ТЕМА «НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ РЕК» (ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ КОЙВА – ЧУСОВАЯ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕМА «НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ РЕК» (ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ КОЙВА – ЧУСОВАЯ)

Стафеев В.Д. 1
1МАОУ Лицей №5 г.Перми
Мухлякова Т.В. 1
1МАОУ Лицей №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

По обеспеченности водными ресурсами Пермский край занимает первое место на Урале. Широко развитая гидрологическая сеть края представляется всеми типами внутренних водных объектов - реками, водохранилищами, прудами, озерами, болотами.

По территории края протекает более 30 000 рек. Наиболее крупными (длиной свыше 300 км) являются Кама, Чусовая с притоками Сылва, Косьва, Яйва, Вишера с притоком Колва, Коса. Благодаря обилию и разветвленности речной системы Пермского края, Западный Урал образно называют водонапорной башней Европы.

Водный туризм сочетает в себе сразу несколько аспектов интересного и полезного отдыха. Это сочетание физической активности с познавательными с точки зрения истории и культуры впечатлениями, это открытие для себя природы родного края, это укрепление здоровья чистым воздухом и ласковым солнцем. Многие интересные места и достопримечательности родного края можно посетить, лишь добравшись до них водным путём.

В июле 2015 года мы путешествовали с одноклассниками по речному маршруту Койва – Чусовая (рис.1). Во время сплава мы встретили множество интересных объектов, как природных, так и рукотворных. Это и поселок Кусье-Александровский, и Музей без гида (бывший лагерь политзаключенных Створ), и город Чусовой. На пройденных нами участках рек Койва и Чусовая расположено множество береговых камней и гор с необычными названиями, а также пещеры с интересными гротами и впечатляющие водоемы.

Целью моей исследовательской работы было подробное описание путешествия с точки зрения истории этих мест, описания природных особенностей территории, а также определения уровня сложности маршрута для начинающих путешественников.

Для достижения поставленной цели я ставил перед собой следующие задачи:

  1. Пройти маршрут сплава по рекам Койва и Чусовая от поселка Кусье-Александровский до г. Чусовой.

  2. Составить описание достопримечательностей путешествия.

  3. Написать подробный дневник путешествия.

  4. Определить уровень сложности маршрута, возможность его освоения начинающими путешественниками.

  5. Подготовить рекомендации начинающим туристам.

  1. Историческая справка по достопримечательностям маршрута

Река Койва берёт начало к северу от урочища Синее Болото и в 8 километрах к северо-востоку от горы Большие Хмели. Половину пути Койва течет на юг, вторую половину – на запад и юго-запад. Через 180 км впадает в Чусовую справа.

  1.  
    1. Посёлок Кусье-Александровский и деревня Усть-Койва

Наш путь по реке Койве начался в местечке с интересным названием - Кусье-Александровский (рис.3). Это поселок городского типа при впадении реки Кусья в Койву. Согласно источника [8], поселение выросло при частновладельческом железоделательном и чугуноплавильном заводе, основанном в 1751 г. и пущенном в действие в следующем году. Первая часть названия дана по р. Кусья, вторая – по имени основателя завода, промышленника Александра Григорьевича Строганова (1698 – 1754 гг.). В конце XVIII в. предприятие перешло во владение наследников Строгановых – князей Голицыных и Шаховских (от Шаховских – к князьям Бутеро-Родали). В 1918 г., в связи с истощением сырьевой рудной базы, завод был поставлен на консервацию и больше не работал. В период коллективизации возник колхоз «Красный Урал». В начале 1940-х гг. трестом «Уралзолото» создан Теплогорский алмазный прииск (первый алмазный прииск в истории страны), преобразованный 2 сентября 1946 г. в «Уральское управление по добыче алмазов» («Уралалмаз»), которое находилось здесь до марта 1967 г. В 1950-х гг. существовали: училище механизации сельского хозяйства № 7 и артель «Вперед». В июле 1961 г. основана трикотажная фабрика (одно время она являлась филиалом Верещагинского производственного трикотажного объединения), с 1991 г. – муниципальное предприятие «Гамма». С 1972 г. работает Кусьинский лесопункт Бисерского леспромхоза. Поселок городского типа с 10 мая 1946г.. Архитектура, достопримечательности: памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны; сооружения бывшего Кусье-Александровского железоделательного завода – контора, склады, амбар; здание каменной Богородице-Казанской церкви (1848 г., построено на средства помещиков князей С. М. Голицына и В. П. Бутеро-Родали, ныне в нем находится больница). Близ поселка расположен Вороновский биологический охотничий заказник (площадь – 30 тыс. га), образованный 28 июля 1987 г. На западной окраине посёлка Кусье-Александровский установлен постоянный мемориальный знак. Деревянный православный крест высотой - 3 м., территория расположения бывшей «центральной» зоны Кусьинского ИТЛ (1946 - 1953 гг.). Координаты: N 58 ° 17,492' и E 058 ° 21,685' Установлен 26 июля 2003 года участниками поисковой экспедиции «По рекам памяти» (Молодёжный «Мемориал», г. Пермь).Надпись на табличке: Памяти жертв политических репрессий. На этом месте в 1930 – 40-е годы существовал СПЕЦПОСЁЛОК КУСЬЯ. На спецпоселении находились более 140 семей раскулаченных крестьян (более 340 человек), многие из которых остались здесь навечно. Посёлок также являлся центром лагерного управления ГУЛАГа НКВД СССР – Кусьинского ИТЛ (Кусьинлаг). Управление существовало с 1946 по 1953 годы. В нём находилось до 3300 заключённых, в том числе осуждённых по политическим мотивам. Заключённые были заняты на добыче алмазов, геологоразведочных работах, в промышленном, дорожном и жилищном строительстве.

Часть нашего сплава проходила по реке Койва, часть – по реке Чусовая. Чусовая берет начало на восточном склоне Среднего Урала, в Челябинской области. Длина реки составляет 592 км. В связи с созданием Камского водохранилища нижняя часть долины Чусовой оказалась затопленной на протяжении 153 км от устья.

В месте впадения Койвы в Чусовую расположилась деревня – Усть-Койва. Возле самой деревни мы не делали остановок. Подробной исторической информации по этому месту не очень много. Известно, что деревня возникла еще в XVI в., при Строгановых. Первые жители её – высланные сюда бунтовщики. Крестьяне работали на рудниках и занимались сельским хозяйством. В советское время жители работали в леспромхозе. Сейчас это популярная туристическая зона. Многие путешественники составляют свой маршрут с непременным посещением этих мест.

  1.  
    1. Музей без гида «Створ»

Одна из наших остановок была совершена рядом с очень интересным и немного жутковатым местом – настоящим «Музеем без гида» - бывшим лагерем для политзаключенных «Створ». Я нашел подробную информацию об этом месте уже после завершения нашей поездки. На сайте [9] я нашел следующую информацию.

Лагпункт №1 «Створ» лаготделения №10 УИТЛК УМВД по Молотовской области. Бывший лагерь ГУЛАГа.

Свою историю он ведёт с конца 1942 года, когда советское правительство приняло решение о строительстве на реке Чусовой Понышской ГЭС. Если говорить о первом из них – Понышском исправительно-трудовом лагере, то его управление находилось на станции Всесвятская, а основная зона была построена здесь – в урочище Створ (рис.8), где хотели построить основную плотину на реке Чусовой. Тысячи людей, большую часть которых составляли так называемые «политические», т.е. осуждённые по печально известной 58-ой статье УК РСФСР, в глухой тайге рубили лес, корчевали пни, подготавливая ложе водохранилища и базу будущей гидроэлектростанции, добывали уголь, строили бараки, жилые и хозяйственные объекты. Первоначально все постройки носили временный характер, так как планировали построить ГЭС за два года. Сотни людей умерли, не вынеся исключительно тяжёлых условий труда и жизни. При этом строительство плотины так и не было завершено – в 1944 году все работы были свёрнуты. Лагерь на какое-то время стал «проверочно-фильтрационным» для бывших советских военнослужащих, прошедших через фашистские концлагеря.

В 1946 году отдельный лагерный пункт №1 «Створ» ИТК №10 приобрёл статус лагеря «для принудительных каторжных работ» (рис.9), в котором опять же должны были отбывать и отбывали до 1953 года «политические» заключённые. С «приобретением» нового статуса и соответствующим ужесточением режима содержания смертность среди более 2,5 тысяч заключённых резко возросла. После смерти Сталина и массовых амнистий зона сохраняла статус «политической». В 1962 году участок «Створ» ИТК №10 был преобразован в самостоятельную колонию общего режима №33, просуществовавшую до 1972 года. С закрытием зоны прекратил своё существование в 1975 году и посёлок Створ, в котором проживали семьи охранников. В сталинский период «Створ» был единственным каторжным лагерем на территории Пермского края.

Это абсолютно заброшенное место, вдали населённых пунктов. От прежней зоны практически ничего не осталось – всё «разбомбили» местные жители и туристы ещё 1970 – 1990-е годы. Место заросло ивняком и березняком. В последние годы это место работы волонтерских отрядов Пермского «Мемориала» (рис.6). Установлен Временный мемориальный знак жертвам ГУЛАГа.

  1.  
    1. Город Чусовой

Финишировали мы в городе Чусовой. В этом городе я уже бывал, путешествуя с родителями на автомобиле. Тогда же мы собирали общую информацию о городе.

Административно чусовские земли стали формироваться с появлением здесь промышленников рода Строгановых, позднее — Голицыных.

В 1568 году была построена крепость — Чусовской городок, это было первое поселение на реке Чусовой. Отсюда славная дружина Ермака с оружием в руках прорубала для России дверь в Сибирь, добывая себе славу и бессмертие, а государю и Отечеству — новые земли, богатые пушниной, полезными ископаемыми.

В конце XIX века Чусовой стал узловой железнодорожной станцией, с 1878 года началось постоянное движение поездов по уральской железной дороге от Перми до ст. Чусовская.

В марте 1880 года началось строительство градообразующего предприятия — Чусовского металлургического завода. Это было первым на Урале предприятием индустриального типа, где поточная линия всех переделов составляла основу системы организации производства, а использование силы пара и электричества исключило сезонность работ. Выбор места для завода определила узловая железнодорожная станция Чусовская, а также река Чусовая. В 1882 году завод был построен. Рядом с заводом образовалось поселение с названием «Чусовской завод».

В центре поселения «Чусовской завод» оказались промышленные постройки из кирпича, тесно окруженные деревянными жилыми и административными зданиями. Одновременно с возведением цехов шло строительство заводского поселка. Он рос без плана, полукругом, охватывая строительную площадку завода и занимая отроги гор. [10]

В наше время это небольшой областной промышленный город с населением около 45 тысяч человек (рис.15). Для большинства жителей города Перми и Пермского края он известен как место для активного отдыха. Неподалеку от города расположен горнолыжный курорт «Такман», горнолыжный комплекс «Огонёк» (здесь тренируются воспитанники СДЮШОР и проводятся международные соревнования по зимним видам спорта). И, конечно же, многочисленные туристы, путешествующие по реке Чусовая, посещают эти места.

  1. Дневник путешествия

День первый

Сбор нашего отряда происходил утром около нашей школы. Мы сели в комфортабельный автобус и поехали. На нашем пути на автобусе была одна остановка. После прибытия на место спуска катамаранов на воду близ посёлка Кусье-Александровский (рис.2), мы принесли вещи на берег реки Койвы. Часть отряда занималась накачиванием гондол, а оставшаяся часть искала подходящие доски для палубы. Наш катамаран был ответственен за топливо для костра и за воду.

По одной из версий, название реки коми-пермяцкое: «кой» - брызги, «ва» - вода. Получается - «Брызжущая вода». Поскольку летом 2015 года погода была очень дождливой, река была полноводной. И мы не заметили такой энергии «Брызжущей воды». Возможно, доведется побывать здесь в другую погоду.

Наше внимание в пути привлекли островки среди воды, которые остались после добычи алмазов. Давно, в середине XX века, по реке плавали специальные плавающие дома – драги (рис.4), которые изымали грунт и искали алмазы, а переработанный грунт образовал эти островки. Таким образом, мы увидели, как техногенно было изменено русло реки (рис.5). В первый день сплава нам довелось увидеть несколько природных достопримечательностей. Интересным для нас объектом стал камень Малый Шайтан, высокий утес в гротом в центральной части. Дальше, слева, нам встретился высокий камень Стрельный. С той же стороны, ниже по течению мы обратили внимание на скалу необычной формы. За такую форму она и получила своё название – Арка. В скале есть пещера, вход в неё по форме напоминает арку. Старое название скалы – Печка, оно не случайно, ведь вход пещеру очень напоминает окно шестка русской печи. Чуть ниже по течению инструктор обратил наше внимание на береговую скалу, по форме напоминающую сидящую лягушку. Эта скала так и называется – Лягушка.

Поскольку наш катамаран стартовал последним, то к вечеру, будучи уставшими, мы радовались каждому дымку на берегу, но всякий раз, когда уже хотели кричать слова приветствия, мы осознавали, что это не наши. Так происходило раз пять, но на шестой раз мы достигли стоянки нашего отряда, обменялись рукопожатиями и принялись ставить палатки. К тому времени, как мы поставили палатки, уже стемнело, и ужинали мы при свете налобных фонарей. После ужина все разошлись по палаткам.

День второй

Утром, проснувшись от здорового сна на природе, мы позавтракали и подкачали гондолы (за ночь они немного сдуваются). Отправившись в путь, мы встретили большой береговой утес, он был просто огромным по высоте и протяженности, состоял из нескольких скал. Одна из скал также носила «зоологическое» название – Черепаха, ведь по форме она очень похожа на голову этого животного.

Где-то к середине дня мы перешли в реку Чусовую. И, пройдя приличное расстояние, мы устроили привал. Название Чусовая можно «перевести» как Быстрая Вода («чус» - быстрый, «ва» - вода). И, действительно, наша скорость при движении по этой реке была выше, чем при сплаве по Койве.

Ближе к вечеру на стоянке у нас была развлекательно-познавательная программа. Для начала мы искали разные растения на лугу, предварительно нам их показали и сказали названия. Мы нашли все эти растения, но не сумели сразу назвать их все правильно. После мы начали делать поделки из бересты (рис.14). Шаркунок – это такая интересная погремушка: сначала делается кубик из бересты, а потом внутрь кладётся камешек. Ещё мы плели браслетики, тоже из бересты. После поделок нам провели своеобразный урок биологии. Один из инструкторов наглядно продемонстрировал нам устройство организма рыбы. Самым завораживающим во второй день был туман, который надвигался с обеих сторон реки прямо на нашу стоянку. После заката туман заволок буквально всё, хорошо видно было только у костра, который обступили со всех сторон люди. Мы разошлись по палаткам после тёплых разговоров у костра.

День третий

С утра мы позавтракали и отправились в путь. Прилично разогнавшись, мы оставили позади тот луг, на котором мы искали растения. Незадолго до остановки нам встретились камни Стенка и Понош, они расположены на противоположных берегах почти напротив друг друга.

Добрались до лагеря «Створ», слезли с катамарана и пошли пешком. Дойдя до указателя (рис.7), на котором было обозначено расположение зданий, мы начали осмотр этого немного жуткого места. Территория заросла высокой травой, это немного смягчило наши впечатления. Вокруг было много разрушенных зданий, отдельных стен (рис.10, 11, 12). Особенно поразил мемориал (рис.13), который соорудили волонтеры в память о тех людях, которые отбывали здесь наказание. У подножия памятника личные вещи и инструменты заключенных. Когда видишь ложки, кружки, стоптанные башмаки, невольно думаешь о тех людях, которые жили здесь, пользовались этими вещами, выживали в тяжелейших условиях.

Погрузившись на катамаран, мы продолжили путь. В пути нас ждала еще одна Печка. Как оказалось, на Койве одна Печка, а на Чусовой их пять. Остановившись на обед, мы начали колоть камни, в которых были разные окаменелости времён Пермского периода. Отпечатки панцирей моллюсков, створок раковин, каких-то морских животных. Впечатления были незабываемыми – мы практически соприкасались с машиной времени: попали на 285 млн. лет в прошлое! Чуть дальше по ходу маршрута нас встретил «старый знакомый» - еще один Шайтан. В нем есть пещера. За камнем речка Шайтанка. За поворотом река принимает небольшую речку Глухую, за местом впадения видны камни Большие Глухие, километром ниже Малые Глухие.

Вечером на стоянке у нас начались конкурсы. Первый конкурс был наподобие «Крокодила», то есть игрок брал листок со словом и должен был жестами объяснить, что это за слово. Ещё загадывали друг другу загадки с подвохом. После ужина нас ждали сладости - сделанное в походных условиях пирожное «Картошка».

День четвёртый

С утра, после сна мы начали просушивать палатки. После того как мы собрались и попрощались с последней остановкой на нашем водном пути мы отправились в путь. Последний, четвёртый день был очень ветреным, и нам приходилось неустанно грести, так как ветер дул нам навстречу. Из-за сильного ветра нам приходилось держать наши головные уборы, потому что у некоторых пассажиров нашего катамарана их сдувало. Сегодня мы не останавливались, потому что день был неполный, и мы должны были успеть на наш микроавтобус вовремя. По дороге нам встретилось несколько лодок, и поэтому чувствовалось приближение цивилизации. После прибытия на место погрузки на наш наземный транспорт, мы отвязали поклажу от катамаранов и разобрали их (рис.17). Научились складывать гондолы в чехлы. После окончательных приготовлений к отправке домой, нам пришлось немного подождать, потому что наш микроавтобус нас не сразу смог найти в этом большом городе – городе Чусовом (рис.16). Когда мы приехали в родной город Пермь, я попрощался с остальными ребятами, и мы разошлись по домам с целью поведать наши приключения домашним.

Все это – и конкурсы, и познавательные задания, и посиделки перед костром, и незамысловатые, но такие вкусные на природе угощения – очень сплачивают коллектив. Мы с одноклассниками стали намного дружнее после такой поездки.

Совершив такое увлекательное путешествие, можно составить некоторые рекомендации начинающим туристам.

Прежде всего, необходимо заручиться поддержкой опытных инструкторов или бывалых туристов. Так будет гораздо проще преодолевать природные препятствия или бытовые сложности. Необходимо также тщательно подойти к выбору и разработке маршрута. Хорошо бы заблаговременно просмотреть литературу о районе путешествия, продумать возможные места остановок, источники питьевой воды. Туристы неизбежно сталкиваются в пути с препятствиями: мели, перекаты, быстрины, пороги, камни в русле реки, завалы и заросли. Необходимо подготовиться к ним теоретически (просмотреть литературу), обсудить предстоящие сложности с инструктором. Внимательность и чуткость просто необходимы в путешествии, ведь любая река очень изменчива: меняется скорость течения, рельеф русла и его направление.

Важно также изучить карту интересных объектов, которые встретятся в пути. Лучше прочитать о них заранее, хорошо бы найти фотографии и отзывы туристов (так легче будет узнать интересный «объект» во время движения). Немаловажным фактором будет и «культурная программа» - это и интересные занятия (сбор растений, образцов горных пород, изучение исторических памятников), и конкурсы, и веселые задания для команды.

Бытовая сторона вопроса также важна. Это распорядок дня, позволяющий пройти плановое расстояние и успеть отдохнуть, это грамотно составленные набор продуктов и аптечка, это тщательно подобранное личное снаряжение. Универсальный список необходимых вещей и продуктов можно найти в специальной литературе, а также получить у инструктора. Необходимо тщательно проработать список, внести корректировки с учетом особенностей маршрута и каждого туриста.

Одним из важнейших факторов будет дружная команда единомышленников. Можно отправиться в путь с друзьями, семьей, одноклассниками, приятелями. Если вы объединены еще и тягой к путешествиям – это будет залогом замечательного отдыха, ведь вы без труда распределите обязанности в команде, будете поддерживать и подбадривать друг друга в пути.

Во время путешествия важно помнить, что нужно бережно относиться к природе, уважать её и беречь.

Заключение

  1. Нашей группой пройден маршрут по рекам Койва и Чусовая от поселка Кусье-Александровский до города Чусовой. Время путешествия - 4 дня, протяженность маршрута 62 км.

  2. Составлено описание достопримечательностей путешествия. Оно включает в себя историческую справку по населенным пунктам, которые встретились нам по пути следования, а также описание интересных природных объектов.

  3. Написан подробный дневник путешествия.

  4. Мы определили, что данный маршрут вполне по силам большинству начинающих путешественников, уровень сложности - 2. С физической нагрузкой могут справиться достаточно юные туристы. На своем пути мы не встретили непреодолимых для нас природных препятствий.

  5. Составлены краткие рекомендации начинающим туристам.

Список используемой литературы

  1. Торопов, Н.А. По голубым дорогам Прикамья/Пермь ООО»Маматов», ООО «Открытие-Пермь», 2008

  2. Урал глазами юных путешественников/Лукина О.[и др.] //сборник ученических работ. – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2012.

  3. Опарин Ф.П. Река Чусовая. – Свердловск, 1936

  4. Постоногов Ю.И. По Чусовой. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1980.

  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

  6. Географические исследования и открытия: сб.тез.докл. IV Всеуральской научной конференции школьников (г.Пермь, 13 - 14 марта 2015г.)/ отв.ред. А.С. Лучников; Пенрм.гос.нац.исслед.ун-т. – Пермь, 2015.

  7. Географические исследования и открытия: сб.тез.докл. III Всеуральской научной конференции школьников 17 - 20 января 2013г., г.Пермь/ отв.ред. А.С. Лучников; Пенрм.гос.нац.исслед.ун-т. – Пермь, 2013.

  8. http://www.marshruty.ru/Places/Place.aspx?PlaceID=aa2143f6-f4e7-4a7b-9843-c40280a2e207

  9. https://culttourism.ru/permskiy_kray/chusovoy/lagpunkt_1_gulaga_stvor.html

  10. http://www.chusovoi.ru/

  11. http://www.pmem.ru/4227.html

  12. http://teron.ru/index.php?showtopic=148203

  13. https://yuriyyaropolov.wordpress.com/2015/03/25/446/

  14. http://www.veslo.ru/voronov/book/158.html

  15. http://www.zmtravel.ru/images/user/map1_print.jpg

  16. http://www.x-tracks.ru/Papirs/chusovaya.htm

  17. http://rekachusovaya.ru/

Приложение

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Просмотров работы: 692