ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ В 1923-1945 ГГ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ В 1923-1945 ГГ.

Извин С.С. 1
1
Извина О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. 29 октября 2015 президент России Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Согласно указу Путина, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Учредителем организации от имени РФ является Федеральное агентство по делам молодежи.

Пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт 20- 90 годов не был использован в настоящее время. Именно в этом заключается актуальность данной темы.

Развитие исследований по истории Всесоюзной пионерской организации прошло несколько этапов, которые отражают в себе важнейшие педагогические явления, связанные с реализацией задач коммунистического воспитания.

Первые работы по истории организации появились вскоре после ее возникновения, то есть в 20-е годы.

Отличительной чертой это литературы являлось то, что среди авторов работ почти нет профессиональных ученых - педагогов, которые бы специально занимались исследованием детского коммунистического движения. Первым историками пионерской организации являлись, как правило, участники и организаторы детского коммунистического движения, непосредственно свидетели описываемых событий. Поэтому главным достоинством литературы 20- х годов являлись обилие фактического материала.

В 30-е годы внимание к пионерскому движению ослабевает. Появляются лишь отдельные работы описательного характера, в которых авторы обращаются, в основном, к истокам пионерской организации, но не касаются времени 30-х годов. (6.8)

В литературе середины 40-х – конца 50-х годов проблема истории пионерского движения почти не поднимается. В это время лишь появлялись заметки в газетах и журналах о подвигах юных ленинцев, о трудовых победах. Для этого времени характерно появление работ по истории местных пионерских организаций. Появляются методические труды по пионерскому движению, которые рассчитаны на классных руководителей, пионерских вожатых, студентов педагогических ВУЗов и училищ. В 60-е годы появились первые обобщающие труды по истории пионерской организации. Большой обобщающей работы по истории детского коммунистического движения была книга «Смена комсомола». Этот коллективный труд был подготовлен к 45-летию Всесоюзной пионерской организации. В ней авторы проследили весь путь пионерского движения не только с момента возникновения, но и остановились на предыстории формирования пионерской организации. В книге авторы остановились на определенных этапах в развитии пионерского движения, раскрыли особенность каждого из них. Но даже этот обобщающий труд не имеет научного подхода к рассмотрению истории пионерского движения и носит научно - популярный характер.

В 70-е годы продолжилось изучение истории становления пионерского движения в союзных республиках и отдельных краях и областях РСФСР. Появилось большое количество работ очеркового характера. Недостатком этих работ является то, что они носят чисто описательных характер, в них не делается попытки проанализировать направления деятельности, которые стояли в то время перед пионерским движением.

Внимание ученых усилилось к проблеме пионерской организации в канун 60-летнего юбилея Всесоюзной пионерской организации. Так, Гордин в своей работе «Этапы пионерского пути» (6.7) сделал попытку осветить основные события из жизни советской пионерии и некоторые педагогические аспекты ее деятельности. Главное внимание автор уделил истории становления и деятельности пионерской организации.

Таким образом, исходя из просмотренной проблемы и изученной литературы, можно сделать вывод, что проблема истории пионерского движения в общесоюзном плане получила определенное освещение в исторической литературе. Намного слабее она отражена в региональных исследованиях и до настоящего времени остается совершенно не изученной в нашем регионе, в том числе и в Тюмени.

Цель: Проанализировать историю возникновения пионерской организации в городе Тюмени с момента ее появления до окончания Великой Отечественной войны.

Этот период представляется очень важным в изучении, так как были заложены основы организации, сформированы принципы, определены основы направления деятельности пионерской организации. Все это нашло отражение и в последующее военное время.

Задачи:

  1. Раскрыть предпосылки создания Тюменской пионерской организации.

  2. Выявить основные этапы создания пионерского движения в городе.

  3. Выяснить организационную структуру пионерской организации и ее численный состав на различных этапах развития.

  4. Показать основные направления деятельности.

Результаты нашей работы были представлены: «Ломоносовские чтения 2016», 3 открытая научно-практическая конференция ТПКУ, Муниципальный этап научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее 2016».

Для раскрытия темы большое значение имели опубликованные документы местных партийных и советских органов. Важным источником при написании работы явились опубликованные документы ЦК ВКЛКСМ и местных комсомольских органов, в которых раскрывается деятельность комсомола по руководству пионерской организацией. (2.3)

Особый вид источников - это заметки корреспондентов в газетах и журналах, в которых уделено внимание вопросам партийного и комсомольского руководства деятельностью пионерским движением, отражены основные формы работы пионерских отрядов, выдвинуты проблемы на определенных этапах деятельности пионерской организации.

Особую группу источников составляют воспоминания первых пионеров, вожатых Д.Гунина, В.Зорина, В.Пахоменко, М.Хойкина, В.Щуклиной, М.Денисовой и др., которые существенно дополняют имеющийся материал.

Таким образом, объем источников представляется достаточным для освещения проблемы.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Глава 1 История формирования пионерского движения

Пионерская организация родилась как форма детского коммунистического движения, вызванного к жизни объективными условиями классовой борьбы за влияние на подрастающее поколение. История пионерской организации в нашей стране уходит своими корнями в историю рабочего движения, начавшегося задолго до победы Октябрьской революции.

Скаутизм, как одна из внешкольных систем воспитания был создал в 1907 г. полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Отряды скаутов объединяли детей в 12-18 лет преимущественно из семей чиновников, купцов, священников, буржуазии.

В 1917 г. в России скаутские организации действовали в 143 городах и насчитывали 50 тысяч членов. 2 Всероссийский съезд РКСМ в октябре 1919 г. принял решение о роспуске скаутских организаций.

Позднее Н.К.Крупская не раз указывала на необходимость взять из скаутизма все рациональное. Среди методов она называла конкретность и понятность заданий, лозунгов, правил поведения, приобретение различных практических навыков, использование склонности детей к романтическим приключениям и играм. Эти методы, по мнению Н.К.Крупской, целесообразно было применить в деятельности детской коммунистической организации. (3.1)

В годы гражданской войны десятки тысяч комсомольцев ушли на фронт защищать революцию. Многие комсомольские организации пополнились за счет подростков и даже детей. Одновременно возникают и первые самостоятельные детские объединения, созданные коммунистами и комсомольцами и работающие под их руководством. В Петрограде – «Русская организация юных разведчиков», в Черемхове - клуб «Красная звездочка», в Екатеринославе - «Городской совет детских депутатов», в Ижевске – «Дом юного пролетария», в Оренбурге – «Детский пролетарский клуб-театр» и многие другие. Многие возникшие на местах разнообразные самодеятельные детские и юношеские группы старались строить свою работу по примеру общественных организаций взрослых, заимствуя у них названия для своих организаций. Дети участвовали в неделях помощи фронту, ликвидации неграмотности, в сборе средств для детских домов, помогали старшим бороться с беспризорностью, ставили спектакли, организовывали выставки, выступали с лекциями. (6.15)

Одной из самых первых массовых детских коммунистических организаций была дружина – «Юков» Одессы. Ее создал при горкоме комсомола Сергей Тарханов весной 1919 г. Штаб одесских «Юков» провозгласил целью детской организации верность интересам рабочего класса, воспитание любви к труду. С.Тарханову принадлежала инициатива использовать в работе с детьми некоторых методов и приемов системы «скаутинг». В частности, большое внимание уделялось физкультуре и спорту, играм и интересным занятиям, развивающих детей. Одесские «Юки» объединялись в патрули, звенья и отряды, создаваемые по территориальному принципу. Отряды помогали крестьянам по хозяйству, вовлекали беспризорных детей в свою организацию. Вскоре отряды завели небольшие ремесленные мастерские, где сами изготовляли простейшую мебель для штаба и приспособления для игр. (6.7)

Одесская дружина «Юков» - фактически одна из первых советских детских организаций, применившая определенную систему воспитания своих членов.

Коммунистические объединения детей, возникавшие в первые годы Советской власти, были предшественниками пионерской организации. Они, как правило, существовали недолго и распадались потому, что в условиях гражданской войны у комсомола не было возможности уделять им должное внимание.

Начиная с 1912 г. была проведена большая предварительная работа - теоретическая и организационная. Наркомпрос РСФСР намеревался создать внешкольную организацию для обслуживания детей от 8 до 16 лет, которая помогала бы отвлечь их от улицы, содействовала бы работе школы. Другие предлагали создать пионерские группы внутри школы. (1.1)

Победила точка зрения о формировании детских организаций, тесно связанных с партийными и комсомольскими организациями предприятий, то есть вне школы.

Была организована комиссия ЦК РКСМ, которая совместно с МК РКСМ определила название организации: «Детские коммунистические группы юных пионеров имени Спартака. Пионерские отряды решено было создать, прежде всего, при заводах и фабриках, а не в школах. Вторая Всероссийская конференция комсомола, проходившая в мае 1922 г., положила начало созданию единой детской коммунистической организации по всей стране. Даже в решении конференции подчеркивалась мысль о самостоятельности организации детей, чтобы та организация была детей, а не для детей. (2.1)

В Сибири первый пионерский отряд возник при Омской суконной фабрике в августе 1922г. В конце года появились первые пионерские отряды в Иркутске и Томске. В то же время возникли отряды юных пионеров в рабочих поселках. В октябре 1924г. в Сибири насчитывалось около 29000 пионеров, в том числе более 6000 в Кузбассе. (2.2)

Таким образом, к 1923г. завершился подготовительный этап формирования пионерского движения в стране. Были намечены основные направления работы: вовлечение неорганизованных ребят в детское коммунистическое движение, ликвидация неграмотности, сбор средств, для детских домов, борьба с беспризорностью. Главное внимание уделялось численному росту детского движения.

Глава 2 Деятельность Тюменской пионерской организации в 1923-1941 годы

  1. Организационная структура, численный состав пионерской организации.

В нашей области пионерские отряды начали создаваться с 1923 г. Но первые попытки организовать детские группы были предприняты комсомольцами осенью 1922 г. На заседании губкома РКСМ был утвержден устав, который предусматривал объединение ребят от 10 до 16 лет в клубы. А в марте в 1923 г. в газете «Трудовой набат» сообщалось, что комсомольцы организуют ребят в отряды, шефствуют над детдомами, занимаются с ребятами, строят для них спортплощадки. Первые отряды в Тюмени были созданы при детских домах. 1августа 1923 г. было создано показательное звено юных пионеров. Этот день считается Днем рождения Тюменской пионерской организации. (2.2)

Несколько позднее пионерские отряды стали появляться на заводах и фабриках. На 1 октября 1923 г. было организовано 20 пионерских отрядов.

В пионерской организации г. Тюмени за один 1924 год произошли изменения. В городе пионерских отрядов насчитывается 6, с общим числом пионеров 521, из них 95 комсомольцев-вожатых. Все отряды прилеплены к ячейкам РКСМ, по социальному составу пионеры разбиваются на: детей рабочих 245, крестьян 168, служащих 108. Главные трудности в работе - отсутствие помещений под мастерские и клубы, отсутствие средств. (6.1)

2. Основные направления деятельности

Большое внимание в 20-е годы пионеры начали удивлять практической работе и, прежде всего, – ликвидация неграмотности. Во многих отрядах создавались группы «ликбезников» и «ликвидаторов неграмотности». Прежде всего, они взялись ликвидировать неграмотность в своей среде – 30 тысяч пионеров оставались в то время неграмотными.

В 1927-1928 гг. пионерская организация работала над лозунгом: «Беспризорному жить невмочь - пионер ему должен помочь!». Пионеры брали на учет беспризорных, участвовали в оборудовании детских домов и приемников, собирали средства, одежду, продукты, книги для осиротевших ребят, вовлекали неорганизованных детей и взрослых в свое общество «Друзья детей». В 20-е – начале 30-х годов в пионерской организации сложились формы трудового воспитания и технического творчества. Пионеры участвовали в добровольных детских объединениях, трудовых технических кружках, инициативных группах, бригадах, детских технических станциях, работали в мастерских, детских комнатах в тесной связи с производством, обрабатывали отрядные огороды, помогали сельским труженикам.

В 30-е годы одним из важнейших дел пионерии стала борьба за знания, за укрепление сознательной дисциплины среди учащихся. В борьбе за знания родились новые формы работы. Пионеры устраивали в школе конкурсы на лучшего математика, физика, химика, проводили «походы» за грамотность и чистую тетрадь, за бережное отношение к школьному имуществу, за полное использование всех 45 минут урока. В школах и пионерских организациях шло социалистическое соревнование «За ударную учебу и сознательную дисциплину». Пионеры брали на себя коллективные и индивидуальные обязательства. Городские ребята отправляли сельским школьникам книги и учебные пособия. Они выезжали в деревни с концертами художественной самодеятельности, помогали убирать урожай. Пионеры и школьники принимали участие в строительстве дорог, плотин, каналов и других сооружений. (2.1)

Одним из важных направлений в деятельности пионеров была оборонно-спортивная работа и военно-патриотическое воспитание. Это было обусловлено обострением международной обстановки в 1932-1933гг. и появлением в Европе очага войны фашистской Германии. Советские пионеры и школьники проводили сбор денежных средств. Ширилось движение за овладение военными знаниями и специальностями. Пионеры встречались с бойцами Красной Армии и Флота, овладевали военными профессиями - связистов, пулеметчиков, ворошиловских стрелков, более старшие - пилотов и парашютистов, проводили пионерские сборы на оборонные значки. В 1934г. был введен значок БГТО (Будь готов к труду и обороне). Его получали пионеры и школьники 13-16 лет, сдавшие комплекс установленных норм, добросовестно относящиеся к учебе и физкультурным знаниям.

Большую помощь оказывали пионеры в осуществлении всеобуча, радиофикации сел, создании библиотек в сельских клубах. Городские ребята отправляли сельским школьникам книги и учебные пособия. Они выезжали в деревни с концертами художественной самодеятельности, помогали убирать урожай. Пионеры и школьники принимали посильное участие в строительстве дорог, плотин, каналов и других сооружений. Патриотическим начинанием юных ленинцев явилось тимуровское движение - движение добрых невидимок. Таким образом, для пионеров 20- 30 годов характерны были конкретные дела. Пионеры и школьники включались в борьбу с детской беспризорностью, ликвидацией неграмотности, помощи деревенским пионерам. Заключали соцдоговора с фабриками и заводами, колхозами и совхозами. В 30-е годы оформляются основы построения и деятельности пионерской организации в школе. Главным направлением в работе пионерской организации становится активная помощь школе и борьба за качество знаний.

Глава 3 История Тюменской пионерской организации в годы Великой Отечественной войны

Вероломное нападение фашистской Германии вызвало бурю негодования советского народа, в том числе и школьной молодежи. В великий подвиг советского народа внесла свой посильный вклад и многомиллионная советская пионерия.

К началу Великой Отечественной войны в Тюмени 200 отрядов объединяли 5856 юных ленинцев.

В октябре 1942 года в нашем городе родилось одно патриотическое движение юных ленинцев. 15 октября к директору Тюменского фанерокомбината поступило заявление ученика третьего класса школы № 13 Бори Ильинского. Одиннадцатилетний мальчик писал: «Хочу работать для фронта, хочу помогать нашей Красной Армии в борьбе с фашистами. Обещаю каждый день после занятий в школе и после приготовления уроков работать для фронта не менее одного часа». (2.4)

Тюменский фанерокомбинат получил ответственный военный заказ – немедленно организовать производство деревянных корпусов для противотанковых мин. В телеграмме они были названы кратко «ЯМ-5».

Через 10 дней директор прочел приказ по комбинату: «Создать фронтовую бригаду юных патриотов».

Небольшая заметка, опубликованная в газете «Красное Знамя» сообщала: «Уже 42 пионера 13-й школы работают во фронтовых бригадах юных патриотов».

Подобные бригады были созданы на ряде других предприятий Тюмени. На овчинно-шубной фабрике мальчики научились гнуть из проволоки крючки для полушубков, а девочки их пришивали. Ребята сами переносили готовую продукцию на склад, помогали грузить эшелоны. На деревообделочном комбинате «Красный Октябрь» ребята изготовляли ящики для снарядов, лыжи; на швейной фабрике шили белье и обмундирование.

За свой трудовой подвиг более 150 ребят удостоились медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а некоторые и медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2.2)

2 июля 1941 года газета «Красное Знамя» опубликовала письмо учащихся Зырянской школы Тюменского района, в котором они писали: « От нас, пионеров и школьников, в настоящий момент требуется заменить наших отцов, братьев, ушедших на фронт. Необходимо оказать помощь колхозникам в прополке посевов. Мы, школьники села Зырянка, как один, ежедневно выходим на прополку посевов в колхозе «Свободный труд». Берем на себя обязательство прополоть в течение десяти дней 26 гектаров».

Почин зырянских пионеров подхватили учащиеся всех сельских школ Тюменского района. К ним на помощь пришли ребята из города. Пионеры брали обязательство превысить установленный правительством минимум трудодней для подростков 12-16 лет с 50 до 75-100 трудодней в год.

По примеру взрослых, по инициативе комсомола учащиеся школ включились в сбор денежных средств в помощь Красной Армии, в фонд обороны СССР.

Ребята не просто приносили деньги из дома, а зарабатывали их своими руками. Газета «Красное знамя» в 1941 году сообщала: «только за один воскресник пионерами школы №25 заработано 200 рублей. Все заработанные деньги - в фонд обороны. Инициатор работы школьников на фанерокомбинате Боря Ильинский принес в Госбанк свое заявление, в котором написал: « По примеру Ферапонта Головатого я вношу в фонд постройки самолета «Юный патриот г. Тюмени» 141 рубль. Пусть эта сумма невелика, но она заработана моими собственными руками впервые в жизни».

В ноябре 1944 г. учащиеся школы №25 Тюмени начали сбор средств на строительство боевого катера «Тюменский пионер». Этот почин поддержали трудовые коллективы, школьники всей области. В первые дни дети принесли 7 тысяч рублей. На средства, собранные ребятами, построили самолет «Юный патриот г. Тюмени», танк «Мамотка», боевой катер «Тюменский пионер». Собранные ими средства шли на создание авиаэскадрильи «Омский комсомолец», «Тюменский осовиахимовец» танковой колонны имен ВЛКСМ и т. д. (2.4)

Заключение

В политической системе советского общества 20 века 20-миллионная пионерская организация выступала как одна из социальных общественных организаций. Возникновение детской коммунистической организации закономерное явление, рожденное условиями и потребностями советского строя.

Первые пионерские отряды в стране появились в начале 1922 г. Однако, днем рождения пионерской организации считается 19 мая 1922 г. когда комсомол принял решение распространить опыт первых московских пионеров повсеместно. В Тюмени первые пионерские отряды стали организовываться в 1923 г.

В период с 1922- 1932гг. происходит становление пионерской организации, как составной части системы коммунистического воспитания юного поколения. Рождалась детская организация в трудное время послевоенной разрухи, нехватки самого необходимого, в условиях детской беспризорности, в годы, когда оживилась буржуазная идеология, усилилась борьба за влияние на детские массы. Партия и комсомол уделяли большое внимание детям, заботились об их одежде и питании, их образовании и здоровье. Дети трудящихся объединялись в организацию, активно помогали взрослым ликвидировать беспризорность и неграмотность, строить новую советскую школу, налаживать производство и быт, крепить оборону страны.

Вероломное нападение на Советский Союз гитлеровской Германии прервало мирный созидательный труд советского народа. Призыв партии и правительства «Все для фронта, все для победы над врагом» объединил взрослых, молодежь и детей в единый боевой лагерь.

Война значительно изменила содержание работы пионерской организации. Тюменские пионеры и школьники работали на полях колхозов и совхозов, пропалывали и окучивали овощи.

В это время зародилось тимуровское движение, на которое выходили целые отряды звенья, дружины. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, работали в госпиталях, готовили подарки, писали письма бойцам. Тюменцы заботливо встречали школьников, эвакуированных из прифронтовых областей. Пионеры налаживали жизнь в интернатах, ремонтировали здания, заготавливали дрова, мастерили учебные пособия.

В условиях военного времени комсомол поддержал стремление пионеров перестроить свою работу по – боевому: советы отрядов и дружин заменялись штабами; выборы актива-назначением. Рождалась традиция: получив задание, выполнить его точно, хорошо, а об исполнении доложить.

К апрелю 1945 г. пионерская организация Тюменской области выросла до 42,5 тысяч. После окончания Великой Отечественной войны пионеров ждал новый патриотический подъем по восстановлению народного хозяйства, по выполнению четвертого пятилетнего плана.

Список литературы

1.Документы и материалы КПСС и Советского государства

1.1. Директивы и документы по вопросам пионерского движения//Сост. Ханчин В.М.: АПН РСФСР., 1962 – С. 40-47.

2.Документальные и статистические публикации

2.1. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина// Сост. Шмитков В. - 2-е издание перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1991 – С.24-27.

2.2. Наш край// Хрестоматия по истории Тюменской области 1917-1970 гг. –Свердловск.: Средне-Уральское кн.изд-во., 1973. – С. 268-273.

2.3. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968гг. В 2-х томах. – М.: Молодая гвардия., 1969. – С. 44-161.

2.4. Тюменцы- фронту. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во., 1975 – С.24-169

2.5. Юность в Марше. – Тюмень. 1979. – С. 17-19.

3.Произведения руководителей КПСС и Советского государства.

3.1.Крупская Н.К. Как организоваться рабочей молодежи// Пед.соч. в 10-ти т. – М., 1957.- т.1. – С. 427-428.

3.2. Крупская Н.К. О юках//Пед. Соч.- т.5. – С. 13-14

3.3 Крупская Н.К. Школа и пионердвижение// Пед. Соч.- т.5. – С. 95-138

4.Периодическая печать

4.1. Правда. - Орган ЦК КПСС. – 1942.

4.2. Трудовой набат. – Орган Тюменского губкома РКП/б и губисполкома.- 1924-1927.

4.3. Красное знамя. – Орган Тюменского горкома ВКП/б и городского Совета депутатов трудящихся. – 1941-1944.

4.4. Ленинские внучата. – Орган Оргбюро ЦК ВЛКСМ Омской области. – 1936.

4.5. Тюменская правда. – Орган Тюменского обкома КПСС. – 1982.

5.Архивные источники

5.1. Государственно-бюджетное учреждение Тюменский областной Государственный архив Тюменской области (ГБУТО ГАТО) – фонд (ф) 86- Отдел народного образования исполкома Тюменского городского Совета депутатов трудящихся, опись (оп.) 1, дела (дд) 174, 180. – 1947-1968.

Фонд (ф) 80- Отдел народного образования исполнительного комитета Тюменского губернаторского Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов, опись (оп) 1,3, дело (д) 132. – 1919-1924

Фонд (ф) 84- Тюменский окружной отдел народного образования, опись (оп) 1, дела (дд) 35,51,159. – 1923-1930.

6.Литература

6.1. Адамова, О. А. Исследования молодежи в России в ХХ в. / О.А. Адамова, Д.В. Чернов // Гуманитарные науки в Сибири. — 2010. — № 2. — С. 104–107.

6.2. Ахаян Т. К., Свиридова И. А., Смирнова В. В. История образования в России: Учебное пособие / Т. К. Ахаян, И. А. Свиридова, В. В. Смирнова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.Герцена, 2005. – 411 с.

6.3. Барабина, И.А. Государственная политика в сфере школьного образования в середине 1950–х–начале 1960–х гг. / И.А. Барабина // Экономика и политика. – 2014. – №2(3). – С. 10–13.

6.4. Воспитание детей в условиях войны// Правда. – 1942.- 24 марта.

6.5. Галаган, А. А. Проблемы молодёжного движения: история, опыт, перспективы / А. А. Галаган, Р. Г. Гостев, В. К. Криворученко.— М., Воронеж, 1991. – 154 с.

6.6. Галинников М. Первый пионерский.- М.: Мол. Гвардия., 1963.- 52с.

6.7. Гордин И.Г Этапы пионерского пути.- М.: Просвещение, 1982.- 191с.

6.8. Детское коммунистическое движение.- М.-Л.: Учпедгиз., 1932- 128с.

6.9. Залкинд А.Б. Пионерское движение.- М.: Мол.гвардия, 1924.- 84с.

6.10. Зиновьев, А. А. Я мечтаю о новом человеке [сост. О. М. Зиновьева]. — М.: Алгоритм, 2007. — 240 с.

6.11. Зорин В. Итоги детского коммунистического движения в СССР.- М.: Мол.гвардия,1926.-38с.

6.12. Ильинский, И. М. Молодёжь и молодёжная политика. / И. М. Ильинский. — М.: Голос, 2001. — 692 с.

6.13. Костюченко, И. Ю. Народное образование в СССР и Российской Федерации в 50–е–90–е гг. XX века: теория и практика реформирования / И.Ю. Костюченко. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 286 с.

6.14. Криворученко В. К. Молодёжь и молодёжная политика: термины, понятия / В. К. Криворученко. — М.: Национальный институт бизнеса, 2005. — 400 с.

6.15. Лебединский В.В. Основные этапы пионерского движения.-М.:, 1974.-32с.

6.16. Малышева, М. М. Детская общественная организация: сравнительный анализ исторических форм / М. М. Малышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 15. – №39. – С. 330–334

6.17. Решетник Н.В. Суровые годы войны //Тюменская правда.- 1982.- 15 мая

6.19. Соколов, В. И. История молодёжного движения России (СССР) со второй половины Х1Х века до ХХ1 века: Учебн. пособие. — 2–е изд., испр. и доп. / В.И. Соколов. — Рязань: Узорочье, 2002. — 626 с.

6.19. Соколов Э.С. Пионерская организация – детище партии.- М.: Знание,1968.- 32с.

6.20. Спорные вопросы пионерского движения.- М.: Мол.гвардия, 1928.- 79с.

6.21. Степанов, А. С. Безумство храбрых: о молодежи 1917–1991 годов. / А. С. Степанов. — М.: Алгоритм, 2008. — 576 с.

19

Просмотров работы: 1171