РУЧНОЕ ПРЯДЕНИЕ – УХОДЯЩЕЕ ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РУЧНОЕ ПРЯДЕНИЕ – УХОДЯЩЕЕ ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ионина Ю.В. 1
1
Шишкоедова О.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

В Музее-мастерской древних и традиционных технологий при Научно-образовательном центре мы вместе с преподавателями занимаемся изучением и сохранением различных техник и приемов, бытовавших на территории Урала ранее. Полученными знаниями мы с удовольствием делимся как с гостями нашего музея, так и на ярмарках, фестивалях народного творчества, выездных мастер-классах. После освоения различных видов ткачества (на горизонтальном и вертикальном ткацких станках, дощечках и бердышке), мое внимание привлекли прялки-самопряхи, являющиеся экспонатами нашего музея, но оказалось, что прясть на них никто из обитателей нашего Музея, включая преподавателя, не умеет.

Между тем, прядение, как и многие виды народных ремесел и промыслов, со временем утрачивает свое значение, из важнейших, жизнеобеспечивающих производств превращаясь в вид искусства, или в хобби, при этом происходит замена инструментариев и материалов, зачастую западноевропейских и североамериканских. Данная проблема особенно привлекла наше внимание в ходе этнографических экспедиции по югу Челябинской области, когда при интервьюировании мы обратили внимание, что навыками работы на веретенах и прялках обладают жительницы 20-30-х гг. рождения, женщины конца 30-х и уж тем более 40-50х годов рождения считают себя слишком молодыми для прядения. Детально изучая процесс прядения, собирая аудио- и видеоматериалы по данной теме, мы способствуем сохранению аутентичного облика этого ремесла. Именно в этом и заключается актуальность нашей работы.

Цель: документально записать разными способами сам процесс прядения и используемый инструментарий, а также воспроизвести все увиденные способы на практике.

Задачи:

  1. Изучение процесса прядения по литературным источникам; 2) Проведение опроса среди мастериц деревень Карталинского и Чесменского районов; 3) Воспроизведение процесса прядения с помощью прялки - самопряхи.

Материал и методы

Материалом для данной работы послужили данные интервьюирования мастериц Карталинского района (села Еленинка и Неплюевка, поселок Новокаолиновый) полученные в результате этнографической экспедиции 3-8 ноября 2014 года, а также данные опроса жителей Чесменского района (село Чесма), проведенного 20-22 августа, 14-15 марта 2014 года и 28-30 октября 2015 года. Экспедиции были организованы Научно-образовательным центром МБОУ СОШ №12 г. Челябинска. Участники этнографических выездов: Ионина Юлия, Тихонова Юлия, Громова Виктория, Фалалеева Виктория, Аристова Валерия. Руководитель: Шишкоедова Ольга Сергеевна. Беседа с информаторами фиксировалась с помощью диктофона, а отдельные моменты были засняты на видео. Предметы, представляющие интерес для нас, были сфотографированы и подробно описаны. Попутно собиралась информация о крашении нитей.

При воспроизведении процесса прядения были использованы экспонаты Интерактивного музея древних и традиционных технологий Научно-образовательного центра школы №12: чески, кардер, ножницы для стрижки овец, самопрялки, электропрялки, моталка, пряслица и веретена.

Для восстановления изображения на прялке-донце мы использовали графическую программу Corel DRAW Х6, в которой на фотографии лопасти прялки мы обвели все просматриваемые элементы узора и закрасили нужным цветом.

Практическая часть

Подготовка сырья для прядения. Все опрошенные нами в деревнях мастерицы прядут волокна животного происхождения (козью и овечью шерсть), причем сырье для прядения и получают от местных животных, и покупают издалека (Дагестан, Оренбург). Челябинская прядильщица Елена Кокшарова использует для изготовления нити в основном шерсть собак различных пород (чау-чау, ньюфаундленд, шпиц и др.), которую покупает у местных заводчиков, а также шерсть кролика (ангорка).

Нам удалось узнать, что на территории Челябинской области еще совсем недавно использовали для прядения волокна растительного происхождения. Уржумова Надежда Николаевна, уроженка с. Углицкое Чесменского района (рис. 2) передала в наш школьный музей домотканый рушник, сделанный в конце 19 века ее бабушкой, Сычевой Елизаветой Ивановной из выращенного собственными руками рядом с селом Углицкое льна.

Жительница села Неплюевка (возраст – около 70 лет, имя и фамилию называть отказалась) рассказала, как подготавливали лен для прядения: «Я помню, что мы трепали лён, валики такие были деревянные. Вот мы ходили на плотину, у нас там речка и камни такие большие. Вот мы их стукали этими валиками, а потом трепали, потом вот эти вот нитки моя бабушка пряла на пряхе и потом полотенца она ткала и из этой ткани рубахи шили тогда ведь тяжело жили», а мама Иващенко Надежды Васильевны, живущая в поселке Новокаолиновый, помнит процесс обработки конопли: «Еще знаете че было, сеяли коноплю, вот она вырастет, ее вырывали, возили на озеро, снопами свяжем, ложим в озеро, она намокнет, сколько лежит не знаю, не буду брехать, вымокнет, привезем ее с озера, высушим, потом такая кострица называлася – станок и две досточки, тута закрепляется третья, вот так вот кладешь и мяли, потом ногами, обтрусишь, а потом снова ногами, и вот с этого делали основу, а уже всю зиму с этими коноплями в хате, столько гадости от нее, этой соломы столько, как она называется я уж забыла, острица чтоли называлась, такие палочки. Вот палка растет, а ее надо всю помять, чтобы только осталась нитка, а это все выкинуть, ой, сколько работы у людей было, а сейчас – благодать, ничего не делаем».

Коленченко Петр Ефимович, 1945 года, педагог и краевед, житель села Чесма, поделился воспоминаниями из своего детства. Он вспомнил, что в детстве носил домотканые льняные штаны, сделанные руками его матери.

Для изучения процесса прядения мы использовали овечью шерсть, которую нам передала Терехова Валентина Семеновна, жительница пос. Варшавка Карталинского района. Иващенко Анна (баба Нюра) (рис.1), дала несколько ценных советов по подготовке шерсти к прядению: «Её надо расчесать, сначала ну хочете, можете руками, а потом чёсками. Можно стирать. Да-да они, все пахнут, я вот с козла вот даже стираю, она тоже пахнет. Ну вот эта не стираная у меня, а на паутинки, на шали я стираю. Я шампунем пух стираю просто в тазик кладу и с шампунем. Ну я в тазик наливаю воду, шампунь ложу туда и стираю. Я шали вяжу только со стиранного пуха, а варежки уже потом постираю, да и все».

Для экспериментов по прядению мы съездили к нашим социальным партнерам – в АНО Конный клуб «Добрая Лошадка» и, заручившись их разрешением, подстригли овцу разными способами: с помощью до сих пор широко распространенных ножниц для стрижки овец, с помощью обычных канцелярских ножниц, ножиком (способ, используемый с глубокой древности до настоящего времени жителями Казахстана – по сообщению Л.Л. Гайдученко), а также попробовали выщипать пух (таким способом, по некоторым косвенным свидетельствам, собирали шерсть в древности).

Чтобы выпал мусор, стриженную шерсть мы прочесали на специальных ческах (рис. 5, 6), имеющихся в фондах нашего Музея – мастерской. Наше внимание привлекло то, что в музее имеется два типа чесок: одни – узкие и продолговатые (деревянные, с металлическими зубьями; длина пластины - 8см, ширина пластины - 27 см, длина ручки - 21,5 см, длина зубьев 1 см), а вторые – почти квадратные (длина пластины - 12 см, ширина пластины - 17 см, длина ручки - 22 см, длина зубьев - 1,5 см). Иващенко Анна нам объяснила, что они используются для различных типов шерсти: «Только на баранью шерсть ческа делается другая, тут видишь длинные волоски, а в той короткую нужно». Далее шерсть мы положили в тазик и залили горячей водой. Затем мы били шерсть тупым концом палки, чтобы растворилась грязь (рис. 7). Делать это нужно очень аккуратно, чтобы шерсть не свалялась, иначе потом волокна нельзя будет разделить. Потом мы вылили воду и повторили процесс 5-6 раз. Затем залили шерсть холодной водой и выжали. Постиранные волокна разложили сушиться на хлопчатобумажный платок, подальше от батареи (рис. 8).

На следующий день, когда шерсть полностью высохла, мы еще несколько раз прочесали ее на чёсках (рис. 9). Это было нужно для того, чтобы волокна были направленны в одну сторону и было легче прясть, а нитка получалась ровной. Собачью шерсть было подготовить значительно легче, потому что домашние колли не имели такого количества колтунов и грязи, как овцы, и были предварительно вымыты. Собачий пух мы вычесывали сами, из трех колли (один черный и два рыжих) (рис. 3), при этом использовали специальные щетки-пуходерки с железными зубцами для собак. Затем прочесали пух несколько раз на ческах (рис. 4, 5).

Подготовка сырья к прядению зависит от конечной цели и качества самого исходного материала. Так, для изящных шалей пух стирают, а для носков и варежек овечью шерсть просто прочесывают на ческах, либо вообще разделяют пальцами, теребят (например, Салина Л. И., поселок Клубовка). Пух, который покупают в Дагестане или Оренбурге, уже чистый, без постороннего мусора, и его достаточно только несколько раз прочесать на ческах.

Инструменты для прядения. На Урале в течение 19-20 веков использовались все способы прядения. В коллекции нашего музея есть пряслице, переданное жителями поселка Черноборский Чесменского района. Пряслица, сделанные из гончарной керамики или монет 18-19 века отмечены нами в частных коллекциях села Чесма. В настоящее время жители деревень прядут на веретенах, самопрялках-стояках и электропрялках, причем среди прядильщиц считается, что на веретенах нить получается самой мягкой. Это подтверждается и литературными источниками, в которых описывается процесс создания оренбургских пуховых платков, и мы убедились на собственном опыте. Веретена используеют как фабричного изготовления (в основном, советского периода), так и самодельные. В селе Чесма одна из мастериц продемонстрировала нам веретено, состоящее из палочки с насаженным на нее диском от прялки-самопряхи. На конце палочки находился крючок.

В нашем музее собраны все инструменты, когда-либо использующиеся на территории современной Челябинской области для изготовления нити – пряслица, веретёна, прялка-донце, самопрялка-стояк, лежак, подвесное веретено и электропрялка «Метелица». Мы обратили внимание, что самопряхи различаются между собой по высоте. Она колеблется от 86 до 110 сантиметров и, скорее всего, зависит от роста прядильщицы (детские прялки ниже, прялки для взрослых мастериц - выше) и по диаметру колеса – от 37,5 до 86 сантиметров, причем диаметр колеса прямо пропорционален высоте прялки (таблица 1 Приложения). Но самым важным параметром на практике оказалось отношение диаметра катушки к диаметру колеса. Мы пробовали изменять диаметр катушки наматыванием на неё резинок для денег, т.е. изменять отношение диаметра колеса к диаметру катушки. При этом изменяется и качество нитки.

В нашем Музее-мастерской есть 2 прялки-донца. Когда я подробней осмотрела прялки то заметила, что на 2 прялке из нашего музея есть отверстие в правом верхнем углу (рис. 13 Приложения). Потом, когда я пригляделась к исследуемой прялке то увидела, что в левом верхнем углу есть скол, и там видно, что когда-то там было отверстие. Это заметно по потемневшему дереву и по полукруглой форме. Я предположила, что это необходимо для более крепкого закрепления кудели с помощью нитки, а затем мои предположения были подтверждены найденной в интернете фотографией картины Алексея Венецианова «Пряха» 1839 года (рис. 14 Приложения). На ней четко видно назначение данного отверстия. Данный прием необходим, потому что кудель во время прядения уменьшается, нитка ослабевает и кудель сползает вниз.

Интересно, что лопасти обеих наших прялок украшены рисунками. На одной – это четкий растительный орнамент, на другой – непонятные пятна желтого, зеленого и красного цвета, которые в месте, где привязывалась кудель, и вовсе стерлись. Для того, чтобы восстановить орнамент, мы сфотографировали лопасть прялки с обеих сторон, а затем в графической программе Corel DRAW обвели по контуру. Оказалось, что на прялке нашего музея изображено дерево с листьями, которое, возможно, символизирует древо жизни (рис. 15 Приложения)

Процесс прядения. Стяжкина Тамара Александровна (село Чесма) рассказала, как прясть на подвесном веретене, которое она называет «татарским»: «...я не знаю как оно называется, но я назвала его татарской прялочкой, раз оно от туда мне досталось, я так просто сама назвала». Для прядения на подвесном веретене надо взять прочёсанную шерсть, прикрепить её к ниточке, которая завязана на палочке, под колёсиком и продеть через крючок. Дальше надо палочку прислонить к внутренней стороне левого бедра и правой рукой закрутить по часовой стрелке. Затем расположить крутящееся веретено между ног и начать вытягивать нитку из кудели. Когда нитка станет длинной, надо остановить веретено и замотать нитку на палочку.

Салина Любовь Ивановна (пос. Клубовка Чесменского района) прядёт на веретене, а кудель привязывает на уровне глаз к деревянной доске, закрепленной на стуле. Такой способ очень напоминает прядение на прялке-донце, т.е. сиденье стула стало донцем, а сама доска - лопаткой. Она на конце делает петельку, иначе нитка спадывать будет. Если нитка длинная можно поставить веретено на пол. Для ссучивания ниток мастерица использует блюдце.

Гилькухаметовна Лилизя Абдрахманова для прядения на веретене использует блюдце. Кудель она вытягивает в длинную ленту и наматывает на руку, ставит веретено вертикально на маленькое блюдечко или пиалочку, а петельку на конце веретена не делает так как это замедляет скорость прядения, а нитка держится хорошо и без петельки. Так её научила делать мама: «Да мама также делала, я у неё и училась, это был её способ, она всегда так делала. Один способ у всех там, у нас в деревне было оренбурское пуховое производство, мама у меня там работала, у нас все женщины там работали, им домой приносят шерсть, сырьё, а они делают и сдают обратно в это же производство».

Пряли мы в основном на прялке, привезённой из села Селезян Еткульского района. Сначала мы привязали тонкую нитку к катушке (шерстяную, а не гладкую, чтобы шерсть лучше зацепилась). Далее эту нитку мы надели на крючки и продели в отверстие. Шерсть, которую прочесали, с чесок надо снимать аккуратно. Получившуюся кудель мы закрепили на нитке и начали нажимать педали, подтолкнув колесо в правую сторону. Нитку правой рукой надо вытягивать вперёд, а левой держать шерсть (рис. 11). Когда на катушку намоталось нужное количество шерсти, мы перемотали ее в два клубка, а затем ссучили между собой, крутя колесо влево. Процесс ссучивания необходим, чтобы вязаное изделие не перекашивалось. Можно ссучивать и с обычной ниткой для шитья (рис. 12). На этой же прялке провели небольшой эксперимент: изменяли диаметр катушки путем наматывания на нее канцелярских резинок, затем измеряли получившуюся длину окружности и вычисляли диаметр. Оказалось, что для прядения тонкой нити из собачьей шерсти оптимально, если диаметр колеса больше катушки в 6,4 раза. Таким образом, особенности внешнего вида и технических характеристик инструмента могут многое рассказать о его использовании.

Изделия из шерсти. Благодаря беседам с жителями сел, которые посещала наша этнографическая экспедиция, мы выяснили, что сейчас из спряденной шерсти вяжут в основном шали, носки и варежки, либо продают просто пряжу. Но многие мастерицы не прядут нитки на продажу, потому что это трудная работа: «За много не купят, а за мало - жалко». Тамара Александровна пробовала скручивать пакеты с помощью подвесного веретена и вязать сумки, но не стала этим заниматься потому что потраченное время того не стоит, результат точно такой же, как и без скручивания. Из пряжи растительного происхождения, когда ее производство в деревнях было массовым, ткали рушники, полотенца, материю на шитье одежды и т.д.

Выводы

В ходе проведенных исследований было опрошено более 20 мастериц, прядущих в настоящее время в Карталинском и Чесменском районах. Проведено детальное описание всех встреченных инструментов для прядения, а также способов подготовки сырья для прядения и непосредственно самого процесса прядения, последующего ссучивания нитей, а также изготовляемых из них изделий.

Все этапы работы с шерстью фиксировались с помощью фото-, аудио- и видеоаппаратуры, а по итогам экспедиций были смонтированы несколько видеороликов с ключевыми моментами. Данные видеоролики выложены в свободном доступе на сайте Научно-образовательного центра (НОЦ12.РФ), на сайте музея-мастерской древних и традиционных технологий (МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ.РФ), а также на школьном канале youtube.com. В настоящее время в процессе подготовки большой фильм с подробным описанием всех встреченных способов прядения.

Актив музея древних и традиционных технологий вместе с руководителем в ходе экспедиций осваивал все демонстрируемые приемы прядения и теперь владеет навыками изготовления нити всеми известными нам способами, которые активно применяет при проведении экскурсий по школьному музею, на выездных мастер-классах и других мероприятиях.

Руководствуясь полученными знаниями, я разработала текст экскурсии по Музею-мастерской древних и традиционных технологий Научно-образовательного центра по способам прядения, который размещен в Приложении.

Используемая литература

  • Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. Челябинск: Южно-Урал. кн. Изд-во, 1997. – 160 с.

  • Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. – М.: ООО «Издательский Дом «Художественная школа», 2009. – 216 с./илл.

  • Плюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 174 с.

  • Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала: Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 1996. – 206 с.

  • Селивончик В.И., Винникова М.Н. Возрождение ремесла: Пособие по ручному узорному ткачеству. Мн.: Полымя, 1993. – 142 с.

  • Группа Вконтакте «Пряхина мастерская» https://vk.com/club15013963

  • Материалы видеохостинга www.youtube.com

Приложение 1

Рис. 1. Интервьюирование Иващенко Анны, пос. Новокаолиновый

Рис. 2. Интервьюирование Уржумовой Надежды Ивановны, с. Чесма

Рис. 3. Получение собачьего пуха – ческа колли

Рис. 4. Работа с кардером

Рис. 5. Ческа грязной овечьей шерсти

Рис. 6. Ческа грязной овечьей шерсти

Рис. 7. Стирка овечьей шерсти

Рис. 8. Сушка овечьей шерсти

Рис. 9. Повторная ческа стираной шерсти

Рис. 10. Заправка нити в катушку самопряхи

Рис. 11. Прядение овечьей шерсти

Рис. 12. Готовые клубки овечьей и собачьей пряжи

Рис.13. Сломанное отверстие на лопасти исследуемой прялки

Рис. 14. Способы фиксации кудели с помощью нити и отверстия (справа на фотографии) или гвоздика (слева на картине А.Венецианова)

Рис. 15. Отрисовка рисунка на лопасти прялки. Сторона 1.

Рис. 16. Отрисовка рисунка на лопасти прялки. Сторона 2.

Приложение 2

Данные интервьюирования

Клавдия Фёдоровна Корсакова, 1930 г.р., с 1953 года живёт в поселке Новокаолиновый, родилась в Кацбах, 30 километров от посёлка.

О.С. А прялка у вас стоит, вы работали на ней?

К.Ф. Я уже вторую прялку донашиваю. Я уже одну такую полностью износила прялку. А это вот уже тоже сказала умру в музей сдадите. Вот это я работаю и пряжу и вяжу (показывает).

О.С. А вы нитки красили натуральными красителями?

К.Ф. Раньше красили, а сейчас ведь пряжа всякая – бери, пожалуйста, любую.

О.С. А чем красили-то? Нам это интересно.

К.Ф. Ну как, раньше краски же в порошочках были.

О.С. Нет, а до порошочков? Травами там, ягодами.

К.Ф. Нет, травами мы не красили. Я в травах ничего не понимаю. Так что вот знаю шалфей и такой лесной растений что можно есть: кислятка там, столбунцы, костяника, вот что в лесу растёт и какие грибы — это всё я знаю потому что мы семь лет в лесу прожили, без людей. Отец был у нас лесником.

Брыкунова Тамара Павловна, 1945 г.р., родилась в Джабыке (10 км от посёлка).

Ю.Т. Вы нитки красили

Т.П. Нет не красила я такого не делала.

О.С. И не видели ни у кого?

Т.П. И не видела ни у кого. Это только когда шали стали вязать, шлёнку красили ну там какими я даже не знаю порошками.

Липеева Клара Павловна, 1937 г.р., родилась в пос. Остроленский Нагайбакского района, жительница пос. Новокаолиновый, нагайбачка.

К.П.: Вот этот материал полотенный (показывает рушник), вот раньше я росла тогда еще, сеяли коноплю, потом эту коноплю ложили в озеро, делали нитки, из этих ниток ткали на станке

О.С.: а вот красное то что?

К.П.: а эти они сами красили вот эти нитки

О.С.: Сами красили? А чем красили?

К.П.: Ну краски были, они при мне еще были, порошками.

Я не знаю, как это делали, я тогда еще была маленькая. Ну вот бабушка была еще живая. А раньше все красили нитки, в продаже ведь не было. А чего и как делали краски – я не помню.

Матвеева Ольга Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе пос. Новокаолиновый.

О.А.: эти же краски продавались на рынке, порошками. Луковой шелухой красили, хной, берёзовыми вениками, сажей, морковной ботвой, ещё красят каким - то лишайником, мхом. Мало того, что мы его не просто собираем им ещё протыкивают брёвна потому что он впитывает всё.

О.С.: а кто красил?

О.А.: Сами они всё красили.

О.С.: А они - это кто? Ваши родители?

О.А.: Нет, бабушка моя. Раньше ведь были специальные посуды. Они же даже не отмывали её. У всех корыта были, а у нас чугуны. Это уже круто считалось, внутри эмалированные даже были. Их ведь даже оставляли прям под краску, их так и не мыли, они так и висели на заборах. В печке томили краску, процеживали. Я прям не помню из чего они её делали. Прям такой темный-тёмный шоколад. Покупали в аптеке кору дуба, потому что у нас-то здесь дуба нет. А потом знаете ещё, что скорлупу грецких орехов красили тоже в коричневый прям вплоть до чёрного, там прям руки не отмоешь, если эту краску делать. А ещё для закрепления делали уксусом, полоскали в уксусе, чтоб руки не марались.

О.С.: А сколько вымачивали или кипятили нитки?

О.А.: Кипятила баба у нас, я помню у неё ведро было она ставила на печку и кипятила, а сколько она его кипятила я даже вам не скажу. А раньше ведь ниток негде было взять. И они на базаре простые чулки покупали, распускали их и нитку красили.

Ткаченко Зоя Андреевна, родилась в 1939 году в селе Кизил – Чилик, живет там же.

О.С.: Прялка!!! Вы на ней прядёте?

З.А.: да, пряду

О.С.: А что делаете?

З.А.: Что делаю показать?

О.С.: Да

З.А.: Платки делаю (показывает), шали

Распопова Екатерина Фёдоровна, 1927 г.р., жила в Магнитогорске, сейчас в п. Новокаолиновый.

З.Ш.: А вы слышали у меня мама нитки красила красителями, а чем-нибудь другим, природным не слышали?

Е.Ф.: Нет, не слышала

Жительница села Неплюевка, 70 лет, русская, не представилась.

О.С.: А нитки вы красили натуральными красителями?

-Я помню, что мы трепали лён, валики такие были деревянные. Вот мы ходили на плотину, у нас там речка и камни такие большие. Вот мы их стукали этими валиками, а потом трепали, потом вот эти вот нитки моя бабушка пряла на пряхе и потом полотенца она ткала и из этой ткани рубахи шили тогда ведь тяжело жили.

Иващенко Надежда Васильевна, 1978 г.р., родилась в поселке Эльдикан, Смольский район, Якутия.

В.Ф (Вика Фалалеева): О, Ольга Сергеевна! (показывает на прялку)

Н.В.: Она прядёт на ней. Может даже на ней попрясть, посмотрите работуеё.

В.Г. (Вика Громова): О! Шаль!

Н.В.: Да это она вяжет паутинки

О.С.: Это она вяжет из того что прядёт?

Н.В.: Да

О.С.: А шерсть откуда?

Н.В.: Пух привозят оттуда-то, сейчас она скажет, из Дагестана чтоли.

В.Г. Прядёт?

Н.В.: Да вот на этой прядёт (показывает). Прялку если хотите в действии она вам попрядёт

О.С.: Сколько у нее шали стоят?

Н.В.:: Или полторы, или две тысячи, две наверно, могу спросить. Следочки вяжет, варежки.

Ю.Т. (Юля Тихонова): Хорошо, если попрядёт (снимают на видео)

Еще знаете че было, сеяли коноплю, вот она вырастет, ее вырывали, возили на озеро, снопами свяжем, ложим в озеро, она намокнет, сколько лежит не знаю, не буду брехать, вымокнет, привезем ее с озера, высушим, потом такая кострица называлася – станок и две досточки, тута закрепляется третья, вот так вот кладешь и мяли, потом ногами, обтрусишь, а потом снова ногами, и вот с этого делали основу, а уже всю зиму с этими коноплями в хате, столько гадости от нее, этой соломы столько, как она называется я уж забыла, острица чтоли называлась, такие палочки. Вот палка растет, а ее надо всю помять, чтобы только осталась нитка, а это все выкинуть, ой, сколько работы у людей было, а сейчас – благодать, ничего не делаем.

О.С.: А вы красили конопляные нитки?

-Да, красили

О.С.: Чем?

-А краска была такая продавалась в магазинах

Ю.Т.: Понятно. А растительные там, еловые шишки или кора? Натуральными красителями красили нитки?

Н.В.: Вот чёска она вот чешет.

О.С.: А вот нам шерсть привезли, она никак не обработана, прямо только что срезанная с барана.

-Её надо расчесать, сначала ну хочете, можете руками, а потом чёсками. Только на баранью шерсть чёска делается другая, тут видишь длинные волоски. а в той короткую нужно.

О.С.: А её перед этим стирать не надо?

-Можно стирать

Ю.Т.: Чтоб не пахло?

-Да-да они, все пахнут, я вот с козла вот даже стираю, она тоже пахнет. Ну вот эта не стираная у меня, а на паутинки, на шали я стираю.

О.С.: А как её стирать?

-Я шампунем пух стираю просто в тазик кладу и с шампунем

О.С.: То есть просто в тазик какой-нибудь и теплую воду?

-Ну я в тазик наливаю воду, шампунь ложу туда и стираю. Я шали вяжу только со стиранного пуха, а варежки уже потом постираю, да и все.

Григорьева Фаина Константиновна, 1939 г.р., жительница пос. Новокаолиновый

О.С.: Нитки вы красили? Натуральными красителями

Ф.К.: Я не красила

Ю.Т.: А мама?

Ф.К.: Да мама-то что, она красила когда шали вязала

О.С.: Ну она наверно химическими красила порошками?

Ф.К.: Не ну че, она наверно луковой шелухой чем-то ещё красила чёто ещё добавляла

З.Ш. (Зайтуна Шакировна): А луковую шелуху кипятили?

Ф.К.: кипятили чё-то с содой она делала, нет не с содой а с золой.

О.С.: А никакие она травы не добавляла?

Ф.К.: Не знаю не знаю, я рано уехала отсюда и долго-то с ней не жила.

О.С.: А это шали. То есть она шерсть красила? Сначала нитки красила или уже готовое изделие?

Ф.К.: Нет, нитки сначала красила

О.С.: А цвет какой получался?

Ф.К.: Ну светло-серый

Толмачева Клавдия Ивановна, 1938 г.р., жительница пос. Новокаолиновый.

О.С.: А нитки вы красили? Растениями, корой?

К.И.: Нет, мать нам рассказывала, мхом красили в зелёный цвет

В.Г.: А как?

К.И.: Ну как-то мы не интересовались, красили и всё

Козлова Валентина Ивановна, 1935 г.р., родилась в Оренбургской области, живет в пос. Новокаолиновый.

О.С.: А пуховые платки вы там научились делать?

В.И.: Я сама вяжу, там научилась делать, захочешь научиться – хоть у кого научишься.

О.С.: Нитки сами красили натуральными красителями?

В.И.: Нет, ничё не красили

О.С.: А может кто-то рассказывал какие-то рецепты?

В.И.: Нет чёто у нас там такого не было чтобы красить чёто.

Приложение 3

Сведения об информаторах

Клавдия Фёдоровна Корсакова, 1930 г.р., с 1953 года живёт в поселке Новокаолиновый, родилась в Кацбах (30 километров от пос. Новокаолиновый).

Брыкунова Тамара Павловна, 1945 г.р., родилась в Джабыке (10 км от посёлка Новокаолиновый), жительница пос. Новокаолиновый.

Коленченко Петр Ефимович, 1945 г.р., родился в колхозе Черниговец рядом с с. Чесма, украинец, сейчас живет в селе Чесма Чесменского р-на.

Уржумова Надежда Ивановна, родилась и живет в селе Чесма

Матвеева Ольга Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе пос. Новокаолиновый.

Липеева Клара Павловна, 1937 г.р., родилась в пос. Остроленский Нагайбакского района, жительница пос. Новокаолиновый, нагайбачка.

Григорьева Фаина Константиновна, 1939 г.р., жительница пос. Новокаолиновый

Иващенко Надежда Васильевна, 1978 г.р., родилась в поселке Эльдикан, Смольский район, Якутия.

Жительница села Неплюевка, 70 лет, русская, не представилась.

Распопова Екатерина Фёдоровна, 1927 г.р., жила в Магнитогорске, сейчас в п. Новокаолиновый.

Килькухаметовна Лилизя Абдрахманова, Орендбурская область село Никитино Сартяжского района.

Стяжкина Тамара Александровна, (село Чесма) родилась в Юргамыщ, Курганская область,

Салина Любовь Ивановна, (посёлок Клубовка, село Чесма)1941 год 10 сентября, родилась в Самаре

Таблица 1. Сравнительная характеристика исследуемых прялок

№ прялки/параметр для сравнения

1

2

3

4

5

6

7

Тип прялки

Прялка-стояк

Прялка- лежак

Прялка- стояк

Прялка- донце

Прялка- стояк

Прялка- стояк

Прялка- стояк

происхождение

Из села Селезян Еткульского района

Делал репрессированный немец в 40-х гг ХХ века в г. Троицке

Передал учитель труда из нашей школы – Шатров Дмитрий Евгеньевич

Найдена на свалке у пос. Малиновка

Передали сотрудники ОЦНТ,

Уз села Углицкое

Происхождение неизвестно

Д. окр. шпульки, см

18

14

-

-

17,7

19

-

Д. окр. шкива, см

22,6

21,7

-

-

25,5

23,5

-

Д. окр. колеса, см

120

118,5

115

-

169

169

154

Отношение д. окр. шпульки к д. окр. колеса, см

6,7

8,5

-

-

9,5

8,9

-

Отношение д. окр. шкива к д. окр. Колеса, см

5,3

5,5

-

-

7,5

7,2

-

Высота прялки, см

90

70

86

66,5

107

106

110,5

Общая ширина прялки

28

80

42

49

55,5

49

45

Ионина Юлия Владиславовна,

активист Музея древних и традиционных технологий

Научно-образовательного центра школы №12

Экскурсия на тему: «История процесса прядения»

Здравствуйте, меня зовут Юлия, я ученица 7а класса школы №12. Сегодня я проведу экскурсию под названием "История процесса прядения". Я расскажу о нескольких способах получения пряжи из шерсти, какие прялки использовались на Руси и проведу небольшой мастер-класс по прядению.

Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Люди очень давно научились прясть. К самым архаичным способам получения нити можно отнести сучение волокон между ладонями и сучение волокон о поверхность. Доказательством наличия прядения у того или иного народа является находки на археологических раскопках керамических, металлических, каменных дисков с отверстием посередине – пряслиц. Найдите, пожалуйста, в нашем музее круглые предметы с отверстиями посередине. Обратите внимание, они находятся и в витрине «Бронзовый век», и в витрине «Средневековье». Это означает, что они не утратили свое значение на протяжении длительного времени. Кроме того, поразительно, что схож и материал, из которого изготовлены пряслица – и в эпоху бронзы, и в Средневековье их делали из осколков разбитой посуды.

Прядение с помощью пряслица мало чем отличается от прядения на веретене. [демонстрационный мастер-класс]. Мы берем одно из пряслиц, вставляем в него палочку. В левую руку берем волокна шерсти, прикрепляем начало к палочке и начинаем правой рукой раскручивать пряслице, как волчок. Левой рукой придерживаем кудель и подаем небольшими порциями шерсть.

Далее я хочу рассказать о двух прялках, которые вы сейчас видите перед собой. Эти прялки называются прялки-донце, они состоят из донца, на котором сидит прядильщица, лопасти, где закрепляется кудель, и ножки (показываю). Первую прялку нам передал руководитель кружка «Музееведение», который нашёл её на свалке, а вторую - Ирина Владимировна Морданёва. Эти прялки в рабочем состоянии. Теперь я покажу, как с помощью них прясть. Надо взять нитку примерно 150 см, продеть один конец нитки в отверстие, которое находится в верхнем углу лопасти. Обратите внимание, что на первой прялке угол сломан, и видна только часть этой дырки, поэтому я просто накину на это сломанное отверстие. Теперь обмотаю нитку несколько раз вокруг лопасти, и завяжу узелок. Теперь беру собачью шерсть, чешу её на чёсках несколько раз. Помимо собачьей шерсти мы используем козью и овечью шерсть. Овечью шерсть стирать не обязательно, и иногда даже не чешут на ческах, а просто теребят. Например, такой способ подготовки шерсти мы видели в деревне Клубовка Чесменского района. Овечью шерсть сразу прядут грязной, затем изготавливают изделие и уже готовое изделие стирают. Чёски надо держать вот таким образом и чесать шерсть, чтобы волокна были расположены в одну сторону. Теперь я сажусь на донце прялки, а в правую руку беру веретено. Левой рукой я потихоньку вытягиваю шерсть из кудели, правой - кручу веретено. Перед тем, как крутить веретено, я на его конце делаю петельку. Нитка сама закручивается, а, когда становится длинной, я снимаю петельку и наматываю нитку на веретено. Я продемонстрировала первый способ прядения на прялке-донце. Для второго способа потребуется блюдечко. Веретено я ставлю в блюдечко и начинаю крутить, как волчок. Процесс работы частично похож на первый способ, только теперь на конце петельку делать не обязательно. Сейчас вы можете попробовать прясть на прялке, а я вам в этом помогу. Также вы можете ознакомиться с работой "Прялка-донце с неизвестной историей", подготовленной мной на конкурс «История одного экспоната». Эта работа про одну прялку. Там более подробно описано сама прялка и особенности прядения на ней. Кстати, благодаря этой работе мы узнали, как правильно заправлять прялку. Раньше мы не знали, что надо нитку продевать в дырочку. Из-за, того, что мы этого не делали, кудель всё время сползала вниз.

В коллекции нашего музея есть несколько рабочих самопрялок-стояков и лежаков. На самопряхах процесс прядения более автоматизирован. Надо ногой нажимать на педаль, а руками подавать нитку. Перед началом работы шерсть опять надо прочесать. Обычную нитку я привязываю к катушке, надеваю на крючки и продеваю в отверстие. Правой рукой я толкаю колесо, а ногой начинаю ловить ритм. В левой руке я держу кудель, а правой подаю шерсть. Можно сказать, что самопряха делает всю работу за меня, мне лишь надо подавать необходимое количество шерсти. Вы можете попробовать прясть на прялке, а я вам в этом помогу.

На смену самопрялкам-стоякам и лежакам в советское время приходят электрические прялки. Несмотря на еще большее упрощение процесса на таких прялках, ими нечасто пользуются в наше время в деревнях и селах, да и в городах такие прялки – редкость. В основном продолжают пользоваться как веретенами, так и механическими самопрялками.

Теперь вы можете самостоятельно посмотреть наш музей, попробовать то, что вы не успели и я готова ответить на ваши вопросы, и помочь с тем, что не получается.

Просмотров работы: 3339