ВКЛАД УРАЛЬСКИХ ДЕТЕЙ – ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ПОБЕДУ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВКЛАД УРАЛЬСКИХ ДЕТЕЙ – ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ПОБЕДУ

Пупков А.Ю. 1
1
Лямцева С.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Время стремительно идет вперед. 70 лет отделяют нас от победного 1945 года, – серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений.

Мы, современные дети, узнаем о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории или из фильмов о войне. Ветераны войны – живые свидетели и участники тех событий уходят из жизни. А с уходом ветеранов постепенно тускнеет и память о тех страшных годах, в которых наша страна выстояла и победила в борьбе с фашизмом. На чьём примере, у кого нам учиться? Как больше узнать о Великой Отечественной войне?

Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае.

Историческая память – важный источник в воспитании личности. Сохранить этот источник нам помогут не только ветераны, но и те, кто в военную пору были детьми подростками - нашими ровесниками, а сейчас это наши бабушки и дедушки.

Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить, ушедших на фронт отцов и старших братьев, у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно они после войны восстанавливали города и села, а потом осваивали целину и космос. В преддверии дня Победы много говорят и пишут о войне, о ветеранах. Но ведь нельзя умолчать и о тыле. Ведь тыл для Красной Армии в годы войны был прочной нерушимой опорой.

Мы живём на Урале, как раз на Урале и ковалась Победа. В нашем городе Новоуральске живут труженики тыла, тогда, в годы войны это были дети, похожие на нас, которые трудились для того, чтобы наша страна победила, чтобы будущее поколение не знало тягот войны.

Работая над темой, мы столкнулись с проблемой недостатка литературы по данной теме. Эта тема только в последнее время стала подниматься.

Учитель истории предложила нам написать работу об учителях – ветеранах, которые в годы войны были детьми. Они - живая история о Великой Отечественной войне.

Цель работы: показать роль детей – тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет исследования: вклад наших земляков – тружеников тыла.

Гипотеза: дети войны, наши земляки – труженики тыла, как и взрослые труженики тыла, внесли большой вклад в Великую Победу.

Задачи:

1. Разработать анкету и провести социологический опрос;

2. Подобрать теоретический материал о тружениках тыла;

3. Раскрыть понятие «труженик тыла»;

4. Встретиться с тружениками тыла, бывшими учителями школы;

5. Изучить личный архив учителей - тружеников тыла;

6. Найти памятники детям – труженикам тыла;

7. Оформить результаты в виде исследовательской работы;

8. Выступить перед учащимися с результатами работы;

9. Принять участие в городском конкурсе;

Методы исследования: поиск и анализ информационных источников, социологический опрос, беседы с тружениками тыла (учителями – ветеранами), работа с семейным архивом, собственные предположения, сравнение и обобщение.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Начало Великой Отечественной войны

Ранним утром в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года без объявления войны началось вероломное вторжение фашисткой Германии на советскую территорию. В тот же день войну СССР объявили Италия и Румыния, 23 июня – Словакия, 27 июня – Венгрия. Был введён в действие план вторжения Германии в СССР под кодовым названием «Барбаросса». [Приложение 1]

Общая стратегическая задача плана заключалась в нанесении поражения СССР в ходе быстротечной кампании («блицкрига») до наступления зимы 1941 года. Немецкое командование предполагало, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения стремительно захватят жизненно важные центры в западной части страны и выйдут на линию Архангельск – Астрахань. [1]

Для отражения фашистской агрессии с 23 июня в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года была объявлена мобилизация военнообязанных четырнадцати возрастов (1905-1918 годов рождения).На базе военных округов, находившихся на западной границе были образованы фронты: Северо-Западный фронт (командующий генерал-полковник Ф.И.Кузнецов), Западный фронт (командующий генерал армии Д.Г.Павлов), Юго-Западный фронт (командующий генерал-полковник М.П.Кирпонос), Северный фронт (командующий генерал армии М.М.Попов), Южный фронт (командующий генерал армии И.В.Тюленев). Также 23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования). 30 июня был создан Государственный комитет обороны. 8 августа И.В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим. [1]

Так началась самая страшная война. И взрослые и дети должны были встать на её защиту, должны были помогать армии ковать Победу кто – чем может.

  1. Всё для фронта! Всё для победы!

  1.  
    1. Организация трудового фронта

Победа ковалась не только на фронте, но и тылу. Большую помощь взрослым оказывали дети. Для того, чтобы этот вывод подтвердить, мы проанализировали документы руководства нашей страны в годы войны. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» говорилось о том, что «лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день». Таким образом, детей тоже, не достигших 16 лет, привлекали к работам, и они должны были трудиться не более 2-х часов. Однако, из воспоминаний тружеников тыла мы знаем, что дети трудились наравне со взрослыми, иногда обедали и ночевали у станков, осваивая новые станки. [2]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 года была объявлена мобилизация на период войны трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве. [Приложение 2]

«Установить, что мобилизации для работы на производ­стве и строительстве подлежит трудоспособное городское насе­ление в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях». Прошло пол года, ситуация изменилась, теперь 16 - летний мужчина или 16-летняя женщина (это ещё дети), должны были трудиться также, как и 45 – летний по 12 часов в сутки. [2] Это свидетельствует о том, что дети очень помогли одержать победу над Германией.

В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года « О Порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» говорилось: «Разрешить совнаркомам союзных и автономных респуб­лик, краевым и областным исполкомам привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 г. в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС…

в) учащихся 6—10-х классов сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов, за исключением студентов вы­пускных курсов вузов». [2]

[Приложение 3]

Таким образом, проанализировав документы, мы выяснили, что дети должны были выполнять нормативные документы нашего правительства. Они активно работали и помогали в тылу ковать Победу. Это мы хотим подтвердить примерами.

2.2. Самоотверженный труд детей в годы войны

Более 70 лет назад отгрохотала Великая Отечественная война. Но с течением времени все грандиознее видится этот беспримерный трудовой подвиг людей, вошедших в легенду.

Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни. [3]

С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить, ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты.

Из утреннего сообщения Совинформбюро… «Молодежь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодежь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана». 21 февраля 1942 года. [4]

В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли юноши и девушки на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Не было для тружеников тыла ни дней отдыха, ни праздников, ни отпусков – все, от мала до велика, все кто мог по возрасту и по состоянию здоровья трудились, работали, не жалея сил, во имя разгрома ненавистных захватчиков, во имя грядущей Победы, в которой не сомневался ни один русский человек.

2.3. Понятие «труженик тыла»

Руководство нашей страны не могло не заметить труд этих героев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 года была учреждена Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг». [Приложение 4] [7]

Вручение производилось при условии перевыполнения ими минимума и соблюдения ими трудовой дисциплины. [2]

К категории «труженик тыла», российское законодательство относит лиц, которые во время войны работали в тылу не менее полугода. [11]

Под определение «труженик тыла» подпадают и те, кто награждён за свою трудовую деятельность в эти годы орденами и медалями СССР – это избавляет их от необходимости доказывать факт своей работы иным путём.

Чаще всего под определение «труженики тыла Великой Отечественной войны» подразумеваются дети. Точнее, кто был ребёнком в те страшные годы, но не просто жил обычной детской жизнью, а работал на заводах, в совхозах, в госпиталях, пытаясь внести свою лепту в общую победу над врагом. [11]

Таким образом, мы выяснили, кто попадает под категорию «труженики тыла Великой Отечественной войны». Не обязательно иметь Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг», достаточно того, что они трудились не менее полугода.

3. Вклад наших земляков – тружеников тыла в Победу

  1.  
    1. Война в жизни и судьбе моих земляков

Большой вклад в дело Победы внесли труженики Урала. Перевыполняли нормы в два-три раза, трудились по несколько смен подряд на лесозаготовках, на золотодобыче, в угольных разрезах и других местах.

Не было для тружеников тыла ни дней отдыха, ни праздников, ни отпусков – все, от мала до велика, все кто мог по возрасту и по состоянию здоровья трудились, работали, не жалея сил, во имя разгрома ненавистных захватчиков.

В нашем городе в Новоуральске сегодня живут пенсионеры, бывшие учителя школ № 51, 58, 46, которые жили и трудились в годы войны. Тогда они были детьми. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными, в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущих на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Бердникова Валентина Васильевна, Болдин Николай Ильич, Черепанова Галина Ивановна, Кадкина Надежда Митрофановна – это они отдавали детям всю душу, когда учили их математике, литературе, русскому языку, ОБЖ. А в годы войны всю свою душу они отдавали Победе.

Мы встретились с нашими учителями и попросили их вспомнить о тех днях, когда они – маленькие мальчишки и девчонки тоже «ковали Победу».

3.2. Воспоминания учителя Кадкиной Надежды Митрофановны

Кадкина (в девичестве Панасенко) Надежда Митрофановна 38 лет отдала школе, она работала учителем начальных классов в школе 46 города Новоуральска. Была награждена медалью за «Долголетний добросовестный труд», эта награда особенно дорога ей. [Приложение 6]

Надежда Митрофановна - ветеран трудового фронта. Когда началась война, ей было 12 лет.

«О причинах войны мы думали, что это всё в целях захвата территорий нашей страны и её богатств. Чтобы помочь нашей стране и нашей армии мы много работали. С утра учились в школе, после обеда шли работать в колхоз на поля: сажали картошку, капусту, пололи траву, осенью работали на уборке урожая, весной – заготовляли дикий чеснок, который отправляли на фронт, чтобы у солдат не было цинги. Выращивали табак и отправляли на фронт солдатам. А также я много писала писем, помогала неграмотным старикам и старушкам писать на фронт письма».

В школе на карте красными флажками ученики тогда отмечали успехи наших войск. Ярким событием было известие о параде на Красной площади. И конечно самым радостным было известие, когда объявили, что закончилась война.

Сколько испытаний выпало на долю маленькой девочки, которая рано узнала горе и голод. «Трудности переживали все вместе, люди делились последним кусочком: на день было 200гр. хлеба, 200 гр. сахара и масла на месяц. Мы много работали, но жили дружно, не ссорились, поддерживали стариков и старух, носили им воду, мыли полы, пилили дрова, помогали в огороде. Но всегда пели песни и любили танцевать».

Кадкиной Надежде Митрофановне сейчас 87 лет. Она живёт в Новоуральске, по улице Тегенцева 6-58, в отдельной квартире, у неё есть дети, много внуков. Каждый год 9 мая школа № 58: учителя, профком и учащиеся поздравляют Надежду Митрофановну с этим замечательным праздником. Надежда Митрофановна передаёт много тёплых слов в адрес молодёжи: « Ребята, цените всё, что у вас есть!» [5]

3.3. Воспоминания учителя Бердниковой Валентины Васильевны

Бердникова Валентина Васильевна награждена медалью «Участник трудового фронта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», а так же юбилейными медалями. Много лет трудилась Валентина Васильевна на педагогическом фронте и тоже имеет много наград, которые дороги её сердцу. [Приложение 5]

Валентина Васильевна наша землячка, она родилась в Свердловской области, Красноуфимского района. Когда началась война, ей было 13 лет, о начале войны она узнала по радио.

Как и взрослые школьники помогали фронту. Их объединили в бригады. Школьники должны были работать: весной – посадки, летом – прополка, окучивание картофеля, капусты, прореживание моркови, свёклы, осенью - сбор упавших колосьев и многое другое. Бердникова Валентина Васильевна вспоминает: « Все девчонки и мальчишки моего возраста были вдохновлены работой. Некогда было предаваться унынию. Уставали, так как приходили домой в 10 - 11 часов вечера, но всё - таки ходили на танцы».

Трудностей было много: недосыпание, переживание за близких, которые были на фронте, недоедание.

Валентина спустя четыре дня после войны, пошла сдавать экзамены в Красноуфимское педучилище. Все экзамены сдала в один день. Всю свою жизнь посвятила работе в школе, преподавала литературу и русский язык.

Бердниковой Валентине Васильевне уже 86 лет. Она живёт в Новоуральске уже давно по улице Клара Цеткин 39-7. Очень добрая, милая труженица тыла. Любит читать. Любит смотреть фильмы. Современной молодёжи она советует: « Творчески учиться! Формировать в себе нравственные качества, качества Человека». Каждый год наша школа поздравляет Валентину Васильевну с этим замечательным праздником! Спасибо, дорогая Валентина Васильевна.

 

3.4.Воспоминания учителя Черепановой Галины Ивановны

Галина Ивановна родилась в Нижней Салде Свердловской области. Когда началась война, ей было 10 лет. Семья сидела за обеденным столом и по радио сообщили об этой трагедии. [Приложение 7]

«Бытовые трудности в годы войны переживали спокойно, хотя приходилось преодолевать по 10 километров, когда ходили на покос или в лес, чтобы пилить дрова. Когда наступали летние каникулы, с 10 июня по 30 сентября это было в 1943 и 1944 годах, детей вывозили в колхоз, там они занимались прополкой, окучивали овощи, а потом убирали созревший урожай: картофель, капусту, морковь, свёклу. Особенно трудно было серпом убирать рожь, так, чтобы ни одного колоска не пропало. Работать приходилось по 12 часов в день». Это закалило Галину Ивановну. Самое радостное событие из тех времён - это День Победы. Это известие школьники встречали на общешкольной линейке со слезами на глазах.

Галина Ивановна имеет много наград: медаль «Ветеран труда», юбилейные медали, благодарственные письма.

В 1948 году Галина Ивановна поступила в Педагогический институт, который закончила с отличием, её направили в Новоуральск, где она преподавала математику. [5]

Галина Ивановна живёт по улице Строителей 25-12. Мы не забываем Галину Ивановну. Каждый год наша школа поздравляет Галину Ивановну с Днём Победы! Всегда приглашаем в школу на мероприятия и Галина Ивановна откликается на приглашение.

3.5.Воспоминания учителя Болдина Николая Ильича

Болдин Николай Ильич работал в школе 58 учителем ОБЖ. И сейчас он всегда в строю с учителями школы во время митинга, посвященного 9 мая. Николай Ильич много рассказал о том времени. [Приложение 8]

«Когда началась война, мне было 10 лет. Учился я тогда в 4-ом классе.

Война пришла неожиданно. Тяготы войны мы почувствовали сразу, буквально через 2-3 месяца. В конце августа 1941 года наш класс, вместе с другими учащимися, направили на сбор колосков пшеницы, ржи и ячменя на колхозных полях. Тогда был провозглашен лозунг «Все для фронта, все для победы». На практике это означало, как нам объясняли, что ни один колосок зерновых не должен остаться в поле. Уборку зерновых тогда производили в основном вручную. Мужчины на конных жнейках скашивали рожь, пшеницу или ячмень, а женщины вязали снопы и ставили их в суслоны (маленькие копны) для просушки зерна.

Жить мы должны были на полевом стане, в семи километрах от деревни. Поля и сенокосные угодья находились на расстоянии 3-8 километров от населенных пунктов. Очень часто ходили туда пешком.

Когда нас, школьников, привезли в стан для сбора колосков, то места там не нашлось, и нас разместили в обыкновенном сарае. Спали мы прямо на полу, на соломе, укрывшись тем, что привезли из дома. Домой никого не пускали, даже в выходные дни. Так мы прожили весь сентябрь, целый месяц. С нами была учительница, которая и спала вместе с нами, учениками. Дневные нормы сбора колосьев были очень высокие. Для того, чтобы выполнить норму, приходилось работать весь световой день, с утра и до вечера. Кормили три раза в день, варили нам в основном суп, кашу и картошку. Питание нам нравилось.

Мне запомнился такой факт, что, когда мы уезжали на полевой стан, был теплый день. Я и еще один мальчик поехали босиком. Потом, когда пошли холодные дожди, ноги стали мерзнуть, но нас не отпускали домой. Мы босиком работали вместе со всеми, собирали упавшие колоски. Чтобы выполнить нору сбора, нам приходилось выходить вместе со взрослыми на работу в семь часов утра. На восьмой день таких мучений нас двоих отпустили домой за обувью.

Мы не унывали, по вечерам, лежа на соломе, пели песни, рассказывали сказки, шутили и смеялись.

Когда я стал постарше, то мне приходилось выполнять в колхозе и другие виды работ. Вспаханную, как правило, тракторами землю нужно было разборонить, то есть разрыхлить. Тракторов для этой работы не хватало, и боронование производилось на лошадях. Лошади в специальных упряжках таскали по полю небольшие бороны. Если борона была по - больше, то в нее впрягались две лошади. Вот мы, 12-14 летние мальчишки, и управляли этими упряжками. Как правило, управлял один человек, но иногда ставили двоих. Один вел лошадей за собой, за повод, а другой следил за бороной.

Летом начинался сенокос. В основном, мы, мальчишки, работали на волокушах. Волокуши — это специальные приспособления типа летних саней, для подвозки сена к месту складывания его в стога. В волокушу впрягалась лошадь, а мы верхом управляли ею. Но самая большая трудность в этой работе заключалась не в том, как управлять лошадью, запряженной в волокушу, а как целый день продержаться на лошади. Мы сидели прямо на лошади без седла, подстелив под седалище какую-нибудь старую телогрейку или тряпку. Во время уборки урожая приходилось работать на веялке. Это такая кустарно изготовленная машина, предназначенная для очистки зерна от мусора. Вручную, вращая тяжелый барабан с лопастями и создавая искусственный ветер, очищали зерно от мусора. Это была очень тяжелая работа даже для взрослых, веялки и предназначены были для взрослых. Но и нам, мальчишкам приходилось на них работать.

Великая Отечественная Война была страшным бедствием для советского народа, страшным испытанием для взрослых и детей. И мы не должны забывать о ней. Память об этой войне для российского народа должна быть вечной». [5]

Николай Ильич давно проживает в городе Новоуральске по улице Чурина дом 112/2- 116. У него садовый участок, куда он с удовольствием уезжает на лето. Мы не забываем нашего учителя, поздравляем Николая Ильича и с Юбилеями, и с Днём Учителя, и конечно с Днём Победы.

  1. В память о детях – тружениках тыла

А есть ли памятники детям – труженикам тыла? Мы постарались это узнать. Вот небольшие результаты наших поисков.

В Чувашской республике в городе Шумерля поставлен в память о детях – тружениках тыла камень, на котором написаны слова «Труженикам тыла – детям войны – от детей 21 века». [Приложение 10]

В Екатеринбурге в скверике, у входа в Педуниверситет, лет семь назад был установлен тоже памятный камень. Камень был в рост человека. На нём была надпись: «На этом месте будет установлен памятник детям, которые заменили взрослых и работали для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг». У подножия цветы. Около 200 000 «малышков» Свердловской области трудились в тылу для фронта, для Победы. На фабриках, на заводах, на полях. В сельской местности вообще детский труд был обычным делом.

После выхода книги Льва Брука "Дети-танкостроители" у него созрела идея: нужен памятник детям войны - труженикам тыла. Идею поддержали многие, но необходимы были средства. Лев Брук, будучи очень больным, вместе с женой, Ольгой Николаевной, ходил по инстанциям. Глава Орджоникидзевского района, мэр города, губернатор – везде они встречали понимание: "Да-да, конечно, святое дело - памятник детям войны, конечно, конечно".

Школьники и работники Уралэлектротяжмаша, ветераны несли почётную вахту памяти во время открытия мемориального комплекса в честь подвига тружеников тыла, фронтовых бригад, детей Великой Отечественной войны. По словам Игоря Володина, это единственный скульптурный комплекс, который славит подвиг детей-тружеников тыла и работников фронтовых бригад.

Наши ветераны принимали активное участие в обсуждении каждого композиционного элемента мемориала. Инициатива создания мемориала принадлежит ветеранам предприятий, трудившихся во время войны. Эту идею поддержал губернатор Евгений Куйвашев. Депутат городской думы Екатеринбурга Игорь Володин стал основным инвестором проекта.

В создании мемориального комплекса, который установлен в сквере на перекрёстке проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых бригад, приняли участие скульптор Константин Грюнберг, архитектор Юрий Дорошин, сотрудники «Архитектурной мастерской академика Белянкина» и литейной мастерской «Литейный двор». [9]

Символичной стала не только форма основной скульптуры — своеобразный крест, олицетворяющий тяжёлую ношу, которую несли на своих плечах взрослые и дети в годы войны. Композиция состоит из нескольких элементов: центральная скульптура высотой 3,5 метра, за ней барельеф, часы на тротуаре — символ беспрерывной работы — и рельсы, по которым отправлялась на фронт готовая продукция. Памятник по многим параметрам можно назвать уникальным. Так, барельеф радиальной формы выполнен на просвет, как своего рода чугунное литейное кружево. Подобная техника в нашей стране применяется впервые.[Приложение 9][10]

В нашем городе Новоуральске установлен Камень памяти труженикам тыла, хватит ли времени, денег, сил, чтобы дождаться памятника детям – труженикам, жителям нашего города? Ведь героям нужно ставить памятники. [Приложение 11]

Мы выяснили, что во многих городах есть памятник труженикам тыла. Но детям – труженикам тыла памятник есть далеко не во всех городах. А они это тоже заслужили.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного детства.

Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм в годы Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Выполняя исследовательскую работу, перед нами раскрывалась картина ужаса и боли. Как же было детям тяжело в то страшное время. Но они, маленькие патриоты, не смотря на возраст, забывая страх, голод, холод. Готовы ли мы, современные дети, стоять за станком полный рабочий день, недоедать, рисковать собой? Готовы ли мы лишиться самого чудесного времени в жизни – детства?

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

В своей работе мы описали трудовой подвиг детей, которые потом выросли и стали нашими наставниками. Мы всегда должны гордиться ими.

Сейчас много говорят о преемственности поколений. Мы – юное поколение – должны осознавать значимость вклада ветеранов в нашу сегодняшнюю мирную жизнь. Дело чести нашего поколения – сохранить для потомков память о войне. Пока мы помним о тех, благодаря которым мы живём и радуемся— они будут живы. Живы в наших сердцах!

Наша гипотеза подтвердилась: дети войны – труженики тыла, как и взрослые труженики тыла, внесли большой вклад в Великую Победу, другими словами: Дети Великой Отечественной войны - это зеленные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом.

IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. – Москва, издательство Советская Энциклопедия, 1985

2. Главацкий М.Е. Одна на всех Победа… Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах/ Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. – 260 с.: ил.

3. Караваев В. Медаль за бой. Медаль за труд. Издательство Молодая гвардия, 1970

4. Куманев А. Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне

5. Воспоминания тружеников тыла

6. http://www.opoccuu.com.

7. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=76&id=1954126

8. http://semantic.uraic.ru/

9. http://www.oblgazeta.ru/society/20364/

10. http://aktualno.ru/view2/54181

11.http://fb.ru/article/146093/trujeniki-tyila-trujeniki-tyila-velikoy-otechestvennoy-voynyi

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обобщённая схема запланированных ударов

немецко-фашистских войск на лето-осень 1941 года

согласно Плана «Барбаросса»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О МОБИЛИЗАЦИИ НА ПЕРИОД ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ ТРУДОСПОСОБНОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Указ Президиума Верховного Совета СССР

13 февраля 1942 г.

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприя­тий и строек военной промышленности и других отраслей на­родного хозяйства, работающих на нужды обороны, Президиум Верховного Совета постановляет:

  1. Признать необходимым на период военного времени мо­билизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве, в пер­вую очередь в авиационной и танковой промышленности, про­мышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности.

  2. Установить, что мобилизации для работы на производ­стве и строительстве подлежит трудоспособное городское насе­ление в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

  3. От мобилизации освобождаются:

а) лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично-заводского обуче­ния, ремесленные и железнодорожные училища, согласно кон­тингентов, устанавливаемых Совнаркомом СССР;

б) женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними.

в) учащиеся в высших и средних учебных заведениях...

5. Установить, что лица, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекаются к уго­ловной ответственности и подвергаются по приговору народно­го суда к принудительным работам по месту жительства на срок до одного года.

Правда. 1942. 14 февр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

О ПОРЯДКЕ МОБИЛИЗАЦИИ

НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В КОЛХОЗЫ, СОВХОЗЫ И МТС ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ МЕСТНОСТЕЙ

Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б)

13 апреля 1942 г.

...Разрешить совнаркомам союзных и автономных респуб­лик, краевым и областным исполкомам привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 г. в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС:

а) трудоспособное население городов и сельских местнос­тей, не работающее на предприятиях промышленности и тран­спорта.

б) часть служащих государственных, кооперативных и об­щественных учреждений... однако не в ущерб работе учрежде­ний.

в) учащихся 6—10-х классов сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов, за исключением студентов вы­пускных курсов вузов.

2. Установить, что мобилизации на сельскохозяйственные работы из числа трудоспособного населения и служащих подле­жат лица мужского пола в возрасте от 14 до 55 лет и лица жен­ского пола от 14 до 50 лет.

От мобилизации освобождаются женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними...

  1. Мобилизуемые на сельскохозяйственные работы направ­ляются в колхозы, совхозы, МТС и по приезде на место посту­пают в распоряжение правления колхозов, директоров совхо­зов и МТС, которые обязаны обеспечить прибывших к ним на сельскохозяйственные работы жильем...

Оплата труда мобилизованных на сельскохозяйственные работы в совхозы и МТС производится по существующим нор­мам и расценкам на общих основаниях с работниками совхозов и МТС.

Оплата труда в колхозах мобилизованных на сельскохозяйствен­ные работы производится по действующим нормам выработки и расценкам в трудоднях с оплатой заработанных трудодней деньга­ми и натурой наравне с колхозниками.

Окончательный расчет по заработанным трудодням мобили­зованных на сельскохозяйственные работы производится в конце года, впредь же до окончательного расчета правление колхо­за за выработанные трудодни выдает работавшим у них аванс в размере 50% от стоимости трудодней, предусмотренной произ­водственным планом колхоза. Правда. 1942. 17 апр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

 

Кому вручается

рабочие, инженерно-технический персонал и служащие промышленности и транспорта, колхозники и специалисты сельского хозяйства, работники науки, техники, искусства и литературы, работники советских, партийных, профсоюзных и других общественных организаций

Основания награждения

обеспечивших своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне

Параметры

диаметр — 32 ммматериал — медь

Дата учреждения

6 июня 1945 года

Количество награждений

16 096 750

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Бердникова Валентина Васильевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Кадкина Надежда Митрофановна

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Черепанова Галина Ивановна

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Болдин Николай Ильич

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

14 ноября 2014 14:49 в Екатеринбурге открыли памятник труженикам тыла и детям войныИсточник: http://aktualno.ru/view2/54181

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Камень памяти «Труженикам тыла, детям войны – от детей 21 века»

http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=76&id=1954126

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Труженица тыла Меркелова Мария Марковна возлагает цветы у Камня памяти в городе Новоуральске (9 мая 2012г.)

Просмотров работы: 7665