С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Шерстобитова А.А. 1
1МАОУ "Гимназия" г. Чернушка
Зверева Т.В. 1
1МАОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов, и, когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.(6)

К.Д.Ушинский

1 Введение . Актуальность.

Задумываясь над словом Родина, я понимаю, что это понятие для меня весьма сложное, неоднозначное, ведь Родина у каждого своя. Я знаю, что Родина - это страна, в которой я родилась и выросла, но мне пока не понятно, как такое простое слово может вызывать в моей душе столько чувств.

  • Что в слове Родина так колышет и пощипывает душу?

  • Почему во все времена люди отдавали свои жизни, защищая Родину, и добровольно шли на смерть с криком: «За Родину!»

  • -Что означает слово «РОДИНА»?

С 1 класса на уроках литературного чтения я узнавала, что поэты и писатели передают свои чувства: любви к родному краю, к природе, к жителям своей страны при помощи поэзии, рассказов.

…У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – это одно общество. Как бы один огромный дом, в котором живут миллионы семей, - такими словами начался курс предмета истории в 3 классе.Сразу вспомнились стихи моей бабушки о любви и верности к родному краю, наши совместные поездки на фестиваль авторской песни в раннем детстве (впервые я принимала участие в 2,5 года) Разговор о Родине, стихи, песни, что звучали на уроке, - меня очень взволновали. При подготовке к следующему уроку истории, в словаре я попыталась найти ответ на вопрос, что же хранит в себе это ёмкое слово - «Родина»?

Это был мой первый шаг к началу исследовательской работы.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города . «Родной дом» - такое первоначальное название я дала своей работе.

Мой дом - это малая родина, в данном случае – родной город. Наверное, каждому бы хотелось, чтобы в его «доме» было всё хорошо.

Цель: Выяснение через связь поколений отношения к Родине, к малой родине, к семье, в которой я родилась

Задачи:

  • Изучить понятия «Родина… «Родина слово большое, большое..»

  • Составить рассказ о семье

  • Рассказать, как моя бабушка учит меня любить родину:

«В нем умещается ровно полмира:Мама и папа, соседи, друзья.Город родимый, родная квартира,Бабушка, школа, котенок … и я.»

  • Описать знаменательные даты и подготовиться к 50-летнему юбилею

  • моего родного города

  • Воспитывать в себе чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям на примере творчества моих родственников

Объект исследования: Понятия : Родина, Отчизна, малая родина

Предмет исследования: отношение к Родине как бабушкино наследство Гипотеза: Если мы будем изучать историю своего края, помнить своих земляков, уважать традиции своих предков, то, наверное, мы сделаем всё, чтобы наш город динамично развивался, креп, был красивым и гостеприимным, а самое главное – мы научимся любить нашу малую родину.

Практическая направленность: Привлекая внимание подрастающего поколения и горожан Чернушки к изучению истории города, знаменитым землякам, что внесли значительный вклад в развитие нашего города, мы не только воспитываем патриотические чувства, но и содействуем позитивному восприятию жителей города собственной необходимости. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился»

2. Что такое Отечество

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов- Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Какая она, моя родина – Россия? Великая страна, вырастившая ни одно поколение великих людей, с богатой историей.

«Что означает само это загадочное слово - Русь?Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия...

Что такое Русь?

В литературе я нашла такое объяснение:«Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды.»Есть у слова Русь и еще одно значение, которое по легенде Станислав Романовский услышал из первых уст от живого человека.На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.Тихо, мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком.Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!"- "На русь?" - ахнул я.- "На русь", - подтвердила хозяйка.- "Что такое русь?"

"Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая.

Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?"Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости.Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!» (2,12)

Родина-это природа вокруг нас: поля, луга, леса, дорога вдоль родного дома.

Есть у Родины еще одно понятие Отечество. Отечество, Отчизна, Отеческий, Отец.

Отечество-страна, где человек родился и гражданином которой он является.

Отеческий, свойственный отцу, заботливый

Отец-мужчина по отношению к своим детям

Отчизна- (высок.) Отечество, Родина(4,98)

Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а так же часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга(патриотизм)(5,432)

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» Конституция РФ, Статья 59 (5,76)

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества»

В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество» в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности!» времён Великой Отечественной войны, и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством — Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.(5,98)

Исследовав понятие Отчизна, можно сделать вывод, что Отечество и Отчизна произошли от слова Отец.

Почему Отец? Потому что отец-мужчина, издревле был добытчиком, защитником и опорой своей семьи. От отца к сыну передавались мастерство, умение добыть и защитить, вспахать и взрастить, уберечь и построить. Отец прививал любовь к своей родной земле, к своим корням и так из поколения в поколение от отца к будущему отцу. Получается, что земля моих прадедов, дедов, отца - это мое Отечество, моя Отчизна.

Значит, можем сделать вывод, что Отечество и Родина - это две неотъемлемые части одного целого. Это как одна семья!

Отечество- мои корни, моя история. Это Отец , взрастивший и воспитавший, а Родина - это родная земля, милая сердцу, воспетая поэтами матушка- природа. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а его дети остаются. У детей рождаются свои дети, у тех, свои. И если даже человек не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

3. «По отцу и сыну честь…»-связующая нить поколений

Место, где тебе тепло, светло, уютно

Бабушка с детства объясняла мне, что вокруг нас много людей, чьих-то родственников, с которыми мы связаны в истории рода незримыми ниточками. Как корни дерева питают крону, так и корни каждого рода, хотим мы того или нет, питают каждого из нас, держат нас в земле. И тот род будет силен, что предков своих помнит и бережет.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города .Родина - это там, где твой милый дом, твои друзья. Место, где тебя всегда любят и ждут. Место, где ты вырос и, где твоя семья. Семья- это удивительная тонкая система, в которой каждый является ее частью и находится в неразрывной связи со всеми другими членами рода. Судьба одного связана с судьбой другого.

Моя семья состоит из шести человек: Папы- Константина Владимировича, мамы- Юлии Петровны; меня, старшей дочери- Арины; младшего брата- Владика; бабушки- Тамары Васильевны и деда- Петра Яковлевича. Наша семья очень дружная. Любовь к моей родине, с таким красивым названием Россия, к моим родным местам, к моему городу с ласковым названием Чернушка мне начала прививать моя бабушка Королева Тамара Васильевна. Родилась она 30 марта 1954г. на Камчатке в поселке Ключи, который расположен в центре полуострова на берегу реки Камчатка. Всё ее детство и юность прошли там. Детство бабушки было трудным. Незадолго до ее 10-ти летия ее мама, то есть моя прабабушка Королёва Акулина Васильевна, в 3-х местах сломала ногу, и все тяжелая работа по дому, легла на хрупкие плечики бабушки: надо было носить дрова , воду для еды и стирки, ходить в магазин за продуктами, приходилось по долгу стоять в очереди, особенно если в поселок привозили муку. А привозили ее только по праздникам таким, как Новый год, 8 марта, 1 мая и 7 ноября. В 5 утра она занимала по две очереди, так как в одни руки давали только по три килограмма, выстаивала очередь, забирала свои заветные покупки и счастливая бежала домой. А по вечерам бабушка работала: мыла пол в небольшой конторке, где работала прабабушка и куда, из-за болезни, не могла ходить на работу. Закончив все нелегкие дела, бабушка садилась за уроки. Конечно, как говорит бабушка, было очень тяжело, ведь это продолжалось изо дня в день, а надеяться было не на кого, но зато это все закаляло ее характер, делало ее сильной, и она была счастлива от того, что у нее все получалось. « Я уже ничего в этой жизни не боялась», -говорила мне бабушка.

Первое стихотворение бабушка написала в 11 лет, в 5 классе. В школе проводился конкурс, посвященный родному краю. Бабушка тоже была в составе команды от своего класса. С заданием: придумать стихотворение

о зиме она справилась за 10минут. Бабушка вспоминает, как сама не поняла, просто начали складываться строчки и она стала быстро диктовать их своим одноклассникам по команде. Ее стихотворение было признано самым лучшим. А вскоре учительница попросила ее написать стихотворение для конкурса стихов о школе. У бабушки получилось, и она заняла свое самое первое- « Первое место»! А так, как бабушка была все время занята работой и учебой, то конечно времени писать стихи совсем не оставалось.

Училась она хорошо, но вот поступить учиться дальше она не смогла. Чтобы учиться дальше , надо было уезжать из поселка, а сделать этого она не могла, так как надо было помогать и ухаживать за своей мамой, которая была больная и беспомощная. Окончив школу, бабушка стала работать на деревообрабатывающий комбинат. Летом она работала в Сплаврейде учетчицей. Завод отправлял бревна на экспорт в Японию. Работа была на реке Камчатка, приходилось работать в ночную смену с 12.00 ночи до 6.00утра. И хотя ночью было работать тяжеловато, бабушка по своему характеру повсюду находила что-то хорошее. Вот и тут нашла : ей нравилось наблюдать за восходом и заходом солнца, а на реке, как она говорила, это было неописуемо красиво! Именно в один из таких моментов она и поняла, как сильно она любит свой край, свою Камчатку, с ее хребтами в изумрудных лесах, с ее белоснежными вулканами. В своих воспоминаниях о родных местах, она напишет стихотворение, посвященное своей малой Родине.

Она думала, что никогда не уедет с Камчатки, но судьба распорядилась по-другому.

В январе 1974г, умерла ее мама, моя прабабушка, а в декабре 1974г, бабушка вышла замуж. Ее муж был родом из нашей маленькой Чернушки. В августе 1975г у них родился сын - мой дядя Дмитрий, а в декабре 1975года бабушка со своей семьей у ехала с Камчатки, так как ее мужу был там не климат и он очень часто болел. Так моя бабушка оказалась здесь, в Чернушке.

У моей бабушки родилось пятеро детей: три сына и две дочери. Она посвящала им все свободное время, которого с заботами и хлопотами оставалось совсем не много, да еще она работала, но и дети ей тоже помогали. Без их помощи, как бабушка говорит, она бы не справилась. Стихи она тогда писала очень редко, по ночами, когда уже все засыпали. В то время, а это были 90-е годы, времена перестройки, появились новые выражения: Россия новая, Россия старая, новые русские. Бабушка тяжело переживала за свою страну, так, как – Россия ее Родина, со своей давней и славной историей… Теперь Россия осталась одна: «Как будто отсекали от нее прошлое», рассказывала бабушка. Эти переживания вылились в стихи, которые она назвала: «Не делите Россию на новую»… Она уже как будто привыкла к Чернушке, хотя очень скучала по Камчатке, но однажды проводив свою племянницу на поезд, бабушка, поднявшись на переходной мост над железнодорожными путями, посмотрела с него на утопающий в зелени город, увидела, какой он светлый и уютный. А ещё осознала, что среди этой зелени и уюта, есть ее дом, который она любит и где она живет со своими детьми. В этот момент она вдруг поняла, как ей нравится это город! Она стояла на мосту, смотрела на приходящие и уходящие поезда, любовалась городом, а в голове уже зарождались строки, посвященные Чернушке.

Так получилось, что моя мама много работала и бабушка нянчилась со мной. Подрастая, вместе с бабушкой я занималась огородом, она учила меня любить эту землю. Это бабушка показала мне, что земля - наша кормилица. Мы с ней радовались каждым появившимся росточкам, каждой наливающейся, а потом созревшей ягодке.

А когда начинают расцветать цветы, у нас захватывает дух от красоты, которую создает природа! Глядя на бабушку, которая смеется от радости при этом, мне тоже становится так хорошо и весело, что я чувствую себя самым счастливым человеком. А однажды мне удалось увидеть восход солнца. Я попросила бабушку, чтобы она разбудила меня пораньше. Она сдержала обещание. Мы вышли с ней на улицу, и я увидела невиданной красоты картину: из-за дальнего горизонта в бирюзовое поле неба, выплывало ослепительно золотое солнце, которое своими лучами, очень осторожно и ласково коснулось моего лицо. И все оказалось так, как в одном из бабушкиных стихов. Стояла полная тишина, не было даже ветерка. И от этого все вокруг казалось волшебным. Я ждала чуда, и оно свершилось! В тот момент я поняла, как сильно я люблю свой город, свою улицу, родной дом, возле которого я стояла и любовалась восходом! А бабушка сказала: «Оглянись вокруг! Красиво? Любишь ли ты все это?» Я кивнула. « Это и есть твоя малая Родина», - продолжала бабушка

-« И ты всегда будешь ее любить, потому что все , что ты видишь, уже в твоем сердце. И, поэтому, где бы ты ни была, тебя всегда будет тянуть сюда, как меня манит моя Камчатка.

У каждого из нас есть своя малая родина, откуда начинается наша Россия, и я была согласна с ней.

«Мои стихи как автобиография. Они писались когда моя душа смеялась или плакала» , - написано на первой странице ее записной книжки. Эта записная книжка помогала бабушке переживать все те трудности , которые выпали на её долю, в ее совсем не легкой жизни. Именно ей она доверяла все свои мысли, настроения, переживания. Почти все, написанное в этой книжке отображает события, которые происходившие в жизни моей бабушки. К некоторым из своих стихов бабушка на гитаре подбирала мелодии, и получались песни.

Четыре раза бабушка, участвовала в районном конкурсе авторских песен: «Золотая пора», где нам, ее внучкам посчастливилось участвовать вместе с нею. Мы были первыми исполнителями её песен. По рассказам бабушки, я вышла на сцену ,когда мне было 2,5года. Тогда же я и получила диплом самого юного участника X Фестиваля авторской песни: «Золотая пора -2008». В тоже время моя бабушка стала дипломантом в номинации «Лучший автор во второй возрастной группе». Это был уже второй её диплом. Первый: «За верность жанру» она получила в год моего рождения, 2006 году, на VIII фестивале авторской песни.

Первыми слушателями ее стихов и песен, всегда были ее дети, которых она безмерно любила и продолжает любить. Именно от этой любви к ним бабушка написала два стихотворения: «Просьба» и «Молитва». Бабушкин дар передался по наследству ее самому младшему сыну Александру.

Совсем недавно бабушка написало новое стихотворение. Послушав его, я поняла, она, полюбив Чернушку, не забывает и продолжает любить свою Камчатку. Эту любовь к своей малой родине, невозможности вернуться туда, она сумела выразить в своем стихотворении, которое она назвала «Потеря» любовь к своему родному краю с детства была в ее сердце и, поэтому, ее тянет туда, на край земли, на далёкую и загадочную Камчатку. Подрастаем мы, внуки, нас у бабушки - 8 человек!!! «Я люблю вас всех больше жизни» , - говорит бабушка, « вы самое дорогое что у меня есть!» Она всегда находит для нас время ,чтобы просто поговорить для души, чему- то поучить нас. Девиз моей бабушки: «если что-то делаешь, то надо делать «хорошо». А самое главное: она учит нас любить друг друга, любить родные места, любить нашу Родину. Эту любовь мы перенимаем от бабушки через ее стихи, в которых все просто и понятно. И кто знает, может быть кому- то из нас тоже передастся бабушкин дар? Семейной реликвией может стать любой предмет, который хранит память о ваших предках. Истории, связанные с такими вещами, передаются из поколения в поколение и незримыми нитями связывают людей в общность, которая называется семьёй, родом. Сохраняя память, мы сохраняем нашу семью, национальную культуру, родную страну.

4. Мой город – моя гордость

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ: О развитии истории родного города

7 февраля 2016 года моему городу Чернушка исполнится 50 лет .

Это не много. И все-таки у города есть свое неповторимое лицо, своя биография, прошлое, настоящее и будущее. Чернушка любима своими жителями. Поэты, композиторы, художники посвящают ему свои лучшие творения.

Вместе с моими одноклассниками мы приняли участие в социальном проекте. Накануне праздника мы с классом сделали белых бумажных журавликов, которые гордо парили на шествии над нашими головами, неся на своих крыльях белые шары добра и мира. В шествии принимали участие все предприятия, организации и творческие коллективы города. Я шагала в ногу с огромным количеством людей и ощущала будто бы это и мой день рождения! Чувство любви и гордости к своему городу переполняли меня!

И первое моё путешествие в историю города…Малая родина небольшой городок Чернушка Пермского края.

XIX век, 1858г

Первое упоминание о населенном пункте Чернушка обнаружено в ревизской сказке за 1858год, где указано, что деревня Чернушка на 4 двора, основанная переселенцами из-под Чердынисуществует с 1854г.

XX век, 1913- 1920 гг

Огромную роль в развитии населенного пункта сыграло строительство с 1913 по 1920 годы железной дороги.

1918-1919 годы

В период 1918-1919годов район железной дороги Казань-Екатеринбург был местом боевых действий 28 стрелковой Азинской дивизии, которая трижды прошла по территории будущего Чернушинского района мимо станции Чернушка.

1924-1930 гг

В связи с переходом на новое административное деление, на базе Рябковской,Атняшинской,Бедряжинской,Таушинской,Ермиевской волостей Осинского уезда Пермской губернии и Павловской,Верх-Татышлинской(частично)волостей Бирского уезда Уфимской губернии .В феврале 1924 года был образован Рябковский район Сарапульского округа Уральской области.

1925г

Однако, в связи с удаленностью села Рябки от железной дороги, в декабре 1925 года было принято решение о переносе райцентра в Чернушку.

1941-1945г

Во время Великой Отечественной Войны в Чернушку эвакуированы военный завод №648 из Харькова, выпускавший полевые телефоны; цех по ремонту самолетов УТ-2;школа летчиков первоначального обучения ВВС и ВМФ.В последствии их перемещают на запад за наступающей красной армией.

На станции Чернушка в октябре-ноябре была сформирована 48-я стрелковая бригада, в честь которой названа одна из улиц города. А в период с декабря 1941г по май 1942г формировалась 125-я стрелковая бригада.

После Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1945г Чернушка получает статус рабочего поселка. Хотя промышленность оставалась на довоенном уровне, начинаются миграционные процессы из соседних деревень и более быстрое развитие населенного пункта.

1971г

В 1971 г в результате структурных преобразований в министерстве нефтяных промышленности образовано объединение «Пермнефть», а в ее составе 5 управлений, в том числе газодобывающее управление (НГДУ) «Чернушканефть». Создаются многочисленные сервисные организации нефтяников: УБР, КРС,УТТ и многие другие.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1966г Чернушке присваивается статус города. Большой вклад сделал Чернушинский район в победу в годы Великой Отечественной Войны. В период Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. были призваны около 15тыс. жителей. Не вернулись более 5тыс. Район принял 8тыс.эвакуированного населения, из них 2000-дети Ленинграда и Москвы. Более 20 домов-интернатов было организованно на территории района.

12 героев Советского Союза воспитал наш район.Чернушка любима своими жителями. Поэты, композиторы, художники посвящают ей свои лучшие творения.

Чернушка сегодня: молодой городок, тихий и спокойный. Для детей музыкальная школа и школа искусств, есть бассейн. Много внимания в нашем городе уделяется спорту: дзюдо, лыжи, бальные танцы, гимнастика

5.Заключение:

Работая со словарями, научными и художественными книгами я попыталась объяснить значение слова «Родина»

ВОСПОМИНАНИЯ БАБУШКИ ПОМОГЛИ СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О НАШЕЙ СЕМЬЕ.

Читая стихи бабушки, слушая её песни, - я понимаю, что любовь к родине – это не только любовь к близким мне людям. Это и любовь к народному творчеству, народной культуре, духовным традициям народа, который живёт на нашей Чернушинской земле.

С первого класса я участвую в Региональной комплексной олимпиаде по школьному краеведению для учащихся «РЫСЕНОК». При подготовке я открываю много нового: о природе,о памятниках истории и культуры Пермского края, о людях живущих и живших здесь.

Я сходила на экскурсию в городской краеведческий музей в дни празднования Юбилея города. С радостью и восхищением я находила даты в документах, о которых написала в своей работе.

Вместе с классом мы :

Участвовали в социальном проекте. На уроках технологии мы учились делать журавликов, как память об ушедших и не вернувшихся с Вов 1941-1945гг, к юбилею Победы.

Радостно прошли в праздничной колонне с белыми шарами и парящими в небо нашими журавликами по улицам города в День города – 5 сентября 2015 года

Приняли участие в проекте: «Как поздравить родной город с юбилеем!»

  • Провели анкету

  • Написали сочинение о родном городе

  • Составили синквейн-поздравление к юбилею города

  • Посетили библиотечное занятие: «город Чернушка – моя Родина»

Провели экологическую экскурсию «Улицы нашего города» после новогодних праздников и выступили в защиту ёлочек. Нарисовали природоохранительные листовки и разместили в микрорайонах города.

Я приняла участие в конкурсе стихов, где прочитала стихи «Отчизна» , автором которых является моя бабушка Королёва-Копытова Тамара Васильевна. Академик Д. С Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к род­ной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человече­ству, к человеческой культуре».

Мы не закончили работу над проектом. Впереди еще много дел. Чернушане, будьте активными в жизни и неравнодушными к людям, любите свой город, гордитесь своей маленькой родиной, станьте настоящими патриотами своего города Чернушка!

6.Список литературы

  1. XIES.RU территория свободных знаний

  2. Уроки поэзии в начальных классах З.В. Клементовская

  3. Изучение поэтического произведения в начальных классах К.П.Шестипалова

  4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов

  5. Литературное чтение/учебник 4 класс/часть 1/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

  6. http://www.ineo.com.ua/ru/seminar/144

Приложение№ 1

Стихи Т.В.Королёвой-Копытовой,

которые я использую в работе

  • Родилась я в краю, где курятся вулканы

Где реальность с фантастикой рядом живут,

где соленые ветры рвут на клочья туманы,

Где озер бирюза и хребтов изумруд.

Вспоминаю с любовью, вспоминаю с печалью,

  • …А я с тобой мой город остаюсь,

Я чувствую тепло здесь и уют,

Ты мой причал и ласковая грусть,

Мой город, что Чернушкою зовут.

И ясно мне , как дважды два-четыре,

Во сне я повторю и наяву,

Что нет уютней места в целом мире,

Чем городок в котором я живу!

Утро

Вот утро проснулось,

Восток разукрасив зарею,

Рассыпав с просонья

алмазные капли росы,

А ветер притихший

смеялся с зеленой листвою,

И небо окрасилось

в цвет голубой бирюзы.

Я теплому солнцу

навстречу лицо подставляю,

Так славно на сердце

от этой рассветной тиши,

А воздух прозрачный,

как воду святую глотаю

И чувствую я

обновленную силу души.

19

Просмотров работы: 3204