ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА ТЮТНЯРЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА ТЮТНЯРЫ

Юхнина Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №12 г. Челябинска"
Шишкоедова О.С. 1
1Научно-образовательный центр школы №12
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Когда я еще ходила в Детский сад, воспитатели попросили составить меня свое родословное древо. Мы с родителями очень вдохновились этой идеей и стали заниматься столь интересным делом. Это занятие оказалось очень интересным, растянулось на несколько лет, даже сейчас продолжаем заниматься, т.к. информацией и фотографиями о самых старых родственниках владеют немногие оставшиеся в живых. Занимаясь сбором информации о родственниках дедушки по маминой линии, я узнала, что мои прапрабабушки и прапрадедушки были родом из села Тютняры, а по рассказам дедушки Пети я узнала, что их прародителей переселили давным-давно откуда-то из Центральной части России из одноименной деревни. Меня очень заинтересовало это событие, т.к. возникло очень много вопросов: как, за что и почему переселили людей, которые в дальнейшем подарили жизнь и мне. Поэтому в своей творческой работе я и решила узнать побольше информации об истории создания села Тютняры.

Цель моей работы: узнать как можно больше интересных фактов о

истории возникновения села Тютняры.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Провести интервьюирование моих родственников;

3. Проанализировать собранную информацию;

4. Нарисовать иллюстрации.

Актуальность работы: моя творческая работа - помощь к изучению Родного края – села Тютняры, которую можно использовать на уроках краеведения.

Основная часть

Тютняры – это старое народное название современного Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области. Но это название в меньшей степени знакомо жителям Южного Урала. В народе даже за пределами Челябинской области это сельское поселение известно под названием Тютняры. А история емкая. Название Тютняры произошло от названия речки Тютьнярь, что протекает по территории Пензенской области. (В переводе с марийского Тютьнярь — разливающаяся река). В прошлом это была Саратовская губерния, Кузнецкий уезд, село Тютьнярь, современного Кузнецкого района.

Из книг, репортажей, статей и социальных групп http://vk.com/tutniari и http://ok.ru/tyutnyary в интернете, я узнала, что первые предки моих прародителей прибыли на Урал вместе с другими переселенцами из Саратовской вотчины в 1761-1763гг. и основали деревню Тютняры, по названию реки их малой родины.

Так же существует несколько версий как же все таки жители Саратовской губении села Тютьнярь попали на Урал.

1 версия. Как-то раз в Петербурге Никита Демидов, уральский промышленник, играл в карты с князем Долгоруковым. Под утро Долгоруков совсем проигрался, поставил на карту деревню и ее проиграл. Не любил тех крестьян князь за вольнодумство. Семьдесят семь душ мужского пола должен был передать князь Н. Демидову вместе с деревней. Женщины шли так, на придачу, без счета. На другой день князь отдал приказ своим подчиненным – скрепить грамотой передачу деревни Тютняры на вечное владение Н. Демидову. Как гласит то ли легенда, то ли быль, а дальше был воистину легендарный переход из Центральной России на Урал всем скопом: с ребятишками, скотом, пешими.

2 версия. Тютнярцы -это крепостные крестьяне, проданные князем Долгорукими в 1765 году, ибо именно в этом году вышел указ императрицы Екатерины Второй, позволяющий продавать крепостных на Урал и более отдаленные районы, и чтобы крепостные в зимнее время работали на вновь возникаемых заводах и фабриках.

3 версия. Один помещик променял другому помещику деревню Тютьнярь за охотничью собаку. Новый владелец не желал оставить новь приобретенных крестьян на старом месте и переселил их на берега трех уральских озер Больших Ирдягов, Малых Ирдягов и Увильдов. По одной из легенд озеро Ирдяги получило свое название по распространенному в прошлом у татар и башкир тюркского мужского имени Ирдяк или Ирдеген. Другая версия говорит о том, что слово «ирдяги» переводится как «место спора». Говорят, люди собирались на земле между двух озер и выясняли отношения.

Интересны воспоминания тютнярцев в книге краеведа Александра Плаксина «Легенды и были села Тютняры». Рабочие Кыштыма и другие соседи звали тютнярцев «баргой проигранной». Откуда взялась эта кличка? Воспоминания очевидцев: «Мой дед Иван не раз рассказывал мне, что лет полтораста тому назад предки тютнярцев, несколько десятков семей, были проиграны барином в карты и по повелению их нового владельца переселены из центральной части России на вновь приобретенные далекие башкирские земли. Так и возникло село Тютняры. Название свое, как вспоминал дед, оно получило от реки Тютнярки, с которой были переселены эти семьи. А вот почему тютнярцев звали «баргой», дед не знал».

Интересен рассказ стариков о том, как шли на Южный Урал. «Когда лошаденки выбились из сил, решили мужики, что самых бедных и слабых надо поставить в середину обоза, чтобы сильные дорогу прокладывали и слабым помогали. Впереди Кузьма со своими сыновьями, а последними Максим, Егор и Тарас, да Силантий. Мужики крепкие, дружные. Фамилии их не вспомнили.»

Я расспросила своих родственников по дедушкиной линии о истории возникновения села Тютняры. Вот что они ответили.

Юхнина Юлия Петровна (мама): «Моя бабушка Зоя рассказывала, что в деревню Березовка ее семья переселилась из большого села Тютняры, где семья жила в большом и крепком доме, но потом их раскулачили. Бабушка рассказывала, что село Тютняры было большое и богатое, ее предки переселились из деревни Тютняры. И деревню, которую сами обосновали и назвали в честь своей прежней деревни».

Архипов Петр Николаевич (дедушка): «Родители из Тютняры. Тютняры - очень огромное село. Я каждое лето там жил, рыбу ловил и купался вместе с другими ребятишками, двоюродными, троюродными. Урале как раз заводы начали работать. В то время люди бесправные были, крепостные. Вот их и на Урал. Новое место жительство назвали Тютняры, как и то место, откуда они родом. Я не помню, деревня называлась Тютняры, то ли речка, то ли местность. Кто уж говорил, не помню, но шли ооочень долго, пешком, машин ведь не было, только лошади и телеги…»

Колесникова Нина Николаевна (двоюродная бабушка): «Да что могу сказать… Родители после раскулачивания Тютняр в Березовке оказались. В Тютнярах родственники есть, но уже дальние. Мама рассказывала, что они из-под Саратова родом, переселенцы. Деревню куда пришли Тютняры так и назвали. Место, откуда уехали называлось Тютняры».

Кречетова Лидия Васильевна (двоюродная тетя): «Извините, не знаю я никаких подробностей. Откуда—то приехали. Откуда не знаю, но что-то связанное с названием Тютняры».

Матвеевна Анна Петровна (тетя): «Это сложно. Вот так вопрос. Бабушка Зоя рассказывала, что откуда-то с Поволжья переехали… Название Тютняры ни с чем не ассоциируется… Помню, что-то в разговорах название Тютняры и было. Что она в Тютнярах была, то ли в гостях, то ли похоронах. Точно не помню».

Елена Константиновна Микрюкова (троюродная сестра): «Когда я училась в школе, учителя рассказывали, что земли здесь были Башкирские. Русских не было. Потом заселились и потеснили башкир. Тютняры назывались в честь реки, откуда приехали… А рассказы очевидцев или стариков?… Нет, не могу ничего вспомнить, воспоминаний нет».

Таким образом, изученная мною литература, статьи в интернете и репортажи, опрос родственников свидетельствуют об одном и то же, что примерно в середине 1761-1763 г.г. жителей деревни Тютьнярь переселили на Урал, где и образовалось одноименное село Тютняры, включающее в себя четыре деревни Губернское, Кузнецкое, Беспаловка и ныне исчезнувшая Смолина (ударение на последнй слог).

Название старинных сёл вокруг озёр Большие Малые Ирдяги тоже имеют свою историю.

Село Кузнецкое названо переселенцами в честь своего родного уездного города в 1760 -1765, по другим данным (1785) гг., насильственно переведенные из Кузнецкого уезда Саратовской губернии для выполнения вспомогательных работ на Кыштымских заводах, из которого были перевезены на Урал. По другой версии многие жители села занимались кузнечным ремеслом, отсюда и название села.

Деревня Смолина. Восточная сторона села Кузнецкого стала называться так, потому, что местные жители её занимались гонкой смолы. По другой версии, основателем этого поселения были первопоселенцы по фамилии Смолины.

Село Губернское. Переселенцы, которые поселились на южной стороне озера Большие Ирдяги, жили как раз на границе Оренбургской и Пермской губерний, поэтому называли своё село Губернским.

Село Беспаловское. Село находящееся на южном берегу озера Малые Ирдяги, здесь раньше проживали в основном семьи Беспаловых.

Уже к 1785 году в селе Кузнецком было поставлено 100 изб, в Губернском – 50, в Смолина – 20. Староверы селились недалеко от Кузнецкого, в деревне Беспаловка.

Считается, что сначала поселение принадлежало Демидовым, а затем, с 1809 года, купцу 1 гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву. Он же купил у Демидовых Кыштымские заводы. Лев Расторгуев в народе слыл одним из самых богатых людей Кыштыма. Позже поселение перешло во владение его наследникам.

Во второй половине XIX - начале XX века в селе Тютняры насчитывалось около 30 тысяч жителей (для сравнения: сейчас во всем Аргаяшском районе проживает 42 тысячи человек). По всей России славились тютнярские ткачи и хлебопеки. Здесь же были построены и долгое время работали кирпичный завод, лесопилка, мельница Морозова. На озере Большие Ирдяги старатели добывали золото. Песок перемывали возами, и порой попадались крупные самородки. Проводилась три раза в год тютнярская ярмарка, куда на несколько дней съезжались продавцы и покупатели из соседних регионов и даже из Казахстана. В начале XX века в Тютнярах насчитывалось шесть храмов, девять школ, народный театр и даже станция наблюдения за погодой.

В конце XIX века, когда широкими темпами шло строительство железных дорог по всей стране, было задумано проложить и здесь полотно из Челябинска в Екатеринбург. Однако местные жители организовали всеобщее собрание, где почти единогласно проголосовали против строительства «железки» в этой местности. В итоге дорогу проложили через Аргаяш. Ученые считают, что именно этот факт стал причиной дальнейшего развития Аргаяша и медленного «умирания» Тютняров.

К 50-м годах облик Тютняр изменился до неузнаваемости. Почти в 10 раз сократилось число жителей, не более десятая часть осталась строений.

Годы коллективизации привели к тому, что более 7 тысяч человек населения было репрессировано.

Однако и по сей день здесь сохранились следы былого величия Тютняров. Это и многочисленные остатки строений XVIII-XIX веков из добротного кирпича, и храм Иконы Тихвинской Божьей Матери, который признан памятником архитектуры.

Сегодня Тютняры – это Кузнецкое сельское поселение, в которое входят села Кузнецкое, Губернское, Сайма, Увильды и еще несколько поселков и деревень.

Тютнярцы, а называют себя местные жители, а так же жители уже уехавшие из родных Тютняр, до сих пор помнят свою историю, передают друг другу информацию, очень гордятся, помнят и серьезно относятся к сохранению своей истории. Восстанавливают храмы. Начались службы в 2009 г. в Храме иконы Тихвинской Божьей матери в селе Губернское, в 2008 г. начат сбор средств и началось восстановление Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кузнецкое, восстановлен Храм Георгия Победоносца в селе Беспаловское, следят за мемориальными комплексами погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, проводятся праздники: «Тютняры – село в нем жить весело!», создают группы в социальных сетях и активно общаются друг с другом со всей России. Образование села Тютняры дало толчок и созданию мооего семейного древа Мои прабабушка Зоя и прадедушка Коля были однофамильцами Архиповыми. После раскулачивания Тютняр их семьи оказались в деревне Березовка Аграяшкого района, где они и познакомились. Поженившись, прабабушке Зое даже не пришлось менять фамилию.

Заключение

Я изучила литературу, посмотрела видеосюжеты про села Кузнецкого сельского поселения – Тютняры, посмотрела информацию социальных групп «Тютныры», почитала статьи в интернете про историю села Тютняры. Я выяснила, что существует три версии-легенды почему целую деревню людей переселили на Урал:

  1. Проигрыш в карты крепостных князем Долгоруким Никите Демидову;

  2. Продажа крепостных князем Долгоруким Никите Демидову вследствие указа императрицы Екатерины Второй, позволяющий продавать крепостных на Урал;

  3. Обмен помещиком целой деревни Тютьнярь на охотничью собаку.

Я опросила своих родственников, что они знают о возникновении села Тютняры. Их ответы совпали с выясненной информацией.

Я узнала и обобщила, что первые предки моих прародителей прибыли на Урал вместе с другими переселенцами из Саратовской вотчины в 1761-1763гг. и основали деревню Тютняры, по названию реки их малой Родины. Название Тютняры произошло от названия речки Тютьнярь, что протекает по территории Пензенской области. В прошлом это была Саратовская губерния, Кузнецкий уезд, село Тютьнярь, современного Кузнецкого района.

Мне очень понравилось искать информацию о селе Тютняры, было очень приятно интервьюировать своих родственников. И я очень хочу побывать в Тютрярах, старое название Кузнецкого сельского поселения мне нравится больше, и лично побродить и посмотреть Родные места моих предков.

Список литературы

1. Морозов, А.И. Легенды и были села Тютняры: ист. экскурс села, очерки о знаменитых тютнярцах, картинки быта, раритеты нар. культуры, песни, частушки, наигрыши тютнярцев / А. Морозов. – Челябинск: Книга, 2007. – 143 с. : 8 л. ил.

2. С.К.Власова «Тютьнярская старина» «Клуб путешественников. Южный Урал» www.kp74.ru

3. « На Урале Великая история Больших Тютняр», репортаж Канал «Южный Урал» http://www.naurale.com

4. Социальная группа Вконтакте «Тютняры» http://vk.com/tutniari

5. Социальная группа Одноклассники «Тютняры» http://ok.ru/tyutnyary

6. Социальная сеть работников образования «Топонимика окрестностей села Кузнецкое» http://nsportal.ru/

7. «Южноуральская панорама» http://up74.ru/

8. Фото достопримечательностей России и мира http://www.isilgan.ru/

9. «Храм в честь иконы Тихвинской Божией Матери в селе Губернское» http://www.geocaching.su/

Приложение 1

Легенда, основанная на реальных событиях

«Возникновение села Тютняры»

Многие старики, еще лет с полсотни назад, рассказывали, как появилось село Тютьняры.

При Демидовых это еще было. Как-то раз в Петербурге Демидов играл в карты с князем Долгоруковым. Под утро совсем проигрался Долгоруков. А, видать, хотел отыграться, и вот он поставил на карту деревню. Поставил и проиграл. На том игра и кончилась.

Доволен был выигрышем Демидов. Не раз читал он донесения с Урала от приказчиков своих: людей, мол, людей надо для новых заводов.

А где их взять?

И тут вдруг целая деревня! Как не порадоваться такой удаче…

Семьдесят семь душ мужского пола должен был передать Долгоруков Демидову вместе с деревней. Бабы шли так, на придачу, без счета.

На другой день отдал приказ Долгоруков своим подчиненным — скрепить грамотой передачу деревни Тютьняры на вечное владение Демидову. И не жалел об этом.

Невзлюбил князь тютьнярцев за вольнодумство.

Расскажу по порядку как дело было.

Возле деревни, на речке Тютьнярке, что за Воронежем бежит, находилось старинное поместье Долгоруковых.

Без малого чуть ли не с первых Долгоруковых здесь венчались князья. Свадьбы справляли, а потом надолго уезжали.

Гордились Долгоруковы крепостными из Тютьняр. Перовыми живописцами были они. В Петербурге весь Долгоруковский дворец был расписан тютьнярскими мастерами, всей княжеской родне расписывали палаты тютьнярцы.

У Долгоруковых была дочка на выданьи — невеста, значит. Была она с виду ангел, а снутри черт иль сатана сама.

Но не ведали дворовые об этом, пока княжна не вздумала пораньше, до свадьбы, прикатить в Тютьняры. Приехала не одна, а с женихом. Охотились они в лесах, народ борзыми травили.

Забегали дворовые, засуетились. Принялись дом и церковь обновлять. А приказ был самого князя — все подправить, новые иконы написать.

Приставил приказчик новые иконы написать для церкви первого живописца — мастера Степана. На картинах у него, как живое, все получалось, и краски не блекли, как у других.

Незадолго до того, как начать писать иконы, собирался Степан жениться. Полюбил он девку одну дворовую. Дуней звали. Тихая, ласковая девка была, а красотою — поярче самой княжны.

Пришел Степан с Дуней к княжне — благословенья просить. Так заведено было.

Там они оба на колени перед княжной встали, а княжна как посмотрела на Дуняшу, аж вздрогнула вся: такая красота перед ней стояла.

Из зависти, конечно, отказала сразу же княжна. А немного дней спустя приказала выдать Дуню замуж за самого последнего мужика в деревне.

Говорят, и у дыма тень бывает, а у Степана после такой беды на сердце тоска целой тучей легла. Затаил он злобу на княжну…

Ну вот, пришло время барской свадьбы. Множество гостей приехало со всех мест. Сам князь с княгиней пожаловали из Петербурга. Женихова родня явилась разряжена, что твой иконостас. Все в каменьях дорогих, в шелка и бархаты одеты.

Началось венчанье. Стоит жених возле княжны рядом. Перед ним икона, а с нее она — его невеста смотрит: в углах ротика улыбка, над головой сияние святой. Точь-в-точь была нарисована княжна. Известно, Степанова работа. Доволен жених, довольна и невеста. Но вдруг слышит жених, что по сторонам будто гости шепчутся о чем-то. Певчие из себя выходят, орут что есть сил «Многие лета…», а шепот перебить не могут.

Сиятельная сваха, что стояла немного поодаль, сбоку, шепнула невесте на ушко чего-то; та побледнела, испугалась, задрожала вся. Оказалось: жених с невестой стояли против иконы, и они портрет видели с княжны, а кто по бокам — другое на иконе увидели.

Будто два изображения на одном и том же лице: сверху ангельское, а под ним обличие сатаны.

Сквозь кисейку шарфа на иконе рога казались; а вместо улыбки, какой-то дьявол скалил зуб.

Что тут поднялось: с княжной — удар, жених сбежал. А дворовые ликовали. Тихонько, чтобы, конечно, господа не слыхали. Ловко Степан икону написал.

Господа, хоть и в ударах были, но сразу же хватились. Узнали Степанову работу. Приказали произвести над ним расправу: засечь Степана до смерти плетью…

Обшарили весь двор, деревню, вокруг Тютьняр на сотни верст. Искали, как иголку в сене, но Степана не нашли. Исчезла с ним и Дуня.

Взялись тогда господа за родню Степана, а ее, почитай, половина Тютьняр. Каждому, кто был в родстве со Степаном, отрубили пальцы на одной руке, чтобы картин они больше не писали. Вот как князь остервенел. Хотел было продать князь Тютьняры вместе с народом, но никто их не покупал: узнали, что беспалые они, крепостные-то.

С той поры так и стали тютьнярских дворовых звать «беспалыми», а когда их пригнали на Урал к Демидову, то приказчик чехом всех их приписал: «Беспаловы-тютьнярцы». Оттого и по сей день полсела носят фамилию Беспаловы.

Приложение 2

Тютнярская хроника

1761 – 1765 - первые переселенцы из Саратовской вотчины прибыли на Урал, основали село Рождественское, а по народному-Тютняры.

1785 - в селе Кузнецком для новосёлов руками самих новосёлов срублено 100 изб. Северную сторону рубили из деревьев что росли на северных опушках леса. Эти брёвна крепче держали тепло. Такой опыт домостроения сберегается в Тютнярах и поныне.

1785 - в селе Губернском заселены первые 50 изб, по другую сторону озера-Большие Ирдяги.

1785 - на Юго-Востоке от села Кузнецкого основана деревня Беспаловка, где, по преданию, поселились староверы.

1785 - основана деревня Смолино - 20 дворов. По распоряжению местных приказчиков (во всех Тютнярах) впервые сложены русские печи. Топить "по-чёрному было запрещено.

1805 - в селе Кузнецком освящена первая двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя Рождества Богородицы и Вознесения.

1879 - открыта первая школа в селе Кузнецком.

1881 - открыта Церковно-приходская школа в селе Губернском

1899 - в селе Губернском освящён Храм Тихвинской иконы Божией Матери. С первого и до последнего дня в храме служил священник Отец Михаил (Михаил Иванович Христолюбов).

Около 1900 - утверждены три ярмарки в Тютнярах. Зимняя - с 30 января, летняя - с 20 июня, осенняя - с 8 ноября. Шла торговля хлебом, скотом, изделиями ремесленников. Утвердилась новая прослойка купцов Тарасовых, Мысляевых, Дмитриных, Киприяновых, Архиповых.

1903 - построено двухэтажное народное училище по проекту священника М.И. Христолюбова.

1912 - открыты школа и церковь в Беспаловке по настоянию священника М.И. Христолюбова.

1914 - постановка в селе Кузнецком оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя"

1917 - установлен, но не открыт памятник царю-освободителю Александру 2, в честь 55-летия отмены крепостного права. Памятник отлили каслинские мастера. Революционно настроенные активисты низвергли памятник с постамента.

1921 - голодный "лебедовый год". Так его называли тютнярцы, так как ели лебеду.

1930–1931 - раскулачивание и высылка в Сибирь, на Север, в Башкирию, Карабаш самых достойных хлеборобов Тютняр.

1931-1932 - организация в Тютнярах колхозов "Революция", "Ударник", "Красный Урал", "Красный Октябрь", "Передовик". Это, как показала история, было началом конца хлебородного села Тютняры.

1935 - закрыт Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Губернском, сброшены 34 колокола с колокольни.

1940 - присвоение звания Героя Советского Союза тютнярцу В.С. Архипову за подвиг в войне с Финляндией.

1943 - звание Героя Советского Союза присвоено Н.И. Тузову. Пулемётчик Николай Тузов со своими однополчанами занял важную высоту, удерживал её в течении суток, сковав большие силы врага.

1944 - звание Героя Советского Союза присвоено И.Т. Глухову за подвиг на Сапун-Горе.

1944 - за подвиг при форсировании реки Висла второй Золотой Звездой Героя Советского Союза награждён А.С. Архипов

1945 - звание Героя Советского Союза присвоено И.А. Беспалову

1946 - выселение "неблагонадёжных" тютнярцев в связи с закладкой города Озёрска.

1948-1959 - расцвет тютнярских частушки, кадрили, бальных танцев и чечётки, артели известной песельницы Веры Ершовой, что сохраняет верность народной песне.

1952 - установлен бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза В.С. Архипову в селе Губернском.

1960 - на смену кадрили в Тютняры пришли чарльстон, твист, шейк.

1965 - исполнилось 200 лет селу Тютняры.

1967 - начало гегемонии Губернской школы в районных смотрах художественной самодеятельности, которая длилась более 20 лет.

1969 - в Губернской школе организован оркестр народных инструментов. Руководтель Н.В. Петрова. Это настоящая кузница музыкальных кадров Аргаяшского района.

1970 - 9 мая концерт в парке Победы, организованной силами Челябинского монтажного техникума.

1973 - танкисты Челябинского военного училища совершили первый лыжный пробег в Тютняры, на родину дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника танковых войск В.С. Архипова

1979 - столетие Кузнецкой школы

1981 - столетие Губернской школы

1982 - открытие нового здания Губернской школы. Состоялся концерт школьников для строителей Челябинского Межколхозстроя.

1982 - празднование 100-летия школы. Встреча выпускников. Состоялся совместный концерт школьных артистов и эстрадно-симфонического оркестра Челябинского танкового училища под руководством В. Ошерова

1983 - 80-летний юбилей Рождественской ячейки РСДРП. Первые участники в тютнярском событии Анатолий Морозов и его тайгинского хора.

1990 - ансамбль "Тютнярская Кадриль" завоевал приз зрительских симпатий на фестивале в посёлке Тайгинка.

1998 - создание Аргаяшского славянского культурного Центра во главе с Почётным гражданином села Аргаяш А.Е. Талалайкиным.

1998 - 80-летний юбилей учителя краеведа Александра Матвеевича Леднева в Губернской школе. В концерте школьников и педагогов принял участие челябинский ансабль "Живая вода". Солистка ансамбля Валентина Савельева и её сын, пианист Антон, всю свою программу связали с биографией юбиляра А.М.Леднева.

1998 - "Золотая свадба" на Губернском школьном стадионе. Чествовали 25 пар. Все женихи-фронтовики.

2000 - "Лето в Тютнярах"-большой фольклорный праздник,с участием мастеров прикладного искусства А.В.Петровой, Н.И.Соколовой, В.А.Алексеева и группы "Лето" Владимира Берестова из Аргаяша.

2003 - праздник "Для нас и про нас" с участием фольклорного хора города Кыштыма.

2004 - первый Новый год,отмеченный тютнярцами под открытым небом,по доброй старой традиции.

2004 - создание творческой группы "Тютнярские мы", в состав которой вошли Вячеслав Трусков, Виталий и Валерий Алексеевы, Анатолий Липатов, Владимир Пряхин, Светлана Малёва, Виктор Лежнев, Леонид Ергунов.

2004 - премьера песни "Тютнярское село", автор Виктор Лежнев, солистка Валентина Маркина.

2004 - авторский вечер песельника Валерия Алексеева в Кузнецкой средней школе

2004 - славянский Центр провёл пятый праздник в Тютнярах "Играй Гармонь"

2005 - концерт "Исповедь перед малой родиной" с участием профессионального певца, тютнярца Владимира Пряхина

2005 - День пожилого человека-праздник, организованный славянским Центром.

2005 - музыкальный вечер "Новые песни о главном". Звучали сочинения тютнярских авторов Виктора Лежнева и Валерия Алексеева.

2005 - отчётный концерт коллектива славянского Центра на сцене района Дома культуры в Аргаяше.

2005 - в день Покрова состоялось открытие детской православной воскресной школы в селе Губернском. Организатор событий - отец Игорь. Занятия проходят в Губернском Храме

2005 декабрь - закончена работа над рукописью книги "Легенды и были села Тютняры"

2008 – начато восстановление Церквиь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кузнецкое

2009 – начато восстановление храма иконы Тихвинской Божией Матери, что в селе Губернском

2009 – открытие клуба "Надежда"

2009 - скоропостижно скончался автор Виктор Лежнев

Приложение 3

Сведения об информаторах

Юхнина Юлия Петровна, 1979 г.р. г.Челябинск.

Архипов Петр Николаевич, 1952 г.р. родился в д. Березовка Аргаяшского р-на Челябинской обл., сейчас живет в г.Челябинске.

Колесникова Нина Николаевна, 1948 г.р. родилась в д. Березовка Аргаяшского р-на Челябинской обл., сейчас живет в г.Челябинске.

Матвеевна Анна Петровна, 1977 г.р. г.Челябинск

Кречетова Лидия Васильевна, родилась в д. Березовка Аргаяшского р-на Челябинской обл., сейчас живет в г.Коркино Челябинской обл.

Елена Константиновна Микрюкова, родилась в д. Березовка Аргаяшского р-на Челябинской обл., сейчас живет в г. Коркино Челябинской обл.

Приложение 4

Фотографии информаторов

Матвеева Анна Петровна

Юхнина Юлия Петровна

Архипов Петр Николаевич

Елена Константиновна Микрюкова

Колесникова Нина Николаевна

Приложение 5

Фотографии Тютняр из интернета

Храм Тихвинской Божьей матери село Губернское бесценный памятник архитектуры 19 века.храм был построен и освящен в 1899 году. Это редкий образец двухэтажного двухалтарного храма, построенного на средства простого народа и местного купечества.

Храм Тихвинской Божьей матери село Губернское бесценный памятник архитектуры 19 века.храм был построен и освящен в 1899 году. Это редкий образец двухэтажного двухалтарного храма, построенного на средства простого народа и местного купечества.

Храм Георгия Победоносца село Беспаловское

Храм Георгия Победоносца село Беспаловское

Церковь Пресвятой Богородицы в селе Кузнецкое

Мемориальный комплекс В.И. Ленин

Село Беспаловское

Понтонный мост при въезде в село Беспаловское. Оз. Ирдяги

Бывшая земская школа в 19 веке, здание заброшено, возле храма Тихвинской иконы

Рис. 1. О том, как село проиграли в карты

Рис. 2 Великое переселение Тютняр

Рис. 3. Село Тютняры сейчас выглядит так.

31

Просмотров работы: 6745