Цели, которые я себе поставил, узнать:
Кому посвящен памятник?
За какие заслуги?
Главными моими задачами в исследовании стало подтвердить или опровергнуть гипотезы:
1) Он очень известный поэт?
2) Он известный художник?
3) Он учёный?
4) Он сделал что-то очень важное для города или страны?
План работы я составлял так, как мы составляли его в 1 классе вместе с нашей учительнице Натальей Владимировной, на внеурочном занятии «Я – исследователь».
Методы работы, которые мне знакомы:
1) подумать самостоятельно;
2) спросить у других людей;
3) посмотреть книги по теме;
4) обратиться к компьютеру, посмотреть в сети интернет.
На табличке была надпись – Рябушинский Дмитрий Павлович. Такую фамилию я читал впервые. На табличке было написано следующее: «Выдающийся русский ученый в области гидроаэродинамики, основатель первого в мире Аэродинамического института в Кучино г. Железнодорожный, член-корреспондент Французской академии наук, профессор, доктор наук».
Информация, прочитанная на табличке, меня заинтересовала, и я захотел узнать об этом человеке еще больше. Получается, этот человек был очень умным и талантливым. Вероятно, он был еще и богатым, раз является основателем института? Я спросил у родителей, что они знают об этом человеке? Но мама и папа не знали больше о нём ничего. Тогда я обратился к компьютеру и выяснил в сети интернет много чего интересного. А потом сходил и в городскую библиотеку.
Дмитрий Павлович Рябушинский - сын основателя славной купеческой династии Павла Михайловича Рябушинского. Отец, Павел Михайлович Рябушинский, русский промышленник, происходил из крестьян-старообрядцев Калужской губернии. В 1820-30-е гг. вместе с братом начинал свое дело с мелкой торговли, затем они открыли небольшую текстильную фабрику в Москве, затем несколько в Калужской губернии. В 1840-е гг. они уже считались миллионерами. |
Бывший усадебный дом Рябушинских. Снесен в 1965 году (фото вверху). Дмитрий увлёкся идеей воздухоплавания, обучаясь в Московской практической академии коммерческих наук, где преподавал создатель науки аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Поэтому и решил создать аэродинамическую лабораторию на своей части имения Кучино, доставшейся ему в наследство после смерти отца. Строительство лаборатории началось в 1903 году. Уже к октябрю 1904 года оно было завершено. Лаборатория была прекрасно оснащена: многие аппараты и станки были выписаны из Англии, Германии, некоторые изготавливались прямо в Кучино. В 1904 году Дмитрий Павлович пригласил работать в лабораторию и своего учителя Н. Жуковского.
Аэродинамический институт (фото вверху), построенный в 1904 году по проектам Жуковского и его учеников. Рябушинский вложил в строительство и оборудование 100 тысяч рублей. Аэродинамический институт был тогда первым в Европе и вторым в мире. Со временем Кучино, как своеобразный центр геофизической науки, получил известность в научном мире у нас и за границей. (2)
Через два года Николай Егорович покинул аэродинамическую лабораторию, но Д. Рябушинский продолжил работу. В 1906 году лаборатория приобрела статус Кучинского аэродинамического института, начали издаваться бюллетени. До 1918 года вышло в свет шесть выпусков, пять из них были изданы в России, а последний – за границей, когда Дмитрий Павлович уехал за рубеж.
В 1914 году торжественно отмечалось десятилетие Кучинского аэродинамического института. Приехали многие известные люди, профессора Московского государственного университета и Московского ремесленного училища (ныне Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана). Среди гостей был и Н.Е.Жуковский. Пришло огромное количество поздравительных телеграмм из всех уголков мира, где интерес к работе Кучинского аэродинамического института был огромный.С развитием воздухоплавания продолжался поиск способов подъёма человека в небо и космос. Поэтому на торжественном собрании, посвященном десятилетию института, Дмитрий Павлович сказал, что на сегодняшний день мы думаем о перелёте человека на другую планету.После октября 1917 года обстановка стала тревожной, и Дмитрий Павлович понял, что работать на родине в полную силу ему не удастся. Получив разрешение от советского правительства, в 1918 году Дмитрий Павлович отправился в научную командировку, перед этим национализировав свой институт и передав его государству. После отъезда Д.Рябушинского институт возглавил Сергей Алексеевич Чаплыгин. Сюда вернулся и Н. Жуковский. Но позже ими было принято решение перенести институт в подмосковный посёлок Стаханово (ныне город Жуковский). Там был организован знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт. Все последующие годы Д. Рябушинский работал за границей: сначала в Дании, куда его пригласил известный физик Нильс Бор, затем во Франции. Дмитрий Павлович преподавал в университете Сорбонна, открыл там свою гидродинамическую лабораторию, получил звание члена-корреспондента Французской академии наук. Но до последнего своего дня он оставался гражданином России. Он дожил до радостного дня – первого полета человека в космос. Узнав о полете Юрия Гагарина, Дмитрий Павлович сказал: «Я всегда говорил, что первыми в космосе будут русские».
В 1962 году Д. Рябушинский скончался. Он похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, и на его памятнике написано: «Дмитрий Павлович Рябушинский, член-корреспондент Французской академии наук, основатель аэродинамического института в Кучино».(1)
В конце своего исследования могу сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования о том, что Д.П. Рябушинский известный учёный и исследователь, подтвердилась. Известный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский назвал микрорайон Кучино «славным гнездом авиационной науки». И это действительно так, именно здесь, на территории имения, принадлежащего роду Рябушинских, был основан первый в Европе (и второй в мире) аэродинамический институт. (2)
Источники информации, которые я использовал:
Газета «ГОРОДСКОЙ ВЕСТНИК» №33 от 19 августа 2011 года. Статья Натальи Федотовой. http://inzheldor.ru/
Краеведческий альманах. Выпуск №9. Составители Сотникова Н.А., Лагутина И.В. 2008 год.
Брошюра краеведческого музея г. Железнодорожного «Д.П. Рябушинский – основатель Кучинского аэродинамического института». 2007 год.
8