СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ОСЕТИН

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ОСЕТИН

Габараева А.Я. 1
1
Дзотова З.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

На уроках родного языка нас знакомят с традициями и обычаями наших предков осетин – алан. Там же нам рассказали, что девушка-осетинка училась рукоделию с детства. И к моменту своей свадьбы должна была приготовить себе элементы свадебной одежды и ритуальные атрибуты. Не умеющие шить, ткать, обрабатывать шерсть девушки не пользовались достаточным уважением у окружающих. Этот факт натолкнул меня на мысль- попробовать изготовить набор ритуальных предметов, включенных в Сары зады хуын (подношения Сара заду-хранителю головы). Набор представляет собой корзину, в которую помещаются обрядовый флажок, фартук невесты, мыдыкуыс (обрядовая чаша) и незначительные подарки для старших женщин. Она необходима невесте для проведения обрядовых действий при входе в новую семью. Для начала я решила провести исследование в направлении самой традиционной свадьбы и ритуалов, связанных с ней. В процессе работы над исследованием мне помогли как современные технологии (интернет сайты) и печатные издания, так и документальные фильмы: Андиев Б.Ф., Андиева Р.Ф. «Осетинский орнамент»; БзаровР.С. «История в осетинском предании»; Газданова В.С. «Золотой дождь» ;Даурова З. «Искусство рукоделия Осети – Алании»; документальный фильм студии «Аланофильм» «Традиции осетинской свадьбы»; анимационный фильм F.A.F. Еntertainmеnt «Волшебная свирель» т.д. О традиционной свадьбе довольно много сказано и написано, тем не менее, есть моменты на которых хотелось бы заострить внимание.

Традиционная свадьба осетин и ее мифологический архетип.

Меня всегда впечатляла многовековая преемственность в соблюдении нашим народом традиций, ритуалов и обычаев, связанных с бытовым и религиозным аспектами жизни людей. Свадьба - одно из наиболее обрядовых и традиционных событий в жизни осетин. Как отметил М.Элиаде: "любой ритуал воспроизводит мифологический архетип» (1). У осетин это миф о красавице Агунде и богатыре Ацамазе. Ацамаз –музыкант, под звуки свирели которого начинают таять ледники, выходят из укрытий животные, расцветают цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда. Однако, не желая это показывать, девушка насмехается над Ацамазом, и тот разбивает свою свирель. Агунда собирает обломки, по которым ее отец ударяет волшебной плеткой, и обломки срастаются. Небожители, узнав о неудаче Ацамаза, берутся выступить в качестве сватов. На свадьбе Агунда возвращает Ацамазу свирель. Как отмечает В.И.Абаев, эта женитьба – вариация весеннего мифа, а сам Ацамаз выступает воплощением солярного божества(2). Приложение1.

Ритуал снятия фаты – «хизисын»

Самый значимый и соответственно вызывающий интерес момент происходит в доме жениха. Это ритуал снятия фаты - "хызисын". Заинтересовавшись его значением, мне захотелось выяснить суть и символику ритуала. Из бесед со старшими и изученного материала стало известно, что ритуал "хызисын" – проводится для символического приобщения невесты к новой семье (роду). Для обряда в доме невесты готовится флажок "сары зады хасил" (ангел хранитель головы). Он имеет форму прямоугольника и богато украшается орнаментом. Флажок, в доме жениха одевают на стрелу, кинжал или, в современной интерпретации, на заостренную полочку. И с пожеланиями, трижды обводят голову невесты. Для проведения ритуала выбирают молодого и остроумного родственника или друга семь жениха. После того как ритуал проведен, молодой человек считается нареченным братом невесты.

Один из вариантов снятия фаты описал Каста Леванович Хетагуров: "Вечером шафер вводит молодую в хадзар. К головному убору присоединяется еще кусок коленкора между сукном и платком, шафер снимает красное сукно и передает его свекрови, затем обнаженной шашкой снимает коленкор и вешает его в углу, где висят такие же куски калинкора от прежних свадеб, с этой вешалки его уже не снимет никто и никогда (3). Приложение 2,3.

Надо отметить, что исследователи рассматривают обычай покрывания невесты фатой как, оберег от враждебных сил и существ, в которых верили предки. Таким образом, можно сделать вывод - снимая фату, оберегающую невесту, ее не только приобщают к новой семье, но и символически дают оберег в виде флажка, который так и называется «сары зады хасил» (ангел хранитель головы).

Ритуальная чаша – «мыдыкус», ритуал угощения «напитком богов»

Следующий, но не менее важный, ритуал - угощение невестой матери жениха и старших женщин смесью меда и масла из ритуальной чаши - "мыдыкус". "Мыдыкус" - специально приготовленная чаша, входящая в набор ритуальных предметов. Содержимое ритуальной чаши символизирует напиток богов, напиток бессмертия. Сама чаша на протяжении веков изготавливалась из различных материалов: меди, бронзы, дерева, керамики. Однако, она неизменно украшалась орнаментом. Приложение4,5,6,7. Наши предки скифы – аланы издавна занимались пчеловодством. Об этом свидетельствуют упоминания древних авторов. Римский историк Клавдий Элиан (3 в д.н.э.) писал: «в Скифии водятся и пчелы, ничуть не страдающие от холода» … «скифы привозят на продажу к соседним народам мед и воск 4). В осетинской мифологии существует покровитель пчел - Анигол. Он олицетворяет собой трудолюбие, скромность, умеренность, духовную и физическую чистоту. Поэтому логично, что мед – один из основных ингредиентов для приготовления ритуальных напитков. Таким напитком и является смесь меда и сливочного масла, которой наполняется ритуальная чаша "мыдыкус".

Так описывал ритуал угощения «напитком богов» Д.Т. Шанаев « на второй день шафер в сопровождении девушек, поющих «алай — алай», ведет молодую под руку в местонахождение домашнего очага, где ее уже ожидает свекровь с чашкой в руке, наполненною смесью меда и масла. Шафер подводит невестку к свекрови. Приподняв у невестки немного завесу лица, так, чтобы оно все-таки оставалось полузакрытым, он приглашает ее опустить указательный палец в чашу и, взявши им маленькую частицу смеси, положить ее в рот свекрови, которая затем в свою очередь делает то же самое по отношению к невестке. После этого обряда присутствующие мальчики выхватывают чашку смеси из рук свекрови и, выбежав на двор, делят смесь между собою. Совершение этого обряда имеет следующее народное заключение: «Да будут так сладки свекровь и невестка друг другу, как сладка людям эта смесь» (5). Приложение8.

Проанализировав изученную информацию, удалось выяснилось, что ритуал дошел до нашего времени не в полном объеме. Во времена предков невеста не только угощала медом свекровь и старших женщин, но также смазывала им над очажную цепь. Очаг являлся символом бессмертия рода и оберегом. Смазываянад очажную цепь, новая женщина, вошедшая в семью, тем самым давала обет поддерживать жизнь в очаге, то есть продлевать род.

Традиционный орнамент, истоки возникновения, символика.

Во всех обрядах и ритуалах важную роль играет визуальный аспект - форма, цвет, фактура, и наконец, орнамент, так богато украшающий одежду и предметы необходимые для проведения ритуальных действий.

Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства (6).

Как пишет З. Даурова (примеч6): «истоки осетинского орнамента идут от древних культур – кобанской (конец 2 тыс. – начало 1 тыс. До н.э.), скифо – сарматской и аланской… а изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времен эпохи бронзы Кобана.» Таким образом можно выделить несколько видов орнамента: геометрический, зооморфный, растительный. Приложение(9,10,11). Еще один вид орнамента описал в книге «Золотая яблоня нартов» В. Цагараев(7). Это антропоморфный орнамент, т.е. орнамент повторяющий форму человеческого тела. Приложениед12, 13.

Так как узоры, дошедшие до нашего времени, являются отражением мировоззренческих и религиозных взглядов предков, орнамент несет большую смысловую нагрузку. Согласно верованиям, для невесты выбирался орнамент символизирующий плодородие, богатство. А также символы, защищающие от воздействия злых сил потому, что считалось, в момент перехода из одного рода в другой женщина наиболее уязвима. Вот некоторые примеры символики геометрического орнамента.

-Ромб – плодородие.

-Крест – оберег, защита от злых сил.

-Треугольник /число три/ - плодородные силы земли, обеспеченность, физическое совершенство.

- Круг – символ солнца, бесконечности мира, один из классических солярных знаков.Приложение14.

Необходимо отметить, что неотъемлемой частью декоративно – прикладного искусства является вышивка. Традиционными для осетин считаются – золотое шитье «хардгахуд» и вышивка шнуром «алдымбыд». Мастерицы из поколения в поколение передавали тонкости искусства вышивания. К сожалению, этот вид народного промысла практически. В Осетии осталось несколько мастериц – хранительниц традиционного наследия.

Закончив теоретическую часть, перехожу к поставленной практической задаче моего исследования. Для изготовления нужных атрибутов «Сары зады хуын» использую: деревянную корзину, ткань белого цвета, полу бусины золотого и белого цветов, заготовки национального орнамента, шнур золотого цвета, кружево, атласная лента, нитки, иглы, ножницы, клеевая лента, клей-пистолет. Все используемые материалы и инструменты выбраны мной в соответствии с современными технологиями, и в то же время максимально приближены по своим внешним характеристикам к теме исследования.

-Корзина. Оборачиваю корзину тканью и закрепляю клеем. Украшаю ее орнаментом, полубусинами, золотым шнуром.

-«Сары зады хасил». Вырезаю из ткани прямоугольник, украшаю золотым орнаментом, бусинами. При помощи клеевой ленты креплю кружево.

-Фартук невесты. То же повторяю с фартуком. Вырезаю из ткани прямоугольник, украшаю золотым орнаментом, бусинами. При помощи клеевой ленты креплю кружево, добавляю атласную ленту.

-Вырезаю из ткани прямоугольники и шью из них мешочки для подарков старшим женщинам. Украшаю мешочки золотым орнаментом, бусинами, золотым шнуром.

-«Мыдыкуыс».В современной интерпретации в качестве ритуальной чаши используют стекляную или хрустальную емкость. Украшаю ее бусинами, золотым шнуром. Смешиваю мед и сливочное масло. Наполняю смесью емкость.

-Собираю все предметы в корзину.Приложение 15.

Заключение.

В заключение хочу процитировать слова великого мыслителя прошлого Геродота: "Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие из обычаев и нравы, то каждый народ внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные...». Следуя, традициям и обычаям своего народа мы сопоставляем себя с этносом, а также имеем возможность обрести культурную, духовную поддержку так необходимую нам в современном техногенном обществе.

Список используемых источников и литературы:

1. Мирча Э. «Миф о вечном возвращении» www.royallib.com/book/eliade_mircha/mif_o_vechnom_vozvrashchenii.html

2.www. school-collection.edu.ru/catalog/res/49b5dfbf-abe5-e806-63d0.../view/

3. Хетагуров К.Л. «Избранное». Издательство «Ир», 1989г. www.paceka.ru/interes/skif3.html

4.Клавдий Элиан. www.paceka.ru/interes/skif3.html

5. Шанаев Д.Т. www.iriston.com/nogbon/print.php?newsid=569

6. Толковый словарь русского языка. https://slovar.cc › Русский язык › Толковый словарь русского языка Ушакова

7. Цагараев В. «Золотая яблоня нартов» https://ru-ru.facebook.com/.../Золотая-яблоня-Нартов2000ВЦагараев

Приложение 15. «Сары зады хуын»

Просмотров работы: 572