ЗАГАДКИ ЕРМАКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАГАДКИ ЕРМАКА

Подъячева И.А. 1
1
Сереброва И.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Вопрос о роли личности в истории появился давно, но до сих пор интересует как профессиональных историков, так и простых людей. Влияние человека на ход истории зависит, прежде всего, от его личностных качеств, способности организовать людей и увлечь их за собой. Многих таких людей называют народными героями.

Их многих народных героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных – казацкий атаман Ермак Тимофеевич. О подвигах и деяниях Ермака с «со товарищами» сложены песни, сказания и легенды. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы и независимости, в нем видели пример бескорыстного радетеля нужд народных, искреннего служения Родине.

«Биография и личность Ермака до сих пор остаются загадочными для историков. Его происхождение и его деяния до похода в Сибирь окутаны множеством легенд. Некоторые из таких легенд родились в народе, который по-своему осмысливал эту личность, другие были созданы разными историками, монахами, да и самими Строгановыми или по их заказу». [1]

На уроке истории нам рассказывали о Ермаке, и я заинтересовалась этой темой. Мне стала интересна жизнь Ермака, его сибирский поход, которые таят в себе столько загадок, а также хотела выяснить, что в современной истории города и края связано с именем Ермака Тимофеевича.

Перед нами возникла проблема, кто же такой был Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири.

Цельработы: изучение версий происхождения Ермака, его роли в истории Пермского края.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  • Познакомиться с версиями происхождения Ермака;

  • Изучить отношения Ермака и Строгановых;

  • Описать некоторые «загадки» его похода в Сибирь;

  • Определить место имени Ермака в современной истории города и края.

Предмет исследования: история Пермского края

Объект исследования: личность Ермака Тимофеевича.

Основным методом исследования мы избрали:

- изучение источников и литературы по истории жизни Ермака;

- анализ версий и «загадок» его происхождения и деятельности;

- анкетирование учащихся 5-х классов по вопросу знаний о Ермаке.

Кто же ты, Ермак Аленин?

Ермак – фигура и реальная, и легендарная. Бесспорных сведений о нем сохранилось мало, что можно было воссоздать биографию Ермака Тимофеевича. И вот тут начинаются загадки.

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одним данным, родился в Вологодской земле, по другим – на Двине. Одни историки считают, что он был донским казаком, другие – казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. Есть также мнение, что Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Но чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. В одном из рукописных сборников XVIII в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). «Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых, получивших в 1558 первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х – на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На реке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия».[6] Последний был, согласно Ремизовской летописи конца XVII века, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист». [6]

В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын. Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеевич Аленин. Эта же версия обыгрывается в сказе Павла Бажова "Ермаковы лебеди". Но не все так просто.

Главная загадка — происхождение прозвища (или имени) Ермак. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич.

«Несомненно слово «ермак» тюркского происхождения. Попробуем заглянуть в словарь, чтобы там поискать объяснение этому слову. По словарю Владимира Даля, «ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц. В татаро-русском словаре слово «ерма» — прорыв, а «ермак» — канава, размытая водой. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Существует также мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи, так как согласно одной из легенд Василий в молодости был артельным кашеваром.

Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси. В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Переходы ни в каких документах не фиксировались. А «родственники» у Ермака могли появиться гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную. [8]

В самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий.

Ермак и Строгановы.

Длительное время в исторической литературе предметом обсуждения является вопрос о взаимоотношениях Строгановых с Ермаком.

По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений, так как собственное войско им не помогло, а надежды на Москву совсем не осталось. И тогда весной 1579 года трое Строгановых – Семен, Никита и Максим – собрались в Орле-городке на совет и решили призвать на помощь волжских казаков. Больше было не кого.

«Пять атаманов (среди них и Ермак) принимают предложение Строгановых: они, Строгановы, дают пушки, порох и припасы, а казаки идут на Иртыш и громят столицу Кучума. Вся добыча – казакам, лишь бы уняли сибирцев. И осенью 1579 года казачьи отряды на стругах выходят вниз по Каме». [2]

Также существует версия, что Строгановы давно знали Ермака. Он «ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком». [7]

Согласно Есиповской и Ремизовской летописям, инициатива принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. Максим Строганов – хозяин Чусовской вотчины – соглашался выдать казакам припасы только на условиях возвращения под проценты. Возмущенные казаки едва не убили Максима. Иван Кольцо пригрозил Максиму, что расстреляет его. Испугавшись угроз и уступая силе, Строганов открыл амбары и отпустил припасы на струги по “запросу”. [5]

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Сам поход Ермака также вызывает много споров и домыслов. Одной из загадок является дата начала похода. Разные летописи и авторы научных работ называют и 1579 год (призвание казаков Строгановыми в Орел-городок), и 1581 (официальная версия, начало похода из Чусовских городков), и не ранее 1582 года, так как Ермак был участником Ливонской войны, а мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 Ермак всё ещё воевал с литовцами.

Споры вызывает и место начала похода. Согласно Сибирской летописи, дружина казаков под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги пошла вверх по Каме, а в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума. Отсюда и начали свой поход в Сибирь. [7]

По версии краеведа Геннадия Ивановича Веревкина, Ермак начал свой путь в Сибирь из Орла-городка — на тот момент мощной крепости на севере Прикамья, центра строгановских земель на Каме. Орел-городок (Кергедан) был мощным экономическим центром и вполне вероятно, что оснащение экспедиции Ермака происходило именно здесь. Такую же точку зрения разделяет и Алексей Иванов, известный писатель и краевед. [2]

Но больший интерес на наш взгляд вызывает вопрос – зачем Ермак с сотоварищами ходили в Сибирь?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

  1. Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;

  2. поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;

  3. казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Но каждая из этих причин вызывает множество вопросов и загадок.

Если это была инициатива Ивана Грозного, то почему царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Строгановым отпускать от себя казаков было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные). В крепостях, казаки им были гораздо нужнее. Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вогульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Если это был поход за легкой и богатой добычей, то Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже испытавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

«Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные… Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах… А он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя … хозяином этой земли?!» [8]

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них. А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Вот и еще одна загадка: возможно происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум, с которым он сводил личные счеты.

Есть предположение, что поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя Кучума. Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком (имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк»). [8]

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так это лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Таким образом, мы видим, что с именем Ермака связано множество загадок и тайн, ответа на которые вряд ли будут когда-нибудь разгаданы полностью.

Казаки Ермака проложили путь в Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. На их долю выпала честь блестящих географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке.

Заключение.

Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Его история обросла множеством легенд и загадок. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний. Имя Ермака связывают с золотыми кладами, различными скалами – «камнями» - по Сылве и Чусовой, с древними городищами.

В школе среди пятиклассников мы провели анкетирование. (Приложение 1) Было опрошено 78 учащихся. Анализ анкет показал следующие результаты (Приложение 2):

  • подавляющее большинство знают имя Ермака – 97,4%;

  • часть учащихся, хоть и говорят, что знают имя Ермака, однако путают или не знают с какими событиями истории он связан – 17,9%;

  • 50% учащихся не могут назвать ни одного объекта (места) связанного с именем или деятельностью Ермака, а 43,6% называют только 1-2 объекта.

  • фамилии, связанные с именем Ермака, не очень распространены в городе, но и нельзя сказать, что они встречаются редко.

По представленным данным можно сделать вывод, что учащихся необходимо знакомить с героическим прошлым Пермского края, которое играло огромную роль в истории России.

Данный проект был использован на уроках градоведения и истории в 5-7-х классах МАОУ СОШ №17, а также может быть использован на уроках ознакомления с окружающим миром, истории, географии, краеведения. Материалы проекта можно применить при проведении экскурсий, походов выходного дня, историко-краеведческих троп.

Библиографический список.

  1. Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской // Пермь: Книжный мир, - 1995.

  2. Иванов А. Хребет России // СПб: Азбука-классика, - 2010.

  3. История Отечества в лицах /сост. С.А. Аветисян/ - М.: Книжная палата, - 1993.

  4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей // М.: ООО Изд-во АСТ, - 2004.

  5. Капцугович И.С. Книга для чтения по истории Прикамья // Пермь: Книжный мир, - 1984.

  6. Пушкарев Л., Пушкарева Н. Ермак [Электронный ресурс] : Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия – М., 1997 - 2015. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/?h – 19.12.2014

  7. Рассказы русских летописей XV – XVII веков /сост. Т.Н. Михельсон/ - М.: Детская литература, - 1976

  8. Софронов В. Кто же ты, Ермак Аленин [Электронный ресурс] : История Сибири в научных публикациях / Архив 1998-2011 гг. – М., 1998. – Режим доступа: http://zaimka.ru/index.shtml - 22.01.2015

14

Просмотров работы: 1398