Введение
История моей страны начинается с родного дома, семьи, домашнего очага, семейных реликвий, рассказов моих самых близких людей.
Что я еще могу знать, когда мне всего 15 лет? Историю великой России мы еще только начали изучать в школе. Но для меня она уже началась в моей семье, где не только чтят традиции прошлого, но и стараются сохранить и преумножить те исторические свидетельства, которые повествуют о жизни моих славных предков, их родной земле. А для меня все началось с одной фотографии(приложение 1).
Однажды, перелистывая старые семейные альбомы, я наткнулась на одну фотографию, где был запечатлен мой прадедушка Пиненков Михаил Васильевич, а за его спиной выделялась гранитная глыба. На литой памятной доске была сделана надпись: « Здесь до 1985 года стояла д. Вычурки». Поэтому мне и стало интересно узнать историю моей малой родины, где когда-то жил мой прадедушка. Откуда появился памятник, и кто его установил в обыкновенной деревеньке? И тогда я начала собирать разнообразный исторический материал, стала расспрашивать старших членов моей семьи. Вот так появилась эта работа, в которой я попыталась подробно рассказать о своем прадеде, о его деревне и судьбах её жителей. Для написания работы я пользовалась семейными прадедушкиными архивами, в которых он подробно описал 300-летнюю историю возникновения Вычурок, также использовала материалы альбома «Была деревня Вычурки», который хранится в историческом музее Нижнего Новгорода. В приложении помещены фотографии из семейного альбома, а также стихи моего прадеда, посвященные Вычуркам (приложение 3-4).
Целью написания данной работы было показать роль малой родины, какой была умершая деревня Вычурки, судьбу ее жителей – вычурян. В соответствии с целью работы я постаралась решить следующие задачи:
Описать историю поселения по реке Ежать.
Рассказать о судьбах жителей деревни Вычурки в разные исторические эпохи.
Проследить историю организации памятных встреч бывших вычурян и создания памятника, поставленного на месте исчезнувшей деревни.
Мною были использованы материалы семейного архива, публикации в прессе, рассказы и воспоминания старших членов моей семьи. Материалы исследования можно использовать на уроках истории и краеведения в качестве дополнения.
Из истории нижегородских поселений по реке Ежать
Родина моих предков находилась неподалеку от реки Ежать. Мой прадед собрал материал о том, как начиналась история первых поселений.
Начиная свой путь километрах в десяти южнее г. Лукоянова и пробираясь от села к селу через возвышенность Межпьянья, течет на северо-востоке река Ежать. На протяжении 55километров она вбирает в себя воды пяти других рек, пополняя знаменитую Пьяну восточнее села Гагина. Ученые пишут, что название реки произошло от мордовского «Яжавтиекс» - «размалывать» и якобы связано с наличием многих мельниц на реке. Навряд ли какая мельница могла устоять на этой некогда полноводной и особенно буйной в половодье, выходящей из берегов, реке. Вероятно, правильнее то, что она постоянно сильно размывала «размалывала» свои берега.
В период возникновения Нижнего Новгорода, в 13 веке, местность Межпьянья представляла собой лесные дебри, где жили охотничьи мордовские племена. Усиленное освоение этих земель было надолго задержано татаро-монгольским нашествием, в результате которого под пятой Золотой Орды оказались и Волжская Булгария, и Владимиро-Суздальское княжество, великий князь которого Юрий Всеволодович погиб в схватке с ордами Батыя на реке Сить в 1238 году. Опустошенным, выжженным краем стала после монголо-татарских набегов Владимиро-Суздальская Русь, и сотни лет не упоминается в летописи нижегородская земля – как будто ее и не было. Для сбора дани и пополнения войска, по неукоснительному распоряжению Чингисхана покоренные народы подвергались переписи и поименной разверстке по десяткам, сотням и тысячам. Такая перепись в монгольской империи, в том числе и на Руси, была осуществлена в 1257-1259г.г. при хане Берке и вновь в 1275 году. Завоеватели установили обязанности населения по набору войска, подати и налоги с деревень, кроме того, денежные выплаты, а помимо этих повинностей – еще и кубджур- «налог со скота»(1,14).
Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь, по возможности, в такие отношения с завоевателями, при которых она могла удержать свое существование. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Это он, приехав в Орду в 1248 году, своим умом, прозорливостью и показной покорностью сумел заслужить доверие и такую оценку хана Батыя: « Правда, мне говорили о нем: нет князя ему равного». Как утверждают сегодняшние историки, именно тогда произошло государственное единение Руси с Золотой ордой. Русь сохранила свои законы, веру, торговлю, образ жизни, благодаря чему со временем стали развиваться и укрепляться Московское и Нижегородско-Суздальское княжества. Последнее просуществовало более полстолетия (1341-1392г.г.), и не уступало Москве и Твери в стремлении главенствовать над Русью (3,34).
Основателем династий великих князей Нижегородских считается Константин Васильевич Суздальский, который был энергичен, ловок, смел и деятельно расширял территорию княжества. При нем все Поволжье – от Юрьевца до Суры, в том числе и Межпьянье стало Нижегородским. Он повелел русским: «Селиться по Оке и по Волге, и по Кудьме, и на Мордовских селищах, где кто ни похочет». Его сыновья: Андрей, Дмитрий (Фома), Борис продолжили дело.
А годы правления последнего была заложена крепость Курмыш. В 1377 году при угрозе краю со стороны татарского царевича Арапши, князь Дмитрий Константинович посылает сыновей Ивана и Симеона с войсками «Перенять дорогу Тохтамышу на Сергаче». Русские войска дошли до места впадения речки Сергеевки в Пьяну, но врага не встретили. День за днем ждали, но его не было.
Воины успокоились, плохо несли службу разведчики. На беспечные полки ударила орда Мамая (а не Арапши) с подвластными мордовскими князьями. Русские были разгромлены, погиб сын Дмитрия Иван (утонул в реке Пьяне), а ордынцы 5 августа захватили Нижний Новгород. В следующую зиму князю городецкому Борису Константиновичу вместе с Симеоном удалось отнять добычу у князей мордовских, потопить их в Пьяне и опустошить их земли, но Мамай в отместку 24.07.1378 года снова взял Нижний Новгород. Куликовская битва (08.10.1380г.) пошатнула могущество Золотой орды и привела к ее раздробленности. В среднем Поволжье в середине 15 века образовалось Казанское ханство, которое постоянно нападало на Нижегородчину – так называемые «Низовские земли» московского государства. Весь 15 век эти земли были сторожевой заставой, надежным оплотом в борьбе за великий речной «Волжско-окский» путь. Со времен основания Нижнего Новгорода и вплоть до княжения Ивана Грозного 17 раз враги подступали к нему, разоряли его, сжигали слободы и села на земле нижегородской, в том числе и у мордвы. Вот почему в 1528 году государь Московский Василий Иванович (Василий 3) пришел в Нижний с войском, а оттуда направился к Суре и возвел там Васильсурск, чтобы огородить окраины от разбоя. Вдоль границы ставили небольшие крепости- острожки, в которых жили пограничники, остатки таких крепостей обнаружены по реке Пьяне в Бутурлинском и Сергачском районах.
К концу 16 века на территории края сложились уезды московского государства: Нижегородский, Балахнинский, Юрьевецкий, Муромский, Арзамасский, Курмышский, Алатырский, Ядринский. Села и деревни по реке Ежать относились к Арзамасскому уезду. Многие земли по реке Ежати и ее притокам были отданы дворянам и детям боярским. Среди этих людей выделяются многочисленные представители родов: Чемисовых, Малаховых, Ульяниных, которые владели от 200 до 600 четей (1 четь – пол гектара) земли и получали жалование от 12 до 17 рублей (17,9).
Фамилии дворян и детей боярских совпадают с названием деревень и сел поныне существующих. Межевые книги, раздельные книги поместий, жалованные грамоты государей за 1596 -1599г.г. по Арзамасскому уезду подтверждают это. На границе земли мордвы по реке Пекшать было основано Малаховыми и Чемесовыми небольшое поселение Вычуры (множественное число от «Чур» - межа, граница, согласно «Этимологического словаря русского языка Фасмера»). Со временем деревню Чемисова стали звать Чемизовкой, как одну из частей села Зверево, а Вычуры превратились в деревню Вычурки(15,32).
В Нижегородском областном архиве по отдельным селам и деревням и их владельцам имеются результаты 4 ревизии 1782г., благодаря которым можно оценить численность населения этих мест, фамилии хозяев и крепостных.
Нынешнего понятия «фамилия, имя, отчество» у крепостного человека не существовало. Было только его имя и имя его отца, потому в разных селах и деревнях была масса людей с одинаковыми «фамилиями». Так по деревне Вычурки фигурируют в 1782году Гавриловы, Ивановы, Семеновы, Тимофеевы, Ефимовы, Сергеевы, Михайловы, Петровы, Афаносьевы, Сидоровы, Мироновы, Алексеевы, Андреевы, Павловы, Артемьевы, Игнатьевы, Спиридоновы, Нартовы, Логиновы. Такие же «фамилии» записаны и в окрестных селах. Со временем (после отмены крепостного права в 1861 году) многие люди получили ныне существующие фамилии, заменив отцовские названия. Вышеупомянутый порядок создает значительные трудности при определении родословной ныне живущим потомкам(17,12).
Ниже приведена таблица, составленная по результатам отдельных «ревизских сказок» и в какой-то мере характеризует численность русского населения в деревнях и селах, расположенных по реке Ежать (по данным документов моего прадеда).
Наименование населенного пункта |
Звание и ФИО владельца |
Количество людей: всего/ в т.ч. муж. пола |
||
1763 |
1782 |
1811 |
||
1. д. Вычурки |
1. Надворная советница Марфа Андреевна Чемесова 2. Поручик Киселев Андрей Иванович 3. Надворный советник Сабуров Иван Михайлович |
119/57 167/72 - |
161/78 185/93 - |
- - -/110 |
2. с. Гагино |
1. Советник Седгин Николай Иванович 2. Кол.регистратор Ахматов А.А. |
191/91 - |
243/113 - |
- 121 |
3. д. Дарьино |
1. Кол. регистратор Ахматов Платон Иванович и Ахматова Авдотья Ивановна |
- |
- |
37 |
4. с. Зверево |
1. Помещики Малаховы (29чел. в 1623г.) 2. Надворная советница Марфа Андреевна Чемесова 3. Поручик Киселев Алексей Иванович 4. Надворный советник Сабуров Иван Михайлович |
- 98/48 176/83 - |
- 70/36 353/232 - |
- - - 36 |
5. с. Ивково |
1. Вахмистр (полковник) Анненков Николай Никандрович |
224/122 |
388/203 |
-/239 |
6. с. Исупово |
1. Дети Трусовой А.Н. 2. Кол. ассесор Бартеньева Пелагея Васильевна 3. Долгособурова Арина Михайловна |
- - - |
- - - |
-/58 -/37 -/14 |
7. с. Ляпня |
1. Секунд-майор князь Кольцов-Масальский Иван Михайлович 2. Княгине Лобанова-Ростовская М.И. |
1373/ 665 - |
1208/ 439 - |
- -/775 |
8. д. Пекшать |
Вахмистр (полковник) Анненков Николай Никандрович |
- |
- |
-/120 |
9. с. Паново-Леонтьево |
Секунд-майорша Прокофьева Н.Я. |
- |
- |
-/111 |
10. с. Покров |
Капит. дочь Лаврова Е.С. |
- |
- |
-/241 |
11. с. Субботино |
1. Тайный советник, действительный камергер и гл. ревизор, граф Шувалов А.П. |
110/54 |
164/79 |
- |
12. с. Сунгулово |
1. Зиновьев И.И. 2. Ст. советник Ленивцева А.И. |
82/41 - |
108/53 - |
- -/88 |
13. с. Ушаково |
1.Надворная советница Марфа Андреевна Чемесова 2. Кол. советник Ушаков А.В. 3. Поручик Киселев Алексей Иванович 4. Девица Улинина О.С. 5. Стат. Советник Ульянина П.И. (наследница Чемесовой М.А.) 6. Стат. Советник Ульянина В.И. дети: Александр, Николай, Владимир, Катерина 7. Надворный советник Сабуров И.М. |
185/90 206/105 60/25 71/38 - - - |
252/122 260/125 70/36 106/50 - - - |
- - - - -/118 -/115 -/62 |
14. с. Шерстино |
1. Кол. ассесор Радищев Н.А. 2. Его наследники Настасья и Федор Радищевы 3. Княгиня Долгорукова Н.П. |
159/85 - - |
185/95 - - |
- -/151 -/246 |
В ревизских сказках для исследования находится богатейший материал, свидетельствующий о тяжкой доли крепостного. Там встречаются записи продажи людей, бегства, ссылки в Сибирь, смерти, посылы в рекруты, перевода в другие губернии к другим хозяевам, выдачи замуж и т.д. Они свидетельствуют так же и о том, как велика была тяга русского к продлению рода в то время; встречаются семьи, в которых одних только сыновей было 6 человек(5,16).
Пока существовало крепостное право, основным занятием населения сел и деревень, расположенных по реке Ежати, было хлебопашество и скотоводство. Наличие хороших земель, лугов в поймах рек и речушек, отсутствие вблизи больших городов и транспортных артерий окончательно в 19-20 веках сформировали в этих местах районы сельхозназначения. Земледелие и скотоводство поныне являются основным занятием крестьян этой местности. К сожалению, многие земли сейчас заброшены.
В этой главе я подробно описала историю заселения земель по реке Ежать, с глубоких времен до наших дней.
В следующей главе хочу рассказать о деревеньке Вычурки в более близкую для нас эпоху. Какой ее видели и помнят современники моего прадедушки, старшие члены его семьи?
И были же они Вычурки.
Стояла веками на юге нашей области, затерянная меж мордовскими и татарскими селениями, русская деревня Вычурки. Деревня представляла собой одну улицу, которая начиналась ровной площадкой, как вдруг превращалась во взгорье, где верхний порядок выше нижнего. С самого высокого места открывались такие дали, аж на все 360 градусов! Более десятка ближних и дальних деревень – как на ладони. Когда-то таковых было 18! Многие исчезли, как и Вычурки – и следа никакого. А, ведь простояли Вычурки 300 лет!
В годы крепостничества вычуряне считались оброчными, и занимались они разным ремеслом. Вот и становились пахари и скотники кузнецами, мукомолами, шорниками. И в каждом поколении был обязательно умелец на все руки, чаще всего лудильщик, и слесарь, и механик, и часовщик одновременно. По рассказам старожилов славился на всю округу местный Левша- Григорий Степанович Кошелев, живший еще до революции. А позднее, вечно изобретавший что-то Михаил Александрович Кадыков, гордился прозвищем Инженер. И впрямь – Кулибин, да и только. Осталась в памяти его изобретение военных лет – сделанная из соломорезки ручная мельница, спасшая от голодной смерти полдеревни. Это не примитивное сооружение из двух грубых жерновов. Это была вполне совершенная машина, не требующая большого времени и сил, а качество помола не уступало фабричному.
Была деревня Вычурки веселой, острой на язык, её насмешек побаивались. Прозвища давались один раз и на всю жизнь. Частушки сыпались мгновенно:
« К нам соседи приходили,
Ничего ребятки,
Просто всем бы ничего,
Только грязны пятки».
Половина области знали вычурских гармонистов. Гармошка, если не в каждом доме, то через дом была. У каждого мастера своя: русская, хромка, ливенка, тальянка, саратовская с колокольчиками. Николин день – был престольным праздником в Вычурках. В этот день были особые гулянья. Как справляли Николу на Вычуркакх, описал в своем стихотворении мой прадедушка(приложение 4).
Еще и в позапрошлом веке умели вычуряне – самородки в грамотеи выбиваться, в писаря, конторщики – и огромным уважением пользовались. Главное же, чем могла гордиться скромная деревушка – не было среди её жителей ни шпаны, ни тунеядцев, ни преступников.
Революции, коллективизация, Великая отечественная война не обошли стороной вычурян.
В своем рассказе хочу привести воспоминания одного из жителей д. Вычурки Александра Жукова: « В памяти навечно остался воскресный день – 22 июня 1941г. Искупавшись в омуте под «Козыловым» яром, мы отправились на «Поддерок» – место гуляний, место отдыха. Веселье шло своим чередом, прекрасная была погода, хорошее у людей настроение. И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучали слова гонцов-ездовых, прискакавших из сельского совета: «Началась война!». Гитлеровцы перешли границу нашей страны, неравный бой приняли наши заставы. В первые же часы смертью храбрых погибли в неравных боях 1000 пограничников, смолкли гармошки на гулянье. Оборвались песни, и казалось, тогда, что как-то «посерело» небо оно стало неласковым, тревожным. В одночасье опустел «Поддерок», а завтра мои земляки-вычуряне уже уходили в военкомат, на фронт, на войну. Началась нелегкая, монотонная жизнь военного времени. А вскоре в деревню стали приходить первые «похоронки». И безучастно оплакивали своих мужей, кормильцев семьи, солдатские вдовы. В августе 1942г. вручили мобилизационные повестки нам, 17 и 18 летним парням и вот тогда-то (в последний раз я и мои сверстники вновь собрались на берегу Ежати). Немало моих друзей унесло в «небытие» военное лихолетье. Не вернулись с кровавых полей Николай Жуков, Григорий Кошелев, Николай Борисов, Григорий Жуков…»
Не вернулись многие, а всего в годы войны погибло 90 солдат – вычурян. Не было, пожалуй, семьи, которую бы не опалило суровое пламя военной поры. Осиротели, как-то приутихли задорные веселые Вычурки. Настороженно тихой стала вечерняя деревенская улица. А затем? А затем – нелегкие послевоенные годы. В Вычурском колхозе «Красный воин» не было не только автомобилей, тракторов, но и лошадей. Солдатские вдовы и подростки пахали на себе, впрягаясь в плуг по 3 – 4 человека. Вскоре стали возвращаться после демобилизации бывшие солдаты. Женщинам стало полегче. По натуре сами по себе, организованные и трудолюбивые, вычуряне, быстро поставили на прочные ноги свою сельхозартель. «Красный воин» стал по всем показателям одним из передовых колхозов Б. - Маресьевского района. Щедрый урожай давали нивы. По 200 и болеее центнеров собирали колхозники с каждого гектара картофеля. Большую прибыль давало коноплеводство.
Трудные и страшные военные годы стали по-немногу забываться. Но тут подстерегла новая беда. По воле чиновников сверху Вычурки попали в пресловутый список «неперспективных» селений.
Соединили колхоз с «Ляпнинским», называвшимся в то время именем Сталина. Закрыли в Вычурках начальную школу, а затем и сельский магазин. Ликвидировали молочно-товарную и коневодческую фермы. И деревне пришел конец.
Жители постепенно покидали свои дома и переезжали в города и соседние села. В 1985 году Вычурки покинул последний житель. На месте Вычурок буйствуют, особенно по весне, осиротевшие сады и полисады. И ни одного домика, ни одной живой души. Вот как об этом написал нижегородский поэт Борис Жуков – друг прадедушки и тоже вычурянин:
«Где был когда-то отчий дом,
По людям сохнет ива
И над сиреневым кустом
Возвысилась крапива.
Ни для кого цветут луга,
Клубника созревает,
Напрасно радуга-дуга
Себя сияньем мает.
Над быстротечною рекой
Не пахнет зной покосом.
Почти кладбищенский покой
Пронзает беспокойством.
Поругана, разорена
Деревня дорогая.
Но здесь родная сторона,
И нет милее края.
И пусть он – лысый косогор
Со вдаль сбежавшим бором,
В груди восторг родит простор,
Враз неохватный взором.
Простору издревле сродни
Пьянящая свобода,
Святой живительный родник,
Откуда пьет природа.
Здесь боль и радость для сердец
Сюда способных рваться
О невозвратном поскорбеть
И новых сил набраться.
Поругана, разорена
Деревня дорогая.
Но здесь родная сторона –
И нет милее края.
Б.Жуков.
Многие деревни и малые селенья, объявленные «неперспективными» стали умирать. Нет сегодня Вычурок, Малой Уды, Боевого, Гражданина, Какинского поселка и многих, многих других, некогда существовавших по рекам Ежати, Пекшати, Аратке. Население этих поселений пополнело города области, часть переехало в соседние села. Но и они, когда-то большие и многолюдные (Ляпня, Ушаково, Субботино, Смирново, Зверево, Гагино и др.) в каком-то полусне прозябают сегодня. Пересчитав в 1999 году в селе Ляпня дома, принадлежавшие людям старше 60 лет (большинстве своем бабушек) можно сказать, что примерно только в 40% домов села Ляпни проживают сегодня люди, способные трудиться на земле наших предков. Такое же состояние переживают и соседние села.
Наш предок в Писцовой книге 1621-1623г.г. записал: «Земля добра. Хотелось бы надеяться, что не зарастет она «кочереей и лесом», а будет и дальше радовать оставшихся на ней людей своими дарами. Люди будут и дальше трудиться на земле и тянуться на жильё в эти поселения». И пусть потом какой-нибудь «чиновник», как мой пращур Тимофей Пиненков в «ревизских сказках за 1811 год» запишет, перепроверит и внесет в список всех там живущих.(16,32)
Десятки тысяч деревень за годы «демократических» реформ ушли в небытие. В их числе и Вычурки Гагинского района Нижегородской области, где родились и выросли мой прадед и его современники. Вот они-то мальчишки 30-х – 40-х годов и решили прославить навек «двужильную» деревеньку, поставив бывшим Вычуркам от незабывших вычурян памятник. А о том, как это было, я хочу рассказать в следующей главе.
3.Моя семья в судьбе деревни Вычурки. Сохранили память .
Судьба моей семьи тесно связана с судьбой деревни Вычурки.
Мой прадедушка Пиненков Михаил Васильевич родился 12 июля 1934 года в д. Вычурки Ляпнинского сельского совета Б.- Маресьевского района. Учился он и его сверстники в суровые военные годы. В школе было холодно, не было учебников, чернил, наглядных пособий. Нередко на уроках он сидел голодный, но стремился учиться хорошо, а после уроков приходилось ему работать наравне со взрослыми. Десятилетнюю школу он окончил в селе за 8 километров от родного дома. Покинув деревню, уехал в город Горький, где в 1952 году поступил на химический факультет Горьковского Университета. После его окончания он пришел работать на завод Жирные спирты в 1958 году. Годы в жизни прадеда- это крутые ступени вперед и вверх. В 1964 году М.В. Пиненкова назначили заместителем начальника цеха щелочей, а через 2 года он возглавил этот цех. В цехе щелочей, спокойный, ровный в отношениях с людьми, прадедушка снискал глубокое уважение коллектива.
Достойно и честно трудился Михаил Васильевич на ОАО «Синтез» 43 года. Он автор 4-х изобретений, 2 из них использованы в производстве, 3,5 миллиона рублей - таков экономический эффект от их внедрения. В марте 1982 года коммунисты избрали его секретарем парткома завода ОАО «Синтез». Прадедушка ушел на пенсию в должности зам. директора предприятия.
В семье хранятся десятки почетных грамот и дипломов за активное участие в рационализаторской и изобретательской работе. Мой прадед – участник ВДНХ. За пуск и освоение производства пропанида он награжден золотой и серебряной медалями ВДНХ. Труд его отмечен медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина- медалью за заслуги перед Отечеством.
Характер свой прадедушка выработал сам, и приобрел привычку делать все на совесть. На работе он был требовательным руководителем, а дома был любящим, нежным, добрым мужем, отцом, дедом и прадедом. Михаил Васильевич был мастер на все руки. Бог щедро наградил его многими талантами и широкой поэтической душой. Всю жизнь он писал стихи любимой жене и о своей малой родине. В деревню Вычурки он ездил в отпуск каждое лето, чтобы помочь отцу и мачехе: скосить сено, поправить крышу, окучить картошку. Однажды в 1970 году встретились во время отпуска в Вычурках друзья – одноклассники: инженер-химик Пиненков Михаил из Дзержинска (мой прадедушка), металлург из Красноярска Виктор Казаков и преподаватель литературы из Горького Борис Жуков. Загорелись идеей собрать всех, кто учился с 1-го класса. Нашли адреса всех до единого. В 1971 году встретились 23 человека из 25! Это был праздник души, возвращение в детство.
Позавидовали вычуряне других поколений и сказали: « Собирайте всех, кто когда-либо поуезжал из деревни!». На вторую встречу в Вычурки в 1975 году приехали 264 человека, а оставалось лишь в деревне 18 домов. И решили через пять лет поставить деревне памятник.
В 1980 году привезли из Красноярска камень. Его установка и открытие- гвоздь программы. В деревне уже 12 домов осталось. В 1985 году прикрепили к камню мемориальную доску, на которой написано «Здесь до 1985 года стояла д. Вычурки», а на тыльной стороне выбитое зубилом «Бывшим Вычуркам от незабывших вычурян». Опять торжество, но только уже в этот раз один дом остался в деревне.
В 1990 году установили ограду вокруг памятника. Деревни нет. А людей съезжается по-прежнему 120 – 150 человек.
В 1995 году облагородили «Святой источник» за деревней с родниковой водой. В 2000 году возвели над источником крышу, какие бывают над часовенками многоскатную, с «луковицей» и крестом наверху.
Кто ж это все организовал? Да как-то сам по себе возник оргкомитет, и его председателем утвердился М.В. Пиненков, который взял на себя труднейшие организационные и хозяйственные заботы. Главный пробивала-доставала - Казаков Виктор. Камень для памятника, типографские приглашения, фирменные значки участников слетов, песня о Вычурках, публикации в «Правде» -это все его вклад в дело увековечивания нашей малой родины. Скоро к нам присоединился Рогожин Виталий- радиоинженер из Казани, взявший на себя роль фото – и кинохроникера, затем Кошелев Георгий (морской фортификатор из Москвы), привезший и уложивший к подножию памятника красивые и прочные плиты. А, летописец встреч- преподаватель литературы из Нижнего Новгорода Борис Жуков. К каждой встрече он готовил газетную или журнальную публикацию, печатал книжки стихов или прозы, чтобы одарить участников слета. Организаторам задавали вопрос: «А, зачем это вообще умным, солидным людям: заместителю генерального директора хим. завода, начальнику производства металлургического комбината, заслуженному учителю, подполковнику Генерального штаба, главному конструктору радиозавода?...»
Может это стало смыслом жизни? Да нет. Но жизнь приобрела новые краски, новые грани, стала осмысленнее, цельнее.
География «вычурской диаспоры» колоссальна: от Кишенева и Калининграда до Владивостока и Находки, от Североморска и Санкт-Петербурга до Сочи и Ташкента, растеклась она и по всей нижегородчине. Их встречи всколыхныли давние, родственные и дружеские связи. Началась оживленная переписка, взаимные поездки в гости, моральная поддержка в беде, стремление помочь нуждающимся землякам лекарством, деньгами. Кто поближе к друг другу, вместе справляют семейные торжества, отмечают вычурский «храмовый праздник». Ну а уж в последний путь проводить «всеми Вычурками» - святое дело.
На доброе и отклик соответствующий. Председатель колхоза отдает организаторам не лишнюю в хозяйстве трубу. Директор карьера дарит машину камня. Местные механизаторы не жалеют силы, времени, помогая установить памятник или вогнать 4-тонную трубу в глиняную скважину колодца. Местная газета «Голос колхозника» с удовольствием освещала встречи, типография печатала лишнюю сотню экземпляров ее специально для вычурян. Разве после этого кто-то осмелится упрекнуть русских за разобщенность, за индивидуализм, за отсутствие объединяющего начала? Широта души, отзывчивость, радость сотворчества, благодарная память о земле, давшая тебе жизнь – вот основа их земляческого братства.
18 июня 2010 года мой прадедушка Пиненков Михаил Васильевич, бессменный председатель оргкомитета бывших вычурян, провел последнюю встречу у памятника деревне. На собрании он передал эстафету своему младшему родному брату Пиненкову Арефию Васильевичу и завещал продолжать традиции. Он прощался со своей малой Родиной и друзьями. Прадедушка был тяжело болен. Он чувствовал, что в последний раз был на своей родине. А 11 июля 2010г. его не стало.
Мне посчастливилось побывать на этой встрече вместе с прадедом и своими глазами увидеть памятник деревне, красоту этих мест, закат над Ежатью, счастливые лица собравшихся на встречу вычурян. Какая вкусная ледяная вода в глиницком источнике, какой аромат душистых трав в полях! Поездка была не забываема. Мне очень хочется снова вернуться в это райское место. Ведь это тоже моя родина!
Мне обещали дочери прадедушки (моя бабушка и ее сестра), так же его брат и сестра брать меня с собой на каждую последующую встречу и показать места, где я еще не побывала. Это должно быть продолжением моего рассказа.
Заключение
Работая с прадедушкиными архивами, фотографиями, я получила огромное удовольствие, узнала много нового об истории не только одной взятой деревеньки, но и об истории Нижегородского края. Думаю, что в будущем эти сведения пригодятся мне в изучении истории моей страны.
С памяти о малой родине, с любви к ней начинается любовь к Отечеству в целом, воспитывается чувство патриотизма. С любви к предкам, с дани уважения, поклонения их могилам начинается любовь к истории, к родному народу. Яркий пример любви к Отчизне преподал мне мой прадедушка Пиненков Михаил Васильевич. Я им очень горжусь и хочу быть достойной своего замечательного предка.
Данная работа посвящается памяти моего любимого прадедушки и его делу, которому он посвятил 39 лет своей жизни. Особую благодарность я хочу выразить своей маме и бабушке, которые помогли мне в написании исследовательской работы.
Таким образом, все поставленные в ходе исследования задачи мною были в основном выполнены. Я постаралась более подробно рассказать об истории родного поселения, о судьбах его жителях- вычурян в разные годы, о своем прадедушке, который сделал все возможное, чтобы память о родной деревне сохранилась надолго. А может быть навсегда.
В нашем семейном архиве достаточно документального материала для того что бы продолжать исследование. И я обязательно к нему еще вернусь.
Список используемой литературы:
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен
И.М. Карамзин. История государства Российского
Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
Д.Смирнов. Нижегородская старина.
В.В. Ниякий. Нижегородская деревня.
Б.С. Харев. Горьковская область (экономико-географические очерки)
М.Д. Курмачева. Крестьянская война 1773 – 1775г. в Нижегородском крае
Житие Аввакума и другие его сочинения. М.Сов.Россия, 1991г.
Л. Полетаев. Престол и монастырь.
Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев. Лениздат 1986г.
Русская историческая повесть первой половины XIX века: Н. Полевой «Повесть о Симеоне, Суздщальском князе» 1828г.
С.Б. Веселовский. Исследования по истории опричнины.
С.Б. Веселовский. Арзамасские поместные акты. М., 1915г.
Страницы политической истории XVIIIв.: Е.А. Анисимов: Россия в середине XVIIIв.; И.Я. Эйдельман. Грань веков.
М.И. Зевакин. Экономическое развитие и рассление мордовского народа в XVI-XVII вв.
Выписки из Писцовой книги 11621-1623гг по Арзамасскому уезду. Архивный фонд НГУАК.
М.В. Пиненков. Тетрадь «Земли Нижегородской веси по р. Ежати» 2000г.
Семейный архив (письма вычурян, дневники прадедушки, фотографии).
Подборки газет «Голос колхозника» и «Гагинские вести» за период с 1980 по 2000 год.
Приложение 1
М.В. Пиненков у памятника умершей деревни
Приложение 2
18 июня 2010
Прадедушка и я на месте его родного дома.
Приложение 3
Красивое стихотворение посвятил Вычуркам Мой прадедушка
Стояли избы улицей одной
На глинистом высоком берегу,
И среди них мой дом родной,
Забыть, который не смогу.
К домам, как аист прилетали
Грачи и стаи скворцов,
На ветлах крепкий дом свивали
Для своих будущих птенцов.
Какой простор, какая даль
С того бугра являлась взору!
Нет! Видно предки наши встарь
Не зря дивились … «долу».
Внизу Ежать шумела в ивняке,
Пугая по весне своим разливом,
И лес темнел невдалеке
Большой косматой серой гривой
От леса дождик приходил –
Нес спасительную влагу,
В луга опята приводил,
И размывал сильней овраги.
Вот конный двор соломой крытый,
Сторожка, кузня и амбар,
Лемех на столбе глубоко врытом
Чтоб извещать: «горит, пожар!»
Гудела школа детским роем,
В деревне лучшее строенье,
И вычуряне, ее строя,
Вложили все свое уменье.
Более десятка деревень
Не очень людных, небогатых
Вдали виднелись в ясный день,
В пургу скрываясь куда-то.
Зимою сильные ветра
В печной трубе по-волчьи выли:
«Господь! Дожить дай до утра?» -
Старушки многие молили.
Заря над Гагинской лощиной
О новом дне давала знать,
Вставали затемно мужчины
И рано печь топила мать.
Текла вода ручьем холодным
Из глинищ в омута Ежати –
Здесь вычуряне всенародно
Просили божьей благодати.
Сгорев в окошках вычурских избенок,
Садилось солнце за Сунгуловской горой,
И каждый помнит тот закат с пеленок
До мелочей и слез в глазах порой.
Спускалась ночь и темнота
Дома незримо поглощала –
Жила без света беднота
Лампада лишь икону освещала.
Луна на мельничном крыле
Всю ночь со звездами играла,
А на заре за Пухталей
Внезапно как-то пропадала.
На мокром взмыленном коне
Промчался всадник по бугру –
Он извещал всех о войне,
Что началась по утру.
И много, много с той войны
Отцов и братье не вернулось,
Остались вдовы и сыны,
И горе каждого коснулось.
Стада коров в лугах за речкой,
Балканы, Круча и Ендова,
Сверчок, стрекочущий за печкой,
До боли в сердце мне знакомо.
Но на бугре домов не стало,
И только память о былом
Хранит лишь камень пьедестальный
С плитой чугунною на нем.
Простите Вычурки меня,
Что не сберег от разоренья,
Но виноват в этом не я,
Виной – эпоха укрупненья.
М.В. Пиненков
Приложение 4
НИКОЛА
Ныне праздник Вычурян –
Никола – день престольный,
Будешь, сыт и будешь пьян –
В любой избе застолье.
Санный путь весь передут,
Но мимо сел, погостов,
Мужики с женами едут
К Вычурянам в гости.
Вычурянин каждый рад
Встретить кума, сваху,
Разодет, как на парад:
В новую рубаху,
На нем новые штаны,
Чесанки с галошами –
Пусть не новые они,
Но зато хорошие.
У крыльца гостей он ждет –
Уваженья ради,
В дом к себе он их ведет,
Поспешая сзади.
В доме празднично, тепло,
Очень вкусно пахнет
И во всех углах светло –
Войдя каждый, ахнет.
На стене, в рамках прибитых,
Фото всех родных:
Молодых, старых, небритых,
Семьями, одних.
На столах, забитых снедью,
Птице не ступить,
Самовар, сверкая медью,
Зовет чай попить.
Посреди стола стоит
Четверть с самогоном,
А под матицей торчит
Пучок чертогона.
Пироги с начинкой разной,
Что горкой лежат на блюде,
Корочкой румяной дразнят:
«Вдоволь кушай – не убудет».
Огурцы, вилком капуста –
Со хренком засолены,
С желтым, розовым бочком
В чашках помидорины.
Хлеб, печеный в русской печке,
Студень из говядины
И грибочки, мелкой сечкой,
Маслицем заправлены.
За заслонкою в печи
Тушится картошка
И уже готовы щи,
И каши с маслом плошка.
Поприветствовав хозяйку,
Пожелав здоровья ей,
Норовит раздеться каждый,
Показав, что поновей.
Помолясь на образа,
Поклонившись низко,
Все садятся вкруг стола,
Друг от друга близко.
Разговор ведут о том:
Как живется в доме,
Каков есть достаток в нем,
Из родни кто помер,
Кто родился у кого,
Как живут потомки,
И где плохо, отчего
Рвется там, где тонко?
А вино в стаканы льется.
Как водится, до края,
За Николу – праздник пьется
Первая, вторая……
А потом еще нальют –
Кто сколько осилит,
Яства пробуют и пьют –
Потчует Василий.
Появляется гармонь,
Песня раздается,
И широкою рекой
Она в окна льется.
Далеко ее слыхать,
Как пляс и топот –
Разгулялись видать,
Слышен визг и топот.
Но не долог зимний день –
Время мчится безвозвратно;
Пей и ешь – кому не лень –
А пора домой, обратно.
Выпив вновь – «на посошок»,
Сильно захмелевши,
Покидают гости дом,
Напившись и наевшись.
На дворе метель, мороз,
Лошади в снегу
Не торопясь, жуют овес,
Опустив дугу.
На санях запорошенных
(Бог откуда весть),
Для коней не распряженных
Сено тоже есть.
Человек, который правил
Их к этому двору,
Давно здесь стоять оставил –
В раннюю пору.
Сам ушел в тепло погреться,
А они все ждут,
И куда им бедным деться –
Авось не умрут.
Ныне праздник вычурян –
Никола день – престольный,
И седок их сыт и пьян
И собой довольный.
Рукой пьяной под узды
Направит на дорогу,
«знает конь идти куды» -
Ну и, слава богу!
М.В. Пиненков
Приложение 5
Встречи вычурян стала праздником и традицией
Приложение 6
Святой источник
До и после восстановления
30