СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТЮМЕНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТЮМЕНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Зимина У.Л. 1
1
Извина О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое современное государство любой период, какие бы катастрофы или войны не обрушились на страну, заинтересовано в том, чтобы было как можно больше хороших, квалифицированных специалистов. И чем напряженная ситуация в стране, тем больше необходимость в подготовленных, опытных людях, разбирающихся в своем деле. Именно от них зависит развитие в той или иной области, а значит и будущее страны. Поэтому даже в самые тяжелые годы государство должно уделять внимание народному образованию.

В годы Великой Отечественной войны система профессионального специального образования не была разрушена. Большинство учебных заведений продолжало действовать и, хотя количество обучающихся уменьшилось, количество учебных заведений в годы войны увеличилось. В Тюмени были основаны Машиностроительный техникум, торфо-лесной, торгово-кооперативный.

Вопросы истории образования в годы войны интересные и тем, что сейчас появились публикации о важности изучения истории учебных заведений для воспитания учеников для того чтобы привить интерес к своему ВУЗу, техникуму, училищу. А военные годы, пожалуй, самые насыщенные и яркие.

В это время выходит многотомный труд «История Сибири»(7.6). Интересующий период рассматривается в пятом томе разделе, посвященные военным годам, описываются изменения, которые потерпела системы народного образования. Эта фундаментальная работа носит в основном описательный характер, в ней отражены наиболее значимые моменты в жизни Сибири в соответствии с официальной историей.

Более глубокий анализ изменений в системе народного образования в работах Г.А. Докучаева (7.2). Им использованы новые архивные материалы по учебным заведениям в Сибири. Исследователь отмечает, что в годы войны студенты стали одним из основных источников пополнения рабочей силы, замещая ушедших на фронт.

Анализ литературы свидетельствует о том, что исследователи накопили большой фактический материал по проблеме средне-специального образования. И все же, более подробно они посвящены лишь отдельным сторонам среднего образования Тюмени. В частности рассмотрена политика государства по отношению к образованию в годы войны, проблемы которые вставали перед учебными заведениями в этот период, собраны различные статистические данные по деятельности учебных заведений. Однако, большое внимание исследователей привлекли довоенные и послевоенные годы. Исходя из недостаточной изученности темы, мы поставили следующие цель и задачи.

Цель: выявить место среднего образования в системе образовательных учреждений г.Тюмени в годы Великой Отечественной войны на примере средне-специальных учебных заведений и приравненных к ним военно-пехотных училищ Тюмени.

Задачи: 1) Дать характеристику материального положения учебных заведений

2)Проанализировать организацию учебного процесса

3)Показать отношение государства к вопросам образования в годы войны

4)Раскрыть состояние преподавательского состава

Глава 1

Средне-специальные учебные заведения в годы

Великой Отечественной войны

Когда началась война, в городе находилось 3 средне-специальных учебных заведения. Старейшим из них был сельскохозяйственный техникум, который был образован в 1920 году на базе тюменского реального училища. В предвоенный год в техникуме было 3 отделения: полеводческое (готовили младших агрономов), землеустроительное (техников – землеустроителей) и отделение механизации (техников – механиков), а сам сельскохозяйственный техникум располагался в здании бывшего реального училища на Республике 7 (6.3).

Другим средне-специальным учебным заведением Тюмени была Фельдшерско-акушерская школа (6.1). Она также была образована в 1920 году и немного увеличилась в 1941 году, когда подобную Ишимскую школу реорганизовали в школу медицинских сестер, а учащихся второго курса фельдшерского и акушерского отделения перевели в Тюмень. Кроме этих учебных заведений молодые люди нашего города могли в предвоенные годы поступить в педагогическое училище. Оно было создано в 1924 и готовило учителей для начальных классов.

С начала войны вопросы образования отошли на второй план. Только за первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ. Число средних специальных учебных заведений сократилось с 3695 до 1677. А число учащихся сократилось с 802 тыс. до 305 тыс.

Одной из проблем, которая встала перед страной, встала замена ушедших на фронт специалистов. Студентов стали рассматривать не как будущих специалистов, а как рабочую силу, которую можно использовать в данный момент на заводах, в колхозах, на общественных работах.

Уже с начала войны студенты из фельдшерско-акушерской школы стали работать в госпиталях, а также на заводе «Республиканец». Чтобы помощь в сельском хозяйстве была более эффективная, стали создаваться школы по обучению «сельскохозяйственному труду». В учебные программы входили основные вопросы агротехнике, сельскохозяйственных культур и техника работы на сельхозмашинах. Обучение проходило в школе механизации, пригласили как учителей, так и преподавателей сельскохозяйственного техникума.

В 1942/43 годах в Тюмени были открыты три новых учебных заведения. В ноябре 1942 года был создан машиностроительный техникум на основе эвакуированного в наш город Одесского механического техникума (6.5).

Бюро горкома в Тюмени постановила организовать «машиностроительный техникум, установить контингент набора первого курса в 150 человек». Было выделено здание на улице Дзержинского, 14. Оно состояло из 2 кабинетов и 5 аудиторий. Техникуму было передано оборудование учебные пособия Одесского механического техникума. Это учебное заведение готовило специалистов литейного производства черных металлов, судокорпусостроения, оборудования машиностроительных заводов, холодной обработки металлов. Срок обучения был 3 года, и большинство студентов учились без отрыва от производства.

Другим новым учебным заведением в Тюмени стал торфо–лесной техникум. Он был открыт по приказу СНК СССР в ноябре 1942 года (6.4). Обучение проходило по специальностям: разработка торфяных месторождений и эксплуатация лесоразработок. Новому техникуму было выделено для учебы здание по Республике, 32.

Торгово-кооперативный техникум был открыт значительно позднее - в 1943, и, пожалуй, пережил меньше трудностей, чем другие техникумы Тюмени (6.2). Он был организован по распоряжению председателя Омского облпотребсоюза. В техникуме существовало два отделения: бухгалтерский (срок обучения 2 года) и товароведный (срок обучения 3 года).

В условиях войны была изменена учебная программа. В декабре 1941 года вышла директива НКЗ СССР о коренной перестройке учебного процесса с упором на предметы, имеющие непосредственное оборонное значение. Студенты должны были пройти военную подготовку по программе всеобуча, а закончившие ее продолжали военную допризывную подготовку бойца.

Остро стояла проблема преподавательского состава. Особенно плохо сложилась ситуация в фельдшерско-акушерской школе. Как объяснила в докладной записке директор школы Пономарева Л.В., преподаватели школы – врачи лечебных учреждений, все они работают в госпиталях города и очень сильно нагружены на основной работе, занятость в школе ни какой материальной ценности не представляет.

В торфо-лесном техникуме на протяжении 1943 – 1945 годов не преподавался ряд специальных предметов, так как не могли найти преподавателей по этим специальностям (техническая механика, технология).

Во всех учебных заведениях наблюдался отсев студентов. В 1941-1943 годах по средне-специальным учебным заведением Тюмени он составлял примерно 30-40 человек. Директора учебных заведений объясняли это обстоятельство, во-первых, мобилизацией в Красную Армию, во-вторых, тяжелым материальным положением студентов, а в-третьих, неуспеваемостью самих учащихся.

Отрыв студентов на различные общественные работы (включая заготовку топливо для учебных заведений), плохое материальное положение техникумов, отсутствие преподавателей по некоторым предметам, приводило к тому, что успеваемость студентов было очень низкая – в среднем 60%

Власти на местах обратили внимание на положение учебных заведений. В течение 1943-1944 гг. впервые за учебные годы начинаются проверки по состоянию учебных заведений. В Тюмени результаты по средне-специальным учебным заведениям были неутешительны. Результаты проверок обсуждались на заседании бюро горкома. Общий вывод – «работа техникумов неудовлетворительная». В общежитиях, кабинетах холодно, грязно, ремонт помещений проведен плохо (7.3).

Глава 2

Тюменские военно-пехотные училища

Первое Тюменское военно-пехотное училище было образовано в декабре 1939 года Военным Советом Уральского военного округа на основании приказа НКО СССР от 14 ноября 1939 года (6.8). Оно было основано на базе 5 мотострелковой дивизии, которая принимала участие в сражениях под Халкин-Голом. Училище готовило командиров взводов. До войны предполагалось, что они будут служить в Бессарабии, Финляндии, Западной Украине. Срок обучения составлял 2 года с присвоением звания лейтенанта.

Первый набор будущих командиров состоялся в конце 1939 в начале 1940 года. Нужно отметить, что курсантский состав первого Тюменского училища формировался и из курсантов других училищ.

В марте 1942 в Тюмени было сформировано Второе военно-пехотное училище (6.9). Оно существовало недолго – в октябре 1945 его расформировали. Первым начальником училища был Симонов А.А., переведенный с должности заместителя начальника первого училища. Училище было рассчитано на обучение 2,5 тыс. курсантов.

С октября 1941 в училищах стали применять практику формирования на фронт курсантских батальонов. Первые курсантские батальоны были отправлены в действующую армию 16 октября 1941 года из Первого военно-пехотного училища. В этот день по всему учебному заведению была объявлена тревога и всех курсантов без присвоения офицерского звания направили на фронт. Бывший преподаватель этого училища Н.А. Козлов вспомнил, что отправляя курсантов в действующую армию из Тюмени в товарных вагонах, даже не дав попрощаться с родными. Такие неожиданные поправки практиковались до начала 1944 года.

Нужно отметить, что постепенно среди курсантов увеличивается процент участников Отечественной войны. По отчёту начальника Таллиннского училища, в апреле 1943 года из 1100 курсантов 158 были участниками войны, а характеризуя контингент курсантов поступивших к занятиям 16 января 1945 года, он отмечает, что курсанты имеют боевой опыт, возраст 18-25 лет, образование, в основном 7-8 классов.

Основное здание училища находилось в Гостином дворе (у круглой бани по улице Ленина сейчас там располагается Военкомат). Другие батальоны находились в клубе железнодорожника. Здания специально были приспособлены для курсантов. Они были рассчитаны на 2500 курсантов, для чего в штатах предусматривалось создание тактической, инженерной, химической подготовке. Училище имело артиллерийскую батарею, оружейную мастерскую, музыкальный и конные взводы, взвод связи и хозяйственную роту. Штаб для всех трех училищ был общим, он находился по улице Республике 3.

Что касается преподавательского состава, то не все имели военный опыт, в отличие от некоторых курсантов, которые попадали с фронта в училище. В Первом Тюменском училище решили отправлять офицеров – преподавателей на стажировку в действующую армию. Всех преподавателей разбили на 4 очереди по 12 человек. Первые стажеры были отправлены на фронт. Из 12 человек вернулись лишь двое – один остался на фронте, 9 человек погибло. Поэтому практику отправки на фронт отменили. Боевой опыт преподаватели – офицеры (которые не принимали участия в сражениях) изучали по периодической печати, газетам, журналам «Военная печать», «Военный вестник» и использовали его при обучении. Большинством преподавателей в Военных училищах были курсанты этих училищ, оставленные за высокие показатели в учебе. Практические занятия проходили в атмосфере боевой подготовке. По воспоминаниям Филатова М.Н. зимой учения по стрельбе проходили даже при 40-50 градусах мороза и, как вспоминают, «порой портянки примерзали к стенкам сапог», летом выезжали в лагеря (5.5). В летний период и зимой (на лыжах) совершали многодневные марш-броски. Распорядок во всех училищах был такой: подъем в 6 утра, отбой в 11 часов вечера. Начальником Первого Тюменского военно-пехотного училища в разное время были полковники Епанечников Семен Семенович, Величко Алексей Николаевич, Пименов Николай Андреевич, Якимов Николай Николаевич. Формирование училища проходило при Епанечникове С.С. Кроме него очень многое для открытия училища сделали комиссар, командир Крымов, начальник учебной части полковник Гурский, начальник политотдела Вовченко. Военные годы в основном выпали на то время, когда училищем руководил Николай Иванович Якимов. Это был интересный, хорошо образованный человек. О нем с благодарностью вспоминали воспитанники и преподаватели.

Что же касается Второго Тюменского военно-пехотного училища, то начальником был полковник Симонов А.А., переведенный с должности заместителя начальника Первого Тюменского военно-пехотного училища.

Нужно заметить, что материальное положение училищ, как и остальных учебных заведений, было не блестящее. Таллиннскому училищу пришлось столкнуться с нехваткой помещений, так как классных комнат не хватало, то занятия проводили в коридорах, казармах и других неприспособленных местах.

Как и у большинства организаций во время войны у училищ были свои подсобные хозяйства. У курсантов Первого военно-пехотного училища росли даже зерновые культуры.

После окончания войны потребность в многочисленности командного состава отпала. Таллиннское училище 24 декабря 1945 года приказом НКО было переименовано в Западно-Сибирское военно-пехотное училище.

Было закрыто второе пехотное училище. В июле – августе 1945 планировались передислокация этого училища в город Красноярск, уже были указаны все вопросы с железнодорожным транспортом, но затем последовал приказ о расформировании училища. Офицерский состав поступил в распоряжение отдела кадров ЗАПСИБВО. Некоторые офицеры получили назначение в Западно-Сибирское училище. Курсанты и солдаты училища были расформированы и отправлены на пополнение воинских частей других училищ.

Первое Тюменское училище было расформировано в мае 1946 года. Вся учебно-материальная база была передана Западно-Сибирскому училищу. Часть офицерского состава также перешла на службу в бывшее Таллиннское училище, а часть отправлена служить в разные части Красной армии.

Тюменские военно-пехотные училища за годы войны выпустили более 7 тыс. офицеров, около 20 тыс. их питомцев отбыли на фронт курсантами. За годы войны за заслуги перед Родиной присвоены звания Героя Советского Союза Ф. Дроздову, В. Егорову, В. Лютову, И. Старикову, С. Репутину, И. Беспалову, А. Логунову, Н. Кропоткину, П. Молодых, А. Мерзликину, П. Ланскому, А. Темнику, И. Мясникову.

Глава 3

Учащиеся Тюмени в годы Великой Отечественной войны (Внеучебная деятельность студентов)

Учащиеся рассматривались как резерв Красной армии, поэтому военному обучению, физической подготовке уделялось большое внимание. После объявления войны по всей стране открываются сотни кружков по изучению ПХВО, формируются группы самозащиты.

При Тюменском горвоенкомате сотни молодых людей без отрыва от производства и учебы начали изучать винтовку, строевую подготовку, приемы рукопашного боя. В зависимости от состояния здоровья студенты должны быть сдать определенные нормы. Нормы ГТО различной степени сдавались обычно во время летних и зимних городских кроссов.

Кроссы проходили в форме спортивного праздника. Они широко освещались в местной газете города. Об их важности свидетельствует тот факт, что для кроссов изготавливались спортивные футболки, костюмы, которые распространялись среди участников. Судя по статьям «Красного знамени» и отчетам заседаний бюро горкома за военный период, наиболее инициативным были учащиеся пединститута, фельдшерско-акушерской школы и сельхозтехникума.

Наиболее массовыми кроссы стали с 1943 года. При городских комитетах физкультуры были открыты специальные секции для подготовки инструкторов. Сдача норм ГТО была основой кроссов. Широко пропагандируемые, они имели своей целью вовлечение как можно большего количества населения, в первую очередь молодежь.

Нужно заметить, что государство помогало студентам в повседневной жизни, выполняя своего рода функцию социальной защиты. Все студенты, по возможности, обеспечивались жильем. Некоторые учебные заведения имели здание – общежитие или снимали для учащихся квартиры. Для улучшения питания учащихся, преподавателей все рассматриваемые учебные заведения Тюмени имели подсобные хозяйства, где выращивали в основном картофель.

При учебных заведениях существовали специальные закрытые столовые. При кооперативном техникуме в военные годы была мастерская по ремонту обуви и баня.

За высокие показатели в учебе, за участие в общественной работе, дисциплинированность премировали вещами – отрезали материи, обувью, одеждой, чулками.

Военные займы, вещевые лотереи, сборы теплых вещей и подарков для Красной армии проводились в течение всей войны, и учащиеся активно принимали в них участие не только как агитаторы, но и как участники.

Таким образом, в годы войны учебные заведения не только занимались учебной деятельностью. Через усиленное физическое воспитание, всевозможные кружки государство как бы готовило молодое поколение к тяготам войны, к возможным экстремальным ситуациям. А через различные социальные дотации, льготы материально поддерживало учащихся (3.3).

Заключение

В годы войны образование Тюмени претерпело ряд изменений. Можно условно выделить периоды в истории средне-профессионального образования:

  1. 1941-1943 гг. Характерно сокращение учебных заведений Тюмени (закрыт Тюменский сельскохозяйственный техникум, переведено в Тобольск очное отделение педагогического училища, обсуждая вопрос о закрытии пединститута). Здания техникумов, вуза забираются для нужд города, а студенты и преподаватели активно задействованы в общественной работе ущерб учебной деятельности. Отмечается ухудшение условий учебного процесса, сокращение учебной программы. Наблюдается резкое уменьшение численности учащихся и преподавательского состава.

  2. 1943-1945 гг. Для этого периода характерно усиление внимания государства к вопросам средне-профессионального образования. Наблюдается увеличение численности учебных заведений в Тюмени (открыты кооперативный, торфо-лесной техникумы). Местные и центральные власти более внимательно относятся к материальному положению учебных заведений. Можно отменить улучшение условий учебного процесса, отменяется сокращенная программа обучения. Более важным становится учебная деятельность техникумов, училищ, вуза, а не их помощь производству, фронту. Увеличивается численность учащихся за счёт открытия новых учебных заведений в Тюмени и улучшенная материального положения профессионального образования.

Необходимо отметить, что функции учебных заведений в годы войны несколько изменились. Можно выделить ряд средне-профессиональных учебных заведений в годы Великой Отечественной войны:

1 функция – подготовка новых кадров. В годы войны темпы подготовки увеличились, открывается большое количество краткосрочных курсов, так как нужно было как можно скорее заменить ушедших на фронт специалистов.

2 функция – социальная. Учебные заведения поддерживали материально учащихся, которые были наименее защищены в социальном плане (специальные закрытые столовые, мастерские, подсобные хозяйства учебных заведений и т.д.)

3 функция – обучение военному делу и развитие физической подготовки. Это была не прямая функция учебных заведений. Но в каждом техникуме или вузе существовали кружки ПХВО, активно работали военные кафедры, проводился строгий контроль над посещением спортивных мероприятий и сдачей норм ГТО. Таким образом, готовился резерв Красной Армии.

Список использованных источников и литературы

  1. Документы и материалы государственных и общественных организаций.

    1. Директивы ВПК (б) и Постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов. 1917-1947. М.-Л.: Изд-во пед. Наук РСФСР

    2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1970. Т.4

2 Законодательные акты, постановления высших органов власти и управления.

2.1 Постановление СНК СССР от 1 августа 1941 августа «Об отмене испытательных экзаменов для лиц окончивших 9-10 классы в 1940/41 при поступлении в высшие учебные заведения» // Народное образование, наука, культура в СССР., М., 1971., с 377.

2.2 Постановление СНК СССР от 5 мая 1942 «О приеме в вузы в 1942 году и мероприятия по укреплению высших учебных заведений» // Из истории культурного строительства в Тюменской области, Свердловской, 1989, с 200.

2.3 Постановление СНК СССР от 10 августа 1943 «О снабжении учащихся техникумов и средних учебных заведений по нормам рабочих промышленности» // Из истории культурного строительства в Тюменской области., Свердловск, 1989, с 350.

3 Документальные и статистические публикации

3.1 Из истории культурного строительства в Тюменской области: сборник документов. 1918-1975. Свердловск, 1980, с 350

3.2 Культурное строительство РСФСР. Документы и материалы: сборник документов. М, 1985, с 400

3.3 Народное образование, наука и культура в СССР: Статистический сборник. М., 1967, с 301.

3.4 Тюменская область за 50 лет: статистический сборник. Омск : Изд-во Статистика, Омское отделение, 1967, с 301

4 Периодическая печать

4.1 «Красное знамя» : орган Тюменского горкома ВПК (б), горсовета и профсоюзов. 1941-1945.

4.2 «Тюменская правда»: Орган Тюменского областного и городского комитета ВПК (б), областного и городского Советов депутатов трудящихся, 1944-1945.

5 Личные воспоминания преподавателей и учащихся

5.1 Личные воспоминания Агеева Т.М.// текущий архив музея ТВПУ № 1, 13 л

5.2 Личные воспоминания Гусева П.Н.// текущий архив ТВПУ №1., 10 л

5.3 Личные воспоминания Тузова В.В.// текущий архив ТВПУ №1, 8 л

5.4 Личные воспоминания ПарфененкоГ.М.// текущий архив музея ТВПУ № 1, 14 л

5.5 Личные воспоминания Филатова П.Н.// текущий архив музея ТВПУ №1, 14 л

5.6 Личные воспоминания Янкина Х.Х.// текущий архив ТВПУ №1, 12 л

5.7 Личные воспоминания Пупышева А.Ф// текущий архив ТВПУ №1, 45л

5.8 Личные воспоминания Сосненко И.А.// текущий архив ТВПУ №1, 19 л

5.9 Личные воспоминания Кузнецова Е.М.// текущий архив ТВПУ №1, 5л

5.10 Личные воспоминания Сенчурова С.Д.// текущий архив ТВИУ, 12 л

5.11 Личные воспоминания Тульвисте Э.С.// текущий архив ТВИУ, 5л

6 Архивные источники

Государственный Архив Тюменской области:

6.1 Фонд (ф.) 300 Тюменская фельдшерско-акушерская школа (1941-1945)

Опись (оп.) 1 дело (д.) 99,100,101,102,103,573.

6.2 Ф. 817 Тюменский торгово-кооперативный техникум (1941-1945)

Оп. 3, д. 1,2,3,4,5,6,7,11,21,24.

6.3 Ф. 1202 Тюменский сельско-хозяйственный техникум (1941-1945)

Оп. 1, д. 1,2,3,4,5,6,7,8

6.4 Ф. 1212 Тюменский торфо-лесной техникум (1941-1945)

Оп.1, д.1,2,3,4,5,6,7,8,9.

6.5 Ф. 1436 Тюменский машиностроительный техникум (1941-1945)

Оп.1, д. 2,6,7,8,10,11.

Тюменский областной центр документации новейшей истории.

6.6 . Ф. 7, Бюро горкома ВПК (б) (1941-1945)

Оп.1, д. 946,947,948,988,1002,1055,1056,1065,1066,1165.

6.7 Ф. 21Бюро горкома ВЛКСМ (1941-1945)

Оп.1, д. 174,177,183.

Центральный архив Московской области (Москва)

6.8 Ф. 60091, Тюменское военно-пехотное училище № 1 (1941-1945)

Оп. 35178, д.1

Оп. 35179, д.1,3

(копии документов, содержатся в текущем архиве музея Тюменского военно-инженерного университета)

6.9 Ф. 60091 Таллиннское военно-пехотное училище (1941-1945)

Оп. 479654, д. 1,3,5

(копии документов, содержатся в текущем архиве музея Тюменского военно-пехотного училища №1)

Российский Государственный Военный Архив (Подольск)

6.11 Ф. Тюменское военно-пехотное училище № 1(1939-1946)

Оп. 3, д. 1,3,4,6

(копии документов, содержатся в текущем архиве музея Тюменского военно-инженерного университета)

7 Исследования

7.1 В грозные годы войны – труды научной конференции «Сибиряки – фронту» ., Новосибирск.: Наука 1968, с 380

7.2 Докучаев Г.А. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны, Новосибирск: Наука, 1968., с 321

7.3 Дрыночкин В.В. 1941-1945: трудное было время // Специалист., 1993, №6, с 23

7.4 Ермаков И.И. Тюмень тыловая, Екатеринбург: Среднеуральское книжное изд-во, 1995, с 182

7.5 Исторический опыт Народного образования Тюменского края / материалы областной научной конференции / Тобольск: изд-во ТГУ, 1992, с 80

7.6 История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 тт. Л: Наука, 1969. Т.5

7.6 Максакова Л.В. Культура Советской России, Москва: Изд-во Наука, 1977, с 343

7.7 Нас Тюмень на фронт снаряжала, Тюмень: Пульс, 1990, с 56

7.8 Народное образование в СССР / под редакцией Прокофьева А.М., М.; Просвещение, 1967, с 302

7.9 Образование и культура Тюменского края (материалы 7 областной научной конференции), Тобольск: Изд-во Тобольского педагогического института., 1998, с 182

7.10 Очерки истории профессионально-технического образования в СССР, М: Педагогика,1981, с 204

7.11 Очерки истории профессионально-технического образования в Сибири, 1917-1980 гг, М: Высшая школа, 1985, с 246

7.12 Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под редакцией Батышева С.Я., М: Педагогика, 1967, с 300

7.13Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941-1961/ под редакцией Панчина. М: Педагогика, 1988

7.14 Прибыльский Ю.П. Участие трудящихся края в Великой Отечественной войне, Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990, с 80

7.15 Ради прошлого и будущего, Тюмень: Изд-во Софт-Дизайн, 1998, с 256

7.16 Сибиряки – фронту : Новосибирск., Новосибирское кн-ое изд-во, 1948, с 45

7.17 Сластенин В.А. Развитие культуры и искусства в Тюменской области за 50 лет Советской власти. Тюмень, 1967, с 150

7.18 Сулимов В.С. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995, с 56

7.19 Тюмень – тыловая: Среднеуральское кн-ое изд-во, 1952. с 14

7.20 Худолеев П.К. Народное образование в Тюменской области за 50 лет Советской власти. Тюмень, 1967, с 320

20

Просмотров работы: 1814