РАЗРАБОТКА ПАМЯТОК БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КАБИНЕТА ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗРАБОТКА ПАМЯТОК БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КАБИНЕТА ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Новикова В.Д. 1
1ГБОУ Школа №1375
Кошелева М.К. 1
1Московский государственный университет дизайна и технологии
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Целью работы является разработка памяток безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии.

Применение памяток безопасности на каждом рабочем месте позволяет обеспечить уменьшение вероятности несчастных случаев.

Памятка безопасности является средством предупреждения о возможности возникновения разных видов опасностей и внештатных ситуаций на конкретном рабочем месте, информирования о мерах защиты от вредного воздействия этих опасностей и о действиях в случае их возникновения [1].

Разработаны памятки безопасности при работе в школьном кабинете химии.

Для разработки памяток безопасности для школьного кабинета химии были проанализированы виды опасных веществ, используемых при выполнении и демонстрации лабораторных работ и меры по предотвращению несчастных случаев.

В результате разработаны памятки безопасности для лабораторных работ, выполняемых в кабинете химии ГБОУ Школа №1375 для часто используемых химических реагентов, с которыми могут быть связаны травмы и несчастные случаи и для стеклянной посуды.

Оглавление

Введение…………………………..............................................................................4

Основная часть……………………………………………………………………..5

1. Памятки безопасности…………………………………………………………..5

2. Знаки безопасности……………………………………………………………...7

3. Проблема безопасности в химических лабораториях……………………....8

4. Лабораторные работы……………………………………………………...…...9

4.1. Лабораторные работы, в которых используются кислоты…………………...9

4.2 Лабораторные работы, в которых используется стеклянная посуда………..10

4.3 Лабораторные работы, в которых используются щелочи…………………...11

4.4 Лабораторные работы, в которых выделяется хлор…………………………12

4.5 Лабораторные работы, в которых возможны возникновения пожаров…….13

4.6 Лабораторные работы, в которых выделяется аммиак……………………...14

5. Размещение знаков безопасности в кабинете химии……………………...15

Заключение………………………………………………………………………..15

Приложение

Памятки безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии…………………………...16

Список использованных источников и литературы…………………………23

Введение

Долгие годы в мировой практике культивировался технократический подход к решению проблем безопасности, при котором безусловный приоритет отдавался техническим средствам, при недооценке роли человеческого фактора. Однако, как показывает мировая статистика, одной из основных причин возникновения несчастных случаев является отсутствие или недостаток на рабочих местах наглядной информации о видах возможной опасности, мерах по предупреждению опасных ситуаций, правилах по применению средств индивидуальной защиты и др.

В связи с этим возникла необходимость создания принципиально новых визуальных средств защиты, которыми являются памятки безопасности на рабочих местах.

Памятка безопасности является мини-плакатом, наглядно освещающим аспекты безопасности, информирующим об основных вредных для здоровья человека факторах на данном рабочем месте. При этом памятка безопасности учитывает применяемое оборудование, используемые опасные вещества и возможности возникновения аварийной ситуации.

Памятки безопасности призваны способствовать повышению безопасности проведения работ на каждом конкретном месте.

Целью работы является разработка памяток безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии.

Основная часть

1. Памятки безопасности

1.1 Назначение памяток безопасности

Случаи травматизма в кабинетах химии базовых школ при лабораторных работах обусловлены не только использованием устаревшего оборудования, но и зависят от учащихся, находящихся на рабочих местах.

На данный момент разработанные программы по технике безопасности, в процессе обучения в кабинете химии, дают обширные знания в обеспечении безопасности. Для того чтобы привлечь внимание людей, находящихся в кабинете химии, используют средства визуальной информации, которые являются средством, предназначенным для предупреждения и сохранения здоровья, в школьном кабинете химии.

1.2 Технические требования к разработке памятки безопасности

Существуют типовые формы памяток безопасности, отражающие требования безопасности при проведении работ, установлена цветовая гамма их оформления, разработаны рекомендации по применению памяток безопасности [10].

Памятка безопасности — это красочный, яркий привлекающий внимание мини-плакат формата А4, состоящий из нескольких разделов, с изображением знаков безопасности, обозначающих опасные и вредные факторы и вещества, запрещение опасного поведения или действия, предупреждение о возможной опасности, перечень необходимых для использования средств защиты здоровья и жизни человека на данном конкретном рабочем месте. Памятки безопасности используются для формирования знаний безопасной лабораторной работы. Размещение памяток безопасности на рабочих местах, в школьных кабинетах химии, позволяет: повысить качество проведения инструктажа и обучения; восполнить недостающие знания в применении визуальной информации о безопасных методах работы; выработать у школьников при каждом визуальном контакте автоматическую готовность выполнить работу с соблюдением всех требований безопасности; формировать поведение присущее требованиям безопасного проведения работ. Памятки безопасности должны располагаться в каждом кабинете химии и быть доступны для визуального восприятия в процессе лабораторной работы. Они должны быть оформлены в красочно — яркие рамки, отвечающие требованиям безопасности. Применение знаков безопасности в кабинете химии не освобождает или не заменяет необходимости регулярного проведения уроков безопасности в кабинете химии [3, 8].

1.3 Структура и содержание памяток безопасности. Виды памяток безопасности

Памятки безопасности при работе в химической лаборатории должны делиться на две категории: работа на оборудовании; работа с опасным веществом.

Каждой категории памяток безопасности соответствует определенный цвет: памятки безопасности при работе на оборудовании – синий; памятки безопасности при работе с опасными веществами — оранжевый. Памятки безопасности должны быть удобны в применении, иметь яркие и броские изображения знаков безопасности, чтобы содержащаяся в них информация запоминалась без труда.

Содержание памяток безопасности

Памятка безопасности при работе на оборудовании должна включать разделы: область применения; опасность для человека и окружающей среды; правила поведения; действия в аварийной ситуации; оказание первой помощи.

Памятка безопасности при работе с опасными веществами должна включать разделы: характеристики опасного вещества; опасность для человека и окружающей среды; технические защитные мероприятия и правила поведения; действия в аварийной ситуации; оказание первой помощи; проведение утилизации.

Информация, содержащаяся в памятках безопасности, должна сопровождаться цветным изображением символов и знаков безопасности и текстовой частью. Все позиции, освещенные в памятках безопасности, должны излагаться кратко в виде тезисов и быть доступными для понимания. Памятки безопасности должны отвечать и содержать самые важные и основные требования нормативных документов и инструкций, устанавливающих требования безопасности при проведении данных конкретных видов работ.

Общие требования к памяткам безопасности

Памятки безопасности должны быть: компактными, чтобы оснастить ими каждое рабочее место; визуально доступными, то есть, должны быть расположены непосредственно в поле зрения работника и хорошо освещены; закреплены в специальной рамке, соответствующей по форме и размеру и не затрудняющей считывание информации; зафиксированы на определенном постоянном месте; устойчивы к воздействию окружающей, возможно агрессивной, среды. Памятки безопасности не должны: стеснять действия выполняющих работы; мешать другим работникам; затруднять различные процессы [10].

Требования к введению в эксплуатацию памятки безопасности

В процессе разработки памяток безопасности на каждый вид работ необходимо учитывать особенности каждого рабочего места, а также использовать соответствующие основополагающие рекомендации.

2. Знаки безопасности

Знаки безопасности представляют собой цветографические изображения определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов» графических символов или поясняющих надписей. Знаки безопасности предназначены для привлечения внимания» в том числе школьников» работающих в кабинете химии о возможной опасности» запрещения или разрешения каких — либо действий. Знаки безопасности следует применять для привлечения внимания учащихся, для обеспечения однозначного понимания определенных требований, касающихся сохранения здоровья и жизни людей. Стандартом [2] установлены следующие сигнальные цвета для знаков безопасности: красный, желтый, зеленый, синий. Для усиления визуального восприятия используют цвета в контрастном сочетании — белым или черным. Применение знаков безопасности в кабинете химии и других местах, не заменяет необходимости проведения технических мероприятий по обеспечению условий безопасности.

3. Проблемы обеспечения безопасности в химических лабораториях

Работа в кабинете химии никогда не относилась к категории безопасных. Практически невозможно рассмотреть все многообразие лабораторных работ, проводимых в кабинете химии. Поэтому важно рассмотреть вопросы по технике безопасности и наиболее часто выполняемые операции, с которыми связано наибольшее число травм и несчастных случаев. Это работы со стеклянной посудой, электрооборудованием, кислотами, щелочами и т.п.

Никакими, даже самыми подробными инструкциями, невозможно охватить все конкретные ситуации, возникающие на практике. Поэтому важно не только знать требования техники безопасности, но и понимать их, уметь применять их в нестандартных ситуациях и оценивать возможные последствия любого действия.

В кабинете химии множество опасных и вредных факторов [1, 7, 9, 11, 12], поэтому был проведен анализ этих факторов, правил поведения, возможных чрезвычайных ситуаций и оказания первой помощи при выполнении лабораторных работ в лаборатории ГБОУ Школа №1375. Были выделены наиболее опасные химические вещества и операции, с которыми приходится сталкиваться в кабинете химии ГБОУ Школа №1375. В первую очередь это работа с кислотами и щелочами, со стеклянной посудой, работа с электрооборудованием. На основании полученных данных были составлены представленные в приложениях памятки безопасности и разработаны рекомендации по выбору и размещению знаков безопасности. Разработанные памятки и выработанные знаки безопасности будут размещены в кабинете химии ГБОУ Школа №1375.

4. Лабораторные работы [7, 11]

4.1 Лабораторные работы, в которых используются кислоты

4.1.1 Получение соляной кислоты и опыты с ней

Цель работы: Получить соляную кислоту. Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, спички, сухое горючее, вата. Вещества: Серная кислота, поваренная соль, вода.

Рис. 1. Устройство для получения соляной кислоты

Опасности, которые могут возникнуть при выполнении данной работы

Возможно возгорание находящихся по близости предметов, возможно попадание серной или соляной кислот на кожу, возможны порезы при использовании стеклянной посуды. Следует следить за тем, чтобы при нагревании серную кислоту не перебросило в пробирку с водой.

4.1.2 Получение этилена и изучение его свойств

Цель работы: 1. Получить этилен из этилового спирта; 2.Провести характерные реакции для этилена как представителя непредельных углеводородов. Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, лучинка, спички, сухое горючее, газоотводная трубка. Вещества: Этиловый спирт, серная кислота, раствор бромной воды, перманганат калия, промытый и прокаленный песок (речной).

Рис. 2. Устройство для получения этилена

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможно возгорание находящихся по близости предметов, возможно попадание серной кислоты на кожу, возможны порезы при использовании стеклянной посуды.

4.1.3 Получение этилового эфира уксусной кислоты

Цель работы: Получить этиловый эфир. Оборудование: Штатив, стеклянные колбы, спички, сухое горючее, воздушный холодильник, делительная воронка. Вещества: Этиловый спирт, уксусная кислота, вода со льдом.

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможно возгорание находящихся по близости предметов, возможно попадание серной кислоты на кожу, возможны порезы при использовании стеклянной посуды.

4.2 Лабораторные работы, в которых используется стеклянная посуда.

4.2.1 Получение и свойства кислорода

Цель работы: Получить и собрать кислород. Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, вата, сухое горючее, спички, газоотводная трубка. Вещества: Перманганат калия, вода.

Рис. 3. Устройство для получения кислорода (1-Вата, 2-Вода)

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов.

4.2.2 Получение соляной кислоты и опыты с ней

Описание данной работы смотри на стр. 9.

4.2.3 Получение аммиака и изучение его свойств

Описание данной работы смотри на стр. 14.

4.2.4 Получение этилена и изучение его свойств

Описание данной работы смотри на стр. 9.

4.2.5 Распознавание минеральных удобрений

Цель работы: Распознать образцы азотных, фосфорных и калийных удобрений. Оборудование: Пробиркодержатель, штатив со стеклянными пробирками, склянка для сбора обработанных реактивов, содержащих серебро, банка для других отходов, графитовый стержень, сухое горючее, спички. Вещества: Медь, серная (1:2) и азотная (10%-я) кислоты, 1%-й раствор нитрата серебра, 10%-й раствор хлорида бария, 20%-й раствор гидроксида натрия, три образца удобрений в пробирках, пронумерованных, дистиллированная вода.

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением

данной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов и ожоги.

4.3 Лабораторные работы, в которых используются щелочи

4.3.1 Реакции обмена в растворах электролитов

Цель работы: 1. Изучить три случая, при которых идут реакции обмена (выделение газа, образование воды, осадка). 2. Получить карбонат из имеющихся реактивов. Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, емкость для отходов. Вещества: Растворы: гидроксилов натрия и кальция, соляной кислоты, карбонатов калия и железа(III), нитрата калия, фенолфталеина.

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно попадание на кожу гидроксида натрия.

4.3.2 Распознавание минеральных удобрений

Описание данной работы смотри на стр. 11.

4.3.3 Качественное определение углерода и водорода в органических веществах

Цель работы: Установить наличие элементов углерода, водорода в составе любого предложенного углеводорода (парафина, метана) Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, пробирки с газоотводными трубками, медные проволоки, спирально завернутые на конце, стеклянная палочка, химические стаканы (2шт.) емкостью не менее 150мл, сухое горючее, спички. Вещества: Парафин, вазелин, хлороформ, сульфат меди(2) безводный, растворы гидроксидов кальция и бария, оксид меди(2), спирт и галогенопроизводные органические вещества.

Рис. 4. Лабораторная установка

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов и ожоги.

4.4 Лабораторные работы, в которых выделяется хлор

4.4.1 Качественное определение углерода, водорода и хлора

Цель работы: Установить наличие углерода, водорода и хлора в органическом веществе. Оборудование: Штатив со стеклянными пробирками, газоотводная трубка, пробиркодержатель, сухое горючее, спички. Вещества: Оксид меди(2), парафин, обезвоженный медный купорос, известковая вода.

.

Рис. 5. Лабораторная установка

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов и ожоги.

4.5 Лабораторные работы, в которых возможны возникновения пожаров

4.5.1 Получение и свойства кислорода

Описание данной работы смотри на стр. 10.

4.5.2. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах

Описание данной работы смотри на стр. 12.

4.5.3 Получение этилена и изучение его свойств

Описание данной работы смотри на стр. 9.

4.5.4 Получение бромэтана

Цель работы: Получение бромэтана из смеси этилового спирта, серной кислоты и бромида калия. Оборудование: Штатив со стеклянными колбами, холодильник, сухое горючее, спички. Вещества: Серная кислота, бромид калия, этиловый спирт, вода.

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов и ожоги, возможно попадание кислоты на кожу.

Рис. 6. Прибор для получения бромэтана

4.6. Лабораторные работы, в которых выделяется аммиак

4.6.1 Получение аммиака и изучение его свойств

Цель работы: Получить аммиак по реакции гидроксида кальция с хлоридом аммония. Оборудование: Лабораторный штатив, штатив со стеклянными пробирками, фарфоровая ступка с пестиком, ложечка или шпатель, стеклянные палочки, пробка с держателем, сухое горючее, спички, вата. Вещества: Кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, вода, раствор фенолфталеина.

Рис. 7. Прибор для получения аммиака

Опасности, которые могут быть связаны с выполнением данной

лабораторной работы

Возможны порезы при использовании стеклянной посуды, возможно возгорание находящихся по близости предметов, возможно выделение аммиака в воздух.

5. Разработка памяток безопасности

При анализе опасностей, которые возникают при проведении основных лабораторных работ (изучено 10 работ, выполняемых учащимися разных классов) установлено, что наибольшая вероятность несчастных случаев связано с работой со стеклянной посудой и с работой с опасными химическими веществами [7, 9, 11]. К опасным химическим веществам, которым должно быть уделено внимание в памятках безопасности относится: аммиак, хлор, уксусная, соляная и серная кислоты, едкий натр. Именно для выше перечисленных опасных факторов, с учетом современных требований [2-6], разработаны приведенные ниже памятки безопасности.

Заключение

  1. Разработаны, с учетом современных требований, памятки безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии на основе изучения инструкций по безопасному выполнению лабораторных работ.

  2. Установлено, что применение памяток безопасности на каждом рабочем месте школьного кабинета химии позволит снизить вероятность травм и несчастных случаев.

  3. Разработанные для школьного кабинета химии ГБОУ Школа №1375 памятки безопасности, могут быть рекомендованы для использования в кабинетах химии средних общеобразовательных школ.

В Приложении приведены разработанные памятки безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии.

Приложение

Памятки безопасности при работе с опасными веществами и со стеклянной посудой в школьном кабинете химии

     
 

памятка безопасности при работе со стеклянной посудой

 
 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
 

ёмкости для хранения химических веществ, проведения химических реакций

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

 
   

- порезы рук осколками

- попадание осколков в глаза

- попадание химических соединений в кровь при порезах осколками загрязнённого стекла

- опасность получения ожогов от нагретой стеклянной посуды

 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

Запрещается:

- работать с изделиями, имеющими трещины или отбитые края

- нагревать нетермостойкие стаканы и колбы

- резко охлаждать нагретую посуду

- применять физическую силу при работе со стеклом

- нагревать жидкости в закрытых колбах, не имеющих сообщения с атмосферой

- поднимать крупные бутыли за горло (нужно переносить их 2-мя руками)

 
   

После работы:

- использованную стеклянную посуду вымыть в теплой чистой воде (при необходимости с мылом)

 
 

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 
   

Если стеклянная посуда разбилась:

- осколки убирать с помощью щетки и совка

 
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

При мелких ранах:

- Промыть водой

- Обработать дезинфицирующим раствором

- Наложить давящую повязку

При кровоточащих и глубоких ранах:

- Остановить кровь

- Промыть рану водой

- Обработать дезинфицирующим раствором

- Вызвать врача.

 
   

При попадании осколков в глаза:

- вызвать врача

При ожогах:

- охладить пораженное место водой

- обработать спиртом

- наложить стерильную повязку с синтомициновой эмульсией

Вызвать врача: звонить 03

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

Хлор, CI2

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: газ Цвет: желто-зеленый Запах: резкий, раздражающий

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

Хлор – ядовитый газ

- раздражает дыхательные пути и легкие

- возможны ожоги слизистых оболочек и отравление

- может вызывать отек легких

 
 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- при работе соблюдать осторожность

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- нельзя проверять интенсивность выделение хлора обонянием

 
     
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух или в проветриваемое помещение

- полезно вдыхание нашатырного спирта

- при удушье поводить ингаляции кислородом

- при остановке дыхания сделать искусственное дыхание без сдавливания рудной клетки

- вызвать врача

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
 

После завершения работы проветрить помещение

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

Уксусная кислота, CH3COOH

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: жидкость Цвет: бесцветная Запах: резкий характерный

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

- оказывает сильное раздражающее действие

- легковоспламеняющаяся жидкость

 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- при работе соблюдать осторожность

- беречь от открытого огня и нагревательных приборов

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- переливать из бутылей в мелкую тару в вытяжном шкафу при помощи сифона

- работать в предохранительных очках и резиновых перчатках

- после работы убрать рабочее место и вымыть руки

 
     
 

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 
   

При разливе уксусной кислоты:

- нейтрализовать щелочью, затем производить уборку

При пожаре:

- отключить электропитание

- убрать из помещения огнеопасные и взрывоопасные вещества

Звонить: 01

Способы тушения:песок, пожарное одеяло, углекислотный огнетушитель

Не применять:воду

 
 
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

При попадании на кожу:

- промывать проточной водой не менее 15 минут

- наложить примочки 2% раствором бикарбоната натрия

При попадании в глаза:

- 10-15 минут промывать проточной водой

- затем промыть 2%-м раствором бикарбоната натрия

- при сильных болях закапать 1-2 капли 1%-ого раствора новокаина

- вызвать врача

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух

- обратиться к врачу

При ожогах:

- охладить пораженное место водой

- обработать спиртом

- наложить стерильную повязку с синтомициновой эмульсией

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
   

- отработанную кислоту собрать в отдельную посуду и утилизировать надлежащим образом

- не сливать на землю, в водоемы

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

NH4, Аммиак

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: газ Цвет: бесцветный Запах: резкий, характерный

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

Аммиак - ядовитый газ

- раздражает дыхательные пути и легкие

- возможны ожоги слизистых оболочек и отравление

- может вызывать отек легких

 
 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- при работе соблюдать осторожность

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- нельзя проверять интенсивность выделения аммиака обонянием

 
     
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух или в проветриваемое помещение

- полезно вдыхание нашатырного спирта

- при удушье поводить ингаляции кислородом

- при остановке дыхания сделать искусственное дыхание без сдавливания рудной клетки

- вызвать врача

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
 

После завершения работы проветрить помещение

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

Соляная кислота, HCI

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: жидкость Цвет: бесцветная Запах: резкий

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

Сильная кислота:

- при попадании на кожу, в глаза вызывает тяжелые ожоги

- пары соляной кислоты поражают слизистые оболочки и легкие

- разъедает ткани, кожу и другие органические материалы

 
 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- при работе соблюдать осторожность

- не оставлять в открытой посуде

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- переливать из бутылей в мелкую тару в вытяжном шкафу при помощи сифона

- работать в предохранительных очках и резиновых перчатках

- после работы убрать рабочее место и вымыть руки

 
     
 

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 
   

При разливе соляной кислоты:

- нейтрализовать щелочью, затем производить уборку

В случае выделения ядовитых паров:

- надеть противогаз

 
 
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

При попадании на кожу:

- промывать проточной водой не менее 15 минут

- наложить примочки 2% раствором бикарбоната натрия

При попадании глаза:

- 10-15 минут промывать проточной водой

- затем промыть 2%-м раствором бикарбоната натрия

- при сильных болях закапать 1-2 капли 1%-ого раствора новокаина

- вызвать врача

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух

- обратиться к врачу

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
   

- отработанную кислоту собрать в отдельную посуду и утилизировать надлежащим образом

- не сливать на землю, в водоемы

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

Серная кислота, H2SO4

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: маслообразная жидкость Цвет: бесцветная Запах: нет

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

Сильная кислота:

- при попадании на кожу, в глаза вызывает тяжелые ожоги

- пары соляной кислоты поражают слизистые оболочки и легкие

- разъедает ткани, кожу и другие органические материалы

 
 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- для приготовления раствора приливать кислоту в воду при непрерывном помешивании

- не оставлять в открытой посуде

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- переливать из бутылей в мелкую тару в вытяжном шкафу при помощи сифона

- работать в предохранительных очках и резиновых перчатках

- после работы убрать рабочее место и вымыть руки

 
     
 

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 
   

При разливе серной кислоты:

- нейтрализовать щелочью, затем производить уборку

В случае выделения ядовитых паров:

- надеть противогаз

 
 
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

При попадании на кожу:

- промывать проточной водой не менее 15 минут

- наложить примочки 2% раствором бикарбоната натрия

При попадании глаза:

- 10-15 минут промывать проточной водой

- затем промыть 2%-м раствором бикарбоната натрия

- при сильных болях закапать 1-2 капли 1%-ого раствора новокаина

- вызвать врача

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух

- обратиться к врачу

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
   

- отработанную кислоту собрать в отдельную посуду и утилизировать надлежащим образом

- не сливать на землю, в водоемы

 
     
     
 

Памятка безопасности при работе с опасным веществом

 

Едкий натр, NaOH

 

Характеристики опасного вещества

 
 

Форма: твердые кристаллы Цвет: белый Запах: нет

 
 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАи окружающей среды

 
   

- вызывает тяжелые ожоги кожи и слизистых оболочек

- при попадании в глаза вызывает потерю зрения

- разъедает ткани, кожу и другие органические материалы

 
 
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 
   

- при работе соблюдать осторожность

- избегать попадания щелочи в глаза и на кожу

- кусочки щелочи брать только щипцами

- не оставлять в открытой посуде

- на рабочем месте запрещается принимать пищу, пить и курить

- переливать из бутылей в мелкую тару в вытяжном шкафу при помощи сифона

- работать в предохранительных очках и резиновых перчатках

- после работы убрать рабочее место и вымыть руки

 
     
 

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 
   

При разливе раствора едкого натра:

- нейтрализовать кислотой, затем производить уборку

В случае выделения ядовитых паров:

- надеть противогаз

 
 
 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 
   

При попадании на кожу:

- проматывать проточной водой не менее 15 минут

- наложить примочки разбавленным раствором уксусной кислоты

При попадании в глаза:

- 10-15 минут промывать проточной водой

- затем промыть 2%-м раствором борной кислоты

- вызвать врача

Отравление через дыхательные пути:

- вывести пострадавшего на свежий воздух

- обратиться к врачу

Вызвать врача: звонить 03

 
     
 

Правила утилизации

 
   

- отработанный раствор щелочи собрать в отдельную посуду и утилизировать надлежащим образом

- не сливать на землю, в водоемы

 
     

Список использованных источников и литературы

1. Глинка Н.Л.Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. — М.: КНОРУС, 2011. — 752 с.

2. ГОСТ Р 12.4.026 - 2001. «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и сигнальная разметка. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний и контроля.

3. ГОСТ 12.4.113 - 82 ССБТ. Работы учебные лабораторные. Общие требования безопасности.

4. ГОСТ 12.1.004- 91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

5. ГОСТ 12.1.007.76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

6. ГОСТ 12.4.011 - 87 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

7. Гузей Л.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват учреждений/ Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. – 7 изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.-288 с.

8. Долин П.А. Справочник по технике безопасности – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1984 – 824с.

9. Захаров Л.Н. Техника безопасности в химических лабораториях: Справ. Изд. – 2-е изд., перераб. И доп. – Л.; Химия, 1991 – 336с.

10. Кошелева М.К., Зубова И.Ю., Иванов Г.М. др. Памятки безопасности для химических лабораторий // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности» №5, 2004 г.

11. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

12. Химический энциклопедический словарь. Гл. ред. И.Л. Кнунянц. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 – 792 с.

Просмотров работы: 1162