ВВЕДЕНИЕ
Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.
По мнению А.С. Макаренко, если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах. Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. У современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. В исследовании мы попытались изучить участие школьников в трудовой деятельности. Нас заинтересовал период с 1958 по 1964 года, когда дети не только участвовали в общественно-полезном труде, но и могли в течение учебы в школе пройти производственное обучение, получить специальность. На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.
Цель - изучить участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года.
В соответствии с целью выдвинули задачи:
1. Изучить нормативные акты, документы, литературу о школьной реформе 1958 года;
2. Изучить краеведческую литературу, публикации местных газет по данной теме за 1958-1964 года;
3. Опросить котлашан, получавших образование в данные годы об особенностях трудового обучения, изучить их семейные архивы, а также архивные материалы школы-интерната №1 ОАО «РЖД»;
4. Проанализировать и обобщить полученный материал.
Предмет исследования – осуществление на практике закона об укреплении связи школы с жизнью в 1958-1964гг. в Котласе.
Объект исследования - Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" от 24 декабря 1958 г.
Изучая краеведческую, в том числе и публицистическую, литературу, сведения о трудовом и производственном обучении мы находим в большей части в статьях газеты «Социалистический Север» и книге «Котлас. Очерки истории» под редакцией В. Титова.
В ходе исследовательской работы мы столкнулись с противоречивыми фактами. С одной стороны широкое освещение внедрения нового закона, с другой – скупые сведения о его изменении и частичном сворачивании реформ, без объяснения каких-либо причин. Эти причины мы находим в работах советских педагогов Ю.П. Аверичева, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых. Мы попытались найти и расспросить котлашан, получивших образование в данные годы. Это Стрекаловская Лилия Константиновна, Копосова Людмила Владимировна, Тельтевская Нина Петровна, Подлубная Зинаида Васильевна. Также мы изучили документы их семейных архивов, архивов школы-интерната № 1 ОАО «РЖД», материалы школьного музея «Наш дом-школа».
Глава 1 Укрепление связи школы с жизнью как главное направление Закона 1958 года
В послевоенные годы усилился контроль над деятельностью школ со стороны государства и партийных органов. Главным направлением стало укрепление связи школы с жизнью. С 1955/56 года в средней школе вводились новые учебные планы и программы, основанные на принципах политехнического обучения. В этих планах увеличивалось время на предметы физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения объема гуманитарных дисциплин. Были введены преподавание ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках в 5-7 классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10 классах. В новых программах определялся минимум политехнических знаний и навыков, которые должна была давать средняя школа в области промышленного и сельскохозяйственного производства.
Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятом 24 декабря 1958 г. Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. По Закону 1958 г. вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличивался с 10 до 11 лет.
Этот Закон положил начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов. Для подготовки учащихся к жизни, общественно полезному производительному труду в IX, X и XI классах две трети учебного времени в году отводилось на изучение общеобразовательных и политехнических предметов и одна треть - на производственное обучение и производительный труд учащихся; при этом в IX классе учащиеся, как правило, по большинству специальностей получают первоначальную профессиональную подготовку с тем, чтобы в X и XI классах они могли заниматься общественно полезным производительным трудом и продолжать совершенствовать профессиональную подготовку[9].
Изучение общеобразовательных и политехнических предметов в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением должно осуществляться на основе тесной связи с жизнью и давать учащимся прочные знания основ наук, широкий общий и политехнический кругозор, научное понимание закономерностей развития природы и общества, умение применять полученные знания на практике.
Изучение физики, химии, биологии, математики, черчения должно быть поставлено так, чтобы оно помогало учащимся понимать естественнонаучные основы техники и технологии производства, в том числе производства, на котором они работают. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.
Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, поскольку школы не располагали необходимой материальной базой для организации профессионального обучения. Предприятия-шефы, на которых возлагалась эта обязанность, зачастую не были заинтересованы в работе школьников. В результате профессиональная подготовка нередко носила формальный характер. Слабо велась работа по профессиональной ориентации учащихся. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Лишь небольшой процент выпускников средних школ работал по специальностям, полученным в школе. В то же время снизилась общеобразовательная подготовка школьников[16].
В 1964 и 1966 гг. в Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка была оставлена в тех школах, которые располагали для этого необходимой материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий.
Глава 2 Трудовое обучение в школах города Котласа
В связи с переходом школ на новый учебный план школы нашего города были закреплены за производственными предприятиями для прохождения трудовой практики, определены профессии, по которым шли занятия в школах. Так школа №4 работала на базе стройуправления №1 горпромкомбината, горпищекомплекса. Готовили каменщиков, штукатуров, портних. Школа №1 на базе завода Лименда готовила токарей, сварщиков, электриков, школы №91,№ 4 им. Гагарина на базе локомотивного и вагонного депо готовили учащихся к железнодорожным профессиям, школа №6 на базе Болтинской лесобазы-слесарей, плотников. Юноши школы №3 и №76 проходили производственную практику в цехах вагонного депо Котлас [12]. Для занятий в четырех группах: фрезеровщиков, слесарей, токарей и столяров, выделены квалифицированные руководители-производственники. В процессе обучения ребята не только научились обращаться с инструментами и станками, но и изготовили для школ действующие модели полиспаста, динамометра, тали для подъема грузов, инвентарь для работ на пришкольном участке, стенды с набором слесарных инструментов[10].
По материалам газеты «Социалистический Север» коллективы рабочих Котласа: инженерно-технические работники, служащие предприятий, работники народного образования - обязались к новому учебному 1959-1960 году построить учебные мастерские в школе №1, теплицы в школе №4 и №5, автогаражи в школах №4 и №6, обучить бригаду учащихся школы №6 штукатурному делу с дальнейшим использованием её на строительстве нового школьного здания. В средних школах №3, №6 обязались создать парниковое хозяйство[14].
Производственное обучение учащихся школы №8 проводилось на базах совхоза «Родина» и школьного учебно-опытного хозяйства учащихся по специальностям животновод, полевод, механизатор. Публикации газеты «Социалистический Север» рассказывают нам о создании в мае 1958 года комсомольско-молодежных лагерей: школа №1 в колхозе «Ленинский путь», школа №4 в колхозе «Заветы Ленина». В школе №3 были созданы три бригады учащихся 8-9 классов по 20 человек каждая, для оказания помощи в летний период колхозу «Сталинский призыв»[14].
По воспоминаниям Подлубной З.В. , выезжали на работу в колхозы и в летние месяцы, и осенью. Размещали по несколько человек по частным домам, колхоз выдавал продукты хозяевам квартиры (крупу, чай, мясо). Летом работали на сенокосах, прополке полей, случалось, сильно сгорали на солнце. Подлубной З.В. запомнилось, что несколько раз возвращались из колхозов со вшами, хозяева редко пускали в бани, мылись на реке. Один раз комсомольский отряд от школы был отправлен на неделю в Сусоловку, засыпать песок между шпалами. Жили в сарае, спали на сене[8].
Копосова Л. В. тоже рассказала о летней практике в колхозе имени Калинина в деревне Медведка. Их размещали по 5 человек на квартире. Вечером гуляли, жгли костры, прыгали на тарзанке. Осенью копали картошку, как-то уже в октябре вырубали гибрид турнепса размером больше человеческой головы. По окончании 9 класса в 1964 году ездили в Сенгас высаживать саженцы сосны и ели. Ночевали в военной части на двухэтажных нарах. Поместили всех вместе, 8 и 9 класс, всего 50 человек[7].
Кроме обязательных работ, школьники выполняли различные обязанности по собственной инициативе. На страницах газеты мы можем прочитать о различных обязательствах пионеров и комсомольцев Котласа. Например, комсомольцы школы № 4 дали обязательство в июне 1958 года каждому отработать дополнительно 10 дней в пришкольной теплице, принять участие в озеленении города - посадить по два дерева. Комсомольцы школы №1 обязались в октябре 1959 вывозить навоз на поля подшефного колхоза[15].
По закону 1958 года были пересмотрены учебно-воспитательные программы школ. Большое внимание уделяется организации кружков, физическому воспитанию, организации групп продленного дня. В 1959-1960 гг. в школах работали более 60 кружков, около 40 технических кружков с охватом свыше 56 процентов учащихся. Работали кружки: столярные, слесарные, юных электриков, кройки и шитья, кружки радиолюбителей, фотокружки, кружок киномехаников. Увеличилось количество выходов в подшефные цеха заводов, детские сады; учащиеся соревновались по сбору макулатуры, металлолома[12]. Изучив газетные статьи, можно сделать выводы о том, что школы нуждались в материальной базе: недостаточно инструмента, не хватало швейных машин, мало пиломатериалов, листового железа, ткани. Материальной базы порой было недостаточно даже для выполнения программы по труду[13][14].
Глава 3 Трудовое обучение в железнодорожной школе-интернат
По данным школьного журнала за 1962-1963 учебный год железнодорожной школы-интерната у воспитанников, закончивших 9 классов, среди прочих стоят оценки по общественно полезному труду и трудовому обучению (см. Приложение 1), а в 10-11 классах выставляется оценка по производственному обучению (см. Приложение 2). По воспоминаниям Стрекаловской Лилии Константиновны, обучавшейся в школе-интернате с момента ее открытия, весной 1960 года юноши и девушки проходили производственное обучение вместе в ШЧ (дистанции сигнализации и связи), расположенной в правом крыле этого же здания. Учились отправлять и принимать телеграммы азбукой Морзе, прокладывать кабели, устранять неполадки связи. В новом учебном году для школы были закуплены 10 швейных машин, и девушки стали обучаться кройке, моделированию и шитью. Труд преподавала Ежова Т. А., а экзамены принимали мастера горпромкомбината. Четыре дня старшеклассники изучали учебные дисциплины, два дня в неделю обучались основам профессии. Также весь июнь был посвящён производственному обучению. Юноши 11 класса получали удостоверение монтёра связи. Девочки – удостоверение швеи по пошиву лёгкого платья (см. Приложение 3)
Учащиеся 5-9 классов работали так: мальчики в слесарной и столярной мастерских, девочки в слесарной и кабинете домоводства.
По итогам 1962-1963 учебного года, девочки школы на практических занятиях изготовили: 375 платьев для девочек, 317 рубашек для мальчиков, 150 школьных фартуков, отремонтировали 150 лыжных костюмов и т.д.
За этот же год на практических занятиях мальчики изготовили: 700 вешалок, 70 фанерных лопат, 100 табуреток, 9 столов, построили сарай для пиломатериалов, горку для малышей и т.д. [4]
Стрекаловская Л.К. отмечает что, умение шить было просто необходимо для того времени, так как в магазинах готовой одежды не было большого выбора. Дети школы носили много вещей, сшитых на трудах. Это видно даже на фотографиях из школьного музея. Лилия Константиновна рассказывает, что шила себе платья и в дальнейшем, учась институте, а потом и работая, и даже сшила себе свадебное платье[6].
Общественно-полезный труд учащихся заключался в уборке пришкольной территории, разделке дров для столовой, подготовке стадиона. За школой убирали мусор, оставленный от стройдвора. Каждую субботу проводилась генеральная уборка всей школы. Дежурные ежедневно выполняли влажную уборку классов и спален. По воспоминаниям выпускников и материалам протоколов педсоветов за 1964-1965 учебный год, воспитанники самостоятельно ежедневно мыли не только классы и спальни, но и коридоры, фойе и раздевалку. Дежурный класс выставлял на линейку нарушителей чистоты и порядка. Кроме того воспитанники ежегодно помогали в уборке урожая в колхозах.
По окончании 11 класса немногие выпускники стали работать по полученной специальности. Четыре девушки из выпуска 1963 года устроились работать швеями в горпромкомбинат. Стрекаловский Н. этого же года выпуска и два его одноклассника пошли работать монтерами в открывшееся отделение связи на улице Ленина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав и обобщив изученный материал об участии школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года, мы пришли к следующим выводам:
1.Реформа школы 1958 года не достигла своей цели в полной мере, так как её реализация на практике не была в достаточной мере продумана.
2.В школах Котласа производственное обучение было ориентировано на узкий ряд специальностей, осваиваемый без учета индивидуальных потребностей и способностей.
3.Немногие выпускники средних школ работали по специальностям, полученным в школе, но практические знания и умения, полученные в процессе трудового и производственного обучения, несомненно, пригодились в жизни.
Подводя итог, заметим, что выпускники тех лет отмечают сформированное у их поколения трудолюбие, честность и уважение к общественной собственности, сознательную дисциплину. Привитые с ранних лет трудовые навыки помогли пережить все трудности, связанные и с изменениями экономической системы, и с семейными проблемами.
Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к результатам труда позволят не вырастить бездуховного потребителя. Практическое применение данного исследования возможно на уроках Новейшей истории в рамках регионального содержания, уроках обществознания в 5 классе по теме «Труд-основа жизни», классных часах, посвященных воспитанию ответственности, трудолюбия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Документы:
1. Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520
2. Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"
3. Сводные ведомости учета успеваемости и поведения учащихся за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный
4. Протоколы педсоветов за 1964-1965 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный
5.Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959
Интервью:
6. Интервью со Стрекаловской Л. К. от 08.01. 2016
7. Интервью с Копосовой Л. В. от 14.01.2016
8. Интервью с Подлубной З.В. от 09.01.2016
Литература:
9. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: (из опыта работы) /. - М. : Педагогика, 1976. - 78 с.
10.Катай В. Школьники на практике/ Социалистический Север-1961№78
11. Королев В. Успехи ребят глубоко радуют/ Социалистический Север -1960№56
12. Котлас: Очерки истории / Ред.: Титов В.. — Котлас : Правда Севера, 2001.-295
13.По городу и району (цифры и факты)/Социалистический Север –1959№43
14. Протасов А. Хорошо подготовим школы к новому учебному году/ Социалистический Север-1961№82
15. Пузырева А. Политехническое образование в средней школе №5/Социалистический Север-1959№36
16.Ретивых М.В., Симоненко М.Д.. Профессиональное самоопределение школьников/Издательство Брянского госуниверситета, 2005.- 183 с.
Приложение 1 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 9 «Б» класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный
Приложение 2 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 10 класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный
Приложение 3 Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520
0