ВВЕДЕНИЕ
Я живу в небольшом, но очень красивом городе. На его центральной площади построен прекрасный современный Дом культуры «Звездный». Он является центром культурной жизни не только города Строитель, но и всего Яковлевского района. В этом здании проводятся все значимые мероприятия, в том числе и торжественные регистрации браков. Гуляя на площади я часто вижу молодоженов, выходящих из здания Дома культуры, и мое внимание привлекли отдельные своеобразные моменты свадьбы. Например, осыпание молодоженов зерном пшеницы, конфетами и деньгами. Когда я обратилась со своим вопросами к старшим, выяснилось, что это элементы старинных свадебных обрядов. Мне стало интересно, что из себя полностью представляет этот свадебный обряд.
Актуальность проблемы исследования обусловлена реальными потребностями общества в освоении национальных традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей современной социокультурной среды. Издревле народные традиции определяли и моделировали духовно-нравственные законы бытия в системе «человек — семья – общество – природа», систематизировали, хранили, передавали из поколения в поколение знания и опыт.
Заинтересовавшись этим вопросом, я изучила множество литературных и интернет источников. В нашей городской библиотеке я нашла диск «Летопись населенных пунктов Яковлевского района Белгородской области», созданный усилиями ее работников. Здесь описан свадебный обряд села Черкасское Яковлевского района.
Но очень хотелось услышать об этом обряде из первых уст. Это оказалось довольно сложно, ведь людей, которые это помнят старинные обряды осталось немного. Мне повезло, что Наталья Ивановна, мой учитель географии, человек увлеченный своим предметом, и всем что с ним связано. Она помогла мне найти такого человека, им оказалась ее мама, Нечаева Ольга Николаевна, которая проживает в селе Завидовка Яковлевского района почти сорок лет. Но детство и юность ее прошли селе Роговатое Старооскольского района Белгородской области.
Очень интересно было слушать рассказ Ольги Николаевны о том, как торжественно, нарядно, проводились свадебные обряды в её родном селе Роговатое много лет назад. Вот о чем она мне рассказала.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вся свадебная церемония делилась на четыре части: сватовство, «пропой» (пропой – это гуляние по случаю сватовства), свадьба и «наране» (второй день свадьбы).
Сватовство.
Сватать невесту приходили родители и крестные жениха. Сам жених не всегда присутствовал на сватовстве, могли засватать и «за шапку», т.е. приносили с собой его шапку. Обязательным атрибутом сватов был «бáдик» (палка из ствола молодого дерева, украшенная резьбой по коре, и с привязанными наверху разноцветными лентами) и «узол» (завязанные в платок сладости для невесты). В «узол» ложили конфеты и «бомбышки» (небольшие булочки из сладкого бездрожжевого теста). Сваты, войдя в избу, здоровались с хозяевами и не проходили дальше матицы (матица-это доска посередине избы, на которой держался потолок), пока не получали приглашения. Получив приглашение войти, сваты начинали вести шуточные переговоры: «Мы слышали, у вас есть тялушка, а у нас есть пастух». Во время переговоров невеста сидела у «загнетки» (выступ у печки) с рушником в руках. После завершения переговоров жених подходил к невесте, брал один конец рушника и вел невесту к столу. За стол садились в следующем порядке: жених, невеста, по обе стороны от них крестные, а затем родители. За столом одаривали жениха орехами и связанными невестой шерстяными носками. На стол подавали: кашу, картошку с соленьями, лапшу-катанку, по выражению Ольги Николаевны: «Это было первое дело». Лапшу-катанку изготовляли по особой технологии: пшено обдавали кипятком, чтобы оно «раскучерявилось», затем его подсушивали. Деревянное корыто «подпыляли» мукой, слегка сбрызгивали смесью молока и яиц, небольшими порциями подсыпали пшено и накатывали на него муку образуя шарики величиной с горошину. Через сито удалив излишки муки, лапшу подсушивали в печи, а затем варили в подсоленной воде. Подавали к столу в большом количестве «коровьяга» масла.
На сватовстве договаривались о дате «пропоя», количестве гостей.
Пропой.
На «пропое» присутствовали самые близкие родственники жениха и невесты: родители, крестные, братья и сестры, дяди и тети, бабушки и дедушки. Родня жениха приходила с караваем и сладостями. Во время застолья невеста должна была разделить каравай так, чтобы хватило всем гостям. Именно во время «пропоя» жених называл родителей невесты, а невеста родителей жениха отцом и матерью. На «пропое» оговаривали дату свадьбы.
После пропоя девушка как бы официально приобретала статус невесты, обычно в это время – от пропоя до свадьбы – она садилась за приготовление приданого: ткала холсты, вышивала полотенца, рушники, занавески для убранства дома, готовила для себя одежду праздничную и будничную. Так же невеста готовила свадебную одежду для жениха: рубаху, портки, носки, перчатки.
По словам Ольги Николаевны, она была богатой невестой. В ее приданное входило:
- «дярушка из волны в три палатна» (одеяло);
- «две пастилки из волны в два палатна» (простыни);
- «пастилки из канапей»;
- «две саломяные падушки» (подушки делались по ширине кровати);
- «альняные рушники вышатаи, утирки»;
- «адияла ватная купляная»;
- «навалачки».
За «волной» Ольга Николаевна с подругами ходила в город Острогожск Воронежской области, что километрах в 70-80 от Раговатого.
Свадьба.
Накануне свадьбы к невесте приходили «девишницы» (приложение 1), т.е. незамужние подруги, «играли песни». «Девишниц» угощали квашеной капустой и «пампушками» (булочки из теста, которое «отымали от хлеба») с «посным» маслом или «маслом из канапей».
Утром свадебного дня «девишницы» шли за женихом и приводили его в дом к невесте. Молодых сажали за стол напротив друг друга и закрывали от гостей «дымкой» – отрезом полупрозрачной ткани. В это время подруги «оправляли» невесту, т.е. надевали на нее украшения и «играли песни». Свадебному наряду в первый день особого внимания не уделялось. На вопрос – «Во что вы были одеты?» - Ольга Николаевны ответила - «Юбка какайта да кохта». На голову невесты накидывали «дымку» так, чтобы была закрыта верхняя часть лица. После этого молодые шли венчаться.
Обвенчавшись, молодые вместе с гостями шли в дом жениха, где их «укладывали спать». Но прежде на постели молодых должна была «покататься» женщина из близкой родни молодоженов, хорошо живущая с мужем. В это время гости «трапезничали» и веселились.
Угощали на свадьбе холодцом, кашей, щами, пампушками, густым гречневым киселем, порезанным на куски, политым «посным» маслом и посыпанным сахаром, курятиной, свиным окороком и другими блюдами, в зависимости от достатка хозяев.
После того, как гости разошлись, невесту и жениха «подымають и ведуть ужинать».
«Наране»
Утром следующего дня, т.е. «наране», родня невесты приходила в дом жениха и приносила невесте завтрак. А также живую курицу «маладайкю», курица была знаком совершившегося перехода невесты в другой род, подобно тому, как оперившаяся птица улетает из родного гнезда и строит своё.
Невесту «убирали» в женскую одежду: поневу «расшитаю па палатну», из под которой должна была выглядывать нижняя часть рубахи, украшенная красным тканым кантом, для этого переднюю часть поневы «подтыкали». «Сверху паневы павязывали черный хвартук, расшитай атласнами лентами».
Родственницы невесты «расплятали косу на две» (приложение 2), сопровождался этот обряд песней «Разделяют надвое русы косы…». Заплетенные косы связывали вместе «косником» внизу (лентой или шнурком) и укладывали вокруг головы. Сверху накрывали «повязку» (атласный или шелковый платок), под «повязку» около ушей вставляли «касицы накишшаные краснами нитками» (зеленые перья из хвоста селезня с кисточками из красной пряжи), «касик павязки (угол платка) расправляли па плячам». На ногах у «маладайки» были вязанные из овечьей шерсти чулки: «чернай насок и белая галянишша».
Продолжение свадьбы проходило в доме невесты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, на современном этапе развития общества традиционные народные обряды утратили свое культовое значение. В сегодняшней жизни народные традиции вышли из употребления и почти исчезли, утратили свой первоначальный смысл. Но отдельные элементы тех или иных обрядов и традиций продолжают жить и сегодня, хотя не каждый может объяснить, что означает то или иной действо.
В начале нового столетия, Россия стоит на пороге серьёзнейших перемен – переосмысления культурных ценностей, которые веками базировались на достижениях национальной духовности и самобытности.
Этнокультура представляет широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности, играет огромную роль в эстетическом и художественно-творческом развитии личности. Именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к регионально-культурным ценностям.
Человек не может любить свою Родину, не зная её культуры, обычаев и традиций. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в этой области. Возрождение России начинается с возрождения интереса к народным традициям, к своей национальной культуре, к тем корням, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная культура нашей страны и в том числе и нашей малой Родины Белгородчины. И пока живы,те немногие, кто может рассказать нам о традициях наших предков, об их культуре нужно по крупицам собирать и бережно хранить эти богатства, оставленные нам в наследство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М., 1985.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., Наука, 1990
Жиров М.С.Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры.-Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2003-312с.
Забылин М. «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Москва, Рипол классик, 1997 г.
Копылова. А.В., «Русские обычаи». Состизд. дом «Рипол классик», М., 2003 г.
Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996, с. 125
Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.
Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112
Приложение 1
Нечаева Ольга Николаевна (в центре) с «девишницами» накануне свадьбы
Муж Нечаевой Ольги Николаевны Нечаев Иван Васильевич
Приложение 2
«Да разделяють русу косу.
Да раслятають русу надвая.
А тады заплятуть у две касы
Да расплятуть русу на две касунюшки
А правую заплятуть на сынов - сыновей
А левую заплятуть на красавиц дачарей».
12