Введение
Архитектура – ее еще называют зодчеством – искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства: творениями архитекторов (зодчих) люди не только любуются: в них проходит вся человеческая жизнь. Жилища, торговые площади и склады, гавани для кораблей, храмы, театры, все это создано архитекторами. Строить - это искусство. Произведения архитектуры всегда связаны с окружающим их пространством, с природой. Архитектор должен уметь построить здание не только красивое, но и прочное. Чтобы здание не рассыпалось еще в процессе постройки, нужно точно рассчитать его конструкцию, а это значит, что архитектор должен быть не только художником (специалистом в области искусства), но и инженером (специалистом в области техники). За многие годы своего существования люди создали сотни тысяч различных построек. Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, связанные с религией,- храмы и гробницы, а вот жилых домов сохранилось очень мало, потому что для своих богов и мертвых люди строили дома из самого прочного материала – камня, а живые обходились куда менее прочными - глиной, деревом, тростником… Тема работы: Жилище русских и ингушей. Выбор темы обусловлен личной заинтересованностью автора. Проблема, считаю, в том, что молодое поколение не интересуется памятниками архитектуры. Мне кажется, что это наша история и культура, а знать ее нам необходимо. Объект исследования: жилище людей. Предмет: Сравнение русской избы и моего родового гнезда. Я предположил, что мой род тоже имеет свою родовую башню и моя фамилия произошла от какого- то предка. Надо проверить! Определил для себя цель: Узнать о жилище русских и ингушей.
Задачи: Узнать об истории дома, жилище разных народов. Сопоставить русское жилище с жилищем ингушей. Рассказать об архитектуре своей малой родины. Выяснить, каким было мое родовое гнездо в прошлом.
3
Мной изучена литература по теме «Архитектура», из чего я узнал о разных видах постройки жилища разных народов, Узнал о русской избе. Посетил у себя на родине свое родовое гнездо, сделал фотоснимки. Побеседовал со старейшинами нашего рода.
4
Глава 1. От пещеры до небоскреба.
Человеку всегда был нужен дом. Без одежды и обуви люди обходились только на заре своего существования. Ведь зародилось человечество там, где тёплый климат позволял людям не беспокоиться о поддержания тепла собственного тела. Позднее люди стали расселяться по земле - и попадали в более холодные края, потом с севера пополз ледник - климат земли изменился ещё сильнее и людям потребовались одежда, обувь, тёплое жилище. Какие же жилища были у наших предков?
Каждый из нас живёт в доме, кто-то в многоэтажном городском доме, кто-то в сельском. С древнейших времён человек заботился о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.
Первым домом, который человеку дала сама природа - была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов.Шло время. Люди стали заниматься земледелием и поэтому дольше оставались на одном месте. Им потребовались более крепкие, долговечные дома, нужны были постройки для домашнего скота, запасов пищи и разных инструментов.
Греческий дом
В центре дома был двор, росли растения, был небольшой водоём. Греческие дома делились на две половины: мужскую и женскую (комнаты жены хозяина дома и его дочерей), более удалённую от улицы. Дома почти всегда строились в два этажа.
Рыцарский замок.
В средневековой Европе неотъемлемой частью пейзажа был рыцарский замок - каменное строение, обнесённое мощными стенами и окружённое глубоким рвом с водой. К его единственным воротам вела узкая дорога,просматриваемаясо всех сторон. В таком жилище легко можно было укрыться от многочислённых неприятелей.
5
Жилища народов Севера.
Северные народы (ненцы, эвенки, кеты) строили
свои жилища – чумы - из жердей (длинных палок), обтянутых шкурами животных. А кочевники-скотоводы, живущие в южных степях, строили свои переносные дома – юрты - из деревянистых решёток, покрытых войлоком (плотный материал из валяной шерсти).
Японские хижины из бамбука.
Жилищем для крестьян и рыбаков на острове Рюкю Японии служат прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Легкость каркасных бамбуковых построек Японии, связана со стремлением обезопасить себя во время частых землетрясений, свойственных этой стране.
Снежный дом эскимосов-иглу.
Высшим достижением строительной мысли Гренландских эскимосов является иглу-дом, построенный из глыб снега. Эскимосы по опыту знали, что снежный дом теплее чума- их летнего жилища, сделанного из шкур оленя карибу. Нарезанные из снега кубы кладут по кругу, придавая постройке купольный характер, наиболее устойчиво сохраняющий тепло в помещении, а постепенно наступающее обледенение поверхности постройки делает иглу весьма прочным.
Шатер-жилище кочевников пустыни-бедуинов.
Туареги, «синие призраки» мертвой пустыни, - народ вечно кочующий по самым необитаемым районам пустыни Сахары- Хаммады. Жилищем туарегам служит шатер- фелидж. Он состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, которые подпирают шатер изнутри. О богатстве бенуинов, помимо количества верблюдов, судят по числу шестов его шатра. У некоторых оно достигает восемнадцати.
6
Тип турецкого дома.
В Турции, Югославии, Болгарии, Румынии, встречаются выразительные постройки под широкими, тяжелыми, черепичными крышами, создающие густую, глубокую тень.
В архитектурном облике построек заметно влияние мусульманской религии. Часто, дома эти в плане напоминают букву «Г». Дома ориентируют на юг, восток и во внутренний двор, а не на улицу.
Добо-жилище девушек в Индонезии.
Добо- индонезийское жилище на деревьях, которые строях для девушек. Сооружают его подобно вышке - на 6-7 метровой высоте над землей. Постройку искусно возводят на заранее приготовленной и привязанной к ветвям платформе из жердей. У добо два пола. Один, нижний, из саговой коры, на нем расположен очаг для варки пищи, и второй-настил из досок кента- пальмы, на котором спят.
Добо предпочитали строить на деревьях у водоемов, для большей защиты его обитателей от нападений. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.
Дома на сваях
Человек строит свои дома там, где он не может жить на земле. В некоторых местах жить на земле слишком опасно, например, там, где хищные животные бродят по ночам. В других районах люди живут на болотах, там, где нельзя строит устойчивые дома. Есть на земле и такие народы, вся жизнь которых проходит на воде. Это прежде всего жители стран Юго-Восточной Азии. В этих условиях дома на сваях являются надежной защитой против врагов и наводнений. В наши дни подобные дома являются редкостью. Они сохранились только в Центральной Африке, на Новой Гвинее, в Юго-Западной Азии и в Индонезии.
7
Небоскреб
Небоскреб-«скребущий небо»- так называют высотные дома. Первый небоскреб имел всего одиннадцать этажей. Он был построен в Чикаго в 1885 году и для того времени считался чудом строительной техники. Первый же настоящий небоскреб был возведен в 1913 году в Нью-Йорке и имел уже 60 этажей. В настоящее время небоскребы стали просто огромными. Сейчас пальма первенства перешла к небоскребу «Тайбэй-101» высотой 571 метр, построенному в столице Тайваня. (Приложение 1 )
8
Глава 2. Жилище русских и ингушей.
2.1 Русская изба
Дом на Руси назывался изба. Изба - очень древний вид жилища. Строили ее из хорошо обструганных и пригнанных друг к другу бревен. (Приложение 2). Изба делилась на теплую, жилую часть и холодную (клеть) - место, где хранили домашний инвентарь и разнообразную крестьянскую утварь. Жилую и хозяйственную часть дома соединяли сени, через которые можно было выйти в сарай или на скотный двор. Во дворе располагались амбары, сараи, постройки для скота: хлев, конюшни. Существовали черные, или курные, избы, в которых у печи не было трубы, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Главной заботой было - сохранение тепла в период долгих зим. Окна делались маленькими. Дверь низкая, и при этом с высоким порогом. Такая конструкция помогала сохранять тепло.
Каждый хозяин украшал свое жилище, делал ажурные ставни, наличники, крыльцо, на крыше помещал резного конька. Только к красоте стремились наши предки, все эти украшения охраняли жилище от злых духов.
Основным и почти исключительным строительным материалом крестьянских изб, амбаров, часовен и храмов являлось дерево, благодаря доступности, простоте в обработке, а также хорошим теплотехническим свойствам.
Основной конструктивной формой сооружения являлся сруб, сложенный из горизонтальных рядов бревен-венцов, связанных по углам врубками с небольшими концами. Сруб (или по старинному "стопа")с дверью, окнами, полом, потолком и крышей назывался "клетью". Клеть, которая предназначалась для жилья и имела печь, называлась избой или истопкой. Первые избы без дымоходов и труб назывались"шурными" или"черными" избами. К основной клети при необходимости "прирубались" другие. Из двух помещений избы и клети состоял в XVI веке дом крестьянина. Несколько клетей, связанных в одно целое, в зависимости от их числа, назывались "двойней","тройней","четвертней.
9
В XVII веке жилище крестьянина развивается между теплой и холодной клетями появляется третья клеть -сени. Этот тип жилища состоял из трех частей: изба-сени-клеть под крышей стал основным на длительный период и получил в дальнейшем отражение в каменной архитектуре жилых домов. Большие и богатые постройки из нескольких соединенных клетей назывались «хороминами». В результате выделения некоторых групп крестьянства возникли и богатые хозяйства и крупные постройки: дома - усадьбы, где жилая часть, состоящая из ряда горниц, объединялась в один объем с хозяйственной частью-двором.
Дом и усадьба обносились с улицы забором, с воротами и калиткой.
В Нытве повсеместное развитие получили крыльца на ряжках. Основание их складывалось из круглых тесаных бревен: от земли почти до уровня пола сеней. По мере рубки закладывались тесаные полубревна или толстые плахи, и получалась лестница. В ряде мест бытовали висячие крыльца, у которых площадка- рундук держалась на выступающих за пределы стены жилища двух балках, поддерживавших пол в сенях. Лестница к ним приставлялась вдоль дома. В Нытвенской крестьянской избе выделялись: подпорожье, передний угол и печной угол.
2.2. Жилище ингушей
Средневековая архитектура Ингушетии — это своеобразное явление мировой культуры (Приложение 3), малоизвестное и малоизученное. Типологически среди памятников архитектуры здесь можно выделить языческие святилища, христианские храмы, родовые склепы и, наконец, башни — боевые, жилые.
Чеченцы и ингуши — родственные этносы. У них общий предок — вайнахи, давшие им единый язык (обладающий различными диалектами). Многие столетия эти народы жили в самом тесном соприкосновении на территориях вдоль Главного Кавказского хребта — между современной Осетией и Дагестаном.
10
Выживая в неимоверно трудных условиях, вайнахи сумели создать архитектуру, которая сегодня поражает нас функциональностью и своей художественной выразительностью, идеально соответствующей красоте окружающей горной природы.
Вайнахи всегда селились родовыми гнездами. В больших аулах проживало по несколько тейпов (родов). Жили в башнях. (Приложение 4 ) Рядом с жилой башней ставили боевую (Приложение 4). Фактически — это дом-крепость, столь характерный для быта свободных людей в средневековой Европе.
За надежными каменными стенами проходила не только земная жизнь — ингушская пословица гласит: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Обряд захоронения в склепах был предопределен, не в последнюю очередь, малоземельем. Лучшие угодья отводились под сельское хозяйство, а башни и склепы ставили на скальном основании. Склеп — это родовая усыпальница вайнахов. (Приложение 5). В склепы уходили больные во время эпидемий, которые периодически выкашивали людей. Выжившие возвращались домой.
Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Сотни лет стоят они, взметнувшись в небо. Памятники повествуют о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Башенные комплексы строили порой на вершинах скал. С чем это могло быть связано? Вопросы войны и мира всегда стояли остро для народов Кавказа.
Существовал такой обычай — место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство…
11
2.3. Селение Таргим (родовая башня- замок).
Постройки селения Таргим (место проживания предков) позволяют довольно полно представить основные особенности архитектурного стиля".
Жилые башни "гала" редко когда достигали высоты более 10 м. Были они двух- и трехэтажными. В центре башни находился опорный четырёхгранный столб. Крыша жилых башен была плоской. Особенно красивы в ауле Таргим боевые башни. Они строились прочно, с учётом возможных случайностей. Боевая башня имеет один входной проём, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи. Переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. Боевые башни строили рядом с жилой башней у более состоятельного рода. В высоту достигают 25-30метров при ширине стен у подножия до 6 метров. Обычно завершается боевая башня пирамидально-ступенчатым покрытием. Издали оно кажется чешуйчатым.
Строительство башни должно было закончиться в течение одного года — ровно через 365 дней. Если же это не удавалось сделать, то стройку приостанавливали, что было крайне нежелательно, так как в этом случае род признавался слабым.
И поэтому человек сначала обживался, строил г1ала (жилая башня, жилище) в два-три этажа и несколько лет заготавливал основной материал – камень для боевой. Его тесали железными теслами, широкими стамесками, причем хорошо обтесанный камень ценился выше. Большие глыбы или куски скал разделывали на блоки и зимой, и летом. По линии высверливались отверстия и заливались водой. В хороший мороз камень трескался по нужной линии. Летом в отверстия заливали воду и забивали сухие клинья, которые набухали и делали ту же работу.
12
На волокуше, запряженной быками, большие блоки подтаскивали к месту будущего строительства, причем старались, чтобы заготавливаемый материал этот находился выше - легче было спускать. Следующим этапом являлось определение места постройки, где учитывались неприступность, близость реки, родника. Также необходимо было в пределах видимости иметь соседние башни или сторожевую башню. На всех башнях на верхнем этаже хранились сухие дрова или хворост. В случае надвигающейся опасности в горах, как по цепи, сообщалось о появлении врага - увидев ночью огонь или днем дым на башнях, каждый должен был немедленно поджечь хворост.
Это был телеграф тревоги. По окончании строительства собирались родственники, соседи, резали быка не моложе семи лет. Считалось, что только в семь лет животное достигает нужной кондиции по вкусу (чам) и полезности мяса. Подготовка к строительству вов (боевая башня) занимала не меньше семи лет. Окончание строительства башни отмечалось как большой праздник .
У моего рода тоже были фамильные башни-замки, я хочу немного рассказать о них и о происхождении моей фамилии! Это селение «Таргим»! Башни построены по тому же принципу, что и все остальные, которые мы рассматривали выше, в отличии от других башен, башенный комлекс «Таргим» расположился на ровном месте.
Кто бы ни проходил по этому месту, он не мог миновать башни Таргим. Они же брали с каждого проходящего плату: один заряд пороха и свинца.
Фамилия Арчаков образована от имени моего предка, которого звали Арчак. Он был и основателем башни Арчак которая находится в селении Таргим. (Приложение 6 ).
Выяснилось, что все строения средневековья были построены с целью защиты от нападения: будь то в России, в Европе или в той же маленькой горной Ингушетии.
13
Но мы нашли разницу и разница в том, что башни Ингушетии возводил один «ТЕЙП» т.е люди одной фамилии. А замки Европы возводил целый народ. Поэтому башни Ингушетии называют родовыми или тейповыми. Как я описал ранее, что у меня есть родовые башни и моя фамилия произошла от предка Арчак, точно так же почти все фамилии у ингушей имеют своего предка и свою фамильную башню.
2.4. Сравнение русской избы и ингушской башни.
Русская изба строилась из дерева, а Ингушская башня строилась из камня. При постройке избы хозяева особого плана не придерживались. Новые постройки появлялись по мере необходимости и ставились так, как было удобно владельцу дома.
Все постройки соединялись между собой сенями-коридорами. А место строительства башен располагалась так, чтобы могли оповещать друг друга о нападении врага. Окна в избе были маленькими, а дверь низкая с высоким порогом, что позволяло сохранять тепло. И у башен окон было много, они служили для освещения а также для дыма-отхода. Окна и карнизы изб были украшены деревянной резьбой. На Ингушских башнях есть знаки в виде человека с распростёртыми руками и широко в ставлеными ногами, что означало гостеприимство. Башни были двух, трёхэтажными: первый использовался как погреб, второй жилой, третий для обороны, там хранились боеприпасы. Боевые башни строились рядом с жилыми. Они соединялись навесными мостиками.
В башнях не было сеней, для скота было огороженное место во дворе башенного комплекса. Дверь в башне была прочная и закрывалась двумя засовами. Так же как и избы башни оттапливались дровами. По возможности избы утеплялись мхом, потолок промазывали глиной для утепления.
14
На крышу башен тоже клали толстый слой глины. В ингушских башнях не было крылец, не было забора, ворот, а огораживался каменной оградой весь аул. Главное отличие в том, что русская изба была предназначена для жилья, а ингушская башня для жилья и обороны. (Приложение 7)
15
Глава 3.Архитектурные памятники Ингушетии
Селение Вовнушки.
Дошедшие до нас сведения о Вовнушках относятся к началу XVIII в (Приложение 8). Точное время строительства замка историки назвать не могут. Сооружение Вовнушек типично для позднего средневековья, считается, что замок появился в XVII или XVIII в. В 2008 году башенный комплекс Вовнушки стал финалистом конкурсного проекта «Семь чудес России» организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк».В 2009 году изображение башенного комплекса Вовнушки появилось на марке Почты России «Республика Ингушетия» в серии «Регионы».(Приложение 8)
ХрамТхаба- Ерды — древнейший христианский храм на территории Российской Федерации, памятник архитектуры, возникший около VIII—IX веков. Являясь самым большим сооружением подобного рода в горной Ингушетии, храм Тхаба-Ерды представляет сочетание архитектуры культовых зданий ингушского и грузинского зодчества. Храм долгое время являлся главным культовым сооружением горной Ингушетии, её духовным и культурным центром (Приложение 9).
Мавзолей Борга-Каш — один из самых ранних сохранившихся мусульманских памятников в Ингушетии. Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры федерального значения и находится под охраной государства. (Приложение 10).
16
Заключение
Моя семья это: папа, мама и трое моих братьев. Переехали в город Нытву Пермского края в 2008 году. Основная причина – поиск работы папы. Нытва стала для нас второй малой родиной. Я сразу обратил внимание на архитектуру старой Нытвы, хотя сами мы живем в пятиэтажном доме. Хотя мы и другой национальности, но всегда жили в дружбе с русским народом. Интересна и культура русского народа. Думаю, что и русским людям будет интересно узнать что-то новое из жизни ингушей. Конечно, проблему, что молодое поколение не интересуется памятниками архитектуры, мне не решить, но, возможно, тема кого-то и заинтересует. Мне кажется, что это наша история и культура, а знать ее нам необходимо. Сравнив русскую избу и башни ингушей, пришел к выводу, что, конечно же почти всё различается по архитектуре, но ведь это не так и важно. Самое главное, свои жилища подходят своему народу для жилья, а если есть здоровье, дружная семья и добрые люди вокруг, то можно приспособиться к любому жилищу. Мне было интересно побывать на родине, сделать фотоснимки, побеседовать со старожилами, хотя в своем родовом гнезде уже давно никто не живет. Узнал, что фамилия Арчаков образована от имени моего предка, которого звали Арчак. Он был и основателем башни Арчак, которая находится в селении Таргим.
Много есть в Ингушетии памятников архитектуры. Те, которые я представил, одни из многих, но они - гордость моего народа. Тема работы мне была очень интересна самому (Приложение 11). А, возможно, чтобы люди были толерантны друг к другу, эта тема актуальна в наше время. У меня одно сердце, а родины две. И обе я люблю.
17
Использованная литература
1. И.Белоконский. « На высотах Кавказа».
2.В.Б.Виноградов, В.И.Марковин. Археологические памятники.
Чечено-Ингушской АССР.-Грозный, 1966.
3.Н.Д.Кодзоев «История Ингушского народа».
4. О.М.Любовиков. « Энциклопедия земли Вятской».т.5, Областная писательская организация администрации Кировской области, Вятская торгово-промышленная палата.1996г.
5. А.У.Мальсагов «Ингуши: История и века родословий».
6. Нытва - уголок России. В.Трефилов, С.Барков, А.Вороной, С.Пачина, А.Рожков. Под редакцией В.Кадочнинова" Пермь:ООО" Раритет-Пермь"2002г.
7. Хасан Сампиев «Страна башен».
8. (http://nytva-raion.narod.ru/index/0-8).
18
Приложение 1
Небоскрёб «Тайбэй»
Приложение 1
Приложение 2
Русская изба
Приложение 3
Карта Ингушетии
Приложение 4
Боевая башня.
Приложение 4
Жилая башня.
Приложение 5
Склеп
Приложение 6
Селение Таргим.
Приложение 7
Приложение 8
Вовнушки
Приложение 8
Вовнушки
Приложение 8
Изображение башенного комплекса Вовнушки на марке Почта России «Республика Ингушетия».
Приложение 9
ХрамТхаба- Ерды
Приложение 10
Мавзолей Борга Каш
Приложение 11
На родине в Ингушетии и в г. Нытве Пермского края