Введение
Темой и предметом моего выступления выбран Пермский государственный университет в этом году не случайно. Именно в этом 2016 году университет празднует свою 100-летнюю годовщину. Целью моей работы является изучение истоков создания такого образовательного и научного центра, как Пермский государственный национальный исследовательский университет, а также краткий анализ деятельности университета, благодаря которой университет вот уже сотню лет сохраняет незыблемое авторитетное положение не только на Урале, но и на территории Российской Федерации.
Создание Пермского государственного университета
Идея создания учреждения высшего образования на Урале особо активно обсуждалась на стыке ХIХ-ХХ веков, данное мероприятие поддерживали выдающийся химик Дмитрий Иванович Менделеев, физик, электротехник и изобретатель радио Александр Степанович Попов, писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, русский живописец и камнерез Алексей Кузьмич Денисов-Уральский, а также другие знаменитые деятели науки и культуры. Уже в начале века пермская общественность настойчиво предлагала проекты создания высшей школы.
Однако решение этой проблемы растянулось на годы.
В 1907 году особая комиссия Министерства просвещения, обсуждая вопрос об учреждении нового университета в России, пришла к выводу, что в таком учебном заведении особо нуждается восточная часть европейской России. Возможным пунктом для открытия университета комиссия наметила город Пермь. Ведь уже в то время Пермь была хорошо развитым культурным и промышленным городом Урала, в связи с чем регион требовал собственного образовательного, а также научного центра, который отвечал бы потребностям того времени.
Неизвестно сколько бы времени потребовалось еще для осуществления этой проблемы, если бы за дело не взялись пермские административные и общественные организации во главе с Николаем Васильевичем Мешковым, который очень хотел, чтобы город, в котором он жил, имел свой собственный образовательный центр. Телеграммы, сотни переговоров, сотни поездок в Петроград, выделение и сбор денежных средств, выделение помещений – все взял на себя этот деятельный человек. Именно благодаря его авторитету в обществе, организаторским усилиям город предложил наиболее благоприятные условия для функционирования такого образовательного центра.
Из воспоминаний выпускника историко-филологического факультета Пермского университета 1925 г., заслуженного учителя школы РСФСР Василия Васильевича Молодцова: «Открытию университета предшествовала многомесячная борьба между Пермью и Екатеринбургом. Екатеринбург, всегда влиятельный и богатый, претендовал на университет. Пермь отстаивала свои интересы. В Перми было сильное земство, богатая, знаменитая по тем временам губернская земская больница (база для будущего медицинского факультета). Земство предоставило в распоряжение университета свое новое здание. Пароходчик Мешков принес в дар городу огромное новое здание, выстроенное на Заимке…. Все это перевесило чашу весов в пользу Перми, Пермь победила»1.
В результате развернувшейся борьбы за открытие в Перми университета, в июне 1916 года министр просвещения Павел Николаевич Игнатьев направил доклад об открытии в России новых высших учебных заведений и о расширении существующих. В порядке первоочередной задачи в докладе вносилось предложение создать университет в Перми, где на его первоначальное устройство городские и земские организации выделяют крупные денежные средства. Резолюцией «Согласен» 30 июня 1916 г. доклад был утвержден царем2. А еще ранее, 17 июня 1916 г. Совет Министров утвердил предложение Министерства просвещения об открытии параллельных курсов Пермского отделения Петроградского университета, в качестве первого этапа вновь создаваемого в Перми университета. Исполняющим обязанности ректора был назначен Константин Доримедонтович Покровский – профессор Юрьевского университета3, который вошел в историю Пермского государственного университета как первый ректор.
Как было отмечено выше, усилия как самого мецената и предпринимателя Мешкова, так и городской общественности, увенчались успехом. И в соответствии с актом Министерства народного просвещения России от 1 (14) октября 1916 года №2773 было образовано Пермское отделение Императорского Петроградского университета4.
Из воспоминаний В.В. Молодцова: «…день выдался безоблачным, морозным. Земля подстыла, и было приятно пройтись по улицам, под ногами звенели льдинки, а воздух был свежим и резким»5.
«Это было знаменательное событие в жизни нашего города, и я, семнадцатилетний юноша, не мог в тот день спокойно оставаться дома; хотелось движения, хотелось быть на улице, раз нельзя было быть там, где в торжественной обстановке проходило заседание, посвященное открытию университета»6.
Учебные занятия студентов в университете начались через два дня после открытия. Всего на 1-й курс в университете было зачислено 522 человека.
В первый же учебный год в Пермском отделении Петроградского университета было организовано и открыто 32 кафедры, однако научных работников было немного, т.к. на отделении учились студенты только первых курсов, комплектование профессорско-преподавательских кадров проводилось в течение всего года, главным образом из университетских городов Москвы, Юрьева, Казани, Киева, Воронежа, Новороссийска. Но основную часть профессорско-преподавательского состава составляли научные работники Петроградского университета. На 1 июня 1917 г. личный состав научных работников вместе с временно прикомандированными составлял 49 человек, из них 12 профессоров, 30 приват-доцентов и 7 ассистентов. Среди них были такие видные ученые, как Александр Германович Генкель (российский ученый биолог, педагог), Андрей Александрович Рихтер (ученый-физиолог, а впоследствии ректор университета), Алексей Алексеевич Заварзин (советский гистолог), русский филолог и историк Борис Леонидович Богаевский, выдающийся российский математик, физик и геофизик Александр Александрович Фридман и многие другие выдающиеся умы России. Кафедры университета с самого начала играли роль основных центров научной работы.
Так, с момента создания данного учреждения начался этап становления и развития высшего профессионального образования в Пермском крае. А Мешков стал одним из основателей высшего образования на Урале.
Впоследствии на базе Пермского отделения постановлением Временного Правительства России от 1 июля 1917 года №752 был открыт Пермский университет.
Первыми факультетами Пермского университета были: физико-математический, историко-филологический и юридический. Неоднократно на протяжении истории становления университета происходило изменение структурного построения учебного заведения. В процессе деятельности, опираясь на тенденции общественно-научной жизни, создавались новые факультеты, кафедры, которые впоследствии становились самостоятельными учебными заведениями высшего образования.
В Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР от 13 июля 1931 года № 752 «О реорганизации государственных университетов» значится: «… Открыть с 1 октября 1931 года следующие университеты: в Перми (с отделениями — физическим, химическим, ботаническим и зоологическим)…».
Так, только в 30-х годах прошлого столетия несколько факультетов университета стали самостоятельными вузами: химико-технологический институт (г. Березники), ветеринарный (г.Троицк Челябинской области), сельскохозяйственный, медицинский, педагогический, фармацевтический институты.
В вузе появились новые кафедры, открылся ботанический сад и биологический научно-исследовательский институт. По предложению профессора П.С. Богословского было организовано этнографическое общество, ставшее инициатором создания этнографической карты Урала. Под руководством профессора Д.А. Сабинина возникла школа физиологов. Университетские ученые приняли активное участие в работе XVII Международного геологического конгресса. Одним словом, университет взял хороший старт для раскрытия своего творческого потенциала.
Университет в годы Великой Отечественной войны
Не все задуманное при основании университета реализовалось быстро и вполне: эпоха, в которую он был рожден, вскоре завершилась. Но университет жил в соответствии с поступательным ритмом истории России. Свои коррективы в деятельность университета внесла Великая Отечественная война, которая ворвалась на территорию России молниеносно.
На территории России практически нет ни одной семьи, которой не коснулись бы события семидесятилетней давности. В первый год войны сотрудники и студенты университета, испытывая немалые трудности, продолжали активно трудиться. С началом боевых действий в Пермь хлынул поток эвакуированных. Количество студентов увеличилось за счет прибывших из Украины, Белоруссии, других областей России. В годы Великой Отечественной войны не прекращалась научная работа и подготовка специалистов. В оборонных целях сотрудниками и студентами университета проводятся исследования по использованию местного сырья.
Из воспоминаний Бельтюковой Ксении Николаевны (кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии беспозвоночных Пермского государственного университета):
«Война прервала нормальную жизнь университета. Тяжелая военная обстановка требовала от каждого человека посильной помощи фронту. Многие студенты стали совмещать учебу в университете с работой на предприятиях, в основном на заводе им.Дзержинского. Большую помощь оказывали железной дороге по строительству второго пути. На сооружении телефонного завода рыли котлованы. Заготовляли топливо для университета, в весеннее время доставляли бревна из Камы и складывали в штабеля. Работали дружно во главе с ректором Романом Викторовичем Мерцлиным. Женщины в подшефном госпитале ухаживали за тяжелоранеными с челюстно-лицевыми повреждениями, расчищали трамвайные пути от снега, были донорами. В первые годы войны сотрудники и студенты сильно голодали. Не было овощей, не хватало хлеба, не говоря уже о других продуктах. В Кишертском районе было создано подсобное хозяйство – учлесхоз «Предуралье». Чтобы приобрести картофель для посадки, пришлось разослать людей по колхозам, расположенным по берегам Сылвы. Нас с Н.К. Шуваевой (лаборантом кафедры физиологии животных) направили в Кишертский район на ст. Шумково, это было в марте, в самую распутицу. Мы ходили по дворам, составляли списки тех, кто мог выделить из своих запасов немного картофеля для нашего хозяйства. Позднее этот картофель сплавляли к месту назначения. Так был собран посадочный материал в первый год существования нового хозяйства. Кроме того, райисполком выделил для посадки картофеля участок в районе Балатово. Каждый сотрудник получил по 2 сотки. Выращенный нами картофель был хорошим подспорьем семье. Огромной помощью сотрудникам университета являлся отдых детей в организованном в Троицком заповеднике пионерском лагере. Местком университета по договоренности с железной дорогой получал товарный вагон и оборудовал его нарами. Вагон прицепляли к какому-либо поезду, и он следовал до ст. Магнай, а там детей встречали на лошадях, доставляли в лагерь, таким же образом происходило возвращение в Пермь. Эти поездки совершались в течение нескольких лет, начиная с 1943 г. Закончилась война. Наступил незабываемый день – День Победы, день людского ликования. Все спешили к себе в университет, чтобы радоваться вместе. Впереди ждала большая работа»7.
Из воспоминаний Яна Петровича Лумельского, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой теории вероятностей и математической статистики механико-математического факультета Пермского университета:
«… В 1948 году на втором – пятом курсе университета обучалось около тысячи студентов, а на первом курсе начало обучаться значительно больше чем обычно. Связано это было с тем, что в 1948 году в университете был начат приём на два новых факультета: юридический и технический. Каждый из этих факультетов зачислил на первый курс по 100 студентов.
Университет в эти годы располагался в трех зданиях. В корпусе 2 размещались администрация университета, а также физико-математический, историко-филологический, биологический и юридический факультеты. В небольшом корпусе справа от корпуса 2 размещался химический факультет. В здании за корпусом 2 размещался геолого-географический факультет, учебные мастерские и университетская столовая.
В связи с увеличением числа студентов и отсутствием аудиторий для занятий уже с 1949–1950 учебного года университет с занятий в одну смену перешел на занятия в полторы смены, а в последующие годы и на две смены. Занятия у студентов естественных факультетов были в первой половине дня, а гуманитарных – во второй половине дня.
На университетскую жизнь в послевоенные годы положительно влиял особый состав студентов. Значительную часть студентов составляли недавно демобилизованные воины и абитуриенты, начавшие работать в войну с 14–15 лет на предприятиях и закончившие среднюю школу после войны.
Этих студентов отличало добросовестная учеба и серьезное отношение к общественным обязанностям. Такие качества они передавали нам бывшим, школьникам.
Много сил в те годы студенты отдавали художественной самодеятельности. В университете функционировал ансамбль песни и пляски. Неизменным успехом пользовался университетский хор а капелла. Солисты оперного и драматического театров областного центра руководили в университете кружками сольного пения, художественного чтения и драматическим коллективом. Неизменными призерами университетского и городских студенческих смотров художественной самодеятельности были мастера художественного слова. Это искусство высоко ценилось в 50–60 годы прошлого столетия.
Университетский драматический коллектив в 50–60 годы прошлого столетия добился больших творческих успехов, получивших признание зрителей г.Перми. Несколько лет режиссером этого драматического коллектива был артист Пермского драмтеатра, ныне известный режиссер Марк Захаров.
С 1948 года в университете стала издаваться многотиражная газета «Пермский университет»….»8.
Деятельность Пермского государственного университета
на современном этапе
Так, на всех этапах своей истории университет остается школой умов и талантов для города и всего региона. С возникновением университета талантливая пермская молодежь получила возможность реализовать свои дарования. Все дальнейшие годы университет разрастался не только новыми корпусами и филиалами, но и лабораториями, кафедрами, факультетами. В 1960 году четыре отделения технического факультета университета вошли в состав Пермского политехнического института.
За свою историю существования Пермский университет неоднократно меняет названия: Пермское отделение Императорского Петроградского университета, Пермский государственный университет (такое название университет носил дважды), Пермский государственный университет имени А. М. Горького (также дважды), Молотовский государственный университет имени А. М. Горького, Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. М. Горького, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет», с июля 2011 года по настоящее время - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет».
Несмотря на изменение имени на всех этапах своей истории университет оставался центром научного исследования края. Характерно, что многие авторитетные научные школы и направления, сформировавшиеся в университете и определяющие сегодня его научное лицо, выросли на базе изучения природного и историко-культурного своеобразия Прикамья и Урала. Преемственность современных научных школ университета и их постоянный интерес к исследованиям в целях развития региона характерны для ряда поколений ученых. Многие из естественных кафедр, основанных в 1916 г., сохраняют тот же профиль научной деятельности и поныне.
Сегодня Пермский государственный университет – один из крупнейших в России образовательных и научных центров с разветвленной и постоянно развивающейся инфраструктурой. В составе университета 12 факультетов – биологический, географический, геологический, историко-политологический, механико-математический, факультет современных иностранных языков и литератур, физический, философско-социологический, филологический, химический, экономический, юридический. Обучение проводится на очном, очно-заочном и заочном отделениях по различным направлениям. Учебный процесс обеспечивают 76 кафедр, на которых работают 213 докторов наук, профессоров, и более 550 кандидатов наук, доцентов. Среди преподавателей в университете трудится 3 академика и члена-корреспондента Российской академии наук (РАН). В системе довузовского образования функционируют - академическая школа информационных технологий, компьютерная школа, школы юных исследователей. В целях повышения уровня образования действует - факультет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, центр дополнительного образования «Littera», центр психологического образования. К общеуниверситетским подразделениям относятся - ботанический сад им. профессора А. Г. Генкеля, вычислительный центр — центр новых технологий обучения, инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО», информационный центр Евросоюза, медиацентр «Радио ПГУ», музеи университета, научная библиотека, научно-образовательный центр «Параллельные и распределённые вычисления», объединённая редакция Вестников ПГНИУ, редакция газеты «Пермский университет», редакция журнала «Вестник Пермского университета», редакция журнала «Пермский государственный университет», спортивный клуб, студенческий дворец культуры, творческая лаборатория «ПТАХ», университетский центр Интернет (УЦИ), центр геоинформационных систем Пермского университета (ГИС-центр), центр коллективного пользования (НИЦКП), центр профориентации и карьеры «Alma Mater», экономический колледж при ПГНИУ, юридический колледж при ПГНИУ. Создано 2 филиала - Березниковский и Соликамский, а также Естественнонаучный институт (ЕНИ), Региональный институт непрерывного образования (РИНО).
Пермский университет закрепил за собой право называться Первым на Урале – и быть таковым не только по праву рождения, но и по своему вкладу в развитие образования, науки и экономики. Уже сотню лет выпускники университета занимают ключевое положение во всех сферах экономической, научной, культурной и политической жизни края. Так, среди успешных выпускников Пермского государственного университета значатся такие лица, как Давыдычев Лев Иванович (писатель), Похмелкин Виктор Валерьевич (политик, депутат Государственной Думы РФ),Степанков Валентин Георгиевич(1йГенеральный прокурор Российской Федерации),Чиркунов Олег Анатольевич — 1й губернатор Пермского края, Юзефович Леонид Абрамович — писатель, и многие другие.
Из отзывов выпускников Пермского государственного университета на различных сайтах для абитуриентов:
«…Здесь начинается дорога в будущее… Путь обучения не из лёгких, но все преподаватели - это асы своего дела. Доскональное изучение материала сопровождается интересными вставками из жизни, или из современной науки. За всё время обучения не было такого предмета, равно как и учителя, которого не хотелось бы уважать и слушать… Мы изучали массу новых предметов, благодаря которым мой кругозор значительно расширился. Творческие личности могли себя реализовать в КВН, а спортивные - получать призы и награды за свои достижения за честь университета»…
«…Достойное образование. ПГНИУ дает качественное образование (как техническое, так и гуманитарное), признающееся одним из лучших… Университет имеет статус национально-исследовательского, соответственно, на высоком уровне находится наука (много как докторов, так и кандидатов) и студенческое предпринимательство (малые инновационные предприятия)…У ПГНИУ также есть свой прекрасный студенческий кампус…».
При посещении мною университета я пообщалась с нынешними студентами и на вопрос «Почему они выбрали именно этот ВУЗ?» - ответили следующее:
Александра Чувашева (геологический факультет, 3 курс, будущий горный инженер геофизик):
«Потому что имеет репутацию лучшего ВУЗа Пермского края и Урала, также здесь очень много направлений обучения, каждый может найти «своё», плюс огромный простор для самореализации вне области своего обучения. Мне нравится, что всё находится на одной территории, атмосфера студенчества сразу привлекает. Интересно учиться, многие преподаватели радуют своей отдачей, но я убрала бы рейтинговую систему (уж очень она мне не нравится)».
Роман Перевощиков (геологический факультет, 4 курс, будущий геофизик):
«ПГНИУ имеет статус «национально-исследовательского». Он является одним из лучших классических ВУЗов России. Я очень хотел учиться на геологическом факультете, а в нашем университете геологический факультет высоко ценится. Очень интересно учиться. В процессе обучения познакомился с многими интересными людьми. На геологическом факультете очень «сильный» профессорско-преподавательский состав».
Артур Байбурин (I курс механико-математический факультет):
«ПГНИУ, это не просто университет... Это маленький город, имеющий свои владения, свои правила. ПГНИУ имеет высшую приоритетность среди выпускников школ Пермского края, за счёт отдельного мира, имеющего своё место на карте Перми, чем и является Университет. Я выбрал этот ВУЗ, потому что на мой взгляд это идеальное место для того чтобы максимально полноценно прожить студенческий период жизни. В ПГНИУ любой выпускник найдёт себя, именно здесь можно развить себя с любой стороны.Я поступил в ПГНИУ! И я не представляю где бы ещё я мог учиться, если бы не здесь! Я учусь на направлении «Прикладная математика и информатика».В будущем я смогу стать очень успешным человеком, так как наш факультет выпускает лучших специалистов в области компьютерной техники. Чтобы Вы представляли о чём идёт речь – всё что есть в современных компьютерах, телефонах (игры, приложения) создается выпускниками направления на котором я учусь. Учиться мне очень интересно! В Пермском крае нет преподавателей лучше, чем в ПГНИУ, только у нас преподаватели действительно умеют подать эти знания в удобной и понятной форме».
Красносельских Марина (геологический факультет, 1 курс):
«ПГНИУ - это университет, дающий классическое образование. ПГНИУ - университет, о котором знают в нашей стране. Именно здесь находится факультет, на который я мечтала поступить.Учиться в университете невероятно интересно. Помимо учебной деятельности в ПГНИУ есть "профком", "студклуб" и др. "сообщества", занимающиеся активной деятельностью по улучшению качества студенческой жизни - организации различных мероприятий и т.д. С этими людьми всегда интересно, можно раскрыть свои таланты, реализовать свои проекты и идеи. Здесь появились новые друзья, увлечения. Сама же учебная деятельность отнюдь не скучная, большинство преподавателей имеют свой подход к студентам, что дает большую продуктивность. Все преподаватели в ПГНИУ очень "сильные". Практически у каждого за плечами несколько научных степеней (кандидатская, докторская) в разных областях науки».
Салмина Дарья (философско-социологический факультет, 1 курс):
«ПГНИУ - это классический университет, где есть практически все специальности на любой вкус. Здесь каждый может найти себе то, что ему близко. Здесь получала образование моя мама. И здесь огромное количество возможностей для реализации твоих талантов. Привлекает сама старинная атмосфера ВУЗа, большие аудитории, огромное пространство. А также различные мероприятия, которые проводятся в студенческом Дворце культуры. Преподаватели интересно ведут лекции и вызывают симпатию у студентов и даже иногда восхищение».
Заключение
Сегодня руководство университетом осуществляют ректор — Макарихин Игорь Юрьевич, профессор; и президент — Маланин Владимир Владимирович, академик, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Нельзя объять необъятное, и рассказать в небольшом докладе про весь путь становления и существования Пермского государственного университета. Я попыталась сконцентрировать внимание на некоторых аспектах пути развития такого вуза как наш Пермский университет.
14 октября это юбилей не только Пермского университета, но и всего высшего образования на Урале, так как именно открытие ПГУ послужило толчком к развитию высшего образования на уральской земле. Высших учебных заведений на Урале много, но все-таки первым и классическим остается наш университет с широким спектром естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических специальностей и направлений.
Я хочу учиться в Пермском государственном университете!
Используемая литература. Источники
Статья О. Мельчаковой «Виват университет!» , ведущего архивиста, МБУ "Архив города Перми" (http://www.permarchive.ru/index.php?page=vivat-universitet)
Пермский государственный университет имени А.М. Горького. Исторический очерк. – Пермь, 1966.
Пермский университет в воспоминаниях современников. Выпуск 1. Составитель А.С.Стабровский. Пермь, 1991г.
Пермский университет в воспоминаниях современников. Выпуск IV. Живые голоса. Составитель В.И.Костицын. 1996г.
Пермский государственный университет. Пермь, 2001.
Пермский государственный университет. Проспект. Пермь, 1996.
Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь. 2002.
Обухов Л.А., Карпинский К.Т. и др. Прикамье. Век ХХ. Пермь. 1999г.
Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. А.М. Белавин и др. Пермь, 2013г.
Корчагин П.А. Губернская столица Пермь (по городам и весям Прикамья). Пермь. 2006.
1 Пермский университет в воспоминаниях современников. Выпуск 1.Составитель А.С.Стабровский. Пермь, 1991. С. 16.
2 Пермский государственный университет имени А.М. Горького. Исторический очерк. – Пермь, 1966. – С. 5
3 Юрьев — название в 1030—1061 и 1893—1918 города Тарту (Эстония). Он же — Дерпт (в 1224-1893 гг).
4 Приложение к докладу
5 Пермский университет в воспоминаниях современников. – Пермь, 1991г. – Стр.15
6 Пермский университет в воспоминаниях современников. – Пермь, 1991. – Стр. 15-16
7 Пермский университет в воспоминаниях современников. Выпуск IV. Живые голоса. Составитель В.И.Костицын. 1996г. – стр.62
8 http://www.psu.ru/universitet/ob-universitete/vospominaniya-psu/vospominaniya-yana-petrovicha-lumelskogo