ДРЕВНЕЙШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДРЕВНЕЙШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Харченко М.А. 1
1
Мисикова А.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в прекрасном уголке России - Карачаево-Черкессия.

Карачаево-Черкессия - многонациональная республика, расположенная на Северном Кавказе. Большую часть населения составляют абазины, карачаевцы, ногайцы, черкесы, исповедующие ислам. Христианство представлено в основном русскими, осетинами, армянами, греками. На территории КЧР находятся одни из самых древних (IX-XI вв.) христианских храмов РФ, расположенные в красивейших местах, не загрязненных отходами современной жизни: Северный, Средний, Южный храм Нижне-Архызкого городища, Сентинский в а. Нижняя Теберда (Приложение2), Шоанинский на горе Шоана в с. Коста Хетагурова (Приложение 1), Архызский храм (Приложение 3).

Актуальность темы: сохранение культурно-исторических памятников для следующих поколений.

Цель нашей работы: изучение и получение информации о храмах IX-XI вв. в КЧР.

Задачи исследования:

- изучить литературу по храмам IX-XI вв.;

- узнать, какие еще есть храмы;

- выяснить, где они находятся;

- сделать памятки по каждому из храмов.

- по возможности организовать экскурсию со своими одноклассниками по этим храмам.

Литературный обзор: до моего исследования об этих храмах было написано очень много материала, но нам захотелось продолжить изучение исторических фактов.

Объектом исследования являются Архызские, Шоанинский, Сентинский храмы которые представляют памятник архитектуры IX-XI вв.

Предмет исследования: культурно-историческое наследие IX-XI вв.

Методы исследования:

- чтение литературы;

- наблюдение и обход окрестностей храма;

- теоритические методы (изучение литературы по теме);

Значимость полученных результатов заключается в приобщении учащихся к истории родного края.

Проблема: В наше время люди начали больше интересоваться историей, и хочется привлечь внимание своих сверстников к изучению данной темы.

Гипотеза: в окружающей нас действительности можно найти множество исторических фактов забытых и утраченных. Исследование может позволить улучшить кругозор, узнать историю. Тем самым можно сделать выводы:

  • Человек должен узнавать новое для себя в родном крае.

  • Всегда и во все времена исторические памятники будут представлять интерес, особенно те которые сохранились с далеких времен (IX-XI вв.).

Практическая значимость результатов заключается в том, что данное исследование может использоваться на уроках краеведения.

Шоанинский храм.

Меня зовут Харченко Майя. Я живу в городе, где недалеко на горах возведены храмы. Один из них – Шоанинский, мне хорошо видно его с моего балкона. Я, с учительницей Альбиной Владимировной, решила изучить историю храмов IX-XI вв. Начав изучение Шоанинского храма, я узнала много нового о других храмах. Затем продолжила изучение Сентинского храма. С тех пор мне интересно все, что говорят об аланских храмах. В древние времена здесь было большое христианское государство Алания, а осетины и карачаевцы - потомки алан. Захотелось продолжить изучение храмов Архызского комплекса.

На территории Карачаево-Черкесии обнаружено чрезвычайно много археологических памятников разных эпох, оставленных различными племенами и народами. Пришло время систематизировать эти памятники. Спросив у учительницы Альбины Владимировны про храм, мы начали читать материал о Шоанинском храме. Оказывается, он древнейший христианский храм на территории России. Храм, возведенный в первой половине IX-XI веков. Храм расположен на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани, в окрестностях села им. Коста Хетагурова (Приложение 17). Выполнен в византийском архитектурном стиле. Длина здания с запада на восток – 12,9 м, высота равна длине, ширина по-западному фасаду-8,9м. Это редкостный архитектурный памятник, каких в стране единицы. Шоанинская скала, или точнее, останец - возвышенность, уцелевшая от разрушения, поднимается над уровнем моря н 1130м. склоны ее очень обрывисты, окружены пропастями глубиной 50-100 м. скала сложена вулканическими обломками пород. Взобраться на ее вершину, где имеется площадка длиной 120м и шириной 60 м, можно только с западной стороны от храма. Почти вся вершина покрыта редким реликтовым деревом – тисом, образующим здесь целую рощу, много есть деревьев высотой 30-40 м. Тис - ценнейшая древесная порода, славящаяся своей твердостью. Нигде в ближних окрестностях он не встречается. Старики рассказывают, что тисовая роща было посажена монахами мужского монастыря, основанного здесь в прошлом веке. Как глубокий и мудрый старец, он достоин уважения и внимания, уже потому, что прожил тысячелетия – и какое! Не всякому произведению человеческих рук уготована такая судьба.

Сентинский храм

Следующим храмом является Сентинский храм (Приложения 7-16). Он был построен в 967 году нашей эры, за пару десятков лет до Крещения Руси. В это время нынешняя Карачаево-Черкесия относилась к так называемой Алании, а народ, проживающий на живописных равнинах и предгорьях Северного Кавказа, соответственно, аланами. К Х веку аланы освободились от хазарской зависимости, и под влиянием Византии в 916 году Алания официально приняла крещение. Естественно, что в результате принятия православия в качестве официальной религии возникла потребность в строительстве православных храмов на территории только что созданной Аланской епархии. И вот, начиная с этого средневековья, Сентинский храм, каким-то чудом, пережил татаро-монгольское нашествие, исламизацию, Русско-Турецкую и Кавказскую войны, установление Советской власти, Великую-Отечественную, "лихие девяностые" и вполне неплохо сохранился до наших дней. Снизу на Сентинскую гору ведет дорога и пешеходная тропа. Есть пешеходная тропа по дну тенистой балки. Она начинается от построек бывшего Спасо- Преображенского женского монастыря, открытого Сенодом в конце XIX века. Склоны усеяны разрушенными и давно перекопанными каменными гробницами, а вершину венчает скромный по размерам, но весьма стройный и изящный древний храм, видимо построенный в одну эпоху с Шоанинским. Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму. Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, « увидел изображения множества святых и различные картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе разрисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо». Стараниями сестры Евдокии в древнем храме установлен был иконостас, исполненный в старинном стиле, приобретены были на собранные сестрами пожертвования, необходимые предметы церковной утвари.

Северный храм

Первым храмом Нижне-Архызского городища, который издалека был виден купцам "шелковых" караванов, возивших товары из Китая в Византию, был величественный и монументальный "Северный" храм - самая крупная христианская церковь Алании. (Приложение 4) Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм повелевалось созидать "...наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим". Зодчий, строивший этот собор, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. При этом длина храма без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный зодчий византийской школы (по канонам Витрувия "...длина храма определяется тем, что ширина его должна быть вдвое меньше длины"). У византийского зодчего, понимавшего под гармонией соединение частей в целое, один исходный размер - модуль, давал начало всему, и невидимая нить соединяла все части церкви в единое целое.

С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы с входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных из хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними. Это античная техника "opus incertum" с применением кладки "тычком и ложком" в углах здания. Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В.А.Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Особое положение Северного храма подтверждается и другими археологическими находками. Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном - мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах. В погребальном склепе, помимо украшений, найден большой ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д.М.Струков (рисунки хранятся в архиве ИИМК). По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. (Приложение 5)

Древний храм великолепно соразмерен, его архитектурные формы безупречны. Кладка отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание, на котором покоится фундамент, объясняет отличную сохранность сооружения. В нем нет даже трещин. Здание относится к редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не сложенный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава – цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом. Единственная полуциркулярная апсида прорезана тремя окнами; она опирается на открытый снаружи многоступенчатый цоколь. Внутрь храма ведут три входа со световыми люнетами.. Помещение в интерьере очень небольшое, длина здания без апсиды 8 м (апсида с др. греч. – свод, апсида (лат.absis), – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом) и равна его ширине. Согласно исследованиям историков ,на территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики в IV-XVIвв. существовало Аланское государство, народы которого приняли христианство задолго до крещения Руси. К этим местам-свидетельствам ранней христианизации местных народов, совершают паломничество люди из разных уголков России.

Северный Кавказ - это одна из древнейших колыбелей христианства. Религия пришла на эту благодатную землю раньше, чем в Киевскую Русь. В IX-XIII веках на Северном Кавказе располагалось государство Алания, столица которого находилась на территории Нижнего Архыза и Карачаево-Черкесии. Сегодня в Нижне-Архызском городище сохранились древнехристианские храмы, один из них действующий. К 2000-летию христианства миру явился лик Христа. Для верующих наскальная икона сразу стала почитаемой святыней (Приложение18). Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища, в котором в 916 году произошло крещение Алании.

Средний храм

На территории Карачаево-Черкесии сохранились храмы еще со времен средневековья. Их пять: три Нижне-Архызских, Шоанинский, Сентинский. Эти архитектурные памятники могли бы многое рассказать о былом.

Из рассказа экскурсовода у Нижне-Архызского городища: « Комплекс уникален тем, что эти храмы самые древние из христианских на территории России. Первое принятие христианства произошло именно здесь на территории Северного Кавказа».

По архивным материалам комплекса, на его территории находтлась столица Аланского государства Маас (Магас, Мингас), где проживало несколько тысяч жителей (предположительно 5000). В переводе со скифо-аланского языка, Маас значит «большой». Для той поры это действительно большой город : учёными-археологами здесь обнаружено до 800 оснований домов. Аланы занимались ремеслами и кузнечным делом. Найденные на месте Мааса кувшины сделаны очень искусно из красной, черной, серой глины. Найденные здесь мечи подтверждают высокое мастерство алан. Ими можно резать даже камень . Если их сгибать, они не ломаются, а гнуться, как прутья. Но самым главным занятием алан была торговля. Через Маас пролегала северная ветка знаменитого Шелкового пути. Проходила она по трем направлениям: первое - по Клухорскому перевалу, второе-через современный Архыз, третье- через поселок Пхия. Архызское направление соединялось с третьим на перевале Санчар, дальше купцы переходили на территорию Грузии, К Черному морю. А оттуда нетрудно было проехать в Византию.

Если в государстве сильно развита торговля, в нем водятся все произведению со всего мира. Таким образом, в государстве развита культура. Свидетельство тому- высокая культура Алании.

Южный храм

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку - Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением техники кладки "тычком и ложком" в углах здания. Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени - в пределах Х века. (Приложение 6)

Заключение

Побывав в этих храмах вместе с научным руководителем, увидев неописуемую красоту природы, мы остались в восторге. Прикоснувшись к истории вновь, мы сделали выводы, что если эти и другие древние храмы на территории Карачаево-Черкессии, сохранились и служат на благо людям, то усилия всех будут только на пользу. Ведь тысячелетиями каждый камень из этих храмов увидел и услышал много молитв о благости каждого. Мне понравился храм, и я буду надеяться, что он будет стоять еще много лет. Побывав во всех храмах, над которыми я работала, мы пришли к выводу: храмы всегда приносили пользу людям, ведь вера во все времена способствовала душевному спокойствию людей. Подводя итог моей работы, можно сказать, что сегодня, как никогда прежде, становится актуальным освоение духовного наследия. Именно поэтому, мы обязаны сохранить эти памятники истории архитектуры для будущего поколения. Приглашаю всех посетить КЧР, увидеть первозданную красоту природы, храмов и прикоснуться к тысячелетней истории.

Библиографический список

1.Алексеева Е.П. Архитектурные памятники Карачаево-Черкессии.

2.Архитектурные обмеры и образы Сентинского храма, чертеж, инв. № 2384-2385 архитектор Кавминвод И. Бернадацци

2.А.П. Каждан. Алания Сентинский храм X в.

3.Аланский мир,Сентинский храм X- вв.

4.www.dombayinfo.ru

5.Народы Карачаево-Черкессии: история и культура под ред. Профессора В.Ш.Нахушева, г. Черкесск, 1998г.

6. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XVв.

7. Прозрителев Г.Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе.

Приложение 1 Приложение 2

Приложение 3 Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6

Приложение 7 Приложение 8

Приложение 9 Приложение 10

Приложени 11 Приложение 12

Приложение 13 Приложение 14

Приложение 15 Приложение 16

Приложение 17 Приложение 18

Просмотров работы: 1794