с. Черкасское Колышлейского района |
|||
25 |
Вознесенский храм |
1909 |
с. Стар. Степановка |
|||
26 |
Успенский кафедральный собор |
1905 |
г. Пенза |
|||
Современная культовая архитектура |
||||||
27 |
Благовещенский храм – крестильная |
1994 |
г. Пенза |
|||
28 |
Храм-часовня Спаса Нерукотворного образ |
1997 |
г. Пенза |
|||
29 |
Храм - часовня Михаила Архангела |
2000 |
г. Пенза |
|||
30 |
Димитриевский храм |
1995 |
с. Лесной Вьяс Лунинского района |
|||
Деревянное зодчество |
||||||
31 |
Храм Рождества Христова |
1864 |
с. Верхозим, Кузнецкий район |
|||
32 |
Храм во имя свт. и чуд. Николая |
1878 |
с. Камзолка, Сердобский район |
|||
33 |
Никольский храм |
1992 |
Ахуны, г.Пенза |
|||
34 |
Благовещенский храм |
2010 |
г. Пенза |
|||
35 |
Храм-часовня на роднике Параскевинский |
начало 19 века |
р.ц. Кузнецк |
|||
36 |
Преображенская церковь |
1905 |
с. Каменка, Кузнецкий район |
|||
37 |
Михайло-Архангельский храм |
1851 |
с. Русская Норка Шемышейский р-н |
Культурно – историческое наследие Пензенской области представлено большим историческим периодом: от памятников древних эпох до уникальных объектов XX в. Изучение и дальнейшее использование объектов культурно – исторического наследия Пензенской области позволят сделать их доступными для жителей других субъектов Российской Федерации.
Заключение
Проделанная работа позволяет сформулировать выводы по вопросу развития в Пензенской области одной из составляющих культурно – исторического наследия - культового зодчества, которое является значимой частью региона (Приложение 1).
Начавшаяся работа по реставрации и сохранению памятников культовой архитектуры должна способствовать созданию благоприятной жизненной среды, особенно в сельских районах области, в которых культовое зодчество на протяжении веков являлась центром, объединяющим природную и культурную среду.
Я считаю, чтонаиболее перспективными направлениями культурно-познавательного туризма Пензенской области выступают религиозные и поломнические экскурсии по объектам культового православного зодчества.
В результате проделанной работы нами были разработаны новые экскурсионные маршруты.
1. «Святыни Кузнецкого района» (Приложение 2).
В программу экскурсия входит посещение Спасо-Преображенского храму в селе Радищево, Казанского храма с. Анненково, Димитровского храма с. Посёлки, Храма Рождества Христова с. Верхозим.
Посещение Храма-часовни на роднике Параскевинский с купание в святом источнике.
Экскурсия по историческому центру города Кузнецка с посещением второго после Успенского кафедрального собора в г. Пензе. Вознесенского кафедрального собора города Кузнецка.
2. «Пенза православная». В силу различных причин не всегда есть возможность совершить выездную экскурсию, на этот случай можно воспользоватьсямаршрутом выходного дня.В программу данной экскурсии входит посещение храмов, соборов, монастырей города Пензы внешний и внутренний облик которых познакомит с основными стилистическими особенностями православного культового зодчества Пензенской области (Приложение 3).
Ресурсы культурно-исторического наследия Пензенской области лишь в незначительной степени используются в развитии туристической отрасли.
В рамках государственной программы «Доступная Среда» для людей с ограниченными возможностями, возможно создание виртуальных экскурсий по материалам исследовательской работы.
Выводы
На основании полученного материала можно сделать следующие выводы:
- культурно – познавательный туризм позволит совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего народа;
- туризм занимает одно из ведущих мест среди основных видов туризма. Интересные маршруты, разнообразная тематика экскурсий расширяют кругозор, развивают интеллект, формируют эстетический вкус, помогают лучше осознать реальную картину мира. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков, поскольку наличие уникальных исторических объектов предопределяет успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами – сильнейший побудительный туристский мотив;
- объекты культурно – исторического наследия должны рассматриваться как факторы патриотического воспитания молодежи. Одной из основных задач начала XXI в. является воспитание духовности, сознательного отношения к действительности, чувства ответственности за общество, в котором мы живем.
- утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Список использованной литературы
1. ГАПО ф.182.,оп 1- Клировые ведомости Пензенской Епархии.
2. ГАПО ф.182.,оп 1, д. 2720.- Планы церквей Пензенской Епархии.
3. Аверинцев С.С. Красота изначальная // «Наше наследие». – 1990. - №9.
4. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии // Книга 1.- Пенза, 1999.
5. Катаев П. Православные храмы Пензы.- Пенза, 1994.
6. Лихачев Д.С. Предисловие.// Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М.: Искусство, 1981. - С.9
7. Лихачев Д.С. Земля родная//Антология культурологической мысли./ Авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М.: РОУ. 1996. С.311
8. Щукин С.И., Дворжанский А.И., Щукин В.С. Церкви, причты и приходы о Пензенской губернии.-1896.
9. Федеральный закон № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
Материалы сайта: http:// sobory.ru
Материалы сайта: http:// pravoslavie58region.ru
1 Четверик - в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 4-гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8-гранной частью («восьмерик на четверик»).
2 Портики (от лат. porticus) - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком
3 Фронтон (франц. fronton) - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий
4 Ротонда (итал. rotonda, букв) — круглая в плане постройка (храм, павильон, зал), обычно увенчанная куполом
15