ВНИЗ ПО РЕКЕ КОСТРОМЕ… (ИСТОРИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЯМКОВО,ШОДА, КОЛГОРА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВНИЗ ПО РЕКЕ КОСТРОМЕ… (ИСТОРИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЯМКОВО,ШОДА, КОЛГОРА)

Комаров А.Н. 1
1
Степанова И.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Актуальность выбранной темы

«…Костромской район, преемник древнего Костромского уезда и ещё более древнего Костромского княжества, является сердцевинной частью нашего Богохранимого края». Эти слова принадлежат бывшему архиепископу Костромскому и Галичскому Александру.

Край ты мой соловьиный,

Край несказанно синий,

Где Берендей поставил

Чудные терема –

Это моя Россия,

Это моя Россия,

Это родная Волга,

Это моя Кострома.

Счастье ты подарила,

Сердце наполнив силой,

Трудно с тобой расстаться,

Знаешь это сама.

Не замутится Волга:

Есть у неё Россия,

Есть у неё Россия,

Есть у неё Кострома.

Я живу в селе Сандогора. Это село с богатой историей. Я совсем недавно занялся её изучением. Село стоит на берегу реки Костромы. А сколько же ещё деревень располагается по берегам реки Кострома? Так ли они богаты историей, как моя Сандогора? Со слов моей мамы, земляков, наша местность очень интересная.

Оказалось, увлекательно изучать историю тех мест, где когда-то жили мои родные, узнавать загадки происхождения этих мест. А недавно я узнал, что практически во всех местных деревнях были школы, больницы, храмы, что деревни входили в колхозы. Я поспрашивал у сверстников историю возникновения Ямкова, Шоды, Колгоры. Оказалось, что многие очень мало знают об их происхождении, не знают коренных жителей деревень, не знают первые постройки. Хорошо, что остались старожилы.

Я решил изучить истории деревень моей местности с научной точки зрения: записывал у земляков и старожилов воспоминания, искал данные о деревнях в Костромском областном архиве, поднял Интернет-ресурсы, обратился к данным газет военной поры в музее Мисковской школы, собрал фотографии, а также использовал результаты исследования ребят-краеведов, посетивших деревню Шода в связи изучением творчества Н.А.Некрасова.

Перед собой я поставил определённую цель: изучить историю деревень Ямково, Шода, Колгора.

Задачи: Выяснить

1.Как возникли деревни Ямково, Шода, Колгора?

2.Чем богата история каждой деревни?

3.Как повлияла война на историю деревни Ямково?

4.Жива ли память о Н.А.Некрасове в деревне Шода?

5.Почему дома, построенные из колгорского кирпича, так крепко и прочно стоят несколько веков?

Предмет исследования: история возникновения и развития деревень Ямково, Шода, Колгора.

Избранные методы исследования:

- беседа;

- интервьюирование;

- поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов, результатов научно-исследовательской экспедиции в деревню Шода, Интернет-ресурсов.

Основная часть

История названия деревни Ямково

Далеко в костромской глубинке находится деревня Ямково. Интересное это название связано с историей села Сандогора, что находится недалеко от Ямкова. Первое упоминание села Сандогора мы встречаем в Грамоте великого князя Василия Тёмного, в которой он в 1433 году отдаёт эти области дяде своему, галичскому князю Юрию Дмитриевичу в обмен на великое княжение. Через местность, где находится Сандогора, проходил Вологодский тракт - путь каторжников, которых ссылали на север нашей страны. За каторжниками в колясках, бричках ехали родственники, начальствующий персонал. Дорога длинная, необходим отдых. Для ночлега было выбрано место – ямщицкая станция, где меняли лошадей, предоставляли отдых проезжающим. Словом «ям» в старину назывались дорожные и почтовые станции. Отсюда и взяла своё начало, да и название деревня Ямково.

А вот совсем другая версия названия деревни Ямково. Вспоминает житель деревни Ямково Соколов Николай Трифонович, 1948 года рождения: « Место, где была впоследствии построена деревня Ямково, находилось в низменности, поэтому за лето здесь можно было накосить два богатых урожая травы. Эти места по дележу достались жителям деревень Шарыгино и Сухоруково, а чуть далее местность принадлежала боярам Лопухиным. Новые жители постепенно оседали в низменном месте, так как ездить на сенокос всей семьёй из Шарыгина и Сухорукова было далеко и неудобно. Сначала строили богатые двухэтажные дома из красного кирпича, что завозили из деревни Бугры. Для крепости кирпича добавляли в него яичные желтки. А местность, кроме травы, была богата крепким строевым лесом. Его жгли, чтобы получить древесный уголь и продать. Для этого рыли глубокие ямы. И до сих пор можно в большом количестве в ямковских лесах встретить огромные вырытые человеком ямы». Вот откуда, считает Николай Трифонович, пошло название деревни Ямково. Будущие пожары не раз уничтожали крепкие двухэтажные дома. На сегодняшний день в Ямкове остались только 2 таких дома. А потом люди стали строить одноэтажные дома с менее затейливой архитектурой.

Вспоминает жительница деревни Ямково Сундукова М.Н., 1920 года рождения: « До революции в Ямкове население было почти неграмотным. Трёхлетняя церковно-приходская школа была выстроена в 1908 году и рассчитана была на 20 человек. Училось же 8 или 10 человек. В основном, дети, окончив 1 класс, шли работать. Кто был побогаче, заканчивали 2 или 3 класса. Ходили в школу в лаптях, а то и босиком. Учителем был священник из села Фоминское. У него была длинная и толстая линейка, которою за провинности священник бил учеников по голове. Однажды эта линейка даже сломалась. Священник преподавал Закон Божий, чистописание, чтение, арифметику. Не выучившего урок ученика ставил на колени в угол, где были рассыпаны горох или крупа. Бумаги было мало, часто писали из-за её отсутствия на бересте. С приходом Советской власти школа была закрыта».

В середине 30-х годов методом народной стройки жители деревни Ямково построили начальную школу. Первым её учителем стал Владыченский Александр Иванович, человек великих убеждений.

Рядом с Ямковской школой работали Пустынская и Шодская школы. Эти учебные заведения часто проводили между собой социалистическое соревнование, например, на лучшую охрану леса.

Деревня Ямково в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война не обошла стороной и деревню Ямково. Почти из каждого дома ушли на фронт молодые красивые парни. 40 человек не вернулось с фронта! В некоторых семьях были убиты на войне по 3 сына.

70 лет отделяет нас от победы в той войне… Многие, опалённые войной, уже ушли из жизни. Многие продолжают свою жизненную биографию. Они покоряют нас поразительным оптимизмом, непоказным чувством долга, товарищества, трудолюбием.

Речь пойдёт о тех, кто своим трудом приближал Победу, кто трудился в тылу: сеял и убирал хлеб, выращивал коров, свиней, чтобы прокормить армию, работал на строительстве оборонительных сооружений, на лесозаготовках, на добыче торфа, на строительстве дорог… Речь пойдёт о наших замечательных земляках, вернее, землячках, потому что в деревне Ямково в военные годы остались в колхозе им. Сталина только женщины да дети. Сегодня их называют тружениками тыла.

Вот они, на чьи плечи свалилась огромная ответственность выстоять в этой самой страшной войне 20 столетия: хрупкие плечи, измождённые постоянным недоеданием лица, тревожные глаза, боящиеся за детей и мужей, ушедших на фронт. Останутся ли живы? И эти женщины выдюжили, выстояли, победили. Победили голод, холод, недомогание, болезни, неуют, тревогу…

Работа в колхозе

Деревня Ямково во время войны входила в состав колхоза имени Сталина. Работали, в основном, женщины: всё мужское население призвали на фронт. Но как трудились! Я сравнил данные газет той поры, сохранившиеся в музее Мисковской средней школы:

Посевная площадь и урожайность

1940 г. 1944 г.

100 га 120 га

20 ц с га 12-15 ц с га

Поголовье коров и продуктивность

1940 г. 1944 г.

80 голов 100 голов

Надой на 1 фуражную корову

1940 г. 1944 г.

2500 л 2000 л

Поголовье свиней

1940 г. 1944 г.

110 голов 120 голов

Председателем колхоза имени Сталина с 1943 года был избран Владыченский Александр Иванович. Вся тягловая сила, то есть здоровые лошади, была отправлена на фронт. Но в колхозе ни одного клочка необработанной земли не оставалось. Обрабатывать землю учили быков, иногда коров. На них пахали, возили навоз и другие грузы. Когда не хватало тягловой силы, обрабатывали землю вручную.

Кроме зерна и картофеля, выращивали табак, который сдавали государству. За год сдавали: хлеба – 30-40 тысяч тонн, молока – 100 тонн, картофеля – 200 тонн.

Колхозники собирали клюкву, которой так богат наш край, и тоже отправляли на фронт.

Ежегодно проводилась подписка на государственные военные займы. Деньги шли на оборону, а на руки людям выдавали облигации, которые государство стало оплачивать только с декабря 1974 года.

Наши земляки в то тяжелейшее для них время собрали деньги на танковую колонну. Только по Пустынскому сельсовету, куда входила и деревня Ямково, в 5 деревнях, было собрано свыше 350000 рублей.

Зимой женщины пряли шерсть, вязали варежки, перчатки, носки. Таких вещей было связано 4 огромных мешка и отправлено на фронт.

Ещё колхозники сушили для фронта картофель.

Строительство оборонительных сооружений

Девушки д. Ямково участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом и Рыбинском, на строительстве дорог Кострома – Ярославль и Кострома – Галич, работали на добыче торфа и лесозаготовках.

Война накрепко осталась в памяти Соколовой Таисии Ивановны. Из её воспоминаний: «Меня война застала на строительстве дороги Кострома – Ярославль. До первого июля сорок первого там и работали. Всё вручную. Пни корчевали вагой, песок носили на носилках, сваливали на дорогу, трамбовали, делали насыпь. Там и жили, где работали. Строили шалаши из еловых веток. Работали с 5 утра и пока солнышко не закатится».

Лесозаготовки

Работали ямковские и на лесозаготовках. Из тридцати человек, тогда работавших, сегодня живут в д. Ямково Максимова Александра Григорьевна, ей 84 года; Максимова Надежда Ивановна (84 года), Максимова Евдокия Ивановна (85 лет). Очень старенькие бабушки. Мужья их кто погиб на фронте, кто умер после войны от ран.

Добыча торфа

О работе на добыче торфа вспоминает Максимова Надежда Ивановна: «Работали на торфу с 1942 по 1945 год на Сухоноговском торфопредприятии. Жили в бараках, по восемь человек в комнате. Торф добывали лопатами. Корзинами грузили их в вагоны, а вагоны отправляли к Волге, там торф перегружали на баржи и отправляли на Костромскую ТЭС. Тяжело было работать, трудились в две смены. По 12 часов в сутки. Работали в любую погоду: и в дождь, и в ветер, а то и при снеге».

Маленькие старые женщины с большими натруженными руками и согнутыми непосильным трудом спинами, но с русской душой и добрым не ожесточившимся сердцем – примета страны, победившей фашизм. Их осталось мало. Каждой из них выпала непростая судьба. Каждой из них может гордиться страна. В каждом населённом пункте рядом с обелиском погибшим воинам-землякам должен стоять скромный, как они сами, памятник русским женщинам.

История возникновения деревни Шода

В 12 километрах от деревни Ямково находится деревня Шода, куда в 19 веке любил приезжать Некрасов в гости к Гавриле Захарову, с которым познакомился, когда был проездом в Костроме.

Шода полюбилась Некрасову с её низменными лугами, лесной красотой, мудрыми шодскими староверами.

Краеведы, занимающиеся в кружке «Родной край», задались целью пройтись по некрасовским местам, встретиться с людьми деревни Шода, поглубже узнать историю деревни.

Туда, где сейчас стоит деревня Шода, приезжали косцы из деревни Сухоруково. Здесь были заливные луга, которые давали прекрасные сочные травы. Кстати, здесь ещё более плодородные земли, чем в Ямкове. Но мужчины находились далеко от родного Сухорукова, поэтому стали приезжать на покос целыми семьями. Останавливались они на Гулящем мысу (около того места, где потом будет строиться деревня Шода. Сухой исторический документ гласит: « Деревня Шода выселилась из прихода с. Сухорукова около 1810 года по случаю малоземелья и состояла первоначально из 8 дворов» ).

Гулящий мыс нам впоследствии будет известен из поэмы Н.А.Некрасова «Коробейники». Именно на Гулящем мысу сухоруковский лесник Давыдка Петров из зависти и жадности убьёт из ружья, сделанного ему Гаврилой Захаровым, двух коробейников и отберёт у них все заработанные продажей деньги. Этот сюжет отражён в поэме Н.Некрасова. О названии Гулящий мыс нам рассказал Н.Т.Соколов: «Название Гулящий не связано с гуляющими людьми. Этот мыс углубляется далеко в реку Меза и имеет очень узкий перешеек. Там и оставляли пастись, выгуливаться стадо, не переживая, что коровы зайдут далеко в лес».

Быт деревни Шода

Вспоминает жительница деревни Шода Овцына Лидия Артемьевна: «Шода расположена по правому берегу реки Меза. На большом порядке 40 домов построены окнами на реку. Второй порядок только по концам деревни и окнами на улицу. На берегу реки сарай с пожарной машиной и 2 часовни. Одну часовню закрыли в 1936 году, а вторая действовала долго. За околицей - сараи на деревянных клетках, потому что во время весенних половодий часто подтопляло. За огородами - бани. За полем - овины и кузница. Через реку - мост. За рекой на левом берегу 5 или 6 домов, колхозный скотный двор, конюшня, овощехранилище. Ниже по течению реки, за ручьём Лопта, ещё несколько домов. Там жили инокини».

В Шоде был колхоз, потом – совхоз, затем – учхоз. Колхоз имел четырёхлетнюю школу. После окончания начальной школы дети обучались в школе-интернате деревни Пустынь. В Шоде действовал ветродуй, с помощью ветра поступала вода. Локомотив давал деревне свет. Электрический свет провели в 1965 году.

Вспоминает житель деревни Шода Фёдоров Александр Иванович: «В деревне Шода выращивали хмель на продажу (по старообрядческим законам пили мало, табак вовсе не курили).

Занимались скотоводством. Семьи, где было 5 и более детей, имели по 2 коровы.

Староверы, крепкие, бородатые, честные, учили молодёжь не злословить. Во время отдыха в деревне часто была слышна гармонь.

Когда началась коллективизация, у богатых семей отобрали всё, даже хлеб, швейные машинки. Разделили людей на нищих (это были лодыри) и кулаков. Несколько кулаков сослали в Сибирь».

Встреча с семьёй «кулаков» Гурышевых

Ребята-краеведы имели счастливую возможность общаться с семьёй так называемых «кулаков». Вспоминают Гурышевы Глафира Константиновна и Григорий Иванович: «Наша семья имела 9 детей: 7 мальчиков и 2 девочки. Жили плохо. Пахали землю лошадьми, жали серпом. Из картошки получали крахмал, а из того, что осталось, варили кашу.

Государство установило для каждой семьи беспощадные налоги. Надо было сдать в год 400 литров молока, 300 яиц, шерсть, 40 килограммов мяса. Взамен выдавали облигации.

В 30-е годы началась сплошная коллективизация. Наша семья вошла в список кулаков, т.е. зажиточных крестьян. У нас отобрали всё: зерно, хмель, саночки, тарантас, лошадь. Отцу, как кулаку, устроили показательный суд в деревне Пустынь. Приговор был суров: 5 лет с конфискацией имущества, семья – на выселение. Но уже тогда в семье было 5 детей, и мама снова была беременна, поэтому нам разрешили остаться в деревне. Брату Михаилу исполнилось 18 лет, но его не призывали в армию как сына кулака. Отец отсидел 5 лет в заключении в Ярославле.

Была в нашей Шодской школе учительница Ольга Александровна Крыгина. Видя бедственное положение нашей семьи, она тайком кормила нас и просила писать в тетрадях с ошибками, т.к. дети из семей кулаков должны были учиться хуже всех. Вслух ругая нас за ошибки, тайком плакала.

За рекой Меза жили монахини. Когда сторож Илья в 12 часов ночи в колотушку простучит, монахини под покровом ночи приносили в нашу семью хлеб, чтобы малые дети не умерли с голоду».

Два страшных бедствия деревни Шода

Два страшных бедствия помнят люди этой деревни: войну и пожар. Война 1941-1945 годов унесла жизни 102 молодых парней из 100 домов деревни. Это была настоящая беда! А пожар случился 27 июня 1946 года. Вспоминает Григорьев Роман Алексеевич: « Загорелся дом Августы, который стоял за большим порядком в поле. Я прибежал домой, мы вытащили сундуки, притащили на берег реки. Берег крутой был. Сундуки большие, железом окованные. Остались от них одни железки, всё сгорело. Напротив нас дом дедушки Виталия Петрова загорелся. У них крышу дома ещё старики берестой обили, чтобы дом не протекал. Я сам видел, она вся мхом поросла. А наш дом был железом крыт. Я забежал, стёкла трещат, а дом не горит. Схватил зеркало, только выбежал, и крыша дома рухнула. Мужики из Пустыни приехали тушить. Из старого Мискова мужики на жеребце приехали, рысак машину быстро примчал. Они спасли 14 домов со своей стороны, а 50 сгорело за 47 минут. Мост через реку сгорел, все хозяйственные постройки сгорели, вся скотина. Ветряной двигатель деформировало».

Память о русском поэте Н.А.Некрасове в Шоде

Ребята-краеведы отыскали дом № 42 – дом родственников Гаврилы Яковлевича Захарова, охотника, друга Н.А.Некрасова.

Память о русском поэте Н.А.Некрасове в Шоде до сих пор жива. Краеведы встретились с внучкой А.П.Захарова, праправнука Гаврилы Захарова, охотника, деревенского поэта, приятеля Н.А.Некрасова. Мария Михайловна Уварина жизнерадостна, полна энергии. С великой любовью М.М.Уварина хранит целый дом фотографий, альбомов, бюстов Н.А.Некрасова и Г.Захарова, их стихи и рассказы.

Река Меза, на которой стоят Ямково и Шода, впадает в реку Кострома. А на берегу реки Кострома располагается деревня Колгора.

Образование деревни Колгора

Деревня Колгора находится на территории современной Сандогорской администрации, которая, если рассматривать с первых упоминаний здешних мест в исторических документах, входила частями в Андомский и Обнорский станы, считает Е.М.Цыпылова, известный краевед, ведущий библиограф ЦБС Костромского муниципального района, с которой ребята беседовали в тёплые осенние дни в посёлке Караваево Костромского района. Люди в этих местах селились издавна. Для жизни древнего человека здесь было всё: и реки, и леса, а в них всё, что давало пищу и тепло. Своё название деревня получила в честь маленькой речки Колгоры, впадающей в реку Кострома.

Река Кострома была в прошлом важной транспортной артерией, источником добычи пропитания для местных жителей. Она была судоходна до Солигалича, на 219 вёрст, а между Буем и Костромой по ней было пароходное движение.

Деревня Колгора вместе с деревней Пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре.

Колгора входила в Дворищенское сельское общество Андреевской волости Костромского уезда и располагалась вдали от больших трактовых дорог. Славилась Колгора лучшими по качеству сенокосами.

Во второй половине 19 века здесь был построен и долго действовал кирпичный завод. В Костромском областном архиве сохранилась документация на кирпичную артель «Огнестрой», которую мне показала директор областного архива Перемышленникова Н.Н.. Кирпичная артель «Огнестрой» объединяла 29 жителей Колгоры.

Колгорский кирпич

Колгорский кирпич славился на всю округу. Во время исследовательской экспедиции в деревню Пустынь краеведы школы обнаружили красивый, ухоженный дом из кирпича, сделанного когда-то в Колгоре на кирпичном заводе. Ребята сфотографировали дома, которые пострадали совсем недавно от пожара. И мы можем увидеть, что от пожарищ остались кирпичные стены, навечно сложенные из колгорского кирпича.

Стоят деревни. Глохнут. В Ямкове, Шоде, Колгоре остались 3-4 коренных жителя, остальные - дачники. Уходит жизнь из деревень, уходит и память. Поэтому так важно именно сейчас всколыхнуть воспоминания людей, живших в деревнях. Работу хочется закончить замечательными словами А.Н.Разживина: «Но где бы мы ни были, нас тянуло побывать на родных местах. Мы сюда приходим каждый год хотя бы один раз. Вспоминается милое сердцу детство. Мне особенно памятны вечерние зори в наших местах. Приезжая сюда вечером, можно увидеть закатные лучи, которые в детстве озаряли и кухонное окно с устьем русской печки, и траву-мураву возле дома и неоглядную даль в направлении к западу. Этот розовато-красный разлив зари был необыкновенно красив. Мне в жизни не доводилось видеть ничего похожего. Можно иметь представление об этой красоте по полотнам Левитана. Этот закат нам был дарован неспроста. Где-то он согрел нас и вместе с другими яркими впечатлениями детства объединил многих людей на реальные дела по вещественной памяти нашего края».

Заключение

В результате проведённой работы цель исследования достигнута. В итоге встреч со старожилами деревень, обработке материалов из костромского областного архива, Интернет-ресурсов, книг костромского писателя Н.А.Зонтикова о Костромском крае были изучены истории возникновения и развития деревень Ямково, Шода, Колгора.

Эти деревни возникли давно. Деревня Ямково, как ямщицкая станция, могла возникнуть в 15 веке, деревня Шода упоминается в 19 веке, а деревня Колгора ещё входила в Андомский и Обнорский станы.

В итоге изучения и анализа обработки информации я пришёл к выводу, что эти деревни жили интересной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины: выжили в суровые годы Великой Отечественной войны, снабжая фронт сельскохозяйственной продукцией, собирая деньги на танковые колонны. Край богат связью с поэтом Н.А.Некрасовым. Жители деревень проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере: так до сих пор крепок колгорский кирпич, созданный в прошлом веке.

Я люблю свой низменный край с глухими лесами, широководной рекой Кострома, замечательными земляками, которые славятся трудом и неспешной крестьянской жизнью. Это моя Родина. Свою любовь к ней я постараюсь передать моим будущим детям, внукам, правнукам.

Используемая литература

1.Н.А.Зонтиков. Н.А.Некрасов и Костромской край: страницы истории. Кострома, 2008 г.

2.Н.А.Зонтиков. Костромской район: вехи истории. Кострома, 2003 г.

3.Интернет-ресурсы о Костромском крае.

4.Материалы научно-исследовательской работы краеведов Мисковской школы под руководством Степановой И.С. «История деревни Шода». 2003 г.

5.Сборник материалов 12 районных краеведческих чтений «Герои живут рядом». МБУК ЦБС Костромского муниципального района, 2013 г.

6.Сборник материалов 7 районных краеведческих чтений школьников, посвящённых Году Учителя. Караваево, 2010 г.

7.Сборник материалов 11 районных краеведческих чтений «История сёл и деревень Костромского района». Караваево, 2012 г.

Приложение «Презентация «Вниз по реке Костроме…»

Просмотров работы: 2579