САМОБЫТНЫЙ НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ "ИЗНОСКОВСКИЕ ЛОЖКАРИ" И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

САМОБЫТНЫЙ НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ "ИЗНОСКОВСКИЕ ЛОЖКАРИ" И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ

Новикова А.А. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Износковская средняя общеобразовательная школа"
Кальченко Г.В. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Износковская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В селе Износки есть Детская школа искусств (ДШИ). Достойное место в ней занимает ансамбль «Износковские ложкари». Автор работы – участница ансамбля. Творческий коллектив – это культурное наследие, часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем. В основе репертуара ансамбля - народная музыка с использованием деревянных ложек. Ложки хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению и как превосходный музыкальный инструмент. При соприкосновении они издают удивительно гармоничный звук.

Проблема. Ни в Детской музыкальной школе Износковского района, ни в музее Износковской средней общеобразовательной школы нет печатного издания об истории коллектива, его достижениях и влиянии народной музыки (в данном случае игра на деревянных ложках) на развитие личности учащегося, который могли бы прочесть желающие.

Актуальность. Жизнь современных молодых людей перенасыщена различными источниками информации, среди которых есть элементы чужеродной культуры. Не всегда они имеют возможность изучать богатейшие традиции культурно-исторического прошлого нашей страны, которые нравственны и духовно воспитывают подрастающее поколение. А у нас в районе есть коллектив «Износковские ложкари». В Калужской области таких коллективов больше нет. Для сохранения народных музыкальных традиций их нужно передавать новым поколениям, чтобы русские люди знали свои корни, сохранили народный фольклор, а по возможности овладели мастерством. Школьники, занимающиеся в ДШИ, могут послушать коллектив ложкарей, посмотреть на стенде информацию о его деятельности и фотографии. А для других учащихся такая информация малодоступна. Руководитель историко-краеведческого музея Износковской школы предложил учащимся собрать материал по ансамблю «Износковские ложкари». Автор работы занимается краеведением и с интересом взялся за эту деятельность, посвятил своё исследование любимому коллективу.

Автор использовал материалы книги «Износки» под редакцией В.А. Боева и А.П. Золотина. В ней есть биография В.В. Цоголова, очень краткая информация об «Износковских ложкарях». Также были использованы публикации районной газеты «Рассвет», в которых есть краткая информация по истории коллектива: описаны крупные выступления коллектива на районной, областной и российской сценах с указанием исполненных произведений.

Цели исследования: собрать и изучить материал по истории, достижениям ансамбля «Износковские ложкари» для создания музейного сборника.

Задачи исследования: 1)выявлениефото- и видеоматериалов, печатных изданий по истории коллектива; 2) сбор фото- и видеоматериала, грамот, дипломов, кубков, демонстрирующих достижения коллектива; 3) запись воспоминаний руководителя В.В. Цоголова об истории создания коллектива, его творческой деятельности; 4) поиск участников коллектива за прошедшие годы; 5) запись воспоминаний выпускников ДШИ, занимающихся в коллективе; 6) анализ источниковой базы исследования; 7) подготовка материала для выпуска первого издания сборника «Народный коллектив «Износковские ложкари».

В ходе работы автор использовал сравнительный, психодиагностические (интервью, беседа), биографический, статистический методы и анализ.

Объект исследования: народный коллектив ДШИ «Износковские ложкари». Предмет: история деятельности и достижения коллектива.

Автор выполнил следующую работу: нашел публикации районной газеты «Рассвет» о коллективе за 1999 - 2015 гг., отксерокопировал их; сделал ксерокопии публикаций отзывов о выступлении коллектива на региональных мероприятия из других источников; записал воспоминания В. В. Цоголова об истории коллектива; записал воспоминания выпускников школы, занимавшихся в коллективе; собрал фото- и видеоматериалы с выступлений коллектива; начал сбор информации о влиянии занятий в музыкальном коллективе «Износковские ложкари» на развитие и становление личности.

ГЛАВА 1. ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ЦОГОЛОВ ВСЮ ЖИЗНЬ

С МУЗЫКОЙ

Руководитель ансамбля «Износковские ложкари» Владимир Викторович Цоголов вырос в Казахстане в музыкальной семье. Его дед и отец играли на народных инструментах, а мать пела. С девяти лет Володя уже играл на гармошке и балалайке. Ввиду отсутствия музыкальной школы, Володя брал частные уроки у учителя музыки общеобразовательной школы [6]. У автора работы не вызывает сомнения тот факт, что мальчик после школы пойдет учиться в музыкальное училище. Он закончил оркестровое отделение культурно-просветительского училища, а потом Фрунзенское музыкальное училище по классу баяна. И наконец – Куйбышевсвкий институт культуры. Волею судьбы, оказавшись на Калужской земле в Износках, стал директором детской школы искусств (см. приложение 1). В 1989 г. создал ансамбль «Износковские ложкари» [11].

Владимир Викторович Цоголов

 

Владимир Викторович вспоминает о том, что об исполнительской игре на ложках он узнал в Куйбышевском институте культуры. И там, кроме игры на традиционных народных инструментах, таких как баян, балалайка, домра, их обучали игре на фольклорных инструментах, в их числе были и деревянные ложки. И с тех пор Цоголов В.В. был поражен оригинальностью и самобытностью игры на этом древнем, самобытном инструменте. Начиная с 1978 г., он начал заниматься с ансамблем ложкарей. По приезду в Износки у него уже был одиннадцатилетний опыт работы с таким народным коллективом. Он продолжил занятия своим любимым делом» [4].

Методические достижения руководителя ансамбля. В интервью В.В. Цоголов рассказал, что все произведения, которые разучивает ансамбль ложкарей, аранжированы им. Поскольку никакой литературы в продаже найти невозможно, он сам делает аранжировки, продумывает, какие приемы можно и нужно использовать в том или ином произведении, в той или иной части, какие ритмические рисунки можно применить. Педагог не держит свои открытия при себе, старается делиться опытом с единомышленниками [4]. В 1998 г. был объявлен Всероссийский конкурс научных методических работ преподавателей и студентов учебных заведений культуры и искусства, в котором В.В. Цоголов принял участие и стал победителем на всероссийском уровне.

За многолетний творческий путь В.В. Цоголов был неоднократно отмечен дипломами и нагрудными знаками. Награды педагога: диплом «За сохранение народных традиций» Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2006 г.), диплом лауреата I степени Областного конкурса методических разработок преподавателей детских школ искусств (2014 г.). В 2001 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Выпускники ДШИ тепло отзываются о педагоге. Вот один из примеров. Выпускница 2012 г., Тен Ольга, в интервью автору работы рассказала, что музыка как-то дисциплинировала, помогала ценить время. Все ребята из ансамбля хорошо учились, посещали и другие кружки, спортивные секции… Она благодарна Владимиру Викторовичу. Он не только учил их играть и любить прекрасное, учил красиво и правильно жить [3].

Прежде чем прийти на занятия, учитель долго трудится над новыми приемами игры на ложках, показывает их нам так, чтобы все было понятно и удобно в игре [2]. В районной газете пишут, что Владимир Викторович Цоголов – узнаваемый человек не только в Износковском районе, но и в области. Своей славы он добился большим трудом. Любовь руководителя к народной музыке отмечают все дети, родители и жители села Износки. «Поистине ансамбль «Износковские ложкари» можно назвать «жемчужиной» износковского края», а его руководителя – тем самым мастером, в руках которого этот жемчуг превратился в достойное украшение» [7].

Педагог и музыкант В.В. Цоголов всю жизнь живет с музыкой, и его трудовая деятельность - продолжение этой жизни.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНСАМБЛЯ «ИЗНОСКОВСКИЕ ЛОЖКАРИ»

В ансамбль попадают дети по заявлению родителей. Возраст их может быть от 5 до 17 лет. Все они должны обязательно еще учиться на одном из отделений ДШИ. В коллективе бывает примерно от 6 до 15 человек. Таких групп в настоящее время три: подготовительная, средняя и старшая. Первый состав ложкарей 1989 г был немногочисленный: Ушакова Аня, Никитина Марина, Королева Юлия, Дюжинова Ектерина, Пташкина Наталья, Моисеев Вадим, Никитин Сергей (см. приложение 2). Уже в 1991 году коллектив ложкарей был отмечен победами на Зональном конкурсе народных коллективов, проходившем в Обнинске. Первую областную победу вместе с руководителем В.В. Цоголовым одержали воспитанники: Васильева Оксана, Лёвушкина Юлия, Корчуганова Елена, Сейронян Светлана, Никитина Марина, Ивлева Анна, Моисеев Вадим, Колбин Артем, Мухин Андрей, Котляров Дмитрий. Ансамбль в этом же составе стал победителем Всероссийского конкурса 1999 г.

Педагог сравнивает ансамбли разных лет. Состав старых ансамблей был более многочисленный, до 20 человек. Последние ансамбли, особенно предпоследний состав, отличается большей виртуозностью, хотя он менее многочислен. Первые ансамбли играли в основном на двух ложках. Отличие последних составов в том, что у них обогатились приемы игры. Они стали играть на трех, на четырех ложках, используя различные приемы. Например, стали применять кастаньеты. Они звучат, например, в вальсе из кинофильма «Берегись автомобиля». На протяжении 26 лет существовали основные составы и одновременно подготовительные группы, которые являлись преемниками тех, кто покидал школу [5]. Всего за 26 лет через ансамбль прошло свыше ста человек.

Первый коллектив ложкарей

 

Свою работу с ложкарями В.В. Цоголов не нацеливает на воспитание музыкантов-профессионалов. Своей целью он ставит приобщение детей к традиционной культуре игры на ложках и других русских народных инструментах, через знакомство с традиционными русскими обрядами и праздниками - обогащение их духовной культуры. Основная задача руководителя – открыть детям радость общения с миром народной музыки, радость общения совместного творчества, предоставить каждому ребенку возможность выразить себя. Работа в ансамбле направлена на пробуждение эмоционально-нравственного отношения к народному творчеству и музыкальному искусству в целом [7].

Творческая жизнь коллектива разнообразна и насыщена. 23 марта 1991 года в г. Обнинске на Зональном смотре коллектив получил свой первый диплом за творческие успехи. Летом этого же года ложкари по путёвке от областного Совета пионерских и детских организаций ездили в лагерь «Орлёнок» на Черном море, где была создана специальная смена фольклорных коллективов. Следующие яркие выступления ансамбля: «Зональный фестиваль в г. Обнинск» 16 апреля 1994 г., «Областной праздник детских организаций и объединений» в г. Калуга 19 мая 1994 г., «Областной фестиваль народного творчества «Салют Победы» в г. Калуга 10 декабря 1994 г., «Первый областной фестиваль исполнителей на народных инструментах» в г. Обнинске 23 марта 1995 г., «Зональный фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов», посвященный памяти Николая Павловича Будашкина в г. Обнинск 16 марта 1997 г., «Праздник народной музыки», посвященный 30-летию Мосальского оркестра русских народных инструментов в г. Мосальск 21 марта 1997 г. и другие.

Коллектив в 1999 г. участвовал в конкурсе-фестивале, посвященном двухсотлетию со дня рождения Пушкина. На этом конкурсе ансамбль получил диплом за высокое исполнительское искусство, за высокий уровень мастерства и за служение искусству (см. приложение 3). По окончании программы член жюри, член Союза композиторов РФ Александр Иванович Типаков, отметил, что коллектив очень хороший. Он, как профессиональный музыкант, удивлен, что мастерство его сильно выросло, что представленные номера для выступления можно назвать искусством [Error: Reference source not found].

Еще более значимое выступление было на Всероссийском конкурсе, проходившем в 2006 году. Коллектив стал дипломантом. В 2008 г. на таком же Всероссийском конкурсе «Играй, рожок» ансамбль удостоился звания лауреата, в 2010 г. – лауреат конкурса «Многоликая Россия» (г. Орёл), в 2011 г. - лауреат конкурса «Многоликая Россия» (г. Москва), в 2012 г. – лауреат первой степени Международного конкурса «Зажги свою звезду» (г. Москва). В 2012 г. коллектив получили Гран-При на Всероссийском конкурсе «Играй, рожок» (г. Обнинск) (см. приложение 4). Последний состав, в который входит автор работы, выступал в 2014 г. на Международном конкурсе «Наследие поколений», который проходил в г. Москва, и тоже получил звание Гран-При (см. приложение 5).

Планы ансамбля на будущее такие же, как и в предыдущие годы: продолжать раскрывать и пропагандировать старинное народное искусство, старинную народную традицию исполнительства игры на ложках. И по-прежнему добиваться высоких результатов на Всероссийских и Международных конкурсах» [4].

Самый виртуозный коллектив ложкарей с Цоголовым В.В.

и руководителями МР «Износковский район»

 

Педагог считает, что участие в ансамбле воспитывает и даже положительно влияет на ребят. Игра на ложках развивает музыкальные данные. Прививает любовь к народной музыке. Воспитывает коллективистов, единомышленников в области коллективного музицирования. Всего через музыкальный коллектив за 26 лет прошло около 100 человек [4].

Мы живём в небольшом селе, где все люди прекрасно знают друг друга и знают о достижениях коллектива. Автор с удовольствием играет в ансамбле. Успехи коллектива – тоже достижения автора (см. приложение 6). Автор проанализировал, что все участники ансамбля учились хорошо, были и медалисты разных выпусков. Несмотря на занятость в музыкальной школе, ребята были активными участниками всех общешкольных мероприятий. Занятия народным творчеством при правильной организации положительно влияют на учащихся, и желание заниматься «ложками» можно только поощрять. Многие из выпускников ДШИ связали свою жизнь с творчеством. Так закончили Калужский колледж культуры Татьяна Плешенкова, Ирина Котлярова, Николай Дементьев. Сейчас в колледже обучается Анастасия Булгакова. Александра Петрикова – студентка Тульского колледжа культуры. Выпускницами Калужского областного музыкального колледжа им. Сергея Ивановича Танеева стали Юлия Волошина, Анна Половникова и другие ребята.

Педагог Износковской школы, бывший выпускник ДШИ и участник ансамбля вспоминает, что музыка - это деятельность, которая развивает интеллектуальные, психологические и эмоциональные качества [Error: Reference source not found]. С родником чистейшей воды сравнил народное искусство губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов [10].

«Износковские ложкари» - это гордость и визитная карточка района. Руководитель ансамбля награжден медалью «За личный вклад в развитие Износковского района».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи исследования были в основном выполнены. Собран и изучен материал о творческой деятельности ансамбля «Износковские ложкари», который поможет поклонникам ансамбля больше узнать об истории и достижениях любимого коллектива. Была собрана необходимая информация о коллективе для создания музейного сборника. Напечатан музейный сборник «Износковские ложкари»

Автор выявил фото- и видеоматериалы, печатные издания (в основном газеты «Рассвет») по истории коллектива. Собраны фото- и видеоматериалы, грамоты, дипломы, кубки, демонстрирующие достижения коллектива. Записаны воспоминания руководителя В.В. Цоголова об истории создания коллектива и его творческой деятельности. Составлен список из 58 участников коллектива за 1989 – 2015 гг. Записаны воспоминания выпускников ДШИ, занимавшихся в коллектив. Проведен анализ источниковой базы исследования. Выпущено первое издание музейного краеведческого сборника «Народный коллектив «Износковские ложкари».

Автор в дальнейшем продолжит исследовательскую работу по творчеству коллектива ложкарей. Рассмотрит положительное влияние занятий в данном коллективе на формирование и развитие учащихся.

Каждый участник ансамбля и автор работы видит отдачу своего труда и получает огромное удовлетворение, реализует и развивает творческие способности. Успешные выступления ансамбля «Износковские ложкари» дают бесценный опыт общения и познания окружающего мира. Таким образом, в нашем селе старые традиции пытаются сохранить, передать связи с современным миром.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

1) неопубликованные

  1. Воспоминания Вайман А.В., записанные автором работы (2015 г., с. Износки)

  2. Воспоминания Кокош А., записанные автором работы (2015 г., с. Износки)

  3. Воспоминания Тен О. А., записанные автором работы (2015 г., с. Износки)

  4. Воспоминания Цоголова В.В., записанные автором работы (2015 г., Детская школа искусств)

  5. Из личного архива Новиковой А. // Фотографии ансамбля

2) опубликованные

  1. Логвинова. Играя на сцене узоры / Т. Логвинова // Рассвет. – 2004. – 2 апр. – с.3

  2. Кузнецова В. Играй, музыкант/ В. Кузнецова // Рассвет. – 2010. – 30 апр. – с.2

  3. Андреева Т. Они берут истоки от родной земли / Т. Андреева // Рассвет. – 2014. – 9 дек. – с.2

  4. Лиховидова Л. Ложкари поедут в Моску?! /Л. Лиховидова // Рассвет. – 1999. – 3 апр. – с.2

  5. Шишкова Т. Поёт село родное/ Т. Шишкова // Рассвет. – 2005. – 27 дек. – с.1

II. Литература

  1. Боев В.А. Износки/ Боев В.А., Золотин А.П. –Калуга: Гриф. - 2015. С.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Коллектив «Износковские ложкари» и его руководитель Владимир Викторович Цоголов

Фото 1. Цоголов Владимир Викторович с коллективом ложкарей на юбилейном концерте

(2009 г.)

Фото 2. Руководитель ансамбля

Владимир Викторович Цоголов

(2010 г.)

Приложение 2

Участники музыкального коллектива «Износковские ложкари» 1989 – 1999 годов

Фото 3. Первый состав «Износковских ложкарей» на торжественном открытии районного Дома пионеров (1989 г.): Ушакова Анна, Никитина Марина, Королева Юлия, Дюжинова Екатерина, Пташкина Наталья, Моисеев Вадим, Никитин Сергей.

Фото 4. Первый коллектив, занявший I место на Областном конкурсе: Васильева Оксана, Серонян Светлана, Никитина Марина, Ивлева Анна, Моисеев Вадим, Колтин Артем, Мухин Андрей, Катляров Дмитрий.

Фото 5.Первый коллектив, проявивший себя в Москве на конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождению А.С. Пушкина «Москва приглашает друзей»

Приложение 3

Участники музыкального коллектива 2000 – 2010 годов

Фото 6.Выступление перед губернатором Калужской области Анатолием Дмитриевичем Артамоновым на презентации в Министерстве культуры Калужской области

Фото 7. Одно из выступлений в Износковском районном доме культуры.

Состав коллектива:

Шимолина Елена, Клышникова Эллада, Барылина Галина, Паловникова Инна, Сергеева Ирина, Сейронян Гаяне, Котляров Дмитрий, Ивлева Анна, Дементьев Николай и др.

Фото 8. Это самый виртуозный состав, по словам В.В. Цоголова. После очередной победы на конкурсе его показали по Калужскому телеканалу «Ника».

Приложение 4

Участники музыкального коллектива «Износковские ложкари» 2011 – 2014 годов

Фото 9. Одно из самых ярких выступлений. Конкурс «Играй рожок»: Васильева Анна, Маслов Федор, Курганова Мария, Курганова Гульжана, Соловьев Василий, Дарьенко Елизавета, Тен Ольга, Смирнова Светлана, Горохова Ирина, Кузьмина Анастасия.

Фото 10. Выступление в Министерстве иностранных дел, когда Калужскую область представлял губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов. Он проводил агитации, чтобы привлечь иностранных инвесторов

Фото 11. Реакция иностранных инвесторов была невероятная. Они начали подходить и смотреть, как играет наш коллектив. Многие даже захотели принять участие и попробовать себя в роли ложкаря.

На фотографии изображен один из иностранных инвесторов, пытающийся овладеть нелегким искусством мастерства игры на ложках.

Приложение 5

Новый состав музыкального коллектива сложился в 2014 году

Фото 12. Конкурс-фестиваль народного творчества «Наследие поколений». Группа, в которой занимается автор работы. Состав коллектива: Гугенгаймер Анастасия, Джамукова Оксана, Кокош Алена, Семенова Марина, Новикова Алина, Леонова Татьяна, Ерошкин Роман, Варданян Георгий, Чеканов Евгений.

Фото 13. Новый состав старшей группы выступает на концерте в Культурно-оздоровительном комплексе «Олимп». В него входят: Кокош Алена, Новикова Алина, Семенова Марина, Нестерова Анна, Ахмадалиева Диана, Поташевская Надежда, Мишонкова Анастасия, Степанов Иван.

Приложение 6

Достижения музыкальной группы автора работы

Фото 14. Всероссийские и региональные дипломы за 2014 – 2016 годы

Фото 15. Гран-При «Наследие поколений»

(2014 г.)

Фото 16. Автор работы проводит занятия с учащимися школы по истории ансамбля «Износковские ложкари», демонстрирует страницы нового музейного сборника

(2016 г.)

Просмотров работы: 1295