ДОХОДНЫЕ ДОМА КАЗАНИ (ДОМ КЕКИНА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДОХОДНЫЕ ДОМА КАЗАНИ (ДОМ КЕКИНА)

Хайбриева А.Р. 1
1МБОУ СОШ №84
Сафиуллина М.Р. 1
1МБОУ СОШ №84
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Заглянем немного в прошлое Казани. Поистине уникальна Казань конца XIX — начала XX века. Неоценимый вклад в облик города того времени внес архитектор Генрих Руш, авторству которого принадлежит Александровский пассаж, Богоявленская колокольня, здание железнодорожного вокзала и еще около семнадцати построек. Но безусловным шедевром мастера и к тому же его последней работой стал знаменитый дом Кекина, что находится на пересечении современных улиц Горького и Галактионова. Это здание было последним объектом, архитектора Г.Б.Руша, умершего в августе 1905 года, автора таких уникальных объектов, как Александровский пассаж, колокольня Богоявления, здание железнодорожного вокзала, Адмиралтейская больница, Дом Шамиля и 16 домов в Казани.

Дом Кекина был одним из самых высоких домов в городе в начале XX века. Градостроительные особенности здания определены его особо выгодным положением на высокой площадке: отметка уровня земли у основания здания на 6 метров выше отметки земли у основания башни Сююмбеки. И до сих пор Дом Кекина доминирует над застройкой: его видно от улицы Миславского (на пересечении с улицей Дзержинского) – почти от Кремля.

Благодаря этому дому в памяти казанцев сохранилось имя его первого владельца - купца Кекина, ведь до сих пор он называется "домом Кекина", хотя мало кто из казанцев знает, кем был этот самый Кекин. А вот до революции эту фамилию знали не только в Казани. Купцы и промышленники Кекины вели коммерческие дела во многих городах России. Владельцем этого дома был Леонтий Владимирович Кекин – один из представителей замечательного купеческого рода Кекиных. По своей древности этот купеческий род вполне может поспорить со многими дворянскими. Впервые Кекины упоминаются в дозорных и переписных книгах Ростова Великого в 1615 году.

Глава I

В XVIII в. важное место в хозяйственной деятельности Кекиных играла проводившаяся через Оренбург торговля с Бухарой и Хивой, открытая Дмитрием Гавриловичем. Алексей Дмитриевич был единственным советником генерала Неплюева в деле основания Оренбургской крепости. Во время её осады войсками Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Алексей Григорьевич Кекин находился в городе и был в числе его защитников.

После смерти родителей Алексей Леонтьевич Кекин основал торговый дом «А. Кекин и Ко», занимаясь хлебной торговлей вместе с братьями. Однако позднее они решили разделить наследство. Каждый из них стал обладателем капитала в 800 тыс. рублей. Федор Леонтьевич вёл торговое дело в Ростове, Владимир Леонтьевич – в Казани. Состояние Алексея Леонтьевича за пятнадцать лет выросло в пять раз.

Знаменитый дом был построен в 1905 году в качестве доходного здания для купца Леонтия Владимировича Кекина, уже имевшего в Казани два дома: на Большой Лядской и Малой Лядской. Сам Кекин жил неподалеку на улице Большой Лядской (нынешней улице Горького). Кекин строил свой дом из своего же кирпича – лучшего кирпича в Казанском крае. Величественное здание было возведено за один сезон. Работы велись и днем, и ночью – впервые на стройплощадке был использован электрический свет. Дом Кекина, в котором неразрывно переплелись Восток и Запад, фантазия и юмор архитектора, всегда был загадочным. Сказочный образ замка романской эпохи, дополненный деталями восточной архитектуры.

Ходили слухи о том, что, построив великолепное доходное заведение всего за два месяца, Кекин выиграл некое пари, а также о том, что в верхнем чердачном помещении этого заведения обитают приведения. Все эти легенды окружали Дом Кекина ореолом таинственности. Но, несмотря на слухи, дом Кекина оправдывал свое назначение доходного заведения и служил одновременно частной гимназией, училищем, театром, типографией, библиотекой и магазином. Кстати, в доме Кекина в то время работал первый в Казани электрический подъемник.

До Октябрьской революции в Доме Кекина (согласно адресным книгам 1910-1914 годов) размещались частная гимназия В.И.Ряхиной; гимназия Педагогического общества для распространения образования; подготовительное училище Н.А.Беневской; правление Казанского округа путей сообщения; библиотека С.Я.Пальчинской; типография Л.Ф.Гросса; писчебумажный и книжный магазин П.В.Шаталова; винно-бакалейная торговля А.В.Афанасьева; игольно-галантерейный магазин М.Р.Тухватуллина. После 1917 года, как это ни странно, дом Кекина сохранил свое функциональное назначение, несмотря на то, что был передан государству. В нижних этажах размещались советские учреждения, кооперативные и государственные магазины. Верхние этажи из жилых гостиничных превратились в просто жилые для постоянного проживания со значительным увеличением количества жильцов, что привело к внутренней перепланировке (квартирный вопрос, как мы помним, в 30-е годы и позже стоял очень остро). Признанием уникальности Дома Кекина стало включение его в Список объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения указом Президента РФ №176 от 20 февраля 1995 года.

К концу XX столетия внешняя отделка здания обветшала, его внутреннее состояние пришло в полный упадок, жильцы с верхних этажей были выселены по программе ветхого жилья. Но уже к 2004-му году дом полностью реставрировали. Дом Кекина по техническому оснащению и примененным материалам и технологиям являлся, можно сказать, передовым для своего времени. После реконструкции зданию возвращены не только его первоначальный облик и исторические функции, но и репутация одного из самых современных зданий Казани.

Дом Кекина активно формирует облик исторического центра Казани, имеет огромную историко-культурную ценность как аутентичный (подлинный) памятник истории и культуры. В облике здания ясно прочитывается уникальный архитектурный почерк Руша, которому удалось здесь синтезировать различные стили и умело использовать особенности городского ландшафта. Подлинность материала (белый камень в цоколе и архитектурных деталях, особо прочный кирпич) и мастерство исполнения также обладают историко-культурной ценностью. В архитектурном облике здания по капризу заказчика архитектором произведено смешение модерна с эклектикой – игрой историческими стилями.

Теперь дом Кекина, как и при его первом владельце, является этаким доходным заведением — здесь находятся офисные помещения, банк, кафе, магазины. Можно сказать, что знаменитый дом зажил новой жизнью, сохранив, впрочем, как свой неповторимый образ, как и свое назначение. Здесь теперь можно прогуляться, окунувшись в атмосферу XIX столетия, органично соединенную с современным стилем, совершить покупки, решить деловые вопросы, пообедать, посидеть в уютной обстановке, послушать живую музыку. Владельцы нынешнего дома Кекина собираются реставрировать и внутренний дворик, освободив его от многочисленных машин с помощью подземной стоянки и приблизив его внешний вид к тому, что присутствовал сто лет назад, используя брусчатку, старинные аксессуары и т.д. Туристов и жителей Казани привлекает уникальная архитектура этого сооружения, указом президента включенного в список объектов культурного наследия федерального значения. Неповторимость дому Кекина придает необычная форма здания и его великолепная декоративная отделка на мавританские, готические и индивидуальные мотивы. Форма представляет собой конфигурацию в виде стрелки, острие которой упирается в перекресток улиц Горького и Галактионова. Причем часть дома четырехэтажна, часть образована двумя этажами. Что касается отделки, то, образованная сочетаниями куполов, шпилей, балкончиков, оконных наличников, она подчеркивает многофункциональность всего сооружения, говорит в пользу его общественного предназначения. Каждый элемент здесь выбран не просто так, а для того, чтобы подчеркнуть единство в разнообразии.

«Потомки бережно отнеслись к последнему творению Генриха Буша, к этой лебединой песне архитектора. Ничего не изменилось – даже ажурные кованые украшения башенок и карнизов отреставрированы и стоят на прежних местах. Стройные, с многочисленными перехватами пучки колонн как бы закрепляют углы дома и несут возвышающиеся над фасадом купола со шпилями» - пишет в своей статье Татьяна Митрошина.

«… Он стоит, напоминая одновременно и средневековый замок, и корабль, чей форштевень рассекает реку-улицу на два рукава, расходящихся лучами. И в самом деле, Дом Кекина, словно корабль, плывет из вчерашнего дня в завтрашний, из прошлого в будущее».

Заключение

По результатам проведенных исследований была дана оценка значимости Дома Кекина и сделан вывод, что здание является уникальным объектом в градостроительно-функциональном, культурно-историческом и архитекурно-художественном аспектах.

Во-первых, Дом Кекина активно формирует облик исторического центра Казани. Он был одним из самых высоких домов в городе в начале XX века. Градостроительные особенности здания определены его особо выгодным положением на высокой площадке: отметка уровня земли у основания здания на 6 метров выше отметки земли у основания башни Сююмбеки. И до сих пор Дом Кекина доминирует над застройкой: его видно от улицы Миславского (на пересечении с улицей Дзержинского) – почти от Кремля.

Во-вторых, здание Дома Кекина имеет огромную историко-культурную ценность как аутентичный (подлинный) памятник истории и культуры. В облике здания ясно прочитывается уникальный архитектурный почерк Руша, которому удалось здесь синтезировать различные стили и умело использовать особенности городского ландшафта. Подлинность материала (белый камень в цоколе и архитектурных деталях, особо прочный кирпич) и мастерство исполнения также обладают историко-культурной ценностью.

В-третьих, Дом Кекина является исключительным образцом эклектичного стиля. В архитектурном облике здания по капризу заказчика архитектором произведено смешение модерна с эклектикой – игрой историческими стилями. Этот стиль можно назвать романтическим историческим модерном. Причем историзм здесь не «археологизирующий», а утопический, извлекающий мотивы, создающий «здания-метаморфозы». Архитектором Рушем в Доме Кекина своеобразно сплетена пространственная форма, рождающая сказочный образ замка романской эпохи, дополненный деталями восточной архитектуры. Отсюда эти главки, полосатые обрамления окон, колонки, а в интерьерах – акантовые листы и ниши с мавританскими очертаниями.

Список использованных источников и литературы:

1. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1978

2. Амиров К.Ф. Казань: где эта улица, где этот дом? Казань, 1995. -318с. 4.

3. Гарзавина А.В., Новицкий А.И. Моя Казань: Исторический и архитектурно-художественный облик. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984. – 192 с. с ил.

4. Девятых Л.И. Казань. Забытое и незнаемое. – Казань. Титул, 2002 – 400 с.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. М.: Советский спорт, 2003

6. Казань в памятниках истории и культуры. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982.-280 с. 2.

7. Курило Л.В. История архитектурных стилей. Краткий курс: Учебное пособие. – М.: РМАТ.

8. Остроумов В.П. Казань: Очерки по истории города и его архитектуры. Казань. Издательство Казанского университета. 1978г., 296 с., с ил.

9. Остроумов В.П. Казань: Очерки по истории города и его архитектуры. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. 295 с. 4.

10. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Казань, 1993

11. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989.

12. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVIII - начала XIX в. М. Стройиздат. 1989г. 191 с., с илл.

Просмотров работы: 519