МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Прохоренко К.М. 1
1
Дегтярева О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

Актуальность работы. Бережное отношение к истории своего Рода всегда занимало важное место в мировоззрении наших предков. Павел Флоренский утверждал, что история рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания родовой истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».

Важно понять, что семью создают не просто два человека – мужчина и женщина, семью создают несколько Родов, каждый из которых несет свою культуру, свои особенности, обычаи и традиции, свои законы развития. Именно эти законы развития рода и определяют жизненные сценарии потомков.

Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности. Знакомились с географией рода, где родились и жили, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, записывалась и передавалась.

«Семья – наследница рода» - не совсем привычное для нас выражение сегодня. Мы на время забыли о том, что мы являемся наследниками и продолжателями своего рода, что каждый из нас – это звено в непрерывной цепи жизни, протянутой из прошлого в будущее нашими предками и нашими потомками. В данной работе я попытаюсь восстановить историю своего рода, насколько это возможно, тем самым внесу свой вклад в возрождение таких базовых для человечества ценностей как род и семья.

Цель работы: на основе исторических источников реконструировать историю моей семьи.

Задачи:

  1. Составить родословную семьи по папиной и маминой линиям.

  2. Реконструировать жизнь и деятельность отдельных родственников на основе конкретных исторических источников.

  3. События семейной хроники рассмотреть на фоне исторических процессов.

Источниками для написания работы стали рассказы моих родственников, «Похозяйственные книги» районной архивной службы, письменные материалы из семейного архива в виде документов, фотографий, записанных воспоминаний. Уточняли сведения о родственниках по базам данных о погибших в годы Великой Отечественной войны, награжденных в годы войны, репрессированных в 30-е годы.

Методы исследования: метод интервьюирования, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Обзор историографии по ключевым событиям истории России, отразившимся на судьбах моих родственников.

Мои родственники стали жертвами сталинских репрессий. За последние годы исследователи существенно продвинулись в изучении видов репрессий и категорий репрессированных, механизмов массовых политических акций, динамики численности заключенных в местах лишения свободы, их качественном составе, национальных операций НКВД, депортаций и истории спецпоселенцев. Одним из свидетельств глубокого изучения проблемы потерь СССР в годы «большого террора» является выход историографических работ О. В. Хлевнюка, В. Э. Багдасаряна, А. С. Кана, О. Климковой. Большое значение для понимания трагедии народа имеют книги вернувшихся из лагерей — А. Солженицына, Е. Гинзбург, В. Шаламова, Л. Разгона и многих других. Региональный аспект историографии «большого террора» заслуживает отдельного внимания. В последние годы выросло не только количество, но и качество публикаций на эту тему. Различные аспекты репрессивной политики советского государства обсуждались на региональных конференциях. Мощным фактором, влияющим на определение масштабов политических репрессий в регионах, стала работа по обнародованию имен незаконно репрессированных граждан. В данной работе мы использовали базу данных о репрессированных, созданную на основе информации из различных регионов страны. Однако работа по изучению всех проявлений политических репрессий, тем более - по увековечению памяти репрессированных, не завершена. Она продолжается во имя правды и исторической справедливости, создания государственных и общественных демократических механизмов и институтов, которые сделали бы невозможным повторение репрессий. До сих пор мало изучена тема сопротивления террору.

Мои родственники приняли участие в Великой Отечественной войне.

Вплоть до распада СССР историография Великой Отечественной войны на протяжении всего своего существования контролировалась сверху, властью и фактически являлась отраслью партийной пропаганды. Многие годы тема Великой Отечественной войны возникала в советских средствах массовой информации почти исключительно в связи с юбилеями ее победоносного окончания. Победу, одержанную над нацистской Германией, сделали предметом поклонения. Фактически она не изучалась всесторонне и непредвзято. Крен советской историографии в сторону превознесения наших успехов и достижений привел к тому, что о недостатках в подготовке страны к обороне, о поражениях и потерях в ходе войны говорилось вскользь, без глубокого анализа причин, а о ряде событий, которые могли быть истолкованы во вред руководству КПСС и страны или бросить тень на господствующий режим, предпочиталось вообще умалчивать. Одной из особенностей советской историографии Великой Отечественной войны была сравнительная узость ее источниковедческой базы. Большинство архивных материалов оставалось для исследователей закрытыми. Особенно это касалось документов высших органов государственного и военного руководства. Однако нельзя не сказать, что именно в советский период вышли многотомные издания, подготовленные авторскими коллективами, воспоминания участников войны.

В середине 1980-х годов, с начала периода демократизации общественной жизни в нашей стране, периода гласности, произошел коренной перелом в советской историографии Великой Отечественной войны, радикальное обновление проблематики исследований. Появилась возможность свободно выражать свои взгляды на любые исторические проблемы, в том числе и на проблемы истории Великой Отечественной войны. Положительным явлением стало открытие многих ранее секретных фондов в архивах, активная публикация документов в журналах и специальных изданиях. Постепенно приоткрывалась завеса над многими «белыми пятнами». В их числе: тайные пружины механизма советско-германских переговоров в предвоенные годы, объективные и субъективные причины поражения Красной Армии в начальном периоде войны, цена победы советского народа над фашистской Германией, проблема советских военнопленных, деятельность ГКО и Ставки Верховного Главнокомандования и многие другие. Тематика публикаций стала разнообразней, интересней для читателя.

Однако многим публикациям присуще стремление дегероизировать Великую Отечественную войну. О патриотизме, массовом героизме и энтузиазме советских людей написано множество книг - документальных и художественных, поставлены сотни кинофильмов и театральных спектаклей. Многих героев знают всюду. Их имена носят улицы, школы, поселки. Как ни печально об этом говорить, но кое-кто посчитал, что вроде бы и хватит писать и рассказывать о героизме. Делаются попытки противопоставить подвиги «одиночек» и коллективный героизм, подвигу народа. «А.Матросов закрыл вражеский пулемет своим телом, - пишут А.Н. и Л.А.Мерцаловы - хотя для того, чтобы заставить замолчать пулемет, нужно было всего лишь несколько пушечных выстрелов». В научно-популярных передачах нам приходилось встречать критику в адрес и других героев войны. На наш взгляд это неверно. История Великой Отечественной войны хранит примеры героизма тысяч и тысяч советских воинов. Должно быть элементарное уважение к истории своей страны, к тем поколениям соотечественников, которые были участниками исторических событий, тем более такого эпохального события, каким стала Великая Отечественная война.

II.Основная часть

1.Моя семья в начале XX века.

Самые важные и значимые события, происходившие в начале XX века в России, значительно повлияли на судьбу моего рода.

Предки моего дедушки по линии отца были крестьянами и жили на Украине в Черниговской губернии. Они приехали в Сибирь в начале XX века во время реформы Столыпина и поселились в Каргатском уезде в селе Алабуга. Об их жизни до революции ничего неизвестно. Можно предположить, что они были простыми людьми и зарабатывали на жизнь тяжким крестьянским трудом. Принимали ли они непосредственное участие в революции 1917 года и Гражданской войне мы не знаем, но семейное предание хранит рассказ о службе прапрадедушки Михаила Прохоренко в Красной Армии. После призыва в армию, он был направлен в Среднюю Азию, принимал участие в боях с басмачами. Во время нападения на заставу их отряда, он погиб в бою. Мы не знаем точно дату его гибели, но это могло случиться между 1925 и1932гг. Так как в 1926 у него родился сын (мой прадедушка Петр Михайлович), а в 1932г. басмачество было подавлено.

Его жена Рыжикова Мария после смерти мужа вышла замуж второй раз и уехала жить в Омск. Во втором браке у нее родилось 4 детей: дочери – Софья, Роза, Надежда и сын Анатолий. Пётр (мой прадедушка) воспитывался у бабушки - Рыжиковой Татьяны.

В раннем детстве при катаниях на санках мой прадедушка получил травму спины. Болезнь позвоночника прогрессировала. Он очень много лечился в санаториях и больницах. Остался инвалидом первой группы, всю жизнь ходил с костылем, поэтому не был участником Великой Отечественной войны. Работал учетчиком в колхозе, затем бухгалтером и экономистом.

Его будущая жена и моя прабабушка Шугаева Мария Константиновна тоже была из семьи переселенцев с Украины. Родилась она в 1926году в селе Алабуга. В «Похозяйственных книгах» за 1944 год, мы нашли информацию о её семье. Самым старым членом семьи на тот момент была мать главы семьи Шугаева Лукерья Афанасьевна (1864г.р., т.е ей было в 1944году 80 лет). Главой семьи был Шугаев Константин Арефьевич (1902 г.р.). Также в составе семьи числились жена Константина Василиса Матвеевна (1902г.р.), сестра Марфа (1924г.р.), и 4 брата- Григорий (1928г.р.), Владимир (1931г.р.), Петр (1935г.р.), Анатолий (1939г.р.). В 1930 году семья вступила в совхозную артель под названием «13 год Октября». Жили скромно, имели одну корову и огород. Мария Константиновна закончила семилетку, работала в колхозе.

Не все мои родственники жили в Сибири в первой половине XX века. Предки моей бабушки по линии отца проживали в европейской части России. Что известно о них?

Моя прапрабабушка Анна Сергеевна родилась 19 февраля в 1894 году в селе Гамово Тульской области в семье крестьянина Морозова Сергея, в которой было 5 дочерей и 1 сын. В двенадцатилетнем возрасте Анну увезли в Москву в дом дальних родственников присматривать за маленьким ребёнком. Это позволяло жить ей в нормальных условиях, по ее воспоминанием ей даже подарили золотые серёжки. По возвращению из Москвы она работала на богатых людей в их саду и огороде. В 1919 году уже после революции её в двадцатилетнем возрасте отдали замуж за местного священника, Петра Успенского, который был старше её на 25 лет.О нём известно не много фактов. Пётр из потомственных священнослужителей. Служил в приходе церкви в селе Гамово. Село было большим, только помещичьих усадеб рядом было три.

В семье Петра и Анны родилось трое детей: 1925 г.р. -Вера (моя прабабушка) , 1928г.р. - Павел, 1930г.р. - Валентина. Все они закончили начальную школу. Жизнь моего прапрадедушки оборвалась трагически, в 1936 году во время весеннего половодья он утонул.

После трагической смерти мужа Анна Сергеевна работала на заводе в городе Тула, а за детьми присматривали родственники. Ходила на работу пешком 18 километров. Работала она там и во время войны.

Мои родственники по маминой линии стали жертвами сталинских репрессий. Семейное предание гласит, что мои предки по маминой линии приехали в Россию при Екатерине II из Германии. Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия. Немецкие переселенцы должны были выполнить эту задачу.

Мои предки поселились в Саратове (поволжские немцы). В 20-е годы мой прапрадедушка Христиан Гедрих женился на прапрабабушке Нине. У них родилось 2 сына: Владимир (1930г.р.), Виктор (около 1940 г.р.). Прапрадедушка работал ветеринарным врачом, а Нина учительницей. Однажды в 1940 году, вечером семья Христиана возвращалась домой. Вдруг к ним подъехала черная машина, прапрадедушку арестовали и увезли. Больше его никто не видел. Сын Владимир каждый вечер залезал на чердак дома и ждал, когда вернётся отец. Во время войны Нину и ее детей отправили в Сибирь. Известно, что в 30-годы в нашей стране проводились массовые репрессии, а в 40-годы - депортации целых народов. Мои родственники стали жертвами этих процессов. Дальнейшая судьба Христиана не известна. Я пыталась найти его на сайтах жертв репрессий, но и там информации нет.

Нина Гедрих поселилась в деревне Зеленая роща Усть-Тарского района Новосибирской области. На 20 марта 1943 года в Усть-Тарском районе проживало 700 семей немцев [Наша малая родина, хрестоматия, с. 274] . Все они бедствовали: нечего было есть, одеть, нечем топить печь. Холодный сибирский климат был непривычен. Вскоре Нина заболела и умерла. Сын Владимир (до депортации учился в начальной школе в Саратове) в 10 лет остался один с младшим братом. В школе, в Сибири он не учился. Ему приходилось зарабатывать на жизнь. Он ходил по домам, помогал людям по хозяйству. Осенью после уборки картофеля, он ходил по чужим огородам и перекапывал лунки в надежде найти оставшиеся клубни. Многие люди не смотрели на возраст Владимира и считали его врагом народа. Местное население относилось к репрессированным враждебно. Говорили: «Привезли немцев в наш район, надо было бы расстрелять на месте и не везти их сюда» [там же, с 276.]. Конечно, находились и добрые люди, которые помогали бедным детям. Вот такой тяжелой и трагической была судьба моих родственников в первой половине XX века.

2. Мои родные на фронтах Великой Отечественной войны.

Десятки лет отделяют нас от того светлого майского дня, когда прогремели победные залпы, известив окончание Великой Отечественной войны. Это был праздник со слезами на глазах, ведь миллионы людей сгорели в пламени Великой Отечественной войны. Наша страна за свою независимость и свободу заплатила невиданную цену. Нет практически ни одной семьи, которой не коснулась бы чёрным крылом это война.

Многие мои родственники принимали участия в военных действиях, а некоторые побывали в оккупации.

В начале войны моя прабабушка Вера Петровна (ей было 16 лет) оказалась на оккупированной территории. Она рассказывала, что первым делом фашисты расстреляли коммунистов. Местных жителей они не трогали, а только брали продукты. Так же прабабушка подметила, что финны были намного злее немцев.

Сохранились воспоминания моей дальней родственницы Аграфены Андреевны Жуковой, которая проживала в городе Тула. Она рассказывала, что жители по карточкам получали продукты, которых было недостаточно. Поэтому все занимались огородничеством, часто использовали в пищу лебеду, крапиву. Неожиданно появились слухи,что армия покинула город и остались только ополченцы. Это означало что немцы в скором времени войдут в Тулу. Местные жители, которые не были эвакуированы, начали захватывать имущество магазинов и столовых. Немцы уже находились на южной окраине Тулы, но в это время на Московский железнодорожный вокзал стали подходить составы с сибирскими дивизиями, которые вытеснили из Тулы фашистов. Это позволило сохранить военные заводы в Туле, которые производили все для фронта, все для победы.

Так же мой прадедушка Николай ТихоновичФомичев попал в оккупацию. Об этом периоде он говорил не много. На тот момент ему было 17 лет. Оккупированное село Сухотинко находилось на направлении главного удара немецко-фашистских войск при наступлении на Москву. Прадедушка рассказывал, что немцы тщательно следили за порядком в домах у местных жителей. Интересным был факт, что оккупационные власти определили на постой двух раненных бойцов, оба они были из Сибири, их лечили, а они вместе с семьёй занимались ремеслом: делали сани, шили сбрую. Немецкие солдаты следили за качеством работы. Освободили село осенью, быстро, после короткого ночного боя в село вошли советские войска.

Прадедушка рассказывал, что местные жители согнали скот и лошадей в глубокий овраг, чтобы их не убили во время боя. Военнопленные ушли вместе с наступающими частями на запад. Примечательным был тот факт, что освобождало село воинская часть сибирской дивизии, которая прибыла из Новосибирска в Тулу, и активно участвовавшая в Московской битве.

Весной 1942 года прадедушка был призван на военную службу. Первые месяцы он проходил подготовку в Подмосковье, а затем попал на юго-западный фронт в артиллерию и всю войну был артиллеристом. С октября 1942 года он находился на Сталинградском направлении, и именно в это время он приобрёл опыт участия в боевых действиях. Он рассказывал, что в это время было много отступлений наших войск, долгие и трудные работы по подготовке оборонительных сооружений и укреплению батареи дальнего действия, в которой он служил. Порой укреплённые линии держались несколько дней, и батарея отходила на новые рубежи, и всё начиналось сначала.

Во время контрнаступления под Сталинградом прадедушка был тяжело ранен и находился в госпиталях почти шесть месяцев. После госпиталя его отправили в пехоту, он был уверен, что в пехоте его убьют. Когда он направлялся к месту службы, его окликнул знакомый из его бывшего полка. Каким же счастьем для него стало возвращение в родную батарею, как он выражался: « Пришёл к своим». Теперь он не боялся смерти.

Затем в составе третьего украинского фронта он участвовал в освобождении Румынии и Болгарии. Очень часто говорил, что в разных странах по-разному встречали своих освободителей. Самыми дружелюбными были болгары, которые искренне были рады приходу Красной армии.

После победного мая Николай Тихонович еще около десяти месяцев служил в Молдавии, о которой он часто вспоминал с теплотой, для него она осталась вечно цветущей и поющей страной, куда он хотел вернуться на постоянное жительство, но не сложилось. Как и многие фронтовики, прадедушка очень мало говорил о войне, обычно он уклонялся одним и тем же ответом: «Чего ж тут такого, все воевали и я тоже».

Награждён медалью за боевые заслуги. Свой подвиг он совершил 21.08.1944 г. В базе «Подвиг народа» я нашла описание его подвига: «При прорыве обороны противника в районе села Раскаецы Слободзеевского района Молдавской ССР под высотой 179.9 тов. Фомичев заменил вышедшего из строя наводчика, и из своего орудия уничтожил 2 пулемета и до 10 солдат противника, мешающих продвижению нашей пехоты».

В 1985 году награждён орденом Отечественной войны второй степени.

Живым и здоровым с войны вернулся отец Николая - Тихон Константинович Фомичёв. Он был красноармеец, в РККА с 07.09.1941 года. Место призыва: Липицкий РВК, Тульская обл., Липицкий р-н.

Награждён медалью за боевые заслуги. Свой подвиг он совершил 09.08.1943. В базе «Подвиг народа» я нашла описание его подвига: «…за то, что находясь под огнем противника быстро доставил орудие на батарею, чем обеспечил своевременное ведение огня и выполнение боевой задачи».

С тревогой и страхом встретила семья Шугаёвых известия о начавшейся войне. Прапрадедушке Константину Арефьевичу Шугаеву было уже почти 40 лет, но в первые же дни войны он пришел на призывной пункт. Прошел обучение в Томске и был направлен на Ленинградский фронт. За годы войны был дважды ранен, после второго ранения находился в госпитале. Однажды там произошёл такой случай. Неожиданно была дана команда: «Всем ходячим построиться!». Построились, появился офицер, со слов Константина Арефьевича, у него «горели» глаза, полы шинели разлетались в разные стороны от быстрых движений. Офицер обратился к раненым: « Мне нужны разведчики, желающие – шаг вперёд!». Из строя вышел только один прапрадедушка, так как он знал, что такое разведка. Узнав, что мой прапрадедушка – сибиряк, офицер взял его с собой. Как оказалось потом, разведгруппа попала в засаду и вся погибла, а задание было очень важное. Нужно выполнять! Так до конца войны Константин Арефьевич и прослужил в разведке. За свою безупречную службу и выполнение сложных задач он был награжден Орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За победу в Великой отечественной войне 1941-1945 годов». В базе «Подвиг народа» я нашла описание его подвигов.

Строкой документа. «Подвиг народа». Шугаев К.А.

Звание: красноармеец

в РККА с 28.08.1941 года

Место призыва: Каргатский РВК,

Новосибирская обл., Каргатский р-н Место службы: 937 ап 364 сд 8 А ВолхФ

Дата подвига: 09.09.1943

записи: 18601549

Место службы: 834 ап 288 сд Дата подвига: 29.04.1945

Орден Красной Звезды

Медаль «За оборону Ленинграда»

После снятия блокады Ленинграда он продолжил службу в Карелии и оттуда вернулся домой только в конце августа 1945 года. Не все дети дождались своего отца: в 1942 году умер пятнадцатилетний Гриша, получив осложнение от простуды и тяжелого труда. Константин Арефьевич, как и многие фронтовики не любил рассказывать о войне, для него это была закрытая тема, он никогда не говорил о героизме, все он сводил к тому, что он выполнял свой долг перед семьёй и самим собой. Прабабушка Мария Константиновна говорила, что ее отец очень жалел молодых солдат в силу своего возраста. Многие молодые новобранцы не имели боевых навыков и очень часто гибли, не выполняя зачастую приказы и наставления командиров. Для него молодые солдаты были ровесниками его детей, когда он говорил об этом, у него пробивались слезы.

Так же участником военных действий был мой прапрадедушка по линии мамы Кахута Иван Радионович. В базе «Подвиг народа» я нашла его награды описание подвигов.

Звание: рядовой в РККА с 04.1943 года Место призыва: Татарский РВК, Новосибирская обл., Татарский р-н Место службы: 32 мсбр 18 тк

Медаль «За отвагу»

Звание: красноармеец в РККА с 10.1943 года Место призыва: Татарский РВК, Новосибирская обл., Татарский р-н Место службы: 32 мсбр 18 тк 2 УкрФ

Медаль «За боевые заслуги»

Год рождения: __.__.1906 место рождения: Киргизская ССР, Аламединский р-н, с. Маевка № наградного документа: 85 дата наградного документа: 06.04.1985

Орден Отечественной войны II степени

Четверо моих родственников храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны, совершали подвиги ради семьи и родины. Мне есть чем гордиться.

3.Как ковалась победа в тылу?

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. В первые дни войны еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоенные лозунги и обещания властей в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере расширения оккупированной врагом территории настроения и ожидания менялись. Люди остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самой страны. Они перестали чувствовать себя лишь "винтиками" государственной системы, демонстрируя чудеса героизма, стойкости и выносливости в деле защиты своей Родины. Война показала, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все свои силы и проявить лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Мои родственники во время войны работали в тылу и в сельском хозяйстве, и на военных предприятиях.

Мою прабабушку Елизавету Кахута война застала в возрасте 14 лет. Как и многие советские люди, она очень хотела, чтобы война быстрее закончилась. Поэтому прабабушка поехала в Новосибирск работать на заводе, где производили снаряды. Условия труда были очень тяжелыми. Особенно зимой в сильнейшие морозы. Когда выпадал выходной день, Елизавета ездила на поезде домой к родным. Поезда были переполнены, билеты приобрести было очень трудно, так как их быстро скупали. Прабабушка рассказывала, что однажды ей не удалось купить билет. Она стояла на перроне и вдруг ее кто-то окликнул. Это были мальчишки, которые сидели на крыше поезда. Им тоже не удалось купить билеты, и они решили поехать таким опасным способом. Они предложили поехать ей с ними, протянули руки и начали тянуть её на крышу. В это время поезд тронулся. Эту картину увидел милиционер. Он подбежал к прабабушке и, схватив её за ноги, пытался стянуть. В этот момент она испугалась, что мальчишки отпустят ее руки, и она упадет на рельсы. Но, немного пробежав за поездом, милиционер отпустил ее ноги. Так она добралась до Татарска. Таким способом она много раз добиралась до дома.

Моя прапрабабушка А.С.Успенская работала на оружейном заводе в Туле, ходила на работу пешком 18 километров. Её племянница Агрипина Андреановна работала на патронном заводе. Их труд не ограничивался временем. Они должны были выполнять план. Были случаи, когда они ночевали прямо на заводе, чтобы не тратить время на путь домой. В подсобных помещениях были оборудованы места для ночлега. А.С.Успенская приходила 2 раза в неделю домой к детям. Приносила не много продуктов и вещи, приобретённые на рынке. Всегда говорила детям, что бы они были разумными и экономными. По словам прабабушки Веры, они всегда строго следовали её указаниям.

По линии Шугаёвых все взрослые и дети работали в сельском хозяйстве: ухаживали за животными, работали на сенокосе, уборке урожая. Возможно, они не осознавали, что их труд был посильным вкладом в общую победу. Дети добросовестно относились не только к труду, но и к учёбе, понимая, что и в таких условиях необходимы знания. В их семье от непосильного труда умер Гриша. Он сильно простудился, когда перевозил сено. Его мать просила прощения у отца за то, что не сберегла сына. Вот такой тяжелый отпечаток оставила война в семье Шугаёвых.

Мне кажется, что моих родственников связывают то, что они были уверены в общей победе. Они не сомневались в ней. И труд каждого приближал победу.

4. Моя семья в послевоенное время.

50-е годы — это годы, когда люди стали забывать последствия войны. Страна вставала из руин. Жизнь начинала налаживаться.

Владимир Гедрих познакомился с Елизаветой Райхерт, семья которой тоже была репрессирована во время войны. Вскоре они поженились и вступили в колхоз. Владимир работал трактористом, а Елизавета дояркой. Они создали очень большую семью, в которой было 9 детей. В этой семье родилась моя бабушка. Она рассказывала, что родители разговаривали на русском и на немецком языках, но читать и писать по-русски не умели. Из детей свободно владели немецким языком не многие. Этому языку учила их бабушка Альвина Райхерт, которая на русском языке практически не разговаривала.

С раннего возраста дети в семье приучались к труду и выполняли важные обязанности по дому: носили воду, убирали дом, работали на огороде, пасли скот.

В деревне не было школы, и детей возили учиться в соседний посёлок Козино. В этом посёлке было много репрессированных немцев и ту часть села, где проживала их основная масса, называли Берлин. Это название сохранилось и по сей день. Зимой дороги были заметены, поэтому школьников возили на тракторе в телеге. Бабушка вспоминала, что, когда становилось холодно в поездке, они выпрыгивали из телеги и бежали за трактором пока не согреются. С понедельника по пятницу бабушка жила в школьном интернате. Она рассказывала, что во время конфликтов в классе некоторые русские дети обзывали их фашистами, что было очень оскорбительным. Однажды бабушка подралась из-за этого со своим одноклассником.

Был большой дефицит электробытовой техники. Когда в магазин первый раз привезли стиральную машину, жители деревни собрались, чтобы решить вопрос кому она должна достаться. Было решено, что машинка должна достаться семье с самым большим количеством детей, таким образом, она досталась семье моей бабушки.

Так же бабушка рассказывала, как они приобрели первый телевизор. Он был очень тяжёлым, везли они его на телеге. Он занимал много места, и что бы он поймал сигнал, пришлось ставить очень длинную антенну. Телевизор плохо показывал, но все смотрели на него как на «чудо света». После войны все советские люди принялись за восстановление народного хозяйство.

Вера Петровна в 1948 году вышла замуж за Фомичёва Н.Т. В семье родилось трое детей: 1949-Галина (моя бабушка), 1951-Евгений, в 1953-Виктор. Вера и Николай участвовали в строительстве нового энергетического проекта - строительстве газовой электростанции Тульской области в посёлке Шатск. Одновременно со строительством проекта строился новый посёлок городского типа, в котором были: новая школа, детский сад, дом культуры, стадион. До сих пор в этом посёлке живут бабушкины браться со своими семьями.

Пётр Михайлович Прохоренко женился на Марии Константиновне. У них родилось 5 детей: Николай, Александр (мой дедушка), Виталий, Боря и Вера. Эта семья участвовала в подъёме целины. Вот, что рассказывал мне дедушка об этом периоде: «В поселке всегда чувствовался энтузиазм, особенно это было заметно в летний период, когда шла подготовка к уборке урожая. В памяти осталось то, как готовились силосные помещения. В них было настолько чисто, что в одном из зернохранилищ организовывались концерты. Обычно приезжали артисты новосибирской филармонии, а также артисты из Москвы. Программы были разнообразны, нравились и взрослым, и детворе. Очень весомым было участие школьников в уборке урожая. Убирали картофель, овощи, початки кукурузы, работали на зернотоку. Практически весь сентябрь старшеклассники были заняты на уборке. Это было действительно большим общим делом, и они этим гордились. Все были по сути целинниками. Целина воспитала тружеником и патриотов. Она заставила поверить в высокую значимость коллективизма и товарищества, веры в будущее страны». Эти воспоминания дедушки пересекаются с событиями из фильма «Иван Бровкин на целине», в котором сочетались и трудности, и оптимизм и огромная вера в счастливую жизнь. Еще дедушка говорил, что в памяти осталось очень многое, например, очень ярким впечатлением осталась красота целины. Огромные поля пшеницы, неподвижные, с налитым колосом. Трактористы умело разбивали это огромное поле на квадраты. Удивляло и то, как опылялись поля маленькими кукурузниками. «Все это вселяло в нас гордость и уверенность в завтрашнем дне. Мы верили в будущее. И с возрастом это укреплялось».

Люди жили не только с надеждой на будущее, но сами приближали будущее своим трудом. Появились продукты питания, современная техника по тем меркам. Люди гордились первыми успехами в космосе, строились школы, дома культуры. Бесплатное образование, медобслуживание. Развивался массовый спорт. Люди стали добрее. Страна стала петь песни, смотреть добрые фильмы. Люди научились понимать и дружить с народами других стран. Все мои бабушки и дедушки вспоминают эти года с ностальгией.

Мой дедушка Прохоренко Александр Петрович родился 01.05.1951 года в селе Алабуга, Каргатского района Новосибирской области. В семье воспитывалось 5 детей: Николай-1949г.р., Саша-1951г.р., Виталий-1956г.р., Борис-1961г.р., Вера 1961г.р. Кроме того в 1946 году родилась старшая дочь Светлана, но она умерла в возрасте 2 лет.

Когда дедушке было 14 лет, он со своей семьёй переехал в село Форпост-Каргат. Там он закончил среднюю школу в 1968 году с серебряной медалью. После окончания школы дедушка учился в НГТУ на машиностроительном факультете, затем работал в Форпост-Каргатской школе учителем физики. В 1969-1971 годах служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке (город Находка). В 1972 году вступил в брак с Фомичёвой Галиной Николаевной, и у них родилось 2 детей: Марина- 1973 г.р., Максим -1976 г.р.( мой папа). После службы в армии дедушка поступил в педагогический институт на исторический факультет, где проучился с 1972 по 1977год. После окончания института работал в школе: 10 лет учителем истории, 20 лет директором Форпост-Каргатской школы. 13,5 лет работал начальником управления образования администрации Каргатского района Новосибирской области. С 2014 года на пенсии. Отличник народного образования Российской Федерации (1992г.).

Моя бабушка Фомичёва Галина Николаевна родилась в 1949 году 12 июня в селе Гамово Тульской области в семье Фомичёва Николая Тихоновича и Успенской Веры Петровны. У неё два брата: Евгений-1951г.р., Виктор- 1953г.р. После окончания школы в 1966 году работала в Тульской области учительницей начальных классов, а с 1967 по 1971год училась в Тульском Государственном Педагогическом институте имени Л.Н.Толстого на математическом факультете. После его окончания была направлена в Новосибирскую область на работу (была такая практика для выпускников вуза- отработать по направлению 3 года), выбрала Форпост- Каргатскую среднюю школу и проработала в ней учительницей математики до 2002 года. Стаж работы 32 года. Награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ. Мои дедушка и бабушка были очень хорошими учителями, их с благодарностью вспоминают ученики и коллеги. А многочисленные школьные фотографии составляют значительную часть нашего семейного архива.

5. Мои родители.

Моя мама Прохоренко (Усова) Наталья Сергеевна родилась 03.05.1979 в селе Усть-Тарка. Она была единственным ребёнком в семье. О своём детстве и юности мама вспоминала: «Когда я училась в школе, все носили единую форму: платья и фартуки. Младшие школьники были октябрятами, ребята постарше пионерами, старшеклассники комсомольцами. Когда вступали в пионерскую организацию, мы давали клятву пионера - быть честными, любить родину, трудиться. Весной мы собирали берёзовые почки для лекарств. Нас вывозили в лес, организованно классом. Тех, кто собрал много почек, хвалили. А еще можно было собирать лекарственные растения и сдавать в аптеку. После распада СССР форму отменили, детские организации распались».

Еще мама рассказывала, что в конце 80-х годов был дефицит продуктов, мебели, одежды. Люди много шили, вязали, переделывали старые вещи. После распада СССР появилось много импортных вещей. Молодежь начала слушать зарубежную музыку, девушки начали краситься, многое стало доступно. Стали носить импортные вещи: джинсы, спортивные костюмы, толстовки, пуховики, футболки с иностранными надписями. Часто прочитать надписи не могли, но носили.

Мама закончила педагогический институт по специальности учитель начальных классов, психолог. Сейчас работает в СПУ №1 педагогом дополнительного образования. Моя мама очень красиво рисует, вышивает, вкусно готовит.

Мой папа Прохоренко Максим Александрович родился 04.09.1976 в селе Форпост-Каргат. В семье было двое детей. В начале 80-х годов семья ездила в гости к бабушке в Шатск. Маленький папа очень любил мороженое, которое было в Сибири дефицитом, и он навсегда запомнил, как ел у бабушки мороженое. А еще бабушка с Шатска присылала в Сибирь посылки с фруктами, тульскими пряниками, конфетами. Это папе казалось чудом!

Он тоже вспоминает больше всего 90-е годы, время своей юности. Рассказывал, что в моде были необычные прически: выбритые виски, длинные чёлки. Модной одеждой считались кожаные куртки и джинсы. Папа закончил педагогический институт по специальности учитель физики. В настоящее время работает заместителем директора ООО Рыбхоз. Папа увлекается техникой.

Каждый человек мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят. Семья – это самые близкие и дорогие люди, которые играют большую роль в жизни каждого человека.

Моя семья, мой дом, мои родственники - это моя опора. Никто мне не поможет в трудную минуту так, как моя семья. Они всегда со мной, всегда мне помогают. В любую минуту я могу на них положиться, могу довериться им, рассказать о своих проблемах. Я люблю свою семью, несмотря на маленькие конфликты.

Нас в семье пятеро: мама, папа, старший брат, я и младшая сестра. Моего старшего брата зовут Александр, ему 19 лет, он учится на 2-м курсе НГТУ. Младшую сестру зовут Виктория, ей 9 лет, она учится в третьем классе.

В нашем доме всегда уютно и комфортно. Мы часто вспоминаем веселые события, которые произошли с нами. Эти воспоминания создают в доме теплую и сердечную атмосферу. Мы любим, проводить домашние праздники. Для нас это, прежде всего улыбки, смех, подарки, друзья, близкие люди, К самым важным семейным праздникам готовимся все вместе и ждем их с нетерпением. Все это объединяет нас и приносит радость. Семейный праздник – это праздник, в котором принимают участия и взрослые и дети.

III.Заключение

К сожалению, изучая историю своего рода, мне удалось восстановить целостную картину только с конца XIX века. Некоторые факты не подтверждены документальным материалом, но я считаю, что многое восстановить все таки удалось. Огромную благодарность хотелось бы выразить моему дедушке, Прохоренко Александру Петровичу, воспоминания которого стали основой данного исследования. Конечно, работу по этой теме можно продолжать еще много лет. Надеюсь, что я или другие мои родственники продолжат восстанавливать историю нашей семьи.

Первая половина XX века была трагической для моего рода. Вместе со всей страной он пережил революцию, Гражданскую войну, репрессии. Особенно пострадала немецкая линия. Четыре моих родственника храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны, имеют награды и занесены в базу данных «Подвиг народа».

Наиболее благоприятной для семьи стала вторая половина XX века. Появились продукты питания, современная техника. Люди гордились первыми успехами в космосе, строились школы, дома культуры. Было бесплатное образование, медицинское обслуживание. Развивался массовый спорт. Люди стали добрее. Страна стала петь песни, смотреть добрые фильмы. Люди научились понимать и дружить с народами других стран. Все мои бабушки и дедушки вспоминают эти года с ностальгией.

Среди моих родственников много достойных, честных, успешных и при этом скромных людей, которые всю свою жизнь трудились на благо страны и искренне любили свою Родину несмотря ни на что. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Талант и знания моих родственников пригодились России.

Работая над этим исследованием, я еще больше осознала, что семья (род) – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, и здесь нас никогда не разлюбят. Для меня семья – это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.

С детства нас воспитывали в родственных отношениях, учили уважать и понимать друг друга. Родственники собираются не только за праздничным столом, но помогают пережить тяжёлые моменты жизни. Такой крепкой семьёй можно гордиться, такая семья всегда тебя поддержит. Моя семья – это моя опора!

IV.Список источников и литературы

Список источников

  1. «Похозяйственные книги». Фонд 7 , опись 3. Фонд 9, опись 3. Фонд 35, опись 3.

Список литературы

  1. Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск. 1997.

  2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945.-М., 1961.

  3. Кропачев С.А. Историография о масштабах политических репрессий в 1937-1938 гг. https://sites.google.com

  4. Литвин А. Российская историография большого террора. http://www.infran.ru

  5. Наша малая родина. Хрестоматия. Новосибирск. 1997г.

  6. Освоение и развитие Западной Сибири, XVI-XX век. Посвящается 300-летию Чаусского Острога. Новосибирск.2013г.

  7. Плетушков М.С., Якушевский А.С. Особенности Отечественной историографии Великой Отечественной войны. Сборник статей.

  8. Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. М., 1991.

  9. Хлытина О.М., Лейбова Е.К. Устные исторические источники на уроках в старших классах.//ПИШ №5, 2008г.

Интернет-ресурсы

1.www.obd-memorial.ru База погибших и пропавших без вести в ВОВ2.www.podvignaroda.ru База награжденных в ВОВ3.http://lists.memo.ru База репрессированных4.www.okorneva.ru/samostoyatelnyiy-poisk-predkov/

Просмотров работы: 514